Конспект урока соли 8 класс габриелян

Обновлено: 07.07.2024

Соли, их классификация и свойства.

Цель урока: Сформировать знания о классификации и свойствах солей.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть классификацию и химические свойства солей (взаимодействие с основаниями, кислотами, солями, метлами),

Развивающие: создать условия для формирования познавательных потребностей учащихся, развития умений сравнивать, анализировать, находить причинно–следственные связи, делать выводы, составлять уравнения химических реакций, выполнять лабораторные опыты, соблюдая правила ТБ, самостоятельно работать с дополнительными источниками, извлекая из них нужную информацию, четко излагать свои мысли.

Воспитательные: обеспечить формирование коммуникативных компетенций учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала.

Актуализация знаний.

Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

Какие соединения называются оксидами?

Укажите лишний оксид в каждой группе. Объясните ответ.

Слайд 1 А ) Na 2 O, CO, SO 3

Б ) CO 2 , CaO, K 2 O

В ) MgO, N 2 O 5 , SO 3

Установите соответствие между формулой оксида и соответствующей ему

формулой гидроксида. Слайд 2

С водой взаимодействуют: Слайд 3

Оксид железа ( III )

Оксид углерода ( IV )

Оксид фосфора ( V )

Оксид кремния ( IV )

Сколько оксидов записано в перечне P 2 O 5 , H 2 SO 4 , NaOH , Na 2 CO 3 , CO 2 :

Формулы кислотных оксидов записаны в ряду:

Cl 2 O, Mn 2 O 7 , P 2 O 5 3) CaO, MnO, N 2 O 5

N 2 O 3 , CO 2 , ZnO 4) SiO 2 , SO 3 , Na 2 O

Оба вещества взаимодействуют с оксидом серы ( VI ):

Основный оксид и нерастворимое основание

Основный оксид и щелочь

С оксидом лития взаимодействуют вещества, формулы которых:

А . NaCl Б . SO 3 В . HCl Г . NaOH Д . CuO

1) А и Б 2) В и Г 3) Б и Д 4) Б и В

Установите соответствие между формулой оксида и соответствующей ей кислотой.

ФОРМУЛА ОКСИДА ФОРМУЛА КИСЛОТЫ

Б . Mn 2 O 7 2) H 2 SO 4

В . SO 2 3) HMnO 4

Какой из оксидов, формула которого приведена, вступает в реакцию с водой с образованием основания?

Al 2 O 3 2) CuO 3) SiO 2 4) BaO

Сколько оксидов записано в перечне KOH , H 2 SO 4 , NaCl , Na 2 CO 3 , CO 2 :

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Формулы основных оксидов записаны в ряду:

Cl 2 O, Mn 2 O 7 , P 2 O 5 3) CaO, MnO, K 2 О

N 2 O 3 , CO 2 , ZnO 4) SiO 2 , SO 3 , Na 2 O

Оба вещества взаимодействуют с оксидом кальция:

HCl и Ba(NO 3 ) 2

H 2 O и H 2 SO 4

С оксидом магния взаимодействуют вещества, формулы которых:

А . NaCl Б . SO 3 В . HCl Г . NaOH Д . CuO

1) А и Б 2) В и Г 3) Б и Д 4) Б и В

Установите соответствие между формулой оксида и соответствующей ей кислотой.

ФОРМУЛА ОКСИДА ФОРМУЛА КИСЛОТЫ

А. SO 2 1) H 2 CO 3

Б . N 2 O 5 2) H 2 SO 4

В . С O 2 3) HNO 2

Какой из оксидов, формула которого приведена, вступает в реакцию с водой с образованием основания?

Al 2 O 3 2) CaO 3) SiO 2 4) CO 2

Изучение новой темы.

Перечислите основные классы неорганических соединений.

Свойства, каких классов соединений мы с вами изучили?

Давайте вспомним, какие соединения относятся к солям.

Слайд 5. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и ионов кислотного остатка.

Слайд 6. Задание. Из предложенных веществ выберите только формулы солей. Дайте им названия . Ca С O 3 , NaCl, KOH, SO 2 , H 2 SO 4 , Fe 2 (SO 4 ) 3 , CuS, Mg(OH) 2 , HCl, Cu(OH) 2 , Zn(NO 3 ) 2 , NaOH, Ba(OH) 2 , HNO 3 , Al 2 O 3 , Ca 3 (PO 4 ) 2 , CO 2 , Cr(OH) 3.

Слайд 7. Ещё в начале XIX в. шведский химик Й. Берцелиус сформулировал определение солей как продуктов реакций кислот с основаниями, или соединений, полученных заменой атомов водорода в кислоте на металл. По этим признакам соли делят на средние, кислые и основные.

Слайд 8. Так, средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл. Именно эти соли вам уже известны. Например,

Na 2 CO 3 – карбонат натрия

Al 2 ( SO 4 ) 3 – сульфат алюминия

Ba ( NO 3 ) 2 – нитрат бария

Эти соли диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка.

Составьте уравнения диссоциации данных солей. (работа у доски)

Слайд 9. Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл.

NaHSO 4 – гидро сульфат натрия

KHCO 3 – гидро карбонат калия

CaHPO 4 – гидро фосфат кальция

Эти соли диссоциируют ступенчато. На первой ступени образуется катион металла и анион кислотного остатка, содержащий ион водорода, а на второй ступени отщепляется ион водорода и кислотный остаток.

NaHSO 4 = Na + + HSO 4 -

HSO 4 - ↔ H + SO 4 2-

Слайд 10. Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток.

( CuOH ) 2 CO 3 – гидроксокарбонат меди ( II )

Mg ( OH ) Cl – гидроксохлорид магния

Эти соли также диссоциируют ступенчато: сначала отщепляется катион металла, содержащий гидроксогруппу и анион кислотного остатка, а затем отщепляется катион металла и гидроксогруппа.

Mg(OH)Cl = MgOH + + Cl -

MgOH + ↔ Mg 2+ + OH -

Слайд 11.Химические свойства.

Взаимодействуют с металлами

С растворимыми основаниями

Взаимодействие солей с щелочами.

Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с щелочами.

Оборудование и реактивы: хлорид железа ( III ), хлорид бария, сульфат аммония, гидроксид калия, 3 пробирки, спиртовка, пробиркодержатель.

Правила техники безопасности.

Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

Содержание и порядок выполнения опыта.

В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

1 пробирка: хлорид железа ( III ) и гидроксид калия;

2 пробирка: сульфат аммония и гидроксид калия;

пробирка: хлорид бария и гидроксид калия.

Немного нагрейте содержимое 2-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Возможное протекание реакции

Признак химической реакции

Уравнение химической реакции

Сделайте вывод. Соли вступают в реакции обмена с щелочами, при этом образуется____________ и ________________. Соли реагируют с основаниями в том случае, если образуется __________ или ______________ .

Взаимодействие солей с кислотами.

Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с кислотами.

Оборудование и реактивы: карбонат натрия, хлорид бария, карбонат кальция, нитрат натрия, серная кислота,3 пробирки.

Правила техники безопасности.

Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

Содержание и порядок выполнения опыта.

В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

1 пробирка: хлорид бария и серная кислота;

2 пробирка: карбонат натрия и серная кислота;

3 пробирка: нитрат натрия и серная кислота.

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Возможное протекание реакции

Признак химической реакции

Уравнение химической реакции

Сделайте вывод. Соли вступают в реакции обмена с кислотами, при этом образуется _______________ и _________________. Соли реагируют с кислотами в том случае, если образуется __________ или ______________ .

Взаимодействие солей с солями.

Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с солями.

Оборудование и реактивы: сульфат натрия, хлорид бария, нитрат натрия, хлорид натрия, сульфат калия, 2 пробирки.

Правила техники безопасности.

Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

Содержание и порядок выполнения опыта.

В двух пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

1 пробирка: хлорид бария и сульфат натрия;

2 пробирка: хлорид натрия и сульфат калия;

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Возможное протекание реакции

Признак химической реакции

Уравнение химической реакции

Сделайте вывод. Соли вступают в реакции обмена с солями, при этом образуется _______________ и _________________. Соли реагируют с солями в том случае, если образуется __________ .

Взаимодействие растворов солей с металлами.

Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с металлами.

Оборудование и реактивы: металлы: железо, свинец, медь; сульфат меди ( II ), сульфат железа ( II ), 3 пробирки.

Правила техники безопасности.

Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

Содержание и порядок выполнения опыта.

Возьмите три пробирки. В 1 –ю пробирку поместите кусочек железа, во 2-ю – свинцовую пластинку, а в 3-ю – медную проволоку.

Налейте в 1-ю и 2-ю пробирки по 2-3 мл раствора сульфата меди ( II ), а в 3-ю – раствор сульфата железа

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Возможное протекание реакции

Признак химической реакции

Уравнение химической реакции

Сделайте вывод. Растворы солей взаимодействуют с металлами при соблюдении следующих условий:

Каждый металл вытесняет из растворов ______________ другие металлы, находящиеся в ряду напряжений ___________________ его;

В результате реакции должна образоваться _______________________ соль;

Для таких реакций не рекомендуется использовать металлы, взаимодействующие с ______________ .

Обобщить знания о условиях протекания химических свойств (вписать выводы, которые сделали учащиеся во время лабораторной работы)

Соль + щёлочь

Соль + щёлочь = новая соль + новое основание

Соли реагируют с основаниями в том случае, если образуется газ или осадок

Соль + кислота

Соль + кислота = новая соль + новая кислота

Соли реагируют с кислотами в том случае, если образуется газ или осадок

Соль 1 + соль 2

Соль 1 + соль 2 = соль 3 + соль 4

Цель: Сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, Таблица растворимости солей, кислот и оснований.

Реактивы: образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия.

Содержание материала

К (I); N(IV); Cu(II); Al(III)

Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа).

Составьте химические формулы оснований по их названиям: а) гидроксид натрия; б) гидроксид бария; в) гидроксид меди(II);

Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток).

– выпишите формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований.

(После выполнения этого задания остаются формулы солей)

Действительно, появились вещества, которые нельзя отнести к изученным классам, образуем еще одну группу и запишем новые вещества.

И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, прочтем некоторые интересные факты.

Это вещество входит в состав крови человека.

Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.

Оно содержится в Мировом океане.

Из него в Боливии строят отели.

Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!

Как называется класс веществ, который мы будем изучать?

Этот класс веществ называется соли.

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Соли могут быть образованы кислородосодержащей кислотой и бескислородной кислотой.

Название соли, образованной кислородосодержащей кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом - ат( для высшей с.о. неметалла в кислотном остатке) или с суффиксом –ит ( для низшей с.о.неметалла в кислотном остатке) в именительном падеже и названия иона металла в родительном падеже, с указанием переменной с.о.металла.

Cu(NO3 )2- нитрат меди(II), Na2СO3 – карбонат натрия, Ca3 (PO4 )2 – фосфат кальция.

Названия соли, образованной бескислородной кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом- ид ( в именительном падеже) и названия иона металла ( в родительном падеже) с указанием переменной с.о.металла.

Например, LiCl- хлорид лития, Na2S- сульфид натрия, FeBr3-бромид железа(III).

Кислотный остаток образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. В таблице представлены формулы кислот, кислотных остатков и их заряды.

Название кислотного остатка

Вернемся в нашим трем солям NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2 и дадим им названия:

Название соли

Название кислотного остатка

Название металла в родительном падеже

NaCl хлорид натрия

Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.

Важнейшие представители солей.

Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

Карбонат кальция.

Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.

Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.

Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.

Подведение итогов урока:

Соли- сложные соединения, в состав которых входят ионы металлов и кислотные остатки.

По растворимости в воде соли бывают хорошо растворимыми, малорастворимыми и нерастворимыми.

Все соли натрия и калия хорошо растворимы в воде.

Хлорид натрия - поваренная соль, карбонат кальция- мел, мрамор и известняк, фосфат кальция имеет большое значение в природе и жизни человека

Закрепление материала

Задания 1. Выбери один правильный ответ

а) сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с кислотными остатками;

б) сложные вещества состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп;

в) сложные вещества состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород;

г) сложные вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

2.Формулы только солей записаны в ряду

3.Вещество формула которого К2СO3 называется

а) карбонат кальция в) карбонат калия

б) нитрат кальция г) хлорид кальция

4.Вещество формула которого Na2SO4 называется

а) карбонат натрия в) хлорид натрия

б) сульфат натрия г) нитрат натрия

5.Хлориду алюминия соответствует формула

6.Ортофосфату натрия соответствует формула

7. При нагревании СаCO3 разлагается на

8.Формула медного купороса

а) CuSO4 · 2H2O в) CuSO4 · 4H2O

б ) CuSO4 · 3H2O г ) CuSO4 · 5H2O

9. Установите соответствие между названия солей и формулы

Названия солей Формулы

10. Установите соответствие между названия солей и кислот

Названия солей Названия кислот

1) хлорид а) ортофосфорная

2) ортофосфат б) угольная

3) карбонат в) соляная

4) сульфат г) азотная

5) нитрат д) серная

Домашнее задание: Параграф 21, выучить таблицу с названиями солей.

Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны:

Формула поваренной соли КСl

Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

Соль фосфат магния нерастворима в воде.

К2СО3 – это формула карбонат кальция

В данном перечне веществ находится 3 формулы соли:

1) нет,2)да, 3)да, 4)нет, 5)да

Ключи: 1) 1 2) г 3)в 4)б 5) а 6)а 7) б 8) г

9) 1-а, 2-в, 3-г, 4-б, 5-е

10)1-в, 2-а, 3-б, 4-д, 5- г.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты:

изучить состав солей;

изучить названия солей;

продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента

продолжить формирование умений описывать и различать изученные классы неорганических соединений

Метапредметные результаты:

продолжить развивать умение формирование гипотез,

продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,

продолжить развивать умение работать в группах.

продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации

Личностные результаты: 1.сформировать умения управлять своей учебной деятельностью

2. помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Аннотация.docx

Базовый учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014

Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь: составлять формулы солей; давать им названия; отличать соли от других классов неорганических соединений. Чтобы воздействовать на мотивационную сферу детей, сообщаю план урока, в конце урока – самооценка по оценочной шкале.

Выбранный для просмотра документ План-конспект.docx

Конспект составила Воробьёва И. Г. , учитель химии и биологии М Б ОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 имени братьев Могилевцевых г. Брянска

Конспект отредактирован после проведения урока с поступившими ответами учеников

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепление изученных ранее знаний.

Вид урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Сформировать понятия о солях;

Закрепить умение определять степень окисления по химическим формулам

Составлять химические формулы.

Отличать соли от других классов неорганических соединений.

УУД . I. Личностные:

Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.

Формирование умения анализировать и обобщать данные, классифицировать вещества, записывать и читать химические формулы, применять правила на практике. Приобретение навыков самостоятельной работы.

Развивать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ход его реакции, так и в конце действия.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, растворы солей NaCl,CuSO4,Na2CO3, лакмусовая бумажка и пробирки, таблица растворимости кислот, оснований, солей.

Организационный этап

Этап актуализации

Этап осмысления

Постановка домашнего задания

Организационный этап

Приветствие детей. Учащиеся приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Создание учителем благоприятного психологического настроя на работу.

Учитель: Здравствуйте ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Итак, начнём наш урок! На столах у каждого из вас лежит лист для самооценки. (Приложение №4) В конце урока каждый должен оценить свою работу, по соответствующим критериям, поэтому будьте внимательны.

Этап актуализации

Проверка домашнего задания:

а) Взаимная проверка. Учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют выполненное задание, выставляют оценку в оценочный лист и рассказывают о допущенных ошибках, обсуждая спорные вопросы.

б) Некоторые учащиеся работаю с индивидуальными карточками ( Приложение № 1)

в) Опрос- светофор. Создание проблемной ситуации (Приложение №2)

г) Фронтальная беседа с учащимися по вопросам

Учитель: Какие формулы соединений не выбраны?

Учащиеся: NaCl , Ca 3 ( PO 4 ) 2 , CuSO 4 (слайд 2)

Учитель: Почему?

Учащиеся: Не подходят ни к одному классу.

Учитель: К какому классу можно отнести эти вещества?

Учащиеся: Не известно

Учитель предлагается учащимся прочитать текст и догадаться о каком веществе в нём идёт речь. (слайд 3)

У травоядных животных потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам, чтобы его добыть. Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой. В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества; это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации; говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Учитель: О каком веществе идёт речь?

Учитель: Вот так мы подошли к теме урока. Давайте попробуем её сформулировать (Учащиеся формулируют тему). С чего обычно мы начинаем наш урок?

Учащиеся: С постановки целей и задач. Составляем звёздочку обдумывания. (слайд 4)

4.Этап осмысления

На доске представлена таблица№1

Учитель: Ребята, какую колонку мы уже можем заполнить?

Учащиеся: Первую

Учитель: Хорошо. Что вы уже знаете о классе соли?

Что я знаю ?

Что я узнал ?

Где мне это пригодится ?

Учитель: Обратите внимание на слайд 6 и скажи мне соли это простые вещества или сложные?

Учащиеся: сложные

Учитель: Проанализируйте состав солей

Учащиеся: В состав солей входит металл и кислотный остаток.

Учитель: Попробуйте сформулировать определение данного класса.

Учащиеся: Cоли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.

Общая формула солей - Me x A y, где Ме- метал

А – кислотный остаток

x, y – число атомов.

Сформулируем алгоритм действий при составлении формулы соли и запишем его.

Алгоритм действий при составлении формулы соли

1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.

2. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.

3. Разделить полученное число:

-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;

-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.

Проверка : произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка.

Привести примеры: NaCl , Ca 3 ( PO 4 ) 2 , CuSO 4

Учитель : Как мы можем различить растворы кислоты и основания, если это обе прозрачные жидкости?

Учащиеся: С помощью индикатора – лакмусовой бумажки: в кислой среде – красный цвет, а в щелочной – синий.

Учитель: А как вы думаете, какого цвета будет лакмусовая бумажка в растворе соли?

Учащиеся: Это зависит от того какой металл и какой кислотный остаток входит в состав соли.

Учитель: Всё верно! Давайте с вами проведём опыт, но для начала вспомним инструктаж по технике безопасности. Как правильно проводить эксперименты? ( учащиеся рассказывают инструктаж по технике безопасности).

Учитель: Учитель проводить опыты и походу ведёт объяснения.

Это зависит от соли.
Если соль сильного основания и сильной кислоты (например, NaCl), то фиолетовый - реакция раствора нейтральная.
Если соль слабого основания и сильной кислоты (например, CuSO4), то красный - реакция раствора кислая.
Если соль сильного основания и слабой кислоты (например, Na2CO3), то синий - -реакция раствора щелочная. ( слайд 8)

Учитель: Кроме того, все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. К первой группе относится: NaCl, K 2 SO 4 , ZnCl 2 , а ко второй: BaSO 4 , CaCO 3 . Как можно узнать растворимая соль или нет?

Учащиеся: Попробовать растворить ее.

Учитель: Правильно! А если соли под рукой нет? Тогда нам необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет. Таблица находится на форзаце учебника .( слайд 9)

Название соли = название кислотного остатка + название металла + степень окисления металла (в родительном падеже)

Пользуясь таблицей, давайте попробуем составить названия следующих солей:

KNO 3 - нитрат калия

BaSO 4 – сульфат бария

AlCl 3 – хлорид алюминия.

Теперь сделаем обратное задание, по названию соли составим ее формулу:

Сульфид натрия

Учитель: А теперь давайте закрепим полученные знания, самостоятельную работу, а потом сделаем самопроверку.

Расставьте индексы и дайте названия следующим веществам (заранее написаны на обороте доски) учащиеся по желанию выходят к доске и делают по этому примеру:

Составьте формулы следующих солей:

Хлорид ртути (II)

Учитель: Возвращаемся к таблице №1, которую заполняли в начале урока и заполняем вторую и третью колонку. Учащиеся подводят итоги урока, выставляют себе отметку за урок. (Приложение№4)

Приложение №1

Карточка №1

Дать названия веществам, и определить класс:

Карточка №2

Дать названия веществам, и определить класс:

Карточка №3

Дать названия веществам, и определить класс:

Приложение №2

В качестве светофора выступают листы цветной бумаги. Каждому учащемуся заранее были выданы два цветных кружка: красный и зелёный.

Задание : Нужно распределить по классам формулы указанных веществ, помимо этого, каждому веществу нужно дать название и пояснить, почему он относится именно к этому классу.

По очереди разбираем каждую формулу. Учитель показывает на соединение, а учащиеся поднимают кружки соответствующего цвета и отвечают на вопросы. Если на вопросы базового уровня ученик показывает красный кружок- это сигнал тревоги. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. (слайд №1)

Учитель: Какие вещества называются оксидами?

Учащиеся: Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. CaO -оксид кальция, CO 2 –оксид углерода( IV ) , MgO -оксид магния.

Учитель: Какие вещества называются основаниями?

Учащиеся: Основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH . Ca (ОН) 2 -гидроксид кальция, NaOH - гидроксид натрия, Ba(OH) 2 – гидроксид бария.

Учитель: Какие вещества называются кислотами?

Учащиеся: Кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков. H 2 CO 3 – угольная кислота, H 2 SO 4 -серная кислота, HNO 3 -азотная кислота..

Приложение №4

Оценочный лист

Фамилия Имя

1.На уроке я работал (активно/ пассивно)

2.Проверка домашнего задания:

А. Проверка домашнего задания в тетради

Максимальная оценка 5 баллов

Б. Индивидуальные карточки, ответы на вопросы

Максимальная оценка 5 баллов

3.Работа на уроке ( ответы на вопросы, выступление с мини-проектами, выполнение всех заданий)

Максимальная оценка 5 баллов

4.Выполнение самостоятельной работы

1.Расставьте индексы и дайте названия следующим веществам:

2.Составьте формулы следующих солей:

Хлорид ртути (II)

Максимальная оценка 5 баллов

4.Моя оценка за урок

9 баллов и менее- дополнительное задание к следующему уроку.

Источники информации:

Г. И. Шелинский А. Д. Смирнов Методика обучения химии, М., 1965

Габриелян О. С. Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений.- 7-е изд., стереотип.-М.:дрофа, 2003

Селевко Г . К . Современные образовательные технологии . – М.: Народное образование , 1998.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Выяснить почему соли являются производными кислот и оснований?

Задачи урока: Обучающие.Дать определение солей.

2. Рассмотреть состав и название солей.

3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.

4. Научить, составлять формулы солей.

5. Познакомить с физическими свойствами солей.

6. Познакомить учащихся с классификацией солей.

Развивающие: развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.

Воспитывающие: воспитание толерантности, ценностного самосознания, умение работать в парах, индивидуально, в коллективе.

Химия 8 класс.

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.

Урок с использованием ИКТ.

Цель урока: Выяснить почему соли являются производными кислот и оснований?

Задачи урока: Обучающие.Дать определение солей.

2. Рассмотреть состав и название солей.

3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.

4. Научить, составлять формулы солей.

5. Познакомить с физическими свойствами солей.

6. Познакомить учащихся с классификацией солей.

Развивающие: развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.

Воспитывающие: воспитание толерантности, ценностного самосознания, умение работать в парах, индивидуально, в коллективе.

Методы: частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Форма организации деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи: биология, география.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками, пословицы на доске, девиз.

Реактивы: Образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия, сульфат магния.

Постановка цели и задач урока.

Учитель обращает внимание учащихся на девиз урока.

Слай-ды 2 – 11

Слай-ды 12-13

Проверка изученного материала.

Домашнее задание

С классом проводится фронтальный опрос:

Какие классы веществ вы знаете?

Что такое оксиды?

Что такое основания?

Что такое кислоты?

Что такое основные оксиды, (кислотные оксиды, амфотерные)?

Тест учащиеся выполняют письменно по вариантам (Сдайд5): Определите ряд формул, состоящих только из кислотных(1 вариант); основных оксидов – 2 вариант

Слайд (6) Слайд 6. Выберите из списка веществ формулы только кислот (1 вариант)

только оснований (2 вариант):

Слайд 7. Выберите формулу оксида серы (IV) – 1 вариант, оксида углерода (II) – 2 вариант:

Слайд 8. Выберите формулу серной кислоты – 1 вариант, сернистой – 2 вариант:

Слайд 9. . Выберите формулу гидроксида калия – 1 вариант, гидроксида кальция – 2 вариант:

Слайд 10 Выберите формулы растворимого в воде основания – 1 вариант, нерастворимого в воде основания:

Слайд 11. Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на красный – 1 вариант, на синий – 2 вариант:

а) НСI б) H2SO4 в) NaOH г) KOH

Учащиеся меняются попарно листочками и проверяют выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки.

Слай-ды 14 - 15

Слай-ды 24 – 25

Слай-ды 26-27

Объяснение нового материала.

Учитель просит из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство - во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).

Учитель просит учащихся сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране.

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Образование соли хлорида натрия и выяснение у учащихся, почему соли считаются производными кислот и оснований? (ответ: они образуются из кислот и оснований)

Учитель просит обратить внимание учащихся на некоторых представителей солей: поваренная соль (обращает внимание на пословицы на доске) , гипс, железный купорос, медный купорос, карбонат кальция, сульфат магния. Учащиеся рассказывают (2 учащихся) кратко о поваренной соли и карбонате кальция.

Учащиеся, работая в парах, знакомятся с образцами солей и проводят лабораторную работу, заполняя таблицу.

Название вещества

Карбонат кальция

Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос

Хлорид натрия

Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос

Сульфат магния

Учащиеся после выполненной работы делают выводы. Соли представляют из себя твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.

Номенклатура солей

Название кислотного остатка

Название металла в родительном падеже

С.О. или вал. металла

Формулы кислотных остатков и их названия.

Задание 1:По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия.

Задание 2: С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия (Слайд 25):

При составлении формулы соли необходимо:

расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков;

по правилу креста расставить коэффициенты.

Чётные коэффициенты сократить.

IV. Закрепление. Составьте формулы: сульфата натрия, сульфата кальция, сульфата железа(III).

Классификация солей

По составу: средние, кислые, основные (определения учащиеся формулируют сами)

По растворимости: растворимые в воде и нерастворимые

Задание 3: Определить степени окисления каждого элемента для солей: Na2CO3, MgSO4, K3PO4 и дайте названия солям.

Определение степеней окисления каждого элемента аналогично кислотам:

Na +1 2C Х O3 -2 +1 + Х + (-2)∙3 = 0 Х = + 4

Фронтальный опрос класса:

По цели урока и задачам урока

Дать названия веществам: Ca(NO3)2, K2SO3, Li2CO3, CuSO4. Определить растворимость этих веществ № 1 после & 21

Составить формулы солей: нитрита магния, силиката натрия, фосфата кальция.

Учащиеся зачитывает стихотворение о солях.

V. Домашнее задание:

§ , 21 Упр.2, 3, наизусть названия солей: на примере металла натрия (учитель даёт памятку для каждого учащегося)

NaCI - хлорид натрия

Na2S - сульфид натрия

NaNO3 - нитрат натрия

NaNO2 - нитрит натрия

NaF - фторид натрия

NaBr - бромид натрия

NaI - иодид натрия

VI. Итоги урока. Оценки.

Приложение: Слайды.

Список литературы.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.

3. Ресурсы Интернета.

В ходе занятия учащиеся смогут:

- актуализировать знания по классам неорганических соединений;

- расширить представление о солях, рассмотрев состав и названия солей;

- самостоятельно приобрести и поделиться информацией о важнейших представителях неорганических солей;

- продолжить обучение определения с.о. элементов и зарядов ионов в сложных веществах (солях);

- начать знакомство с генетическими рядами металла и неметалла (без реакций);

- продолжить формирование навыков анализа понятийного аппарата, работы с СD – ресурсами (проводить поиск, обработку и систематизацию информации), участия в дискуссии, делать обобщающие выводы, практических умений и навыков;

- развивать умение понимать и принимать чужую позицию при работе в группе (воспитание толерантности, ценностного самосознания).

Поваренная соль

Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

Карбонат кальция.

Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.

Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.

Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.

Читайте также: