Конспект урока снежная королева 4 класс пнш

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения в 4 классе

Учитель: Володько Г.Н.

Цели и задачи урока:

· формировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования;

· обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; познакомить с биографией X. К. Андерсена и обобщить знания учащихся о сказках писателя;

· учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; учить слушать музыку.

Планируемые результаты:

Предметные умения

Метапредметные умени я

Личностные УУД:

Знать законы волшебной сказки, особенности ГЕРОЯ волшебной сказки; знать особенности народной волшебной сказки и авторской волшебной сказки.

Уметь доказывать, что данный персонаж является ГЕРОЕМ волшебной сказки; обосновывать своё высказывание о герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками; находить в тексте описания; давать характеристику сказочным персонажам и ГЕРОЮ сказки.

Уметь слушать музыкальное произведение (звуки таинственного волшебного мира)

Уметь инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Уметь иллюстрировать текст.

Уметь писать творческие работы: синквейны о героях, отзыв о прочитанной книге и др.

Регулятивные УУД:

- овладеть умением прогнозировать;

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации в словарях;

- перечитывание текста с разными задачами.

Коммуникативные :

-умение выражать свои мысли, оценки;

-уметь работать в группах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать своё мнение

- формирование умений ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих;

-способность к самооценке;

-развивать чувство уверенности в своих возможностях;

-знать правила поведения на уроке;

-умение работать в группе;

-умение оценивать свою работу

Организация пространства

Ресурсы (материальная база)

- интерактивная доска, презентация

Структура (план) урока:

7.Итог урока. Рефлексия. 8. Оценка урока. Оценка работы учащихся. 9.Домашнее задание.
Организационный момент

Слово учителя Слайд 1.

Гостей поприветствовать нужно,

Вертеться назад ни к чему.

Сегодня работаем дружно,

Урока отгадывая тему.

Вы должны угадать, как называется сказка ,над содержанием которой мы будем сегодня работать ,и кто ее автор.

Перед вами творческие работы ваших одноклассников синквейн Дружаевой Ангелины.

3. Сочиняет, путешествует, знакомится.

4. Мой самый любимый писатель.

3. Сочиняет, путешествует, знакомится.

4. Мой самый любимый писатель.

Ребус от Елистратова Никиты Слайд 3.

Описание: Описание: ребусы с ответами

Сегодня у нас будет не обычный урок, а урок – презентация талантов. Мы будем работать в группах:

-Какие цели стоят перед нами?

Р ассказывать…

О пределять…

К онтролировать…

3 .Вызов: актуализация знаний, побуждение интереса к сказке

1. Актуализация знаний

а) Работа по содержанию

· Как называется глава, произведения которой мы читаем?

· С какими произведениями устного народного творчества мы познакомились?

· На какие две группы можно разделить сказки?

· Какую авторскую сказку прочитали?

Слайды 10-13.

· Что общего в авторской сказке и народной?

- Особенности сказочного героя.

Давайте вспомним, чем авторская сказка отличается от народной .

- В авторской сказке в описании предметов и событий есть много подробностей и деталей.

- Авторская сказка больше интересуется миром чувств.

- В авторской сказке любовь важнее, чем волшебство.

2.Беседа об авторе Слайд 11.

Настрой на групповую работу.

В ходе групповой работы наши розы на групповых табло должны превратиться в пышные букет. Но распустятсярозы или нет будет зависеть от вашей активности на уроке.

2005 год был объявлен Юнеско Годом Андерсена. Почему?

(В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения Андерсена)

И вы ,ребята, родились в этот особенный год. Поэтому такие талантливые. Наш сегодняшний урок – пусть станет презентацией ваших талантов. .

Истоки характера Андерсена – в его детстве.

« В цветущей Дании, где свет увидел я, берёт мой мир своё начало.

4.Осмысление содержания. Актуализация опорных знаний.

Слайд 1 4.

Проблемный вопрос:

Как вы думаете, почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу? Ответ: Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды; дружба: готовая на подвиг; верность, которая смогла преобразить человека.

Герда Снежная королева

а) Определение жанра

· Какая это сказка?

б) Работа с текстом.

1. Инссенировка отрывка от группы артистов. Слайд 15.

· О чём рассказали Герде лесные голуби?

Ответы на вопросы хрестоматии литературоведами ( Слайды 16-18.)

· Упоминаются ли в пятой и шестой историях конкретные географические названия мест? ( Лапландия, Северный полюс, остров Шпицберген, Финляндия.) (Слайд)

· Встречаются ли такие подробности в народных сказках?

· Почему финка отказалась приготовить для Герды волшебный напиток? Прочитайте нужный отрывок.

· Как вы понимаете выделенные слова?

· Почему финка говорит, что не может сделать Герду сильнее, чем она есть?

Колдовство не сильнее веры чистого сердца.

· Найдите и зачитайте фразу, которая помогает понять самое главное в Герде.

· Что же более важно в авторской волшебной сказке: сила волшебных предметов или сила чувств?

6.История седьмая « Что случилось в чертогах Снежной королевыи что случилось потом? Защита рисунков иллюстраторами цитатами из текста.

Задание классу Каким ещё отрывком из сказки можно подписать данную иллюстрацию?( Выборочное чтение сказки)

Задание классу :Каким ещё отрывком из сказки можно подписать данную иллюстрацию?

Задание классу Каким ещё отрывком из сказки можно подписать данную иллюстрацию?( Выборочное чтение сказки)

7. Обобщение Слайды 20-21.

а) Беседа по вопросам

· В чём же заключается сила Герды? Найдите нужные строчки. Что же это за сила? (Слайд)

· В каких других сказках любовь оказывается сильнее волшебства?

· Что же характерно для авторских сказок? (Слайд)

в) Закрепление опорных знаний. Тестирование.
1. О том, что Кай жив, Герде сказали: орлы, розы, рыбы?
2. Заветное слово, которое Кай пытался сложить из льдинок во владениях Снежной королевы: снежинка, сосулька, вечность?
3. Владения Снежной королевы: пустыня, чертоги, усадьба?
4. Голуби сообщили Герде, что санки Кая несла на спине белая: курица, лошадь, собака?
5. Маленькая разбойница подарила Герде: башмачки, перчатки, рукавицы?
6. Герду к владениям снежной королевы вёз: козёл, олень, кабан?
7. Оружие маленькой разбойницы: лук, меч, нож?

· Сведения о композиторе (Материал для учителя.)

Э́двард Хагеруп Григ ( 15 июня 1843 — 4 сентября 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда, Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене, мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой. Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. В двенадцать лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку.

В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии. Годы, проведённые в Копенгагене, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится с видными её представителями, например, со знаменитым датским поэтом и сказочником Гансом Христианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена.

· Удалось ли вам представить тот таинственный мир, который создал музыкальными средствами норвежский композитор Григ? Поделитесь своими впечатлениями.

8. Итог урока.Рефлексия.

У: Наш урок я хочу закончить словами великого сказочника

« Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!

Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!

9. Оценка работы учеников.

Что увидели дети, вернувшись домой?

(Розы зацвели.)И розы на ваших ггупповых табло тоже распусились.


10. Оценка урока.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
За то, героям, вы так пригодились!
Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

2. Актуализация знаний

  • Какой у нас сейчас урок? (литературного чтения)
  • Каким должен быть урок? (интересным, поучительным, успешным)
  • А что значит быть успешным? ( значит нам будет интересно, понятно, все будут работать, комфортно на уроке, мы должны открыть какой – то секрет)
  • Что необходимо для успешного урока? ( всем активно и дружно работать, план урока, как будем работать)
  • Посмотрите на план нашей работы
  • Как называется глава, произведения которой мы читаем?
  • С какими произведениями устного народного творчества мы познакомились? (былинами, сказками)
  • На какие две группы можно разделить сказки? ( народные и авторские)
  • Что главное в народной сказке?

( способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость)

(особенности сказочного героя, волшебство)

  • Давайте вспомним, чем авторская сказка отличается от народной?
  • ( В авторской сказке в описании предметов и событий

есть много подробностей и деталей.

  • Авторская сказка больше интересуется миром чувст.
  • В авторской сказке любовь важнее, чем волшебство)
  • Ребята, а волшебство в авторской сказке бывает?

3. Проверка домашнего задания

(здесь любовь важнее, чем волшебство,

благодаря любви русалочка могла остаться в мире людей

русалочка мечтала о настоящей любви, а не о жалости)

  • Расскажите, что вы изобразили на своих рисунках

4. Определение темы и цели урока

  • - Послушайте песенку и определите тему урока
  • Какая сказка сегодня у нас в гостях?
  • - Какая это сказка? (авторская )
  • - Почему вы так решили? (написал её Ганс Христиан Андерсен)
  • - Какие цели мы можем поставить перед собой? Что я хочу узнать, чему научиться?
  • познакомиться с произведением и его героями
  • найти признаки авторской сказки
  • выразительно читать сказку
  • находить нужные цитаты
  • узнать есть ли волшебство в авторских сказках
  • Как достичь этих целей? (работать над содержанием сказки, слушать ответы одноклассников)

5. Беседа об авторе

  • На прошлом уроке было дано задание найти информацию об авторе.

Настя нашла не только информацию, но и сделала презентацию. Послушаем Настю.

Ханс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805г. в городе Оденсе на острове Фюн в Дании

Отец Ханса Кристиана (его тоже звали Ханс Кристиан) был башмачником, мастерил деревянные игрушки, устраивал театральные представления.

Маленький Андерсен придумывал пьесы, мастерил кукол, шил им наряды, разыгрывал представления.

Мать Анна Мари была прачкой из бедной семьи. В доме у них была необыкновенная чистота.

Учился Андерсен в школе для бедняков. Его часто наказывали, смеялись над ним. Мать перевела Ханса в еврейскую школу, но и там над ним смеялись одноклассники.

Отец ушёл на войну в наполеоновскую армию, вернулся весь израненный и вскоре умер. После смерти отца Андерсена сдали в подмастерья, позднее он начал писать сказки, которые мы любим сейчас и весь мир любит его сказки.

Работа с толковым словарем.

Откройте словарь и выясните значение слова тролль

Тролль – в скандинавской мифологии сверхъестественное, волшебное существо. Например, злой тролль.

( они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли

вредят людям, похищают скот, даже оказываются людоедами)

  • У Андерсена тролль – дьявол (злой дух, чёрт, сатана)

7. Работа над содержанием

  • История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках.
  • Как описан тролль в 1 истории?
  • Дьявол для Андерсена, как и для всякого христианина, - абсолютное воплощение зла. Его отличительные признаки: неправильное (искажённое) видение предметов и насмешливость.
  • Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?
  • Какими свойствами обладало зеркало, которое изобрёл злой тролль? Прочитайте об этом.
  • Можно ли сказать, что в нём всё выглядело как бы вывернутым наизнанку? Найдите нужную цитату.
  • Прочитайте вывод Маши (стр. 69). Вы соглашаетесь с её выводом?
  • Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или в сердце? Процитируй нужный отрывок из текста.
  • Вернёмся к целям, которые вы поставили. Узнать есть ли в авторской сказке волшебство? Что мы узнали из первой истории?

( да волшебство в сказке есть, тролль и ученики

смастерили зеркало,в котором всё казалось

  • Часто ли общались Кай и Герда?
  • Как относились дети друг к другу до несчастья с Каем?
  • Можно ли сказать, что они любили друг друга как брат и сестра? Что говорит по этому поводу Андерсен?
  • Какие строчки в начале этой части сказки подтверждают, что у детей общие интересы и увлечения?
  • Знаете ли вы, почему именно розы были единственными цветами, росшими в доме у детей?

(В доме царит любовь. Роза - символ любви и вечной женственности, эмблема Богоматери.)

(Бабушка понимает, что Снежная королева – это нечистая, злая сила, а упоминать её в христианском доме не принято, потому что это грех и можно привлечь эту силу в дом.)

  • При каких обстоятельствах Кай впервые увидел Снежную королеву?
  • Какой она показалась мальчику, что он почувствовал? Зачитайте нужные строчки.
  • Чего испугался Кай, увидев Снежную королеву впервые?
  • Догадываешься, почему Снежная королева явилась именно Каю?
  • Как вы думаете, почему после изображения Снежной королевы Андерсен повествует о приходе весны, лета, о ярком и ласковом солнце, красоте распустившихся роз?

(Злая сила ещё не проникла в героя, мир полон тепла и красок, а дети едины в своей вере.)

  • Что произошло с Каем летом? Нам об этом расскажут сами герои.
  • Почему изменилось его отношение к Герде и другим людям?
  • Что казалось Каю прекрасным раньше?
  • А в чём он видит красоту теперь? Из каких фрагментов текста это понятно?
  • Как описано второе появление Снежной королевы?
  • Найдите в тексте то место, где Кай преодолевает границу обычного мира и попадает в волшебный мир. (Слайд)
  • Какими глазами мальчик теперь смотрит на Снежную королеву, кажется ли она ему неживой и холодной?
  • Боится ли её Кай? Подтвердите строчками из текста. (Слайд)
  • Почему Кай, следуя за санями Снежной королевы, мчится из света во тьму?

г) Самостоятельная работа в парах. Чтение пересказа Евдокии Васильевны (стр. 77) (Слайд)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на осмысливание мотивов и поступков, чувств героев литературного произведения.

Норвидене С.Н.

учитель начальных классов

МАОУСОШ№1 г.Немана

Тип: урок усвоения новых знаний, умений

• выделить характерные черты личности Андерсена, характерные черты его творчества;

• показать связь содержания произведения с философскими убеждениями автора, его нравственными представлениями;

• учить видеть отношение автора к герою и изображаемым событиям, говорить об отношении автора, доказывая своё понимание этого отношения

Планируемые результаты

понимать позицию автора в произведении, обосновывать это понимание;

находить художественную деталь в повествовании, понимать роль детали для передачи отношения автора к описываемым событиям, роль детали в создании образа;

различать фантастическое и реальное в произведении, понимать роль фантастического элемента в произведении, объяснять его;

отбирать в тексте произведения фрагменты, подтверждающие понимание авторской позиции в произведении;

рассказывать о своём восприятии произведения;

осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

примерять высказывание к характеру героев.

Метапредметные:

регулятивные:

• ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности;

• внимательно слушать объяснения учителя и задание, уметь задавать вопросы на уточнение;

• определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи;

коммуникативные:

• понимать произведение в соответствии с замыслом автора;

• вести диалог с учащимися класса, с учителем;

• высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии.

• определять своё отношение к прочитанному;

• совершенствовать культуру речи;

• развивать способность сопереживать литературному герою;

• понимать и принимать позицию автора, с уважением относиться к этой позиции;

• стремиться к развитию эстетического вкуса;

• осознавать свою связь с окружающим миром, свою нравственную позицию.

Межпредметные связи: география (Дания); русский язык (значение слов фантастика, фантастический, символ, символический).

Ресурсы урока: Хрестоматия; слайды, подготовленные учителем, с портретом Андерсена.

Цели и задачи урока:

формировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования;

обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; обобщить знания убучающихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;

формировать умение отыскивать нужную информацию в книге; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);

формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);

учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;

учить детей примерять высказывание к характеру героев;

способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний. Рефлексия.


а). Учитель держит глобус.

- У меня в руках глобус. Это путеводитель. На нём обозначено место, которое напрямую связано с темой нашего урока.

- Поможет разгадать это место - книжная выставка.

(На выставке сказки Андерсена и одна книга другого автор).

- Что объединяет книги на выставке? Какие это сказки? (Авторские сказки).

- Какая книга здесь лишняя? Почему?

(Обучающиеся убирают книгу другого автора.)


- Какие сказки этого автора вы читали?

- Кто догадался, какой географический объект на глобусе? (На севере Европы маленькая скандинавская страна ДАНИЯ. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник — Ганс Христиан Андерсен.).


«Что такое сказка? Настоящая сказка?- задал вопрос отцу маленький Андерсен.

- Иными словами, это связь реального мира с фантастическим.

- Как вы понимаете слово фантастический? (Фантастический - значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты, мир морских чудищ, сирен и русалок).

- А что значит мир реальный? (Это мир, в котором мы живём).

- Прочитайте тему урока.

- Сформулируйте задачи урока?

В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии. Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится со знаменитым датским поэтом и сказочником Гансом Христианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена.

- Кого представили? Где оказались? Поделитесь впечатлениями. Опишите место.

- Я рада, что вам удалось представить тот таинственный мир, который создал музыкальными средствами норвежский композитор Григ.

5.Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы.

1). - В какой по счёту истории вы познакомились с главным действующим лицом – троллем? (История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках).

- Откройте хрестоматию (с.67). Работаем с текстом.

Как описан тролль в 1 истории? (прочитай фрагмент из текста).

Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?

Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или сердце?

2). - Используя эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту) назовите, какими становились люди?

На доске плакат:

(Учитель выделяет стикером правильные ответы)

- Но ведь мы не найдём эти эпитеты у автора.

- Откуда же мы знаем про эти человеческие качества? (К сожалению, эти качества встречаются не только в сказочном, но и реальном мире).

- А вы знаете таких людей, которые до сих пор носят в своём сердце осколки зеркала?

- А может, это именно они мучают животных, ломают деревья, причиняют зло и обиду, обзывают и оскорбляют?

- А может и кому-то из вас в сердце попали осколки зеркала злого тролля? (Я этому очень рада).

- Чем важна первая история для понимания сказки Андерсена?

6.Физминутка.

7.Обобщение и систематизация знаний.

- Давайте вспомним главных героев сказки. Подумаем, есть ли некая связь между сказочными героями и реальным миром?

- Для этого проведём небольшую исследовательскую работу.

- Посмотрите в листы исследования.

Сказочный (фантастический) мир

Реальный мир

Задание: (Лист ватмана)

1.Прочитайте текст по ролям.

- Ай! - вскрикнул вдруг Кай. - Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!
Девочка обвила ручонкой его шею, он часто-часто моргал, но в глазу как будто ничего не было.
- Должно быть, выскочило, - сказал он. Но это было не так. Это были как раз осколки того дьявольского зеркала, о котором мы говорили вначале.
Бедняжка Кай! Теперь его сердце должно было стать как кусок льда. Боль прошла, но осколки остались.
- О чем ты плачешь? - спросил он Герду. - Мне совсем не больно! Фу, какая ты некрасивая! - вдруг крикнул он. - Вон ту розу точит червь. А та совсем кривая. Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат.
И он пнул ящик ногою и сорвал обе розы.
- Кай, что ты делаешь! - закричала Герда, а он, видя ее испуг, сорвал еще одну розу и убежал от милой маленькой Герды в свое окно.

(Выступление 1 группы).


- Переживает ли сказочник за Кая в момент попадания ему в глаз осколка зеркала, или ему всё равно?

- Почему сердце, в которое попадает осколок становится ледяным (а не железным, не каменным)?

- Тогда, как мы назовём сердце, способное прийти на помощь другу, умеющее сострадать? (Горячим).

- У кого из героев сказки сердце оказалось ледяным?

- А у кого горячим?

- Данная скульптура из самого необычного материала — стеклянная композиция "Сердце Снежной Королевы" в городе Дельфт (Нидерланды).


- Заполним первую строку таблицы 1 и 2 столбика. (Кай - злой, дерзкий, эгоистичный).

Человек, который не видит прекрасного в людях, природе, не умеет любить, — человек с холодными чувствами, холодным сердцем.

Задание: (Конверт с цитатами)

1.Прочитайте текст по ролям.

2.Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты.

Олень опять принялся просить за Герду, а сама Герда смотрела на финку такими умоляющими, полными слез глазами, что та опять заморгала, отвела оленя в сторону и, меняя ему на голове лед, шепнула:
- Кай в самом деле у Снежной королевы, но он вполне доволен и думает, что лучше ему нигде и быть не может. Причиной же всему осколки зеркала, что сидят у него в сердце и в глазу. Их надо удалить, иначе Снежная королева, сохранит над ним свою власть.
- А не можешь ли ты дать Герде что-нибудь такое, что сделает ее сильнее всех?
- Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу, ее сила в ее сердце, в том, что она невинный милый ребенок. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколок, то мы и подавно ей не поможем!

(Выступление 2 группы).


- Как относится сказочник к Герде? Какие чувства к ней испытывает?

- Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды?

- Почему вы так думаете? (Её искренняя любовь и доброта не подвластны злым силам).

- А в жизни всегда так бывает? Как быть, если зло оказывается сильнее? (Нужно бороться)

- Заполним 2 строку 1 и 2 столбика таблицы. (Герда - добрая, смелая).

Задание: (Конверт с разрезанной картинкой)

1.Прочитайте текст по ролям.

Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых кур. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина - Снежная королева; и шуба и шапка на ней были из снега.
- Славно проехались! - сказала она. - Но ты совсем замерз - полезай ко мне в шубу!
Посадила она мальчика в сани, завернула в свою медвежью шубу. Кай словно в снежный сугроб опустился.
- Все еще мерзнешь? - спросила она и поцеловала его в лоб.
- Мои санки! Не забудь мои санки! - спохватился он.
Санки привязали на спину одной из белых кур, и она полетела с ними за большими санями. Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.
- Больше не буду целовать тебя, - сказала она. - Не то зацелую до смерти.
Кай взглянул на нее. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему.

(Выступление 3 группы).


(Коллективное заполнение таблицы. Анализ работы обучающихся в группах).

- Можно ли встретить в реальном мире людей, подобных героям сказки (прототип - первообраз, оригинал, первоначальный образец, действительное лицо)? Докажите.


- В сердце каждого человека живёт и добро, и зло. Зло несут отрицательные черты характера, с которыми человек ведет постоянную борьбу.

И вот сегодня я предлагаю, глядя в наше волшебное зеркало, назвать свою отрицательную черту, от которой вам бы хотелось избавиться. Это нелегко, но у вас есть такое желание. Попробуем…

9. Итог урока. Рефлексия.

1).- Итак, ребята, наше путешествие по сказочной Дании подходит к концу. Пора подвести итоги.

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, и человек обязательно достигнет своей цели).

Не думайте, что холод длится вечность,

Его растопит теплота сердец.

Восторжествует в мире человечность,

Любовь и Доброта всему венец!


Урок поможет создать условия для раскрытия основных событий сказки Г. Х. Андерсена "Снежная королева".

Описание разработки

Цель

Создать условия для раскрытия основных событий сказки.

Задачи

Помочь учащимся проследить главную мысль сказки: готовность жертвовать собой для благополучия любимых людей (в течение всей серии уроков по теме).

Г. К. Андерсен Снежная королева (разработка урока)

С раннего детства мне нравились жестокие забавы. Мне нетрудно было пощекотать ножом северного оленя. У меня жила целая сотня голубей. Казалось, это свидетельствовало о моей любви к птицам, но это было не так. Как-то я схватила одного голубя и так тряхнула, что он забил крылышками. После этого я очень долго смеялась. Я считала такое поведение нормальным. Ведь я жила в окружении придорожных разбойников. Предводителем этих разбойников была моя родная мать. Я думаю, что она меня по-своему любила. Она давала поблажку моим диким затеям.

Когда к рукам разбойников попала моя ровесница, девочка Герда, я пожелала, чтобы она жила со мной, мать также мне не отказала. Герда воспитывалась совсем не так, как я. Именно общаясь с Гердой, я узнала, что такое любовь, доброта, бескорыстие, жалость. Если северный олень меня боялся, то Герду он искренне полюбил. Скажу правду, я начала завидовать Герде. Почему голуби и олень любят ее, а не меня? Хотя, с другой стороны, чему завидовать? Герда потеряла своего друга Кая, которого пленила Снежная Королева. Герда грустила. А что хорошего в том, что человек грустит? Разве этому завидуют? Но я завидовала.

До встречи с Гердой я не знала, что такое любовь и дружба, а эта девочка знала. Она отправилась в опасные странствования, чтобы спасти этого мальчишки. А я б так, наверное, не смогла. А может, это не зависть? Под влиянием Герды я сама начала чувствовать сочувствие и жалость. Я решила помочь Герде. Но расставаться с ней мне было тяжело, так как я привыкла к ней. Я отдала ей оленя, что-то из одежды, еды. Герда продолжила странствования, а я осталась в одиночестве. Впрочем, рядом со мной были мои голуби, мать-разбойница. Каждый день я видела лица разбойников, но смотрела на них другими глазами. Может, это были глаза Герды.

Я начала понимать, что на чужом несчастье своего не построишь, что нельзя жить за чужой счет, что жестокость никого не утешает. Я решила начать новую жизнь. Втайне от разбойников я сама отправилась странствовать, чтобы в меру своих сил помогать тем, кто будет нуждаться в моей поддержке. Может, когда-то моя помощь понадобится и моей матери - я не откажу ей. Сейчас я чувствую себя другим человеком. Может, и мне посчастливится, как Герде, и я встречу на своем жизненном пути настоящего друга.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Ф.И.О. Дотолева М.Е.

Тип урока: изучение нового материала.

технологическая карта изучения урока

Создать условия для раскрытия основных событий сказки.

Помочь учащимся проследить главную мысль сказки: готовность жертвовать собой для благополучия любимых людей (в течение всей серии уроков по теме).

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

стремле­ние к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для сво­бодного выражения мыслей

Способность адекватно выражать своё отношение к прочитанному; Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Свобод­но, правильно излагать свои мысли;

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Владение устной и письменной речью.

Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов

Способность преобразовывать визуальную информа­цию в текстовую; Перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Сказка, литературная сказка

распечатка , мультфильм, интернет.

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах (по 2 человека)

Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помочь сформулировать цели и задач через выставку рисунков и наводящие вопросы

Через анализ текста формулировка темы, цели урока

Планировать путь достижения цели

Взаимодействуют с учителем, обсуждая прочитанный текст

Слушать, строить ответ

Принимают решение по формулировке темы и цели урока

Уметь планировать деятельность в соответствии с целью.

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Этап фронтальной и групповой работы

Организует, корректирует знания учащихся

1.работа по вопросам к 5-й сказке

2. работа с перепутанными эпизодами

3. Составление перепутанных эпизодов по 5-й сказке

1. Отвечают на вопросы, анализируют, составляют, пересказы-вают.

Вспоминают содержание сказки

Применяют полученные ранее знания на практике.

Самостоятельно распределяют материал

Самостоятельно выбирать информицию

Открытие нового знания

Организует выборочную работу по учебнику – чтение 5-й сказки, одновременно выделяя строчки, характеризующие героев. Беседа с классом по прочитанному.

Подготовка к рассказу об одном из персонажей сказки

Рассуждают о прочитанном Выразительно читают. Анализируют прочитанное

Учатся рассуждать, перерабатывают полученную информацию

Рассуждают, строят полные ответы на тему

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей

Самоконтроль своих высказываний, взаимоконтроль высказываний

Самостоятельно находить и исправлять ошибки.

Систематизируют прочитанное, составляя рассказ об одном из героев

Составляют план ответа

Способность преобразовывать информа­цию.

Создавать пись­менный текст, соблюдая нормы его построения, свобод­но, правильно излагая свои мысли;

Высказывают свои предположения о пунктах плана

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом

Объяснение домашнего задания. Предоставление выбора заданий.

1 уровень – иллюстрация.

2 уровень –написать рассказ по плану об одном из героев

3 уровень – сказки 5-6 - пересказ

Самостоятельно выбирают уровень домашнего задания

Осуществляют актуализацию в соответствии с уровнем усвоения

Работают дома в соответствии со способностями и желанием

Осмысление написанного, донесение своей точки зрения до других

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой

Осуществляют самооценку по содержанию написанного.

С раннего детства мне нравились жестокие забавы. Мне нетрудно было пощекотать ножом северного оленя. У меня жила целая сотня голубей. Казалось, это свидетельствовало о моей любви к птицам, но это было не так. Как-то я схватила одного голубя и так тряхнула, что он забил крылышками. После этого я очень долго смеялась. Я считала такое поведение нормальным. Ведь я жила в окружении придорожных разбойников. Предводителем этих разбойников была моя родная мать. Я думаю, что она меня по-своему любила. Она давала поблажку моим диким затеям.

Когда к рукам разбойников попала моя ровесница, девочка Герда, я пожелала, чтобы она жила со мной, мать также мне не отказала. Герда воспитывалась совсем не так, как я. Именно общаясь с Гердой, я узнала, что такое любовь, доброта, бескорыстие, жалость. Если северный олень меня боялся, то Герду он искренне полюбил. Скажу правду, я начала завидовать Герде. Почему голуби и олень любят ее, а не меня? Хотя, с другой стороны, чему завидовать? Герда потеряла своего друга Кая, которого пленила Снежная Королева. Герда грустила. А что хорошего в том, что человек грустит? Разве этому завидуют? Но я завидовала.

До встречи с Гердой я не знала, что такое любовь и дружба, а эта девочка знала. Она отправилась в опасные странствования, чтобы спасти этого мальчишки. А я б так, наверное, не смогла. А может, это не зависть? Под влиянием Герды я сама начала чувствовать сочувствие и жалость. Я решила помочь Герде. Но расставаться с ней мне было тяжело, так как я привыкла к ней. Я отдала ей оленя, что-то из одежды, еды. Герда продолжила странствования, а я осталась в одиночестве. Впрочем, рядом со мной были мои голуби, мать-разбойница. Каждый день я видела лица разбойников, но смотрела на них другими глазами. Может, это были глаза Герды.

Я начала понимать, что на чужом несчастье своего не построишь, что нельзя жить за чужой счет, что жестокость никого не утешает. Я решила начать новую жизнь. Втайне от разбойников я сама отправилась странствовать, чтобы в меру своих сил помогать тем, кто будет нуждаться в моей поддержке. Может, когда-то моя помощь понадобится и моей матери - я не откажу ей. Сейчас я чувствую себя другим человеком. Может, и мне посчастливится, как Герде, и я встречу на своем жизненном пути настоящего друга.




















-80%

Читайте также: