Конспект урока смысл названия романа отцы и дети

Обновлено: 08.07.2024

- воспитывать уважительное отношение к представителям старшего поколения, любовь к родителям.

Оборудование: - компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации;

- раздаточный материал для учащихся и присутствующих родителей;

- 6 листов формата А3, клей (5 штук), маркеры или фломастеры.

1.Орг. момент. Работа с эпиграфом. Целеполагание.

- Здравствуйте, ребята и гости нашего сегодняшнего урока. Я рада видеть Вас сегодня на нашем уроке. Начать его мне хотелось бы со следующего эпиграфа:

- Как вы думаете, кто мог быть автором данного высказывания?

На самом деле его автором является Сократ, живший ещё в 5 веке до нашей эры.

- Какие основные проблемы поднимает автор в своём произведении?

- Каким общим словом можно назвать наши размышления о законах развития природы и общества? (Наука, изучающая всеобщие законы развития природы, общества и мышления.)

Иногда о жизни человека говорят, что она была бесплодной. Давайте поговорим об итогах жизни главного героя романа – Евгения Васильевича Базарова. Согласитесь, что иногда размышления над жизнью литературного героя являются поводом к тому, чтобы задуматься о собственной жизни и принять какие-то решения.

Класс: 10

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.

Цели по содержанию:

  • Раскрыть причины изображения общественно-политической жизни России 60-х годов XIX века И.С.Тургеневым в романе "Отцы и дети".
  • Раскрыть смысл названия романа и выяснить его идейно-художественное своеобразие через работу с текстом, иллюстрациями и видеофрагментом.
  • Создать условия для выявления нравственной и философской идеи романа.
  • Совершенствовать навыки ознакомительного чтения и продуктивного монологического высказывания.
  • Способствовать развитию умений учащихся анализировать сюжет и композицию романа.
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, используя содержание романа.
  • На материале урока подвести учащихся к выводу о философичности темы "отцов и детей".
  • Средствами урока способствовать воспитанию уважительного отношения к разным точкам зрения разных поколений.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

  1. Учебник: "Литература" 10 класс под ред. Т.Ф.Курдюмовой.- М, "Дрофа", 2009 год.
  2. И.С.Тургенев "Отцы и дети".
  3. Фрагмент телесериала "Отцы и дети" (2008 год).
  4. Мультимедийное сопровождение.
  5. Дидактический материал.

Ход урока

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент. Приветствует учащихся.

Учитель задает вопросы: "Почему в разное время, в разных странах поэты и писатели обращаются к теме "отцов и детей"?

"Актуальна ли эта тема для вас? Почему?"

Отвечают на вопросы учителя

1 группа - сюжетная линия, раскрывающая социальные отношения,

2 группа - сюжетная линия, раскрывающая семейные отношения,

3 группа - сюжетная линия, раскрывающая любовные отношения.

Подводит учащихся к выводу, что в центре повествования "новый человек": разночинец, демократ, личность смелая, сильная, с развитым чувством собственного достоинства (слайд).

Предлагает ответить на вопрос

На чьей стороне либерал Тургенев? (Слайд)

2) Сообщает учащимся о художественном своеобразии экранизации произведений художественной литературы.

Предлагает просмотреть эпизод из телесериала "Отцы и дети" (2008 года) и ответить на вопрос

Какое звучание получает тема "отцов и детей" в продолжении романа?

В каких эпизодах глав ХХI и XXVII мы еще встречаем философское звучание темы "отцов и детей"? (слайд)

Предлагает учащимся ответить на вопросы

Когда начинается любовная линия в романе?

Какую роль она играет?

Отвечают на вопрос, используя текст романа.

Смотрят эпизод и отвечают на вопрос, называют другие эпизоды, в которых тема "отцов и детей" наполняется философским звучанием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.

Уроки №27,28,29

Цель: сообщить об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться впечатлениями о прочитанном произведении; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; развивать умение анализировать сюжеты в произведения; совершенствовать умение охарактеризовать героя, стимулировать творческое мышление, умение делать выводы; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению, формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной работы.

Государственные требования к уроню общеобразовательной подготовки обучающихся

Личностные:

воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности

Метапредметные:

самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками

Предметные:

Обучающийся

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорних знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания

Установите последовательность событий

1. Автор знакомит читателей с Николаем Петровичем Кирсановым.

2. Его сын Аркадий приезжает в дом отца с новым другом Евгением Базаровым.

3. Аркадий знакомится с Фенечкой

4. Базаров раскрывает свои новые жизненные принципы.

5. История Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия.

6. История Фенечки.

7.Споры Базарова и Кирсанова.

8.Друзья уезжают из дома Кирсановых. Знакомство с Кукшиной.

9. Встреча с Одинцовой.

10. История Одинцовой.

11.Базаров вынужден признать, чтовлюблён в Одинцову.

12.Объяснение Базарова с Одинцовой.

13.Друзья редут к родителям Базарова

14.Базаров и Аркадий возвращаются к Кирсановым, заехав по пути к Одинцовой.

15. Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль.

16.Дуэль. Кирсанов ранен. Базаров уезжает.

17. Николай Петрович решает жениться на Фенечке.

18. Последнее объяснение Базарова с Одинцовой.

19. Аркадий делает предложение Кате, сестре Одинцовой.

20. Вовращение Евгения Базарова в родительський дом.

21. Базаров заражается тифом.

22. Одинцова приезжает к умираю щему Базарову.

23. Смерть Базарова.

24. Венчание Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки.

25. Эпилог. Дальнейшая судьба героев.

Взаимопроверка

IV. Работа по теме урока

1. Отетьте на вопросы:

1) Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

2) Что еще вы знаете об этой эпохе?

В это время также в России начали развиваться капиталистические от­ношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На по­вестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произо­шел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

2. Слово учителя

Мысли о создании нового произведения возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Нигилизм как философская концепция постулирует следующие идеи: не существует никакой нравственности, которую называют реальной; ничто явно не указывает на существование высшего создателя всего сущего; бытие не имеет истины, нет правильных и неправильных поступков, объективно их ценность одинакова. Как можно догадаться, нигилист - это разочаровавшийся в мире человек. Нигилизм представляет собой наиболее саркастическую концепцию, скрывающую под маской цинизма горечь разочарования во всем сущем и осознания тщетности бытия.

4. Композиция романа

Экспозиция - Вводная часть.

Завязка - появление главного героя в доме Кирсановых.

Развитие действия - конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость.

Кульминация - дуэль Базарова и Павла Кирсанова

Развязка - смерть главного героя

Эпилог - сельское кладбище, которое посещают родители Базарова, а также повествуется о дальнейшей жизни героев произведения.

Роль эпилога в романе

5. Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.
6. Название романа наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями, но на самом же деле писателя волнует совершенно другое. Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и те новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни.

7. Проблематика романа

Социальная – конфликт демократов-разночинцев и либералов

Семейно-бытовая – конфликт непонимания родителей и детей

Психологическая – внутренний конфликт крушения идей

Философская – конфликт человека и мироздания

8. Герои романа:

Евгений Базаров – студент-медик, сын военного лекаря. Он увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Николай Петрович Кирсанов - отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия.

Павел Петрович Кирсанов - утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В прошлом – светский лев. Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Ярый мизантроп, который избегает общества людей.

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Контраст — резкая противоположность.

Конфликт столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Нигилист — человек, отрицающий общепринятые духовные ценности, моральные нормы, формы общественной жизни.

Роман — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012. — 367 с.

Дополнительная литература:

1. Маханова Е. А., Госсман. А. Ю. Произведения школьной программы. Русская литература. 10-11 классы. Краткий пересказ. Р.-на-Д.: Феникс, 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Носителем революционных демократических идей в романе становится главный герой — будущий доктор Евгений Базаров. Его антипод — аристократ Павел Петрович Кирсанов.

Тургенев намеренно вводит в роман таких анекдотических персонажей, как Виктор Ситников и Евдоксия Кукшина. Они считают себя учениками Базарова, а нигилизм для них — это просто модное развлечение. Друзьями Евгения их тоже назвать нельзя: он — одинокая личность.

В конце романа молодой человек начинает сомневаться в смысле собственной деятельности и взглядов на жизнь.
Сам Тургенев — дворянин и либерал, поэтому он имеет не очень чёткое представление о демократической молодежи 60-х годов. В своём знаменитом произведении он показывает революционеров-демократов. Согласно сюжету, они уже появились в русской жизни, но их время ещё не пришло.
Почему же автор обрекает на смерть своего героя? Не принимая попытки преобразования общественного строя, которое предлагает молодое поколение, он показывает их несостоятельность. Жизнь перерождает нигилиста Базарова, обладающего высокими духовными качествами от рождения, и ставит всё на свои места.

Разбор заданий Тренировочного модуля:

1. Единичный / множественный выбор

Подсказка: в этом году Александр II издал Манифест, благодаря которому вошёл в русскую историю как Александр II Освободитель.

2. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Впишите пропущенные слова.

Читайте также: