Конспект урока слова с сочетаниями жи ши

Обновлено: 05.07.2024

интерес к учебному материал у , первичное умение оценки ответо в одноклассников.

- принимать и сохран ять учебн у ю задач у , соответс твующую этап у обучения;

- понимать выделенн ые учителем ориен тиры действия в учебном материале;

- выполнять учебные действия в устной и письменной форм е;

- находить правильны е варианты учебной задачи (при под держке учителя и класса).

- понимать заданный вопрос, в соотве тствии с ним строить ответ в устной ф орме;

- анализировать из учаемые факты языка с в ыделением их отличи тельных

- устанавливать при чинно - следственны е связи в из учаемом материале.

- доп у скать существо вание различных точе к зрения;

Оборудование. Зв уковые схемы, презент ация , компьютер, м ультимедиа

По звонку учитель пр иветствует детей и дает психологическу ю установку на

- К нам на у рок пришли гости, которым мы всегда ра ды. Повернитесь, улыбнитесь

- Сегодня на у роке, р ебята, вас ожидает много интер есных задан ий, новых

открытий. Так п усть вашими помощника ми стан ут внимание , находчивость,

- Чем отличаются з вуки и буквы ? ( Звуки мы слышим и п роизносим, а б уквы мы

- На какие две боль шие гр у ппы делятс я все звуки р усского язы ка? (Гласные и

- Что вы знаете о гла сных звуках? (состоят из голоса, свободн о произнося тся,

выдыхаемый возд ух проходит через рот св ободно, их можно пет ь)

- Что вы знаете о сог ласных звуках ? (выдыхаемый возд ух встречает преград у –

- А согласные согл асны шелестеть , скрипеть , шипеть, но не хочется им петь.

- Какие бывают согла сные ? (твёрдые и мягкие, звонкие и гл ухие)

- Назовите шипящие парные согласны е зв уки, которые всегда твёрдые.

3 . Постановка цели и задач урок а. Мотивация учебно й деятел ьности учащихся

Цель: Развитие слуховой дифференциации и формирование умения правильно писать сочетания жи, ши в словах.

1. создать условия для внедрения орфографического правила в практическую деятельность учащихся через практическую деятельность;

2. создать условия для развития памяти и внимания;

3. создать условия для развития речи учащихся, формирования умение составлять словесную картинку по набору слов.

Дидактическая задача урока :

учащиеся научатся грамотно читать и писать слова с сочетаниями жи-ши.

1. Умение применять правила при решении учебных задач;

2. Работать в группе (паре);

3. Характеризовать звуки, соотносить их с буквами;

4. Составлять рассказ по набору слов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

1 слайд. Эмоциональный настрой на урок.

Оранжевый круг на белом фоне. Звучит спокойная мелодия.

(Оранжевый цвет соответствует второму дню недели – вторнику.)

- Ребята, сегодня вторник, второй день недели, соответствует второму цвету радуги. Спокойно сидим, смотрим на круг, слушаем музыку и настраиваемся на урок.

2. Включение в учебную деятельность.

- К нам на уроки часто приходят сказочные герои. Сегодня у нас тоже будет гость.

- А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:

- Веселый мальчишка, смешной коротышка,

Стихи сочинял, на шаре летал.

Синюю шляпу носил,

Всех друзей веселил!

(на доске – изображение Незнайки)

- Кто знает, из какой он сказки? Кто автор?

Жа-ша, ша-жа, жа-жа-ша, ша-жа-ша, жа-ша, жа-ша-жа-ша, ша-жа-жа-ша.

3. Актуализация полученных знаний.

-Незнайка просит выполнить ещё одно задание.

Жетоны желтые, белые с шариком. Если в слове есть звук [ж], клади желтый жетон. Если [ш], — шарик.

Слова : кожа, жук, сторож, железо, сюжет, морж, пожалуйста, шарик, пошел.

- Какие звуки мы выделяли в словах? (ж-ш)

- Почему они в паре?

- Какой звонкий звук этой пары?

- Как получить глухой звук?

- Есть ли мягкая пара у звуков ж – ш?

- Покажите буквы, которые обозначают эти звуки?

- Зачем нужна заглавная буква? Приведите примеры.

4. Постановка цели и определение темы урока.

- Ребята, Незнайка принес вам новое задание.

- Кто же в теремочке живет?

- В теремочке живут 3 слова.

- Слово, которое живет на первом этаже уже известно.

- Прочитайте его. (уши)

- Чтобы узнать слово, которое живет на втором этаже, нужно изменить в первом слове одну букву. Эта буква уже записана в окошке домика (ж).

- Какое слово получилось? (ужи)

- Впишите недостающие буквы.

- Какое слово получилось? (ежи)

- Читаем слова и вслушиваемся в последний звук. Какой звук слышим?

- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока, закончив предложение, записанное на доске.

Задачи урока. (Построение кластера).

Физкультминутка на мышечное расслабление.

Я с утра сегодня встал.

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть.

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я всё дую – шар всё толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок.

Лопнул шарик, мой дружок.

5. Открытие новых знаний.

- Сегодня на уроке мы сделаем новое открытие и поделимся им с Незнайкой.

- Это открытие вы сделаете сами!

- Вспомните, с какой гласной буквой всегда пишем слог ШИ? Почему?

- Звук Ш всегда твердый или мягкий?

- Прочитайте слоги: ШИ-ЖИ (на доске)

- В этом слоге звук Ж твердый или мягкий?

(звуки Ж и Ш всегда твердые и не имеют своей пары по мягкости. А это значит, что они не нуждаются в обозначении твердости при письме (Ы, поэтому решили писать И.)

- Составьте схемы слогов ЖИ-ШИ.

- Раскрасьте схему. (работа в паре) (Правила работы в паре).

- Какое открытие сделали? (новое правило, орфограмма : жи-ши пиши с гласной И)

6. Применение новых знаний на практике.

Самостоятельная работа 1.

На экране и у детей текст. Слайд 2

Лыжи, мыши и ужи

Шины, ёжики, чижи.

Жи да ши, жи да ши

С буквой И всегда пиши.

- Назовите слова, в которых встретились слова на новое правило.

-Подчеркните сочетания жи-ши.

- Все умеют считать до 10? А больше 10?

- Сейчас проверим. Посчитайте, сколько сочетаний жи-ши в тексте? (11). Слайд 3

- Ребята, а вы знаете друзей Незнайки?

- Один из них, самый умный коротышка, тоже пришел к нам на урок. Узнали?

(рисунок Знайки)

Работа в группах.

-Вставьте пропущенные буквы:

1 группа 2 группа:

- Какое правило помогло вам?

- Незнайка с нашей помощью выполнил задание, Знайка берет его с собой.

- Но вот что-то наши гости не могут взлететь. Им не хватает мощности шара. Давайте поможем Знайке и Незнайке взлететь. Добавим им шаров.

Самостоятельная работа 2. (уровневое задание)

- Раз вы так хорошо знаете правило, попробуйте самостоятельно выполнить задание. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Задание каждый выберет себе по силам.

мыш… уш… ш…на нож… ж…вот уш… ш…на лыж…

8. Работа по учебнику.

1. Чтение учителем вслух. Слайд 6.

- Послушайте и подумайте, это сказка или история, которая произошла на самом деле? Почему?

- Почему чиж не пел в клетке?

Чтение по ролям. Слайд 7.

9. Развитие речи. Слайд 8.

- Используя слова, нарисуйте словесную картинку. (на экране постепенно появляются картинки)

- В каком слове встретилась орфограмма? Какая?

- Какое правило должны помнить?

- Все ли задачи, поставленные нами, выполнили?

Сегодня на уроке :

3 Мне было интересно…

4. Я испытывал трудности …

5. Для меня было открытием, что

- Оцените себя с помощью шариков. (я сделал открытие)

(были небольшие затруднения)

(нужно постараться)

-Выберите шарик нужного цвета и подарите Незнайке и Знайке. (шарики зеленого, желтого и красного цвета) Поблагодарите наших гостей за урок.

. Диагностика усвоения материала.

- Какой флажок возьмете себе на память? (флажки разного цвета, жи-ши - бледно-зелёного, а ошибочное сочетание жы-ши заведомо оформлено на ярко-розовой бумаге)

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Путешествие по вселенной. Цель: образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с правилами написания слов с сочетаниям жи-ши.

Разработка урока по русскому языку в 1 классе по теме

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши; научить писать слова с сочетаниями жи – ши; вырабатывать навыки грамотного письма; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи – ши.

Метапредметные:

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят коррективы;

познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике; овладевают речевыми умениями и умением логически мыслить, развивают внимание,

коммуникативные – принимают участие в работе парами, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества.

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок −

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

- Записываем число, классная работа в рабочую тетрадь.

– Прочитайте слова на доске.

– Какая орфограмма спрятана в этих словах? (жи-ши – показ на доске)

- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Правописание ЖИ-ШИ)

- Чему будем учиться сегодня на уроке? (Узнать есть правило для написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Научиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.) Цели урока появляются на доске.

– Дайте характеристику звукам [ж], [ш]. (согл, звон, тв, парн; согл, глух, тв, парн). Покажите звуковыми знаками. (Показ на доске)

- Что общего у данных звуков? (согл, всегда тв.)

- А почему? Ведь буква И дает мягкость предшествующему согласному звуку. (Эти звуки всегда твердые).

- Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку про буквы Ж и Ш.

Давным – давно, ещё сто лет назад, буквы только начинали знакомиться друг с другом. Жили они в посёлке, который назывался Алфавит. И жили в этом посёлке одни только буквы от А до Я. Все буквы дружили друг с другом.

А буквы Ж и Ш сначала подружились с буквой Ы, но потом поссорились и больше их вместе никто никогда не видел. Потом Ж и Ш подружились с буквой И, и им вместе было так хорошо, что они решили больше никогда не расставаться. С тех пор буквы Ж и Ш, так и ходят с буквой И парой, крепко держась за руки.

III. Чистописание.

- Прочитайте хором слоги ЖИ и ШИ. Какие виды соединений букв здесь используются? (Верхнее соединение)

- Обратите внимание, при написании слога ШИ соединение немножечко длиннее.

- Первый вариант повернитесь к окну, второй вариант прописывает слоги ЖИ и ШИ на спине соседа. Поменялись! Покажите, чья пара закончила работу.

Физкультминутка

Подготовка руки к письму.

Мы писали, мы писали.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем и опять писать начнем.

– Выполните письмо по образцу в тетради:

Пишем по 5 сочетаний каждого вида.

Самопроверка.

- Оцените, элемент соединения букв в сочетании ШИ.

-Придумайте и запишите по одному слову со слогами жи и ши.

IV. Работа по теме урока.

1. Запись слов в 2 столбика.

Учитель читает загадку.

– Запишите слова в два столбика: жи и ши.

 Покружилась в воздухе

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка.)

 Не поедет без бензина

Ни автобус, ни. (машина).

Работа с интерактивной доской.

Запись слова ШИШКА.

– Подчеркните сочетания жи–ши.

- Как вы думаете? Какое правило есть в русском языке? (ЖИ – ШИ пиши с буквой И)

- Буквы Ж, Ш и И придумали для всех ребят такое правило:

ЖИ и ШИ такие слоги,

Что всегда к ребятам строги.

ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

Только с И всегда пиши!

Взаимопроверка. Верно записаны слова в каждый столбик?

2. Работа со словами. (Работа в парах)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи урока:

Уточнить представления детей о звуках [ж], [ш], как твёрдых, учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши, закрепить умение выполнять звуко- буквенный разбор слов, комментировать предложения;

Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логическое мышление, речь, воображение;

Воспитывать любознательность, мотивацию к учебной деятельности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи – ши.

Метапредметные:

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят коррективы;

познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике; овладевают речевыми умениями и умением логически мыслить, развивают внимание,

коммуникативные – принимают участие в работе класса, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества.

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности,

Ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем учиться правописанию слов с сочетаниями жи, ши, комментировать предложения, делить слова на слоги повторим звуко- буквенный разбор слов.

II . Минутка чистописания.

Мы в лес за наукой сегодня пойдём

Смекалку, фантазию с нами возьмём.

Попали мы с Вами в лесную школу на урок к хозяину леса.

Здесь звери не только умеют играть,

Они умны и умеют писать.

А учит зверюшек, медведь косолапый,

Указку держа, своей лапой мохнатой.

Он предлагает нам выполнить задание по чистописанию.

Письмо букв и сочетаний. Дайте характеристику букв.

( в) небе л..тают стриж…

Вставить пропущенные буквы, объяснить все орфограммы.

Списать предложение, подчеркнуть главные члены предложения.

III .Словарная работа.

Ну, что ж, продолжим нашу игру.

И белке весёлой поможем в лесу.

Пропал у мамаши задорный бельчонок,

Поможем, разыщем плутишку такого.

Для того, чтобы найти бельчонка, нам надо выполнить словарную работу.

Найди лишнее слово из группы слов и запиши в тетрадь.

Кошка, собака, тетрадь, корова. (тетрадь)

Медведь, волк, лисица, ворона.(ворона)

Машина, стол, шкаф, диван.(машина)

Карандаш, девочка, учебник, тетрадь.(девочка)

Ландыш, роза, лилия, пальто.( пальто)

Какие орфограммы в словах вы можете назвать?

Назовите слово, в котором звуков меньше, чем букв? Почему?

IV .Физкультминутка.

Мы писали, мы писали

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

V .Изучение нового материала.

1. Назовите согласные шипящие звуки. Какие они?

Чтение правила в учебнике.

СКАЗКА О СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ.

Был жаркий летний день. Согласные буквы Ж и Ш

пошли купаться на местное озеро. Доплыли они до

середины, улеглись на мель, плещутся. Весело им.

И вдруг, откуда ни возьмись, набежала тучка,

потемнело небо, грянул гром, побежали легкие

волны по озеру. Они накрыли Ж и Ш. Испугались

сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась,

посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и

спокойно укрылась под грибком. Волна вот – вот

накроет Ж и Ш с головой, но, к счастью, их крик

услышала гласная И. Она смело кинулась в воду,

подплыла к ним. Одну свою руку она протянула

букве Ж, другую – букве Ш и вытащила их на

берег. С тех пор согласные Ж и Ш дружат только

с буквой И. Помните об этом, ребята.

2. У доски работали два ученика.

( Вставить пропущенные буквы в словах.)

На какие 2 группы, мы можем разделить эти слова?

Дополните группу слов, которые отвечают на вопрос кто? на вопрос что?

3.Следующий лесной житель предлагает нам своё задание.

Знает лисонька – лиса

В шубе вся её краса.

Шубы нет в лесу рыжей

Зверя нет в лесу хитрей.

Лисичка предлагает записать предложения с комментированием.

Дедушке сшили новый жилет.

Задание. Подчеркнуть буквы, которые обозначают твёрдые согласные звуки.

Белки жили в сосновом лесу.

Задание. Разделить слова на слоги. Сколько в слове может быть слогов?

4.К нам в гости пришёл ещё один лесной обитатель. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Ёжик предлагает нам провести слого- звуковой разбор слова.

Ёжик – 2 слога, 4 б., 5 зв. ,3 согл., 2 гл..

5. Физкультминутка.

Мы дружно трудились, немного устали,

Быстро все сразу за партами встали.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

6.Итак, к нам на урок пришёл ещё один лесной житель.

По лесочку прыг-прыг,

По травинке тык-тык.

Зайчик предлагает ответить на вопросы и самостоятельно записать слова.

Что растёт на соснах и елях?

Какие цветы распускаются в мае?

Кто приехал лечиться к доктору Айболиту?

Как называется дикая роза?

Что растёт в зарослях болота?

( Шишки, ландыши, животные, шиповник, камыши.)

VI . Итог урока.

Ну, а теперь задача иная

С нами сразится мудрость лесная.

Как пишутся слова с сочетаниями жи, ши.

Лесные жители благодарят вас за хорошую работу.

VII . Рефлексия.

Ответы на вопросы.

- сегодня я узнал.

- было интересно узнать, что…

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 110 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.08.2017 329
  • DOCX 39 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фёклина Наталия Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: