Конспект урока склонение имен существительных закрепление 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями; тест.

Ход урока

1. Организационный момент

Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!

- Ребята, я всем желаю быть грамотными, образованными, беречь наш родной русский язык и достойно уметь на нем выражать свои мысли.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Постановка учебной проблемы

- Какую тему мы изучаем? (Имя сущ.)

1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?

3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

4. Знаете ли вы падежи имен существительных?

Умеете ли вы склонять имена существительные?

5. Знаете ли вы, что такое склонение имён существительных?

6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?

- Поднимите руку, если были вопросы, на которые вы ответили «не знаю?

- Сформулируйте тему нашего урока? (Три склонения имен существительных).

Чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

На какой бы вопрос вы хотели получить ответ?

Используя знания приобретенные на прошедших уроках, скажите, пожалуйста, какие сущ. относятся к 1 скл., 2 скл., 3 скл. Приведите примеры.

3. Словрная работа

- На доске написаны слова. Назовите орфограмму.

Ж…лище, д…ректор, к…смонавт, б…лет, р…сунок. с…рока. л…пата, в…робей, тр…мвай.

Что общего в этих словах? (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные.)

- Запишите слова в тетрадь

  • 1 вариант - записывает слова, отвечающие на вопрос кто?
  • 2 вариант - записывает слова, отвечающие на вопрос что?

- Подчеркните непроверяемую безударную гласную, поставьте ударение. Подпишите склонение имен существительных, выделите окончание в словах.

- У вас на карточках записаны словосочетания. Ваша задача - списать в тетрадь, дописать окончания и обозначить склонение и падеж. Некоторые ребята запишут словосочет. на доске.

Карточка 1

Стоит на стул…, подбежал к палатк…, остановился около деревн…, доволен рисунк…, легла на земл…, подошёл к дерев…, говорили об учёб…, засыпало снег…, залез на дерев…, приехал от дедушк….

5. Физминутка

- Я буду называть существительные.

1 скл.- встают ребята 1 ряда. 2 скл. - ряд. 3 скл. - 3 ряд.

Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, яблоня, озеро.

6. Работа в парах

А сейчас поработайте в парах посовещайтесь и запишите еще по два слова каждого склонения, выделите в словах окончания.

Назовите слова.

7. Работа по учебнику

Стр. 101. Упр. 179.

- У каждого на столе карточка. Сейчас мы проверим, как вы умеете определять склонение им. сущ.

Карточка 2.

Ночь, речь, грач, печь.
Гараж, рожь, камыш, нож.
Журнал, газета, цветок, учебник.
На встрече, на уроке, около дома, из окна.
Печь, вещь, плащ, пустошь.
Солнце, чиж, небо, соль

1) Найди имя существительное.
- сбежал
- беговой
- пробежка
- бегать

2) Как определить склонение имени существительного?
- по вопросам и падежам
- по вопросам
- по падежам
- по роду и окончанию

3) Укажи существительные 1 склонения.
- ружьё, племя
- тарелка, дядя
- бидон, огонь
- сирень, пень

4) Укажи существительные 2 склонения.
- звание, команда
- свекла, карамель
- работник, облако
- деревня, город

5) Укажи существительные 3 склонения.
- укротитель, конь
- сталь, вещь
- рояль, вещь
- писатель, учитель

6) Какое имя существительное употребляется только в единственном числе?
- доброта
- гриб
- ягода
- помидор

7) Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?
- руки
- брюки
- ноги
- круги

В данном конспекте урока представлен материал по закреплению знаний о склонении имён существительных. Урок проводился в форме путешествия на корабле по островам. В заданиях использована морская тематика.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx 16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных.

Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность при подготовке к уроку (поиск материала), воспитывать положительные черты характера.

Тип урока – обобщающий.

Форма проведения урока – путешествие

Продолжительность урока – 40 минут.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее заготовленные тесты, иллюстрации морских животных, карты путешествия.

2.Постановка целей и задач.

Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний. Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии, вспомним правила и постараемся их доказать.

3. Актуализация ранее изученного.

Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе и овощами. Какие овощи мы возьмём с собой, попробуйте отгадать и записать.

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

Полно зелёное корыто

Не знала пелёнок,

ста пелёнок мало.

На красном солнышке подсох

И рвётся из стручков .

Что копали из земля,

Что в золе мы испекли,

Проверка написания орфограмм.

- В этих словах нужно определить склонение, для того,чтобы овощи погрузить по разным отсекам.

- Как определить склонение? Какие существительные относятся к 1 склонению? ко 2? к 3-ему?

Определение склонений у данных слов.

4.Закрепление ранее изученного.

- Итак,отправляемся в путь! Мы приближаемся к острову безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их сможет королева Ударение. Как вы думаете,почему (Правило: Чтобы проверить безударную гласную в корне,нужно подобрать проверочное слово так,чобы безударный слог стал ударным.)

За м..л..дой ч..йкой (работа выполняется у доски)

к к..лючему ершу об уд..вительной рыбе

за м..рского к..нька про к..товую акулу

- Злые медузы не хотят отступать и мы должны выполнить ещё одно задание – необходимо определить падеж и склонение у имён существительных .

(после освобождения на доску вывешиваются иллюстрации освоюождённых жителей острова)

Посмотрите, на нашем пути шторм. Из-за него в каюте корабля бардак. Чтобы все вещи оказались на своих местах , распределите слова, которые я буду называть по столбикам – склонениям

Якорь, палуба, цепь, флаг, мачта, сеть, судно, корпус.

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок.

- На нашем пути остров парных согдасных.

Я буду читать предложение, а вы должны найти в них слова с парным согласным, требующим проверки и назвать.

(Чтение предложений,слова с парными согласными вывешиваются на доску)

Плывёт в синем море рыбка . Вылез из-под камня краб . Уплыл из своего домика ёрш . Уползла его соседка улитка .

- А теперь,давайте вспомним предложения и запишем их, разбирая по членам предложения и обозначая части речи.

- Наш корабль проплывает по проливу Самостоятельности и вас здесь встречает упражнение в учебнике. Стр. 50, упр 73.

(Самостоятельная работа в тетради)

Мы приплыли к Острову Пиратов – Безграмотландии. Пираты предлагают вам задание на дом.

(на листочках у каждого ученика)

Спиши текст. Подчеркни орфограммы. У существительных определи склонение. Выполни задание.

К подчёркнутым словам подбери слова- антонимы.

С..годня море такое ласковое и спокойное . В..да чистая и светлая.Вд..леке лё.кий 1 ветер надувает парусы 3 к..раблей. 4

6.Подведение итогов урока.

- Понравилось путешествие? Почему? Что нового узнали? Какие правила вспомнили?

Данный конспект составлен с применением здоровьесберегающих технологий, может использоваться как в работе общеобразовательных, так и коррекционных школ IVвида.

ВложениеРазмер
23_12_09doc.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Куликова Мария Петровна

Первая квалификационная категория

Урок русского языка, 4 класс

Тема: Склонение имен существительных. Закрепление.

- повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;

- закреплять умения склонять имена существительные;

- развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;

- расширять словарный запас учащихся;

- развивать орфографическую зоркость.

- развивать логическое мышление, внимание, воображение;

- развитие сенсорных модальностей.

- воспитание интереса к предмету;

- воспитывать интерес к окружающему миру.

- развитие и поддержание зрительных функций глаза;

- создание положительного психологического климата на уроке;

- поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.

- карточки с целями;

- индивидуальные карточки с заданиями;

- цифры из ребристого картона и бархатной бумаги.

Психологический настрой на урок с учетом модальностей учащихся.

- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.

- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.

Дети: Шепчут отметку в дневник.

- Возьмите на парте карточку с отметкой и указательным пальцем проведите по той отметке, которую хотите получить.

Дети: обводят свою отметку.

(На партах лежат карточки с пятерками, четвёрками. Цифры сделаны из ребристого картона, бархатной бумаги.)

- Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!

- Ребята, раз наш урок начался с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники? Перед новым годом волшебство проявляется во всем. Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите глаголы.

- Вспомнить, что такое склонение.

- Какие падежи существуют в русском языке.

- Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)

- Отрабатывать умение определять падежи, склонения.

- Ставить слова в нужный падеж.

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.

Учитель: Молодцы! Мы подготовили наш мозг для активной работы, теперь подготовим руку для письма.

В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/ (↓-д, ↑-б)

Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.

↑елка си↓ела в ↓упле. (Белка сидела в дупле).

- Назовите грамматическую основу.

- Назовите существительные, определите падеж, склонение.

Учитель: Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.

- Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!

Работа в парах на карточках.

- Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

Вижу Р.п. кому? чему?

Думаю Д.п. о ком? о чём?

Нет В.п. кого? что?

Любуюсь Т. п. кого? чего?

Есть П.п. кто? Что?

- Что такое склонение?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите отличительные признаки падежей.

- Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!

Задание на карточке.

- Чтобы стать настоящими волшебниками мы должны знать некоторые хитрости. Приготовим Глазки для хитрости (Прищурили глаза на 15 счетов). А теперь посмотрим, сколько хитростей нас ждет.

Выполните задание на карточках.

- Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение и падеж выделенных существительных с безударными окончаниями.

Снегирь под окном з__мой чирикает – к оттепел___. Ласточки летают ни__ко над землёй – к непогод__ .

Сом перед гр__зой поднимается к поверхност ___ р__ки.

В Африк __ о погод __ узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност __, потому что в низин ___ много воды. Это гр__зит им гол__дом и опасностью для жизн __ .

- Что вы узнали нового про животных?

Учитель: Только самые внимательные могут быть волшебниками.

(Повторение знаний о склонении, развитие внимание.)

Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1 скл. – приседает, 2 скл.- тянется вверх, 3 скл.- хлопает в ладоши.

Слова для физминутки: снег, метель, мороз, вьюга, стужа, заморозок, оттепель, снежинка,

Задание на карточке.

- А как вы думаете, трудно зимой животным в лесу? Предлагаю перенестись в зимний лес при помощи колдовства. Закрыли глаза… мы летим над полями, лугами опускаемся в лесу у высокой ели. При работе с карточкой мы узнаем кто дружит с елью.

Поставьте существительные в скобках в нужном падеже, определите падеж.

Высокая (ёлка) росла в дремучем лесу. Около (ёлка) бегали зайцы, волки. Над (ёлка) летали синицы, сороки.

Задание на карточке.

Вставьте пропущенные безударные окончания имен существительных.

На белой скатерт..(3скл.П.п.) снегов видны следы рыс..(3скл.Р.п.). От ёлк..(1скл.Р.п.) к ёлк..(1 скл. Д.п.) прыгает шустрая белка. На берёз..(1скл. П.п.) лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл..(1скл. Д.п.) от такой тяжест..(3скл. Р.п.).

Физкультминутка для глаз.

Глазки дружно закрываем,

В это время отдыхаем.

На открытый мы урок.

Самостоятельная работа с учебником (Автор Т.Г. Рамзаева).

С. 121 Упражнение 239.

Раз мы владеем приемами волшебства, значит, можем делать добрые поступки. А для этого нужно правильно указывать адресата: кому и от кого мы дарим подарки, выполним упражнение для закрепления.

- Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Какие цели перед собой ставили? Чего достигли?

М(мизинец) – мыслительные процессы.

- Какие знания, ты получил на уроке?

Б(безымянный) – близость к цели.

- Что сегодня я делал и достиг?

С(средний) – помощь, услуга.

- Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?

У(указательный) – физическая форма.

- Что я сегодня сделал для своего здоровья?

Б(большой) – состояние духа.

- Какое у меня настроение?

- Как вам наше волшебство? – Во.

Дам, друзья, такой наказ

Чтоб настроенье было класс!

И здоровье берегите, спинки ровненько держите!

И чтоб знаний вы с урока унесли бы очень много!

Дополнительная карточка на урок.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного ЕЛЬ во всех предложениях.

В л__су на полян__ растёт ель. На ел__ висят шишки. Ч___сто на ел__ забирается белочка. Нередко к ел___ прил__тает дятел. Под ел__ прячется пугливый зайчик. Зимой около ел__ увидишь на сн__гу сл__ды зв__рей и птиц.

Запиши ответы на вопросы, слова в скобках поставьте в нужном падеже.

  1. Где прыгала рыженькая белочка? (вершина, ель) ___________________________________________________________
  2. Где росла кудрявая берёза? (опушка, роща) ___________________________________________________________
  3. Где показалась река? (голубая дымка, туман) ___________________________________________________________

Допишите, кто где живёт, выделите окончания имён существительных в предложном падеже.

Астраханцы – в ________________, калужане – в _____________________,

туляки – в __________________, москвичи – в ___________________, киевляне – в _________________, омичи – в _______________, казанцы – в _________________.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разноуровневые задания по русскому языку по теме" Склонение имен существительных" 4 класс

Самостоятельная работа - одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса.

Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс

Урок русского языка "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России". Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. К уроку прилагается пр.

урок путеществие. Три склонения имени существительного. (Закрепление)

Урок-путешествие – это яркая, эмоциональная игровая форма, способствующая развитию познавательных способностей учащихся. Такие нетрадиционные уроки направлены на развитие личности.


Три склонения имен существительных (закрепление)

Цели:закрепление и обобщение знаний об имени существительном как о части речи;развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в .


Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонений имен существительных. Закрепление" (по учебнику Репкина В.В.)

Конспект урока-закрепления со следующими заданиями:♦ фонетическим разбором слова♦работой с алгоритмом и презентацией♦работа с отдельными словами и текстом.


Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс

ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык

Тема: Закрепление знаний о трёх склонениях имен существительных

Обобщение знаний об имени существительном, совершенствование умений определять тип склонения у имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах; обобщение знаний о склонении имен существительных.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) :

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в группе.

регулятивные:

- развивать умение высказывать свое предположение;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

-работать по алгоритму;

- находить ответы на вопросы.

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами приветствуем не только друг друга, но и наших гостей.

2. Разминка

-Начнём урок со словесной разминки.

Задание: Из букв слова поговорка образовать как можно больше новых слов.

3. Синтаксическая минутка

По стволам и сучьям толстенных деревьев постукивал морозец.

-Какие орфограммы встретились в предложении?

-Укажите части речи.

4.Актуализация опорных знаний.

-Давайте вспомним всё, что знаем об имени существительном.

-На какие вопросы отвечает имя существительное?

-Что обозначает имя существительное (предметы, явления, процессы,…)?

-На какие группы делится имя существительное?

-Как изменяется имя существительное ? (по числам , родам и падежам)

-Как можно определить род имени существительного? (можно определить, подставив слова (он мой, она моя, оно мое)

-Сколько падежей в русском языке? Перечислите их.

5. Закрепление материала о склонении имен существительных.

-Недавно мы познакомились еще с одним признаком существительного – склонением.

-Что надо сделать, чтобы определить склонение ? (надо знать род существительного и его окончание)

Таблица склонений

с ь на конце

а) Задание в группах

– Проверим свое умение определять склонение имен существительных, выполняя упражнения.

а) Запишите слова в три столбика по склонениям.

Аквариум, мазь, окно, бумажка, юноша, колыбель, тигр, день, мебель, льдинка, мать, объявление.

б) От данных имён существительных образуйте однокоренные существительные первого склонения( например, индюк-индюшка)

Учитель, мышь, холодок, друг, волшебник.

а) Запишите слова в три столбика по склонениям.

Берёзка, погода, дверь, ручей, ружьё, рожица, сирень, дочь, помощь, берег, дедушка, седло.

б) От данных имён существительных образуйте однокоренные существительные второго склонения( например, индюшка-индюк)

Ученица, мышь, яблоня, приятельница, лентяйка.

а) Запишите слова в три столбика по склонениям.

Герой, дупло, пчела, зеркало, изгородь, метель, звезда, камень, поляна , собака, платье, тетрадь.

б) Подберите к словам синонимы ( слова, близкие по звучанию). Определите склонение.

Дорога, метель, деревня.

а) Запишите слова в три столбика по склонениям.

Приятель, повозка, вещь, чувство, лесник, совушка, ружьё, речь, избушка, радость, солнце, лестница.

б) Подберите к словам синонимы ( слова, близкие по звучанию). Определите склонение.

Страна, отец, торжество.

б) Проверка выполненной работы

в) Коллективное выполнение работы.

-Прочитайте отрывок из стихотворения.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

В.А.Жуковский

-Спишите. Найдите существительные, определите падеж и склонение имён существительных.

Для определения склонения существительного надо выполнить

три действия.

Найти существительное, поставить его в начальную форму ( Им.п.,ед.ч.)

2. Определить род существительного.

3. По роду и по его окончанию определить склонение существительного.

-Сравним существительные в долине и в лазури.

-В каком падеже стоят существительные? (П.п.)

- Так почему они имеют разные окончания?

(дети высказывают версии) (разные склонения.)

-С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

-Чтобы правильно писать падежные окончания существительных.

-Это будет темой нашего следующего урока.

6. Итог урока.

-Что мы повторили на уроке?

-Почему важно правильно и быстро определять склонение имен существительных?

-Все ли секреты правописания безударных гласных в окончаниях имен существительных вам известны?

Выставление оценок за урок.

7. Домашнее задание. у.32 по заданию, определить склонение существительных

Краткое описание документа:

Урок русского языка по теме "Закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных" был разработан по программе "Перспектива" для учащихся 4 класса. Групповая форма работы с учащимися.

Обобщение знаний об имени существительном, совершенствование умений определять тип склонения у имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах; обобщение знаний о склонении имен существительных.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) :

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в группе.

- развивать умение высказывать свое предположение;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

-работать по алгоритму;

- находить ответы на вопросы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 034 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 19.01.2015 4134
  • DOCX 52 кбайт
  • 111 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Белозёрова Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование: блоки обратной связи, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями.

1. Организационный момент.

– Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад.

2. Оформление рабочей записи.

3. Минутка чистописания.

– Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?

(Строчные буквы в, л, т, д)

(Нижнее, верхнее, нижнее)

– Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.

(л – непарная согласная, т – обозначает глухой звук)

4. Словарная работа.

–Переходим к повторению словарных слов.

4.1. Устная работа.

– Покажите пропущенную букву.

4.2. Письменная работа.

– Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами.

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу.

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета.

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда.

– Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях

– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?

– Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.

– Какой частью речи являются записанные слова?

– Найдите имена существительные в предложении.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

– Определите падеж существительных по улице, по площади.

– Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

6. Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

– Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

– Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания.

– Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, –я.

– Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, –я.

– Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

– Выделите в них окончания.

– Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

– Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

Сущ. ж. р. Сущ. м. р. Сущ. м. р. Сущ. ср. р. Сущ. ж. р.

вода Юра конь окно степь

земля Витя стол море дочь

/__________________________/ /__________________________/ /__________/

1 склонение 2 склонение 3 склонение

– По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

– С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

– Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

7. Работа с правилом.

– Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.

– Кто попробует рассказать правило наизусть?

8. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

– Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

По роду и по окончанию определить склонение.

Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

9. Физминутка.

– Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. – наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.

1. Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

2. Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз?

3. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

4. Закружу, заверчу,

5. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет.

6. Никого не обижает,

А её все толкают.

7. Много рук, а нога одна.

8. Колюч, да не ёж.

9. Шесть ног без копыт,

Упадёт – землю роет.

10. По земле ползёт,

А к себе не подпускает.

11. Закутан ребёнок в сто пелёнок.

12. Над домами и дорожками

Висит кусок лепёшки.

10. Работа с учебником. Упражнение 166.

– Прочитайте задание к упражнению.

– Какие задания мы должны выполнить?

(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)

9 существительных у доски, 9 существительных с комментированием, 10 существительных самостоятельно.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

11. Разноуровневая самостоятельная работа.

– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

12. Итог урока.

– Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

Читайте также: