Семья и семейные ценности 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

одинаковы: л юбовь, верность , доверие, связь с предк ами, дом.

Сегодня на у роке мы погов орим о семь е и семейны х ценностях.

А как вы д у маете, какая задача стоит сегодня п е ред нами? (Предпол ожения

Ребята, сегодня мы с вами долж ны выяснить, какие ценн ости должны

Все мы мечтаем с оздать счастливу ю семью. Пре длаг аю вам вып олнить

проживать счастлив ая семья. На каждом его кирпичике вы будете записывать

ту ценность, которая характеризует счастливую семью. Но для того, чтобы

выяснить, какие это це нн ости, нам нужно будет поработать. Для начала

поделимся на группы. Готовы? Мы начинаем нашу работу. (каждой гр у ппе

Прежде всего, я п редлагаю п овторить, что же так ое семья. К ак вы считаете ?

Семья - это основанная на браке и л и кровном родстве малая группа, члены

которой связаны общностью быта, взаимной п о мощью, мор а льной и

1) Что же об ъ единяет всех членов семьи? (Ответы детей) И конечно -

ответственность. Ответственнос ть. Это и будет название нашего

2) Давайте вспомним виды семей? (Ответы детей) ( двухпоколенная и

трёхпоколенная, полная и неполная семьи). Что связыва ет все эт и

семьи - родство (2 кирпичик). Рассмотрим репродукцию картины

представлен ную на с.30. учебника и отв етим на во просы.

Однажды ей ну жно был о уехать на меся ц. Верну лась она домой и сл ышит,

Седьмая дочь н ичего не сказала. Она помогла мам е снять

Ребята, я п редлагаю вам подумать и ответить на вопр ос: как вы считаете, кто

из дочерей по - н астоящему выр азил свои чувства к маме? Разве не любят

свою маму те дочки, которые сказали ей добрые слова? Ведь ну жно всег да

говорить нежные и ласковые слова своим родителям, братьям, сестрам!

Конечно, все дочери л юбят свою маму, но очень важно доказывать свою

любовь не только словами, но и поступками. Что именно проявила дево чка

по отношению к м аме? Следующим словом, которое мы запишем, б у дет

- хлопните в л адоши - у кого есть т олько сестрёнк и?

- х л опните в ладоши и по т опайте ногами - у кого есть и братишки и

- похлопайте в ладоши - кто люб ит свою семью , дорожит ею!

После весёлой р азминки м ы возвращаемся к р аботе. Од на из важны х

5) Существу ет много послов иц о семье . А вы, ребята, их знаете? Я

предлагаю вам проверить ваши знания, а заодно и выяснить ещё одну

Собери послови цу. (пословицы на карт очке - разрезаны на сл ова)

Внимательно прочитайте описание сельской семьи сев ерны х губерний

- Что объединяло семьи? (Эт о и буду т кирпичики) ( Взаимопонимание ,

Строительств о любого д ома всегда зака нчивается в озделывание кр ыши.

А тепе рь я предлага ю вам создать портрет счастливо й семьи. ( Дети ри с уют

Вот мы и пост роили дом где ж ивет счас тливая семья.

Согласитесь не всегда легко выстроить такой дом. Послу шайте внимательно

Жила - была на свет е семья. Она была не простая. Более ста человек

насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей

семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейс тв на

свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в семье и,

стало быть, на селе. Ни ссор , ни р у гани, ни драк и раздоро в. До шёл слу х об

этой семье до самого вл адыки страны. И решил он проверить, правду ли

молвят люди. Прибыл он село, и ду ша его возрадовалась: кругом чистота,

красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился

владыка. Решил у з нать, как жители села добились таког о лада, пришел к

главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в

твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что - т о писать. Писал долго. Видно,

Затем передаёт лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать

каракул и старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны

на бу маге: ЛЮБО ВЬ, ПОЩЕНИ Е, ТЕРП ЕНИЕ. И в конце л иста: сто раз

- Да, - ответил ста рик, - это и есть о снова жизн и всякой хо рошей семьи. - И,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по обществознанию в 5 классе.

Дата:_______________

Тип урока: проблемно-диалогический.

углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких;

развивать навыки сравнения, выявлять сходство и различия обществоведческих понятий;

формировать у учащихся положительное отношение к процессу познания

Планируемые результаты:

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметный

выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах;

классифицировать объекты ( объединять в группы по существенному признаку);

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

дать представления о семье, видах семьи, функциях семьи, ценностях семьи.

Оборудование: листы формата А3, карточки , учебник Л.Н. Боголюбова 5 класс.

Проверка домашнего задания

3. Актуализация темы:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень важные для каждого человека на земле вопросы. Чтобы определить тему сегодняшнего урока вы должны закончить фразу: Мама, папа для тебя это дружная ….. ( семья ) Молодцы! Послушайте стихотворение и подумайте без чего семью, назвать семьей сложно?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

(Ответы детей)

У каждой семьи свои семейные ценности – это семейные традиции, дружба, любовь, взаимопонимание, почитание старших в семье и т.д. Семейные ценности это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Для большинства семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, верность, доверие, связь с предками, дом.

Сегодня на уроке мы поговорим о семье и семейных ценностях.

II. Изучение нового материала:

А как вы думаете, какая задача стоит сегодня перед нами? (Предположения детей)

Ребята, сегодня мы с вами должны выяснить, какие ценности должны почитаться в семье, чтобы она была счастливой.

Прежде всего, я предлагаю повторить, что же такое семья. Как вы считаете?

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Что же объединяет всех членов семьи? (Ответы детей) И конечно - ответственность. Ответственность. Это и будет название нашего первого кирпичика.

Давайте вспомним виды семей? (Ответы детей) ( двухпоколенная и трёхпоколенная, полная и неполная семьи). Что связывает все эти семьи - родство (2 кирпичик). Рассмотрим репродукцию картины представленную на с.30. учебника и ответим на вопросы.

Чтение притчи учителем.

Было у матери семь дочерей.

Однажды ей нужно было уехать на месяц. Вернулась она домой и слышит, как дочери говорят.

Седьмая дочь ничего не сказала. Она помогла маме снять обувь, поставила стул к столу, налила чая.

Ребята, я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: как вы считаете, кто из дочерей по-настоящему выразил свои чувства к маме? Разве не любят свою маму те дочки, которые сказали ей добрые слова? Ведь нужно всегда говорить нежные и ласковые слова своим родителям, братьям, сестрам! Конечно, все дочери любят свою маму, но очень важно доказывать свою любовь не только словами, но и поступками. Что именно проявила девочка по отношению к маме? Следующим словом, которое мы запишем, будет слово ( забота ).

сейчас поиграем в игру. Встаньте:

- поднимите правую руку - кто похож на маму? - поднимите левую руку - кто похож на папу?

- обе руки - кто похож сам на себя?

хлопните в ладоши - у кого есть только сестрёнки?

потопайте ногами - у кого есть только братишки?

хлопните в ладоши и потопайте ногами - у кого есть и братишки и сестрёнки

похлопайте в ладоши - кто любит свою семью, дорожит ею!

После весёлой разминки мы возвращаемся к работе. Одна из важных жизненных ценностей это - Здоровье. (4 кирпичик)

Существует много пословиц о семье. А вы, ребята, их знаете? Я предлагаю вам проверить ваши знания, а заодно и выяснить ещё одну семейную ценность.

Собери пословицу. (пословицы на карточке - разрезаны на слова) Дружная семья и землю превращает в золото.

В дружной семье и в холод тепло. Семья в куче, не страшна и туча. Дружная семья не знает печали.

Какая тема объединяет все эти пословицы? (5 кирпичик) - дружба

- Что объединяло семьи? (Это и будут кирпичики) ( Взаимопонимание,

трудолюбие, традиция, уважение, понимание)

Строительство любого дома всегда заканчивается возделывание крыши.

Наша крыша называется Хорошее настроение.

А теперь я предлагаю вам создать портрет счастливой семьи. ( Дети рисуют портреты членов семьи).

III. Закрепление.

Вот мы и построили дом где живет счастливая семья.

Согласитесь не всегда легко выстроить такой дом. Послушайте внимательно притчу.

Ладная семья. (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.

Затем передаёт лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё?

О чём эта притча? Чему она вас научила?

Ребята, мы с вами сегодня поговорили об очень важном для вас понятии. В вас сейчас только закладываются те основы, которые в будущем помогут вам создать свою счастливую, крепкую, дружную семью. В этом вам помогают ваши родители, бабушки, дедушки, в этом вам помогает ваш второй дом - школа. Я надеюсь, этот урок стал еще одним кирпичиком в прочном фундаменте ваших семейных ценностей. Если это действительно так, я буду очень рада. Но все же только от вас зависит, каким будет дом вашего семейного счастья.

IV. Рефлексия.

Подведём итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы. (Выдаются детям на листах)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающая: способствовать снятию позастатического напряжения и мозгового кровообращения. Развивать мелкую моторику рук, межполушарное взаимодействие.

Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

Тип урока: интегрированный урок (математика, СБО)

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, логические задачи, игры, наглядный.

Оборудование: магниты, иллюстрации, компьютер, карточки с названиями родственников,

картинки с изображением родственников (мама, папа, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка.)

Ход урока:

Здравствуйте, гости! Здравствуйте, ребята! Повернитесь лицом друг к другу, подарите улыбку, прислонитесь друг к другу ладошкой. Прежде чем начать наш урок, давайте сбросим напряжение и получим заряд хорошего настроения.

- Сегодня у нас с вами необычный урок: и веселый т. к. мы будем играть, отгадывать загадки, решать задачи, но в то же время и поучительный, потому что мы будем говорить о самом главном в жизни человека.

- У каждого из вас , ребята, есть люди самые близкие и любимые. Они заботятся о вас с первой минуты вашего рождения и будут любить вас всегда.

-Как вы думаете? (папа, мама, брат, сестра, дедушка, бабушка).

-Назовите их, одним словом. (СЕМЬЯ)

( учитель вывешивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ )

Оформление доски:


V.Отгадывание загадок:

Я загадки загадаю!

Ты, попробуй отгадать!

Всех смогу я описать,

И узнаешь ты вполне

Кто живет в твоей семье.

1.Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый. (ПАПА.)

2. Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

-Всех милее наша (МАМА)

3. Со мною всегда она рядом, Как может, смягчает беду.

Спасибо вам, папа и мама, Что мне подарили. (СЕСТРУ)

4. Кто весёлый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Это младший мой ….(БРАТИШКА)

5. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Это наша (БАБУШКА)

6. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый. (ДЕД)


Вот такая схема у нас получилась.

VI. Физминутка (СУДЖОК)

-Я мячом круги катаю, (между ладоней по кругу), вперед- назад его гоняю (движения вверх-вниз), Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку, А потом сожму немножко.

Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

Шуточные логические задания.

  1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (один внук)

  1. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат.

Как зовут брата моей сестры? (Юра)

  1. Шли столбцом сын с отцом, да дед с внуком? Сколько их? (трое)
  1. Шел муж с женой, брат с сестрой, шурин с зятем. Много ли всех? (трое)

Сколько детей в этой семье? (6 детей)

-Ребята, давайте соберем пословицу ( на доске слова ).

В гостях хорошо, а дома лучше.

-Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

-Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить. Когда создается семья.).

- Давайте вместе подумаем. Как ещё можно назвать дом?

- Давайте построим свой дом, в котором нам всем хотелось бы жить.

(на доске вывешиваем крышу и выбираем слова)

(ЗАБОТА, ДРУЖБА, ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, УЮТ, ДОВЕРИЕ, УВАЖЕНИЕ, .

Учитель: Вот мы и построили дом, в котором тепло.

Дыхательная гимнастика.

Соберите в ладони своё тепло, пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.

VШ. Математические задачки на кратное сравнение.

  1. Отцу 60 лет, а сын младше вдвое. Сколько лет сыну? (60:2=30лет)
  2. Дочери 5 лет, а мать старше дочери в 5 раз. Сколько лет матери?
  1. Бабушке 50 лет, внучка в 10 раз моложе бабушки. Сколько лет внучки? (50:10=5 лет)
  2. Дедушке 60 лет, а внук младше деда втрое. Сколько лет внуку?

-Ребята, давайте подведем итог нашему уроку.

-О чем мы сегодня говорили? ( о семье)

- какой должна быть семья? (дружная, трудолюбивая, заботливая)

- как члены семьи должны относиться друг к другу ( уважают, понимают, поддерживают)

- Урок мы хотим закончить одним стихотворением , которое приготовили дети.

Семья – это счастье, любовь и удача Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение, трепет. Семья – это труд, друг о друге забота Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды, и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

Чернова О.В. – учитель математики

Фомина И. П. - учитель физической культуры

Пояснительная записка

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Задача школы – сохранить и по возможности укрепить здоровье детей.

Давно доказано, что традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют учащихся, вызывают эмоциональный дискомфорт. Поэтому возникает необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий важно потому, что они:

- обеспечивают эмоциональный подъём учащихся;

- снижают уровень тревожности;

- облегчают процесс запоминания материала;

- формируют познавательный интерес к учёбе.

С этой целью на уроках можно использовать физминутки (упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз, упражнения, корректирующие осанку, дыхательную гимнастику).

Комплексы физминуток подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке. В комплекс физминуток входят простые, доступные упражнения, которые не требуют сложной координации. Упражнения охватывают ряд мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы сидения на уроке. Это: потягивание, наклоны, прогибания, полуприседания и приседания с различными движениями рук.

Что касается уроков русского языка, то становление и развитие орфографической зоркости может проходить легко и эффектно, если оно будет осуществляться доступными для детей данного возраста средствами. Одним из таких средств стали рифмованные упражнения.

Проговаривание рифмовок – это прекрасное средство для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения, запоминая одновременно ту или иную орфограмму.

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Зрение является самым важным инструментом для успешного обучения в школе. Электронные физминутки позволяют заниматься профилактикой, и не допустить зрительного утомления. В презентации несколько тем с сюжетами детских мультфильмов. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. В физминутки добавляются и двигательные упражнения, которые помогают расслабить и костно-мышечный аппарат ребенка, укрепляют осанку.

Утомление на уроке обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Устранить его можно, если оптимизировать физическую, эмоциональную, умственную активность. Для этого необходимо переключиться на другие виды деятельности, отдохнуть, используя всевозможные средства восстановления работоспособности. Проведение физминуток помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки. Предпочтение необходимо отдавать простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади.

Физминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности учителя.

Продолжительность физминуток не менее 1,5 – 2 минут каждая.

В 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока. Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.

Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.

По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

8. Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина; выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

9. Задачи урока:

формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;

способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;

познакомить учащихся с основными семейными ценностями в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме; подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают;

воспитание чувства ответственности, любви к своим ближним.

10. Ожидаемые результаты.

10.1.В результате изучения темы учащиеся:

смогут дать определения понятиям: семья, семейные ценности;

учащиеся на основе полученных знаний смогут сделать вывод о роли семьи в жизни каждого человека.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный момент (1 мин.)

Организация ситуации успеха на уроке:

Солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

- Вы чувствуете солнечное тепло?

Подарим свои улыбки друг другу.

Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.

Настраиваются на совместную работу

2. Мотивационный этап (постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся) (5 мин.)

Звучит музыка .

…Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

-Кто деток родит мне богиня моя?

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя.

И так на земле появилась … (семья).

Назовите тему урока? О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Давайте составим план урока? (учитель прикрепляет листочки с планом урока на доску)

Что такое семья?

- А бабушки и дедушки будут являться членами семьи?

-(СЛОВАРНАЯ РАБОТА(У КАЖДОГО НА ПАРТЕ ЛЕЖАТ разные СЛОВАРИ )

- Давайте проверим правильно ли мы с вами дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарям, которые лежат на ваших партах.

-Назовите всех членов вашей семьи?

-Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью?(дружная, большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…)

.Посмотрим на 1 пункт плана. Мы узнали Что такое семья?

Ответ учащихся: СЕМЬЯ.

1.что такое семья?

2.Что такое семейные ценности?

3. Семейные ценности в разных религиозных культурах.

Учащиеся работают со словарями и сравнивают определения, которые дали в словарях и то, которое они дали сами.(разные определения, читают по очереди)

Ответы учащихся. Вывод: Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Учащиеся перечисляют членов семьи, характеризуют свою семью

3. Актуализация знаний учащихся (15 мин.)

- О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас и познакомитесь.

На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют качества, учитель переворачивает лепестки ромашки с названием качеств.

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

-На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье: Пользуясь учебником на странице 74.

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей, и т. д.

_Работа с учебником Стр.74

Как вы думаете, на чём держится семья?

- Ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось?

- Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Символом семьи в России считается ромашка.

- На чём держатся лепестки?

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку?

- Что же символизирует сердцевинка?

- Для чего человеку нужна семья?

- Посмотрите на фотографии, скажите, какой вы видите семью? (фото на слайдах)

- Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

.- Посмотрите на план урока. Мы с вами выполнили 2 пунк нашего плана?

Физкультминутка

_давайте и мы с вами вместе немного отдохнем.

Ответы учащихся: на семейных ценностях.

Учащиеся ищут правила в учебнике и перечисляют их.

Ответ учащихся: на семейных ценностях.

Ответ: На сердцевине.

Ответ: Он погибнет.

Ответ: Ценности, на которых основывается семья.

Предполагаемый ответ: на всех фотографиях семья изображена счастливой

Учащиеся под музыку выполняют упражнения

4. Усвоение новых знаний (20 мин.)

- О чём мы с вами сегодня уже узнали на уроке?

- Как вы думаете, о чём ещё мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Чтобы узнать нам нужно открыть учебники на стр.74-76

- На слайде записаны слова. Что это?

- Как вы считаете одинаково ли религии относятся к семье?

- Совпадают ли семейные ценности в разных религиозных культурах?

- нам нужно будет проверить и доказать

- Для того чтобы проверить ваши преположения и ответить на вопрос урока, вам сегодня предстоит побывать исследователями, которым нужно поработать с различными источниками и представить свою работу.

- Работая индивидуально с учебником стр. 74,75,76 каждая из вас представляет религиозную культуру; в рабочих листах вы должны будете записать семейные ценности религии, с которой вы работали

Работа с источниками . (Приложение)

Ислам, иудаизм, православие, буддизм

Чем является семья

Как должны жить люди в браке

Отношения к старшим

Обязанности родителей перед детьми

- Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?(обращается внимание учащихся на таблицу - )

- Как вы считаете, почему?

- Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (обращается внимание учащихся на таблицу -

Вывод: В каждой религии семейные ценности одинаковы. Во всех религиях семья играет огромную роль в жизни человека. Основными ценностями семьи является любовь мужа и жены друг к другу, к детям, почитание родителей, согласие , забота, терпение, уважение, ответственность друг перед другом

Вернемся к 3 пункту нашего плана. Ответили мы на этот вопрос?

Ответ: Что такое семья, на каких семейных ценностях держится семья.

Ответы учащихся: о религиях; о том, как религии относятся к семье.

Учащиеся читают: Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм. Это религии.

Каждая ученица это отдельная группа, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники, из которых должны выписать семейные ценности религиозных культур. Затем идёт обмен информацией.(выдаются листы с подготовленной таблицей)

По ходу проверки задания на экране выводится таблица.

заботиться о пожилых родителях,слушаться своих родителей,говорить о родителях уважительно.

Ответы учащихся: Да, совпадают.

Предполагаемый ответ: Семья – это свято для всех

Предполагаемый ответ: да, но они незначительны.

Знакомство с повестью о Петре и Февронии

Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день.

Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.

Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно.( Краткий пересказ одним из учащихся или видео посмотреть)

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года,

-Назовите , какие качества святых Петра и Февронии позволили сохранить семью?

Читайте также: