Конспект урока шахматные фигуры и начальная позиция

Обновлено: 07.07.2024

- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации

(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности.

научить ориентироваться на шахматной доске, познакомить с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять фигуры перед шахматной партией, учить видеть местоположение шахматных фигур.

- дополнительные

шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика.

Цель: знакомство с шахматной доской, фигурами, начальным положением.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с шахматной доской, шахматными фигурами и их начальным положением.
  2. Вызвать интерес к шахматам, как настольной интеллектуальной игре.
  3. Расширять кругозор детей.
  4. Развивать логическое мышление, любознательность.
  5. Воспитывать сдержанность, доброжелательность.
ВложениеРазмер
shahmatnaya_doska_figury_nachalnaya_pozitsiya.pdf 267.95 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Шахматные фигуры. Начальная позиция.

презентация на тему: "Шахматные фигуры и их ходы".


открытый урок по кружку на тему:"Как появилась шахматная доска"

открытый урок по кружку "Шахматы" на тему: "Как появилась шахматная доска".


Презентация по шахматам для внеурочной деятельности на тему: "Шахматная доска"

Дети Ален и Лена, пройдя через бурную реку, жгучий огонь и темный лес, познакомились с увлекательной игрой - шахматы.


Внеурочная деятельность "Игры на шахматной доске"

Рабочая программа и КТП.


План-конспект урока "Шахматная доска"


Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч".

Конспект урока " Шахматная доска"

Конспект урока " Шахматная доска", первый год обучения по программе И.Г.Сухина " Шахматы - школе".

Подготовила: Гайсина Гульшат З.

Дата проведения: 15.12.18

Цель: познакомить с начальной позицией шахматных фигур.

Обучающие :

-выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

-выработать навык работы с шахматной доской;

-показать связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур

-научить расставлять начальную позицию;

-способствовать развитию памяти, внимания;

-развить логическое мышление;

-развить творческую активность;

-воспитать навыки работы в коллективе;

-выработать навык работы в обучающей игре;

Оборудование: шахматные доски с фигурами; демонстрационная доска; картинки с изображением;

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, рада вас видеть на занятии.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)

И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу)

Сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие у нас есть шахматные фигуры.

Я вам бросаю мяч, вы ловите и отвечаете.

Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь на занятии. Для того, чтобы нам узнать, давайте отгадаем загадку.

Вся в квадратах — белых, чёрных —

а ряды фигур точёных —

Люди их передвигают,

Тут ферзи, слоны отважны,

мчатся поперёк и вдоль,

и, совсем как в сказке, важный

Тут герои в каждом войске,

и выходит рать на рать

хитроумно и геройски

воевать и побеждать!

(Шахматы)

-А сейчас давайте поиграем и вспомним все то, что мы изучили на прошлом занятии.

3. Повторение пройденного материала.

Какие шахматные фигуры спрятались в словах : Коньки, спешка, оладьи, заслонка.

Вычеркни все одинаковые буквы из слов: БАС, БАЛ, КОН, БАК и из оставшихся букв назови шахматную фигуру (СЛОН).

- Знают Пашка, Иришка и Кешка

Нет фигуры важнее чем… (ферзь)

-Буквой Г он ходит браво

И налево и направо,

Ту фигуру знаю я

И зовут ее… (конь)

-Знает любой в нашей квартире

Ферзей на доске ровно… (два)

-Советую запомнить всем

Полей в горизонтали ровно…

4. Объяснение нового материала.

-Перед каждой шахматной игрой, партией, шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется начальным положением, или начальной позицией. При этом фигуры ставятся на шахматные поля посередине шахматных полей.

(Учитель около демонстрационной шахматной доски. Под рукой комплект шахматных фигур (32 фигуры). Перед учениками на партах шахматные доски, около которых в беспорядке стоят шахматные фигуры)

- Ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях:

"Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят"

(учитель ставит белые ладьи на крайние поля первой горизонтали, на крайних полях последней горизонтали устанавливает черные ладьи)

- Дети, расположите свои ладьи на своих досках.

(слова учителя повторяют хором)

-Продолжаем расставлять фигуры :

"Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей"

-Хором повторяем слова и расставляем своих коней.

"Меж коней заключены

Наши славные слоны".

-Расставьте своих слонов со словами на шахматной доске.

-На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля.

"И еще два поля есть,

А на них король и ферзь".

Запомните правило: ферзь любит свой цвет! Белый ферзь- на белой клетке, черный ферзь- на черной клетке.

- А как же пешки располагаются на шахматной доске?

(белые пешки расставляются на вторую горизонталь, а черные пешки – на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные фигуры)

"А теперь без спешки

Идут на место пешки".

-Повторите все хором слова и расставьте свои пешки.

(у каждого ребенка на доске должно стоять точно такое же положение, затем дети снимают все фигуры со своих досок и заново расставляют начальную позицию)

5. Развивающее задание.

Расстановка шахматных фигур.

Воспитатель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.

6. Итог занятия. Рефлексия.

Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов,

коней, ферзей, королей? черных пешек, ладей, слонов, коней, ферзей,

королей? (8, 2, 2, 2, 1, 1.) и т. д.

Если вы не испытывали затруднений на занятии возьмите веселый смайлик, если были затруднения, возьмите простой смайлик, если вам было совсем сложно и вы не справились с заданиями, которые были на занятии, то возьмите грустный смайлик.

Картотека дидактических игр по обучению игре в шахматы "'Куча мала". Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шахматные фигуры и начальная позиция

Тип занятия

О ткрытие нового знания на основе практических умений

- Обучить азам шахматной игры – правила расположения фигур на шахматной доске;

- И сследовать, распознавать фигуры, работать с диаграммами, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

- В оспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения, самодисциплину, умение владеть собой, уважение к партнеру;

Основные понятия

Основные виды деятельности

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради.

Оборудование

Демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту).

Ход занятия.

1.Мотивация к учебной деятельности

1 . Организационный момент

Шахматы – море фантастики!

Это не просто игра!

Шахматы – это гимнастика

Памяти, воли, ума!

2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий.

1. Актуализация знаний.

- Отгадайте ребус

- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?

-Правильно, это термин НОТАЦИЯ.

-Что обозначает этот термин?

Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске .

-Как вы думаете, достаточно знать только букву, чтобы определить местоположение поля на шахматной доске?

2.Формулирование темы урока и постановка целей

- Посмотрите на демонстрационную доску.

- Что вы видите на ней? (фигуры)

- Как вы думаете, что нам сегодня предстоит на уроке узнать?

Ответы детей (повторим, как называются шахматные фигуры; узнаем, как они располагаются на шахматной доске перед началом партии;)

3.Изучение нового материала.

1. Повторение названий шахматных фигур.

- Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь.

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это. (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это. (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал. (ферзя)

2. Р асположение фигур на шахматной доске перед началом партии.

У каждого партнёра (не важно, белыми или чёрными фигурами он играет) в начале партии имеется по 16 фигур: 8 пешек, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, 1 король, 1 ферзь.

На шахматной доске все фигуры стоят в начальной позиции.

Позиция – расположение фигур на шахматной доске.

Начальная позиция – расположение шахматных фигур в начале партии до первого хода.

Белые фигуры занимают первый и второй горизонтальные ряды, чёрные — седьмой и восьмой. Основные фигуры располагаются на крайних горизонталях.

Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно: (стихотворение)


Прежде чем игру начать
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!

Каждая партия начинается с начальной позиции.

4.Физминутка

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

5. Практическая работа

2. Индивидуальная работа.

А) Учебник с.39, задание 3.

- Рассмотри диаграммы и найди среди них неправильные. Объясни свой выбор.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Читайте также: