Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение 2 класс родной язык конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Предметная цель : научить ставить ударение, опираясь на смысл слов; систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами.

Содействовать формированию чувства языка, формированию умений и навыков, необходимых для грамотного письма. Развивать технику речи при работе со скороговорками. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению русского языка.

Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к слову, как значимой единице речи. Формировать потребность в использовании словарей.

1. Организационный этап.

а) Речевая разминка

-Чтобы чётко и красиво говорить, давайте вспомним упражнение для губ, языка.

А о у ы э и у о а ы и э о я я о э и ы а о у

б) Кто хочет разговаривать?

Мы будем разговаривать.

Тот должен выговаривать.

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно,

Чтоб было всем понятно.

в) Тренировка в произношении скороговорки:

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Работа по карточкам:

а) -разделите вертикальной чертой слова на слоги:

садовод, сорока, арбуз, день, рис, чайка, трамвай, помидор, яма, трамвай;

б) -перенесите слова по слогам:

Шубка атласная. Лапки бархатные. Ушки чуткие.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

а) Сегодня мы с вами познакомимся с мастером ударением и узнаем, для чего же нужно ударение. Как же узнать какого слога коснулся молоточек мастера ударение? Очень просто. Произнесите слово нараспев. Слог, прозвучавший сильнее и дольше остальных, и будет ударным. А теперь возвысьте карандаш. Представьте себе, что ваш карандаш превратился в волшебный молоточек мастера ударение! Расставьте ударение в словах, которые написаны на доске.

Акула, майка, астра, ручка, глава, соль, вёдра, осень, слёзы, будка, песня, корка, двор.

(вспомнить про слова в один слог и слова с буквой ё)

б) Мастер Ударение - настоящий волшебник. В русском языке есть такие слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Это становится понятно, едва произнесешь их. Всё зависит от того, какого слога коснётся чудесный молоточек мастера Ударение. Перепрыгнув со слога на слог, он легко превращает одно слово в другое.

Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение.

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать.Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед ЗамОк и сказал:

– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнею слога на первый, и исчез ЗамОк, а перед взором всех предстал ЗАмок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед БелкИ и сказали:

– Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает. Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог; все увидели, что перед ними живые грациозные БЕлки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжали доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился АтлАс, вместо КапЕльКАпель, вместо ДорОга – ДорогА, ГородА – ГОрода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

в) Выявление знаний, умений и навыков.

-Что вы узнали из этой сказки?

-Какую роль играет ударение?

-Будем относиться к Ударению с большим уважением?

4. Первичное усвоение новых знаний.

Посмотрите на выделенные слова, с виду они похожи, как две капли воды. А теперь расставьте в них ударение.

Белки прыгают по веткам,

Принесли орешки деткам.

Взбей яичные белки

И печенье испеки.

Ставь козлы посреди двора.

Пилить дрова начнем с утра.

Козлы сердиты и рогаты.

Вы не дразните их ребята.

В дом войти никто не мог-

На двери висел замок .

Я песок руками рою,

Королевский замок строю.

Из стенки гвоздики торчат,

Повешу - ка на них плакат.

Гвоздики , розы, маргаритки

Растут на клумбе у калитки.

-Вот ведь какие превращения происходят, от одного удара чудесного молоточка мастера - волшебника.

5. Первичная проверка понимания.

Запись предложений. Расставить ударение.

Девочка остановилась у ворот. Это был замок Снежной королевы. На воротах висел огромный ледяной замок .

Вышли мышки как - то раз

Поглядеть который час -

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

а) Добавь слог или два слога и напиши слова. Обозначь ударение.

б) Работа с учебником. Упр.127,129 (устно).

в) Письмо по памяти. Упр.128.

В ведёрко руки окуни,

Не бойся: это окуни.

8. Самостоятельная работа. Закрепление.

-Записывай в один столбик с ударением на первом слоге, во второй столбик с ударением на втором слоге.

-Гости, лиса, понял, журавль, звать, пошла, себе, дружба.

-Из какой сказки взяты эти слова. Запишите название сказки.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учебник,1часть, стр. 87, упр. 130.

-Что вы узнали про ударение?

-Ударение ставится, если в слове несколько слогов.

-Буква ё ударная.

-Ударение изменяет смысл слов.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СЛОГИ а) -разделите вертикальной чертой слова на слоги: Садовод , сорока, арбуз, день, рис, чайка, трамвай, помидор, яма, трамвай; б) -перенесите слова по слогам: Шубка атласная. Лапки бархатные. Ушки чуткие.

ПРОВЕРКА Са / до / вод , со / ро / ка , ар / буз , день, рис, чай / ка , трам / вай , по / ми / дор , я / ма ; Шуб-ка ат -лас- ная . Лап- ки бар-хат- ные . Уш-ки чут -кие .

УДАРЕНИЕ Расставьте ударение в словах, которые написаны на доске. Акула, майка, астра, ручка, глава, соль, вёдра, осень, слёзы, будка, песня, корка, двор.

ПРОЧИТАЙ ПРАВИЛЬНО Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам. Взбей яичные белки И печенье испеки. Ставь козлы посреди двора. Пилить дрова начнем с утра. Козлы сердиты и рогаты. Вы не дразните их ребята. В дом войти никто не мог- На двери висел замок . Я песок руками рою, Королевский замок строю. Из стенки гвоздики торчат, Повешу - ка на них плакат. Гвоздики , розы, маргаритки Растут на клумбе у калитки.

Физминутка Вышли мышки как - то раз Поглядеть который час - 1,2,3,4,5. Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон.

Добавь слог или два слога и напиши слова. Обозначь ударение. Ра- бук- хок - фут- ре- -ка - вут -кий - тель -нок

ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ Записывай в один столбик с ударением на первом слоге, во второй столбик с ударением на втором слоге. -Гости, лиса, понял, журавль, звать, пошла, себе, дружба. -Из какой сказки взяты эти слова. Запишите название сказки.

Данный ресурс можно использовать дома и на уроках русского родного языка с целью закрепления и самоконтроля по изученной теме "Как можно объяснить значение слова? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?".

Предлагаемый ресурс содержит 10 заданий, которые соответствуют программному материалу 2 класса.



Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Выполнив данный тест, представляется возможность закрепить интереснейший материал урока.

Список вопросов теста

https://multiurok.ru/img/111767/image_6073c90fee2d4.jpg

· Шелковую, воду.единой, злата, серебра, землю, девицами, несказанной.

· Шелковую, злата, серебра, девицами, несказанной.

· Шелковую, воду, серебра, красными, девицами, несказанной.

https://multiurok.ru/img/111767/image_6073cad0315eb.jpg

https://multiurok.ru/img/111767/image_6073cbc00789e.jpg

· Как снег на голову, курам за нос, положа руку на слово, поверить на смех, водить на сердце.

· Как снег на нос, курам на голову, положа руку на сердце, поверить на слово, водить за нос.

· Как снег на голову, курам на смех, положа руку на сердце, поверить нна слово, водить за нос.

Какое ударение должно быть в выделенном слове?

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.

Какое ударение должно быть в выделенном слове, чтобы не нарушать ритм и рифму сказки?

А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те поры война была.

Найди "сказочное" слово с необычным ударением.

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит:

https://multiurok.ru/img/111767/image_6073ce7d735c4.jpg

Какую роль играет ударение в словах?


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какое ударение должно быть в выделенном слове?

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.

Вопрос 2

Какое ударение должно быть в выделенном слове, чтобы не нарушать ритм и рифму сказки?

Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.

Вопрос 3

Какое ударение должно быть в выделенном слове, чтобы не нарушать ритм и рифму сказки?

А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те поры война была.

Вопрос 4

Какое ударение должно быть в выделенном слове, чтобы не нарушать ритм и рифму сказки?

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят

Вопрос 5

Какое ударение должно быть в выделенном слове, чтобы не нарушать ритм и рифму сказки?

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую

Вопрос 6

Найди "сказочное" слово с необычным ударением.

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел, царица вопит…
А дитя волну торопит:

Вопрос 7

Найди "сказочное" слово с необычным ударением.

На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;

Вопрос 8

Найди "сказочное" слово с необычным ударением.

Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит

Вопрос 9

Найди все "сказочные" слова с необычным ударением, рифма и ритм тебе поможет в этом.

Читайте также: