Конспект урока щелкунчик и мышиный король 4 класс занков

Обновлено: 07.07.2024

Пётр:
А это что еще такое?
Какой ужасный здесь оскал!
Лицо его такое злое
Играть с таким бы я не стал.
Мария:
Красивых куколок моих
Он напугает сильно очень
Ему не место среди них
Пускай идет куда захочет!
Пётр:
Мы выбросим его, Мари,
Ведь он совсем пустой внутри!
Скажи тогда, что делать нам?
Ведь не похож он на солдата.
Не нужен он моим войскам.
Устроить бы его куда-то.
[Щелкунчик грызет орех]
Смотри, орехи он грызет
И ядрышки нам отдает!
Мария:
Наверное, Щелкунчик Он,
Как у моей подружки был.
Хоть не красив он, но умен.
Ему остаться разрешим?
Послушай, куколке моей
Охранник нужен умный, верный!
Всегда он будет рядом с ней,
Как рыцарь смелый и примерный!
Пётр:
Ну ладно, в армию свою
Приму его! Уж так и быть!
[Торжественно обращается к Щелкунчику]
Теперь ты в боевом строю
Мне будешь преданно служить!
И будешь куклу охранять,
Ее приказы исполнять!
Мария:
Хочу я очень-очень спать![зевает]
Мы можем завтра доиграть.
Пётр:
И сны смотреть про волшебство,
Какие снятся в Рождество!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок внеклассного чтения по сказке Э. Гофмана

1. Познакомить учащихся с главными героями повести - сказки, отметить черты их характеров; выявить особенности жанра волшебной сказки в этом произведении для создания автором образа предчувствия чуда.

2. Развивать у учащихся:

• исследовательские умения и навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;

• выразительное интонационное чтение;

• умение анализировать язык музыкального произведения;

• формировать творческую активность школьников;

• потребность общения друг с другом, учителями;

• заинтересованность в изучении произведений мировой литературы и музыкальной культуры; чувства доброты, чуткого отношения к окружающим людям;

Тип урока: урок внеклассного чтения

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Уметь выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступков в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Материал к уроку:

1) Э.Т. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король;

2) иллюстрации и рисунки к сказке;

3) элементы костюмов;

4) карточки с заданиями;

5) читательские дневники;

I. Оргмомент

Я очень счастлива и рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!

Сегодня на уроке гости,

Мы поприветствуем вас дружно,

Свои заботы все отбросьте.

Встречаем мы гостей радушно.

II. Основная часть

1. Ведение в тему урока

- Сегодня 24 декабря на уроке литературного чтения нас ждёт встреча со сказкой. А какие события в истории происходили в этот день?

24 декабря 1790 году русские войска под командованием генерала Суворова захватили крепость Измаил. Покорение Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.

24 декабря 1801 года в промышленном городке Камборн на юго-западе Англии механик-конструктор Ричард Тревитик продемонстрировал первый паровой автомобиль.

24 декабря - Сочельник у западных христиан — день накануне Рождества Христова.

1. Канун великий Рождества.

Темнеют краски небосвода.

Все тихо. близость торжества

Невольно чувствует природа.

2. Как будто менее тревог,

Как будто менее страданья -

В подлунный мир Младенец-Бог

Приносит сладость упованья.

3. На пушистых лапах ели
Тут развешены игрушки,
Новогодние хлопушки
И бенгальские огни!

4. Но пока закрыты двери
До начала карнавала,
Чтобы ваша грусть пропала,
Сказка в гости к нам лети!

Интонационная разминка

Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!

Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!

Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!

Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!

- К кому приходят сказки? (К добрым, ласковым людям.)

- Чему учат сказки? (Не мириться со злом, а стремиться наказать его, торжествовать должно только добро.

- В этот волшебный мир поведет вас замеча­тельный сказочник - Эрнст Теодор Амадей Гофман.

2. Работа над биографией писателя

1. 24 января 1776 года родился Эрнст Теодор Амадей Гофман – писатель, композитор, художник, отец Щелкунчика и лучший друг кота Мурра.

2. Настоящее имя Гофмана – Эрнст Теодор Вильгельм. Но впоследствии, став большим поклонником музыки Моцарта, он изменил одно из своих имён на - Амадей.

3. Эрнст хорошо играл на музыкальных инструментах – к двенадцати годам он свободно играл на гитаре, органе, скрипке и даже арфе.

4. У Гофмана жил очень любимый им кот Мурр. Писатель утверждал, что пушистый друг не только спит на его рукописях, но и любит лазить за ними в ящик его стола, чтобы читать вслух.

6. Писатель верил в волшебство и магию, часто работал по ночам. Нередко, напуганный собственными вымыслами, будил жену и просил посидеть с ним рядом, пока он напишет. Он очень любил людей, умел делать разные чудеса.

3. Составление словесного портрета

Г – гениальный

О – остроумный

Ф – фанатичный

А – артистичный

Н - необыкновенный

Одну минуточку, я что хотел спросить:

Легко ли Гофману три имени носить?

О, горевать и уставать за трех людей

Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.

Эрнст - только винтик, канцелярии юрист,

Он за листом в суде марает новый лист,

Не рисовать, не сочинять ему, не петь -

В бюрократической машине той скрипеть.

Скрипеть, потеть, смягчать кому-то приговор.

Куда удачливее Эрнста Теодор.

Придя домой, превозмогая боль в плече,

Он пишет повести ночами при свече.

Он пишет повести, а сердцу все грустней.

Тогда приходит к Теодору Амадей,

Гость удивительный и самый дорогой.

Он, словно Моцарт, машет в воздухе рукой.

4. Разгадывание ребусов в читательских дневниках

- Как называется самая знаменитая рождественская история Э. Гофмана, вы узнаете, разгадав ребусы в тетрадях.

5. Определение жанра сказки

- Вспомните особенности жанра волшебной сказки.

1.Мир волшебной сказки делится на свой и чужой

2.В волшебной сказке есть чудесные превращения

3.У главных героев есть волшебные помощники

5.Трудные испытания для главных героев

6.Победа добра над злом.

5. Работа в группах (составление аннотации)

– Ребята, представьте, что кто-то не знаком с этой удивительной сказкой. А вы её давно прочитали и можете порекомендовать произведение своим друзьям. Как вы коротко опишите сказку? Сумеете ли заинтересовать читателей? Составьте аннотацию к сказке в группах по опорным словам.

1 группа: фильмы, спектакли, мультфильмы, балет П.И Чайковского

2 группа: приключения девочки, превращение и преображение человеческой души, любовь

3 группа: верность, любовь, отвага, справедливость, коварство

Всемирно известная, самая рождественская сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Она рассказывает не только о приключениях маленькой девочки и ее оживших игрушек, но и о превращении и преображении человеческой души с помощью любви. Только любовь превратит Щелкунчика из немой деревянной куклы в прекрасного принца и приведет его спасительницу в сказочный конфетный мир.

- Мы очень заинтересовались и спешим на встречу с героями сказки. Узнайте их.

6. Встреча с главными героями

Щелкунчик: Вначале я был уродливой игрушкой, приспособленной для раскалывания орехов. У меня огромная голова, маленькие тоненькие ножки. Когда – то я был человеком, но меня заколдовали. Чтобы опять превратиться в человека, я должен одержать победу над Мышиным королем.

Мари: Я - маленькая дочь Штальбаумов. Мне 7 лет. Меня считают доброй, отзывчивой девочкой, романтической мечтательницей. Я всегда борюсь за справедливость, очень чуткая и тактичная. Из всех подаренных игрушек на Рождество мне больше всего понравился Щелкунчик.

Мышиный король : Я - отрицательный персонаж сказки, предводитель мышей. Я большой шантажист, выпрашиваю у Мари различные сладости, игрушки и книжки, но храбрый и непобедимый воин. Опасаюсь только сабли Щелкунчика.

-Найдите и прочитайте его портрет.

7. Выборочное чтение первой главы (портретная характеристика Дроссельмейера)

- Привлекателен ли этот портрет? Почему же Дроссельмейера так любили и взрослые, и дети?

(Он был очень добрым, любил дарить людям радость. Он не был красивым внешне, но красота его души не оставалась незамеченной. Он умел творить чудеса).

- Какое чудо мог совершить Дроссельмейер? (чтение)

(Часы тик-такают, могут капризничать, петь)

- Как вы думаете, всякий ли человек в ходе обычных часов может услышать такую музыку? Что можно сказать о человеке, который умеет так воспринимать мир?

(Рассуждаем о том, что порою самые незаметные люди оказываются необыкновенными, тонкими, способными своими руками сотворить чудо. И очень важно уметь за некрасивой или заурядной внешностью разглядеть красивые души и сердца.).

8. Составление синквейнов

- Мы вспомнили главных героев сказки и сможем их охарактеризовать. А для этого составим синквейны. Напомните правила составления синквейнов.

I – Мари, II ряд – Щелкунчик, III ряд- Дроссельмейер

Помогает, заботится, спасает

Силой своей любви снимает черное колдовство.

Сражается, влюбляется, побеждает

Сразил Мышиного короля своей саблей.

• Дроссельмайер

Мастерит, рассказывает, хитрит

Подсказывает Мари что делать.

ёлка ёлка угощения

подарки праздник

- Рождественская ночь… Какое настроение передаёт эта музыка?

Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать!

- А какие подарки получили ребята на Рождество, мы узнаем из инсценировки.

12. Инсценировка

Сказочник:
Все началось в праздничный вечер в канун Рождества на улочках Германии,
Уже совсем стемнело, и опустели улицы, только снег пушистый и мягкий продолжал падать на землю. В доме советника медицины Штальбаума шли веселые праздничные приготовления. Маленьким Мари и Фрицу подарили много новогодних подарков.
На сцену к елке выходят Мари и Фриц
Фриц:
- А где же подарки?
- Так вот же они!
Мари:
- Мой шарик любимый, Фриц милый, взгляни!
(показывает на елку, любуется елочными игрушками)
Фриц:
- Какая коробка! (заглядывает внутрь)
- Солдатиков ряд! Завтра устрою военный парад!
- Ой, что за подарок, скорей посмотри! (обращается к Мари)
- Нарядная кукла для крошки Мари! (отдает ей коробку)
Мари:
- Вот замок от крестного, как настоящий, наполнен он жизнью кукол изящных!
- Много игрушек нам подарили, а эту коробку мы не открыли.
(Мари достает из коробки Щелкунчика)
- Это щелкунчик! (восторженно)
Фриц (разглядывая Щелкунчика):
- Какой некрасивый!
Мари:
- Зато он отважный,
Зато самый сильный!
Не дам я его никому обижать,
Он будет у елочки нашей стоять.
Сказочник:
- Ну, полно шуметь, спать пора, детвора!
А ваши игрушки дождутся утра!

- Как вы думаете, почему автор показывает Щелкунчика после прекрасных подарков?

(Некрасивый Щелкунчик не сразу привлекает к себе внимание. Но ведь и Дроссельмейер был внешне неприятен, а Мари и Фриц сумели понять, что у него доброе сердце).

13. Физкультминутка

- Какая игрушка более всего заинтересовала Мари? Как называется глава, в которой об этом говорится? Прочитайте.

- Как появился Мышиный король в комнате Мари?


15. Инсценировка

(Звучит бой курантов)
Сказочник:
Часы глухо и хрипло пробили 12 раз. И тут отовсюду послышалось странное хихиканье и писк, и за стеной началась беготня и топот, будто бы тысячи крошечных лапок и тысячи крошечных огонечков глянули сквозь щели в полу. Но это были ни огоньки, нет, а маленькие блестящие глазки мышей. К нам пожаловал сам Мышиный король!
Под музыку китайского танца на сцену выходит Мышиный Король
Мышиный Король:
- Вы видели юрких моих малышей?
Мышиный Король я – отец всех мышей!
Испорчу вам праздник, скажу не шутя –
Надолго запомните вы короля!
Я съем все конфеты, я вам отомщу!
И к вашим подаркам я вас не пущу!
Даже Щелкунчик мне по зубам,
Я разгрызу его в миг пополам!
Ну-ка, мышки, скорее сюда,
Щелкунчика ждет большая беда!
(Под музыку мыши подбегают к Королю)
Грозная мышь:
- Сгрызем угощенье!
Сломаем игрушки!
И елку захватим
До самой макушки!
Хоть Щелкунчик и храбрец,
Но ему придет конец!
Сказочник:
Отважный Щелкунчик не спит, не боится,
Он тут же с мышами желает сразиться!
Под марш выходит Щелкунчик (без сабли)
Щелкунчик:
Солдаты мои, выходите скорей,
Разгоним по норам противных мышей!
Их место должно быть в подвале сыром!
За мной! Неприятеля мы разобьем!

- Изменилось ли отношение Мари к Щелкунчику после того, как она узнала о том, что он заколдованный юноша?

С тех пор как Мари узнала, что Щелкунчик на самом деле молодой Дроссельмейер, племянник советника суда, она перестала носить его и баюкать, перестала ласкать и целовать, и ей даже было как-то неловко слишком часто до него дотрагиваться…

Тем не менее она его по-прежнему любит, уважает и очень хочет помочь.

- В чём особенность сюжета сказки?

События рассказываются автором не последовательно, они словно перемешаны. Так, сначала повержен Мышиный король, и только после мы узнаём историю вражды кукол и мышей, а также историю превращения юного Дроссельмейера в Щелкунчика.

- Зачем автору понадобилось в сказку вставлять сказку?

В сказке о Кракатуке объясняется ,кто такие Щелкунчик, Дроссельмейер, как юноша стал куклой. Кроме того, становится понятным, что нужно для спасения юноши.

- В сказке о Кракатуке – главная героиня Мышильда. Это положительный или отрицательный персонаж?

16. Литературный суд

- Нам предстоит разобраться в этом вопросе с помощью литературного суда.

В чём цель суда?

(рассмотреть нравственный поступок Мышильды)

- Призываю вас к дисциплине и порядку на суде. Работать старайтесь активно, вести диалог и быть готовым к сотрудничеству.

Судебный процесс (систематизация знаний)

-Слово предоставляется секретарю.

Секретарь: Встать! Суд идёт!

Судья: Выслушаем сторону обвинения!

Д.: Мышильда считает себя королевой.

Наступил самый важный момент: пора было разрезать на ломтики сало и поджаривать его на золотых сковородах. Придворные дамы отошли к сторонке, потому что королева из преданности, любви и уважения к царственному супругу собиралась лично заняться этим делом. Но как только сало начало зарумяниваться, послышался тоненький, шепчущий голосок:

- Дай и мне отведать сальца, сестрица! И я хочу полакомиться - я ведь тоже королева.

Д.: Мышильда – гордая и высокомерная

Мышильда уже много лет проживала в королевском дворце. Она утверждала, будто состоит в родстве с королевской фамилией и сама правит королевством Мышляндия.

Д.: Мышильда имела многочисленно количество прожорливых родственников

Но тут нахлынули все кумовья и тетушки Мышильды и даже ее семь сыновей, отчаянные сорванцы. Они набросились на сало.

Д.: Мышильда угрожала королеве загрызть Пирлипат.

Мои сыновья, кумовья и тетушки убиты. Берегись, королева: как бы королева мышей не загрызла малютку принцессу! Берегись!

Д.: Мышильда совершила скверный поступок: заколдовала принцессу Пирлипат

Что сталось с хорошеньким нежным младенцем! На тщедушном, скорчившемся тельце вместо кудрявой головки румяного херувима сидела огромная бесформенная голова; голубые, как лазурь, глазки превратились в зеленые, тупо вытаращенные гляделки, а ротик растянулся до ушей.
Судья: Выслушаем сторону защиты!

Д.: Мышильда-бедный проголавшийся зверёк.

Мыши живут в жилых домах круглый год, но особенно заметными они становятся с приближением холодов. Живущие вблизи человека виды могут мигрировать ближе к теплу и источником легко добываемой пищи.

Д.: Мышильда – вежливая в обращении.

- Дай и мне отведать сальца, сестрица!

Д.: Мышильда не заколдовала бы принцессу, если бы не потеряла множество родственников.

Мышильда с небольшой кучкой уцелевших родичей покинула эти места скорби и плача. Горе, отчаяние, жажда мести клокотали у нее в груди.

Д.: Мышильда – умная и дальновидная мышь.

Дроссельмейер изобрел весьма искусные машинки, в которых на ниточке было привязано поджаренное сало, и расставил их вокруг жилища госпожи салоежки.
Сама Мышильда была слишком умудрена опытом, чтобы не понять хитрости Дроссельмейера.

Д.: Мышильда – добрая мышь. Она не погубила принцессу, а лишь заколдовала её.

- Слава богу, - воскликнули нянюшки, - она жива!

Судья: Присяжные заседатели! Вы заслушали обе стороны, а теперь составьте сводную таблицу характеристики подсудимой! Вы должны ответить на вопрос – Отрицательный или положительный персонаж Мышильда?

(У ребят карточки которые они крепят по двум сторонам доски и комментируют: столбик с отрицательными чертами героя больше.)

- интерес к различным видам художественной деятельности как средству самовыражения.

- учиться осознавать этапы организации учебной работы;

-принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;

-выполнять учебные действия в устной речи;

- строить высказывания с учетом учебных задач.

- Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения;

-осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы;

-устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов.

- учить выражать свои мысли;

-учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей.

Обучающая : обнаружить в авторской волшебной сказке ее своеобразие, связанное с принадлежностью к авторской, а не народной литературе: волшебный мир – это не только другое пространство, как в народной сказке, но и другое время.

Развивающая: - развивать творческое видение учащихся, воображение, память;

- формировать умение грамотно работать с книгой.

Воспитывающая: - подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;

- развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
- воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
- продолжить формирование интереса к предмету.

Тема: Новые сюжетные линии. Вставная сказка-легенда о твёрдом орехе.

Цели:

  • Учить детей ориентироваться в сюжетных переплетениях повести-сказки.
  • Развивать умение находить в тексте черты сходства с народной волшебной сказкой.
  • Прививать чувство сопереживания, сострадания к чужому горю.

Оборудование: презентация; музыка П.И.Чайковского.

1. Активизация мыслительной деятельности.

сказка повесть рассказ повесть-сказка

2. Блиц-опрос (проверка домашнего задания)

  • Давайте, ещё раз окунёмся в тайны волшебного мира. Но для начала, вспомним, какие события произошли в сказке? (Детям подарили игрушки на рождество; битва с мышами; болезнь Мари).
  • Какую сказку начал рассказывать крёстный?
  • Что произошло в королевской семье?
  • Как королева-мать заботилась о дочери?
  • Нравится ли автору король или он относится к нему с иронией?
  • Из чего это видно?
  • К чему привела любовь короля к колбасам?
  • Как, по вашему мнению, будут развиваться события дальше, сможет ли Мышильда выполнить свою угрозу?

3. Первичное чтение.

-Давайте проверим ваши предположения, прочитав продолжение истории о твёрдом орехе. (Чтение текста с. 119 – 122 подготовленными детьми)

Физминутка для глаз:

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Анализ текста. Выборочное чтение.

-Предлагаю проанализировать прочитанный отрывок.

-У вас на парте лежит бланк с вопросами. Найдите на них ответы, опираясь на текст произведения (самостоятельное чтение, подготовка к выборочному).

Вопросы к тексту:

  • В какое время суток происходили события? Почему? (Ночью, время волшебного мира)
  • В кого превратилась принцесса Пирлипат? Что на это указывает?
    (Пирлипат превратилась в куклу – щелкунчика. На это указывают два обстоятельства:
    1. её оказалось возможным разобрать и собрать, чтобы посмотреть, как она устроена, что и сделал Дроссельмейер;
    2. она с удовольствием щелкает орешки).
  • Что чувствовал король, глядя на дочь? (Горе, печаль, недовольство).
  • Кого он обвинил в случившемся? (Дроссельмейера)
  • Как этот поступок характеризует короля?
  • Кстати, Дроссельмейер Христиан – часовщик и советник суда – крёстный – это один и тот же человек или разные люди? Докажите. (Один и тот же – проводник между миром реальным и волшебным)
  • Как вёл себя Дроссельмейер, выполняя поручение короля?
  • Какие черты характера при этом проявлялись?
  • Похоже ли это поведение на то, как в данной ситуации вел бы себя крёстный? (Да, он тоже любил послушание, не любил спорить).
  • Посмотрите на доску, всё ли в этой записи верно?


Король
Хвастливый
Льстивый
Ответственный
Чванливый
Гордый
Благодарный

Дроссельмейер
Подобострастный
Безответственный
Исполнительный
Послушный
Храбрый
Злой

(Поменять местами слова, обозначающие черты характера героев)

  • Какие из этих качеств вы хотели бы воспитать в себе?
  • Что для этого нужно сделать? (приложить усилие)
  • Вернитесь к тексту, найдите описание обряда, с помощью которого должны быть расколдована принцесса Пирлипат. Расшифруйте каждую подробность.
    (Переход из одного состояния в другое, должен совершить человек, не брившийся и не носивший сапог, значит это – юноша. Он должен зажмурив глаза отдать волшебное зернышко ореха принцессе, затем сделать 7 шагов назад.
    Эти приметы говорят об изнаночном, сказочном мире, где всё наоборот.)
  • Для чего нужно это трудное задание? (Чтобы избранный превратился в героя, мужчину, спасителя).
  • Какие из перечисленных признаков характерны для волшебной сказки? (Волшебные числа – 7, шагов,. 3 дня; герой – спаситель; связной между мирами; волшебный предмет – орех).
  • То, что Гофман использовал волшебные признаки – это авторский вымысел или связь с народным творчеством?
  • Что ещё было необычного в композиции (построении) произведения? (Сказка в сказке; связь с народным творчеством).

5. Обобщение.

  1. Сам кашу заварил,
  2. Один ум хорошо,
  3. Не гордись красотой –
  4. Кабы знать, где упасть,

а) так соломки бы припасть.
б) сам и расхлёбывай.
в) гордись делом.
г) а два лучше.

-Проверка, заслушать пословицы и мнение того, кто её выбрал (1 – б, 2 – г, 3 – в, 4 – а).

Читайте также: