Конспект урока с тркм в начальной школе

Обновлено: 28.07.2024

продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;

формировать умения, логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;

способствовать расширению кругозора, памяти, развитию мышления;

воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе, доброжелательные отношения к окружающим.
Планируемые результаты:

Ученики научатся:

прогнозировать содержание произведения;

воспринимать на слух художественное произведение;

соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа;

читать по ролям.

Формирование УУД

Личностные УУД

•целостное восприятие окружающего мира;

•развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий;

•рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

•навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные УУД:

•определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

•учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке;

•высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, пособия);

•определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

•ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

•добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

•перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

•донести свою позицию до других;

•слушать и понимать речь других;

•вступать в беседу на уроке и в жизни;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование урока: презентация,

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.


1.Организация класса
Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.
Гости к нам пришли в класс,
Давайте повернёмся, улыбнёмся,
За работу все возьмёмся.
- Ребята, а к какому уроку вы приготовились? (проверка готовности к уроку)

Энергизатор (на экране появляются и исчезают предложения, дети их должны быстро прочитать) 1. Готов ли ты начать урок? 2. С усердием трудитесь! 3. И на уроке не ленитесь!
- К нам на урок пришли ещё одни гости, это семья из любимого вами мультфильма. Послушайте загадку, кто это?
Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… (фиксики)
видео (Не зевай! Работа есть, тогда мы здесь!)

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

( Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

3.Составление синквейна (Себялюбивая, ленивая, нечуткая, отзывчивая, добрая, внимательная, ответственная..)
Оля
отзывчивая, старательная
лепила, мыла, съела
У мамы трудолюбивая дочь
помощница


4. Работа с пословицами
Прочитай пословицы. Подчеркни карандашом пословицу, которая передаёт главную мысль рассказа.
Изба – детьми весела.
Какие труды, такие и плоды.

Жёлтый листик - мне было всё равно

Коричневый листик - мне было неинтересно

- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Кто вам больше понравился? Почему?

- Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?

- Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в разделе “ Я и мои друзья”?

2. Средняя общеобразовательная школа № 5 им. С.М. Кирова. Город Ульяновск.

5. Тема урока: Какие бывают растения?

Цели урока: Познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе.

У: Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом.

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

У: Мы будем путешествовать по лесу. Нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу!

У. – Ребята, определить тему урока вам поможет один мой вопрос: Что является зеленой одеждой нашей планеты Земля? (растения).

(На доске открывается тема урока, написанная в прямоугольнике - основа для добавления сводной таблицы ).

1…растения в лесу можно условно разделить на 3 яруса.

2…у трав мягкие и сочные стебли.

3…деревья бывают лиственные и хвойные.

4…кустарники бывают лиственные и хвойные.

5…у деревьев один толстый стебель.

6… у кустарников несколько стеблей, отходящих от корня.

7…у хвойных растений нет листьев

У. Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.

3. Изучение нового материала. Знакомство с разнообразием растений.

3.1. У. Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (Ответы детей могут быть самыми различными: от сосны до земляники, грибов).

У. Какие растения самые высокие в лесу? (деревья)

У. Все ли деревья одинаковые?

(Выслушиваются ответы детей и подводятся к выводу, что деревья бывают лиственные и хвойные)

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Никто не пугает

А она вся дрожит

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт,

А в иголках целый год.

Возможно отгадывание загадок:

У . Чем отличается ель от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев)

У. Какие бывают деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные).

3.2 У. Как мы назовем одним словом эти растения: смородина, орешник, шиповник, калина? (кустарники).

У. Чем они отличаются от деревьев? (скорее всего, дети ответят, что отличаются тем, что они ниже деревьев. Но, может быть, некоторые скажут и другое отличие – несколько стволов.) Сможете ли вы отличить деревья от кустарников? Проверьте себя по рисунку в учебнике.

Работа по учебнику.

У . Рассмотрите изображения растений на стр.47. Назовите номера и названия кустарников. ( 2-калина,3-орешник).

У. Молодцы! А какие ещё растения могут быть, кроме деревьев и кустарников в лесу? (травы).

3.3 Практическая работа с гербариями.

У. Давайте познакомимся поближе с травами леса. Рассмотрите гербарий мать-и-мачехи и послушайте стихотворение: В весенний солнечный денёк

Золотой расцвел цветок.

На короткой, толстой ножке

Все дремал он на дорожке

А проснулся, улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

Удивляю всех красой!

У. Почему можно говорить, что это стихи о мать-и-мачехе? (Цветы желтые, мелкие, похожи на солнышко, короткий стебелек).

У. Посмотрим на цветок. Какой он? (Лепестки короткие, узкие, похож на солнышко) Какой стебелек? (короткий, толстый стебелек, покрыт чешуйками и пушком)

У. Пушок защищает от жаркого солнца, а ночью от холода. А ещё мать-и-мачеха лекарственное растение. Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. Вот какой замечательное растение! Рассмотрите рисунок в учебнике и найдите растение, которое очень похоже на мать-и-мачеху. (это 5-одуванчик)

У. Какие ещё травы изображены на рисунке? (6.репейник, 7-вероника дубравная).

У. Скажите, какие по высоте травы из всех растений леса? (самые низкие).

У. С особенностями этих растений я предлагаю познакомиться вам из текста учебника на стр. 46. После прочтения текста я вам нужно заполнить таблицу и сравнить между собой деревья, кустарники травы.

(Дети читают текст учебника из которого узнают об особенностях и отличиях деревьев, кустарников и трав. Категории сравнения выделить после чтения текста. Эту работу можно провести в группах по 4 человека. У каждой группы есть лист с заготовкой таблицы. Категории линий сравнения задает сам учитель, т.к. самим ученикам 2 класса это сделать будет трудно).

Текст: Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы . Чем они отличаются? У трав , или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников - твердые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель – ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей – стволиков. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные . У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных листья в виде иголок (хвоинок).

У. В первой строке запишите названия ярусов растений леса. Сравните растения по записанным в первом столбике признакам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления.

Аннотация. В данной статье рассмотрен один из инновационных методов: технология развития критического мышления, который направлен на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Особое внимание уделяется приёмам данной технологии.

Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительское отношение к жизни, а созидание и сотрудничество. Поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения нацеливает учителя на формирование человека думающего и созидающего, на развитие у учащихся самостоятельности и ответственности, умения учиться и получать знания, используя различные источники. Метапредметные и личностные достижения стали сегодня предметом оценки результатов обучения, и важнейшей задачей современного начального образования стало формирование универсальных учебных действий, способствующих достижению метапредметного результата. Вместе с тем, школьные учителя сталкиваются с трудностями, связанными с организацией такого процесса обучения, который обеспечивал бы решение поставленных задач. Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на формирование универсальных учебных действий, является применение современных образовательных технологий.

Одной из таких технологий является технология развития критического мышления (ТРКМ). Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность для формирования всех видов УУД.

Технология РКМ ( critical thinkin ) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

В начальной школе ТРКМ можно использовать на всех уроках. Урок, построенный в данной технологии, имеет чёткую структуру. Выделяют 3 стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия. Целью стадии вызова ( evocation ) является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по данному вопросу.

Третья стадия — стадия рефлексии — дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Для каждой стадии характерны свои приёмы. Их достаточно много, но имеются возрастные ограничения. Выбор приёмов обусловлен и возможностями детей.


Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

I. Организационный момент.

Учащийся:
Прозвенел долгожданный звонок.
Нас, ребята, позвал на урок.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.

1) Эмоциональный настрой. Аффирмация.


Утка моя, селезнюха моя,
не летай за реку,
не клюй песку,
не тупи носку!

Задания для учащихся:
- прочитайте про себя, хором;
- найдите имена существительные (дети называют, слова выделяются на слайде: Утка, селезнюха, за реку, песку, носку);


- 1 ряд читает, выделяя эти слова вопросительной интонацией;
- 2 ряд читает быстро;
- 3 ряд читает медленно.

- Мы провели разминку и можем начинать работать.

II. Стадия вызова
1) Фронтальный опрос.



- Узнать больше о Д. Мамине – Сибиряке.
- Познакомиться с продолжением сказки и новыми героями.
- Активно поработать на уроке.
- Узнать что-то новое.
- Поразмышлять о поступках героев.
- Порадоваться за себя и своих одноклассников.
- Проявить себя в различных формах работы.
- Попробовать при чтении эмоциями и выразительностью речи передать характер героя.
- Получить хорошую отметку за урок.
- Задуматься, почему именно так…, а могло ли быть по другому.
- Приобрести новые знания и новых друзей.
… и т.д.




3) Рассказ об авторе, выставка книг Д. Мамин-Сибиряка.





5) Физкультминутка.
На носочки встанем, облачко достанем.
На корточки присядем, травушку погладим.
Руками-крыльями взмахнем, как утята поклюем.
В стайки соберемся, друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть, и готовы в дальний путь.

III. Стадия осмысления.
1) Изографы.
- Посмотрите внимательно на рисунки, какое слово спряталось в каждом из них (Заяц, Лиса, Утка). Почему именно эти изографы я вам предложила? (Ответы учащихся).


- Правильно, это новые герои сказки.
- Напомните, пожалуйста, что такое изографы?



Полынья.
Предложить одному из учащихся (с более слабыми способностями) найти значение слова в словаре С.И.Ожегова. В это время другие учащиеся выполняют следующее задание:
- Какое слово спряталось в слове полынья? (Полынь). Что такое полынь? (Полынь - многолетнее травянистое растение серебристого цвета, с сильным ароматным запахом и знаменитой полынной горечью, является лекарственным растением, используется для борьбы с гусеницами, молью и муравьями).
Ученик зачитывает толкование слова из словаря: Полынья, -и, родительный падеж множественное число -ней, женский род. Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.
- Составьте предложение с этим словом. (Сани провалились в полынью.)
- С какой геометрической фигурой ассоциируется полынья? На что может быть похожа? (На облако, овал)



Не больше 15 сажен – сажень – мера длины чуть больше 2 метров (первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках).


- Давайте проверим на практике, верно ли это утверждение. (Измерение учащимися расстояния расставленных рук учителя).

- Чтобы познакомиться со следующим словом, вам необходимо разгадать ребус. (Слайд 24)


Не спесива – не высокомерная, не гордая.
- Итак, зная значения новых слов мы можем начать знакомство с третьей частью сказки.

4) Первичное восприятие текста (аудиозапись).
- Сейчас мы прослушаем фрагмент сказки, познакомимся с продолжением сказки, внимательно слушайте, следите по учебнику за содержанием текста. Обратите внимание на интонацию, голоса героев, на музыкальное сопровождение записи произведения.



- Работа ведётся в группах (1 ряд - заяц, 2 ряд - лиса, 3 ряд- Серая Шейка), результаты зачитываются.

Серая Шейка
Бедная, одинокая
Скучает, плавает, боится
Как-нибудь, милая, пробьёшься
Калека



- На столе у вас лежат ладошки, возьмите их, согрейте теплотой своих рук и объедините в солнышко, пусть оно согреет своими тёплыми лучами всех присутствующих в классе и подарит надежду нашим героям на счастливую концовку произведения.

V. Домашнее задание.
- Дома подготовьте пересказ 3 части сказки. Творческое дело: составить паспорт любого из героев, придумать свой изограф. По желанию можно нарисовать рисунок к эпизоду сказки, к пейзажным зарисовкам, либо самого героя сказки.
- Напоминаю вам Правила составления паспорта героя:
Где живёт?
Чем занимается?
Какие поступки?
Какой характер?
Что думает о нём автор?
Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Аффирмация.
- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки.
- Почти всё у человека предназначена для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо и радостно, легко и тепло.
- Если вам понравился урок, похлопайте в ладоши громко, если не очень, то тихо, ну, а если урок не понравился, можете не хлопать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Повторение и закрепление изученного.

Цели: обобщение знаний учащихся о прилагательном; развитие сообразительности, логического мышления; обогащение словарного запаса; воспитание чувства взаимовыручки.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - развитие этических чувств, доброжелательности

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи; - уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - формирование умения взаимодействовать в группах

Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Средства обучения – мультимедийный проектор, компьютер, презентация

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Стадия вызова.

Вводная часть урока:

I. Орг. момент

- Для ребят звенит звонок ,

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

IІ. Чистописание (выполняется в рабочей тетради)

- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

Читайте также: