Конспект урока ручные швы 5 класс технология

Обновлено: 07.07.2024

-швейные ручные работы

- временные строчки, постоянные ручные стежки

- ниточное соединение деталей, стежок, строчка, шов,

- копировальные линии выкройки,

- обметывание, сметывание, заметывание

- правила безопасной работы ручным швейным инструментом

- различать ниточное соединение, временные строчки и постоянные ручные стежки

- различать разновидности ручных стежков и ручных швов,

- использовать инструменты и приспособления для ручных работ,

- требованиям к выполнению ручных работ;

- выполнению прямого стежка;

- переносу линий выкройки на детали кроя;

- предохранению срезов от осыпания – обметыванию,

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

- Личностные УУД: Самореализация в конкретной роли. Самоопределение. Смыслообразование. Нравственно-этическое оценивание.

- Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Целеполагание. Осуществляют взаимоконтроль, прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи.

Контроль. Коррекция. Оценка. Выделение и осознание учащимися того., что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- Коммуникативные УУД: Коррекция высказанных мнений. Осознанно и произвольно строить высказывания.

Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Контроль, оценка действий, коррекция. Договариваются и приходят к общему мнению.

- Познавательные УУД: Формирование познавательной цели. Формулирование проблемы. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей. Постижение методов, приемов, способов выполнения запланированной работы. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий.

Тип урока: урок получения новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная

Необходимое техническое оборудование:

Учебник, тетрадь, ЭОР: экран, проектор, компьютер или ноутбук.

I.Организационный момент (2 мин.)

II.Подготовка к активной УПД:

Задание : Установите порядок получения ткани из растительных волокон

Учащимся предлагается выполнить головоломку: прочитать зашифрованные пословицы

Демонстрация ЭОР №2

4) Формулировка темы урока, постановка цели

- Выскажите свои предположения о том, как вы будете шить изделие, сможете ли вы его сшить сейчас на данный момент?

- Выскажите свои предположения, какая тема урока будет у нас сегодня?

- Как вы думаете, какую цель к сегодняшнему уроку мы должны поставить?

- Выскажите свои предположения, какие задачи этого урока (что должны знать, уметь)?

Учитель воспринимает (слушает), корректирует ответы учащихся, подводит к формулировке темы, цели и задач.

III. Изучение нового материала.

Шитье — это скрепление деталей из ткани при помощи иглы и нитки. Это было одно из первых умений, развитых человеком.

Древний человек надевал на себя шкуры животных и все, что попадало под руку: кору, листья, солому, перья, — превращал в одежду. Для него одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, человек хотел отогнать от себя злых духов. Во время ледникового периода одежда его согревала, именно в это время люди научились соединять шкуры. В них протыкали отверстия, через которые протаскивали полоски кожи или сухожилия животных. Куски меха связывали друг с другом так, чтобы одежда держалась на теле.

Позднее человек научился скручивать шерсть и волокна растений в длинные нити. Египтяне ткали легкую материю из льна и хлопка, которые росли в долине реки Нил. Шерсть пряли для изготовления теплой одежды. Там, где было холодно, одежда закрывала все тело человека и защищала его. До изобретения иглы это была просто ткань, которую обертывали вокруг тела. С развитием цивилизации человеку понадобилось соединять ткани между собой, и он придумал иглу и нить. Более трех тысяч лет назад индусы уже знали, как резать, подгонять по размерам и шить то, что мы сейчас называем одеждой, а в Древнем Египте люди умели не только сшивать ткани, но и прекрасно вышивали.

В средние века одежда была простой. Ее шили из двух деталей. Позднее, когда этого потребовала мода, в одежде стали делать много всяких швов. Шили сложные и очень красивые костюмы и платья вручную. Именно тогда люди стали изобретать и придумывать различные ручные швы.

  1. Давайте и мы научимся выполнять различные швы, ведь именно они помогут нам шить и вышивать.

При изготовлении швейного изделия одни операции выполняют на швейной машине (машинные операции), другие – руками (ручные работы).

Швейные работы выполняют иглой с применением ручных стежков и строчек, которые могут быть временными и постоянными.

Временными строчками закрепляют подогнутый край изделия, соединяют детали между собой;

Постоянными стежками пришивают пуговицы, подшивают низ изделия, вышивают.

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Строчка – несколько стежков, проложенных друг за другом

Шов - это ниточное соединение деталей.

Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки

Смётывание – временное ниточное соединение двух деталей

Замётывание – временное ниточное закрепление подогнутого края детали

Обмётывание – предохранение среза детали от осыпания с помощью иглы и ниток

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: мультимедийное сопровождение, папка с файлами, плакаты по теме, инструменты, образцы ткани, карточки-задания.

Цель: создать условия для формирования правил выполнения ручных стежков и строчек.

Планируемые результаты

Предметные - развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности.

Метапредметные (УУД): регулятивные - освоить теоретические знания техники ручного шитья, коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия, познавательные - познакомить с видами ручных швов и строчек. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.

Личностные –воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду

№ этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Слайд 1 Проверка домашнего задания-тест

Слайд 2-проверка теста

Слайд 3-4-5. Посмотрите на репродукцию, где представлено платье 16 века. Сшито оно вручную. Это огромный титанический труд портнихи. Недаром в Великобритании поставлен первый памятник портнихе.

- Ребята, знаете ли вы без каких навыков невозможно шить?

-без техники безопасности,

-умение шить ручными стежками

Организация рабочего места.

ТБ на рабочем месте

Ткань лоскутки, мелок, игла, наперсток, ножницы

- Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

-Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Формулирование темы, задач урока

Как организовать рабочее место?

- Какие инструменты могут понадобиться?

История возникновения инструментов-историческая справка учащимися.

Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний.

- К. учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации.

Открытие новых знаний

Систематизировать новые знания, понятия у учащихся

Определение новых понятий: стежок, строчка, шов, ширина шва.

Классификация ручных работ

Требования к выполнению ручных работ

Работа с инструкционными картами

- Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

-Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

Выявление места и причины затруднения.

Выявить затруднения в организации работы..

Организовать восстановление выполненных операций.

Организовать фиксацию места (шага, операции),где возникло затруднение.

Организовать соотнесение своих действий с используемым эталоном.

На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднении - тех конкретных знаний и умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи.

Задание: Выполнение швов и строчек

- У кого нет результата?

- Кто смог выполнить задание?

-Какими правилами вы пользовались?

- Что делать? В каком месте испытали затруднение?

Я не могу закреплять нитку в начале шитья.

Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…

ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, постановка и формулирование проблемы.

-К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

Учащиеся ставят цель проекта

Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока

Учащиеся определяют средства

Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Слайды 26-29

Какую цель поставите перед собой на уроке?

Как будем открывать новое знание?

Вспомним правила работы в группе?

Научиться выполнять ручные стежки и строчки

Будем выполнять практическую работу

с основой на инструкционную карту.

Работают все на общий результат, в группе должен быть ответственный, своё несогласие высказывай вежливо , если не понял переспроси.

-Л. Самоопределение, смыслообразование.

-П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

-К. учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания:

Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом

Организовать фиксацию нового способа действия речи.

Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона)

Организовать фиксацию преодоления затруднения

Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

Образцы ручных стежков и строчек, карточки-задания.

Давайте обобщим сделанные выводы. Назовём основные виды ручных стежков и строчек и терминологию ручных работ

Сравните свои выводы с эталоном.

Учащиеся работают по карточкам, после каждого выполненного действия делают вывод, заполняют таблицу.

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, выдвижение гипотез, и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство,

-Р. Познавательная инициатива.

-К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверка, работа в парах

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).

По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Взаимопроверка в парах, выставление оценок в оценочных листах

Проверка учителем, взаимопроверка.

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация,выполнение действий по алгоритму,доказательство

-Р. Контроль,оценка,волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-К. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия,

Организовать повторение ученого содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Для чего нам нужно знать терминологию выполнения ручных работ?

Правила по технике безопасности при работе?

Выполнение практической работы.

Ручные стежки и строчки по эталону, составленному образцу.

-Л. Нравтственно -этическое оценивание усваиваемого содержания.

-П. анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму.

Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований известных учащимся.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Слайды 31-34

Классификация стежков и строчек-повторение

Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли?

Когда это знание будет вам необходимо?

Как вы открыли новое знание?

Оцените свою работу на уроке.

Рассмотрите дома любимые вещи, потренируйтесь

Мы познакомились с разнообразием ручных стежков и строчек, научились выполнять ручные стежки и строчки.

Познакомились где применяются те или иные виды строчек и стежков.

-П. рефлексия способов и условий действия,контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

-Л. Самооценка на основе критерия успешности,адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности ;

-К.планирование учебного сотрудничества, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Приложение 1

Название работы (термин)

Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, смёточными стежками.

Смётывают плечевые, боковые

или другие срезы деталей.

Временно соединить две детали смёточными стежками, когда одна деталь накладывается на другую.

Наметать карманы, кокетку,

Временно закрепить подогнутый край изделия или детали смёточными стежками.

Заметать низ юбки, платья,

Обмётывание срезов (обметать)

Обработать срезы детали обмёточной строчкой

Предохранение срезов от

Прикрепить к изделию фурнитуру отделку и украшение.

Пришить пуговицы, крючки,

Приложение №2 Дополнительный материал.

Ножницы.

Первые ножницы изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездово. По составу материала, из которого они были изготовлены, ученые определили, что ими работал кожевник X в.

На Руси ножницы делали кустари, занимавшиеся изготовлением ножей. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.


Утюг.

В древние времена до появления утюгов на Руси, а также в Средней и Северной Европе пользовались деревянным прессом для распрямления ткани после стирки. Затем появилась деревянная каталка, на которую наматывали бельё, потом прокатывали по доске несколько раз.

Первый утюг появился в начале XVI в. Он представлял собой большой, тяжелый корпус, сделанный из латуни, стали или чугуна, с широкой отполированной нижней поверхностью и деревянной ручкой. Нагревали такие утюги на плите, или раскаленным железом, либо углями, которые закладывали внутрь корпуса. Существенным достижением начала XX в. Считается создание электрического утюга, не зависящего от внешнего нагревателя, обязательным элементом которого стал терморегулятор. Памятник утюгу в США.


Что появилось раньше – иголка или одежда? Многие удивятся: разве можно сшить одежду без иголки? Оказывается можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Когда же осколками твёрдого камня высверливали ушки, получались иглы. Памятник иголки с ниткой в Нью-Йорке, Милане.



Однажды одного безымянного портного, исколовшего себе пальцы, осенило и был изготовлен первый напёрсток. Сначала их изготавливали из золота. В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрёл универсальный станок для производства напёрстков. В конце 19 века напёрстки стали популярными, их продавали в качестве сувениров. Памятник наперстку в Канаде.


Приложение №3

КАРТОЧКА . Критерии оценивания работы

Инструкция: правильно выполненная операция оценивается в 1 балл, если операция выполнена неправильно - баллы в строке не проставляют, оставляя клеточку пустой.

Цель урока: ознакомить учащихся с видами ручных швов и сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:

Развивать сенсорные и моторные навыки; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; творческие способности личности.

Воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока: комбинированный; вводный нового материала.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, в малых группах

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, цветотерапия, смена физической активности

Инициация.Организационная часть урока «Ниточка цветонастроения « (3 мин).

Учитель раздаёт цветные ниточки учащимся на входе в класс (ребята сами выбирают ниточки) и рассаживает в группы по цвету выбранной нитки(в каждой группе 4 разных цвета-. Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест учащихся для уже сформированных групп,использует разнообразные приемы мотивации, обеспечивающие:

создание психологически комфортной атмосферы общения и сотрудничества;

создание ситуации успеха на уроке;

У вас в руках ниточка ,выбранного вами цвета, соберите вокруг себя друзей с разными нитками и дайте название своей радужной команде напишите на листе и повесьте на доске, в каждой группе координатором будет тот у кого ниточка цвета вашей карточки на столе.

Дать название группе (ниточка ,травушка,)

У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового

– Перед вами сундучок. В нём сокровища ,которые относятся к теме нашего урока. Узнать о них вы сможете, выполнив задание. (Раздать каждой команде листы с заданием.)

Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)

3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)

4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)

(Проверить выполнение задания каждой командой-участницей, цветной стикер(сами выбирают цвет.)

Зная ,какие предметы лежат в сундучке, попробуйте назовите тему сегодняшнего урока.(Простейшие виды швов)

III.Формирование ожиданий учащихся..2 мин (растение ожиданий)

На каждом столе стоит дерево ,и 8 ниток по 4 белого и чёрного цвета.

Зная тему урока, вы наверно задаёте себе вопрос, :интересно вам будет ,получится ли то ,что запланировано на уроке ,а может наоборот ,будет неинтересно ,потому, что опасаетесь, что не справитесь с работой.. Часто мы не добиваемся поставленных целей из-за страха перед тем., что у нас что-то не получится. Встречаясь с чем-то новым пасуем и в результате к финишу приходит другой. Подумайте какая мысль у вас возникла. когда вы увидели тему и возьмите ниточку чёрную или белую, привяжите её к дереву.

У вас ребята в руках ниточка, сама по себе она ничего не представляет, но в умелых руках нитка с помощью иголки превращается в неповторимые орнаменты ,настоящие письмена от наших предков.

Рассказ учителя о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве с показом презентации и эскизов работ учащихся

Вышитые орнаменты на Руси использовали для украшения одежды.

А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей? Из чего состояла? Посмотрите одежда была длинной, широкой, чтобыудобно было работать в поле.

Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества

В народе русский костюм описывают так:

Заговор-заклятье.

Пойду ль я во чисто поле –

Под красное солнце,

Под светел месяц,

Под полетные облака,

Стану я во чистом поле

На ровное место,

На главу свою кладу

Подпояшусь светлыми зорями,

Обтычуся частыми звездами,

Что вострыми стрелами –

От всякого злого недуга.

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Какие орнаменты вам знакомы?(обращается внимание на эскизы)

Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала и т.д.

Русский народный костюм в произведениях известных художников достаточно распространён

Сегодня наблюдается возвращение интереса к вышивке и мировые модельеры на модных показах демонстрируют роскошные вышитые костюмы, обувь и аксессуары.

и вы сегодня сами создадите неповторимые авторские работы

Разминка. "Путаница" Текущий инструктаж (5 мин)(отработка правил техники безопасности в игровой форме)

Но качество и безопасность работы во многом зависит от умения использовать приспособления и инструменты.

В качестве разминки ,вы вспомните правила безопасной работы с сокровищами из сундучка.

На карточках написаны предложения с неправильно расставленными словами, поэтому пока бессмысленные. Командам необходимо уловить смысл этого предложения и правильно расставить слова. И самим встать по порядку расставленных слов. и показать без слов правило ,которое вы распутали.

1. ножницы концами должны себе стороны, с сомкнутыми с правой кольцами к всегда лежать

2. игольнице иголки хранить и в булавки

кольцами ножницы сомкнув вперед, их лезвия передавай.

вкалывать во работы не время и булавки в иголки одежду.

Приклеить стикеры на доске каждой команде.

Повторение техники безопасности при выполнении ручных работ. (презентация т.б.)

Отработка материалов лекции. (20 мин)."Дело мастера боится"

Актуализация прошлых знаний

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – это ниточное соединение деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

1.Инструкция по выполнению вышивки (раздаточный материал на рабочих столах: ткань, нитки мулине разного цвета вдеты в иголки). Учитель знакомит учащихся с инструкцией выполнения работы, затем демонстрирует и комментирует.

2.Практическая работа (инструкционная карта на столе каждой группы)

Во время выполнения самостоятельной практической работы звучит русская народная песня. На Руси вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой.

Итоги урока (5 мин)

Презентация работ.

Каждая группа презентует свои работы и комментирует орнамент ,который хотели вышить

Учитель добавляет, что все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место.

VIII. Рефлексия

Посмотрите на своё дерево и решите для себя оправдались ли ваши опасения, которые были в начале урока, если да ,то поменяйте ниточку на дереве

Уборка рабочего места. Инструменты и приспособления сложить в рабочие коробки, собрать обрезки ниток.

Всем спасибо! Удачи! Длинной вам ниточки во всех ваших делах.

Самоанализ урока технологии в 5 классе

учителя технологии Кулешовой Валентины Михайловны.

Цель урока: создать условия для формирования представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре на примере ручной вышивки,.

сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока:

– образовательная –сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами простых швов, сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

- развивающая – создать оптимальные условия для развития сенсорных и моторных навыков; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии;

- воспитательная – способствовать воспитанию трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формированию эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения

Тип урока: введение в тему, используя технологию модерации

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, в малых группах (3-4 человека)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.

Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности в игровой форме, психологически-комфортное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, смена физической активности,

  • Инициация
  • Вхождение или погружение в тему
  • Формирование ожидаемых опасений.
  • Интерактивная лекция.
  • Разминка.
  • Отработка материалов лекции
  • Итоги урока,
  • Рефлексия

Считаю ,что эта технология соответствует этой теме, так как урок направлен на формирование УУД. Данный урок вводный в тему .поэтому не предполагает оценивание учащихся ,только фиксирование пройденного этапа с помощью цветных стикеров, результатом урока является отработка навыков и умение работать в группе

К проведению занятия все было подготовлено – план урока, презентация, необходимые инструменты, приспособления и материалы, инструкционно-технологические карточки, карточки-задания. У учащихся правильно организованы рабочие места.

Формирование ожидаемых опасений у учащихся прошло в комфортной психологической обстановке.

Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу был логичный. также психологически подготовить учащихся к изучаемой теме. Это дало мне возможность оценить и степень готовности учащихся к восприятию нового для них материала.

Формирование новых знаний учащихся проводилось методом рассказа и беседы, а получение новых навыков путем самостоятельной практической деятельности при консультационной помощи учителя. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы оптимальный. Учебный материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока и согласно возрастным особенностям детей.

Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя самоконтроль.

Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме. Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил техники безопасности, рабочее место организованно.

Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Время урока распределено рационально ,но немного затянулась первая половина урока, поэтому не хватило времени для практической части, в основном занятие проведено по намеченному плану. Про учащихся можно сказать, что они хорошо подготовлены, активно проявили себя, усвоили новые знания, научились самостоятельно выполнять простые ручные швы, с ними приятно было работать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.

Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек

Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.

Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.

Сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков.

Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, хлопчатобумажные лоскутки, нитки, ПК, проектор.

На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.

I. Организационный момент.

- Проверка готовности к уроку.

II. Повторение.

-Для чего надо знать свойства ткани?

-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?

- Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?

-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

-Что относится к приспособлениям?

III. Изучение нового материала.

Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия?

(Ответы учащихся) учитель демонстрирует прихватку - игрушку или другое изделие.

Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.

Сведения о ручных стежках и строчках.

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.

Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.

Шов - это место соединения деталей.

Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную. (слайд 2)

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 3)

Рис.1 Виды стежков: прямые, петельные, петлеобразные.

Виды строчек: сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.

К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.

Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой или булавкой;
травма руки ножницами;
травма глаз.

Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество игл и булавок в игольнице;
убрать рабочее место.

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. (Слайд 4 )

К приспособлениям относятся: булавки, манекен, лекала, колышек, резец, линейки, угольники, мелок. Таблица 1, стр. 17

- Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров - тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.

- Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые - под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.

Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.

- Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.

- Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными — легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными — шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.

Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 - 200 мм. Один конец у них узкий, другой широкий.

- Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5—1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.

Терминология ручных работ. Таблица № 2 стр.21.

Практическая работа.

Выполнение ручных стежков и строчек при изготовлении игрушки. (слайд 6-16)

Учитель показывает учащимся приемы выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:

Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.

Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.

Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.

Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале—с помощью узелка на конце нитки, в конце — двумя-тремя стежками одной длины.

Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.

Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.

Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани

Текущий инструктаж

I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно - гигиенические требования.

• перекусывать нитку зубами — от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1

• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;

II. Пользование основными инструментами для шитья.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения

учащимися самостоятельной работы):

- разбор типичных ошибок

- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Правила безопасной работы

Во-первых, все иголки свои собери
И маленький домик для них смастери.
Открою тебе интересный секрет:
Ты другу расскажешь, а может, и нет.

У нас у иголок имеются ушки,
Ушки, конечно же, любят подушки.
Иголкам подушку скорей подари,
На ней все иголки свои собери.

Поверь, они счастливы будут безумно,
А мы- то с тобой поступили как умно!
Не будешь иголки искать где попало,
Ну вот, и от мамы тебе не попало…

Игла в работе весела,
Она тонка и так мила!
Не будешь класть ее на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
А тебе потом воткнется в пятку.

Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота.

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передай.

Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота.
Не забудь их закрыть
И на место положить.

Напомнить хочу про рабочее место-
Диван или кресло?
Усядемся лучше с тобою за столом,
И ткань здесь разложи, и мыло найдем,
Коробку достанем, где все инструменты.
Сошьем все детали, набьем элементы,
Те из, которых игрушка родиться,
Рабочее место тебе пригодится!
Все правила эти обязан ты знать
И неуклонно их выполнять!

IV. Итог урока.

Анализ выполненной работы учащимися.

Вопросы для повторения:

Какие нитки используют для выполнения ручных работ?

Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?

Где применяют прямые стежки?

Где применяют петельные стежки?

V. Домашнее задание § 3,4

VI. Уборка рабочих мест.

VII. Подведение итогов урока учителем.

Использованная литература.

Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, “Академия развития”, 1997г.

Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. “Шейте сами”, “Культ-информ-пресс”, 2000г.

Гильман Р.А. “Иголка и нитка в умных руках”, М.: Легпромбытиздат, 2002г.

Симоненко В.Д. “Технология 5 класс”, Москва Издательский центр “Вентана-Граф”, 2007г.

Читайте также: