Конспект урока россия наша родина 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

Взаимное приветствие учителя и учащихся;

проверка подготовленности учащихся к уроку;

организация внимания и внутренней готовности

Доброе утро, ребята. Присаживайтесь.

Ребята, я бы хотела знать насколько мы с вами готовы к уроку?

- ответы учащихся. (Я готов к уроку потому, что…)

Определение темы урока

Формирование цели и задач урока

Ребята, я предлагаю вам прослушать фрагмент песни, которая поможет нам определить тему сегодняшнего урока.

Прослушивание песни. (Ключевое слово в песне?)

- (Родина). Учитель делает записи на доске.

Ребята, а как называется наша Родина? (Россия)

Ребята, моя родина называется Россия. А твоя, Эдик?

Записываем тему урока в тетрадь.

Ребята, посмотрите на тему урока, карту внимательно.

Глядя на карту РФ, давайте попробуем определить, что мы сможем узнать на сегодняшнем уроке? Учебник стр. 94-95

Название – Что такое Федерация?

- Части федерации (название)

Части разные по размеру

- особенности частей (чем отличаются, чем похожи)

– Права частей федерации

- Определить границы и соседей РФ

Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Изучение нового материала. Данный этап предполагает:

Тип урока: интегрированный, комбинированный

Учащиеся СМОГУТ определить, что Россия является федерацией, она состоит из субъектов; называть признаки РФ; воспроизводить при опоре на учебный материал права субъектов РФ. Отметить границы РФ, столицу, Омск.

СМОГУТ выступить оппонентом, защитить свою точку зрения, выразить свое отношение к изучаемому материалу.

Познавательные: смогут познакомиться с основными понятиями темы Наша Родина -Россия.

Развить навыки работы с определениями, смогут давать объяснения понятиям, решать проблемные задания.

Воспитательные: смогут выразить свое отношение к учебному процессу, сформировать активное участие в процессе обучения; использовать содержательные возможности материала, формировать оценочные суждения.

Развивающие: смогут сформировать умения и навыки составления схем, изучая новый материал, умение осуществлять основные мыслительные операции, развитие системности критического мышления.

Дидактическая цель.

Способствовать созданию условий для усвоения нового материала, формирование опыта творческой деятельности, проблемной ситуации для постановки учебной цели.

Методическая цель (задача). Продолжить работу по обучению работ с визуальным материалом, составления простых схем в соответствии с целями, и ситуацией заданной модели урока.

Перед вами карта РФ. Ребята, давайте совершим путешествие по границам РФ.

? Начнем с Севера, Запада, Востока? (Остальные стр. 94)

Ребята, как вы думаете, сколько км. Нам с вами пришлось преодолеть?

60 933 км (из них 38 808 км — морские границы);

1 место занимает Российская федерация по площади — 17 126 122 км² это с учетом Крыма. Это 12,5 % - земель планеты, на которых обитают люди.

Давайте найдем столицу? Как она называется? (Москва)

А теперь найдем место, где мы с вами живем? (Омская область). Границы.

Ребята, а теперь откройте, пожалуйста, свои контурные карты и нанесите на них границы РФ, Столицу и город Омск с опорой на карту в учебнике стр. 94.

На партах у вас листы самооценки. Обратите внимание на то, что там указаны критерии оценивания этого задания. (Читаем критерии).

Если у кого-то нет контурных карт:

Двух детей приглашаю к доске – ваша задача выписать государства соседей РФ на доску.

Дух ребят, которые справятся с задание раньше других, я попрошу поработать с Конституцией РФ - С1 пункт 2. Как правильно называется наша Родина?

Взяли в руки листы Самооценки, подписали их. Прочитаем критерии оценивания этого задания. Поменяемся с соседом контурными картами и листами самооценки и оценили работу соседа. (За это задание максимальное количество баллов 4)

Заслушиваем тех, кто работал с Конституцией и у доски.

Работавшие у доски и с Конституцией добавили себе еще по 1-2 балла. (Посмотрите критерии оценивания дополнительного задания)

Для того, чтобы изучить устройство нашего государства давайте посмотрим на карту. Учебник страничка 94-95

Обратите внимание на название карты. (По просьбе учителя один из учеников зачитывает вслух название карты: Российская Федерация).

Вопрос к ученикам: Ребята, кому из вас знакомо слово федерация?

Ответы детей.

Слово учителя: Федерация (от лат.) = союз, объединение. (учитель фиксирует определение на доске, ученики в своих тетрадях). Слайд 3

Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет.

Что объединяет? Давайте посмотрим на карту. (Предложения детей) Части.

Стр. 92. Учебника. Как называются части федерации?

Части Российской Федерации называются субъектами. (ученики записывают в тетради) Слайд 4

Работа с картой (Определяем виды субъектов федерации)

Как называется субъект федерации, в котором живем мы с вами (омская область). Посмотрите на карту, все субъекты называются областями? (НЕТ)

Найдите и назовите другие названия субъектов?

Субъекты = края, области, республики, автономные округи, города Федерального значения. Слайд 5.

Читаем Примечание №1 к карте РФ.

3 города федерального значения (Москва, Санкт – Петербург и Севастополь) Давайте найдем их на карте.

Ребята, а сейчас я вам задам задание, которое попрошу решить разными способами. Точнее предложить мне варианты его решения.

Как нам с вами узнать, сколько субъектов в РФ?

Ребята, как вы думаете, а сколько у нас субъектов федерации (частей)

Спросить у взрослых – а если не знают

Посмотреть в интернете. – я для вас это сделала.

85- из них 3 города федерального значения (Москва, Санкт – Петербург и Севастополь). Слайд 6.

Ребята, а может быть кто-то из вас, знает самые молодые субъекты федерации, те, которым только в марте этого года исполнился 1 год? Покажем их на карте?

Вопрос к ученикам: Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской Федерации? (ответы детей) Площадь.

Стр. 92. – вы должны либо согласиться со мной, либо нет. Но свою точку зрения доказать, аргументировать. Работа в парах. (3-4 аргумента)

Право иметь свою территорию.

Право иметь свой герб и флаг. (Внимание на: Флаг и герб Омской области).

Право обучать детей на родном языке.

Право иметь свой главный Закон (Конституцию или устав)

Взяли в руки листы самооценки. Оценили свою работу. Работа в парах.

Слово учителя: несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют равные права. Давайте зафиксируем это в схеме:

Субъект ====== Субъект Слайд 9.

Физминутка - правой рукой в воздухе напишем слово родина, левой рукой напишем любой город федерального значения. Ну а носиком напишем свое имя. Ставим точки.

Внимание на слайд: Слайд 10.

Изучив предложенную таблицу, назовите особенность нашей Родины.

Таблица на слайде.

Многонациональное государство. (Правильно ребята, Россия родина более чем для 100 разных народов и народностей)

Скажите ребята, а чем отличаются люди разных национальностей? (Ответы)

у людей разных национальностей есть свой национальный язык?

Какой же язык нас объединяет? – Русский язык.

Стр. 93. - Русский язык - государственный язык. Что обозначает термин – государственный язык?

Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться создавать опорный конспект

Цель, которую ставит перед собой учитель: выяснить, насколько правильно учащиеся поняли новый материал.

Молодцы, вы работали хорошо! Давайте подведём итог урока.

Что мы сегодня узнали о России? (Ответы учащихся)



Состоит из субъектов

Субъектами являются края, области, республики, автономные округи, города

Субъекты обладают равными правами

Является многонациональным государством

Является нашей Родиной

Слово учителя:

Ребята, а сейчас мы с вами решим тесты. Как вы думаете зачем?

У каждого из вас на оборотной стороне листа самооценки есть тест. В каждом задании только один правильный ответ. Отвечаем прямо в тесте.

Один учащийся зачитывает свои ответы, остальные исправляют.

Проверка с опорой на слайд. Слайд №12-13

Взяли в руки листы самооценки. Оценили себя сами.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Методы организации работы: словесные.

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: самооценка, отметка

Слово учителя:

А теперь я предлагаю вам подумать о том, как прошел сегодняшний урок. На слайде вы видите словосочетания, используя которые вы можете проанализировать урок и свое участие в нем. (Слайд)14 закончи предложение.

Взяли в руки листы самооценки оценили свой вклад в достижение цели урока.

Посчитали количество набранных за урок баллов в листе самооценки и поставили себе отметку.

Домашнее задание

Цель: закрепить знания по теме Наша Родина – Россия.

Используя §11: Слайд №15.

2. Найти, используя дополнительные источники, название нашего государства в разные периоды истории. С указанием дат.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Суерская общеобразовательная школа

Конспект урока по обществознанию

для учащихся 5 класса

Дата проведения: 22.02.2018 г.

Учитель истории и обществознания: Уразбаев А.М.

- формировать у учащихся представление о государственном языке страны

-пробудить интерес у учащихся к устройству государства, путем использования на уроке контурных и политических карт, ИКТ;

-способствовать формированию гражданской самоидентичности;

-формировать культура рассказчика, слушателя вежливого собеседника;

-формировать умение работать индивидуально, в паре, сообща;

- учить работать с различными видами источников: карта РФ, учебник, словарь уметь находить нужную информацию

- развивать коммуникативные умения, память, воображение, логическое мышление у учащихся;

Планируемы результаты :

-характеризуют устройство Российской Федерации

-называют виды субъектов федерации, права субъектов федерации

- готовность к равноправному сотрудничеству, уважение личности и ее достоинства;

- доброжелательное отношение к окружающим готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Регулятивные: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль; оценивают свою деятельность и действия одноклассников.

Познавательные: осознано строят речевое высказывание в устной и письменной форме; обобщают учебный материал.

Коммуникативные: Работают в паре и группе в соответствии с нормами общения; договариваются и приходят к общему решению.

Оборудование: классная доска, проектор, презентация, раздаточный материал, картинки, видеоролик, интерактивная доска

Тип урока : комбинированный урок

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. Система стимулирования (лайки)

Мотивационно – целевой этап

Демонстрация ребуса, который подводит учащихся к теме урока

-Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь.

-Давайте определим тему нашего сегодняшнего урока

-Значит, тема нашего сегодняшнего урока? ( Россия)

- На какие вопросы на предстоит ответить

Дети разгадывают ребус, определяют тему урока.

Выдвигают проблемные вопросы, которые предстоит решить в течение урока

Основной этап

- Что же такое для человека Родина?

- Что для вас значит Родина?

- Правильно, все это и есть родина, то есть родное место

ответы детей страну, в которой живет; дом, где

родился; место, где жили его предки

Работа с картой с. 94-95

- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?

- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации .

Работа с контурной картой (приложение 3)

На карточках дети обозначают Столицу РФ и регион, в котором живут

Работа с учебником с. 92 (что такое федерация?)

Работа со словарем (Федерация)

Дети работают с материалом учебника и записывают определение

Игра в Ассоциации (приложение 1)

Просмотр видеоролика. Работа с утверждениями

(приложение 5)

Изучают информацию в учебнике и вставляют пропущенные слова на карточках, осуществляют взаимоконтроль

Билетик на выход (приложение 6)

Объяснение домашнего задания

п. 11., с. 98. № 5. (письм.) Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.

Записывают домашнее задание в дневник

Подведение итогов

В течение урока учащиеся за правильные ответы получают жетоны-лайки, которые в конце урока могут обменять на закладки, календари, памятки.

Список литературы:

Чужбина (чужая сторона)

РОДИНА – это место, где родился человек. Большая родина – это государство, где мы родились. Малая родина – наш родной город.

ФЕДЕРА́ЦИЯ — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями (субъектами)

СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.

На контурной карте отметь:

Столицу Российской Федерации

Субъект, в котором ты живешь

hello_html_m47b4bf18.jpg

Мне понравилось/

не понравилось

Мне было трудно /

мне было легко

________ Находить нужную информацию в тексте

________ Работать с интерактивной доской

________ Работать с контурной картой

________ Работать в паре

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1041 человек из 82 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 050 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.09.2020 780
  • DOCX 286.7 кбайт
  • 29 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Уразбаев Аманбай Мухамеджанович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

объяснить, что значит быть патриотом и почему русский язык является государственным в Российской Федерации; учить называть субъекты Российской Федерации, их права, опираясь на учебный материал; раскрыть значение понятий федерация, патриотизм, патриот.

Научиться основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; расширять оценочную деятельность

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Личностные УУД:

Осознание самого себя частью своей Родины – России; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного анализа

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Технология: Кейс-технология

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах

1.Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Кому вы с утра подарили свою улыбку, значит, вы любите и уважаете этих людей.

А теперь оглянитесь, вы видите, что у нас на уроке присутствуют гости. Я думаю, что вы сегодня продемонстрируете отличную работу на уроке и подарите хорошее настроение нашим гостям. Но они не просто гости, они будут вместе снами работать.

Садитесь. Итак, мы начинаем урок.

2. Актуализация знаний

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края.

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России как о нашей Родине)

Значит тема нашего сегодняшнего урока? (Наша Родина - Россия).

Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Ученики записывают тему урока: Наша Родина – Россия.

-Что такое Родина?

- А что для вас значит Родина?

Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.

Актуализация знаний уч-ся о Родине:

Как называлась наша страна в прошлом? Как называется сейчас?

В разное время наше государство называлось по-разному.


Как сегодня называется наше государство?

Сегодня наше государство называется Россия или Российская Федерация. (Учащиеся записывают в тетрадь)

Федерация (от лат.) = союз, объединение.

Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет.

Что объединяет? Давайте посмотрим на карту.

Части Российской Федерации называются субъектами.

Субъекты Российской Федерации:

города федерального значения Москва, Севастополь и Санкт- Петербург,

Постановка целей урока.

Формулируется главный вопрос урока: Почему Россия является нашей Родиной?

После урока вы сможете

- показать на карте территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма

1.Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Исследование информации. Российская Федерация.

Работа с текстом. (приложение 1)

Учитель организовывает работу с текстом.- рассказ К. Д. Ушинского

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Вопросы классу (слайд №8)

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

– Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Итак, как вы поняли что же такое Родина?

( ответы обучающихся РОДИНА – это наш общий ДОМ!)

РОДИНА – 1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

А теперь назовите слова-ассоциации к слову Родина .( семья, родной дом, школа, одноклассники…)

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

У всех этих слов какой общий корень? (РОД)

Задание №2. Правильно произнесите слова, расставляя ударение.

Российская Федерация, субъект Федерации, Родина, Отечество, патриот.

Задание №3. Объясни значение понятий.

Федерация – это………………..

Субъект федерации – это …………………

Патриот – это …………………….

Задание №4. Объясни, почему слова написаны с заглавной буквы?

3. Основной этап урока

Работа с картой с. 94-95

- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?

- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.

Работа в тетради: субъект РФ – это государственное образование в составе федерации –коррекция – повтор определения, запоминание

- Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской

Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)

-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют

равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права

субъектов РФ и зачитаем их:

1.Право иметь свою территорию.

2.Право иметь свои органы власти и управления.

3.Право иметь свой герб и флаг.

4.Право обучать детей на родном языке.

- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.

- Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:

Укажите границы Российской Федерации.

Найдите столицу России.

Найдите и назовите 3 республик.

Найдите и назовите 3 краев.

Найдите и назовите 5 областей.

Найдите и назовите 3автономных округа.

Назовите субъект, в котором проживаем мы.

- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)

- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е. в его составе много различных национальностей.

Работа со словарем: Национальность – принадлежность человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание

- Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.

- Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4

2) Итак, Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны, будут разговаривать только на своем, национальном языке.

- Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)

- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.

4. Практическая работа:

Давайте с вами немного поиграем. Когда я шел к вам на урок, все слова в пословице перепутались. Помогите мне, пожалуйста, её восстановить. Что же у нас получилось? Плоха та птица, которой родное гнездо не мило. Как вы понимаете эту пословицу? Исходя из этой пословицы, ответьте на вопрос: что такое Родина? Что вы можете назвать своей Родиной?

Учитель каждому раздаёт конверты с пословицами, школьники выполняют задание.

Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением.

Объясните, как вы понимаете.

Обобщение изученного на уроке:

- проверь себя, поспорим.

Должен ли человек любить Родину? Почему?

Родина у человека одна, как и родная мать.

Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать.

Скажите, а как дети должны относиться к своей матери?

(любить её, уважать, защищать, поддерживать и т.д.) Вот так и люди должны относиться к своей Родине.

А как называют человека, который любит свою Родину, который готов на подвиг ради нее? (Патриот). .

Молодцы, вы работали хорошо!

5. Итог урока:

Продолжите одну из фраз:

- сегодня я узнал(а)…

Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

Домашнее задание.

Прочитать §11, стр. 92-95, по желанию дополнительное задание: написать письмо сверстнику, живущему далеко и рассказать ему о своей малой Родине.


-75%

Пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность дошкольных учреждений и общеобразовательных школ


- познакомить с понятием Родина; объяснить, почему русский язык является государственным в Российской Федерации; учить называть субъекты Российской Федерации, их права, опираясь на учебный материал; раскрыть значение понятий федерация, субъект

- формировать представления о многонациональном характере нашего государства как результате объективного исторического развития.

- воспитывать уважительное отношение к разным народам.

Универсальные учебные действия:

1. Личностные УУД

Представление о территории и границах России.

Образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России

2. Познавательные УУД

Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России

3. Коммуникативные УУД

Приводить примеры проявлений патриотизма.

Понятия, термины к уроку:

Россия, Российская Федерация; субъекты Федерации; многонациональный народ; патриотизм.

Вопрос классу: Что конкретно в рамках данной темы можно обсуждать?

Какие слова главные здесь?

Учитель: Наша страна занимает самую большую в мире территорию. Более 143 млн человек живет в современной России. Все они составляют одну нацию, которая называется россияне. Это означает, что все россияне являются гражданами Российской Федерации, признают общие законы, объединены в одно государство, имеют общенациональные праздники, ощущают свое единство и принадлежность к стране.

В России живут представители около 180 народов. Среди народов России есть не только крупные, но и малочисленные.

Вопрос классу: А как раньше называлась наша страна? (Киевская Русь, Московская Русь, Российская империя, РСФСР, СССР, РФ).

Работа с учебником. Стр. 92. Запись в тетрадь. Федерация - союз, объединение.

Вопрос классу: а объединение чего, кого?

Работа с учебником. Стр. 92. Запись в тетрадь. Субъект – равный член, полноправный участник. Субъекты: края, области, республики, автономные округа, города федерального значения.

Всего в современной России 85 субъектов. Рассмотрите карту на стр. 94

Вопрос классу: А в каком субъекте живём мы?

Вопрос классу: Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской Федерации? (ответы детей).

Учитель: несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют равные права.

Задание: Найдите ошибку (на слайде перечень субъектов РФ)

Вопрос классу: скажите, а какие народы живут в РФ? Значит, Россия – это многонациональная страна.

Вопрос классу: Все народы РФ всегда говорят на одном языке?

Посмотрим видео песенки Винни-Пуха на разных языках. Если я чешу в затылке Не беда, В голове моей опилки Да, да, да.И хотя там и опилки, Но кричалки и дразнилки, А так-же сопелки, пыхтелки Сочиняю я неплохо иногда. Да!
Хорошо живёт на свете Винни Пух, От того поёт он эти песни вслух. И не важно, чем он занят,
Если он худеть не станет, А ведь он худеть не станет - Если конечно вовремя подкрепиться. Да!

Вопрос классу: А когда представителям разных народов необходимо говорить на одном языке?

Наше государство многонациональное, поэтому существует необходимость выбора одного языка для преодоления языкового барьера. Общий для всех язык дает каждому гражданину страны, независимо от национальности, возможность общаться с представителями других народов. Таким языком в России является русский. Это означает, что:

1. на русском языке составляются государственные документы;

2. на нем Россия ведет переговоры с другими государствами;

3. его изучают во всех школах. ( Работа с тетрадью).

Учитель: Общий государственный язык, общее прошлое и будущее, общая Родина - все это сближает народы Российской Федерации. В нашей стране нет больших и малых народов. Все республики и народы, проживающие на территории России, равны. Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры. В России много веков назад сложилась традиция дружбы и теплого, уважительного отношения к культуре и ценностям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.

Задание: Работа с раздаточным материалом на основе школьной диагностической работы.

Учитель: Мы представили характеристику России, но я вас возвращаю к теме. Здесь ещё одно главное слово – Родина.

РОДИНА – 1.Отечество, родная страна; Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

У всех этих слов какой общий корень? (РОД - группа людей, объединённая кровным родством )

Вопрос классу: А как называется человек, который любит свою родину?

Работа с учебником. Стр. 125, словарь. Запись в тетрадь. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу.

Вопросы классу: Приведите примеры истинных патриотов нашей Родины.

А вы чувствуете себя патриотами?

А как называется чувство тоски по Родине? (ностальгия).

Что мы сегодня узнали о России?

Состоит из субъектов

Субъектами являются края, области, республики, автономные округи, города

Субъекты обладают равными правами

Русский язык является государственным

Является многонациональным государством

Является нашей Родиной

Слово учителя:

Итак, мы возвращаемся с вами к нашему вопросу: Почему Россия является нашей Родиной? И я прошу вас ответить. (Ответы учеников).

Составление синквейна (возможно как домашнее задание)

Рефлексия. Продолжите фразу. Я понял, что….

Домашнее задание: п.11 чит., записи знать.


-75%

Читайте также: