Конспект урока родной язык 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока: Способствовать формированию патриотического отношения учащихся к русскому языку, осознанию его величия и могущества.

  • выставка словарей русского языка
  • портреты В.И. Даля, Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова.
  • транспаранты с высказываниями русских писателей о языке.

Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения М.Дудина.

Как вы думаете, о чём идёт речь в этом стихотворении?

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,
Ты - соловей на ветке бересклета.
Ты – сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света.

Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем русские народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с русской классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова как, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой,

А.П.Чехов. Очень важно, чтобы любовь к родному языку, восхищение словом, радость от прикосновения к родникам русской культуры сопровождали нас с юных лет до глубокой старости.

К.Г.Паустовский писал: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни.”

Русский язык – один из самых распространённых в мире: более 250 млн. человек считают его родным. О нём восторженно отзывались многие русские писатели от М.В.Ломоносова до наших современников. Русские писатели – патриоты всегда придавали огромное значение борьбе за чистоту родного языка, ведь язык - это не только средство общения людей, но и средство их воспитания.

И.С.Тургенев призывал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! “

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Вот только обращаться с ним нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов.

Грамота всегда ценилась на Руси, а грамотного человека уважали и в старину. Все знают, как трудно было жить тому, кто не умел читать и писать, не знал азбуки. Обучение грамоте на Руси было очень трудным, давалось зубрёжкой.

Вот как рассказала об этом Н.Кончаловская в книге “Наша древняя столица”.

Мини–инсценировка в исполнении заранее подготовленных учащихся.

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:

А да Б, как Аз да Буки,
В - как Веди, Г - глагол,
И учитель для науки
По субботам их порол.

Русский язык неисчерпаемо богат. В нём великое множество слов, и каждое имеет своё неповторимое значение. Послушайте древнюю притчу.

(Читает заранее подготовленный ученик.)

Уставший путник остановился у камня отдохнуть. Мимо него проходил работник, толкая тяжёлую тележку, доверху груженную камнями.

- Что ты делаешь, добрый человек? – спросил у него путник.

- Не видишь, я надрываюсь, толкаю тяжёлую тележку, - неприветливо ответил тот.

Появился второй работник с такой же тележкой. Путник и ему задал тот же вопрос. Он ответил:

- Я зарабатываю на хлеб себе и своей семье.

И третьему путник задал всё тот же вопрос:

- Что ты делаешь, добрый человек?

Третий работник остановился, отёр рукавом пот со лба, лёгкая улыбка мелькнула на его лице, и он, указывая рукой на холм, где был уложен фундамент, ответил:

- Я строю этот прекрасный храм.

Вы, конечно же, обратили внимание, как по-разному можно описать одно и то же действие, благодаря богатству оттенков и красок, существующих в нашем языке. Вот как писал об этом явлении Н.В.Гоголь: “ Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг. И, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи”.

“Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной,”

- писал С.Я.Маршак. И с этим трудно не согласиться. Перед нами словари.

Это наши главные помощники в работе со словом. Есть справедливое изречение: “Не тот образованный человек, который всё знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос “.

Словари помогают нам ориентироваться в мире слов, существующих в нашем языке, пополнять свой словарный запас, обогащать свою речь.

Особая роль в этом принадлежит толковым словарям. Часто их называют универсальными, ведь они содержат ряд справок о том или ином слове.

Какие толковые словари вам известны?

(Учащиеся называют “Толковый словарь живого великорусского языка”

В.И.Даля, “Толковый словарь русского языка” под редакцией Д.А.Ушакова, “Словарь русского языка” С.И.Ожегова.

Игра “Угадай слово!”

Ученикам предлагается угадать слово по его лексическому значению.

  1. “Произведение автора в виде переплетённых листов бумаги с каким-нибудь текстом “. (Книга)
  2. “Единица языка, служащая для названия отдельного понятия.” (Слово)
  3. “Умение читать и писать”. (Грамота)
  4. “Словарный запас языка”. (Лексика)
  5. “Способность говорить, говорение”. (Речь)

Беседа по вопросам, предложенным учащимися на предыдущем уроке.

- Что же мы подразумеваем под словом язык?

- Зачем нужен человеку язык? Каковы функции языка?

- Как человек должен относиться к родному языку?

- Подберите эпитеты к словосочетанию русский язык.

Мы часто повторяем, что русский язык велик и могуч, в его лексике десятки тысяч прекрасных, точных и очень нужных слов.

О силе русского слова, его красоте и задушевности писал Л.Н.Толстой:

“… Дивной вязью он (народ) плёл невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и чистого. Он назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной – землёй отчич и дедич “.

Отрывок из стихотворения А.Яшина читает заранее подготовленный ученик.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч,
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.

Учитель:

Русский язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства.

Это живая память народа, его душа, его достояние. Мы любим свой родной язык и хотим, чтобы он жил и развивался. Вам – беречь и сохранять родной язык! Вам – передавать его будущим поколениям!

В учебнике под ред. А.Д. Шмелёва. Русский язык 7 класс. прочитайте параграф 6 главы 2 (стр.110). Запишите термины из рамок в тетрадь, приведите примеры. Выполните письменно упр. 32 (1,2), 33 (1,2), 36 (1,2).


Прочитайте статью ниже. Выпишите по 3-4 историзма из разных эпох, запишите их значения. Запишите ответ на вопрос: Для чего существуют историзмы?

А некоторые слова, наоборот, навсегда уходят из лексикона. И встретить их можно только на страницах книг или в фольклоре (песнях, поговорках, анекдотах и так далее).

Чей холоп спрашиваю? Ты пошто боярыню обидел, смерд?

Во времена того же Ивана Грозного эти слова ни у кого не вызывали вопросов и были привычной частью русского языка. Но с отменой крепостного права они потеряли свою актуальность и постепенно ушли из лексикона. В современном понимании это и есть историзмы.

Все историзмы соответствуют какому-нибудь историческому периоду.

Но не надо думать, что к историзмам относятся только термины, которым уже несколько веков. Есть и более современные примеры. Например, многие слова, которые были в ходу в Советском Союзе, сейчас уже стали частью истории. Например:

НЭПМАН – предприниматель во времена НЭПа;
НАРКОМЫ – народные комиссариаты, государственные органы, отвечавшие за различные сферы;
КУЛАК – зажиточные крестьяне;
ПОЛИТБЮРО – руководящий орган Коммунистической партии Советского союза;
КОМСОМОЛ – молодежная организация (расшифровывается как коммунистический союз молодежи);
КОЛХОЗЫ – объединение крестьян с целью вести единое хозяйство;

А можно привести и еще более современный пример историзмов. Всего 10-20 лет назад существовали предметы, которые сейчас также стали частью истории.

Историзмы могут обозначать:

Названия учреждений: ПРИКАЗ – орган управления в Русском царстве; ПОВЕТ – орган местного управления в губернии или уезде

Название должностей:

ГОРОДНИЧИЙ – начальник уездного города
БУРЛАК – наемный рабочий, который тянул судно против течения
КУРСИСТКА – слушательница высших женских курсов
РАБФАКОВЕЦ – учащийся рабочих факультетов в СССР

Название воинских чинов:

МУШКЕТЕР – французский солдат
КАНОНИР – младший чин рядового в артиллерии
ПОРУЧИК/ПОДПОРУЧИК – воинские звания младшего офицерского состава в Царской России
АДЪЮТАНТ

Название вооружения и экипировки воинов:

ЗАБРАЛО – подвижная часть рыцарского шлема, которая защищала глаза
КАТАПУЛЬТА – осадное орудие
ПАЛИЦА – дубина с металлическими шипами
БУЛАВА – еще одна дубина с большим набалдашником на конце
МОРТИРА – пушка с очень коротким стволом
КОЛЬЧУГА – доспехи из сплетенных металлических колец

Денежные единицы:

АЛТЫН – монета, равная трем копейкам
ГРИВЕННИК – монета в 10 копеек
ПОЛУШКА – полкопейки

Старинные меры измерения:

ВЕРСТА — 1066,8 метра
САЖЕНЬ — 2,16 метра
АРШИН – треть сажени
ВЕРШОК — 4,445 сантиметра
ЗОЛОТНИК — 4,266 грамма
ПУД — 16,3804964 килограмма

Предметы быта:

ЛУЧИНА – тонка щепка для растопки печи и освещения помещения
КОКОШНИК – головной убор
КАФТАН – верхняя мужская одежда
АРМЯК – длинная верхняя одежда из грубой ткани
СЕРМЯГА – верхняя одежда, похожая на длинную рубашку

Интересно, что некоторые историзмы через какое-то время могут вернуться в активную лексику. И тогда они перестают считаться устаревшими.

Прочитайте статью. Выпишите из неё 7 незнакомых вам архаизмов, запишите их синонимы в современном русском языке. Запишите современные синонимы для таких архаизмов: зерцало, зеница, сей, дщерь, уповать, дабы, вечор.

Архаизмы – это устаревшие слова, которые вышли из повседневного лексикона, но были заменены современными синонимами.

Принципиальная разница между понятиями в том, что у архаизмов есть современные синонимы, а у историзмов нет .

Примеры архаизмов:

  • живот - жизнь;
  • вежды — веки;
  • ланиты — щёки;
  • рамена — плечи;
  • выя — шея;
  • уста — губы;
  • глаголить — говорить;
  • брадобрей, цирюльник — парикмахер;
  • ветрило — парус;
  • оператор — хирург;
  • перст — палец;
  • толмач — переводчик;
  • личба — цифра;
  • лобзание — поцелуй;
  • перси — грудь;
  • истукан - статуя;
  • негодник - негодный к воинской службе
  • тать - вор.

Также выделяют л ексико-семантические архаизмы — слова, которые изменили свое значение в современном русском языке, например:

  • архаизм позор — зрелище и современное слово позор — стыд, бесчестье ;
  • архаизм урод — красота, урожай и урод — человек с искажающим внешность физическим недостатком ;
  • архаизм плеск — аплодисменты и современное плеск воды, волны .

Рассмотрите картину "Витязь на распутье". Опишите её (5-7 предложений), употребив устаревшие слова. Подчеркните их в своём тексте.

Как продолжают жить в языке и употребляться устаревшие слова?

1. Устаревшие в прямом значении слова, продолжают жить в языке на правах общеязыковых метафор. Так, барином мы называем человека, который не любит трудиться сам, лакеем – подхалима, холопом – прислужника, приспешника. Существительное приживальщик (приживалка), которое в прямом значении является историзмом ('обедневший дворянин, купец, интеллигент, живущий из милости в богатом доме, развлекая хозяев'), в современной речи употребляется как неодобрительная характеристика человека, живущего за чужой счет, угодничающего перед покровителями. Существительное кабак (в царской России – питейное заведение низшего разряда) широко используется в молодежном жаргоне для обозначения ресторана, кафе, где можно выпить ("Пойдем в кабак!").

В подобных метафорических значениях слова не воспринимаются говорящими как устаревшие; нет пометы устар. к указанным значениям этих слов и в словарях. Однако интуитивно ощущаемая нами противопоставленность этой группы слов словам современным делает метафоры такого рода очень яркими характеристиками лиц, предметов, выражающими всевозможные эмоционально-оценочные нюансы.

2. Нередко устаревшие слова под воздействием самых разных внелингвистических (чаще всего – социальных) факторов могут обретать "вторую жизнь", возвращаясь вновь в активное словоупотребление. Чаще всего этот процесс переживают историзмы. Так, слово бард, долгое время бывшее в прямом значении устаревшим (бард – поэт – певец у древних кельтов), а в переносном значении использовавшееся только в поэзии как традиционно-поэтический высокий синоним к слову поэт, в 60-е годы XX века вновь стало широко употребляться для обозначения певцов, исполняющих собственные песни под гитару, таких как Ю. Визбор, Ю. Ким, В. Высоцкий, А. Талич и др.

Существительное прапорщик (самый младший офицерский чин в дореволюционной армии, а также лицо в этом чине), пробыв почти шестьдесят лет историзмом, в 70-е годы возвратилось в речевой обиход после возобновления этого воинского звания уже в современной армии.

Причуды моды вернули несколько лет назад в наш лексикон существительное лосины бывший историзм, прежде обозначавший плотно облегающие штаны – часть военной формы некоторых полков в царской России, а сейчас – предмет наряда современных модниц.

Общественно-политические и социально-экономические преобразования последних лет привели к возвращению в нашу речь таких слов, как акция (ценная бумага), биржа, дело (в значении 'промышленное и коммерческое предприятие'), капитализм, предприниматель и т.д. Возвращены старые названия русским городам: Санкт-Петербург, Тверь, Вятка, Нижний Новгород, Екатеринбург. Обрели свои прежние наименования и улицы и площади наших городов. Так, в Москве опять есть улицы Пречистенка, Остоженка, Тверская, Никитская, Новинский бульвар, Сухаревская площадь и т.п. Делается попытка возродить в современной речи бывшее прежде устаревшим обращение "Дамы и господа!", которым говорящие стремятся восполнить отсутствующие необходимые обозначения.

Использование устаревшей лексики в современных текстах

3. Устаревшая лексика достаточно часто употребляется в различных жанрах современной литературы и выполняет в ней несколько функций.

а) Прежде всего архаизмы и историзмы являются одним из средств стилизации речи той эпохи, о которой рассказывает автор, помогают читателю ощутить нюансы языка, на котором говорили и писали герои произведения. Вот, например, отрывок из романа Ю. Тынянова "Кюхля"– фрагмент письма директора Царскосельского лицея Егора Антоновича Энгельгардта: "Кюхельбекер живет как сыр в масле; он преподает русскую словесность в меньших классах вновь учрежденного благородного пансиона при Педагогическом институте и читает благородным детям свои гекзаметры; притом исправляет он должность гувернера. "

Несколько использованных устаревших слов: историзмы благородный пансион, гувернер, собственно лексический архаизм меньшие и семантический архаизм исправляет – в сочетании с отличающимся от современного порядком слов доносят до читателя аромат языка начала XIX века.

б) Устаревшая лексика широко используется и в качестве средства, придающего речи торжественное, патетическое звучание. Особенно часто прибегают к ней поэты. Торжественно, величаво звучат многие стихотворения О. Мандельштама, А. Ахматовой, Б. Ахмадулиной:

"Пусть имена цветущих городов Ласкают слух значительностью бренной. Не город Рим живет среди веков, А место человека во вселенной" (Манд.); "

За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей" (Манд.);

"Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет" (А.Ахм.);

"Какой безумец празднество затеял и щедро Днем поэзии нарек? По той дороге, где мой след затерян, стекается на празднество народ" (Б.Ахм.)*.

в) Еще одна функция, которую часто выполняют устаревшие слова в современных текстах, – выражение авторского отношения к предмету изображения, чаще всего иронии.

В современной юмористической и сатирической поэзии устаревшие слова часто используются как средство создания иронической окраски речи: Червяк, насаженный умело на крючок, восторженно изрек: - Как благосклонно провидение ко мне, я независим, наконец, вполне (Н. Мизин).


Урок 6. Лексические заимствования последних десятилетий.

2. С 9 и 10 слайдов выпишите по 5 слов, заимствованных из немецкого и английского языков совсем недавно.

3. Слайд 12 - спишите заимствованные слова и подберите к ним русские соответствия. Пользуйтесь словарями.

4. Слайд 14 - попробуйте отредактировать текст, заменив в нём иноязычные солова русскими, где это возможно. Запишите текст.

Выполните задания слайда 11, спишите слова слайда 13, расставляя буквы Ё там, где необходимо. Из учебника "Русский язык. 7 класс", приложение "Произноси правильно!"(стр. 214) выпишите 20 самых трудных в плане произношения для вас слов, расставьте в них ударение, выучите, приготовьтесь к проверочной работе.

Урок 8. Основные грамматические нормы современного русского языка. ссылка Грамматические нормы современного русского языка

Урок 9. Варианты грамматической нормы
Прочитайте, что называют вариантом грамматической нормы. Запишите определение. Повторите по таблице, составленной в классе, какие формы являются нормой, какие её вариантом, а какие - ошибками. Выполните упр. 92,93,94.








Урок 11. "Речевой этикет. Традиции русского речевого этикета"
Пройдите по ссылке (работаем по учебнику Шмелёва 7 кл.стр.70-81). прочитайте текст параграфа, выпишите определение беседы и её разновидности, определение спора и его разновидности. Из упр. 103 выпишите правила спора. Восстановите и запишите текст упр. 105


Урок 12. "Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность" Прочитайте статью по ссылке, выполните задания в ней по порядку.

Урок 13. "Функциональные разновидности языка. Разговорная речь" . Выполните задания урока , пройдя по ссылке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Тема урока: Повторение изученного в 7классе. Текст как речевое произведение

- организовать деятельность учащихся по обобщению и углублению знаний, полученных в 7классе, по отработке навыков грамотного письма;

- способствовать формированию теоретических знаний о языке и речи;

- создать условия для развития у учащихся умения лингвистического анализа текста;

- способствовать развитию культуры диалогового общения в группе и паре, воспитанию внимательного, вдумчивого читателя.

Тип урока: обобщение и углубление знаний и способов деятельности

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, технология работы с текстом

Форма организации урока: индивидуальная, групповая работы, работа в парах, самостоятельная работа

Оборудование: толковые и фразеологические словари, распечатка текстов и заданий к ним, опорные карточки, карточки для самопроверки

I . Слово учителя:

Вы никогда не задумывались, почему вместо слова текст иногда употребляется описательный оборот (перифраза) словесная ткань? Обратимся к словарю:

Сегодня на уроке повторения изученного мы будем не только вспоминать грамматику, отрабатывать навыки грамотного письма, но и учиться искусству чтения, внимательного, вдумчивого, которое становится как бы сотворчеством с автором.

Нашими произведениями будут произведения Е.И.Носова и тексты о Носове, посвященные процессу творчества, радостному и мучительному одновременно.

II . Ц е л е п о л а г а н и е.

Тексты читаются учителем и подготовленными учениками (на каждой парте лежит комплект текстов, что дает возможность ученикам воспринимать их не только на слух, но и зрительно).

Часто и домом, и мастерской ему (Е.И.Носову) – лес, поля, реки.

- Хочется уйти в тишину души, - рассказывает Е.И.Носов. – Есть тишина беззвучная, а есть гармония, когда в сердце может что-то зародиться. Это лучшая тишина.

Порой на одну выбеленную страницу у меня приходится по двадцать черновых. Немудрено, надо добиваться сколоченности фраз. (Ч е р к а с о в)

- Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.

- Как вы поняли слова беззвучная тишина, гармония ? Посмотрите в толковом словаре, каково значение слова гармония .

- Как вы думаете, почему В.Черкасов в своем рассказе передал мысли Е.Носова дословно, а не использовал косвенную речь? Какова роль прямой речи в тексте?

- Какова роль вводных слов в этом тексте? Опустите вводные слова, прочитайте текст без них. Изменился ли он?

- В каком значении использует автор слово выбеленную ? От какого слова оно образовано? Поработайте со словарем.

- Вчитайтесь в текст. Можно ли, используя рассказ Носова о процессе творчества, сделать вывод, что художественное произведение, как и всякий другой текст, - это единство речи (содержания, идеи) и языка (лексики, морфологии, синтаксиса)? Аргументируйте свой ответ.

- Выполните задания по выбору:

1. Из 1-го абзаца (прямой речи) выпишите глаголы, выполните их морфологический разбор. Расскажите, в чем грамматическая особенность каждого из них.

2. Определите вид глаголов из 2-го абзаца. Чем различаются глаголы совершенного и несовершенного вида? Сформулируйте различия в их значении. С какой, по-вашему, целью, автор, рассказывая о процессе творчества, использует глаголы и совершенного, и несовершенного вида?

3. Понаблюдайте, когда автор использует глаголы настоящего времени, а когда прошедшего и будущего. С какой целью это делается?

4. Определите лицо глаголов. Почему в тексте нет глаголов в форме 2-го лица? Какие формы глагола указывают на лицо, участвующее в речи?

- Прочитайте текст. К какому типу и стилю речи он относится? Аргументируйте свое мнение.

- Каким образом, исходя из темы и основной мысли, можно разделить текст на абзацы? Запишите, схемами объяснив постановку знаков.

- Из чего, по мнению автора, состоит процесс творчества?

- Перескажите текст своими словами, как вы его поняли.

- Запишите второй абзац. Графически объясните орфограммы.

- Выполните (на выбор) следующие виды разбора: в дальнюю (дорогу), по-мальчишески (взбежать), (места) сокрытые , вязкие.

- Докажите, что слово сокрытые – причастие.

Живописный колорит образа мира уступает место скупой выразительности графического рисунка войны, метафорически скрепленного резким сочетанием красного и черного цветов.

(Л. Д у д и н а)

- Как вы понимаете слова и словосочетания: живописные элементы, графические элементы, колорит, нюанс (нюансировка), ассоциируется, скрепленного метаморфически, синхронно, пейзаж, цветовая гамма, контраст? Обратитесь за помощью к толковому словарю.

- Вчитайтесь в этот текст. Как вы понимаете его смысл? Перескажите своими словами.

- Что вы знаете о цветописи? А о звукописи? Приведите примеры.

- Какие еще средства языковой выразительности вам известны? Приведите примеры.

- К какому стилю речи относится этот текст? Аргументируйте свой ответ.

- Запишите 2-й абзац. Понаблюдайте, как в тексте используется цитирование. Какова его роль? Объясните орфограммы и пунктограммы. Сгруппируйте их.

- Проведите литературоведческий эксперимент: исследуйте, в каком еще из прочитанных вами произведений Е.Носова или других писателей встречается цветопись. Приведите примеры.

Вышивание крестом.

Иное писание похоже на вышивание крестом. Вместо иглы – белый лист бумаги. Слово – тот же вышивальный крестик. Оно тоже окрашено в определенный цвет, и прежде, чем положить на бумагу, его надо так же, как и шелковую нить, определить на цветность: не слишком ли бледно или наоборот – ярко. Опробовать душевно, не вопреки ли смыслу и желанию, не кричит ли нелепо?

Слово к слову, крестик к крестику – и возникает многоцветный рисунок, а то и произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера. Иногда закрадывается ошибка, и хорошо, если она замечена вовремя. Тогда легче подпороть неточность и взамен вставить единственно верное слово-стежок.

Трудно работать таким кропотливым способом, но по-другому не могу, не умею. (Е.И.Носов)

- Какие слова вы считаете наиболее важными для понимания этого текста?

- Помогают ли эти слова определить тему и основную мысль текста?

- Сформулируйте определение ключевых слов.

- Перечитайте первое предложение. Какова его роль в данном тексте?

- Докажите, что данный текст – рассуждение.

- Какой способ связи между предложениями характерен для рассуждения? Покажите это на примере данного текста.

- К какому стилю речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ.

Задания на выбор учащихся:

2. Произведите разные виды разбора: многоцветный, не умею, окрашено (оно), шелковую (нить), по-другому (не могу);

3. Спишите текст. Иллюстрацией каких орфографических правил могут быть слова данного текста?

III . П л а н и р о в а н и е.

Ученики знакомятся с заданиями к каждому тексту; определяют, какой текст и задания им интереснее; формируют пары, группы (кто-то решает работать индивидуально); отбирают необходимую справочную литературу.

IV . И с с л е д о в а н и е.

Самостоятельная работа учеников (по желанию в группах, парами, индивидуально). Индивидуальная помощь учителя.

На данном уроке ученикам были предложены следующие опорные и справочные материалы:

- толковые, фразеологические и другие словари;

№ 1. Ключевые слова – самые важные для понимания данного текста слова, несущие смысловую нагрузку. Они помогают более точно определить тему текста.

№ 3. Основные средства связи между предложениями в тексте: л е к с и ч е с к и е (однотематическая лексика, лексический повтор, синонимы (в том числе контекстуальные), антонимы, союзы, местоимения, наречия, видовременная соотнесенность глагольных форм, числительные, частицы, вводные слова (указывающие на порядок явлений, мыслей и связь между ними), г р а м м а т и ч е с к и е (структурная соотнесенность предложений, неполные предложения, интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте).

№ 4. Средства художественной изобразительности : з в у к о в ы е (благозвучие, аллитерация, ассонанс, повтор сочетаний звуков, ритм, интонация), л е к с и ч е с к и е (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола).

№ 5. Доказывая, что отрывок является текстом публицистического стиля, отмечаем, что главная функция такого текста – воздействие на читателя. Чтобы вразить не только мысли, но и чувства, автор использует различные лексические (слова со значением оценки; синонимы, антонимы; стилистически окрашенная лексика; слова в переносном значении; лексический повтор) и грамматические средства (прилагательные в превосходной степени; безличное предложение; предложение с прямой речью; использование цитирования поэтического текста; сравнения).

Карточки для самопроверки

Главная мысль – писательский труд очень кропотлив, требует большого терпения и внимания к каждому слову-стежку. В тексте появилось авторское отношение к труду писателя.

Слова, связанные с темой

Слова, связанные с темой вышивания

Написание, мысль, белый лист, слово, цветность, многоцветный рисунок, произведение подлинного искусства, слово-стежок

Вышивание крестом, игла, льняной холст, вышивальный крестик, шелковая нить, цветность, многоцветный рисунок, произведение подлинного искусства, подпороть, слово-стежок

V . Д и с к у с с и я.

Устные высказывания учащихся.

Приведем примеры устных высказываний учащихся

VI . О б о б щ е н и е у ч и т е л я.

- Никто из вас не выбрал для самостоятельной работы текст Л.Дуниной. Вам показалось трудным размышлять о выразительных средствах? Мы вместе исследуем этот текст на одном из следующих уроков.

VII . Письменная самостоятельная работа по повторению изученного: выполнить грамматические задания к текстам (на выбор). (Тетради с выполненными заданиями сдаются на проверку)

Конспект по русскому родному языку 7 класс

2. На интерактивной доске фотография и высказывание В.Г. Белинского: "Язык живет вместе с жизнью народа".

Чтение высказывания и запись в тетрадях. -Как вы его понимаете? (Рассуждения детей) Что такое язык?

Сколько языков существует в мире? (Общее число языков в мире от 2500 до 5000, точную цифру установить невозможно ввиду условности различия между разными языками и диалектами одного языка. На географической карте изображены моря: Северное, Норвежское, Гренландское: Где, в каком точно месте кончается одно и начинается другое, а другое переходит в третье? Граница между морями определяется весьма условно, миля-другая здесь, как правило, не столь важна.

То же часто бывает и с языками. Можно, например, ехать на машине из Москвы на запад, в Минск или Полоцк, останавливаясь в каждой деревне и прислушиваясь к речи местных жителей, чтобы уловить момент, когда русский язык сменится белорусским. Однако только заехав далеко в Витебскую область, мы догадаемся, что вокруг говорят на диалекте белорусского языка. Граница между русским и белорусским языками в этих краях размыта. Ее можно провести лишь условно. Учитываются при этом не только собственно языковые признаки, но и внеязыковые обстоятельства.

До середины 1-го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называется праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян.

Язык восточных славян называют древнерусским. Он был очень звучен и мелодичен. В нем велика роль гласных, их было одиннадцать, а сейчас шесть. В древнерусском языке было шесть типов склонений существительных, три формы числа - единственное, множественное и двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр.

Древнерусский язык существовал примерно до 14 - 15 веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский.

· Почему славянские языки называются родственными?

Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе языка. Самая подвижная часть языка - лексика.

Как вы считаете, какие явления могут оказывать влияние на изменение лексического состава языка? (Учащиеся из курса 6 класса знают о заимствованных, устаревших словах (историзмах, архаизмах) неологизмах. Могут назвать такие факторы, влияющие на лексические изменения в языке, как политические события, расширение экономических и культурных связей с другими странами, развитие науки и техники.)

7. Это интересно

М.В. Ломоносов в 18 веке ввел в русский язык такие слова, как атмосфера, горизонт, температура; в конце 18 - начале 19 века Карамзин впервые употребил такие слова, как благотворительность, личность, промышленность, влияние, сосредоточенность.

Постепенно в связи с изменением быта, обычаев вышли из активного употребления историзмы (армяк, камзол, кафтан и др.), получили новые названия архаизмы: отрок - подросток, сей - этот, зело - очень и др.

Недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как лунник, ракетодром, космонавт, инопланетянин, компьютер и др.

Приведите примеры слов, которые совсем недавно вошли в наш активный словарный запас. (Презентация, флеш-карта, факс, эксклюзивный, имидж и др.)

Вернулись в русский язык и "старые слова": губернатор, дума, суд присяжных и др.

· Какое из данных слов старше: ботинки - кроссовки; шуба - куртка; спартакиада - олимпиада?

8. Работа с текстом.

Язык вид..изм..няется с каждым пок..лением. Только в суете быта люди (не)зам..чают пр..шельцев.

9. Изменения, произошедшие в звуковом и грамматическом строе языка.

- Изменения в звуковом и грамматическом строе языка протекают значительно медленнее, чем в лексике. Их обнаруживают ученые - лингвисты, которые сопоставляют тексты, написанные в разные периоды существования языка.

Так, например, ученые обнаружили, что звук [ ф ], как и буква ф, - греческого происхождения, ранее в русском языке не существовали. Слова фабрика, мифология и др. нерусского происхождения. Исконно славянский звук [ ф ] возник в произношении в 12 - 13 веках в результате оглушения в словах типа ро[ ф ], ла[ ф ]ка и т.п.

Наблюдаются колебания и в произношении слов современного русского языка. Например, в словаре - справочнике "Русское литературное ударение и произношение" под ред. Р.И. Аванесова, изданном в 1955году, указывалось: фольга (не фольга); фольклор (лор и допустимо лёр). "Словарь ударений для работников радио и телевидения" под ред. Д.Э. Розенталя, изданный в 1985 году, указывает на единственно допустимую форму произношения слова фольга - ударение на последнем слоге, а в фольклоре только [ лор

Происходят изменения и в грамматическом строе языка. В их числе - изменения рода у некоторых существительных. Так, в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина мы читаем: "Полусонный в постелю с бала едет он", а в другой главе мы встречаем написание: "Он еще в постеле". И здесь Пушкин не ошибся в выборе окончания существительного. Дело в том, что в те времена употреблялось слово постеля, а не постель и написание е в окончании предложного падежа слова постеля было правильным.

- Трудно ли вам будет выполнить домашнее задание?

- Составьте синквейн на тему "Язык"

(Зачитывается несколько работ учащихся).

Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире.

Прав был В.Г. Белинский, утверждая, что "язык живет вместе с жизнью

Язык
Могучий,великий
Учит, изменяется, развивается
Живет вместе с народом
Жизнь

Я зык
Свободный, гармоничный
Развивается, видоизменяется, воспитывает
Объединяет и сплачивает людей
Семья.
Язык
Красивый, могучий
Изменяется, преображается, живет.
Мысли и чувства человека
Жизнь.

Читайте также: