Конспект урока род и семья исток нравственных отношений 4 класс орксэ

Обновлено: 06.07.2024

формирование представлений о семье как важнейшей нравственной ценности.

Задачи

  • познакомить обучающихся с понятиями: семья, род, родословная, фамилия;
  • создать условия для размышлений обучающихся о роли семьи в их жизни;
  • формировать у обучающихся базовые семейные ценности: любовь к родителям, уважение старших, послушание, забота о близких и т.п.;

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • уточнить представления о семье, её роли в обществе;
  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей семьи;

Личностные:

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения в семье;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам членов семьи;
  • развитие личной ответственности за свои поступки;

Метапредметные:

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Слушать и понимать других.
  • Договариваться о правилах общения в группе и выполнять их.
  • Осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
  • Определять ключевые слова.
  • Делать выводы на основе анализа объекта.
  • Осуществлять логическую операцию синтеза.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Методы обучения

словесный, наглядный, практический

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Основные понятия

семья, род, родословная, фамилия

Учебно-методическое обеспечение урока

Дополнительный информационный, иллюстративный,
дидактический материал

раздаточный материал для групповой работы и работы в паре (тексты, справочный материал, задания)
таблички со словами: семья, род, родословная, фамилия.
таблички со словами – семейные ценности (любовь, понимание, …)
ромашки – цветы для схематичного оформления семьи ученика

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Род и семья – исток нравственных отношений.

- формирование у учащихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям.

Задачи урока:

-познакомить учащихся с представлением о семейных ценностях;

-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;

-создать условия для размышлений учащихся о роли семьи в их жизни.

Ожидаемые результаты урока:

-учащиеся узнают, что такое род, семья; как возникли некоторые фамилии, что такое родословная;

-познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;

-будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям;

Виды деятельности:

беседа, ролевое чтение, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческая работа, работа с интерактивной доской

Основные термины и понятия: семья, род, родословная, герб семьи, семейные ценности, семейные праздники, реликвии.

Предполагаемые ресурсы для проведения занятий:

-герб семьи (рисунок)

-карточки с пословицами

1.Включение в учебную деятельность

Вам понравилась сказка?

2. Определение темы урока, постановка целей.

-Как вы понимаете, что такое семья?

Семья – это союз родственников, живущих вместе, связанных общим бытом и основанный на …(любви, доверии, уважении, взаимопонимании).

-О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Сегодня мы поговорим о семье.

3. Работа по теме урока.

Семья — это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье — кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит?

Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры — наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Всероссийский день семьи. Отмечают его 8 июля. Праздник совсем молодой, отмечать его стали с 2008 года. Символом праздника стала ромашка - этот простой полевой цветок издревле считался на Руси символом любви.

Творческая работа

-У вас на столах лежат ромашки.

-Почему именно эти цветы лежат у вас на столах?

-Что означают лепестки у ромашки? (Членов семьи)

-Подпишите лепестки ромашки именами членов ваших семей.

-Что будет обозначать сердцевинка цветка? (семью).

(Из цветков формируется полянка класса на доске).

-Представь, что ты волшебник, живущий на этой замечательной полянке. Чтобы ты сделал для своей семьи?

-Можете ли вы назвать свою семью дружной? Объясните почему?

-Как вы относитесь к своим родителям? Они вас любят? А вы их любите?

Значит, вас связывает чувство… (любви)

-Если у вас случилась неудача, вас кто-то обидел, спрашиваете ли вы совета?

Значит, в вашей семье есть…(взаимопонимание).

Род, родословная

Всё живое на земле имеет свои истоки, своё начало. Начало дерева – (его корни), начало реки – (ручеёк.) А истоки человека – это (семья), где он родился, его род.

( Учащиеся договаривают фразы)

Помните, род-это ряд поколений, происходящих от одного предка.

Каждая семья имеет свою родословную.

Родословная — это перечень поколений одного рода. Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви и т. д. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. К сожалению, мало кто из нас может назвать хотя бы своих прабабушек или прадедушек. На досуге расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений.

Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? Будущее? Настоящее? Конечно, настоящее.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.

Происхождение фамилий.

(работа с учебником)

-Знаете ли вы о происхождении своей фамилии?

(Самостоятельное чтение текста)

-Попытайтесь дома исследовать образование вашей фамилии. Попросите помощи у своих родителей.

- Как вы это понимаете?

(Важна не фамилия, а сам человек и его поступки)

Беседа о традициях

Что имя - звук, оброненный

В котором нет ни смысла,

Конечно, нет. И в именах есть

И таинство есть имя нареченье.

И вот мы сами, силами своими,

Осознаём в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

-Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?

(Учащиеся рассказывают о своих именах.)

- Какие красивые у вас имена!

- А вы умеете их красиво произносить? Произнести его так, чтобы все видели - вы им гордитесь.

- Давайте попробуем. Пусть каждый встанет и красиво, громко, звучно произнесёт свое полное имя.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

-Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?

Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтут эту традицию.

Послушайте описание герба.

(рассказ ученика, показ герба семьи)

Герб имеет форму щита. Это говорит о том, что наша ссемья всегда готова отразить нападение недоброжелателей, потому что мы все стоим горой друг за друга.

В нашей семье пять человек. Главными членами семьи являются мама и папа. О них рассказывают изображения в верхней части. Мама — учитель. Об этом свидетельствуют классная доска, журнал и указка. Папа — летчик ВВС, он капитан. Его увлечение — игра на гитаре.

Нижняя часть герба поделена на три части. Центральное место в этой части принадлежит бабушке. Большая кастрюля говорит о том, что готовит в семье в основном бабушка, она же занимается воспитанием внуков. Любимые занятия бабушки — просмотр телесериалов и вязание.

Левая часть герба посвящена моей сестре, которая учится в первом классе и мечтает стать балериной. Правая часть герба рассказывает обо мне, ученике четвертого класса. Мой любимый школьный предмет — окружающий мир, любимый вид спорта — хоккей.

-А как бы вы изобразили герб своей семьи?

Выполните это задание дома.

Взаимоотношения в семье

Каждая семья-это объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Прекрасно, если человек живёт в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Род и семья – исток нравственных отношений

Образовательные:

представить детям образ семьи как великую духовную ценность, источник нравственных отношений;

Развивающие:

развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений;

развитие нравственных качеств, необходимых для будущей семьи и необходимых, для добрых взаимоотношений с родителями;

Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы;

развитие творческой активности, развитие речи;

Воспитательные:

воспитание нравственных отношений к семье, родителям;

воспитание интереса и любви к семейным традициям;

воспитание бережных, добрых отношений к каждому члену семьи ;

воспитание личностных качеств - умения видеть трудности другого человека и желания помочь;

Виды деятельности: беседа, отгадывание ребуса, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, составление схемы, работа с иллюстративным материалом, работа со словарем.

Основные термины и понятия : род, семья, фамилия, родословная, семейные традиции, заповеди;

1. Организация деятельности учащихся

Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.

- Тема нашего сегодняшнего урока обозначена ребусом ( Слайд 1)

- Отгадайте его (семья).

Мы с удовольствием пообщаемся друг с другом, поговорим о своих семьях,

что вас объединяет, почувствуем заботу и внимание друг о друге.

2. Актуализация знаний учащихся

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Этому мы и посвятим наш урок.

3. Работа над новой темой

- Что же значит слово – семья? И как она появилась?

Сейчас я тебе семь вопросов задам -
- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я"
Кто, моя царица, воспитает их?
И Ева покорно ответила: "Я"
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,

- Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…

- Семья с самого рождения находится рядом с каждым из нас. Все наши воспоминания из детства связаны с семьей.

- Василий Александрович Сухомлинский говорил:

2) Работа со словарями

- А знаете ли вы, что когда-то очень давно вовсе не было такого понятия?

- Семьи все разные. А чем они отличаются? (ответы детей)

- Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

- Что такое род? Существует ли сегодня понятие рода?

- Найдём ответ на этот вопрос в учебнике (с.38, первый абзац)

Родство
Родители
РОД Родина
Народ
Родословная

- Какая пара подобрала максимальное количество слов?

5) Демонстрация герба рода Голенищевых-Кутузовых-Толстых

- Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду. В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был показать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево .

Внизу ствола – герб рыцаря. Далее ствол делится на две условные ветви: справа – герб отца, слева – герб матери. Каждая из этих ветвей также делились на две меньшие ветви – рисовались гербы деда и бабки с отцовской и материнской линий.

Для того чтобы составить свое родословное дерево, нужно было хорошо знать семьи своих предков.

- Рассмотрим герб на примере рода Голенищевых-Кутузовых-Толстых.

- Голени́щевы-Куту́зовы — русский дворянский и графский род. Ещё в XVI веке род разделился на несколько ветвей. От одной из ветвей происходил фельдмаршал светлейший князь Михаил Илларионович . Так как он не оставил потомства по мужской линии, то фамилия Голенищевых-Кутузова была передана в 1859 году внуку его генерал-майору Павлу Матвеевичу Толстому и потомству его в порядке первородства.

Пока дети рассматривают герб, учитель дает его описание:

Щит четверочастный с малым щитком в середине. В первой и четвертой частях в червлёном поле серебряный крест ордена Иоанна Иерусалимского, с лазуревым щитком, в котором золотой коронованный вензель Павла I. Во второй и третьей частях в лазуревом поле вертикально золотой ключ, справа от него отходит серебряное орлиное крыло. Через ключ накрест продеты серебряная стрела и золотой изогнутый меч, оба острием вниз. В малом лазуревом щитке орел натурального цвета, увенчанный княжеской короной, с червлеными глазами и языком, золотыми клювом и лапами. В правой лапе он держит серебряный меч с золотой рукояткой. Над малым щитком золотая дворянская корона. Над щитом два дворянских коронованных шлема. Нашлемники: правого шлема — три страусовых пера, из коих среднее — лазуревое, а крайние — золотые; левого шлема — три лазуревых страусовых пера, на них наложен крест ордена Иоанна Иерусалимского, на котором лазуревый щиток с золотым коронованным вензелем Павла I. Наметы обоих шлемов: лазуревые с золотом.

Золото – король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлёнь – символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь – символизирует великодушие, честность, верность, безупречность, или просто небо.

6) Демонстрация родословного древа А.С. Пушкина

(иллюстрация из электронного приложения)

- Сколько поколений можно насчитать в родословной? Трудно рассмотреть и просчитать, но с уверенностью можно сказать, что очень много.

- О чем говорит этот факт?

- Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

- Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю большой семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?

- Родословное дерево рассказывает историю всей семьи.

4. Физминутка

5. Фамилии, имена, отчества

- Человек рождается, получает имя . Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь одного из святых, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок. Или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, иногда в честь родственников.

- Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Учащиеся рассказывают о своих именах.)

- У вас очень красивые имена.

- Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?

- Еще одной из традиций в России является присвоение человеку отчества .

- А вы знаете, что такое отчество?

- Русские отчества начали употребляться рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.

- Скажите, пожалуйста, а во что превратились позже эти отчества? (в фамилии)

- А как бы звучали в те времена ваши отчества? (ответы детей)

- Действительно, такие отчества превратились позже в фамилии.

- А знает ли кто-нибудь из вас об истории образовании вашей фамилии ?

Попробуем найти ответ в учебнике на странице 38.

- Постарайтесь дома узнать образование вашей фамилии с помощью родителей.

6. Нравственные отношения в семье

- Скажите еще раз, как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Верно. Родственники бывают ближние и дальние.

- Давайте поговорим о ближних.

- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)

- Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.

- Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)

- А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам? (Дядями и тетями.)

Беседа об увиденном: рассуждение, сравнивание с современными отношениями и традициями в семьях.

- Ребята, как вы думаете, на чем основаны нравственные отношения в семье?

- Ответить на этот вопрос вам поможет притча. Давайте прочтем ее.

- А теперь давайте подтвердим прочитанное словами из учебника – с. 38 последние 3 предложения.

-Чему учит эта басня?

-Как нужно относится к людям? (Разбор ситуации).

- Например, в христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от них. Маленький ребенок совершенно зависим от них. Однако обычно, ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.

- Таким образом, с понимания, доброты, прощения, а главное, с заботы друг о друге начинается СЕМЬЯ. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Еще говорят – домашний очаг. Он дает человеку не только крышу над головой, но и хранит душевное тепло, приносит радость. И все это зависит от того, как живет семья, каков ее семейный уклад, традиции.

- Для сохранения такой дружной семьи очень важно, чтобы в ней соблюдались общие праздники, общие семейные традиции.

-Для чего это нужно?

-Есть ли в вашей семье какие-то особенные традиции? Расскажи о них.

-В наши дни существуют различные праздники: церковные и государственные. Некоторые из них из церковных перешли в праздники государственные. Например, День любви, семьи и верности , который празднуется 8 июля (день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, которые всю свою супружескую жизнь прожили в любви и согласии). (Слайд 8).

8. Рефлексия. Итог урока

- Теперь откройте электронное сопровождение и ответьте на предложенные вопросы (контроль)

- Всем удалось правильно ответить?

- Почему для людей важно знать своих предков?

- Ребята, очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего.

- Как нужно относиться к родным и близким людям?

- От ваших семей, от каждого из вас зависит, какая будет наша страна. От того, как вы чтите традиции своей семьи, будете ли вы продолжателями этих традиций, как вы чтите традиции свой родины, будет зависеть, в какой стране вы будете жить.

- Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? (семья)

9. Коллективное составление семейных заповедей

- Для чего нужна счастливая семья?

- Ребята, как вы считаете, что мы можем сделать, чем можем помочь, чтобы наши семьи были счастливыми?

- Давайте вместе составим правила, которые каждый из вас будет соблюдать в своей семье. (Слайд 9).

- Закончить урок я хочу строками стихотворения о семье:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

10. Домашнее задание

1 уровень. Нарисовать свою семью и узнать историю происхождения своей фамилии.

2 уровень. Составить семейное древо своей семьи (учитель раздает шаблоны).

Автор: Кузмичева Ольга Васильевна

Организация: МОУ СОШ №7

Населенный пункт: с. Стародубское

Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений .

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-иследования.

Задачи:

образовательные:

- Выяснить, как традиционные религии относятся к семье;

воспитательные:

- Создать условия для формирования уважительного отношения к родным и близким;

- Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

развивающие:

- Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;

- Учить сотрудничать, договариваться, слышать друг друга.

Познавательные УУД:

- совершенствовать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- навык смыслового чтения с последующим преобразованием информации;

- формировать умение самостоятельно строить рассуждения, делать выводы на основе анализа объектов.

Регулятивные УУД:

- формировать умение самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения;

- организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию, давать оценочную характеристику деятельности.

Коммуникативные УУД:

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог;

- совершенствование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, аргументировать свою позицию;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к своей семье;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Формы организации учебной деятельности выбрала: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

- Какие чувства, мысли возникли у вас при прослушивании этой песни?

- Почему в песне упоминаются ромашки? Слайд №2

Ромашка- символ семьи, верности, любви.

- У вас на столах лежат ромашки.

-Что означают лепестки у ромашки?( членов семьи)

-Подпишите лепестки ромашки именами членов ваших семей.

А знаете ли вы, ребята, что у нас в России есть праздник семьи День любви, семьи и верности. Он отмечается 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии Муромских, чья семейная жизнь стала примером для многих людей. которые всю свою супружескую жизнь прожили в любви и согласии. Слайд №3

2. Определение темы урока

Всё живое на земле имеет свои истоки, своё начало. Начало дерева – (его корни), начало реки – (ручеёк.) А истоки человека – это( семья), где он родился, его РОД.

- Какова тема сегодняшнего урока? Слайд №4

- Цели и задачи урока Слайд №5-6

3. Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье вы желанные дети. Здесь вас нарекли святым именем.

Семья - что в жизни есть важнее?
Тепло родных и нежных рук.
Нет в мире ближе и добрее,
Здесь всё простят и всё поймут! Слайд №7
Семья существует уже тысячи лет. И все знают, что жить в семье лучше, чем без семьи.

- Что же значит слово – семья? И как она появилась?

Сейчас я тебе семь вопросов задам -
- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я"
Кто, моя царица, воспитает их?
И Ева покорно ответила: "Я"
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,

-Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…

-Как вы понимаете это слово? Слайд № 8

Вставьте недостающие слова (работа индивид )

Кто важней всего на свете?

Знают взрослые и ……-

И, конечно, это ….. ! Слайд №9

2) Работа со словарями

- А кто еще, кроме мамы, папы и детей, входит в семью?

- А знаете ли вы, что когда-то очень давно вовсе не было такого понятия?

- Семьи все разные. А чем они отличаются?(ответы детей)

- Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

- Что такое род? Существует ли сегодня понятие рода?

- Найдём ответ на этот вопрос в учебнике (с.38, первый абзац) Слайд №11

Родство
Родители
РОД Родина
Народ
Родословная

Род - совокупность родственников, объединенных одной фамилией.

- Кто объединяет весь род? Слайд №11

- По какому признаку различается один род от другого?

Фамилии, имена, отчества

- Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь одного из святых, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок. Или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, иногда в честь родственников.

- Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Учащиеся рассказывают о своих именах.)

- У вас очень красивые имена.

- Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?

- Еще одной из традиций в России является присвоение человеку отчества.

- А вы знаете, что такое отчество?

- Русские отчества начали употребляться рано; первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств была невысокой.

- Скажите, пожалуйста, а во что превратились позже эти отчества? (в фамилии)

- Действительно, такие отчества превратились позже в фамилии.

- А знает ли кто-нибудь из вас об истории образовании вашей фамилии?

Попробуем найти ответ в учебнике на странице 38.

- Постарайтесь дома узнать образование вашей фамилии с помощью родителей.

Я не просто живу,

Начинаюсь в затерянном далеке.

Вьётся ниточка кровная.

Где ж мои родники,

Для чего нужно знать свою родословную?

Древо человеческих жизней – бесценная история рода

(Работа в парах )Слайд №13

Укажите последовательность родственных связей в семье:

(На листе разложить карточки со словами)

Сын мать бабушка прабабушка правнук внук

Демонстрация родословного древа А.С. Пушкина Слайд 14

(иллюстрация из электронного приложения)

- Сколько поколений можно насчитать в родословной? Трудно рассмотреть и просчитать, но с уверенностью можно сказать, что очень много.

- О чем говорит этот факт?

- Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

- Как вы думаете, если это дерево рассказывает историю большой семьи, то чьи имена могут быть вписаны в эти овалы-окошки?

- Родословное дерево рассказывает историю всей семьи.

5. Физкультминутка

- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче, как думаете?

- Что вам помогло?

- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

6. Определение общечеловеческих семейных ценностей:

Составьте пословицы (Карточки с частями пословиц)

Согласную семью и горе не берет

Семья в куче – не страшна и туча

На что клад, когда в семье лад

7. Знакомство со сказкой

Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

- Ты кто? – спрашивает Муравей.

- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, а к вечеру засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

- Почему погиб Лепесток?

- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? Слайд №17

В семье точно также все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему.

Не допускай ты розни в отчем доме,
Пусть весь твой род одной семьёй живёт!
Соломинку и муха переломит,
А сноп порой и лошадь не сомнёт!

Назовите родственников, которых вы знаете?

(Объединитесь в группы и выполните задание на листочках.)

Мама твоего дедушки

Дочь твоего дяди

Дедушка твоего отца

Мама твоей мамы

8. Закрепление

Запись понятий в тетрадь:

семья, фамилия, род, родословная, семейные ценности.

9. Рефлексия

На чем держится семья? Притча "Ладная семья"

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

Оформление ромашек (на лепестках написать, чем сильна семья)

Ромашки прикрепляют на доску

Предлагает вернуться к теме урока и учебным задачам.

- вспомните цель урока. Что же вы поняли? Зачем нужна любовь в нашем доме?

10. Домашнее задание Слайд №19:

1 уровень Составить семейное древо своей семьи и узнать историю происхождения своей фамилии.

2 уровень. Составить семейное древо своей семьи и нарисовать герб семьи.

-Закончить урок я хочу строками стихотворения о семье:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья! Слайд №20

(Работа с домиками)

- Выберите из списка под номером 2 слова – существительные и запишите их в домике, в окошко с цифрой 2. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 2. (Список №2.Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь)

- В окошко с цифрой 3 выберите и запишите слова – действия. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 3. (Список №3.Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем)

- Выберите нужные слова из списка под номером 4 и запишите их в окошко с цифрой 4. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 4. (Список №4.Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность

- А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, закрасьте цветным карандашом.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите свои домики. Цвет подсказывает мне, что в ваших семьях живет мир и согласие. Я рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание.

Читайте также: