Конспект урока ритм линий

Обновлено: 05.07.2024

Организация рабочего места и проверка готовности детей к уроку.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель. О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов и рассказов, слушая музыкальное произведение и всматриваясь в живописные произведения. А как могут передать красоту окружающего мира художники-графики? Обратите внимание на репродукции Г.С. Верейского и В.А.Фаворского. Какими выразительными средствами пользовались эти художники, чтобы передать красоту природы?

Дети. Художники-графики используют: линию, штрихи, точку, пятно.

Учитель. Что мы будем сегодня изображать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт!
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем! (лес)

– Итак, что мы сегодня на нашем уроке будем рисовать?

Дети. Мы будем рисовать сказочный лес.

Учитель. А что такое лес? Какие чудеса можно увидеть в лесу?

Дети. Лес это не только деревья, в лесу есть много: кустарников, травы, цветов, грибов, ягод, там много животных и птиц.

Учитель. Конечно ребята, они жители леса и его неотделимая часть. Без грибов, ягод, муравьев, птиц и зверей – лес не лес. А вы знаете, дети, в лесу, как в большом доме, есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и называют ярусами. Самый первый, самый высокий ярус – большие деревья. Его называют древостоем. Древостой – главный этаж в лесу. Как вы думайте, какие деревья там можно встретить?

Дети. В первом ярусе можно встретить дуб, сосну, берёзу. Во втором ярусе находятся деревья, которые мирятся с тенью, что падает от веток деревьев первого яруса, там могут ели, пихты, кедры и липы.

Учитель. А что растет в третьем ярусе?

Дети. В третьем ярусе растут кустарники.

Учитель. А какие кустарники можно встретить в лесу?

Дети. Тут можно встретить можжевельник, калину, шиповник, рябину, иву, малину и мн. др.

Учитель. А что может расти ниже кустарников?

Дети. Ниже кустарников растут: травы, цветы, мхи.

Учитель. Лес, это наше богатство. А что дает нам лес?

Дети. Лес дает нам древесину для отопления и строительства, лекарство, бумагу.

Учитель. А вы знаете, чтобы изготовить 270 экземпляров 190 страничной книги, требуется целое большое дерево. Из древесины также, изготовляют: резину, лаки, смолы, воск, краску, целлофан, ткани, клей и многое другое. Лес пополняет кислород так необходимый для жизни на земле. Как же мы должны относится к лесу?

Дети. Мы должны бережно относиться к лесу, беречь от главного и коварного врага – пожара. Не ломать ветки, не оставлять мусор в лесу.

Учитель. А теперь решим кроссворд, отгадывая русские народные загадки.

1. Не матушка родима, а гостинцем оделила.
2. Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю.
3. Платье потерялось, пуговки остались.
4. Над водой, водой, стоит с красной бородой.
5. Стоят столбы белы, на них шапки зелены.

1. Никто ни пугает, а вся дрожит.

Ответы:

По горизонтали: 1. Яблоня, 2. Сосна. 3. Рябина. 4. Калина. 5. Береза.

По вертикали: 1. Осина.

Учитель. А теперь проведем игру “Юный натуралист” Нужно соотнести графическое изображение дерева со словесной его характеристикой силуэта.

1 ЕЛКА
2 БЕРЕЗА
3 ДУБ
4 ИВА
Пушистая, густая, зеленая.
Стройная, гибкая, белоствольная.
Мощный, толстый, ветвистый.
Поникшая, “длинноволосая”.

III. Беседа по теме урока

Учитель. Прежде, чем приступить к работе, обратим внимание на последовательность выполнения деревьев, кустарников, травы их строение и композицию. Если дерево находится ближе к нам, то оно будет выше или ниже от нижней части альбома? Оно будет ниже к крайней части альбома. (Работа по таблице “Ближе – дальше”.) Сравниваем ритм линий: он может быть быстрым и, плавным, спокойным и тревожным. Вы знаете, что у человека бывает злой добрый характер, нежный жесткий. А как вы думаете, бывает ли характер у веток? Рассмотрите эти ветки. Какие они?

Дети. Ветки дуба – мощные, корявые, грубые.

Учитель. А у какого дерева ветки – тонкие, гибкие, нежные?

Дети. Тонкие, гибкие, нежные ветки у берёзы.

Учитель. А кто знает боярышник? Какие у него ветки?

Дети. Колючие, жесткие, страшные.

Учитель. А у ивы?

Дети. Гибкие, длинные, ровные.

Учитель. Итак вы знаете, что деревья бывают могучими и сильными, а бывают нежными и ласковыми. После просмотра репродукций учитель рисует на доске мелом деревья различных пород, наделяя их при этом образными характеристиками, можно комментировать рисунок в стиле сказки.

IV. Практическая работа

Две группы детей подходят к доске, где прикреплена затонированная желтая и голубая бумага. Графическими материалами приступают к созданию своего сказочного леса.
Другая группа рисуют также на тонированной бумаге свою композицию. Учитель читает стихи, которые дополнят переживаемую ситуацию изобразительно-выразительными поэтическими образами. Звучит музыка.

В земном пути, меняющем кочевья,
Жилища, встречи, лица и края,
Беседу с вами я веду, деревья.
Ни в чём не изменившие друзья.
И как мне было с вами не сродниться,
Приветившими Родину мою,
Когда живые образы и лица
Я в ваших очертаньях узнаю!
Вот старый дуб – листва из звонкой меди.
Могучий стан в извилинах коры.
Он весь гудит, рокочет о победе,
Как некогда на струнах гусляры.
Вот сосны, прямоствольны и упруги,
Колючие – ветрам не разорвать,
Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,
Спокойные, как Игорева рать.
И ёлки неподвижны и суровы,
Роняя низко рукава ветвей,
Ждут, пригорюнясь, матери и вдовы,
Молчальницы в платочках до бровей.
А рядом боязливая осина
И вовсе простодушная ольха
Глядит поверх кустов, как из-за тына,
На тропку, что тениста и глуха.
Но всех милей мне девушка берёза,
Пришедшая из сказок и былин,
Снегурочка, любимица мороза,
Алёнушка пригорков и равнин.
Ей любы наши зори, сенокосы,
Ромашки в росах, звонкие стрижи,
Зелёные она качает косы
Над волнами бегущей с ветром ржи.

Дети изображают любой уголок сказочного леса, в котором растут разные по характеру и внешнему виду деревья, кустарники, траву, выявляя индивидуальные особенности в их строении, проявляя свое творчество, фантазию. Стараются передать фактуру ствола и крону, моделируя их штрихами, тоном и пятном. Обращают внимание на выразительность и ритм линий в композиции. Учитель ведет наблюдение, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается. По завершению работы придумывают свое название к своей графической композиции.

V. Физкультминутка

Дети повторяют движения за учителем.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

VI. Итог урока. Эстетическая оценка работ

Учитель. Что изобразили на своём рисунке? Как вам удалось передать свое настроение? Какие линии использовали в своей работе? Расскажи о своём сказочном лесе.

VII. Рефлексия

Выразить своё настроение, используя карточки с изображением “Весёлого карандаша”, “Фломастера” и “Кистенеи”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок по изобразительному искусству по теме Линия как средство выражения (ритм линий) ..doc

Технологическая карта, планирование занятия

Линия как средство выражения (ритм линий) .

-Познакомить с одним из выразительных средств - линией, изобразить увиденную жизнь, особенности времени года, состоянии природы;

- научить использовать первоначальные эскизы при выполнении композиции, располагать элементы рисунка на бумаге с учётом зрительной уравновешенности, их форм и цвета;

-развивать зрительную память, пространственное воображение, образное мышление;

-воспитание художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству.

Основные термины и понятия

Планируемый результат.

Овладевать навыками изображения линий. Получить представление об эмоциональной выразительности линии.

Учебно- творческие умения: Анализировать ритмическую организацию листа с помощью линий.

Давать описание увиденного.

Правильно говорить слова и строить предложения.

Личностные результаты: выражать свои эмоции; сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение.

Понимать, что эмоциональное звучание линий характеризует изображаемое.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию); учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД :находить ответы на вопросы в презентации; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других.

Оборудование

Компьютер с мультимедийной установкой для презентации, мелки и карандаши, рабочая тетрадь.

Технология построения

1.. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний учащихся. Постановка целей и задач занятия.

Кто бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой.

И в весеннем снеге тёмном

Прячет хвостик голубой.

Как вы думаете, какова тема урока?

- А какие они бывают?

- А как можно показать спокойный ручеёк и быстрый, широкий и узкий?

Правильно: линией. Линия это средство выражения. Линией мы можем показать ритм, характер, настроение.

Сегодня мы будем учиться рисовать линией.

3. Презентация:

1.Линии бывают разные. Короткие и длинные, толстые и тонкие. А еще какие?

(Дети включаются в работу,

по очереди озвучивают свои идеи: линии добрые, скромные, колючие, противные,

2.Слад 3. (Рассказ Пришвина М.)

3.Слайды 4 – 8

4. Слад 9

5. Слайд 10

6. Слайды 11-12

7. Слайд 13 Стихи.

Установка на выполнение задания.

Физкультминутка.

8. Слайд 14. Как нарисовать ручеек?

9. Слайды 15 -16. Эмоциональное осмысление заданного и расширение кругозора.

Лесной ручей

Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.

А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск.

Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются.

Дерево давно и плотно легло на ручей и даже позеленело от времени, но ручей нашел себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьет и журчит.

На пути явилась широкая, преглубокая низина, Ручей, не жалея воды, наполнил ее и побежал дальше, оставляя эту заводь жить своей собственной жизнью.

Ручей выбежал из глухого леса на поляну и в открытых теплых лучах солнца разлился широким плесом.

- А какие ручейки можно нарисовать?

Послушайте песенку говорящих ручейков:

Хорошо, что мы ручьи,

Хорошо, что мы ничьи

Нам на месте не стоится.

Даже ночью нам не спиться.

Испетляли мы луга,

Камни с горки покидали

Тут забрали - там отдали.

Подремали в холодке, поиграли на песке.

Взяли ветку у подлеска,

А у солнца - снопик блеска.

Лес молчит, а мы журчим

Ни минутки не молчим.

Мы кричали и шныряли.

И под землю мы ныряли.

Нас везде, где мы бежали

Птицы свистом провожали.

Вот видите, ребята, ручьям рады не только небо, земля, солнце, но и лес, птицы, люди. К нам сегодня на урок пришёл Мастер Изображения и хочет рассказать нам сказку о ручейке:

Однажды Мастер Изображения прогуливался по лесу.

Подыскал себе подходящее место, чтобы нарисовать лес, луг и горы. Вдруг Мастер услышал чей-то плач, обернулся - никого нет, но плач не переставал. Пригляделся, прислушался и увидел, что это маленький, тихий ручеёк. Он тихо бежал и плакал.

Мастер нагнулся и спросил- Почему ты плачешь?

Картины Жуковского С.

Ручьи, журча и извиваясь

И меж собой перекликаясь

В долину гулкую спешат.

Дошагал я до ручья,

Ни ручья, ни ручейка

А на дне увидел небо, лес и облака.

Мастер изображения предлагает и нам нарисовать такие же ручейки. Чтобы они не были скучными, а были весёлыми, давайте нарисуем в них отражения солнышка, неба, весёлых птичек.

Сегодня на уроке мы выполним изображение ручейка, а на следующем изобразим весенний лес.

Наметить карандашом ширину ручья и направление его движения.

С помощью выразительных линий передать ритм движения ручейка.

(Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости.)

Подобрать цвета для воды и раскрасить ручеек.

Различные этапы изображения ручья.

Изображения в ритме линий.

4. Практическая работа.

Изображение ручейка в ритме линий.

5. Слайд 17. Итог урока.

- С каким выразительным средством изображения мы сегодня познакомились?

- Как вы думаете, у вас у всех получились весёлые ручейки?

Выбранный для просмотра документ Урок по изобразительному искусству по теме Линия как средство выражения (ритм линий) ..ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что бежит по горным склонам, Тараторит сам с собой. И в весеннем снеге тёмном.

Что бежит по горным склонам, Тараторит сам с собой. И в весеннем снеге тёмном Прячет хвостик голубой? Ручеёк Линия это средство выражения. Линией мы можем показать ритм, характер, настроение.

Где начинаются весенние ручейки?

Где начинаются весенние ручейки?

Они прозрачные, но в их отражении мы можем увидеть деревья, облака, небо, сол.

Они прозрачные, но в их отражении мы можем увидеть деревья, облака, небо, солнце. Весенние ручьи очень красивые, они мерцают в лучах солнца. Быстрые, стремительно извиваются змейками. Бегут наперегонки, шумные, говорящие, а иногда задумчивые, молчаливые и тихие.

Ручеек торопится…

Ручеек несется стремительно…

Ручеек несется стремительно…

Ручеек устал…

А теперь можно отдохнуть…

А теперь можно отдохнуть…

Хорошо, что мы ручьи, Хорошо, что мы ничьи Нам на месте не стоится. Даже ночь.

Хорошо, что мы ручьи, Хорошо, что мы ничьи Нам на месте не стоится. Даже ночью нам не спиться. Испетляли мы луга, Источили берега. Камни с горки покидали Тут забрали - там отдали. Подремали в холодке, поиграли на песке. Взяли ветку у подлеска, А у солнца - снопик блеска. Лес молчит, а мы журчим Ни минутки не молчим. Мы кричали и шныряли. И под землю мы ныряли. Нас везде, где мы бежали Птицы свистом провожали.

Вот видите, ребята, ручьям рады не только небо, земля, солнце, но и лес, птиц.

Жуковский С. Весенний бурлящий ручей

Жуковский С. Весенний бурлящий ручей

Жуковский С. Журчание весеннего ручейка

Жуковский С. Журчание весеннего ручейка

Ручьи, журча и извиваясь И меж собой перекликаясь Вдалину гулкую спешат. **.

Ручьи, журча и извиваясь И меж собой перекликаясь Вдалину гулкую спешат. *** Дошагал я до ручья, Ни ручья, ни ручейка А на дне увидел небо, лес и облака. Мастер изображения предлагает и нам нарисовать такие же ручейки. Чтобы они не были скучными, а были весёлыми, давайте нарисуем в них отражения солнышка, неба, весёлых птичек. Сегодня на уроке мы выполним изображение ручейка, а на следующем изобразим весенний лес.

Как нарисовать ручеек? Наметить карандашом ширину ручья и направление его дви.

Как нарисовать ручеек? Наметить карандашом ширину ручья и направление его движения. С помощью выразительных линий передать ритм движения ручейка. (Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости.) Подобрать цвета для воды и раскрасить ручеек.

Ручей на разных этапах изображения:

Ручей на разных этапах изображения:

Изображения в ритме линий:

Изображения в ритме линий:

Итог урока. - С каким выразительным средством изображения мы сегодня познаком.

Итог урока. - С каким выразительным средством изображения мы сегодня познакомились? - Как вы думаете, у вас у всех получились весёлые ручейки?

Краткое описание документа:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ИЗО во 2 классе "Что такое ритм линий".

Урок по изобразительному искусству во 2-м классе

Тема урока: “Что такое ритм линий”.

-Познакомить с одним из выразительных средств - линией, изобразить увиденную жизнь, особенности времени года, состоянии природы;

- научить использовать первоначальные эскизы при выполнении композиции, располагать элементы рисунка на бумаге с учётом зрительной уравновешенности, их форм и цвета;

-развивать зрительную память, пространственное воображение, образное мышление;

-воспитание художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству.

1.Орг. момент.

Приветствие, готовность класса к уроку.

2.Урок начинается с загадки, ребята угадывают в ней тему урока.

Кто бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой.

И в весеннем снеге тёмном

Прячет хвостик голубой.

-Как вы думаете, звучит тема урока?

- А какие они бывают?

- А как можно показать спокойный ручеёк и быстрый, широкий и узкий?

Правильно линией. Линия это средство выражения. Линией мы можем показать характер, настроение. Сегодня мы будем учиться рисовать линией. Линии бывают

разные. Короткие и длинные, толстые и тонкие. А еще какие?

Дети включаются в работу,

по очереди озвучивают свои идеи: линии добрые, скромные, колючие, противные,

— Какие бывают дети?

- спокойные, шустрые, противные, отличные, ленивые, крикливые.

У линий тоже есть свой характер, и его можно

изобразить на листе бумаги. Давайте попробуем. Чтобы характер линий был лучше. виден на рисунке, мы сделаем эти линии цветными.

Выполняем небольшое упражнение.

Изображение разных линий.

Первая линия—спокойная. Она только что проснулась и

никуда не спешит. Подберите цвет для спокойной линии.

линия—прыгучая. Покажите в рисунке, как она скачет по вашему листу. Подберите

цвет для прыгучей линии.

Третья линия — зубастая. (Зубастую

линию любят рисовать все дети, потому что она им понятна, они хорошо

представляют себе этот образ).

линия—хитрая. Посмотрите на все остальные линии. Как выразить хитрость по

отношению к другим линиям на вашем листе? Подумайте и подберите нужный цвет.

Пятая линия — волнистая. (Волнистая

линия знакома и понятна большинству детей, но как она

вольется, будет сочетаться с другими линиями?)

линия—ленивая. Как нарисовать ленивую линию? Как будет теперь двигаться ваша

рука? Где ленивая линия будет располагаться на листе? с кем будет рядом и

линия — больная. Она очень плохо себя чувствует.

на свой рисунок, на все другие линии. И подумайте, где она у вас расположится,

чтобы было понятно, что линия эта сегодня не в форме.

радостная, веселая линия.

Последняя наша линия в

отличном настроении. Ей сегодня очень хорошо, ей все нравится, она со всеми хочет дружить и общаться.

- Какие ручейки можно ими нарисовать?

Они прозрачные, но в их отражении мы можем увидеть деревья, облака, небо, солнце. Весенние ручьи очень красивые, они мерцают в лучах солнца.

Быстрые, стремительно извиваются змейками. Бегут наперегонки, шумные, говорящие, а иногда задумчивые, молчаливые и тихие.

Послушайте песенку говорящих ручейков:

Хорошо, что мы ручьи,

Хорошо, что мы ничьи

Нам на месте не стоится.

Даже ночью нам не спиться.

Испетляли мы луга,

Камни с горки покидали

Тут забрали - там отдали.

Подремали в холодке, поиграли на песке.

Взяли ветку у подлеска,

А у солнца - снопик блеска.

Лес молчит, а мы журчим

Ни минутки не молчим.

Мы кричали и шныряли.

И под землю мы ныряли.

Нас везде, где мы бежали

Птицы свистом провожали.

Вот видите, ребята, ручьям рады не только небо, земля, солнце, но и лес, птицы, люди. К нам сегодня на урок пришёл Мастер Изображения и хочет рассказать нам сказку о ручейке:


Однажды Мастер Изображения прогуливался по лесу.

Подыскал себе подходящее место, чтобы нарисовать лес, луг и горы. А в руках он держал вот эту волшебную кисть, чудесные яркие краски и бумагу.

Вдруг Мастер услышал чей-то плач, обернулся никого нет, но плач не переставал. Пригляделся, прислушался и увидел, что это маленький, тихий ручеёк. Он тихо бежал и плакал.

Мастер нагнулся и спросил- Почему ты плачешь?

Ручьи, журча и извиваясь

И меж собой перекликаясь

В долину гулкую спешат.

Дошагал я до ручья,

Ни ручья, ни ручейка

А на дне увидел небо, лес и облака.

Мастер изображения предлагает и нам нарисовать такие же ручейки. Чтобы они не были скучными, а были весёлыми, давайте нарисуем в них отражения солнышка, неба, весёлых птичек.

Сегодня на уроке мы выполним линейное построение, а на следующем выполним работу в цвете.

Какие выделяют виды рисунка по их целям и художественным задачам?

Как рисовать с натуры и размещать рисунок на листе?

Как передать разное эмоциональное состояние, различное настроение с помощью ритма и характера линий?

Как создавать изображения с помощью пятна и тональных отношений?

Глоссарий по теме:

Набросок – это рисунок, сделанный очень быстро. В наброске художник стремится изобразить основную пластическую мысль, увиденную в натуре.

Зарисовка – это более долгий, изучающий рисунок.

Линия обозначает контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет.

Ритм – это чередование соизмеримых между собой элементов.

Пятно – основное средство изображения на плоскости. Тональные отношения улавливают переходы света и тени от самого тёмного по ступенькам серого к самому светлому.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Основой изобразительного творчества считается рисунок. Рисунок выполняется графическими материалами – чаще всего карандашом или углём, он может быть сделан пером, ручкой или кистью. Все художественные рисунки – это графические произведения. Существует много графических техник, а главное – целей, для которых создаются рисунки.

Существуют разные виды рисунка:

Набросок – это рисунок, сделанный очень быстро. В наброске художник стремится изобразить основную пластическую мысль, увиденную в натуре. Это выразительная графическая запись своего впечатления или идея будущей работы, её проект, эскиз.


В. И. Суриков. БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА. Эскиз композиции. Карандаш. XIX в.

Рисунок может быть и более долгим, изучающим. Тогда его называют зарисовкой. Чаще всего такими бывают вспомогательные рисунки. Они необходимы в работе художника: это зарисовки разных деталей для будущей картины или будущего проекта.


Леонардо да Винчи. ЭСКИЗ РУК. Тушь. XV в.

Чтобы объяснить, как устроена машина или какая-нибудь постройка, делают технический рисунок. Существует учебный рисунок,. его цель – освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожи. Но рисунок может быть и настоящим произведением искусства.


Творческий рисунок всегда особенный, в нём автор стремится выразить то, что ему кажется интересным.


Рафаэль Санти. МАТЬ И ДИТЯ. XVI в.

Большой потенциал творческого рисунка раскрыли мастера Высокого Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи). Излюбленными инструментами художников были мягкие грифели — итальянский карандаш, уголь, сангина, позволяющие отмечать малейший изгиб поверхности, улавливать оттенки изменения внутренней формы при чрезвычайной пластической цельности.

Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий – длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии разные по своему характеру. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Характер линии выражает эмоции, чувства художника! На рисунках линии могут то сгущаться, то разрежаться, как звуки в музыке, то обходят пустое место, делаю паузу. Линиям необходим ритм. Ритм – это чередование соизмеримых между собой элементов. Ритмические соотношения могут быть бесконечно разнообразны, сложны и вариативны, а иногда очень просты.

Кисть с краской оставляет на плоскости изображения свой след – пятно, ручка или карандаш – линию. Но стоит несколько линий положить рядом, они будут смотреться пятном. Пятно – основное средство изображения на плоскости. Пятна могут быть бесконечно разными: большими и маленькими, округлыми и протяженными, светлыми и темными. Для художника белый и чёрный цвета являются наиболее сильным выразительным средством, ведь тёмное и светлое образуют контраст. Резкий контраст говорит нам о сильных драматических чувствах: это может быть и тревога, и решительность, и ярость, и утверждение. Для изображения бури, грозы нередко художники использовали резкий контраст. Мягкий контраст – там, где противоположности сближены.

В изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные переходы – иногда почти незаметные, мягкие перетекания, а иногда резкие, контрастные пятна. Чтобы определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, в изобразительном искусстве используют понятие тон. Определить тон какого-либо пятна можно, только сравнив его с другим пятном, т. е. определив тональные отношения этих пятен. Художник должен уметь строить рисунок не только на основе контраста белого и чёрного, но и с учётом отношений к серому пятну, т. е. должен владеть тональной шкалой. Тональные отношения улавливают переходы света и тени от самого тёмного по ступенькам серого к самому светлому.


Пятна, из которых строятся изображения, обладают многими свойствами. Очень важно, какова поверхность пятна – его фактура. Например, поверхность пятна растекающейся тёмной краски сильно отличается от поверхности пятна, закрытого штрихами карандаша. Да и карандашом можно оставлять очень разный след, создающий различные характеры фактуры.

Читайте также: