Конспект урока рисования по памяти и представлению

Обновлено: 07.07.2024

Урок посвящён знакомству с разнообразием пейзажных сюжетов осеней природы, обозначению роли искусства в понимании красоты природы.

Цель: познакомить с художественными приемами передачи состояния покоя и стремительного движения.

обучить приемам изображения; развивать композиционное мышление, образное воображение, коммуникативные навыки.

На уроке мы узнаем художественные приемы, позволяющие выразительно передавать состояние относительного покоя (статики) и стремительного движения (динамики);

научимся изображать различные состояния в природе;

сможем работать с акварелью.

Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. СТР. 59-64.

Творческие тетради: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 – 4 классы.

Методические пособия: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1 – 4 классе).

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.

Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

Научно-популярная литература по искусству.

Альбомы по искусству.

Глоссарий: статика; динамика; композиция; наброски.

Чтобы ваша картина привлекала внимание зрителя и была ему интересна, недостаточно уметь только рисовать. В каждом виде искусства существуют понятия, без знания которых тяжело двигаться вперед и развиваться. В изобразительном искусстве основное такое понятие – это композиция. Без нее никуда! Правильная композиция - это один из секретов по-настоящему удачной картины. Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. В рисунке и живописи существуют два основных вида композиции: статика и динамика.


Статика — это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много.

Движение или динамика в рисунках

Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.

В сюжетной композиции на тему: спорт, труд, отдых, работа, дети, школа, семья и т.п.) уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики. Фигуру обычно располагают у самого края, чтобы оставить достаточно места до конца листа.


Правильный ответ: движение.





А. Дайнека. Эстафета по кольцу "Б".

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Научить учащихся самостоятельно выполнять рисунок.

2. Развитие зрительной памяти, образного воображения, композиционного мышления, художественного вкуса.

3. Воспитание любви к окружающему миру и искусству родного края.

обучить рисовать фрукты и овощи по представлению;

расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области;

закрепить умение размещать на листе предметы;

рисовать доступными графическими средствами;

развивать воображение, зрительную память; развить способность к композиционному моделированию, пробудить фантазию;

способствовать развитию линейного построения.

воспитать толерантное отношение друг к другу, научить воспринимать критику - умение выделять недостатки и видеть положительное.

Оборудование.

Для учителя: карандаш, бумага формата (А3), ластик, мел, презентация .

Для учащихся: карандаш, бумага формата (А4), ластик.

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока:

1.Организационный момент - 1 мин.

2. Проверка знаний и умений, полученных на предыдущих уроках - 3 мин.

3. Объяснение новой темы- 18 мин.

4. Практическая работа - 15 мин. – 20 мин

5. Итог урока- 2 мин.

6. Домашнее задание - 1 мин

Повторение изученного материала.

- Какие жанры изобразительного искусства вам знакомы?

- Рассмотрите внимательно репродукции картин, они вам помогут правильно ответить на поставленный вопрос.(СЛАЙД 1) На нём представлены картина разных жанров: 1 пейзаж, 2 натюрморт, 3 портрет,4 икона



1. Окрестности Абрамцева.

Долина речки Вори.




2. Натюрморт "Фрукты".
40х50, холст, масло.
2006 год

3. Портрет Н.Н. Пушкиной

1831 г. Акварель Художник Александр Брюллов



4. Владимирская икона Божьей Матери

Если видишь: на картине нарисована река.

Или в домик в дымке синей, или луг и облака,

Или тонкая рябина,

Или поле иль шалаш –

Это значит, что картина называется … (пейзаж)

Перед этою картиной

Все почтительно стоят,

А иные бьют поклоны

И молитвы говорят … (икона)

Если видишь, ты с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется… (портрет)

Если видишь на картине самовар ты на столе,

Или виноград в корзине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – знай

Что это… (натюрморт)

3. Объяснение новой темы.

- Сегодня на уроке речь пойдёт о натюрморте. А что такое натюрморт?

(изображение неподвижных предметов)

Цветы на картине,

Фрукты и торт.

Картину такую зовём… (СЛАЙД 2)

- В словаре : Натюрморт - с франц. "мертвая натура" или "неживая натура". В Англии называли натюрморт - "тихая жизнь". Он может состоять из неодушевленных предметов и включать природные формы. (СЛАЙД 3)

Дополнительный материал (заранее подготовленный ученик)

- Искусство натюрморта появилось в Голландии в начале 17 века. Художники обращали внимание на обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Дополняли мотив натюрморта и изображением людей, животных, птиц, насекомых.

- Тема: Учимся рисовать натюрморт с овощами (по представлению) (СЛАЙД 4)

- Цели и задачи: научиться рисовать фрукты и овощи по представлению, составлять свою композицию (натюрморт)

- Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры? (наличием (отсутствием) предмета, который будем рисовать)

- Назовите овощи и фрукты. (СЛАЙДЫ 5 – 13)

- Можно ли овощи изобразить в геометрических фигурах?

- Предлагаю вам игру. К доске сейчас выйдет 3 человека (по 1 с каждого ряда). Им предлагается по одной геометрической фигуре, в которой нужно нарисовать тот овощ или фрукт, который эта фигура напоминает, и составить общий натюрморт на листе.

- Скажите, с чего начинают рисовать натюрморт? ( С расположения на листе)

- Расположение на листе называется компоновка. ( новые слова появляются на доске).

- Как вы думаете, что ещё важно учитывать при рисовании натюрморта? ( размер изображаемых предметов).

Проверка выполнения учащимися творческого задания.

- Всё ли правильно выполнили ребята? Нет ли у них ошибок?

- Посмотрите на экран (СЛАЙД 14)

- Какой из четырех рисунков содержит правильное построение натюрморта? (2) Почему? Докажите?

СЛАЙДЫ 15- 16. – Посмотрите натюрморты, с изображением различных овощей и фруктов. Все предметы, изображённые на них, имеют объёмную форму, а не плоское изображение.

Для того, чтобы показать объём предметам художники пользуются градацией света и тени.

- Что такое светотень? (Освещённые и теневые части на натюрморте)

- Что такое свет и тень, а также их промежуточные ступени, вы узнаете из учебника по изобразительному искусству на странице 16 . СЛАЙД 17. ( чтение детьми вслух)

Свет, блик, тень(собственная), полутень, рефлекс, падающая тень. (таблички с новыми словами появляются на доске)

Этапы работы. СЛАЙД 18

Расположи лист бумаги

Продумай композицию

Закомпонуй детали натюрморта

Выполни рисунок в карандаше

Добавь цвет, продумай фон


Этапы построения натюрморта СЛАЙД 19

Цели: Обучить детей рисовать лошадь с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объемной фигуры.

  • Обучить детей рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объемной фигуры, световых оттенков шерсти.
  • Обучить особенностям рисованию по представлению.
  • Обучить сравнивать и анализировать анатомии животных, сходных по строению тела.
  • Воспитать восхищение разнообразием природных форм, выработку бережного отношения к природе.
  • Развить графические навыки, глазомер, цветоощущения.
  • Развить зрительные представления учащихся, зрительную память.
    Для учителя – ПК, проектор.
  • Для учащихся – графические материалы

Зрительный ряд: фотографии животных, рисунки детей, слайды; репродукции картин.

Литературный ряд: стихи, загадки о животных.

I. Организация класса.

II. Вводная беседа.

1. Фольклор о животных.

У ч и т е л ь. Вспомните известные вам загадки о животных. Охарактеризуйте, как народное слово образно говорит о них.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)

С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица. (Коза)

Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака)

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (Волк)

2. Беседа о жанре анималистки (показ слайда по анималистическому жанру).

- Кого изображают художники-анималисты?

- Давно ли человек стал рисовать животных?

- Посмотрите репродукции, слайды, фотографии. Что их объединяет?

- Как художники, скульпторы изображают различных животных?

- Где чаще всего мы видим рисунки художников-анималистов?

(В книгах о природе, в учебниках по биологии)

Для анализа сходства и различия в строении тела животных учитель демонстрирует изображение 2-3 домашних животных (в положении сбоку, когда вся фигура и 4 ноги видны).

- Что общего в строении тела животных? (горизонтальное положение туловища, довольно длинная шея, пространственное положение удлинённой головы, 4 конечности.)

III. Практическая работа.

У ч и т е л ь.Сегодня мы рисуем животное, которое особенно часто используют художники в своих книгах - коня.

Этапы выполнения работы:

1. Устный анализ форм частей тела животного (разбирается на таблице).

У ч и т е л ь. Туловище лошади имеет вытянутую яйцевидную форму. Шея дугообразно сужается к голове. Длина её примерно равна половине общей высоты лошади.

Рисуем отдельные части тела.

Голова лошади имеет трапециевидную вытянутую форму. Большие ноздри окружены мясистыми выпуклыми крыльями, рот с крупными мягкими губами. Между остроконечными, широко поставленными ушами растёт щетинистая чёлка.

Шея широкая, мускулистая, трапециевидной формы, её верхний контур слегка изогнут, нижний - более прямой.

Передняя часть туловища широкая, мощная, округлая. В месте соединения лопатки и плеча образуется скруглённый угол, верхняя сторона которого отделяет туловище от шеи. Нижняя сторона- контур груди - образует другой скруглённый угол, переходящий в контур брюха и поднимающийся до контура задних ног. Линия стены волнистая: над поясом передних конечностей выгибается, за ним плавно опускается и поднимается к поясу задних конечностей, опять опускается, соединяясь с контуром длинного хвоста.

Ноги у лошади длинные, сильные, стройные. Верхняя часть более толстая, покрыта плотными, рельефными мышцами, нижняя - тонкая, внизу копыто-костяное уплотнение.

2. Рисование лошади.

Возможно выполнение рисунка на цветном фоне.

Учитель на доске последовательно, как разбирали на экране, изображает лошадь. Дети повторяют этапы рисунка следом за ним.

Наиболее доступен детям 1-ый вариант, когда рисуют сначала голову, затем намечают верхний контур шеи, спины и положение хвоста, как основа для дальнейшего построения рисунка.

При 2-м варианте рисования лошади рисунок идёт от определения положения силуэта на листе:

1) Несколькими линиями намечаются основные формы животного – туловище, шея, голова.

Отметим длину и высоту всей фигуры, находят размеры основных частей, для чего всю высоту делят на 3 части (для головы и шеи, для туловища, ног). Всю длину делят на 2 части (для туловища и хвоста, для головы и шеи). В ограниченных штрихами местах намечают обобщённую форму туловища (удалённым овалом), голову и шею (трапециями), ноги (линейно).

2) Затем дают более точную характеристику формы основных частей тела. Уточняют местоположение вершины вогнутой линии спины, нижнюю линию контура туловища. Спина лошади, таким образом, прогибается, контур нижней части живота совпадает с контуром первоначального овала.

Сверху и спереди туловище отделяют наклонной линией от шеи, плавно соединяют её с линией плеча и груди. Эти линии резко соединяют с нижним контуром шеи, выделяя в нём небольшие неровности. Верхнюю линию шеи слегка изгибают и плавно соединяют с линией спины. От ушей ведут прямую линию головы до ноздрей. Здесь она изгибается кнаружи и вовнутрь, плавно очерчивая губы, переходит в прямую линию нижней челюсти, огибая угол нижней челюсти, соединяется с ушами.

Контур ног очень сложный. На первый взгляд ноги кажутся прямыми и ровными, но нарисованные таким образом они будут напоминать палки. У передних ног контур берёт своё начало на верхней поверхности туловища. Оба контура (две линии ног) слегка выпуклы. Направляясь к низу, линии выравниваем, сокращаем между ними расстояние. Затем они чуть расходятся, у запястья образуя утолщение, после чего вновь сходятся и далее (часть ноги над копытом лошади и пучок волос на этом месте) идут почти параллельно к пясти. У пясти контуры образуют выпуклую сзади щётку и выемку под ней, спереди - выпуклость и впадину. Оба контура, сходясь вместе, гнуты и параллельны до линии брюха. Тут передний контур ломается в колене и, слегка изгибаясь, опускается вниз до предплюсны. Задний контур, продолжая выгибаться кнаружи, опускается ниже колена, изгибается в обратную сторону и у предплюсны образует утолщение, затем плюсну с копытом.

3) На последнем этапе рисуют глаза, ноздри, гриву, хвост, отмечают выпуклые части таза, пояса передних конечностей, мускулатуру головы, ног, передают объёмную форму тоном и цветом.

Завершаем работу красками или графическими материалами (восковые мелки, пастель, цв. карандаши, тушь). При этом обратить внимание детей на возможность передачи шерсти животного техникой “отдельного мазка” (или штриха), на создание множеством “мазков” (штрихов) фактуры меха, гривы, хвоста.

4) Дать рисунку название.

П р и м е ч а н и е. В процессе объяснения учитель показывает на экране, затем выполняет на доске, а только после этого дети изображают в альбоме.

1. Экспресс-просмотр рисунков, анализ работ.

Учитель проводит анализ в соответствии с требованиями к работе:

- анатомически верный рисунок (есть все части тела);

- соблюдаются пропорции, достаточно крупный размер в листе;

- удачная передача движения;

- проработаны мелкие детали (шерсть, глаза, копыта и др.);

- общая выразительность, завершённость, аккуратность;

У ч и т е л ь. Почему художники так любят изображать коня?

(Он помощник человека издавна, это красивое, грациозное животное, с выразительными движениями.)

2. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: сделать карандашом наброски собак, кошек с натуры (по возможности), с фотографий, репродукций, иллюстраций. Рисунок в цвете (цвет окраски подбирать на палитре).

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ УРОКА (планируемые достижения учащихся).

Предметные результаты:

- расширить знания о художественных материалах;

- понимать красоту и выразительность пастели, цветных мелков, цветных карандашей;

- развивать навыки работы пастелью, цветными мелками, цветными карандашами;

- овладевать первыми знаниями построения фигуры животных;

- изображать животных по памяти и представлению, используя выразительные возможности цветных карандашей и наждачной бумаги.

Метапредметные результаты:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место с учетом предложенных заданий;

- использовать для творчества различные материалы и техники;

- оценивать собственную работу;

- участвовать в диалоге;

- слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения.

Личностные результаты:

- видть, т.е. ценить и понимать, что в каждом проявлении окружающего мира природы – красота;

- выражать личное отношение к произведениям искусства.

Педагогические технологии: личностно-ориентированные, объяснительно - иллюстративные, проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ.

Оборудование для детей: цветные карандаши (акварельные мелки), мелкозернистая наждачная бумага, ластик, простой карандаш, кисть для сметания крошки.

I. Организационный момент.

II. Целеполагание. Постановка проблемы.

Слайд 1.

- Сегодня на уроке мы с вами соприкоснемся с тайнами природы, будем работать в очень интересной технике.

- Что вы сегодня принесли к уроку? (Цветные карандаши)

- Как называют вид искусства, когда рисуют цветными карандашами? (графика).

- Назовите графические материалы? (мелки, уголёк, сангина, пастель)

- А кто знает, что такое пастель?

Слайд 2.

Слайд 3.

Любят художники и восковые мелки.

Американский художник Кристиан Фаер создаёт свои картины при помощи восковых мелков. Он не просто изображает, а компонует мелки, собирает вместе, как пазлы. Эту идею он позаимствовал у дочери.

- Сегодня на уроке мы тоже будем художниками-графиками.

- А как вы думаете, что нам понадобится кроме карандашей? (бумага)

- Назовите виды бумаги, на которой можно рисовать.

- Вы назвали не все виды бумаги. Переверните листы, которые лежат у вас на партах. Потрогайте. Что это за бумага, кто знает? (Т/Б)

- А вот что или кого мы будем рисовать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Слайд 4.

Без расчески причесался,

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался,

И запел на все лады.

Слайд 5.

III. Работа по теме урока.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Слайд 6.

-Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие во времени и узнаем историю появления кошки.

Слайд 7.

- Перенесемся на 5000 лет назад в страну. Правильно, это Египет. Египет - страна пирамид и фараонов. 5000 лет назад жители этой страны приручили дикую кошку. На фото дикая африканская кошка.

Слайд 8.

- Для Египта кошки - священные животные. Богиню плодородия Баст изображали в виде кошки.

Слайд 9.

- Средние века, эпоха замков и рыцарей. В Европе кошка- воплощение нечистой силы, спутница ведьм. Черных кошек истребляли.

Слайд 10.

Слайд 11.

- В XXI в. отношение к кошкам разное. Одни - кошек обижают, не замечают, другие - относятся к ним, как к членам семьи.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

- Кошки похожи на диких животных из семейства кошачьих. Близкие родственники кошек - леопард, лев, рысь, пантера, тигр гепард. На слайде вы видите диких животных семейства кошачьих.

- Узнать интересные факты из жизни кошек поможет игра блеф-клуб. Да – хлопок. Нет – присесть.

- Правда ли, что кошкам установлены памятники? (Да)

Слайд 16.

- Вы видите фото памятника Коту Елисею и кошке Василисе в Санкт-Петербурге.

- Правда ли, что существуют породы кошек, у которых нет шерсти? (Да)

Слайд 17.

На фотографии вы видите бесшерстную кошку породы сфинкс.

- Существуют ли короткошерстные и длинношерстные породы кошек?

Слайды 18,19.

- Кошек рисовали в разные времена различными материалами.

XV век. Италия. Леонардо да Винчи. XX в. Россия - Евгений Чарушин. А как называют художника, изображающего животных? (анималистом)

Слайд 20.

YI. Физкультминутка (под мурлыкание) Слайд 21.

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они плясали,

Веселились и играли:

Вот так, вот так!

(ученики изображают повадки кошек)

YII. Составление плана работы

1. Знакомство с новой техникой.

- Мы с вами будем работать в новой для нас технике. Посмотрите, какие замечательные рисунки можно сделать в этой технике. Слайды 22, 23.

- На наждачной бумаге цвета выглядят более ярко.

Слайд 24.

2. Анализ пропорций и особенностей конструктивно-анатомического строения животного.

3. Проработка этапов рисования кошки

Слайд 25.

Нарисуйте в верхней части листа, примерно по центру, пельмень (слегка изогнутый овал). В данном случае он послужит головой для будущей кошки. Затем необходимо нарисовать уши. Их нарисуйте на макушке, в виде полуовалов с вытянутым концом (как капельки).

Затем нарисуйте кошке глаза, носик, ротик и усы. Разрез глаз у кошки - индикатор ее настроения. Например, полузакрытые глаза покажут, что кошка дремлет.

Далее стоит определить, какую кошку вы будете рисовать (кошка будет сидеть, лежать или идти). Например, вы решили нарисовать кошку, которая сидит, то есть задние лапки у нее должны быть согнуты, а передние, наоборот, выпрямленные. В данном случае сначала нарисуйте туловище животного и передние лапки. Грудь - небольшой овал и две лапки, соединенные вместе.

Теперь необходимо нарисовать кошке задние лапки. Так как кошка сидит, то задние лапки рисуем в виде трапеции, начиная примерно от середины груди кошки. И конечно, кошке нужно нарисовать хвост. Как он будет располагаться, зависит от вас. Хвост может стоять трубой или же лежать, прикрывая лапки животного.

Не огорчайтесь, если у вас получаются неровные круги или линии. Каждый изгиб придаст вашей кошке неповторимый характер.

4. Практические советы по работе в новой технике (ЧИТАЮТ)

Слайд 26.

YIII. Практическая работа (Слайд 25)

Учащиеся рисуют кошек на наждачной бумаге. Учитель оказывает помощь (можно раздать карточки поэтапного рисования разных пород кошек).

Звучит музыка.

XI. Рефлексия

- Вам понравилось рисовать на наждачной бумаге?

- Чем именно вас привлекла эта техника?

IX. Подведение итогов

- Что нового вы узнали о кошках? (ответы учащихся)

Слайд 27.

Читайте также: