Конспект урока реакции ионного обмена 8 класс

Обновлено: 16.05.2024

Аннотация

Методическая разработка урока посвящена проблеме формирования у обучающихся практических умений и навыков по решению экспериментальных задач на распознавание неорганических веществ, определению ионов в растворе. В ходе практической работы обучающиеся совершенствуют практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ и ОТ, учатся анализировать, планировать ход эксперимента, описывать и объяснять наблюдаемые явления. Методическая разработка пригодится учителям химии для проведения практических работ и внеклассных мероприятий по химии.

Основная часть

Методическое обоснование темы

Методические рекомендации по проведению урока

Разработка сценария урока

Класс: 8.

Автор УМК: Габриелян О.С.

Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков.

Вид урока: практическая работа.

Цель методическая: через организацию исследовательской деятельности начать формирование практических навыков определения ионов в растворе, усовершенствовать практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ и ОТ.

Задачи:

  • познавательные: организовать деятельность обучающихся по планированию экспериментальной работы по определению ионов в растворе, распознаванию неорганических веществ;
  • развивающие: способствовать развитию умений обучающихся обобщать, анализировать, систематизировать полученные знания, уметь применять их на практике через проведение химического эксперимента, развивать способность делать самостоятельные выводы по результатам эксперимента;
  • воспитательные: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной деятельности.

Планируемые результаты:

  • знать: основные положения теории электролитической диссоциации; качественные реакции на катионы и анионы;
  • уметь: экспериментально определять ионы в растворе.

Метапредметные: освоение УУД (анализировать, обобщать, систематизировать полученную информацию, использовать информацию для практического применения, планировать ход эксперимента (пути достижения цели), прогнозировать результаты.

Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, нравственно-этическое оценивание.

Способы реализации деятельности учителя и обучающихся: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Дидактические методы: проблемный, исследовательский.

Основные понятия: электролит, неэлектролит, ион (катион, анион), реакции обмена, реакции ионного обмена, качественный состав вещества, качественная реакция, аналитическая химия.

Материально-техническое обеспечение урока:

Учебно-практическое оборудование и реактивы: 6 ящиков: пробирки в штативе; штатив с тремя пронумерованными пробирками с растворами сульфата натрия, хлорида натрия, карбоната натрия;1-2 ящики: растворы сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, соляной кислоты; 3-4 ящики: растворы хлорида натрия, нитрата серебра, соляной кислоты, хлорида бария;5-6 ящики: растворы карбоната натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария.

Межпредметные и внутрипредметные связи: биология (химический состав живых организмов), физика (атомно-молекулярное учение), химия (электролитическая диссоциация веществ).

Ход урока

Этапы

Содержание этапа

Время

Дидактическая задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся по формированию УУД

Методы обучения

Организация начала занятия

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся, инструктаж по работе с учебно-тематической картой.

Приветствие, слушание учителя, общение с учителем

Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний

Создание условий для усвоения нового материала практической направленности на основе использования теоретических знаний.

Фронтальный опрос обучающихся по вопросам:

1. Что такое ионы? Какие ионы называются катионами и анионами? Приведите примеры.

2. Какие реакции называются реакциями обмена?

Общение с учителем и одноклассниками. Работа учащихся с учебно-тематической картой (Приложение 1)

Коррекция и контроль

Этап усвоения новых знаний

Первичное введение материала

Создание проблемной ситуации

В штативе с тремя пронумерованными пробирками даны растворы сульфата натрия, хлорида натрия, карбоната натрия. Можете ли вы определить в какой пробирке какое вещество?

Анализ проблемной ситуации. Общение с учителем. Выдвижение гипотез. Коллективное обсуждение проблемы и выдвижение гипотез. Оценка своих знаний. Целеполагание (что надо узнать?)

Создание условий для выполнения химического эксперимента

Работа учащихся с учебно-тематической картой (Приложение 1)

Оформление тетради для практических работ. Самостоятельное определение цели работы

Химический эксперимент по определению известных ионов в растворе

Формирование у обучающихся практических навыков определения ионов в растворе по готовой инструкции

Наблюдение, по необходимости помощь.

Работа учащихся в группах с учебно-тематической картой (Приложение 1), с учебником.

Работа с химическими реактивами по инструкции с соблюдением правил ТБ и ОТ.

Общение в группах, совместная деятельность в группах, индивидуальный подход к каждому члену группы.

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, их коррекция

Этап закрепления новых знаний и применение их на практике

Применение полученных знаний, умений и навыков на практике

Формирование у обучающихся умений самостоятельно применять свои знания и умения в нестандартных, измененных условиях. Закрепление в памяти обучающихся знаний, умений и навыков, которые необходимы им при решении экспериментальных задач.

Планирование совместно с обучающимися хода эксперимента. Наблюдение, по необходимости помощь

Работа учащихся в группах с учебно-тематической картой (Приложение 1), с учебником. Экспериментальная задача по распознаванию веществ.

В выданных пробирках находятся растворы веществ: карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата натрия.

Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Сделайте выводы по практической работе.

Работа с химическими реактивами по инструкции с соблюдением правил ТБ и ОТ.

Индивидуальная работа, описание и объяснение наблюдаемых явлений.
Общение в группах, совместная деятельность в группах.

Исследовательская практическая работа

Оценка работы класса и отдельных обучающихся

Общий анализ урока и оценивание

Общение с учителем и одноклассниками

Оценка результатов работы.

Этап информации учащихся о домашнем задании

Информация о домашнем задании

Обеспечение мотивации, понимания обучающимися содержания и способов выполнения домашнего задания

Проанализируйте результаты работы, оформите практическую работу в тетради.

Дифференцированное тестовое задание. Приложение 1.

Запись домашнего задания в дневник

Работа с научно-популярной, учебной литературой.

Обеспечение усвоения обучающимися принципа саморегуляции и сотрудничества

Мобилизация обучающихся на рефлексию своей деятельности:

Где в повседневной жизни можно использовать полученные знания?

Дают оценку своей деятельности на уроке

Заключение

Организация экспериментальной деятельности в системе школьного образования является инструментом формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся, повышения их познавательной активности и сокращения дистанции между теоретическими представлениями и практикой использования полученных знаний.

Химический эксперимент – важный источник знаний, он является специфическим методом обучения химии, поскольку отличает процесс обучения химии от обучения другим учебным предметам естественнонаучного цикла. Формирование представлений о веществах невозможно без наблюдения за ними и анализа полученных данных. Эксперимент играет важную роль в формировании практических умений и навыков обучающихся - помогает им наполнить усваиваемые ими понятия живым, конкретным содержанием, увидеть в отдельных фактах общие закономерности. Химический эксперимент развивает мышление, умственную активность обучающихся. Часто эксперимент является источником формируемых представлений, без которых не может протекать продуктивная мыслительная деятельность. Химический эксперимент – важнейшее средство формирования научного мировоззрения обучающихся в процессе усвоения основ химической науки.

Химический эксперимент выполняет важнейшие функции: образование, воспитание (нравственное, духовное, трудовое, эстетическое, экономическое и др.) и развитие (в том числе памяти, мышления, эмоций, воли, мотивов и др.).

Химический эксперимент выполняет и некоторые частные функции – информативную, эвристическую, критериальную, корректирующую, исследовательскую, обобщающую и мировоззренческую.

Химический эксперимент невозможен без соблюдения правил техники безопасности и соответственно инструктажа по технике безопасности.

В своей работе я использую различные виды учебного химического эксперимента. Практические работы провожу обычно в конце изучения одной или нескольких тем курса, достигая тем самым определенных целей.

Во-первых – это закрепление знаний по химии, в том числе основного экспериментального материала, путём самостоятельного выполнения определенных опытов учащимися. При этом практические занятия, проводимые в заключение ряда тем, дают возможность удачно обобщить экспериментальный и теоретический материал, что не всегда возможно на обычном уроке.

Во-вторых, происходит дальнейшее развитие практических навыков и овладение техникой химического эксперимента.

В-третьих, реализуется творческое применение знаний в процессе экспериментального решения задач и практических вопросов, что имеет большое значение для формирования умений пользоваться знаниями в активной форме, для расширения кругозора учащихся о применении химии в жизни.

Химический эксперимент, выполняя различные дидактические функции, может использоваться в различных формах и должен сочетаться с другими методами и средствами обучения. Он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности обучающихся: от демонстрации явлений через проведение лабораторных опытов под руководством учителя к самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач.

-уметь определять сущность химической реакции по краткому ионному уравнению.

- выделять существенные признаки реакций ионного обмена;

- анализировать полученную из проводимого эксперимента информацию;

- развитие логического мышления учащихся путем выявления причинно-следственной связи между строением и свойствами веществ.

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.

- воспитывать культуру интеллектуального труда, навыки работы в парах.

Формы работы учащихся:

фронтальная, парная, индивидуальная.

-технология проблемного обучения;

-технология разноуровневого обучения;

- технология алгоритмического обучения.

Необходимое техническое оборудование:

компьютер, проектор, презентация, наборы лабораторного оборудования.

Карта заданий, алгоритм составления реакций ионного обмена, карта домашнего задания.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.

  • Усвоение понятий;
  • освоение алгоритма написания реакций ионного обмена;
  • умение определять сущность химической реакции по краткому ионному уравнению;
  • умение определять реакции ионного обмена, протекающие до конца;
  • умение описывать демонстрационные химические эксперименты, используя язык химии.
  • Преобразуют практическую задачу в познавательную;
  • Планируют собственную деятельность;
  • Осуществляют контроль и самооценку своих действий.
  • Управление своей деятельностью на уроке;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, оценивать результаты решения поставленных задач.
  • Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения;
  • наблюдают экспериментальную проверку своих гипотез и анализируют результаты.
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей.
  • Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений;
  • слушают и понимают речь других.
  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • Умение аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
  • Умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах.
  • Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы;
  • Проявляют мотивацию на решение проблемы.
  • устойчивый познавательный интерес;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности;
  • формирование готовности и обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Техника (технология), приёмы, формы работы

Оборудование и учебно-методические материалы

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию. Проверка отсутствующих.

Приветствуют учителя, готовы к уроку.

Проверка домашнего задания

1.Самооценка выполнения домашнего задания.

2.Самостоятельная работа в карточках( технология разноуровневого обучения)

4. Выполнение заданий у доски.

Карта заданий, алгоритм составления реакций ионного обмена

2.Работа в картах.

3.Взаимоконтроль в парах.

4.Выполнение заданий домашней работы у доски.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Фронтальный опрос (беседа):

- Какие реакции называются реакциями обмена?

- Чем различаются электролиты и неэлектролиты?

- Откуда в растворе берутся ионы? (диссоциация)

- Что такое электролитическая диссоциация?

- Как мы узнаем, диссоциирует вещество или нет?

- Что такое индикатор?

Отвечают на вопросы.

Усвоение новых знаний

Составляется уравнение на доске

2NaCl+H 2 SO 4 Na 2 SO 4 +2HCl

Записали молекулярное уравнение.

Найдите формулы электролитов.

Ниже распишем их на ионы. Получим полное ионное уравнение.

Найдем одинаковые ионы в левой и правой частях и зачеркнем их. Получить должны сокращенное уравнение. А что получилось у нас? Все сократилось.

Какой можно сделать вывод?

Реакция не прошла до конца. Она обратима.

Как вы думаете, при каких условиях реакции ионного обмена будут протекать до конца?

Правильно, необходимо, чтобы ионы связывались, образуя малодиссоциирующее или недиссоциирующее вещество.

Запись темы урока на доске

Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

Проведем демонстрационный опыт №1(проводит учитель)

Хлорид бария смешиваем с серной кислотой. Что наблюдаем?

Какой можно сделать вывод?

Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде.

Получили сокращенное уравнение.

Какой можно сделать вывод?

Проведем демонстрационный опыт №2(проводит учитель)

Гидроксид натрия смешиваем с серной кислотой. Что наблюдаем?

Почему ничего не наблюдаем, что нужно добавить?

Проводим опять эту реакцию с фенолфталеином.

Какой можно сделать вывод?

Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде.

Получили сокращенное уравнение.

Какой можно сделать вывод?

Проведем демонстрационный опыт №3 (проводит учитель)

Карбонат натрия смешиваем с соляной кислотой. Что наблюдаем?

Какой можно сделать вывод?

Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде.

Получили сокращенное уравнение.

Какой можно сделать вывод?

- Штатив с пробирками, растворы соляной к-ты, гидроксида натрия, хлорида бария, серной к-ты, карбоната натрия, фенолфталеин.

- алгоритм составления реакций ионного обмена.

1. Записывают уравнение

2. Отвечают на вопросы (решая проблему)

3.Формулируют тему и цель урока.

4. Записывают в тетрадь тему урока.

5. Составляют уравнения химических реакций, соответствующих демонстрационных опытов в тетради и на доске.

6. Делают выводы по каждому демонстрационному опыту.

Подведение итогов урока

Учитель предлагает перейти к обсуждению формулировки определения условий протекания реакций ионного обмена до конца.

Формулируют вывод и записывают в тетради: Реакции ионного обмена протекают до конца, если в результате реакции образуется осадок(↓), газ(↑) или малодиссоциирующее вещество – вода.

«Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, 1.образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли).

2.появление камней в почках животных и человека, и т.д.

Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов

Обучающимся даются задания на слайде и в карте заданий :

Презентация, Карта заданий, алгоритм составления реакций ионного обмена.

Решают задание в карте заданий и на доске.

Рефлексия и самооценка

Учитель просит оценить свои знания по теме урока и выполнение заданий.

Стихотворение, для запоминания темы урока.(на слайде)

Карта заданий, презенация

2. Оценка усвоение материала в карте заданий.

Домашнее задание с комментированием

Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения: §38, задание в карточках.(разноуровневый подход)

Карта домашнего задания, презенация

Записывают домашнее задание.

Предварительный просмотр:

ФИО ученика ______________________________________________________________

Оценка домашней работы:

Задание выполнить не удалось

Работа вызвала затруднение

Сделал без особых усилий

Расставьте коэффициенты. Составьте полное ионное и краткое ионное уравнение.

CuCl 2 + KOH → KCl + Cu(OH) 2

Расставьте коэффициенты. Составьте полное ионное и краткое ионное уравнение.

CaO + HNO 3 → Ca(NO 3 ) 2 + H 2 O

Составьте полное ионное и молекулярное уравнение.

Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb 2+ , оказывающих токсическое действие на живые организмы. Запишите краткие ионные уравнения необходимых реакций.

Поваренная соль часто содержит примеси сульфатов . Как можно проверить наличие их в предложенном образце? Запишите краткие ионные уравнения необходимых реакций..

Укажите практически осуществимые реакции. Расставьте коэффициенты. Составьте их полное ионное и краткое ионное уравнение. Укажите признак протекания реакции до конца (↑газ, ↓осадок, вода)

а) СaCl 2 + Na 3 PO 4 → NaCl + Ca 3 (PO 4 ) 2

б) Na 2 SO 4 + HCl → NaCL + H 2 SO 4

в) Аl(OH) 3 + HCL →AlCl 3 + H 2 O

Допишите практически осуществимые реакции. Расставьте коэффициенты. Составьте их полное ионное и краткое ионное уравнение. Укажите признак протекания реакции до конца (↑газ, ↓осадок, вода)

а) К 2 СO 3 + HCl → _________________________________

б) АlCl 3 + AgNO 3 →________________________________

в) ВаСl 2 + NaNO 3 →_______________________________

г) КОН + H 2 SO 4 →___________________________________

Я усвоил весь материал. ☺

Я усвоил материал, но есть затруднения.

Я мало, что понял. Необходимо еще поработать. ☹

Предварительный просмотр:

Расставьте коэффициенты. Составьте полное ионное и краткое ионное уравнение тех реакций, которые практически осуществимы.

а) H 3 PO 4 + KOH → K 3 PO 4 + H 2 O;

б) AlCI 3 + NaOH → Al(OH) 3 +NаCI;

в) MgCl 2 + NaNO 3 → Mg(NO 3 ) 2 + NaCl

Допишите практически осуществимые реакции. Расставьте коэффициенты. Составьте их полное ионное и краткое ионное уравнение. Укажите признак протекания реакции до конца.

а) FeI 2 + К 3 PO 4 → … ; б) HNO 3 + ZnSO 4 → … ;

в) Na 2 SiO 3 + HCL → … ; г) Pb(NO 3 ) 2 + K 2 S → … .

Составьте практически осуществимые реакции между веществами:

а) Оксид железа (III) и соляная кислота;

б) Сульфит натрия и серная кислота;

в) Нитрат кальция и хлорид алюминия;

г) оксид алюминия и азотная кислота.

Расставьте коэффициенты. Составьте их полное ионное и краткое ионное уравнение. Укажите признак протекания реакции до конца.

В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe 3+ , Fe 2+ , Ni 2+ и анионы Cl - , SO 4 2- . Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки? Запишите краткие ионные уравнения.

Расставьте коэффициенты. Составьте полное ионное и краткое ионное уравнение тех реакций, которые практически осуществимы.

а) H 3 PO 4 + KOH → K 3 PO 4 + H 2 O;

б) AlCI 3 + NaOH → Al(OH) 3 +NаCI;

в) MgCl 2 + NaNO 3 → Mg(NO 3 ) 2 + NaCl

Допишите практически осуществимые реакции. Расставьте коэффициенты. Составьте их полное ионное и краткое ионное уравнение. Укажите признак протекания реакции до конца.

а) FeI 2 + К 3 PO 4 → … ; б) HNO 3 + ZnSO 4 → … ;

в) Na 2 SiO 3 + HCL → … ; г) Pb(NO 3 ) 2 + K 2 S → … .

Составьте практически осуществимые реакции между веществами:

а) Оксид железа (III) и соляная кислота;

б) Сульфит натрия и серная кислота;

в) Нитрат кальция и хлорид алюминия;

г) оксид алюминия и азотная кислота.

Расставьте коэффициенты. Составьте их полное ионное и краткое ионное уравнение. Укажите признак протекания реакции до конца.

В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe 3+ , Fe 2+ , Ni 2+ и анионы Cl - , SO 4 2- . Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти стоки? Запишите краткие ионные уравнения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

Материалы для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна.


Реакции ионного обмена и условия их протекания

Открытый урок реакции ионнго обмена и условия их протекания.

Технологическая карта урока "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания."

Технологическая карта урока по теме "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания" разработанна для детей с ограниченными возможностями здоровья. В.


Урок хими 9 класс "Реакции ионного обмена"

Презентация к уроку "Реакции ионного обмена и условия их протекания".

конспект урока по теме "Типы химических реакций. Реакции ионного обмена"

конспект урока по теме "Типы химических реакций. Реакции ионного обмена".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка.

Урок является, с одной стороны, изучением нового материала, с другой стороны, уроком для практического применения новых знаний.

Тип урока : открытие новых знаний

Используемые методы и формы совместной деятельности учителя и учащихся (по Р.Г. Ивановой)

Словесные: Монологические - объяснение, Диалогический - беседа

Словесно-наглядные (частично-поисковые) : объяснение с демонстрацией, беседа с иллюстрацией (по мультимедийной презентации), постановка проблемных вопросов, самостоятельная работа с наглядным пособием.

Словесно – наглядно-практические: лабораторная работа, демонстрационный эксперимент.

Формы организации обучения учащихся: общеклассная ( беседа), индивидуально-групповая работа (обсуждение проблемных вопросов, работа с материалами презентации, практическая работа), групповая .

К наиболее эффективным формам представления материала на уроках химии, следует отнести мультимедийные презентации.

При работе с презентацией задействуются разные каналы восприятия информации, что позволяет заложить ее не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача учебного материала в форме мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Тема урока: Ионные уравнения реакций

Цель урока:

1. Образовательные:

- формировать представление о реакциях обмена с точки зрения электролитической диссоциации;

- развивать представления об обратимости и необратимости ионных реакций;

- спрогнозировать возможные случаи протекания реакций ионного обмена до конца;

- научить обучающихся составлять полные и сокращённые ионные уравнения.

2. Воспитательные:

- воспитывать умения учащихся работать в группах, общаться друг с другом, находить сообща правильное решение, оказывать помощь друг другу, соблюдать правила по технике безопасности.

3. Развивающие:

- продолжить развивать умение логически правильно высказывать мысли, исследовательские навыки;

- развивать мышление через анализ, синтез и сравнение.

Методы работы: фронтальный опрос, практическая работа, эвристическая беседа.

Оборудование и реактивы: таблица растворимости, таблица Д. И. Менделеева, сульфат железа ( II ), гидроксид натрия, карбонат калия, соляная кислота, гидроксид калия, азотная кислота, фенолфталеин, серная кислота, карбонат калия, хлорид натрия.

На столах учащихся: штативы для пробирок, пробирки, растворы кислот, фенолфталеин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Актуализация знаний и постановка цели урока

Предлагает задание (Слайд 1-3)

№ 1 . Выбрать из данного перечня веществ электролиты и неэлектролиты:

Для электролитов написать уравнения диссоциации

№ 2. Распределить и дать названия ионам К + , CO 3 2– , Al 3+ , OH – , Cl – , H + , PO 4 3– , Mg 2+ , SO 4 2– , NH 4 + , S 2–

№ 3. Составить молекулярные формулы веществ-электролитов, состоящих из ионов, записанных в таблице.

Организует беседу с остальными учащимися:

Какие вещества называются электролитами? Какие вещества к ним относятся?

Что такое электролитическая диссоциация?

Какие ионы образуются при диссоциации, оснований?

Какие ионы образуются при диссоциации кислот?

Какие ионы образуются при диссоциации солей?

Какие реакции называют реакциями обмена?

Итак, определите ключевое понятие сегодняшнего урока,

Какие уже известные вам понятия включает это, пока еще новое для вас, понятие? (“реакции обмена”, “ионы”)

Опираясь на знания о реакциях обмена, электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения , выяснить условия их протекания.
– Запишите тему урока: Реакции ионного обмена.


- рассмотреть условия протекания данных реакций до конца.

- познакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протекания;

- научить составлять ионные уравнения;

- продолжить формирование умений записывать уравнения и предвидеть продукты реакций ионного обмена;

- закрепить понятие об электролитах и способности их распадаться на ионы в растворах;

- научить восьмиклассников пользоваться таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций;

- совершенствование химического языка учащихся.

- формирование тактичного и бережного отношения друг к другу, уважение мнения одноклассника и высказывание своего;

- формирование научной картины мира, воспитание бережного отношения к окружающей среде.

- продолжить формирование у учащихся способности к проведению мысленного эксперимента, развитие памяти, мышления, познавательного интереса к предмету, активное включение учащихся в самостоятельный поиск знаний;

- проводить анализ и синтез учебного материала, делать умозаключения и выводы.

- словесно-наглядно-практические: рассказ, беседа, групповая работа учащихся, химический эксперимент, раздаточный материал.

- урок изучения нового материала;

Оборудование и реактивы:

- штатив с пробирками

- целеустремлённость, гуманизм, готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, умение управлять своей познавательной деятельностью.

- формулирование гипотез, обобщение, выявление причинно-следственных связей, умение генерировать идеи.

- давать определение изученным понятиям (электролит, химическое уравнение, реакция ионного обмена, электролитическая диссоциация);

- описывать демонстрационные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии, делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, структурировать изученный материал.

Добрый день! Прозвенел звонок и я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Прошу вас садится.

Ребята, а зачем вы пришли сегодня на урок?

Вы все правы, Сегодня на уроке, ребята, нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

- Какую тему мы изучали на последнем уроке?

(Карточки с лабиринтом на столах учащихся и на слайде) (приложение 1)

-Скажите, может быть, кто то из вас увидел в этой фразе уже знакомые понятия?

- Что это за понятия?

- Давайте вместе вспомним те понятие, которые кому-то из вас известны, а кто-то их немного подзабыл.

Какие вещества, и при каких условиях образуют ионы?

Предлагаю вам выполнить задание № 1, которое есть у вас на карточке (приложение 2)

Сравните ваши ответы с эталоном на экране. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.

Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде?

Выполните задание № 2 на карточке.

На экране эталон ответа на задание №2, сравните с тем, что у вас получилось. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Какие реакции мы называем реакциями обмена?

Выполняем задание № 3 на карточке.

Сравните ваши ответы с эталоном на экране. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.

Перечислите условия протекания реакций обмена до конца.

Выполните задание № 4 на карточке

Сравните ваши ответы с эталоном на экране. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.

Переход к изучению нового материала.

Опираясь на знания об электролитической диссоциации, реакциях обмена, условиях протекания их до конца, сформулируйте тему нашего урока. (Называют тему урока - реакции ионного обмена)

Какова будет цель нашего урока. (Формулируют цель урока)

Для достижения этой цели, какие нам необходимо решить задачи. Я напоминаю вам, что у нас есть слова помощники, которые помогут нам сформулировать задачи.

Слова помощники: узнаем, дадим определение, научимся составлять

(Формулируют задачи)

На моем столе находятся растворы двух веществ –нитрат свинца и иодид калия. Давайте посмотрим, что произойдет, если я солью вместе эти растворы.

Проводится демонстрационный опыт

Что мы наблюдаем, сливая растворы этих веществ?

Давайте составим молекулярное уравнение этой реакции

С помощью таблицы растворимости определим растворимость каждого вещества и определим, какой вещество выпадает в осадок.

(Работа с таблицей растворимости)

У. В реакцию вступают соли, мы помним, что это сильные электролиты, которые полностью диссоциируют в воде на ионы. Запишем эти соли в виде ионов.

Одна из полученных солей является растворимой, следовательно, это тоже сильный электролит и в растворе распадается на ионы. А вот хлорид серебра – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его так и оставим в молекулярном виде.

(Записывают уравнение диссоциации продуктов реакции)

Итак, уравнение реакции между нитратом свинца и иодидом калия можно записать так Pb 2+ + 2NO3 - +2K + + 2I - = 2K + + 2NO3 - + 2PbI2

Мы получили запись, которая называется полное ионное уравнение. Запишите это понятие себе в тетрадь.

Что вы можем сказать, глядя на эту запись?

Т.к. ионы К + и NO3 - в реакции не участвовали, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Выпишем, что же у нас осталось

Pb 2+ + 2I - = PbI2
Мы получили сокращенное ионное уравнение. Запишите это понятие в своих тетрадях.

(Каждое свое действие учитель отмечает на доске с помощью табличек)

Посмотрите на доску, что у нас получилось.

(Алгоритм, памятка или план по составлению уравнений реакции ионного обмена)

Точно такие же памятки есть у вас на столах, вложите их себе в тетрадь.

У вас не возникло вопроса, а зачем мы все это делали и зачем все это знать?

Многие реакции в природе и жизни человека протекают в растворах. Чаще всего это растворы электролитов, т.е. в растворах присутствую не молекулы веществ, а ионы. Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, в неживой природе – это образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), в живой – например, появление камней в почках животных и человека. Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. В настоящий момент во всем мире остро стоит проблема очистки сточных вод с различных предприятий. Сточные воды содержат ионы тяжелых металлов. Ионообменная очистка, основанная на реакциях ионного обмена, применяется для извлечения из сточных вод металлов (цинка, меди, хрома, никеля, свинца, ртути, кадмия, ванадия, марганца и др.). Также извлечение соединений мышьяка, фосфора, цианистых соединений и радиоактивных веществ. Метод позволяет рекуперировать ценные вещества при высокой степени очистки воды.

Вернемся к нашему эксперименту. Что мы можем сказать о сущности данной реакции? Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Pb 2+ и I - ; в результате этого взаимодействия образуется осадок PbI2. Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.

Я предлагаю вам провести свои собственные исследования по этой теме. У вас на столах находится все необходимое для этого. Но прежде чем начать эксперимент, я хочу напомнить вам, что при проведении химических экспериментов необходимо соблюдать правила по ТБ. (Приложение 3)

(Работа в группах – всего 4 группы, каждая проводит свой эксперимент, записывает ионные уравнения, делает выводы. По завершении каждая группа делает отчет о проделанной работе, остальные записывают в тетрадь)

На основе проведенных экспериментов, записанных ионных уравнений, скажите, в чем суть реакций ионного обмена?

(Реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов)

На какие три группы можно разделить реакции обмена?

(Идущая, с образованием осадка, газообразного соединения, воды)

Давайте сформулируем определение реакции ионного обмена?

(Реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды)

Для закрепления материала выполните задание № 5 на карточках.

Сравните результаты с эталоном на доске.

Подведение итогов. Рефлексия.

Как вы считает, достигли мы поставленных в начале урока целей?

А теперь узнаем, что же вы за птицы.

Если вы набрали:

баллов – вы воробей, собираете знания по зернышку;

баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;

баллов – вы орел, для вас открылись тайны знаний.

Д/з в учебнике параграф 37, вопросы 1-3 после параграфа письменно в тетрадях.


-75%

Читайте также: