Конспект урока золотой луг м пришвин

Обновлено: 12.06.2024

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, детки, не ленитесь,
На зарядку становитесь!
(Дети проводят зарядку)
Мы зарядку одолели
И теперь мы тихо сели.

1. Речевая гимнастика

– Сейчас мы поработаем над скороговоркой для подготовки артикуляционного аппарата.

У осы не усы, а усики.

Проговариваем скороговорку вместе, произнося каждое слово артикуляционно верно. Повторяем несколько раз, каждый раз ускоряя темп речи.

2. Проверка домашнего задания. (Приложение 1. Слайд 3.)

4. Словарная работа

– Ребята давайте обратим внимание на пиктограмму Т. Это – работа с толковым словарём. Найдите в тексте слова, требующие объяснения. слова: промысел, в пяту, фукну.
– Ну а теперь вернёмся к поставленному перед прочтением текста вопросу: Почему луг золотой?
– Ребята, прочитайте, что сказал учёный кот? Кот сказал, что одуванчик – загадочный цветок! Вы разделяете мнение кота? А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя- рассказчика? (Приложение 1. Слайд 5.)

(Перед повторным прочтением текста провожу зрительную гимнастику)

5. Зрительная гимнастика

Глазки влево,
Глазки вправо,
Вверх и вниз,
Потом кругом,
Глазки сильно мы сожмём,
А потом откроем быстро,
Покачаем влево, вправо,
А потом все улыбнувшись,
Друг на друга поглядим.

6. Перечитываем повторно текст, вслух правильно и выразительно

– Ребята, а как вы думаете, можно ли сказать ,что природа не всем и не сразу раскрывает свои секреты?
– Так кому же она их раскрывает?
– Так сказать можно, потому что только наблюдательному, заинтересованному человеку открывает природа свои секреты.
– Прочтём высказывание К.Паустовского о М.Пришвине: (Приложение 1. Слайд 6)

– Пришвин был тем человеком, который любил природу, понимал её.
– Не только писатели, но и художники наблюдательные, любящие природу люди.

Физминутка

Мы ребята малыши
По дороге длинной шли
Шли по полю, шли по лугу
Одуванчик там нашли.
Одуванчик луговой
Он качает головой.
Только солнышко взойдёт,
Он на ножке подрастёт,
Весь распустится цветок.
А вот солнышко зайдёт,
Снова спрячется цветок.
Мы по полю долго шли
Наконец в музей пришли.

– Какие цветки подсолнечника кажутся тебе тяжёлыми и перезревшими?
– Это цветки, которые расположены в центре картины и ниже – прямо над кувшином.
– Как художник это показывает?
– У этих цветков засохшие, потемневшие или совсем опавшие лепестки и тяжёлые, склоненные вниз головки.
– Какие цветки, словно не согласны с тем, что их сорвали, – сопротивляются, изгибаются, как бы не даются в руки?
– Это цветки, которые расположены ближе к правому и к верхнему краю картины.
– Каким образом художник напоминает нам, что когда-то подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое небо?
– Стол, на котором стоит кувшин с подсолнухами, золотисто-жёлтого цвета, как поле подсолнухов. Фон картины зеленовато-голубой, как летнее небо. С точки зрения художника, в подсолнухах ещё сохранились жизненные силы?

Важно, чтобы школьники поняли смысл главного наблюдения художника: подсолнухи, даже когда их сорвали, продолжают жить, сопротивляться гибели, тянуться к солнцу.

8. Итог урока

– Кому природа раскрывает свои секреты? Только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек, может увидеть все её секреты. М.Пришвин и Ван Гог настоящие волшебники. Давайте, мы тоже сотворим своё волшебство. На улице ещё холодно, кругом лежит снег, а в нашем классе распустится золотой луг. Возьмите свои одуванчики и прикрепите их на доске.

Деятельностная цель: создать условия для формирования читательских навыков, развития речи.

- способствовать развитию навыка работы над сюжетом произведения, навыков сравнительного анализа;

- содействовать выработке внимательного и бережного отношения к природе, воспитанию коммуникативных правил при работе в парах и группе, нравственному воспитанию детей.

  1. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения : развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности; доброжелательности; привитие любви к русской литературе.
  2. Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения : учить обучающихся ставить перед собой цель, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, проводить контроль и оценку собственных достижений, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; развивать умения работать с текстом, с новой информацией, способствовать расширению и обогащению их словарного запаса.
  3. Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения : формирование осознанного правильного чтения, умения выражать свое отношение к прочитанному и услышанному, умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ц ель: создание положительного эмоционального настроя, включение учащихся

в деятельность на личностном уровне

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

Тихо за парты девочки сели,

Тихо за парты мальчики сели

И на меня все посмотрели.

Встало солнышко давно

Улыбнулось нам оно

Пригласило нас всех в класс

Урок чтения у нас.

- Прочитайте предложение на экране, соблюдая знак препинания в конце:

- Похлопайте в ладоши, если считаете, что сегодня чудесный день!

- Почему вы так считаете?

- Я тоже считаю, что сегодня чудесный день, потому что светит солнышко, мы проснулись, мы здоровы! И мы сегодня опять с вами вместе!

- Вы согласны с этим выражением?

- А как вы думаете, что для этого нужно? (Нужно быть внимательными, старательными, активными, слушать и слышать друг друга…)

- Действительно, давайте возьмём в помощники себе сегодня на урок свой ум, доброту, удачу, активность, честность и аккуратность, и тогда нам точно, будет сопутствовать удача, а за ней и большой успех!

- Давайте пожелаем друг другу успехов! (Дети хлопают друг друга в ладоши!)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и

- А сейчас послушайте, пожалуйста, историю про солнышко , которое заглянуло к нам в гости.

- Вы догадались, что это за огоньки, которыми засветились луга?

- Конечно же, вы все знаете и видели эти цветы! Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.

- Прослушав историю, найдите самое верное, более точное утверждение про одуванчик.

1. Одуванчик – это цветок.
2. Одуванчик – это красивый цветок.
3. Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета.
4. Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко.
5. Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко, растущий на лугу.

- Молодцы! Всё верно. А верите ли вы, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым, и даже зелёным?

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока.

- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. Слайд!

- Я буду вам читать вопросы, которые начинаются со слов "Верите ли вы?".

(Учитель читает вопросы, дети ставят + или -)

  1. Итак, верите ли вы, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым?
  2. Верите ли вы, что он может быть и зелёным?
  3. Верите ли вы, что одуванчик – загадочный цветок со своими секретами и тайнами?
  4. Верите ли вы, что одуванчик – лекарственное растение?
  5. Верите ли вы, что одуванчик употребляют в пищу?

- А сейчас скажите, пожалуйста, отвечая на вопросы, кто-нибудь из вас был полностью уверен во всех своих ответах?

- Значит, это были ваши предположения? А хотелось бы вам быть уверенными в своих ответах полностью?

- Значит, какая задача стоит сегодня на уроке перед вами? (Расширить или уточнить свои знания об одуванчике).

- А как вы думаете, вам нужно расширить свои знания об одуванчике только для того, чтобы только ответить правильно на вопросы? Для чего ещё? Где пригодятся ваши знания ещё? (В старших классах и в жизни).

- А в жизни, например, это где? (Если докажем, что одуванчик – лекарственное растение, то будем использовать для лечения, если докажем, что можно использовать в пищу, то на кухне)

- А как вы думаете, кто или что вам поможет в сборе доказательств? (Учитель, родители, учебник, энциклопедии).

- Конечно же, можно воспользоваться всеми названными источниками знаний, но так как у нас урок литературного чтения, значит, что мы сделаем в первую очередь? (Воспользуемся учебником и помощью учителя.)

  • Объявление темы урока, работа с текстом до чтения.

Цель: развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию и фамилии автора.

- Кажется, ребята, я неправильно записала название! Я перепутала местами

- Открываем содержание! Скажите, сразу с первой страницы будете искать название произведения? (Нет, с раздела «Для поэта – природа любимая и живая, т.к. на прошлом уроке работали в этом разделе).

- Итак, открываем учебник на странице….

- Прочитав только название, можно уже предположить, что речь пойдёт об одуванчиках? (Да, мы уже знаем, что одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко, растущий на лугу). Слайд!

- А кто автор произведения? (М. Пришвин). Слайд!

- Мы знакомы с ним и с его произведениями!

- С какими его произведениями мы недавно работали?

- Прежде чем знакомиться с произведением, рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на передний план и соотнесите её с заглавием.

- Можем ли мы уже предположить , что одуванчик действительно не совсем обыкновенный цветок, а цветок со своими тайнами и секретами?

- Кто-нибудь сможет уже сейчас открыть первый секрет одуванчика? (Н е всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы).

- Чтобы открыть другие тайны, мы должны будем познакомиться с самим произведением.

- Поэтому будьте внимательны! Я вас сейчас познакомлю с этим произведением, а вы внимательно послушайте!

  • Беседа по прочитанному произведению. Словарная работа.

- Сумели ли вы представить всё то, о чём вам хотел рассказать автор?

- Я попрошу вас закрыть глаза и попробовать представить не тот луг, который на иллюстрации, а именно золотой луг.

- Откройте глаза и сравните свою картинку с картинкой на слайде.

- Совпали ваши представления?

- А видели вы когда-нибудь такое в природе?

- К какому жанру и, к какому типу текстов можно отнести это произведение?

(Это рассказ, текст - повествование с элементами описания)

- Можно ли сказать, что автор и рассказчик одно и тоже лицо? (автор-М . Пришвин, рассказчик — мальчик, который рассказывает про себя и своего брата).

- Где жили братья? (В деревне)

- Работая в паре , попробуйте объяснить значение слов со звёздочкой, если нужно воспользуйтесь толковым словарём: промысел, идти в пяту .

- Итак, что такое промысел? Сравните свой ответ с образцом.

- Подумайте, каким промыслом могли заниматься ребята?

- Как это — идти в пяту? Слайд с образцом.

- Можете сделать вывод, кто был старше из братьев и почему?

- А что такое забава ? О какой детской забаве идёт речь в рассказе?

- Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? Представьте, что у вас в руках одуванчик. Дуньте на него.

- А сейчас давайте отдохнём! Встаньте, пожалуйста. Представьте, что вы одуванчики.

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый на поляну налетит,

Всё вокруг зашелестит.

Одуванчика пушинки разлетятся хороводом

И сольются с небосводом.

- Присаживайтесь на свои места!

- А сейчас продолжаем работать с рассказом и искать информацию об одуванчиках, тем самым искать ответы на вопросы, которые возникли перед нами в начале урока.

- Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам поработать в группе.

- Объединитесь в четвёрки! В каждой группе у вас есть:

1) Организатор – тот, кто распределяет роли, если нужно и следит за действиями всех членов группы.

2) Писарь – тот, который записывает решение, если нужно;

3) Критик-контролер – проверяет соответствие, оценивает, а возможно подвергает сомнению чьё-то мнение

4) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;

. В ходе решения задачи роли можете поменять. На всю работу не более 3 минут!

Вопросы для обсуждения по четвёркам:

  1. Почему луг стал зелёным?
  2. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? (Пальчики на ладошке).

Найдите в тексте и подчеркните.

  1. Как рассказчик в начале своего повествования называет одуванчики?

Найдите в тексте и подчеркните простым карандашом.

(Неинтересные цветы — простые, обычные, без всякой тайны).

  1. Как в конце рассказа называет одуванчики рассказчик?

(Один из самых интересных цветов).

  1. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
  2. Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Найдите в тексте и подчеркните простым карандашом.
  1. Благодаря чему изменилось мнение героя об одуванчиках?

2. Что он заметил? Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

- А сейчас предоставим слово спикерам от каждой команды.

- Итак, поработав с рассказом, какому выводу вы пришли? Что можете сказать об одуванчике? (Одуванчик – интересный загадочный цветок со своими тайнами и секретами).

- Какие тайны помог вам раскрыть этот рассказ? ( Одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым, и даже зелёным).

- А хотите узнать, какие ещё тайны (секреты) у одуванчиков есть? Слайд!

- Ну а сейчас, наверное, настало время подвести наш главный итог : какая задача стояла перед нами в начале урока? (Узнать, как можно больше об одуванчиках, а заодно и уточнить свои знания об этом цветке).

- Давайте вернемся к вашим ответам в начале урока, которые записывали в таблицу, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях.

- Я снова читаю вопросы, а вы на 3 строчке ставьте нужный знак: + - ?

  1. Итак, верите ли вы, что одуванчик может быть не только жёлтым, но и белым?
  2. Верите ли вы, что он может быть и зелёным?
  3. Верите ли вы, что одуванчик – загадочный цветок со своими секретами и тайнами?
  4. Верите ли вы, что одуванчик – лекарственное растение?
  5. Верите ли вы, что одуванчик употребляют в пищу?

- Какой можно сделать вывод ? Больше вы узнали об одуванчиках, чем знали? Можете теперь с уверенностью ответить на все эти вопросы, если вам их зададут позже? Сможете свои знания применить в жизни ?

- А сейчас скажите, пожалуйста, какими качествами характера , по-вашему, должен обладать человек, чтобы разгадать тайны самого, казалось бы, обыкновенного цветка? Каким вы себе представляете этого человека?

- Учитывая всю информацию об одуванчике, составьте синквейн. Итак, предмет для обсуждения? (Одуванчик)

- Кто хочет зачитать своё произведение?

- Давайте похлопаем ребятам! Они молодцы!

. - А сейчас, на обратной стороне листа подробнее расскажите об одуванчике. Создайте модель этого цветка, х арактеризуя его подробнее с разных сторон.

- Работать будет каждый самостоятельно. Выполнив работу, вы сдадите мне листочки, и я проверю, насколько хорошо вы знаете всё теперь об одуванчике.

- Каждый получит отметку за работу!

- Отложите листочки с моделями в сторону !

- Мы учились открывать тайны одуванчика, а какое открытие для себя сделали сегодня вы? Или к какому выводу вы пришли? Что поняли? (Мир богат чудесами, и чтобы это увидеть, надо не просто смотреть, но уметь видеть, чувствовать и открывать эти тайны).

- Всю свою жизнь писатель Михаил Пришвин открывал тайны природы. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, и в каждом из них он призывает своих читателей не только любоваться природой, но и защищать ее.

- Предлагаю вам дополнить предложения подходящими по смыслу

словами. Работать предлагаю в паре.

Я сорвал цветок, и он …
Я поймал мотылька, и он … у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к … можно только …

Слова для справок: сердцем, умер, природе, увял.

-Давайте проверим, что у вас должно было получиться! Слайд!

-Прочитайте вопросы. Найдите на них ответы.

1. Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе?

(Оказывается, их 203 вида).
2. Сколько названий у этого вида? (27 народных названий).
3. Сколько пушинок бывает в одной корзиночке? ( До 200 семян с парашютиком.
А за сезон одно растение даёт до 3000 семян. Правда, не все семена прорастают, а то бы на Земле не осталось бы никому места, росли бы везде одни одуванчики).
4. Есть ли другое название у одуванчика?

- А сейчас скажите, есть ли у вас желание, используя полученные знания и собранные материалы сделать проект и рассказать о тайнах одуванчика другим ребятам или родителям? Этим мы займёмся на следующем уроке.

- А, чтобы проект получился более интересным, я вам предлагаю дома не только ответить на вопросы, но и выбрать себе работу по интересам .

(У детей напечатано на листах домашнее задание)

Цель: Оценить результаты собственной деятельности.

- А сейчас, вспомнив всю работу на уроке, оцените себя, продолжив предложения, которые вы видите на слайде.

- Но прежде чем вы начнёте себя оценивать, я хочу напомнить вам, о чём говорил в своё время французский писатель, поэт Антуан де Сент-Экзюпери:

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным

- Всё, что вы подробно написали, я предлагаю не озвучивать , вы мне сдадите листочки вместе с вашими моделями одуванчиков, и я проанализирую урок и вашу работу на уроке.

- А сейчас вы лишь коротко расскажите о сегодняшнем уроке, о вашей работе и, конечно же, о том, добились ли вы успехов сегодня на уроке?

Закончите одним словом:

Сегодняшний урок – …(интересный, познавательный, полезный)
Сегодня на уроке я …(хорошо поработал, много нового узнал)

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

- У вас на столах лежит одуванчик, но он не раскрашен. Возьмите его в руки, и если вам было интересно на уроке, пусть он у вас раскроет свои лепестки и станет золотым, а если было скучно - останется бесцветным.

- Прикрепите свой одуванчик на картинку на доске!

- Посмотрите, что получилось?

- У нас получился именно ЗОЛОТОЙ ЛУГ! Иллюстрация, которая полностью соответствует названию произведения М. Пришвина.

- Спасибо за работу на уроке! Урок окончен! (Слайд)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе.Тема урока: "М. Пришвин.Золотой луг"

Урок литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100". Тема урока: "М. Пришвин. Золотой луг". Авторы-составители книги для чтения " В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева. Урок.





Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Пришвин «Золотой луг" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Пришвин «Золотой луг" 2 класс (конспект + презентация).


Конспект урока по литературному чтению 2 класс М.Пришвин "Золотой луг"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс М.Пришвин "Золотой луг" УМК Перспективная начальная школа.

Презентация к уроку Литературное чтение 3 класс по УМК 2100 М.Пришвин "Золотой луг"

Данная презентация поможет при проведении урока по литературному чтению по теме М. Пришвина "Золотой луг".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературного чтения во 2 а классе Учитель Горелова Л.П.

Тема : Природа для поэта – любимая и живая.

Цели.1. Учить ценить красоту живой природы.

Продолжать развивать представления об олицетворении.

Работать над техникой чтения.

Дать дополнительные сведения об одуванчике.

. Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками,

умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе, к природе.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

развитие познавательных способностей учащихся;

расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

названия одуванчика, фото, рисунки с изображением одуванчиков ,музыкальное сопровождение).

I. Организационный момент

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

По какой теме мы сейчас путешествуем?( слайд 1)

2 Проверка домашнего задания

- Кого можем назвать поэтом?

- Можно сказать, что этот человек делает открытия?

- А вы хотите сделать открытие? Давайте попробуем.

- А для чего нужны открытия?, (узнавать, удивляться, радоваться, восхищаться, )

3 Прогнозирование

Дети находят в оглавлении название произведения в котором есть слово золотой

На какой странице?(123)

- Откройте учебник на стр.123. Прочитайте тему урока.

4. Знакомство с произведением.

Что вы знаете о М. Пришвине? ( Очень любил природу и написал о ней много книг)

(На экране фото зимнего леса. Звучит музыка. )

Учитель: Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.

Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин

3 Вернемся к названию произведения -Кого удивило это название?

- Какую цель поставим перед собой? (Узнать, почему луг называется золотым?)

- Давайте наметим план работы.

3. Ответим на вопросы

4. Сделаем вывод

Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием.

3 Чтение рассказа

а.) - Какой условный знак стоит перед текстом? (толковый словарь)

- Значение каких слов посмотрим? (промысел, в пяту).

б.)Чтение текста по абзацам.(слайд 5 фото одуванчиков когда светит солнышко)

- От чьего имени написан рассказ?

- Где происходили события?

- Почему эти цветы они считали неинтересными?

- Какая забава была у мальчиков?

- Какое открытие сделали дети?

- Что помогло им сделать это открытие? (наблюдательность).

- От чего зависело каким был луг? ( от солнечных лучей)

- Изменилось ли отношение ребят к этим цветам? (зачитать)

4- Учёный Кот сказал, что одуванчик – загадочный цветок. Вы согласны?

5 Деление текста на части

- Какие три части должны присутствовать в любом тексте?

(Вступление. Основная часть. Заключение.)

- В чем особенность каждой из них?

6 Физкультминутка

Просыпаются цветочки, когда солнышко встаёт.

Раскрывают лепесточки и закружат хоровод.

А как солнышко за тучку – лепесточки быстро в кучку.

Оказывается, есть ещё один цветок, очень похожий на одуванчик. Догадались?

1 Работа с картиной

- Как цветы попали в вазу?

- Где они росли сначала?

- Выделите рамочкой центральную часть букета. Рассмотрите через лупу. Что можно сказать об этих цветах? (достаточно свежие, пушистые).

- Выделите верхний чёрный цветок. Что можно сказать о нём? (Завял)

- Выделите левый чёрный цветок.

- Какое чувство вызывает у вас этот букет?

- Сколько цветов в букете? (12 и это не случайно).

Вывод. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам. Примятые, теряющие упругость лепестки, похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени. Чёрные сердцевины – на огромные скорбные глаза. Стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них ещё есть жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.

Много оранжевого цвета - хочет жить, радоваться, но чья – то безжалостная рука лишила его жизни , его дни сочтены.

- Если бы цветы умели говорить, что бы они нам сейчас могли сказать?

- Какой вывод вы можете сделать для себя? (Не рвать охапками цветы).

- Что общего у одуванчика и подсолнуха?

По одной из древних легенд боги подарили людям подсолнух для того, чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь цветы подсолнечника всегда обращены к солнцу, при любой погоде, даже в самый туманный и дождливый день. Неслучайно подсолнух стал символом солнца, радости и оптимизма, а также — верности и достоинства. Благодаря своей жизнеутверждающей красоте подсолнухи стали частыми персонажами полотен великих мастеров мировой живописи. Подсолнечники радуют многих, но только поэты и художники способны запечатлеть свое восхищение "цветами солнца".

Ван Гог писал эти цветы 11 раз. Это был его любимый цветок.(слайд8)

- Какое открытие помог нам сделать Ван Гог?

Подсолнечник – это загадочный цветок.

- Можно ли сказать, что природа не всем и не сразу открывает свои секреты? Кому же она их раскрывает? (наблюдательным, кто любит и бережёт природу)

- Какие же мы сегодня с вами сделали открытия?

- Я предлагаю вам дома найти дополнительную информацию об этих цветах и нам завтра рассказать

(Слайд 9 ) Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.

- Как вы понимаете смысл этих слов ?

8 Самооценка

Кто открыл для себя что-то новое? (поднимите желтый кружок, кому было неинтересно красный)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное чтение.

Цели: учиться использовать используемые автором в произведении средства языковой выразительности;

учить вести диалог с автором;

работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения.

Развивать и обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу.

Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать произведений писателей о природе.

1. Введение в урок.

Речевая гимнастика. .

Отчего прохладно стало

Одуванчику в бору?

Текст задаёт вам вопрос. Вспомните, как выглядит одуванчик, попробуйте сами ответить на этот вопрос.

А теперь давайте сравним ваши ответы с ответом автора.

Оттого, что прошлой ночью

Облысел он на ветру.

Прочитайте текст так, чтобы был слышен и вопрос и ответ.

Разливает белый сад

Знойный, душный запах.

Одуванчики стоят

В облачных папахах.

Слабый ветер дунет –

И осыплет на луга

Белый пух июня.

О каком цветке идёт речь? А в какое время года описывается этот цветок?

Сравните два стихотворения. Что происходит с одуванчиками? Почему?

Найдите в них олицетворение, сравнения. .

Одуванчик – это цветок?

Одуванчик – это красивый цветок?

Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета?

Одуванчик – Это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко?

Одуванчик – это красивый цветок жёлтого цвета, похожий на маленькое солнышко, растущий на лугу?

Найдите самое верное утверждение. Докажите.

А что же думает Настя?

2. Чтение авторского текста.

Настя и её папа подсказали тему нашего урока.

О чём обычно писал М. Пришвин? В чём отличительная особенность его рассказов?

Разделяете ли вы её мнение?

3. Первичное чтение текста.

Вопросы после чтения.

Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа? Удалось ли автору поразить вас? Что привлекло вас в этом рассказе? Сумели ли вы представить всё то, о чём рассказал автор? Подходит ли к тексту название рассказа?

К какому типу текстов можно отнести рассказ? (текст повествования с элементами описания)

Какие три части должны присутствовать в любом тексте? (Вступление. Основная часть. Заключение.)

В чём особенность каждой из них? Попробуем отыскать в рассказе М. Пришвина каждую часть.

4. Повторное чтение рассказа вслух. Деление на части. Комментирование.

Автор подводит нас к главной мысли рассказа.

От какого лица ведётся повествование?

Можно ли сказать, что автор и герой рассказа – одно и тоже лицо? ( Автор м. Пришвин, а рассказчик – мальчик).

Как это - идти в пяту?

Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово?

Что значит созревают одуванчики?

Что такое забава? Что значит постоянная забава?

Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели: фукну, фукнет.

Знакома ли вам такая игра с одуванчиком?

Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду? (неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты).

Каким предложением заканчивается первая часть? Как её можно озаглавить?

Чтение 2 части.

Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковёр?

Что заставило мальчика заняться наблюдением

Какое объяснение происходящему нашёл рассказчик?

В чём главная мысль этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг).

Как можно озаглавить вторую часть?

Чтение 3 части.

Итак, заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чём по-вашему, она состоит? (Одуванчики вовсе неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.)

Как можно озаглавить эту часть?

5. Проблемный вопрос.

Какие средства языка использует автор? Подтвердите примерами из текста.

А сейчас и мы с вами узнаем много интересного об одуванчике.

Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе?

Оказывается, их 203 вида.

А сколько названий у этого вида?

27 народных названий.

А сколько пушинок бывает в одной корзиночке?

Представьте себе, до 200 семян с парашютиком.

А за сезон одно растение даёт до 3000 семян.

Не все семена прорастают, а то бы на Земле не осталось бы никому места, росли бы везде одни одуванчики.

Кому интересно знать, как ещё по-другому люди называют одуванчик?

Кому интересно знать, как ещё по-другому люди называют одуванчик?

Одуванчик, одуй-плешь, бабка. Молочник, плешивец, кульбаба, пушица, пустодуй, пухлянки, дуван, зубчик, летучки, прядуница.

Давайте распределим названия по группам, по тем, как вы понимаете названия.

Непонятно. Пух. Дуть. Зубчик –семя.

бабка пушица одуванчик Молочник – сок.

кульбаба пухлянки одуй-плешь

плешивец

пустодуй

дуван

ПРЯДАТЬ – скакать, метаться

прядуница

летучка

6. Подготовка к выразительному чтению.

Поиск интонации для каждой части.

1-я часть – игриво, весело.

Последнее предложение прочитать с гордостью или изумлением.

2-я часть – с нежностью, восхищением, любуясь красотой луга, передать удивление мальчика.

3-я часть – многозначительно, весомо, вместе с тем трогательно

7. Выразительное чтение.

8. Рассказ об авторе.

А как вы понимаете это высказывание Э. Шима?

Что знаете вы о М. Пришвине? (моделирование)

Михаил Пришвин – учёный, агроном, путешественник, охотник и учитель. После революции 1917 года он уезжает в деревню. Здесь, работая учителем, он много рассказывает детям о своих путешествиях, природе, диких и домашних животных. Быть может, из этих рассказов и родились детские книги, такие простые и интересные, что, сколько бы лет ни прошло, их будут читать дети.

9. Возвращение к иллюстрации.

В какое время дня изобразил художник луг на своей иллюстрации? Каким предложением из текста вы подпишите эту иллюстрацию?

1. Одуванчики закрывают ладошки не только вечером, но и дождю.

2. Одуванчик – лекарственное растение. Помогают человеку: цветки, листья, корни, из которых делают настои, мази, отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен, в нём много витаминов. Из цветков одуванчика варят вкусное и полезное варенье.

10. Подведение итогов.

Каким писателем можно считать М. Пришвина?

Когда текст о природе будет удачным, когда его захочется читать и читать с интересом?

Связная речь: довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.

Словарь и грамматика: познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать; учить подбирать определения и сравнения, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.

Развивающие задачи : развивать у детей слуховое внимание; умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира.

Портрет М. Пришвина, картинки с изображением одуванчиков, план-схема рассказа, опорные слова для пересказа, перчатка, изображение цветущих лугов, музыкальное произведение Ю. Антонова "Не рвите цветы" муз. произведение Э. Грига " Утро".

Ход занятия:

(Воспитатель собирает детей на ковре) Ребята я сегодня принесла вам волшебную коробочку, отгадайте что в ней. Проводится игра " Да - нет".(в коробочке одуванчик).

- В какое время года цветет одуванчик? Ранней весной из под снега?Это первоцвет?

- В каком месяце цветет одуванчик?

Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц? А какое время года? А значит сейчас что цветут?

«Сегодня я расскажу вам много нового и интересного, вас ждёт впереди маленькое открытие, а также вы познакомитесь с новым автором и его произведением. -

С чем вы можете сравнить одуванчик? Одуванчик похож на парашютик, на снежок, на пушинку, на солнышко

-Цветы растут в поле, значит это полевые цветы.

-Цветы растут в комнате, значит это…

-Цветы растут в саду, значит это…

-Цветы растут на лугу, значит это…

А как можно сказать про луг на котором растут цветы? Какой он? Верно, цветущий, весёлый, яркий, весенний., золотой. -Все верно ребята.

-А сейчас я расскажу вам об удивительном человеке. Больше всего он любил детей и природу.

В летний солнечный денёк,

Золотой расцвёл цветок.

На высокой ножке

Всё дремал он у дорожки,

«Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь

-Вы, конечно, догадались, о каких солнечных цветах написан рассказ? Верно, об одуванчиках. (Показываю фотографии одуванчиков.)

-Ребята, а вы заметили, что в рассказе автор употребил слова, которые мы редко используем в нашей современной жизни? Давайте подумаем и выясним, что они могут обозначать?

-Промысел, как вы думаете, что это слово может обозначать? (Ответы детей)

-Промысел-это добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли заниматься ребята в лесу, что могли они там добывать?

-Вот так и одуванчики на ночь сжимают свои лепестки, а утром раскрывают их. (одеваю перчатку демонстрирую) .

-А сейчас вспомните содержание рассказа и ответьте мне на вопросы:

-- Что можно сказать про это произведение? Это сказка, рассказ или стихотворение?

- Почему вы думаете что это рассказ? (В нем нет волшебства. Там всё, как в жизни)

-Почему он был весь жёлтый, золотой? (Потому что на нём росло много одуванчиков.)

-Куда обычно ходили братья? (На промысел.)

-Какая забава была у мальчиков? (Дуть созревшими одуванчиком в лицо друг другу.)

-Какое слово изобрели ребята? (Фукну, фукнет.)

-Как автор называет одуванчики? (Неинтересные цветы.)

-А что значит неинтересные цветы? (Простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты.)

-Куда утром пошёл один из братьев? (На рыбалку.)

-Что он заметил? (Луг был не золотой, а зелёный.)

-Какое наблюдение провёл мальчик? (Наблюдал за лугом утром, днём и вечером.)

-На какую особенность он обратил внимание? (Одуванчики умеют закрывать и раскрывать свои лепестки.)

-С чем сравнивает Михаил Пришвин лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладонях.)

-Какое открытие сделал мальчик? (На ночь одуванчики закрываются, а с восходом солнца снова распускаются.)

-Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком? (Потому что спать ложились одуванчики вместе с детьми и вместе с ними вставали.)

Теперь давайте отдохнем

Стебель тоненький, как пальчик (приседают, потом медленно поднимаются).

Если ветер быстрый-быстрый

На поляну налетит (разбегаются в разные стороны,

И сольются с небосводом (берутся за руки и идут по кругу).

(вывешиваю мнемо - схему). Ребята зачем нам нужна эта схема?

-(Пересказываю сама рассказ с опорой на схему).

-Пересказ детей с опорой на схему (3 детей можно по цепочке)

- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Вам понравился рассказ? (Да) -Вспомните, с каким произведением какого автора вы сегодня познакомились? -Какое же открытие вы для себя сделали? Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них есть своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.

Ребята а какое у вас сейчас настроение?

А как вы думаете с помощью музыки можно создать хорошее настроение? Я хочу что бы вы послушали музыкальное произведение Э Грига" Утро". Оно рассказывает о рождении цветка.

Звучит музыка, воспитатель говорит и вместе с детьми выполняет движения.

Попробуйте представить чудесный весенний день. Теплый луч упал на землю и согрел семечко. (дети садятся на корточки руки и голову опускают).Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. (поднимают голову, расправляют корпус, руки отводят в стороны, расцвел цветок.)

Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивает свою головку вслед за солнцем. (голову слегка откидывают, медленно поворачиваются за солнцем, глаза полузакрыты, улыбаются.)

Давайте не будем срывать цветы а будем любоваться их красотой, как это делал писатель Михаил Пришвин.

Читайте также: