Буква х для детей 4 5 года конспект занятия
Обновлено: 07.07.2024
План занятия
I. Организационный момент:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
Дети здороваются с гостями, садятся на свои места.
- А пригласил к нам гостей наш друг, а вот и он сам!
Логопед сажает на стол игрушечного хомяка.
- Кто это? (Хитрый хомяк Хома)
- Хитрый Хома пришел не с пустыми руками, он принес вам волшебные конверты, в которых спрятаны картинки-подсказки. С помощью них мы сможем узнать тему нашего сегодняшнего занятия.
Логопед раздает конверты.
- Посмотрите, что спрятано в конвертах? (картинки)
- Давайте назовём изображённые на них предметы.
Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.
- Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([Х] и [Х`])
III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.
- Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)
- Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки.
Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук
- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить)
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- А теперь произнесём звук [Х`]
Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук
- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (мягкий)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
- Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый)
- Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой)
- А звук [Х`]? (согласный, мягкий, глухой)
IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].
- Хома хочет поиграть с вами в игру: он мне скажет слова, я их буду вам называть, а вы, когда назову слово со [Х], хлопните в ладоши, а если назову слово со [Х`], топните, потом скажите, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец).
Дети повторяют за логопедом слова с [Х]/[Х`], определяют местонахождение звука в слове (начало, середина, конец), дают ему характеристику.
Слова: ходить, мех, хитрый, горох, орех, восход мохер, стихи, хлопушка, хищный, халва, + слова, придуманные детьми.
- Ребята, наш гость хомячок Хома принёс с собой ещё что-то.
Дети повторяют за логопедом, логопед их хвалит от имени Хомы.
- А теперь настало время нам размяться.
На полу разложены предметы, в названии которых есть [Х] или [Х`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [Х], другая – в свою корзину предметы со звуком [Х`].
VII. Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи (задания от Хомы):
- А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы: нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.
- Молодцы!
- Посмотрите, что нам ещё приготовил Хома.
Дети выполняют задание
IX. Закрепление навыка звукового анализа и чтения
- Посмотрите, ребята, что ещё приготовил нам хомячок Хома!
Логопед раздаёт фломастеры, магнитные доски с прикреплёнными к ним распечатками, дети ставят их на подставки.
Дети выполняют задание, логопед помогает.
- А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)
- Молодцы!
Припоминание детьми слов со звуками [Х] и [Х`], прозвучавших на занятии, повторение характеристик звуков.
Ребята получают угощение, прощаются с Хомой, благодарят за занятие, выходят из кабинета.
Оставшиеся задания на распечатке дети выполняют вечером с воспитателем.
Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах и фразовой речи, определения местоположения звуков в слове.
Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
Магнитная доска, магниты, мел, простые и цветные карандаши, ластики.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой.
Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!
Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р. или как в коляске плачет малыш: а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)
Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.
Ребята, а звуки мы можем видеть? (ответы детей)
Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей)
Мы веселые ребята, (шаги на месте)
Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)
Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)
Можем прыгать весь урок! (прыжки на месте)
Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?
Дети: Буквы!
Педагог: Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (ответы детей)
Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.
Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга.
Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей)
А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова.
(Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски - прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).
А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!
Педагог: Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)
Педагог: А что делал слон? (Хрюкал)
Педагог: Это правда или нет? (Нет)
Педагог: Кого еще встретил хомяк? (Змей)
Педагог: Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)
Педагог: А это правда или нет? (Нет)
Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (ответы детей)
Ха на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
Итог занятия :
Педагог: Слушайте первую загадку:
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Х-хоккей. Есть знакомый звук?
Педагог: Как звучит?
Педагог: Где стоит?
Дети: В начале слова.
Педагог: Он гласный или согласный?
Педагог: Твёрдый или мягкий?
Педагог: А бывает мягким?
Педагог: Слушайте вторую загадку загадку:
Дернуть если за веревку,
Стрельнет громко, как винтовка,
И на верх фонтаном ярким,
На гостей и на подарки,
В нам не ведомом пути.
Эта праздника подружка
Называется. (ХЛОПУШКА).
Х-хлопушка. Есть знакомый звук?
Педагог: Как звучит?
Педагог: Где стоит?
Дети: В начале слова.
Педагог: Он гласный или согласный?
Педагог: Твёрдый или мягкий?
Педагог: А бывает мягким?
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди!
(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)
Встали пальчики! Ура!
Педагог: Как звучит?
Уборка рабочего места.
Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).
III. Итоги занятия.
Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.
(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Отдел работы с дошкольниками
Конспект открытого
Для первой ступени обучения (5 лет)
Подготовила: Карташова С.А
Педагога дополнительного образования Карташовой С.А.
Время и дата проведения:
26.02.2018 г.- 11:30- 12:55- 7 группа,
26.02.2018 г.- 12:00- 12:25- 5 группа;
27.02.2018 г.- 09:30- 09:55- 8 группа.
Место проведения: 4 каб.
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
- развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка;
- выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова;
- продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова;
- упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений.
- познакомить с буквой Х, составлять слова из букв;
- закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках;
- развивать внимание, память, мышление, моторику;
- предупреждать переутомление детей.
Оборудование: интерактивная доска, простые и цветные карандаши, рабочие тетради.
2. Проверка пройденного материала.
2. Основная часть.
4. Заключительная часть.
5. Итог и рефлексия.
1. Орг.момент.
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами не простой урок. К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем, повернемся к гостям и улыбнемся им.
- Отлично. А теперь улыбнемся друг другу и настроимся на отличную работу.
- Садимся удобно, спинки ровно держим, ручки кладем на стол, ножки ставим ровно.
2. Проверка пройденного материала.
- А теперь скажите мне, какой у нас сейчас урок? (обучение грамоте)
- Да, а что мы изучаем на уроке обучения грамоте? (звуки и буквы)
- А какой звук и какую букву мы с вами изучали на прошлом уроке? (звук и буква Г)
- Она гласная или согласная? (согласная)
- А как вы догадались, что она согласная? (потому что звук Г не поется)
3. Основная часть.
- Ребята, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы попробуйте догадаться, с какой новой буквой мы сегодня с вами познакомимся.
Хомяк не хочет в зимний холод
ходить, испытывая голод,—
хитрец холодною порой
храпит в хоромах под землёй.
- Ребята, сегодня мы будем с вами знакомиться с новым звуком. Посмотрите на доску и откройте свои тетради на этой странице. Какая буква нарисована и что с ней надо сделать? (мы будем знакомиться с буквой Х, ее нужно заштриховать по вертикали)
Дети выполняют это задание. Педагог для примера показывает, что и как нужно делать, на доске.
- Посмотрите, кто нарисован рядом с буквой Х? (петух)
- Какой звук слышится в слове петух и каким цветом надо закрасить кружок под ним? (согласный твердый, кружок закрашиваем синим цветом)
Педагог закрашивает кружок синим цветом на доске.
- Что нарисовано рядом с петухом? (орехи)
- Какой звук слышится в слове орехи, и каким цветом надо раскрасить под ними кружок? (согласный мягкий звук, кружок закрашиваем зеленым цветом)
Педагог закрашивает зеленым цветом на доске кружок.
- Напишите букву Х сначала по точкам, а затем до конца строчки самостоятельно. Не забывайте о том, что нужно отступать 1 клетку.
Для примера, педагог пишет на доске.
1) Посмотрите ниже, там нарисован хомяк. Он играл в свои воздушные шарик, да так заигрался что все их перепутал. Помогите ему. Обведите и раскрасьте только те шарики, на которых написана буква Х. Соедините их с хомяком.
(дети выполняют задание, один из детей выходит к доске и выполняет задание у доски)
2) Ниже у вас нарисованы 2 картинки. Вам нужно составить схемы слов. Разделить слова на слоги, поставить знак ударении. Вписать в клеточки буквы и прочитать слова.
- Какое первое слово? (муха)
- Какая схема этого слова? (М- синий кружок, У- красный кружок, Х- синий кружок, А- Красный кружок)
- Какая гласная под ударением? (У)
- Сколько слогов в этом слове? (два)
(все задания педагог выполняет на доске)
- Какое второе слово? (мухи)
- Какая схема этого слова? (М- синий кружок, У- красный кружок, Хь- зеленый кружок, И- красный кружок)
- Какая гласная под ударением? (У)
- Сколько слогов в слове? (два)
(все задания педагог выполняет у доски)
3) Посмотрите на следующую страницу (страница показана на доске). Там на флажках у вас написаны слоги. Вы их должны прочитать и составить их схемы.
АХ- красный и синий кружок;
ОХ- красный и синий кружок;
УХ- красный и синий кружок;
ХА- синий и красный кружок;
ХО- синий и красный кружок;
ХУ- синий и красный кружок;
ХИ- зеленый и красный кружок.
(все задания педагог выполняет на доске для проверки правильности)
4. Физкультминутка.
5. Итоговая часть.
1) Посмотрите ниже на задание. Вам нужно прочитать слова и соединить их с нужной картинкой (педагог выполняет задание у доски, дети в тетрадях).
Ухо- соединяем с картинкой на которой изображено ухо.
Уха- соединяем с картинкой на которой нарисован суп из рыбы- уха.
Муха- соединяем с картинкой на которой нарисована муха.
Мухи- Соединяем с картинкой на которой нарисованы мухи.
- С чем соединили утку? (с книгой, на которой нарисована буква К)
- С чем соединили хлеб? (с книгой, на которой нарисована буква Х)
- С чем соединили карандаши? (с книгой, на которой написана буква К)
- С чем соединили черепаху? (с книгой, на которой написана буква Х)
- С чем соединили замок? (с книгой, на которой написана буква К)
- С чем соединили петуха? (с книгой, на которой написана буква Х)
6. Итог и рефлексия.
- Скажите мне, а какой урок у нас был? (обучение грамоте)
- А каким цветом он обозначается на схемах? (если твердый согласный- синим, если мягкий согласный- зеленым)
- Вот и подошел к концу наш с вами урок. Скажите, какое у вас настроение после урока: 1- восхитительное, 2- хорошее, 3- плохое и почему?
Этот блог посвящён знакомству с алфавитом - у нас оно должно получиться креативным, развлекающим, развивательным, познавательным и, наконец, вкусным! :) Будьте с нами!
pirmdiena, 2014. gada 11. augusts
Буква Х - занятие
Хрюша сел на петуха,
Мы смеялись: "Ха-ха-ха!"
Сочинять он стал стихи,
Мы смеялись: "Хи-хи-хи!"
Давайте выделим первы звук из слога ХА и ХИ - правильно, Х!
0а) Попробуй составить букву Х из карандашей!
0б) Можешь показать букву Х при помощи рук и ног?
0в) Слепи из пластилина!
1а) Найди слова на букву Х
Звук Х бывает разный:
1) твёрдый (синий): ХА, ХО, ХУ ("а" указывает на твёрдость согласного и нет улыбки)
2) мягкий (зелёный): ХИ, ХЕ ("и" указывает на мягкость согласного, есть улыбка)
2) Буду называть слова и если в слове спрятался звук Х твёрдый - будете приседать, а если мягкий - вставать на носочки (подсмотрела здесь)
= холод, хлеб, хитрый, халва, хобот, химия, художник, хор, хочу, хилый, хороший, хижина
= сахар, муха, мухи, смех
3а) Составление и чтение слогов
= Х- а, о, у, ы, э
= ХЯ, ХЁ, ХЮ, ХИ, ХЕ
3б) Читать слоги
5) Дидактическая игра. Хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук Х.
= пух, муха, мех, мухомор, яблоко, холод, кит, химия
6) Прочитать слова (подготовить слайды (каждый по одному слогу))
= хо-мяк, хрю-ша, му-ха, слу-хи
= хо-бот, са-хар, кух-ня, хво-я
= хво-стик, ха-лат, хо-рёк, у-ха
= хал-ва, бар-хат, э-хо, хло-пок
7) Буква потерялась
= ..алва, ..леб, ..итрец, ..алат, ..обот
8а) Занятие про букву Х ("Игры на развитие речи")
10) Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Х. Соедини их ниточками с хомячком. (взято здесь)
13) Прочитаю тебе стихотворение-загадку, а ты угадай пропущенное слово.
"Хомяку сказал хорёк:
_______ твой узок, мой широк."
![]() |
ХОРЁК |
![]() |
ХОМЯК |
Игра "Хвосты"
а) Карточки "Половинки животных - хвосты": нужно правильно собрать животное и определить первую букву, или подобрать написанную заранее надпись к этому животному
б) Карточки, на которых нарисованы хвосты, и карточки, на которых написаны названия животных. Задача ребёнка соединить правильно хвост и животное, к которому оно относится.
“Хомка”
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!
14а) Игра "Четвёртый - лишний!" (взято здесь про различие звуков [Х] и [К])
= сапоги, тапочки, халат, туфли -- халат (начинается на Х - глухой согласный)
= апельсин, яблоко, банан, капуста -- капуста (начинается на К - звонкий согласный)
14б) Игра "Поймай звук": когда услышишь звук К, поднимай карточку с буквой К, если Х - то с Х.
= в звуковом ряде: п, т, к, х, г, т, п, х, г, к
= в слогах: ок, оп, ох, ат, ак, ах, гу, ку, ду, ху, ит, ип, ик, иг, их
= в словах: картина, компот, холодец, пол, конь, мох, хлеб, мак
14в) Игра "Потерялся звук"
= лу…(к), возду…(х), носо…(к), вени…(к), лопу. (х), ма…(к), ме… (х), пету…(х), пу…(х), то. (к), плато…(к), сти. (х).
14г) Что будем дарить Хоме, а что Кузе? Почему?
= хлеб, конь, мак, петух, яблоко, ботинок, паук, муха, халва, молоко
15) Собери э-паззл - букву Х (смотреть здесь)
16 Найти и разукрасить букву Х
18) Помоги голодным хомякам добраться до хлеба и съесть его. Идти можно только по буквам Х. (взяла здесь)
21) Найди среди буквенного текста спрятанные слова УХА, МУХА, МОХ и подчеркни их. (взято здесь)
= даоррорладвджылухадрошгшгноеоарарнеонлроророп
= авпаёрпхрпорлрлодлдлжджджорлпармккузщухдмуха
= ававмхощшкегнгнгншддждвдлплоронгемохждлйшхм
23) Определи первую букву в названии каждого животного. Впиши её в клеточку и прочитай, что они хотят съесть (взято здесь).
24) Отгадай, кто так говорит (скачать оригинал здесь)
25) Найди букву Х, непохожую на другие
Физкультурная пауза.
Ох, ох что за гром? (руки - к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).
Читайте также: