Буква х для детей 4 5 года конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

План занятия

I. Организационный момент:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети здороваются с гостями, садятся на свои места.

- А пригласил к нам гостей наш друг, а вот и он сам!

Логопед сажает на стол игрушечного хомяка.

- Кто это? (Хитрый хомяк Хома)
- Хитрый Хома пришел не с пустыми руками, он принес вам волшебные конверты, в которых спрятаны картинки-подсказки. С помощью них мы сможем узнать тему нашего сегодняшнего занятия.

Логопед раздает конверты.

- Посмотрите, что спрятано в конвертах? (картинки)
- Давайте назовём изображённые на них предметы.

Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.

- Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([Х] и [Х`])

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

- Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)
- Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки.

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить)

- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- А теперь произнесём звук [Х`]

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (мягкий)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
- Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый)
- Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой)
- А звук [Х`]? (согласный, мягкий, глухой)

IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].

- Хома хочет поиграть с вами в игру: он мне скажет слова, я их буду вам называть, а вы, когда назову слово со [Х], хлопните в ладоши, а если назову слово со [Х`], топните, потом скажите, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец).

Дети повторяют за логопедом слова с [Х]/[Х`], определяют местонахождение звука в слове (начало, середина, конец), дают ему характеристику.

Слова: ходить, мех, хитрый, горох, орех, восход мохер, стихи, хлопушка, хищный, халва, + слова, придуманные детьми.

- Ребята, наш гость хомячок Хома принёс с собой ещё что-то.

Дети повторяют за логопедом, логопед их хвалит от имени Хомы.

- А теперь настало время нам размяться.

На полу разложены предметы, в названии которых есть [Х] или [Х`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [Х], другая – в свою корзину предметы со звуком [Х`].

VII. Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи (задания от Хомы):

- А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы: нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.
- Молодцы!
- Посмотрите, что нам ещё приготовил Хома.

Дети выполняют задание

IX. Закрепление навыка звукового анализа и чтения

- Посмотрите, ребята, что ещё приготовил нам хомячок Хома!

Логопед раздаёт фломастеры, магнитные доски с прикреплёнными к ним распечатками, дети ставят их на подставки.

Дети выполняют задание, логопед помогает.

- А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)
- Молодцы!

Припоминание детьми слов со звуками [Х] и [Х`], прозвучавших на занятии, повторение характеристик звуков.

Ребята получают угощение, прощаются с Хомой, благодарят за занятие, выходят из кабинета.

Оставшиеся задания на распечатке дети выполняют вечером с воспитателем.

Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.

Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах и фразовой речи, определения местоположения звуков в слове.

Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.

Магнитная доска, магниты, мел, простые и цветные карандаши, ластики.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой.

Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!

Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р. или как в коляске плачет малыш: а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)

Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

Ребята, а звуки мы можем видеть? (ответы детей)

Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей)

Мы веселые ребята, (шаги на месте)

Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)

Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)

Можем прыгать весь урок! (прыжки на месте)

Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?

Дети: Буквы!

Педагог: Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (ответы детей)

Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.

Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга.

Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей)

А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова.

(Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски - прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).

А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!

Педагог: Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)

Педагог: А что делал слон? (Хрюкал)

Педагог: Это правда или нет? (Нет)

Педагог: Кого еще встретил хомяк? (Змей)

Педагог: Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)

Педагог: А это правда или нет? (Нет)

Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (ответы детей)

Ха на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

Итог занятия :

Педагог: Слушайте первую загадку:

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"

Х-хоккей. Есть знакомый звук?

Педагог: Как звучит?

Педагог: Где стоит?

Дети: В начале слова.

Педагог: Он гласный или согласный?

Педагог: Твёрдый или мягкий?

Педагог: А бывает мягким?

Педагог: Слушайте вторую загадку загадку:

Дернуть если за веревку,

Стрельнет громко, как винтовка,

И на верх фонтаном ярким,

На гостей и на подарки,

В нам не ведомом пути.

Эта праздника подружка

Называется. (ХЛОПУШКА).

Х-хлопушка. Есть знакомый звук?

Педагог: Как звучит?

Педагог: Где стоит?

Дети: В начале слова.

Педагог: Он гласный или согласный?

Педагог: Твёрдый или мягкий?

Педагог: А бывает мягким?

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)

Встали пальчики! Ура!

Педагог: Как звучит?

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

III. Итоги занятия.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.

(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Отдел работы с дошкольниками

Конспект открытого

Для первой ступени обучения (5 лет)

Подготовила: Карташова С.А

Педагога дополнительного образования Карташовой С.А.

Время и дата проведения:

26.02.2018 г.- 11:30- 12:55- 7 группа,

26.02.2018 г.- 12:00- 12:25- 5 группа;

27.02.2018 г.- 09:30- 09:55- 8 группа.

Место проведения: 4 каб.

Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.

- развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка;

- выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова;

- продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова;

- упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений.

- познакомить с буквой Х, составлять слова из букв;

- закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках;

- развивать внимание, память, мышление, моторику;

- предупреждать переутомление детей.

Оборудование: интерактивная доска, простые и цветные карандаши, рабочие тетради.

2. Проверка пройденного материала.

2. Основная часть.

4. Заключительная часть.

5. Итог и рефлексия.

1. Орг.момент.

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами не простой урок. К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем, повернемся к гостям и улыбнемся им.

- Отлично. А теперь улыбнемся друг другу и настроимся на отличную работу.

- Садимся удобно, спинки ровно держим, ручки кладем на стол, ножки ставим ровно.

2. Проверка пройденного материала.

- А теперь скажите мне, какой у нас сейчас урок? (обучение грамоте)

- Да, а что мы изучаем на уроке обучения грамоте? (звуки и буквы)

- А какой звук и какую букву мы с вами изучали на прошлом уроке? (звук и буква Г)

- Она гласная или согласная? (согласная)

- А как вы догадались, что она согласная? (потому что звук Г не поется)

3. Основная часть.

- Ребята, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы попробуйте догадаться, с какой новой буквой мы сегодня с вами познакомимся.

Хомяк не хочет в зимний холод

ходить, испытывая голод,—

хитрец холодною порой

храпит в хоромах под землёй.

- Ребята, сегодня мы будем с вами знакомиться с новым звуком. Посмотрите на доску и откройте свои тетради на этой странице. Какая буква нарисована и что с ней надо сделать? (мы будем знакомиться с буквой Х, ее нужно заштриховать по вертикали)

Дети выполняют это задание. Педагог для примера показывает, что и как нужно делать, на доске.

- Посмотрите, кто нарисован рядом с буквой Х? (петух)

- Какой звук слышится в слове петух и каким цветом надо закрасить кружок под ним? (согласный твердый, кружок закрашиваем синим цветом)

Педагог закрашивает кружок синим цветом на доске.

- Что нарисовано рядом с петухом? (орехи)

- Какой звук слышится в слове орехи, и каким цветом надо раскрасить под ними кружок? (согласный мягкий звук, кружок закрашиваем зеленым цветом)

Педагог закрашивает зеленым цветом на доске кружок.

- Напишите букву Х сначала по точкам, а затем до конца строчки самостоятельно. Не забывайте о том, что нужно отступать 1 клетку.

Для примера, педагог пишет на доске.

1) Посмотрите ниже, там нарисован хомяк. Он играл в свои воздушные шарик, да так заигрался что все их перепутал. Помогите ему. Обведите и раскрасьте только те шарики, на которых написана буква Х. Соедините их с хомяком.

(дети выполняют задание, один из детей выходит к доске и выполняет задание у доски)

2) Ниже у вас нарисованы 2 картинки. Вам нужно составить схемы слов. Разделить слова на слоги, поставить знак ударении. Вписать в клеточки буквы и прочитать слова.

- Какое первое слово? (муха)

- Какая схема этого слова? (М- синий кружок, У- красный кружок, Х- синий кружок, А- Красный кружок)

- Какая гласная под ударением? (У)

- Сколько слогов в этом слове? (два)

(все задания педагог выполняет на доске)

- Какое второе слово? (мухи)

- Какая схема этого слова? (М- синий кружок, У- красный кружок, Хь- зеленый кружок, И- красный кружок)

- Какая гласная под ударением? (У)

- Сколько слогов в слове? (два)

(все задания педагог выполняет у доски)

3) Посмотрите на следующую страницу (страница показана на доске). Там на флажках у вас написаны слоги. Вы их должны прочитать и составить их схемы.

АХ- красный и синий кружок;

ОХ- красный и синий кружок;

УХ- красный и синий кружок;

ХА- синий и красный кружок;

ХО- синий и красный кружок;

ХУ- синий и красный кружок;

ХИ- зеленый и красный кружок.

(все задания педагог выполняет на доске для проверки правильности)

4. Физкультминутка.

5. Итоговая часть.

1) Посмотрите ниже на задание. Вам нужно прочитать слова и соединить их с нужной картинкой (педагог выполняет задание у доски, дети в тетрадях).

Ухо- соединяем с картинкой на которой изображено ухо.

Уха- соединяем с картинкой на которой нарисован суп из рыбы- уха.

Муха- соединяем с картинкой на которой нарисована муха.

Мухи- Соединяем с картинкой на которой нарисованы мухи.

- С чем соединили утку? (с книгой, на которой нарисована буква К)

- С чем соединили хлеб? (с книгой, на которой нарисована буква Х)

- С чем соединили карандаши? (с книгой, на которой написана буква К)

- С чем соединили черепаху? (с книгой, на которой написана буква Х)

- С чем соединили замок? (с книгой, на которой написана буква К)

- С чем соединили петуха? (с книгой, на которой написана буква Х)

6. Итог и рефлексия.

- Скажите мне, а какой урок у нас был? (обучение грамоте)

- А каким цветом он обозначается на схемах? (если твердый согласный- синим, если мягкий согласный- зеленым)

- Вот и подошел к концу наш с вами урок. Скажите, какое у вас настроение после урока: 1- восхитительное, 2- хорошее, 3- плохое и почему?

Этот блог посвящён знакомству с алфавитом - у нас оно должно получиться креативным, развлекающим, развивательным, познавательным и, наконец, вкусным! :) Будьте с нами!

pirmdiena, 2014. gada 11. augusts

Буква Х - занятие

Хрюша сел на петуха,
Мы смеялись: "Ха-ха-ха!"
Сочинять он стал стихи,
Мы смеялись: "Хи-хи-хи!"

Давайте выделим первы звук из слога ХА и ХИ - правильно, Х!

0а) Попробуй составить букву Х из карандашей!
0б) Можешь показать букву Х при помощи рук и ног?
0в) Слепи из пластилина!

1а) Найди слова на букву Х



Звук Х бывает разный:
1) твёрдый (синий): ХА, ХО, ХУ ("а" указывает на твёрдость согласного и нет улыбки)
2) мягкий (зелёный): ХИ, ХЕ ("и" указывает на мягкость согласного, есть улыбка)

2) Буду называть слова и если в слове спрятался звук Х твёрдый - будете приседать, а если мягкий - вставать на носочки (подсмотрела здесь)
= холод, хлеб, хитрый, халва, хобот, химия, художник, хор, хочу, хилый, хороший, хижина
= сахар, муха, мухи, смех

3а) Составление и чтение слогов
= Х- а, о, у, ы, э
= ХЯ, ХЁ, ХЮ, ХИ, ХЕ

3б) Читать слоги




5) Дидактическая игра. Хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук Х.
= пух, муха, мех, мухомор, яблоко, холод, кит, химия

6) Прочитать слова (подготовить слайды (каждый по одному слогу))
= хо-мяк, хрю-ша, му-ха, слу-хи
= хо-бот, са-хар, кух-ня, хво-я
= хво-стик, ха-лат, хо-рёк, у-ха
= хал-ва, бар-хат, э-хо, хло-пок

7) Буква потерялась
= ..алва, ..леб, ..итрец, ..алат, ..обот

8а) Занятие про букву Х ("Игры на развитие речи")






10) Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Х. Соедини их ниточками с хомячком. (взято здесь)


13) Прочитаю тебе стихотворение-загадку, а ты угадай пропущенное слово.
"Хомяку сказал хорёк:
_______ твой узок, мой широк."


ХОРЁК


ХОМЯК
О чём идёт речь? О ХВОСТЕ!
Игра "Хвосты"
а) Карточки "Половинки животных - хвосты": нужно правильно собрать животное и определить первую букву, или подобрать написанную заранее надпись к этому животному
б) Карточки, на которых нарисованы хвосты, и карточки, на которых написаны названия животных. Задача ребёнка соединить правильно хвост и животное, к которому оно относится.

“Хомка”
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!

14а) Игра "Четвёртый - лишний!" (взято здесь про различие звуков [Х] и [К])
= сапоги, тапочки, халат, туфли -- халат (начинается на Х - глухой согласный)
= апельсин, яблоко, банан, капуста -- капуста (начинается на К - звонкий согласный)

14б) Игра "Поймай звук": когда услышишь звук К, поднимай карточку с буквой К, если Х - то с Х.
= в звуковом ряде: п, т, к, х, г, т, п, х, г, к
= в слогах: ок, оп, ох, ат, ак, ах, гу, ку, ду, ху, ит, ип, ик, иг, их
= в словах: картина, компот, холодец, пол, конь, мох, хлеб, мак

14в) Игра "Потерялся звук"
= лу…(к), возду…(х), носо…(к), вени…(к), лопу. (х), ма…(к), ме… (х), пету…(х), пу…(х), то. (к), плато…(к), сти. (х).

14г) Что будем дарить Хоме, а что Кузе? Почему?
= хлеб, конь, мак, петух, яблоко, ботинок, паук, муха, халва, молоко

15) Собери э-паззл - букву Х (смотреть здесь)

16 Найти и разукрасить букву Х





18) Помоги голодным хомякам добраться до хлеба и съесть его. Идти можно только по буквам Х. (взяла здесь)



21) Найди среди буквенного текста спрятанные слова УХА, МУХА, МОХ и подчеркни их. (взято здесь)
= даоррорладвджылухадрошгшгноеоарарнеонлроророп
= авпаёрпхрпорлрлодлдлжджджорлпармккузщухдмуха
= ававмхощшкегнгнгншддждвдлплоронгемохждлйшхм



23) Определи первую букву в названии каждого животного. Впиши её в клеточку и прочитай, что они хотят съесть (взято здесь).


24) Отгадай, кто так говорит (скачать оригинал здесь)


25) Найди букву Х, непохожую на другие


Физкультурная пауза.

Ох, ох что за гром? (руки - к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),
Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).

Читайте также: