Конспект урока раздражимость свойство живых организмов 6 класс пасечник

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Раздражимость и движение. Раздражимость (чувствительность) - всеобщее свойство живых организмов отвечать на внешние воздействия реакцией организма, т." — Транскрипт:

1 Раздражимость и движение

2 Раздражимость (чувствительность) - всеобщее свойство живых организмов отвечать на внешние воздействия реакцией организма, т. е. способность реагировать на раздражители

3 Раздражители Свет Температура Влажность Газовый состав Звуки Химические вещества и т.д.

4 Ответная реакция организм органы ткани клетки

5 Растение-хищник: венерина мухоловка

6 Реакция беспозвоночных Нервная система гидры и ее раздражимость

9 Виды таксисов: Хемотаксисы – ответ организма на действия химических веществ (соли, кислоты и др.); Термотаксисы – ответ организма на изменения температуры окружающей среды; Фототаксисы – ответная реакция на уровень освещенности

10 Положительный Движение направлено в сторону + влияния раздражителя на организм Движение направлено сторону -влияния раздражителя на организм Отрицательный Хемотаксис

11 Формы раздражимости у растений Таксисы Тропизмы Настии

13 Настии - форма раздражимости растения, при котором направления движения определяются состоянием самого растения

14 Видя настий: Фотонастии Гидронастии Хемонастии Сейсмонастии Травмонастии Электронастии

15 Рефлексы а) 1 – нервные окончания на коже; 2 – чувствительные нервные волокна (несут импульсы в центральную нервную систему); 3 – спинной мозг (центральная нервная система, нейроны и их контакты в ЦНС); 4 – двигательные нервные волокна (несут импульсы от центральной нервной системы к органам); 5 – мышцы (исполнительный орган); б) рефлекторная дуга сгибания руки: 1 – рецептор; 2 – чувствительный нейрон; 3 – спинной мозг; 4 – вставочный нейрон; 5 – двигательный нейрон; 6 – мышцы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока по теме: "Раздражимость-свойство живых организмов ".

Зайцева Н.С. учитель биологии

Предмет: биология 6 класс.

Цель урока: сформировать знания о раздражимости, как важном свойстве живых организмов.

-повторить свойства живых организмов;

-сформировать понятие раздражимости;

-выявить сезонные изменения в жизни растений и животных;

-познакомить с явлением фотопериодизма.

Метапредметные:

-выработать умения постановки цели.

-развивать умения анализировать, полученную информацию и оформлять ее ;

-способствовать развитию логического мышления;

- сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (из текста в таблицу и пр.);

- способствовать формированию навыков работы с источниками информации.

-способствовать воспитанию интереса к растительному и животному миру;

- осознавать единство и целостность окружающего мира.

Тип урока: изучение нового

Место урока в текущей теме: текущий

Методы работы: наглядный, исследовательский, поисково-проблемный, беседа.

Средства обучения: раздаточный материал (исследовательская карта, контрольная карта), мультимедийный проектор, презентация.

Структура урока:

1. Организационный этап. (Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебный процесс.) (5 мин).

2. Актуализация знаний – включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность. (Подготовить учащихся к восприятию нового материала) (3мин).

3. Целеполагание – формулирование обучающимися цели урока на основе литературного жанра-отрывок стихотворения (3 мин).

4. Изучение нового материала ( индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися с элементами исследовательской деятельности .) (10 мин).

5. Усвоение новых знаний- (преобразование текста, заполнение таблицы) (6 мин).

6. Проверка усвоения новых знаний. (индивидуальное выполнение задания) (6 мин).

7. Подведение итогов урока. Фронтальная работа. Осмысление изученного материала на уроке. (3мин).

8. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению (2 мин).

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:

Формы:

Методы:

Предметные: обучающиеся смогут

- дать определение понятиям: раздражимость, фотопериодизм;

- объяснять: причины возникновения нового сезона;

- определять реакции растений и животных на воздействие окружающей среды;

- смогут преобразовывать текс в таблицу.

Метапредметные: обучающиеся должны

- ставить цель с помощью наводящих вопросов учителя;

- осознавать необходимость усвоенных знаний;

- сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации,

уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами;

- демонстрировать умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные: обучающиеся смогут:

-называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения.

-обучающиеся овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения биологические объекты и явления.

План-конспект урока

1. Организационный этап. (Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебный процесс.) (5 мин).

2. Актуализация знаний.

Действия учителя:

Ребята, давайте с вами вспомним, какими свойствами обладают живые организмы?

Действия учителя:

Запись на доске:

Свойства живых организмов:

6 клеточное строение

(Включает слайд №1)

Рассердился круглый кот,
Грозно двинулся вперёд,
Когти выпустил из лап:
-Мяу-мяу! Цап-царап!

Тут увидел кот в углу —
Тень мелькнула на полу.
Тень, шурша и шеборша,
Грызла корку не спеша.

Шерсть в кромешной темноте
Встала дыбом на коте.
Прыгнул кот — исчезла мышь.
Наступила в доме тишь.

Предполагаемый ответ: агрессия, раздражимость в ответ на беспокойство.

по номером7. Включает слайд №2

исходя из этого, как мы с вами можем назвать наш сегодняшний урок?

Действия учителя: корректирует тему урока и записывает ее на доске.

Тема урока "Раздражимость-свойство живых организмов".

Рекомендует обучающимся записать в тетрадь свойства живых организмов.

4. Изучение нового материала

Действия учителя:

Раздражимость-это важное свойство живых организмов, которое позволяет им выживать при изменении условий жизни. Что же следует понимать под раздражимостью?

Перед вами карта исследований. Подпишите свою фамилию, имя, класс. Рассмотрите растения и опишите, какие изменения происходят с ними под влиянием разных факторов. ( 7мин)

Действия учителя:

Проверим ваши результаты исследования (заслушиваем ответы обучающихся).

Постараемся теперь определить, что такое раздражимость.

Предполагаемый ответ : раздражимость это ответная реакция организма на раздражение.

5. Усвоение новых знаний

Действия учителя:

В природе есть явления. которые вызваны изменениями факторов неживой природы ( снег ,дождь, температура и т.д.) в течение года-это сезонные явления. Животные и растения по-разному реагируют на смену сезонов.

Постараемся выявить какие сезонные изменения встречаются у растений и животных при помощи страницы 138 учебника (2 абзац снизу страницы).Полученные результаты внесите в таблицу: Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Действия обучающихся : Заполняют таблицу, озвучивая изменения.

1.созревают плоды и семена

1.откачевывают в места богатые пищей

3.замедляется обмен веществ

3.усиленно питаются и накапливают жир

4.прекращается видимый рост

5.снижается интенсивность дыхания

Учитель: какое значение для организмов имеют сезонные изменения?

Предполагаемый ответ : помогают выжить в разных условиях среды.

Учитель : что является сигналом для наступления нового сезона?

Предполагаемый ответ: изменения долготы светового дня.

Учитель: соотношение светлого и темного времени называют фотопериодизмом.

Так, у разных растений цветки открываются и закрываются в разное время.

Впервые это наблюдал шведский врач и натуралист Карл Линней и на основе своих наблюдений создал Цветочные часы из живых растений. ( слайд 3)

Учитель: животные по-разному реагируют на смену дня и ночи. Одни животные ведут дневной образ жизни, другие ведут ночной образ жизни. ( слайд 4,5)

6. Проверка усвоения новых знаний.

Если изречение не верно, напротив его номера поставьте «-«

7. Подведение итогов урока.

1. Что такое раздражимость?

2. Что является сигналом для наступления нового сезона?

3. Что называют фотопериодизмом?

8. Информация о домашнем задании

П.37 пересказ, выполнить наблюдение за домашним животным и определить на какие факторы оно реагирует. Отчет сделайте в тетради в произвольной форме.

Палец — большой вверх для положительной оценки, вниз — для отрицательной.

1) познакомиться с регуляцией процессов жизнедеятельности;
2) дать понятие об особенностях регуляции работы организмов одноклеточных животных;
3) сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, червей и насекомых;
4) продолжить формирование умений и навыков по анализированию данных, обобщению материала, составлению схем рефлекса.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.
2. Особенности регуляции процессов жизнедеятельности одноклеточных животных и их взаимоотношений с окружающей средой.
3. Диффузная нервная система кишечнополостных, особенности её строения и роль в регуляции жизнедеятельности.
4. Рефлекс – как основа нервной деятельности организмов.
5. Усложнение нервной системы дождевого червя по сравнению с диффузной нервной системой гидры.
6. Особенности строения нервной системы и органов чувств членистоногих, обеспечивающие им более сложное поведение, основанное на инстинктах.
7. Закрепление. Подведение итогов.

Тип урока: Комбинированный с использованием компьютерных технологий.

Методы обучения: Частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Вопрос: Что такое движение?

Решить биологические задачи:

а) Пресмыкающиеся с ногами и пресмыкающиеся без ног. Какие из них более древние? Почему так считаете?
б) Любой лишний груз был бы помехой при полёте. Какие изменения в связи с этим произошли в пищеварительной системе птиц?
в) Цветочный горшок с комнатным растением бальзамином положили на бок. Останутся ли в горизонтальном положении побеги этого растения? Ответ поясните.

II. Объяснение нового материала

1. Все жизненно важные процессы жизнедеятельности организма животных и растений осуществляются во взаимосвязи и в соответствии с процессами, происходящими во внешней среде.

Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними.

2. На вопрос, как это осуществляется, помогут нам сегодня на уроке такие понятия, как раздражимость, чувствительность, регуляция, координация.

Раздражимость – общее свойство всех живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды определённой реакцией.

Чувствительность – свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов.

Регуляция – направление, упорядочивание.

Координация – согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, явлениями, понятиями.

3. Все живые организмы обладают способностью к регуляции и координации своих процессов, характерна она и для простейших.

4. Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие это (с .110 учебника).

5. В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, усовершенствовались. Так впервые появилась нервная система.

6. Выполнение №81 в рабочей тетради на печатной основе.

7. Найдите в тексте учебника, у кого она впервые появилась, особенности её строения и рассмотрите рис. на с. 110 учебника.

Вопросы:

а) Как вы думаете, откуда взялось такое название?
б) Опишите, что произойдёт с гидрой, если ей нанести укол, прикоснувшись к одному из щупалец?

Рефлекс – это адекватная (т.е. правильная) ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

9.Вопрос: Как вы думаете, могут быть рефлексы у инфузории туфельки, у амёбы?

Вывод: работа нервной системы осуществляется на основе рефлексов. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и способствуют выживанию организмов.

10. В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития:

1-й этап – диффузная, или сетчатая система (гидра) – выполнение №82 в рабочей тетради;

2-й этап – узловая нервная система (черви, насекомые, моллюски и ракообразные) – выполнение №84 в рабочей тетради;

3-й этап – нервная трубка (позвоночные).

11. Вопросы по учебнику:

а) Где находится у дождевого червя самый крупный нервный узел?
б) Почему передний конец червя обладает наибольшей чувствительностью?

Вывод: у дождевого червя образуется подобие головного мозга, возбуждение по нервам передаётся в определённом направлении, и это даёт выигрыш в быстроте и точности ответных реакций.

12. У насекомых и др. членистоногих животных нервная система имеет тоже узловой тип строения, но поведение их более сложное. Как вы можете это объяснить?

Вопросы:

а) Что лежит в основе этих видов деятельности?
б) Указать отличие инстинкта от рефлекса и записать определение в тетради.

Инстинкт – врождённый комплекс определённых, особых для каждого вида реакций на воздействие среды.

III. Закрепление изученного материала

1. Привести примеры того, что простейшие животные обладают чувствительностью.
2. Перечислите отделы нервной системы дождевого червя.
3. Назвать виды нервной системы и её функции у животных. Привести примеры.

IV. Домашнее задание

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Раздражимость – свойство живых организмов. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Раздражимость – это важное свойство живых организмов, заключающееся в их способности воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них.

Биологические часы Все животные должны своевременно подготовиться к зиме или весне, и в этом им помогают биологические часы. Благодаря биологическим часам зайцы весной меняют зимнюю шубку на летнюю, а осенью - летнюю на зимнюю. Медведь, впавший в зимнюю спячку, просыпается весной благодаря биологическим часам. Птицы просыпаются рано утром согласно их биологическим часам и поют. У человека тоже есть биологические часы. Например, человек, отдыхающий в Санкт Петербурге в период "белых ночей", когда на улице круглые сутки светло, к вечеру все равно хочет спать.

Читайте также: