Конспект урока пушкин и абай

Обновлено: 05.07.2024

2.развивающая- развивать речь, пополнять активный словарный запас, развивать навыки выразительного чтения, познавательную активность;
3.воспитательная- прививать интерес к предмету, к русской литературе, к русской культуре; прививать стремление к знаниям; прививать эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный.
Наглядности: слайды с заданиями, с иллюстрациями, с видео-вопросами, со сведениями по новой теме.

I. Организационный момент
Диалог через века,
Разговор через столетья,
Явь и тайны бытия.
Гений, разреши сомненья!

Основоположник реализма. Первый подлинный художник. Историк. Первый поэт, написавший роман в стихах. Первый… Первый… Пушкин не только стал первым хронологически, но и остался первым по масштабам дарования в России и далеко за её пределами. И таким же первым поэтом является наш великий казахский акын, основоположник казахской литературы и современного литературного казахского языка, мыслитель и философ Абай Кунанбаев.

Поневоле думаешь, а как же люди жили до него - без его “чудного мгновенья”, “звезды пленительного счастья”, мы и сами сегодня не осознаем, насколько пропитаны Пушкиным, его стихами, пусть даже искаженными нашей памятью. Если бы было больше времени, чтоб перечитать заново его стихи, прозу, мы бы легче воспринимали несовершенный мир. Ведь и Пушкин со всей его гениальностью одолевал ту же дорогу, что каждый из нас.

Б) Работа с тетрадью
Александр Сергеевич Пушкин
-является родоначальником новой русской литературы;
-является родоначальником современного русского литературного языка;
-утвердил в литературе реализм;
- создал новые жанры художественной литературы;
-обогатил национальные культуры (казахскую литературу, казахскую культуру);
-обогатил мировую литературу, мировую культуру.
IV.Информация о домашнем задании, оценивание
(Читать стр.70-72. Ответить на вопросы на стр. 72. Вопросы и задания.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы 10 класс

Цель урока: обобщить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина и А.Кунанбаева .

Задачи урока: приобщить учащихся к культурному достоянию русского и казахского народов, привить интерес к творчеству выдающихся поэтов – Абая и Пушкина, изучению языков; воспитывать уважение к личности и творчеству Абая и Пушкина.

Издревле сладостный союз

Поэтов меж собой связует .

Они жрецы единых муз.

Единый пламень их волнует.

2.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о двух великих поэтах, о Пушкине и Абае. Светочи поэзии, наша слава, гордость, непревзойденное достижение казахской и русской культуры, личности, ставшие подлинным символом национальной души казахского и русского народов.

Сегодня их имена неразделимы. Случайно ли это? Что связывает людей, живших на земле в разные годы и по этой естественной причине не имевших возможности общаться лично? Наша задача – разобраться и в других вопросах, связанных с именами этих людей. Урок мы проведем в форме конференции. Тема нашей конференции “Абай и Пушкин – национальное достояние двух народов”. В ходе конференции мы рассмотрим следующие вопросы.

У нас четыре группы. У каждой группы свои темы для выступления. Итак слово предоставляется 1 группе.

3. Выступления групп.

I группа: « Издревле сладостный союз

Да, всё в русской литературе идёт от Пушкина. Создатель русского литературного языка. Основоположник реализма. Первый подлинный художник. Историк. Первый… Первый… Первый… Пушкин не только стал первым хронологически, но и остался первым по масштабам дарования в России.

И таким же первым поэтом является наш великий казахский акын, основоположник казахской литературы, мыслитель и философ.

Абай видел в Пушкине самую крупную и яркую творческую личность, о которой слух прошёл по всей Руси великой, – это бесспорный факт. Пушкин и Абай – это феноменальный пример духовного родства двух выдающихся личностей. Уникальное созвучие их поэзии, выражающее целостность мира и человека, есть блестящее подтверждение тому. По мысли Р. Тагора “Нация обязана сделать всеобщим достоянием то, что у нее есть”. Эти два великих имени – наше достояние, которое должно стать фактором образованности и культуры нас, нашего молодого поколения, мы должны дружить с произведениями великих поэтов.

Не суждено было встретиться при жизни двум великим поэтам – А.С. Пушкину и Абаю.

Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.

Пушкин и Абай… Эти два имени, как мост, перекинутый меж двух культур – русской и казахской.

7.Абай и Пушкин жили в разное время, у них разный жизненный опыт, различный уровень цивилизации. Пушкина и Абая объединяла одна цель - просветить свой народ. Абай учился у Пушкина, он читал его произведения, вдохновляясь всем творчеством и талантом Пушкина. Абай с детства стремился к свету знаний. Когда его отец, Кунанбай, отправил его учиться в медресе, Абай в тайне посещал приходскую школу, осваивал русскую грамоту. Отец видел в сыне правителя народа, но Абай стремился защитить свою землю, беречь ее от произвола власти. Он не был правителем степи, но его уважали и любили все. Сын степи не ограничивал себя узкородовыми интересами, он был устремлен в будущее.

8.К порывам юные сердца зову.

Отрадно, что два сильных государства Казахстан и Россия - смогли объединить и сплотить силу слова двух самых ярких представителей воли народной. В последние годы наша страна установила дипломатические отношения со многими державами. Россия - наш северный сосед не стала исключением. Казахстан - наша Родина, родина для народа, а народ - это Абай, Пушкин.

Оптимизм, светлые порывы Александра Сергеевича, мудрые и правдивые слова Абая стали как для казахского, так и для русского народов гордостью и примером.

Абай және Пушкин Қос данышпан…
Народы наши должны дружить так же, как дружат в своих стремлениях два великих поэта. Мы дружим с Россией. Да, мы миролюбивая страна, да, мы развиваем культуру. Казахстан и Россия, вперёд! Постигать новые истины и достигать новые вершины с помощью наставлений мудрых поэтов прошлого. Вместе можно горы свернуть, так же, как сплетаясь, поэзия Абая и Пушкина превращается в непобедимую силу, напоминать об этом людям будут недавно открытые памятники Абаю в Москве на Чистых прудах и Пушкину в Алматы.

19.Казахстан и Русь, как две вершины

Резолюция нашей конференции:

Абай и Пушкин – актуальны, Абай и Пушкин – современны, Абай и Пушкин – необходимы каждому из нас.

Радушно распахнуты двери поэтом.
В домах и лачугах Вселенной большой
Пушкин и Абай шагают по свету
С прекрасную нежной и мудрой душой

Так пусть же и у нас будут такими наши души, а мы будем трудолюбивыми, честными, мужественными, просвещенными, счастливыми, как завещали нам великие поэты. Пусть эти имена будут спасением от духовной пустоты, движением вечной жизни.

Портреты Абая и А. С. Пушкина, книжная выставка, выставка рисунков учащихся школы, альбомы, мультимедийный кабинет, слайды, видеоматериалы, проектор.

Тип урока: нестандартный.

Жанр: творческая научная конференция.

Формы и методы работы:

Методический принцип: исследуя – находим, познаём.

  • исследовательская карта № 1 – тема природы в творчестве двух поэтов;
  • исследовательская карта № 2 – тема любви в лирике поэтов;
  • исследовательская карта № 3 – тема поэта и поэзии;
  • группа краеведов. Сбор материала об изучении жизни и творчества А.С. Пушкина и Абая в нашей области.

1. “УК”, № 4–6 (2585), 18 марта 2006 год.

2. Журнал “Средняя школа Казахстана”, № 12, 2005 г., стр.28.

3. Журнал “Русский язык и литература в казахской школе”, № 2, 2003 г., стр. 36.

4. Журнал “Русский язык и литература в казахской школе”, № 5, 1999 г., стр. 27.

5. Журнал “Русский язык и литература в казахской школе”, № 6, 1999 г., стр. 26–45.

6. Журнал “Жулдыз”, № 1 – 2006 г., стр. 151.

7. Газета “Проспект СК”, № 19 (120), 12 мая 2006 г.

8. Газета “Северный Казахстан” за 2006 год (рубрика “Год Абая и Пушкина”).

9. Абай Кунанбайулы. Олендер, поэмалар, аудармалар, кара создер / Курастырушысы Г. Бельгер. – Алматы : Мектеп, 2003. – 248 б. – (“Жетінші соз” сериясы).

10. М. Эуезов “Абай жолы” романы.

11. Г. “Казахстанская правда” за 1999 год ( рубрика “К 200-летию А.С. Пушкина”).

Нация обязана сделать всеобщим достоянием то, что у нее есть.

Р. Тагор

Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.

Приветствия на казахском и русском языках

I. Вступительное слово учителя: “Есть имена как солнце! Как яблоня в расцвете! Мы говорим о Пушкине, Абае…”.

(Портрет Пушкина и Абая, а по середине – знакомые поэтические строки;

Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых уз;
Единый пламень их волнует…

Учитель русской литературы:

Наш урок посвящен году Пушкина в Казахстане.

Славная дата! Ничто так не сближает и не роднит души людей разных стран и народов, как высокое поэтическое слово – “сладостный союз” двух поэтов-гениев.

Как известно, идея проведения года Пушкина в Казахстане и Абая в России принадлежит президентам двух братских стран – Владимиру Путину и Нурсултану Назарбаеву.

Известно, что памятник Пушкину сооружен в Алматы несколько лет тому назад. Точно такой же памятник Абаю поставлен в апреле 2006 года в центре Москвы, недалеко от памятника Пушкину.

Два гения двух народов, два поэта вселенской культуры наконец-то встретились друг с другом, чтобы вести сокровенный диалог о добре, любви, счастье, о месте поэта и поэзии, об исторической дружбе двух народов.

Учитель русской литературы:

Ученый – литературовед, профессор Н. Джуанышпеков утверждает, что “Пушкин – это … казахский народный поэт”. И приводит следующие доказательства: “Разве “Евгений Онегин”, переведенный в отрывках на казахский язык Абаем, не стал в подлинном смысле национальным явлением казахской культуры? Распивая песню Татьяны из её письма Онегину, степные красавицы, естественно, ничего не знали ни о самом Пушкине, ни о его романе в стихах.

Для них Татьяна, её чувства и ожидания стали просто фактом собственной “казахской жизни”. Так почему же не назвать Пушкина “казахским народным поэтом?”.

Чтец. На казахском языке чтение отрывка из романа М. Эуезова “Абай жолы” (“Татьянанын сахарадагы эні”)

Учитель русской литературы:

Явление Пушкина. Чудо Пушкина. Гений Пушкина. Что же это такое? “У нас всё от Пушкина”, – сказал Достоевский.

Да, всё в русской литературе едёт от Пушкина. Создатель русского литературного языка. Основоположник реализма. Первый подлинный художник. Историк. Первый… Первый… Первый… Пушкин не только стал первым хронологически, но и остался первым по масштабам дарования в России.

Учитель казахской литературы:

И таким же первым поэтом является наш великий казахский акын, основоположник казахской литературы, мыслитель и философ.

Абай видел в Пушкине самую крупную и яркую творческую личность, о которой слух прошёл по всей Руси великой, – это бесспорный факт. Жаль только, что казахский классик нигде – ни в письмах, ни в “Словах – афоризмах” не высказался о своих учителях и единомышленниках.

Пушкин и Абай – это феноменальный пример духовного родства двух выдающихся личностей. Уникальное созвучие их поэзии, выражающее целостность мира и человека, есть блестящее подтверждение тому. По мысли Р. Тагора “Нация обязана сделать всеобщим достоянием то, что у нее есть”. Эти два великих имени – наше достояние, которое должно стать фактором образованности и культуры вас, нашего молодого поколения, вы должны дружить с произведениями великих поэтов.

Не суждено было встретиться при жизни двум великим поэтам – А.С. Пушкину и Абаю Кунанбаеву.

Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.

Пушкин и Абай… Эти два имени, как мост, перекинутый меж двух культур – русской и казахской.

Учителя русской и казахской литературы:

Сегодня мы проводим необычный урок – интегрированный (русская и казахская литература) в форме творческой научной конференции, основная проблема которой обозначена девизом “Двух голосов перекличка: Пушкин и Абай”. Посвящен урок году А.С. Пушкина в Казахстане. В этой проблеме мы выделили тему “Пушкин и Абай – поэты вселенской культуры”.

Размышляем мы сегодня о великих личностях поэтов, о их месте в мировой культуре, о значении их творчества для всей нашей Вселенной.

Поговорим о вечных темах их творчества – теме любви, добра, зла, природы. В настоящее время мы много говорим об экологии и защите природы. Абай же и Пушкин часто говорили об экологии души человека и душе своего народа. Их гражданская позиция раскрывается и в лирике, и в прозе.

Основная часть нашего урока пройдет под девизом “Созвучие духа. Созвучие таланта. Единство разноязычия” (слова Белгера из книги “Гете и Абай”).

На нашем уроке-конференции работают группы исследователей. Им слово.

Первое слово группе – исследователей темы природы в творчестве двух великих поэтов. Группа представляет свою работу по исследовательской карте №1.

Приложение 1 (идет демонстрация по монитору).

Сегодня мы обратимся и к теме любви в творчестве двух поэтов, представителей русской и казахской культуры, которые являют собой “Солнце поэзии”.

Слово предоставляется группе исследователей темы любви в лирике поэтов.

Одна из исследовательских групп работала над темой поэта и поэзии двух поэтов.

А теперь слово самой интересной с нашей точки зрения, группе исследователей – краеведам, которые выступят с отчетом о своей краеведческо-исследовательской работе.

Эпиграф

Кто бы ни был ты, о мой читатель.
Дай бог, что б в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных ошибок
Хотя крупицу мог найти

Эти крупицы биографии и творчества великих поэтов представляют неиссякаемый источник дыхания времени, голос самого народа. Эти крупицы может найти каждый человек, а людям творческим он просто не обходим.

Для поэтов музыкантов, художников, исследователей родного края, пушкинская и абаевская поэзия – источник вдохновения.

Мы, краеведы, изучили тему отражения идей Абая и Пушкина в творчестве наших современников земляков.

Очень интересный материал нами изучен. Например, в нашем городе живет очень интересный человек – Вера Яворская, преподаватель СКГУ, которая опубликовала материал о детях А.С. Пушкина “Дети великого поэта”.

Доктор филологических наук, преподаватель СКГУ Заркын Тайшыбай в замечательном литературно-художественном журнале “Жулдыз” опубликовал большую исследовательскую работу по биографии Абая “Нагашым-Ер Казыбек Эулие Откен” (Абайдын нагашылары мен кайын журты туралы).

Всегда вызывает интерес и читаемо творчество нашего земляка Г.К. Бельгера. Готовясь к конференции, мы перечитали его книгу “Созвучие: Гете и Абай”, строки из которой нам сегодня хочется привести: “В великих людях есть некие общий фундамент духовности. Он выражается в единстве духа, в страстном целеустремленном порыве к Истине, к Красоте, к жизни”.

В газетах “Северный Казахстан” печатается в рубрике “Год Пушкина и Абая” материал Василия Коноплева и Кайроллы Муканова “Читаем мы Вас с упоением в глазах. ”

Преподаватель Первого общеобразовательного лицея Елена Викторовна Коноплева удостоена медали А.С. Пушкина. Эта награда дана за многолетнюю успешную научную, педагогическую, творческую деятельность по и изучению творчества А.С. Пушкина.

Медалью А.С. Пушкина, начиная с 1972 года, награждено всего три Казахстанца. Высокая награда международной организации является признанием большого вклада Елены Викторовны в дело взаимообогащения языков и культур казахского и русского народов

И наш обзор мы заканчиваем чтением стихотворения преподавателя СКГУ, профессора Валерия Любушина.

На неприметной речке Черной…
Какой нам выпал день и век!
В тот год, для всей России скорбной,
Кровь обагрила белый снег.

Слепых страстей вражда, интриги,
Несправедливой пули суд
Вдруг так пронзительно и мигом
Нить жизни грубо оборвут.

Ведь не обманешь смерть с косою,
Ту, что уносит в Лету нас…
И шла Россия к нам босою,
Как Богородица на Спас.

Я в храм войду с душой смиренной,
Свечу поставлю и зажгу.
Я помолюсь за убиенных,
За тех, о ком Христу скажу…

За Александра, Михаила
(Еще Сергей и Николай,
Марина, Ося…). Их вместила
В себя земля – наш ад и рай.

На незабвенной речке Черной
(Смешались в горе день и век)
Упал, чтоб стать звездою горней,
Кудрявый смуглый человек.

Итог: “Ты не умрешь, возлюбленный поэт…”.

Завершаем обсуждение проблем, поднятых по нашей конференции словами нашего современника, поэта Жармагамбетова “Их сила – поэзия, его надежда – народ”. (Это о каждом поэте) и писателя Амантая Ахетова “Воспитанный на той же славной русской культуре, понимаем, что Пушкин – достояние планетарное, интернациональное, в лучшем смысле оного, а также воплощение высокой сути глашатая небес. И недаром вот уже многие поколения одержимых поэзией взрастают и творят под влиянием величественного пушкинского слога, искрометной мысли и высочайшей одухотворенности”, показом видеоматериалов, подготовленных нашими учащимися, которые принимают активное участие в изучении творчества поэтов. Мы верим, что Родина Абая, Родина Пушкина – земля казахстанская и русская – это земли с великим будущим. Это не только предсказания астрологов, но и воля великих двух поэтов – Абая и Пушкина, представителей вселенской культуры.

Резолюция нашей конференции:

Абай и Пушкин – актуальны, Абай и Пушкин – современны, Абай и Пушкин – необходимы каждому из нас.

Радушно распахнуты двери поэтом.
В домах и лачугах Вселенной большой
Пушкин и Абай шагают по свету
С прекрасную нежной и мудрой душой

Так пусть же и у нас будут такими наши души, а мы будем трудолюбивыми, честными, мужественными, просвещенными, счастливыми, как завещали нам великие поэты. Пусть эти имена будут спасением от духовной пустоты, движением вечной жизни.

(Идет показ видеоматериалов с конкурсов, посвященных году Абая и Пушкина, в котором активное участие принимали учащиеся школы-интерната).

Абай и Пушкин.

Спасибо гению, что в нашей есть судьбе…
Учитель: Каумуратова С.К.

Эпиграф: Издревле сладостный союз

Эпиграф: Издревле сладостный союз

Эпиграф: Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует. Они жрецы единых муз, Единый пламень их волнует. А.С.Пушкин

Легко догорает огарок свечи, Но в песенном камне не гаснут лучи

Легко догорает огарок свечи, Но в песенном камне не гаснут лучи

Легко догорает огарок свечи, Но в песенном камне не гаснут лучи. Сиянию камня не будет конца – Так Пушкина песнь освещает сердца. Ты- солнце поэзии, ты – самоцвет, Ты с нами навеки, великий поэт. Жамбыл Слова твоих песен – вершина вершин, Поэзии мастер, великий акын. Жамбыл

Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837

Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837

Абай Кунанбаев 1845- 1904

Абай Кунанбаев 1845- 1904

Любовь к родному языку маленькому

Любовь к родному языку маленькому

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и
няня Арина Родионовна.

Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение

Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение

Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем.

От рождения одаренные и впечатлительные,

От рождения одаренные и впечатлительные,

От рождения одаренные и впечатлительные, Пушкин и Абай росли, с детских лет впитывая от окружающего их народа человеколюбие и справедливость, чистые и многоцветные образы народной поэзии, ритмы народных мотивов.

А.С.Пушкин Поэт. Прозаик. Драматург

А.С.Пушкин Поэт. Прозаик. Драматург

А.С.Пушкин
Поэт.
Прозаик.
Драматург.
Основоположник современного русского литературного языка.
Непримиримый борец с консерватизмом и несправедливостью.

Абай Кунанбаев
Поэт-просветитель.
Философ.
Основоположник новой письменной казахской литературы.
Непримиримый борец с феодальной средой и консерватизмом архаичных отношений казахского общества.

Основные мотивы творчества. А

Основные мотивы творчества. А

Основные мотивы творчества.

А.С. Пушкин
*Вольнолюбивая лирика.
*Тема дружбы.
*Тема родины и природы.
*Тема любви.
*Философские размышления о смысле жизни.
*Тема поэта и поэзии.

Абай Кунанбаев
*Тема природы и Родины.
*Тема любви.
*Свободолюбивые мотивы.
*Философские размышления.
*Протест против социальной несправедливости.

Вольнолюбивая лирика. А. С. Пушкин

Вольнолюбивая лирика. А. С. Пушкин

Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Владыки! вам венец и трон
Дает закон, а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.

О казахи мои! Мой бедный народ!
Жестким усом небритым прикрыл ты рот.
Кровь – на правой щеке, на левой – жир…
Где же правда? Твой разум не разберет.
Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд
Изуродовал душу твою, народ,
Не надеюсь на исправленье твое,
Коль судьбу свою в руки народ не возьмет.
Из-за денег и власти кипит вражда.
Ты бессилен, а спор ведут господа.
Если накипи этой не смоешь с себя –
В униженье, в страхе ты будешь всегда.

Язык любви – язык без слов,
Глазами речь ведет любовь.
Тех, кто влюблен, не сбить с пути.
Хоть верь мне или прекословь.
Глаза горят, прекрасен лик,
На глади щек рубинов блик,
И шея блеском, как ледник,
И лук бровей, и тонкость рук.
Когда бы время нам найти,
До ложа тесного дойти,
Закрыть глаза, с ума сойти,
И, разомлев, не ведать мук…

Тема природы и Родины. А.С. Пушкин …Под голубыми небесами

Тема природы и Родины. А.С. Пушкин …Под голубыми небесами

Тема природы и Родины.

…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
****
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Кто – в белом, могуч, серебрист бородой,
Враждуя со всеми, слепой и глухой.
Заледенев сплошь, хмур и грозен лицом –
По снегу скрипя, подошел к нам с тобой –
То старый твой сват, чье дыханье – буран,
Сварливо свистящий в степи вековой…
Обложено небо нашествием сумрачных туч,
Промозглый туман покрывает округу, тягуч.
Проносятся кони, кобылы бегут, стригунки,
Как будто их кто-то согреет велик и могуч.

Тема поэта и поэзии. А.С.Пушкин

Тема поэта и поэзии. А.С.Пушкин

Тема поэта и поэзии.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей…
****
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век прославил
я Свободу
И милость к падшим призывал.
****
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв…

Поэзия – властитель языка,
Из камня чудо высекает гений.
Теплеет сердце, если речь легка,
И слух ласкает красота сравнений.
К стихам стремятся смертные равно,
Но лишь избранника венчают славой,
Того, чьей мысли золотой дано
Блистать стиха серебряной оправой.
Как старый бий, пословиц не леплю,
Не бормочу, на грош меняя душу.
Слова скупые, верные люблю,
И ты простую речь мою послушай…

Для Пушкина и Абая превыше всего были интересы народа

Для Пушкина и Абая превыше всего были интересы народа

Для Пушкина и Абая превыше всего были интересы народа. До самого конца жизни боролись они с консерватизмом, темнотой, несправедливостью, жестокостью властьпредержащих. Не жалея сил, защищали людей, оказавшихся жертвами порядков, прививали молодёжи веру в светлое будущее. Ради этого они слагали свои стихи , рисковали своими привилегиями и даже подвергались аресту.

Путь Абая и Пушкина – это путь служения родному народу

Путь Абая и Пушкина – это путь служения родному народу

Путь Абая и Пушкина – это путь служения родному народу. Их объединяет человеколюбивый характер, прогрессивное мировоззрение, поэтический талант.

Абай и Пушкин – братья, вся жизнь которых – ярко пылающий, неугасимый факел для последующих поколений

Абай и Пушкин – братья, вся жизнь которых – ярко пылающий, неугасимый факел для последующих поколений

Абай и Пушкин – братья, вся жизнь которых – ярко пылающий, неугасимый факел для последующих поколений. Пушкин и Абай… Эти два имени, как мост, перекинутый меж двух культур – русской и казахской.

Пушкин и Абай – это феноменальный пример духовного родства двух выдающихся личностей

Пушкин и Абай – это феноменальный пример духовного родства двух выдающихся личностей


Пушкин и Абай – это феноменальный пример духовного родства двух выдающихся личностей. Уникальное созвучие их поэзии, выражающее целостность мира и человека, есть блестящее подтверждение тому. По мысли Р. Тагора “Нация обязана сделать всеобщим достоянием то, что у нее есть”. Эти два великих имени – наше достояние, которое должно стать фактором образованности и культуры вас, нашего молодого поколения, вы должны дружить с произведениями великих поэтов.
Не суждено было встретиться при жизни двум великим поэтам – А.С. Пушкину и Абаю Кунанбаеву.
Друг другу чужды по судьбе, Они родня по вдохновенью.
Но если предположить , что такая встреча могла бы произойти…

А если б встретиться пришлось большим поэтам?
Сто разговоров бы нашлось о том, об этом…
Абаю б Пушкин рассказал свои печали,
Как надоел блеск модных зал, где он с Натальей.
Абай поэта б посвятил в свои тревоги:
Как он устал, и нету сил спешить в дороге…
Он волостным стремился стать в своей округе,
Чтоб воли хоть немного дать народу – другу.
Но стену лбом не расшибить – он это понял,
А если так, то нужно жить в своем законе.

Стихи и песни сочинять, да назиданья,

Стихи и песни сочинять, да назиданья,

Стихи и песни сочинять, да назиданья,
Романсы милой посвящать да мирозданью.
Беседа тихо бы текла у теплой печи.
Свеча б сгорела, оплыла под звуки речи.
Абай домбру бы в руки взял, струну настроил,
Волной волшебной вдаль погнал в степном просторе.
И звуки музыки б вошли в стихотворенья,
На стол бы к вечеру легли для нас творенья…
Т.Барышникова

Читайте также: