Конспект урока профессиональная лексика

Обновлено: 07.07.2024

Методы : репродуктивный, продуктивный, эвристический.

Методы обучения : работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, видеоролика, беседа.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (Microsoft Office PowerPoint).

Междисциплинарные связи: ПМ 1. Выполнение слесарных операций и подготовка оборудования к сварке и резке

Ход занятия

I .Организационный момент (2мин)

Своё занятие я начну с такого вопроса:

- Какова главная цель вашего обучения в училище? (предполагаемый ответ: получение профессии)

- А неотъемлемым условием получения образования, овладения профессией является знание профессиональной лексики.

- Как Вы считаете, необходимо ли знать терминологическую и профессиональную лексику, относящуюся к вашей будущей профессии? Понадобится ли она вам в работе? – Конечно же, необходимо знать.

Культура профессиональной речи включает:

  • владение терминологией данной специальности;
  • умение строить выступление на профессиональную тему;
  • умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
  • умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

-Помимо всего выше перечисленного, что еще включает в себя профессиональная речь? (предполагаемый ответ: соблюдение норм)

- Имеет ли значение соблюдение орфоэпических и орфографических норм при употреблении профессионализмов и терминов? Или можно допускать ошибки?

II . Этап мотивации (3мин)

Герои будней- (…) простые,

А руки у героев золотые!

Кто с их работой нынче не знаком?

На их плечах весь город, каждый дом!

Сварить, создать, отремонтировать мгновенно- огнём дуги сияя непременно.

На предприятии, и дома, и везде

Без (…) не обойтись нигде!

-Какое слова пропущено в стихотворении? (сварщик)

Сварщик- профессия серьёзная, почти виртуозная, от качества работы зависит многое- прочность и надёжность строительных сооружений, работа и срок службы различной техники. Любые недочёты, невнимательность, халатность, допускаемые в работе, могут привести к разрушительным последствиям.

- Сегодня наше практическое занятие будет иметь не совсем привычную форму и, прежде всего, носить продуктивный характер. Для начала вам нужно поделиться на четыре подгруппы по четыре человека. Мы с вами окунёмся в мир профессии, которую вы сейчас осваиваете. За выполненное задание каждая команда будет получать по одной букве, из которых мы сложим слово.

Решение проблемной ситуации. Чтобы у Вас не возникало ситуаций по использованию в речи слов в неправильном значении, мы выполним следующее задание.

На экране вашему вниманию представлены слова.

Пл…вление (А/О), пр…садочная проволока (И/Е), св…рить борщ(ь), сварной ш…в(О/Ё), эл…ктрод (Е/И), наплавленный мета…(Л/ЛЛ), пос…дочная полоса (А/О), пл…вленый (А/О) сыр

- Какие орфографические правила соотносятся с пропущенными буквами? (Ответы обучающихся: правописание безударной гласной, проверяемой ударением , ь знак на конце существительных после шипящих, гласные о/ё после шипящих, правописание приставок пре-/при-, удвоенная согласная в словах)

- При выполнении этого задания мы утвердились в мнении о непосредственной связи двух разделов лингвистики. Каких? Назовите эти разделы.(Орфография и лексика)

- Итак, как вы думаете, какова тема нашего занятия? (ответы)

III .Объявление темы и целей занятия (1 мин)

Тема: Профессиональная и терминологическая лексика.

Цель: обобщить и систематизировать знания по профессиональной и терминологической лексике (запись темы в рабочих тетрадях)

IV. Актуализация знаний (4 мин)

- Сегодня мы подытожим ваши знания по теме при помощи различных заданий.

Лексика –1) словарный состав языка; 2) совокупность слов.

Общеупотребительная лексика – основной пласт русского языка, состоящий из нейтральных слов. Приведите примеры, которые встречаются в вашей профессии. (Ответы обучающихся)

Помимо общеупотребительной выделяется лексика, ограниченная в сфере употребления. Это…? (ответы)

Жаргонизмы – это слова и словосочетания, которые используются определенной группой носителей языка, объединенной социальной или возрастной сферой употребления.

Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности

- Знакома ли вам профессиональная и терминологическая лексика вашей профессии? (ответы обучающихся)

V . Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности (2 мин.)

Подобрать синонимы

(Проверка: 1 –в; 2 –е; 3 –а; 4 – б; 5 – г; 6 – д)

- Какую тему вы вспомнили, выполняя это задание? Что такое синонимы?

Перед Вами на экране представлен текст. Ваша задача: вставить пропущенные слова, согласовывая их в роде, числе и падеже.

Неразъёмное соединение, выполненное с помощью сварки, называют сварным (…). Чаще всего с помощью сварки соединяют детали из (…). Однако, сварку применяют и для неметаллов — (…, …) или их сочетания.

При сварке используются различные источники (…): электрическая дуга , электрический ток , газовое пламя , лазерное излучение , электронный луч , трение , ультразвук . Развитие (…) позволяет в настоящее время проводить (…) не только в условиях промышленных предприятий, но в полевых и монтажных условиях (в степи, в поле, в открытом море и т. п.), под водой и даже в космосе. Процесс сварки сопряжён с опасностью возгораний ; поражений (…) ; отравлений вредными газами; поражений глаз и других частей (…) тепловым, ультрафиолетовым , инфракрасным излучением и брызгами (…) металла.

Слова для справки: соединение, металлы, пластмассы, керамика, энергия, технологии, сварка, электрический ток, тело, расплавленный.

Ответ: Неразъёмное соединение, выполненное с помощью сварки, называют сварным соединением . Чаще всего с помощью сварки соединяют детали из металлов. Однако, сварку применяют и для неметаллов — пластмасс , керамики или их сочетания.

При сварке используются различные источники энергии: электрическая дуга , электрический ток , газовое пламя , лазерное излучение , электронный луч , трение , ультразвук . Развитие технологий позволяет в настоящее время проводить сварку не только в условиях промышленных предприятий, но в полевых и монтажных условиях (в степи, в поле, в открытом море и т. п.), под водой и даже в космосе. Процесс сварки сопряжён с опасностью возгораний ; поражений электрическим током ; отравлений вредными газами; поражений глаз и других частей тела тепловым, ультрафиолетовым , инфракрасным излучением и брызгами расплавленного металла.

- Давайте вспомним, что такое жаргонизмы? Чем они отличаются от профессионализмов и терминов? (Ответы обучающихся: жаргонизмы – это слова, понятные только в определенной среде, служащие средством общения социальных групп. Термины – точное определение слова для обозначения чего-либо в какой-либо сфере, а профессионализмы могут включать слова обиходные в профессии

- Посмотрите на экран. Здесь представлены жаргонизмы и их значение. Вам необходимо установить соответствие между ними.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ История профессии слесарь.docx

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ СЛЕСАРЬ:

Оказывается, слесарное производство имеет многовековую историю. С древних времен люди изготовляли орудия труда, предметы домашнего обихода.

Сначала они были каменные, затем деревянные и железные. Всех ремесленников, занимавшихся обработкой металлов, называли кузнецами.

В дальнейшем среди кузнецов появляются мастера, специализирующиеся на производстве определенных видов изделий: гвоздочники, скобочники, колечники, денежники, бронники, стрельники и т. д.

Возникает новая отрасль кузнечного ремесла — холодная ковка металла, т. е. окончательная обработка деталей без нагрева металла

Наиболее типичными представителями этой отрасли были замочники — мастера по изготовлению замков.

В начале XVIII в. замочников начали называть шлоссерами (по немецки — замочник).

Замочники выполняли работы по характеру весьма близкие к тем работам, которые сейчас называются слесарными.

Выбранный для просмотра документ Профессиональная лексика.ppt

Подготовила преподаватель русского языка и литературы: Калужная К.Г. КГА ПОУ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила преподаватель русского языка и литературы: Калужная К.Г. КГА ПОУ.

ТЕМА УРОКА:

Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в упо.

Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении (термины, профессионализмы). Повторить значения специальных терминов, закрепить навыки работы со словарем. Использовать межпредметные связи по русскому языку и спецпредметам для лучшего усвоения материала. Повторить знания учащихся по происхождению лексики, по словообразованию. Развивать умение грамотного письма общеупотребительных и профессиональных слов.






Штанг..н(ц..ркуль), керн..р, зубил. к..навочник, н..жо..ка, ч..ртилка, тру.

Штанг..н(ц..ркуль), керн..р, зубил. к..навочник, н..жо..ка, ч..ртилка, труб..ре. крейц(мейс..ль), в..рстак, на..филь, ра..пиль.

Штангенциркуль, кернер, зубило, канавочник, ножовка, чертилка, труборез, кре.

Штангенциркуль, кернер, зубило, канавочник, ножовка, чертилка, труборез, крейцмейсель, верстак, надфиль, рашпиль.

Штангенциркуль штанген+циркуль Чертилка чертил+к+(а) Труборез труб(а)+рез(ать.

Штангенциркуль штанген+циркуль Чертилка чертил+к+(а) Труборез труб(а)+рез(ать) Зубило зуби-ть

Осн..вной базой для каждого слесаря ..вляется вл..дение общ..сл..сарными оп.

Основной базой для каждого слесаря является владение общеслесарными операция.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности); высокий уровень устойчивости внимания; творческое мышление; хорошее пространственное воображение; хорошая моторная память (память на действия); физическая сила и выносливость; развитая ручная моторика; хорошая координация движений; способность конструировать; аналитическое мышление.

Личностные качества, интересы, склонности: эмоциональная стабильность и надеж.

Личностные качества, интересы, склонности: эмоциональная стабильность и надежность; исполнительность, аккуратность, систематичность в работе; дисциплинированность; терпеливость; ответственность за выполняемую работу; сознание и самоконтроль; упорство, настойчивость.

1 В Е Р С Т А К 2 З У Б И Л О 3 Ч Е Р Т И Л К А.

1ВЕРСТАК 2ЗУБИЛО 3ЧЕРТИЛКА 4ПАССАТИЖИ 5НАПИЛЬНИК 6ПРАВКА 7РАШПИЛЬ

Выбранный для просмотра документ Разработка урока по теме Профессиональная лексика..doc

Конспект открытого урока русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Методическая цель: использовать метод проблемного обучения, компьютерные технологии, межпредметные связи для усвоения лексических и орфографических особенностей профессиональной лексики, активизировать мыслительную, познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.

1. Образовательная:

Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении (термины, профессионализмы).

Развивать умение грамотного письма общеупотребительных и профессиональных слов.

Повторить значения специальных терминов, закрепить навыки работы со словарем.

Повторить знания учащихся по происхождению лексики, по словообразованию.

2. Развивающая:

Способствовать усвоению знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

Способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости у учащихся.

Развивать коммуникативные и творческие способности у учащихся.

3. Воспитательная:

Повышать интерес учащихся к своей профессии.

Воспитывать у учащихся желание говорить и писать грамотно.

Организационный момент (1 мин).

Вступительное слово учителя (1 мин).

Повторение (3 мин).

Практическая работа по заданиям (30 мин).

Закрепление (5 мин).

Подведение итогов, рефлексия (2 мин).

Организационный момент.

(Приветствие, определение темы, постановка целей и задач урока).

Вступительное слово учителя.

Повторение (фронтальный опрос).

Вопросы для повторения:

- Какой раздел о языке называется лексикой? (Лексика – это раздел языка, изучающий значение слов.)

- На какие группы делится лексика по своему употреблению? (Выделяется лексика общенародная (общеупотребительная) и слова, сфера употребления которых ограничена.)

- Какие виды слов выделяются в лексике, ограниченной в своем употреблении? (Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы.)

- Какие слова называются профессионализмами?

Беседа по вопросам:

- Что интересного вы узнали о своей профессии?

Практическая работа по заданиям.

1 задание. Вставить пропущенные буквы в данных словах, раскрыть скобки, расставить ударения, определить их значение, найти и показать среди представленных инструментов:

Штанг..н(ц..ркуль), керн..р, зубил. к..навочник, н..жо..ка, ч..ртилка, труб..ре. крейц(мейс..ль), в..рстак.

2 задание. Составить по одному предложению с одним из данных слов (устно).

3 задание. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Раскрыть значение профессиональных слов, обозначающих слесарные операции (выполняют самостоятельно в карточках, проверка у доски по одному обучающемуся: орфограммы, знаки препинания, лексическое значение слов, обозначающих слесарные операции).

(Проверка текста, работа со словарем).

Закрепление.

Решение кроссворда (фронтальный опрос):

Рабочее место слесаря.

Слесарный инструмент, предназначенный для рубки металла.

Инструмент, используемый для нанесения рисок на плоскости заготовки.

Инструмент, применяемый для гибки мягкой проволоки.

Каким режущим инструментом можно снять тонкий слой металла с поверхности заготовки?

Как называется операция по выпрямлению изогнутого или покоробленного металла?

Какой инструмент имеет точечную насечку?

Подведение итогов. Рефлексия.

Выставление оценок по русскому языку и по слесарному делу.

- Понравился ли Вам урок?

- Что нового Вы узнали? Чему научились?

- Нужно ли проводить уроки, связанные с профессией?

Домашнее задание.

В конспекте подробно описан урок по "Лексике" "Профессиональные слова" с использованием интерактивной доски.

ВложениеРазмер
konspekt_neverovoy_l.n._1_-_kopiya.doc 2.59 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок по теме "Профессионализмы"

Образовательная цель: дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах.


Урок русского языка в 6 классе на тему "Общеупотребительные слова. Профессионализмы"

Урок по УМК Ладыженской Т.А.


Урок по теме "Профессионализмы и диалектизмы", 5 класс

Урок в 5 классе по теме "Профессионализмы и далектизмы".


В этой работе рассмотрена тема "Лексика с точки зрения ее употребления". С помощью профессиональных терминов изучение нового материала проходит более доступно.


Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Кроссворд по теме "Профессионализмы"

Дидактический материал к уроку русского языка в 6 классе. Кроссворд по теме "Профессионализмы".

Урок по теме "Профессионализмы и жаргонизмы"

Урок начинается с подводки - небольшого стихотворения, которое будет намекать на тему урока; разбор профессионализмов и жаргонизмов, задания по теме.

2. Сфера употребления специальных слов и цели использования их в художественных произведениях.

3. Профессиональные слова, ставшие общеупотребительными.

Общеупотребительные слова – это слова, известные всему народу.

Необщеупотребительные слова (слова ограниченного употребления) – это слова, которые используются не всеми, а только представителями определённой профессии, социальной группы или жителями какой-либо местности.

Профессиональные слова (профессионализмы) – это слова, которые используются представителями определённой профессии. Например, фюзеляж, трап, козёл (непроизвольный скачок самолёта при посадке).

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что лексика делится по сфере употребления на общеупотребительную и лексику ограниченного употребления. К лексике ограниченного употребления относятся диалектные слова, жаргонизмы и профессиональные слова. Поговорим о профессиональных словах, или профессионализмах.

Профессиональные слова (профессионализмы) – это слова, которые используются представителями определённой профессии.

Какие слова можно отнести к профессиональным?

Это слова рангоут, такелаж, бушприт, фок, грот, бизань из морской сферы. Можно ли употребить эти слова в бытовой сфере? Если люди не занимаются парусным спортом, не связаны с морским делом, то необходимости употреблять эти слова у них нет.

Как обозначаются профессионализмы в словарях? В толковых словарях может быть помета специальное. Она означает, что слово употребляется в научной или технической литературе, его используют люди определённой профессии. Например, такую помету имеет слово тубус – труба в микроскопе, фотоаппарате или, как на фотографии, в телескопе.

Иногда в толковых словарях для пояснения области применения слова даются пояснения: в математике, в царской России, в народной словесности.

Термин – это слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определённого понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. п. Например, суффикс, подлежащее, имя существительное – это лингвистические термины; форте, баритональный, дискант – музыкальные термины.

Термин – это официальное, принятое в науке, технике, производстве название. А профессионализм может быть разговорным, полуофициальным.

Профессиональные слова могут переходить в разряд общеупотребительных и наоборот.

У слова улитка два значения: одно общеупотребительное – медленно передвигающийся моллюск, имеющий раковину; второе специальное, из области анатомии – часть внутреннего уха, где находится звуковоспринимающий аппарат. Второе значение появилось на основе сходства этой части улитки с раковиной моллюска.

При употреблении профессиональных слов важно, чтобы собеседник понимал их значения. Профессиональная лексика помогает понять, кто из собеседников с тобой одной профессии.

Тренировочные задания:

Восстановление последовательности элементов.

Восстановите последовательность предложений, чтобы получился текст.

Сурдопереводчик переводит для них на язык жестов инструкции, требования по технике безопасности, распоряжения, устные указания и другую необходимую информацию.

Сурдопереводчики сопровождают глухих и слабослышаших людей при контактах с государственными органами.

Сурдопереводчик – это специалист, который переводит устную речь на язык жестов.

Такие специалисты нужны на предприятий, где трудятся люди со слабым слухом.

Правильный ответ: 3, 2, 4, 1

Выделение цветом.

Прочитайте текст, найдите в нём специальные слова и выражения, описывающие процесс изготовления мороженого, выделите их цветом.

Чтобы приготовить мороженое, его сначала надо нагреть. Термическая обработка необходима для уничтожения вредных бактерий. После пастеризации наступает один из самых важных этапов производства – гомогенизация. Смесь подаётся в прибор и под большим давлением пропускается через узкое отверстие. В результате этого жировые шарики уменьшаются в несколько десятков раз, это помогает сделать смесь однородной. Процесс гомогенизации влияет на структуру и консистенцию будущего мороженого.

Чтобы выполнить это задание, необходимо помнить, что профессиональные слова – это слова ограниченного употребления. Ищем такие слова в тексте. Это термическая обработка, пастеризация, гомогенизция, однородная смесь, консистенция.

Чтобы приготовить мороженое, его сначала надо нагреть. Термическая обработка необходима для уничтожения вредных бактерий. После пастеризации наступает один из самых важных этапов производства – гомогенизация. Смесь подаётся в прибор и под большим давлением пропускается через узкое отверстие. В результате этого жировые шарики уменьшаются в несколько десятков раз, это помогает сделать смесь однородной. Процесс гомогенизации влияет на структуру и консистенцию будущего мороженого.

Читайте также: