Конспект урока поделки из ниток

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Зяблова Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Немецкая школа № 1212"
Населённый пункт: города Москвы
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Аппликация из скрученных ниток: весёлая улитка"
Раздел: начальное образование

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Создание объёмной аппликации из скрученных ниток.

Формирование навыков работы с пряжей.

Развитие мелкой моторики детей.

Организационный момент.

2. Актуализация знаний детей об улитках (повторение материала, пройденного

В сырую погоду часто можно увидеть в садах и парках, на

лугах и в лесах ползающих улиток, которых также называют

брюхоногими моллюсками. Живут они также в больших и малых

побережья, а их пустыми раковинами играют волны прибоя. Итак,

они живут в самых разных условиях. Вместе с двустворчатыми и

головоногими моллюсками все они относятся к типу моллюсков.

На земном шаре известно 85—100 тысяч видов улиток.

Обычно у улитки вытянутая нога, с помощью которой она

вперед тело улитки. В случае опасности улитки прячутся в раковину.

3. Подготовка рабочего места.

Проверка готовности рабочего места к работе. Проверка наличия всех материалов,

необходимых для начала работы:

- небольшой кусок ткани;

- клей-карандаш (или ПВА);

Повторение основных правил работы.

4. Поэтапное объяснение изготовления столбика ниток.

1. Отступи от конца нитки 12 – 15 см, завязи узелок, оставив небольшую петлю.

2. Надень петлю на конец карандаша и затяни потуже.

3. Одной рукой держи карандаш и конец нитки, а другой – наматывай ровные ряды

4. Когда намотаешь нужное количество витков (5 – 10 см), отрежь нитку от клубка и

связи её со свободным концом двумя узелками.

5. Осторожно снимай столбик ниток, постепенно сдвигая его с карандаша к острию

Цель: научиться выполнять куклу из ниток.

Задачи: овладение практическими навыками изготовления куклы, расширение представлений о народных обычаях, развивать мелкую моторику рук, развитие творческих способностей и творческого мышления, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к русским традициям.

Материалы: набор шерстяных ниток, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, образец куклы Мартинички, показы на каждый этап работы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение.

Подарили куклу

Мне на день рожденья.

Это просто чудо,

Радость и везенье.

Только с ней играю,

Обо всём на свете

С Машей забываю.

Спать кладу в кроватку

Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой,

С Машенькой к порядку.

Куклу берегу я,

С ней я стала лучше,

Воспитатель: Про кого это стихотворение?

Дети: Про куклу.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Кукла не рождается сама : создает ее человек. Кукол делали по определенным правилам. Непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела лица. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях. Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.

Воспитатель: А как вы думаете из чего раньше изготавливали кукол?

Дети: Из дерева, кукурузы, теста.

Воспитатель: Правильно, но не только, также их делали из глины, бересты, соломы, пакли, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток, Сегодня мы с вами будем изготавливать кукол. Но куклу мы будем выполнять необычную, а из ниток, а называется она – Мартиничка.

Все ребята дружно встали Выпрямится.

И на месте зашагали. Ходьба на месте.

На носочках потянулись, Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели Присесть.

И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.

Воспитатель: Начнем выполнение работы с женской фигуркой из ниток. У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны. Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Что бы сделать мальчика. Разделите нижний пучок на две равные части и свяжите каждую из них.

Во время выполнения работы воспитатель помогает детям советом, уточнение последовательности и приемов выполнения работы.

Воспитатель: Молодцы, все справились замечательно. Посмотрите, какие красивые куклы у вас получились. Сегодня мы выполнили сувенир по мотивам народных образов. Самое древнее значение куклы магическое, позднее она была игрушкой для детворы. Рассматривание работ.



Ребята отгадайте загадку. Отгадка загадки и я является темой нашего урока.

но с ней не скучно.

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (ответы детей).

Сегодня действительно будем разговаривать о куклах, но не обычных, куклах в которые играли давно, еще наши бабушки и прабабушки.

Кто попробует сформулировать тему урока?

Знакомство с историей возникновения куклы.

Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она играла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.

Как вы думаете, ребята – как используется такое изделие в наши дни? Это сувенир, украшение, наподобие брошки. Обычно такое украшение – это именно пара кукол: мужская и женская фигурки. Женская фигурка изготавливалась из белых ниток, а мужская из красных.

- Как вы думаете, легко ли выполнять эту работу? Почему?

Прочитайте на доске поговорку:

Умей дело делать, умей и позабавиться.

- Как вы её понимаете? (Сначала нужно сделать дело (например, изготовить куклу), а потом и отдохнуть, поиграть (например, с этой же куклой).)

Итак, начнем работать.

2. Анализ образца.

Из скольких деталей она состоит? Как они соединены? Кукла делается из 2 пучков соломы: один, пучок побольше, из него получается туловище с головой и ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка получается путем переворачивания пучков в нужных местах цветной ниткой.

Для работы нам понадобятся нитки для вязания, ножницы кусочек плотного картона, размером 15Х10 см.

Вспомним правила работы с ножницами.

• Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

• Ножницы должны иметь острые концы.

• Ножницы кладите кольцами к себе.

• Следите за движением лезвий во время резания.

• Не оставляете ножницы раскрытыми.

• Передавайте ножницы кольцами вперед.

• Не машите ножницами, не подносите к лицу.

Храните ножницы всегда в определенном месте.

3.Объяснение предстоящей работы.

Урок технологии и презентация по теме

- Начнем выполнение работы с женской фигуркой из ниток.

Последовательность изготовления куклы:

Намотайте нитки на картонку по ее длине, размер картонки 15Х10 см. Число витков зависит от толщины нити (35-40). Это будут голова, туловище и ноги.

У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны.

Вверху пропустите нитку и свяжите её узелком. Здесь я обычно обращаю внимание ребят, что если узел будет слабым, то и голова будет квадратной.

Обмотайте несколько раз вокруг “шеи”, таким образом, выделяя голову. Оставшуюся нить опустите вниз.

Руки: намотайте нитки на картонку по ее ширине. Количество витков так же зависит от толщины нити (15-20). Перехватите полученный моток с обеих сторон ниткой и завяжите узелками.

Проденьте руки сквозь туловище прямо под шеей.

Ниткой обмотайте вокруг талии (хорошо смотрятся пояса, выполненные ниткой другого цвета) Закрепите нитку несколькими узлами и обрежьте ее.

Расстригите юбочку и подравняйте её ножницами.

Если юбочку разделить на две части, получится мальчик.

III. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

IV. Самостоятельная работа.

V. Итог урока.

- Давайте вернемся к теме и цели урока.

- Как вы думаете, цель нашего урока достигнута?

- Кому можно подарить эту куклу.

Сегодня на уроке мы выполнили сувенир по мотивам народных образов. В старину кукла делалась из соломы, так как солома была доступным и дешевым материалом; самое древнее значение куклы магическое, позднее она была игрушкой для детворы; в современной жизни отчасти изменился смысл этого изделия, используются другие материалы.

VI. Оценивание работы учащихсВесь материал - смотрите документ.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Кукла из ниток.

Кукла из ниток.

Платья носит, есть не просит, всегда послушна, но с ней не скучно

но с ней не скучно

Правила работы с ножницами Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Ножницы должны иметь острые концы. Ножницы кладите кольцами к себе. Следите за движением лезвий во время резания. Не оставляете ножницы раскрытыми. Передавайте ножницы кольцами вперед. Не машите ножницами, не подносите к лицу. Храните ножницы всегда в определенном месте

Правила работы с ножницами

  • Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  • Ножницы должны иметь острые концы.
  • Ножницы кладите кольцами к себе.
  • Следите за движением лезвий во время резания.
  • Не оставляете ножницы раскрытыми.
  • Передавайте ножницы кольцами вперед.
  • Не машите ножницами, не подносите к лицу.
  • Храните ножницы всегда в определенном месте

Для изготовления куклы нам понадобятся: шерстяные нитки, ножницы, шаблон из картона.

Схема изготовления куклы из ниток

Схема изготовления куклы из ниток

1.Подготавливаем необходимые материалы Вырезать шаблон из картона 15х10

1.Подготавливаем необходимые материалы

Вырезать шаблон из картона 15х10

2.Наматываем нитки на картонку по длинной стороне

2.Наматываем нитки на картонку по длинной стороне

3.Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем

3.Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем

4.Нижний сгиб разрезаем

4.Нижний сгиб разрезаем

5.Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине, разрезаем с двух сторон

5.Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине, разрезаем с двух сторон

6.Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Получились ручки

6.Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Получились ручки

7.Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получится круглей. Под головку вкладываем ручки

7.Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получится круглей. Под головку вкладываем ручки

8.Перевязываем куколку по талии. Мартиничка готова. Аналогично делаем еще одну куколку белого цвета. Затем из двух нитей белого и красного цвета делаем витой шнурок и на его концы привязываем куколки.

8.Перевязываем куколку по талии. Мартиничка готова. Аналогично делаем еще одну куколку белого цвета. Затем из двух нитей белого и красного цвета делаем витой шнурок и на его концы привязываем куколки.

Получилась парная композиция обрядовых куколок Мартиничек!

Получилась парная композиция обрядовых куколок Мартиничек!




-75%

Цель: расширение знаний и умений в области декоративно-прикладного творчества
Задачи:
- продолжать знакомить детей с русским народным промыслом и русскими традициями; - познакомить детей с народным видом ремесла – изготовлением куклы из нитей;
- научить приемам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициям; - развивать мелкую моторику рук; - вызывать интерес и воспитывать любовь к русскому народному творчеству и рукоделию; - формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать. Материалы: образец готовой куклы, иллюстрации народных кукол, клубки шерстяных ниток, коробки для наматывания ниток при выполнении заготовок туловища и рук, ножницы.

Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хочу вам рассказать одну очень интересную историю. В давние времена, когда у детей не было таких игрушек, как у вас, мастера – кудесники делали игрушки своими руками. Самая любимая игрушка у детей была кукла, и она была немного другой, чем куклы, которыми играете вы сейчас. Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она играла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.
- Мы с вами станем мастерами – искусниками из древнего русского села и изготовим с вами куколку из ниток. Работа эта не так проста, поэтому мы будем с вами друг другу помогать. Кукол мы будем делать из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера. Обратите внимание: цветная нитка для перевязывания пучков одновременно будет и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал.


- Теперь мы перетягиваем цветной ниткой по воображаемой линии талии куклы. Затем, цветными нитями перетягиваются ладошки куклы. У куклы (мальчика) также перетягиваются ножки.



Сегодня мы выполнили с вами куклу по мотивам народных образов. В старину кукла делалась из соломы, так как солома была доступным и дешевым материалом; самое древнее значение куклы магическое, позднее она была игрушкой для детворы; в современной жизни отчасти изменился смысл этого изделия, используются другие материалы.



У нас получились чудесные куклы они принесут вам здоровье, добра, счастливую жизнь.
Итог работы:
- Что вам понравилось на нашем занятии?

Читайте также: