А п чехов хамелеон проблематика рассказа конспект урока 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

писателя - классика Антона Павловича Чехова. И прежде всего хочу спросить:

/ Отец и дед А.П.Чехова были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Они

принадлежали помещику Черткову. Дед Чехова скопил 3,5 тыс. руб. и выкупил всю се мью

1)Что вы узнали о жизни Антона Павловича Чехова из статьи учебника и из прошлого

/ Чехов родился в г.Таганроге. Отец Чехова, бу дучи свободным человеком, завел в

Таганроге собственное торговое дело. Но дела шли неважно, он едва сводил концы с

концами. А.П.Чехову часто приходилось помогать отц у , стоя за прилавком./

/ Природа богато одарила детей Чеховых. Александр и Михаил так же, как и Антон, стали

литераторами, Николай – художником, Иван – учителем, Мария была художницей,

мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А.П.Чехова в Ялте./

/ Дети считали, что талантом они обязаны отцу , а душой – мат ери. Детям дали домашнее

образование: их учили иностранным языкам, му зыке. Сам Павел Егорович был

талантливым человеком: он увлекался пением, рисовал, играл на скрипке. Этому же он

учил детей: с детства учился играть на скрипке, а также пел в церковном хоре А.П.Чехов./

Слово учителя: А.П.Чехов ос тался благодарен своим родителям. « Оте ц и мать, -

говорил Чехов, - единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего

никогда не пожалею. Если я буду выс око стоять, то э то дела их ру к, славные они люди, и

4)Почему А.П.Чехову пришлось рано стать самостоятельным и бороться за

/ Отец А.П.Чехова признал себя банкротом и бежал в Москву со всей сем ьей. А.П.Чехов

остался вТаганроге, заканчивал гимназию. Средства к жизни он зараба тывал

/ После окончания таганрогской гимназии Чехов посту пил на медицинский факу льтет

Московского университета, окончив который, занялся медицинской пра ктикой.

Совершает поездку на Сахалин, где делает сплошну ю перепись каторжных и ссыльных

Поселился под Москвой, в деревне Мелихово. Чехов занимался не только литературной

деятельностью: он работал врачом , учас твовал во всеобщей переписи населения, работал

участковым врачом во время эпидемии холеры, на свои средства построил несколько

Слово учителя: Мы у видели, что с детства пришлось Чехову трудиться, трудился он

всю свою жизнь. Но еще Чехов постоянно работал над собой, над своей душой, над своим

характером. Этим неустанным трудом самовоспитания Чехов занимался всю жизнь.

А.П.Чехов убежден, что человек способе н усилиями ума и воли изменить свой характер. В

одном из писем брату Николаю А.П.Чехов разворачивает целу ю программ у

- Давайте перечитаем это письмо./ Учитель зачитывает письмо, уч - ся следят./

В письме брату Николаю (1886) А.П.Чехов изложил те требования, которые в перву ю

«Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим у словиям:

1.Они уважают человеческу ю личность, а потому всегда снисходительны, мягки,

2.Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того,

3.Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4.Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь

оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего…Они не болтливы и

не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чу жим умам они

5.Если они имеют талант, то уважают его…Они горды своим талантом…

6.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могу т уснуть в одежде, видеть на стене щели

- Подумайте над словами Чехова? Что бы вы изменили в себе, благодаря этой

программе? Или, может быть, вы добавите какие - то свои пункты самовоспитания?

/ Ответы уч - ся: добросовестно относиться к учебе, не лениться, у важат ь старших,

Слово учителя: Молодцы. Зада чи и цели ставите отличные, теперь осталось приложить

/ Писать Чехов начал еще в гимназии. Он даже издавал собственный рукописный жу рнал

7)Какие псевдонимы были у Чехова? Р асскажите о происхождении одного и з них.

/ Антоша Чехонте. Учитель гимназии Покровский дал Чехову это шутливое прозвище,

заметив в Чехове юмористический талант. Это прозвище стало псевдонимом

Чехов очень любил шутки, нелепые прозвища, ценил чувство юмора в людях, в раннем

творчестве писал юмористические рассказы. Это отразилось в его псевдонимах.

4.Учитель соо бщает цель у рока: Сегодня мы познакомимся с рассказом Чехов а

Учитель читает эп играф на доске: М.Горький сказал сле дующее о творчестве

Задание у чителя: В процессе работы над рассказом подумайте над вопросом:

де йствительно ли Чехов беспощадно правдиво нарисовал позорную картину жизни людей

- Сколько раз и в связи с чем Очу мелов меняет свое решение относительно соба чки?

/ Шесть превращений, шесть сме н интон ации – от начальственно - повелительной до

/Первоначально звучит категоричное, законное реше ние: уничтожить собаку и наказать

- Давайте послушаем ху дожественное чтение отрывка в исполнении народного артиста

- Каков же тон? / повелительный, гневный, грозный, начальственный /.

- А почему затем собака берется под защиту, и виновным оказывается Хрюкин?

/ Потому что, как сказал кто - то из толпы, собака генеральская./

- Прослушаем еще один отрывок. /прослушивани е записи на ау диокассете/

- Какой стала речь полицейского надзирателя? /тише, в ней заметны лесть,

- Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он

- Прочитайте, соблюдая необходимую интонацию./уч - ся читает/

/ Причина этой перемены: городовой говорит, что, может быть, собака и генеральска я./

- Прочитайте, через голос передайте хара ктер героя./ уч - ся читает/

Вывод по табли це: Таким образом, мы выделяли главные мысли героя, и у нас

- А дает ли нам Чехов ответ на вопрос: кто виноват? Виновата ли собака?

Вывод учителя: Чехо в был одним из первых писателей, кто понял, что деньги, чин,

ав торитет, поклонение им порождает страх, страх, порабощающий и у ничтожающий

человека. Особенно Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство,

Слово учителя: Характерным признаком ху дожественного почерка Чехова является

внимание к художественной детали, помогающей рас крыть характеры персонажей, понять

Работа с терми нами: Ху дожественная детал ь – изобразительная или выразительная

подробность изображенного мира художественного произведения. Функция ху д.деталей –

выделить характерную черту героя, обнар ужить психологическое с остояние персонажа.

- По какой внешней детали мы видим, как меняется мнение надзирателя?

/ Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель. Его бросает то в жар, то в холод./

Слово учителя: В ли тературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова -

Щедрина. С Щедриным Чехова сближает тема обличения российской де йствительности и

Очумелый (прост.) – совсем потерявший соображение, одурелый.

Слово учителя: Такж е с Салтыковым - Щедриным Чехова сближает прием

Хамелеон – порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от

- Откройте учебник биологии за 7 кл. на стр.199, посмотрите на это животное.

Слово учителя: Хаме леон. Даже мельком взглянув на это животное, поймешь, что

оно – необычное, удивительное. Еще больше убеждаеш ься в этом, познакомившись с его

образом жизни и строением. Широкую известность получила свойственная х амелеонам

способность быстро изменять окраску и рисунок тела, откуда произошло и само

хамелеона принимает цвет предмета, на котором он сидит. В зеленой листве он

становится зеленоватым, на фоне темной коры темнеет. И зменения окраски

происходят под действием внешних раздражителей – температуры, света и

влажности, так и в результате голода, испуга, жажды, раздражения. Окрас ка

хамелеонов хорошо гармонирует с окружающим фоном, скрывая животное от глаз

Хамелеон(перен.) – человек, который приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое

Вопросы: - В чем см ысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать хамелеоном?

/ Хрюкин, толпа. Хрюкин то требуе т для себя равенства, вспоминая, что у него брат в

жандармах, то по - холопски ум олкает, когда гнев Оч ум елова обращается на него. Сама

толпа, поначалу сочувствовавшая мастеровому, в результате смее тся над ним. /

Вывод: Таким образом, ха мелеонство приобрело всеохватывающий характер. Очумелов

Обращение к эп играфу : - Вернемся к эпиграфу. Верно ли Горький оценил творчество

Слово учителя: Мы в идим, как Чехов берет мельчайший, но типичный факт из

обыденной жизни и на его примере показывает человеческие отношения в целом. Чехов

не просто описывал жизнь, он жаждал переделать ее , чтобы она стала умнее, человечнее,

Вывод: За какого челове ка боролся Чехов в своих рассказах? Какие недостатки

высмеивал? Чехов боролся за челове ка гордого, свободного, имеющего чувство

собственного достоинства, а высме ивал то, что мешает человеку стать таковым.

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем в своих тетрадях определения

Слово учителя: Чехо в вошел в историю литературы как величайший мастер короткого

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 114 с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района городского округа г. Уфа РБ

Разработка открытого урока по литературе на тему

Автор: Буракова Юлия Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Задачи урока:

Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, тест.

1. Оргмомент. Приветствие:

Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.

Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова: (слайд №1)

?? Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)

Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.

П. Вступительное слово. Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).

?? Какие рассказы Чехова вы читали?

1. Что нес городовой в решете?

2. Какова фамилия полицейского надзирателя?

3. Какова фамилия городового?

4. Какого цвета пятно было на спине у собаки?

5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?

6. Какие в основном собаки были у генерала?

7. Кто такой Прохор?

8. Как звали брата генерала?

9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?

10. Зачем приехал брат генерала?

Взаимопроверка (слайд №3)

Критерии оценки (слайд №4)

Ш. Объявление темы урока. Целеполагание.

?? как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?

(выявить особенности рассказа, смысл названия).

1 V . Работа по теме.

Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. (слайд №6)

?? А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).

?? А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)

?? Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)

А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм: (слайд №7)

1. Полицейский надзиратель (Очумелов);

hello_html_m6be758f5.jpg

2. Городовой (Елдырин);

3. Золотых дел мастер (Хрюкин)

4. Фамилия генерала ( Жигалов)

?? -Где происходит действие? (слайды №10-11)

- кто идет по площади?

- как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).

- что нарушает тишину?

Учитель: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака)

Учитель: Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.

Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма). (слайд №12) (Вот здесь отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?

(перепады в настроении, состоянии).

Учитель: А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)

***Посмотрим мультфильм.

?? Как меняется его взгляд на справедливость?

. Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?

(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы) (слайд №13)

Учитель: ?? В "Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?

- По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку. (слайд №14)

- Почему такое странное название – "Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (слайд №15)

Запишем диагноз – хамелеонство. (слайд №16)

- Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)

- Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)

А сколько раз меняет он свое мнение? (Проблемный вопрос. ) (шесть)

С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини - исследования по тексту (чтение фрагмента подготовленными учениками)

Учитель: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.

- кто болен? - какие симптомы? - Каков диагноз?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А даёт ли Чехов рецепт прямо?

(нет) Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)

- Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?

- Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?

(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое "я”, он подстраивается под обстоятельства)

- Хамелеонство - душевная или физическая болезнь? (Болезнь нравственная)

- Назовите, какие еще болезни души вы знаете?

- Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)

- Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.

Учитель: 3. Попробуем разобраться в стилевых особенностях рассказа. (Будем делать краткие записи в тетрадях).

Вспомним, что же такое стиль писателя.

Стиль писателя - особая манера письма, единство творческих особенностей, присущих данному писателю. (слайд № 20)

Проверим д/з, выполненное мини - группами *** У каждой группы будет карточка-помощник, которой можно воспользоваться для выявления своей особенности. (слайд №21)

1 ГРУППА (средний уровень): выявить особенности заглавия и фамилий героев??

Карточка-помощник: 1)Что вы можете сказать об особенности названия? (Кратко и точно)

Итак, первая особенность рассказов Чехова: короткое, простое заглавие.

Карточка-помощник: 2) Попробуем объяснить значение фамилии полицейского надзирателя. Обычно, говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность.

Очумелов? - Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

Хрюкин – свинья, хрюкать.

Запись в тетради:

1. Короткое, простое заглавие. (слайд №22)

2 ГРУППА (нормальный уровень): выявить особенности композиции и построения рассказа.

( Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.

Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.

Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.

Кульминация: - Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.

Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)

Очень краткая завязка: Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)

Карточка-помощник: 2) Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?

- Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?

Карточка-помощник: 3) Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?

- Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.

- Много ли эпитетов, сравнений? ( Почти нет)

- Любимая часть речи? (Глагол)

- Слова вычурные, непонятные? ( Простые и точные)

Запись в тетради:

3. Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка (слайд №22)

4. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.

5. Диалоговое построение рассказов.

6. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.

3 ГРУППА (повышенный уровень) : выявить особенности изображения героев, их речи

- Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

7. Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики. (слайд №22)

Карточка-помощник: 2) Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина? Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось? (конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова).

- Какую роль играют эти детали? Найдите их. О чём они говорят?

(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

2) Следующая деталь? Шинель. Означает символ власти.

В тексте несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

3) Следующая деталь? Палец.

Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

Запись в тетрадях:

- Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов? (слайд №25)

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к словарям.

Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный.

Сатира – буквально всякая всячина, смешение. Смех беспощадный, критика действительности, явлений. (слайд №26)

Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи комичны своей изменчивостью. Чехов заставляет нас не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется одна из главных особенностей его ранних рассказов – их сатирическая направленность.

Самопроверка. (слайд №28)

VI . Заключение.

Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!

Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!

VII . Рефлексия (слайд №29)

сегодня на уроке я узнал, что…

мы сегодня говорили о…

сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…

-- Сейчас я попрошу вас дать личностную оценку деятельности на уроке. Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок, выберите смайлик в зависимости от своего настроения

VIII . Домашнее задание: (слайд №30)

Письменно (на выбор)

1. Художественный приём, к которому прибегает Чехов при создании рассказа:

Для полицейского надзирателя Очумелова важнее всего:

А) справедливость Б) закон и порядок В) угодить генералу

А) новая шинель Очумелова, Б) детали поведения толпы, осмеивающей Очумелова В) палец Хрюкина

Чехов говорит о людях, подобных Очумелову:

А) осуждающе, гневно, Б) насмешливо, с сарказмом, В) с грустью и пониманием

А) во внешнем сходстве Очумелова с хамелеоном Б) в том, как раскрывается поведение Очумелова В) в выборе Чеховым яркого, привлекающего внимание читателей заглавия

Окончательное решение Очумелова, разбирающего историю с Хрюкиным, зависит от того:

А) кому принадлежит собака, укусившая Хрюкина Б) какое настроение будет у полицейского надзирателя В) что говорит об этом закон

А) канцеляризмы Б) фразеологизмы В) просторечные слова

1 ГРУППА (средний уровень): выявить особенности заглавия и фамилий героев??

Карточка-помощник: 1)Что вы можете сказать об особенности названия? (длинное с описанием или короткое)

Карточка-помощник: 2)- Попробуйте объяснить значение фамилии полицейского надзирателя и других героев.

Очумелов? - Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

Хрюкин – свинья, хрюкать.

2 ГРУППА (нормальный уровень) : выявить особенности композиции и построения рассказа.

Карточка-помощник: 2) Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?

- Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?

Карточка-помощник 3): Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?

- Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.

- Много ли эпитетов, сравнений?

- Любимая часть речи?

- Слова вычурные, непонятные?

3 ГРУППА (повышенный уровень) : выявить особенности изображения героев, их речи

Карточка-помощник 1): - В чём особенность речи героев Чехова? Какая лексика слышится в рассказе? Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь?

Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

Карточка-помощник: 2) Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина? -Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось? (конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова)

- Какую роль играют эти детали? Найдите их. О чём они говорят?

Подсказка 1 группе

Говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность. Очумелов? - Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

Хрюкин – свинья, хрюкать.

Подсказка 2 группе

Композиция – это построение рассказа. Её элементы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В этом рассказе:

Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.

Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.

Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.

Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)

ВЫВОД: композиция традиционная.

Экспозиция. Здесь нет предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию — оно начинается сразу. Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. Описание базара, на котором происходит действие рассказа, кратко и выразительно. Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина.

Очень краткая завязка; место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)

Автор использует простые предложения (примеры…)

- Много ли эпитетов, сравнений? ( Почти нет)

- Любимая часть речи? ( Глагол)

- Слова вычурные, непонятные? ( Простые и точные)

ВЫВОД: предложения простые, используются глаголы. Почти всё построено на диалоге.

Подсказка 3 группе

ВЫВОД: речь каждого героя характеризует его как личность, по характеру.

(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

2) Следующая деталь Шинель. Означает символ власти.

В тексте несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

3) Следующая деталь. Палец.

Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами. На занятии мы проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1, см. Приложение 1)

Запись темы урока в тетради

III. Первичное восприятие текста

– Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.

Название рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” прочно вошло в русский язык.

– А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?

– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)

– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?

– Тема нашего урока звучит так: “Рассказ “Хамелеон” – живая картина нравов общества”. А что такое нравы? (Слайд 2)

Нравы – обычай, уклад общественной жизни.

– Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)

– Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и которые вызывали недовольство писателя.

IV. Анализ рассказа

– Назовите действующих лиц рассказа.

– С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 3)

– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? ( Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)

– Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)

– Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)

– Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4)

– Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.

– А кто же “пострадавший”? Зачитать.

– Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)

– Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?

– Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)

– Как дальше разворачиваются действия?

– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)

– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)

Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным.) (Слайд 5)

– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)

– Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?

– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)

Зачитайте рассуждения Очумелова.

– С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)

– А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)

– Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)

– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)

– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.

– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6)

– Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать.

– Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)

– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)

– А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)

– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.)

– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)

– О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)

– Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)

– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7)

– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)

– Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)

– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)

Записать определение в тетрадь

– А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд 8)

V. Мастерство Чехова-художника. Работа в группах

– Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы только что познакомились, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.)

– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.

Работа в группах (Слайд 9)

Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.

– Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.

Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина.

Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?

Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?

– Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа.

Очемелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…

Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.

Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.

– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.

Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?

– Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.

– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради (Слайд 10):

Приемы создания комического в рассказе:

1) Художественные детали (пример).
2) “Говорящие” фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.

– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (Из повторение одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути.)

Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок)


– Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.

VI. Чтение рассказа по ролям

VII. Подведение итогов

– Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока? (Не для легкого чтения, читать, вдумываясь.)
– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?

VIII. Домашнее задание: (Слайд 11)

1) Подготовиться к тесту по рассказу “Хамелеон”.
2) “Злоумышленник” – выразительное чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: рассмотреть средства создания комического в рассказе.

Образовательная: продолжить обучать детей составлять словесные характеристики персонажей. Проанализировать средства создания комического в рассказе, продолжить работу с терминами.

Развивающая: развивать умения анализа художественного текста;развить понимания значения художественной детали; развитие образного и ассоциативного мышления.

2. Проверка домашнего задания (биография писателя.).

- Помните ли вы, что такое сюжет и каковы его элементы? (1.экспозиция
2.завязка
3.развитие событий
4.кульминация - наивысшая точка конфликта
5.развязка
6.эпилог)

-Что вы можете сказать о сюжете данного произведения? ( как таковой развязки нет, кульминации нет, развития нет, весь рассказ строится на повторении одной и той же ситуации, по принципу испорченной пластинки, в этом и заключается комичность).

-Как вы думаете, почему Чехов придерживается именно такой сюжетной линии?

- Кто является участником происходящих событий, произошедшего скандала?

- Можем ли мы сказать, что ситуация, которая произошла с героями, является комичной?

-Как вы думаете, с помощью чего же автору удается сделать свой рассказ смешным или комичным? (С помощью своих персонажей, их речи, фамилий, описываемой обстановки.)

- Что выдает в Хрюкине алчность, помимо выражения лица? (Палец имеет вид знамения победы. Хрюкин был уверен, что сможет поживиться, получить деньги с хозяина собаки).

-Как вы думаете, почему Чехов не дает нам ответ на вопрос : виновен ли щенок на самом деле? (Потому что это не важно для героев. Его судьба зависит от того, кем является хозяин. Каждый из героев хочет нажиться, улучшить свое положение за счет бедного пса. Никому не нужна истина, прав тот, кто богаче).

-О чем же говорят нам фамилии персонажей? Как вы думаете, о чем говорит фамилия Хрюкин? (Хрюкин (хрюкать) -свинья. Поведение данного персонажа комментируют люди из толпы, говорят, что он щенку тыкал в морду сигаретой. Хрюкин ведет себя по-свински).

-Как вы думаете, в чем смысл данных слов? И как они отражают задумку и смысл всего рассказа?

Подведение итогов урока.

Читайте также: