Конспект урока приведение подобных слагаемых

Обновлено: 06.07.2024

УМК: 6 класс, Виленкин Н.Я, Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И., Мнемозина, 2020 г.

Класс: 6.

Предмет: математика.

Задачи урока:

Образовательные: проверить знания, умения и навыки учащихся, выявить пробелы в знаниях и провести коррекцию;

  • способствовать формированию умений применять приемы обобщения, сравнения, выделения главного;
  • развивать логически правильную речь, визуальное мышление, внимание и память, алгоритмическую деятельность;
  • прививать интерес к математике;
  • культивировать стремление обучающихся быть активными, организованными, уметь общаться.

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД:
    • Знать понятие подобные слагаемые.
    • Уметь применять правило приведения подобных слагаемых.

    Оборудование: мультимедиа, учебник, доска с магнитной поверхностью, магниты, листы с заданиями для групп, оценочные листы (на каждого обучающегося).

    Форма организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

    Технологии, используемые на уроке:

    • Технология дифференцированная обучения;
    • Технология смыслового чтения;
    • Технология оценивания учебных достижений;
    • Технология развивающего обучения;
    • Технология смыслового чтения;
    • Здоровьесберегающая технология.

    Приложения:

    1. Оценочные листы.
    2. Презентация.
    3. Цель урока.
    4. План урока.
    5. Карточки с самостоятельной работой.
    6. Дифференцированная самостоятельная работа.
    7. Проверка дифференцированной самостоятельной работы.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Формируемые УУД

    I. Организационный этап.
    Цель: мотивировать к учебной деятельности

    Приветствуют учащихся.
    Проверяет готовность к уроку.

    В течение урока вы будете работать с листами, где каждый из вас будет оценивать свою работу. Лист самооценки представлен в виде следующей шкалы: 5 - все понятно, цель достигнута, могу помочь; 4 - понятно не все, нужен совет; 3 - трудно, нужна помощь. (Приложение 1)

    Приветствуют учителя.
    Проверяют готовность к уроку.

    Коммуникативные.
    Слушать, адекватно реагировать на реплику.

    Регулятивные.
    Самостоятельно организовать рабочее место, настраивать себя на продуктивную работу.

    Личностные.
    Доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.

    II. Этап актуализации знаний.
    Цель: актуализировать знания учащихся

    Ребята, в начале урока мы проведем устный счет. (Слайд 1. Приложение 2)


    (1)

    Выполняют вычисления, поднимают руку и отвечают

    Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
    Личностные: самоопределение.
    Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    III. Определение темы, постановка цели, определение задач.
    Цель: актуализировать знания учащихся по данной теме

    Ответы на вопросы:
    Уже два урока мы с вами работаем над этой темой. Каждый урок мы узнавали, что-то новое. Сегодня на уроке мы должны подвести итоги своей работы.
    Какая тема сегодняшнего урока? (Подобные слагаемые. Приведение подобных слагаемых)
    Какую цель поставите на урок?
    Что мы будем делать для достижения этой цели? Как мы будем достигать эту цель?
    Откройте тетради и запишите тему урока.

    Формулируют тему урока. (Подобные слагаемые) (Слайд 3 (Приложение 1).
    Определяют цель на урок (Обобщение и закрепление и обобщение пройденного материала) (Приложение 3).
    Составляют план урока (повторение теории, применение знаний, самостоятельная работа, самооценка и итог урока). (Приложение 4).
    Открывают тетрадь и записывают тему урока.

    Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
    Личностные: самоопределение.
    Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    IV. Проверка теоретического материала.
    Цель: закрепление усвоенных знаний, организация самостоятельного выполнения заданий учащимися.

    Ребята, в начале урока мы проверим, как вы знаете теорию по этой теме.

    Взаимопроверка. (Слайд 5,6,7,8,9) (Приложение 1).
    Выставляют оценку в листы самооценки (Приложение 2)

    Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в письменной речи, понимать смысл поставленной задачи.
    Познавательные: построение логической цепи рассуждений.
    Регулятивные: действие самооценки процесса и результата деятельности.

    Деление класса на 2 группы. По итогам проверки теоретических знаний, мы разделимся на 2 группы. Первая группа будет работать самостоятельно, вторая с учителем.
    Координирует работу групп.
    1 группа - самостоятельно в тетрадях (по карточкам)
    4(х - у)+3у= (4x+y)
    -3(а - 6) + 2а = (-a+18)
    (b - 3а) - (b - 3а ) = (0)
    3(a - х) - (-2a - 3х) = (5a)
    (8a - 5b) + 7(b - a) = (a+2b)
    -2(y - x) + (2y-x) = (x)
    0,5(m +4) - 0,5m = (2)
    2(x+ d) - 2(-a + x) = (2d+2a)
    -0,9(х +10у) + 0,6х = (-0,3x+y)
    2 группа - 1 человек у доски, остальные в тетрадях; проговаривая правила и законы, с помощью которых выполняем вслух.

    Группа, которая работает, самостоятельно выполняет задания (Приложение № 6):
    4(х - у)+3у=
    -3(а - 6) + 2а =
    (b - 3а) - (b - 3а ) =
    3(a - х) - (-2a - 3х) =
    (8a - 5b) + 7(b - a) =
    -2(y - x) + (2y-x) =
    0,5(m +4) - 0,5m =
    2(x+ d) - 2(-a + x) =
    -0,9(х +10у) + 0,6х =

    Вторая группа выполняет № 396 (1 столбик), № 397.

    Познавательные.
    Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.
    Регулятивные.
    Составление плана деятельности.
    Постановка учебной цели в процессе освоения учебной информации.
    Коммуникативные.
    Взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время фронтальной беседы.
    Личностные.
    Самоопределение.

    VI. Этап обобщения, закрепления и систематизации знаний.
    Цель: установление правильности осознанности усвоения учебного материала и выявления качества овладения способами действий.

    Физкультминутка.
    Проведение самостоятельной работу, объяснив, как правильно сделать выбор группы заданий.
    Самостоятельную работу проверяем по листочкам.
    Выставляем оценки с листы самооценки.

    Выполняют самостоятельную работу. (Приложение 6).
    Проверяют по листочкам
    Самопроверка. (Приложение 7).

    Познавательные.
    Выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
    Регулятивные
    Сознательно организовывать свою познавательную деятельность.
    Отличать верно выполненные задания от неверного.
    Действовать по алгоритму, правилу.
    Оценивание результатов выполненной работы.
    Личностные
    Рефлексия собственной деятельности.
    Доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку.

    VII. Этап подведения итогов обучения.
    Цель: фиксирование усвоения способов и действий.

    Скажите, мы достигли цели нашего урока? Все задачи выполнили, пока достигали цели?
    Заполните последнюю графу листа самооценки в соответствии с вашим уровнем выполнения цели сегодняшнего урока.

    Работают с листами самооценки.
    Высказывают мнения, рассуждают о своей работе на уроке.
    Выставляют себе отметки за урок.

    Познавательные: формировать умение структурировать знания.
    Коммуникативные: формировать умение выражать собственные мысли, оценивать качества своей и общей учебной деятельности.
    Регулятивные: осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
    Личностные: формировать адекватную самооценку.

    VIII. Этап определения домашнего задания и инструктажа.
    Цель: инструктаж учащихся по домашнему заданию.

    Задает домашнее задание, дает комментарии по домашнему заданию (дифференцированное по уровню сложности)
    Домашнее задание:
    1 вариант - № 418
    2 вариант - № 419

    Спасибо за урок.

    Учащиеся записывают домашнее задание.

    IX. Рефлексия.
    Цель: обеспечение понимания цели и содержания полученного результата.

    На экране вам предложено начало фразы (Приложение 2. Слайд 5).
    Выберете нужную фразу и продолжите её.
    Если заполнен оценочный лист, сдайте его, пожалуйста, мне.
    Спасибо всем за работу на уроке! Вы все очень хорошо потрудились

    Ребята по кругу высказывают предложения.

    Познавательные:
    Самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности
    Регулятивные: осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
    Личностные.
    Позитивная и адекватная самооценка, осознание себя, как успешного ученика.
    Формировать адекватную самооценку, мотивацию учебной деятельности

    Автор: учитель Смехова Ирина Геннадьевна, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г. Набережные Челны.

    Предмет: математика

    Тема урока: Приведение подобных слагаемых.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Участники: 6 класс

    Вид урока: формирование УДД.

    Цели урока: Открытие способа приведения подобных слагаемых

    Задачи урока :

    2) развивать критическое мышление, умение анализировать, сравнивать;

    3) способствовать формированию: навыков самостоятельной работы; умению аккуратно и грамотно выполнять математические записи, способствовать воспитанию организованности.

    Планируемые результаты изучения темы:

    Личностные: формирование ответственного отношения к учению, развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
    Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    Предметные:
    Знание правила приведения подобных слагаемых.
    Умение находить в выражениях подобные слагаемые и приводить их.

    Владение в практике правилом приведения подобных слагаемых, употребление в речи математической терминологии, выполнять задания творческого и поискового характера.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
    Оборудование урока: мультимедийная презентация, учебник, карточки контроля, памятка составления синквейна.
    Основные понятия: Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых.

    Структура и ход урока

    Актуализация ранее изученного материала.

    А) Раскрыть скобки

    a - ( b - c + d + f ) =

    a + (- b - c - d - f ) =

    -Расскажите правило раскрытия скобок

    3(5+х)= (какое свойство вы применяли? (распределительное свойство умножения))

    Б) Упростить выражения

    (дать определение коэффициенту)

    В) Упростить выражения

    4х – 9х =

    –6 y – 8 y =

    –14 a + 4 a =

    13 b + b = с помощью какого свойства вы будете упрощать? (распределительное свойство умножения)

    n – 18 n +5 = здесь можно выполнить упрощение выражения? Попробуйте выполнить.

    10+4 pp -2 = А здесь?

    Постановка проблемной задачи

    Упростите еще одно выражение:

    5 ab -3 c +6+8 c +12-3 ab =

    То, что вы делали называется - ПРИВЕДЕНИЕ ПОДОБНЫХ СЛАГАЕМЫХ.

    И тема нашего урока ПРИВЕДЕНИЕ ПОДОБНЫХ СЛАГАЕМЫХ. Запишите в тетради.

    Целепологание

    Назовите цели урока

    (узнать какие слагаемые называются подобными и как их приводить)

    Постановка учебной задачи

    Ребята кто-то уже может дать определение подобным слагаемым? Обсудите в парах. Выслушать варианты и проверить на слайде. Если возникли затруднения объяснить на примерах. Выводы.

    Слагаемые имеющие одинаковую буквенную часть называются подобными.

    Подобные слагаемые могут отличаться только коэффициентами
    (запишите в тетради)

    Вывод: Чтобы сложить (или говорят: привести) подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть.

    Посмотрите на пример. Что можно сделать чтобы легче было привести подобные слагаемые. (выделить их). Как бы вы это сделали? После предложений дать пояснение, как это принято в математике. Да, для удобства нужно подчеркнуть подобные слагаемые.

    VI . Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

    Для закрепления выполняют задания из учебника

    № 1283 (а,г), № 1284 (а,б) (после каждого задания проверка)

    Самостоятельная работа

    У каждого учащегося своя карточка с критериями оценивания.

    а) – 6а + 4 + 5а – 7 =

    б) х + b – x – b + 2 =

    в) – 15 x + 10 y + 12 x – 1 =

    а) 23 x – 23 + 40 + 4 x =

    б) y + 124 + a – 124 – y =

    в) 9 a + 13 b – 5 + 8 a =

    Предлагаю вам самостоятельную работу оценить по критериям. Из предложенных критериев выберете те, по которым вы будете оценивать работу соседа. Может тут есть лишние? (на доске записать номера критериев) На столе так же лежат листочки со списком критериев. (лишнее пункт 6, почему? Нет примеров со скобками)

    Критерии оценивания:

    Все задания выполнены верно

    Подчеркнуты все подобные слагаемые

    Приведены все подобные слагаемые

    Нет вычислительных ошибок.

    Правильно раскрыты скобки

    Самостоятельную работу проверяют в парах по слайду (меняются тетрадями) Опрос по результатам. Скажите какие возникли затруднения?

    Запишите домашнее задание: п. 41 на стр. 224, ответить вопрос на стр. 225 , решить № 1305 № 1306

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок позволит отработать навыки преобразования выражений, раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых.На уроке использованы активные современные методы обучения.

    Раздел :6.2В Алгебраические выражения

    Учитель: Саленко Наталья Анатольевна

    Количество присутствующих:

    Количество отсутствующих:

    Приведение подобных слагаемых

    Цели обучения:

    приводить подобные слагаемые в алгебраических выражениях.

    определять подобные слагаемые;

    формулировать правило приведения подобных слагаемых;

    применять правило приведения подобных слагаемых.

    Критерии оценивания:

    приводит подобные слагаемые в алгебраических выражениях

    Языковые цели:

    -рассуждают и используют математические термины при приведении подобных слагаемых

    Лексика и термины раздела:

    -распределительное свойство умножения;

    Полезная серия фраз для диалога/письма:

    Чтобы раскрыть скобки в алгебраическом выражении, нужно.

    Подобные слагаемые- это.

    Чтобы привести подобные слагаемые ,нужно.

    Привитие ценностей

    Межпредметные связи

    Предварительные знания

    Учащиеся знают определения коэффициента и подобных слагаемых, умеют раскрывать скобки , выполнять арифметические действия с рациональными числами

    Запланированные этапы урока

    Запланированная деятельность на уроке

    1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

    Цель: Создание комфортной ситуации на уроке, объединение в группы.

    Здравствуйте ребята. Давайте встанем в круг и передадим друг другу своё хорошее настроение в коротком пожелании

    Цель: Развить критическое мышление, формировать навыки определения собственной позиции по изучаемой теме.

    Первые два столбца заполняются в начале урока

    Цель: определить уровень понимания освоенного материла

    Интерактивный тест с использованием экспресс- голосования

    1.Числовой множитель, стоящий перед буквенной частью?

    А) компонент В) коэффициент С) элемент Д) переменная

    2. Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть, называются…

    А) Похожими В) Равными С) Подобными Д) Одинаковыми

    3.Назовите коэффициент выражения


    5,7 а

    А) 2 В) 10,4 С) 11,4 Д) 5,7

    4.Укажите правильный вариант раскрытия скобок в выражении (2-5а)-(4,5а-3)

    А)-2-5а-4,5а-3 В) -2+5а+4,5а+3

    С) 2-5а-4,5а-3 Д) 2-5а-4,5+3

    5.Укажите выражение, в котором есть подобные слагаемые:

    А) 5а-4с-у В) 3а- 5,5в +2а С) 7у-5х

    Оценивание: устное оценивание учителем (словами, мимикой, жестами)

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок по теме "Подобные слагаемые" содержит презентацию, конспект и индивидуальную карту учащегося. Данный урок является обобщающим по теме, развивает самостоятельность у учащихся.

    Приведение подобных слагаемых. ___________________________________________

    Математический диктант.

    Упрости выражение.

    3т + 4т – 10т=

    0,9в - 1,3в + 0,7в =

    3(в – 5) – (в – 3) =

    5т – (3т – 5) + (2т – 5) =

    х – 2,45х + 3х + 2,45х =

    Самостоятельная работа. ____________ вариант.

    Самостоятельная работа (дифференцированная)

    Первый уровень

    Второй уровень

    Третий уровень

    Оцени свою работу на уроке (самооценка)._________________________________________________

    Тема урока: Подобные слагаемые (Слайд 1).

    Цели урока: (Слайд 2).

    1. Повторить правила вычисления суммы двух рациональных чисел.

    2. Повторить коэффициенты слагаемых.

    3. Познакомить с подобными слагаемыми.

    4. Познакомить с алгоритмом приведения подобных слагаемых.

    5. Закрепить и проверить полученные знания.

    6. Развивать коммуникативные навыки.

    Организационный момент.

    Устный счет. (Слайд 3).Вычислите:

    Актуализация знаний. (Слайд 4).

    Мы с вами для упрощения выражений изучали свойства действий над числами. Одним из свойств было распределительное. Давайте вспомним его относительно сложения и вычитания и запишем в буквенном виде.

    Это свойство применялось для раскрытия скобок.

    Раскройте скобки в следующих выражениях: (Слайд 5).

    -А что называется коэффициентом? (Числовой множитель в выражении).

    -Назовите коэффициенты в следующих выражениях (Слайд 6).


    Новая тема урока.

    Ещё в 5 классе мы с вами учились упрощать выражения вида 2х+5х, у+8у, 15а-6а и т.д. используя распределительное свойство и вынося общий множитель за скобки. Сегодня мы будем делать то же самое, но называть всё новыми словами.

    Итак, упростите выражение 3х-8х.

    -Что общее у слагаемых? (Одинаковые буквенные множители)

    -А чем они отличаются? (Числовыми множителями или коэффициентами)

    -Назовите коэффициенты. (3 и -8)

    -Можно ли это выражение упростить? (Да)

    -Чем мы воспользовались? (Распределительным свойством)

    В выражении 3х-8х слагаемые имеют одинаковую буквенную часть и отличаются друг от друга только коэффициентами. Такие слагаемые называются подобными.

    Подобный – похожий, схожий, близкий, подходящий, одного вида, образа. (Толковый словарь В.И.Даля)

    -Дайте определение подобных слагаемых.

    Определение: Слагаемые, имеющими одинаковую буквенную часть, называются подобными.

    -Чем отличаются подобные слагаемые? (Только коэффициентами)

    -Как привести подобные слагаемые? (Надо сложить их коэффициенты и умножить на общую буквенную часть.)

    5. Закрепление изученного материала.

    - А теперь по цепочке упростите данные выражения (Слайд 11).

    1. 3х + 5х;
    2. 2х – 4х;
    3. – 5у – 3у;
    4. – 12а + 2а;
    5. в + 15в;
    6. – у – 13у;
    7. 8к – к;

    Следующее наше задание – математический диктант с последующей самопроверкой.(3 минуты). На своих листах в таблице вы записываете только ответы. Поменяйтесь листочками и проверьте соседа по парте (Слайд 12).

    Физкультминутка.

    Закрепление нового материала (Слайд 13). Приведите подобные слагаемые.

    Читайте также: