Конспект урока приспособленность организмов к среде обитания 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: дать учащимся представление о формах приспособленности и ее относительности.

  1. Рассмотреть основные формы приспособленности организмов к условиям среды обитания.
  2. Доказать, что приспособленность – относительна.
  3. Сформировать у учащихся представление о механизмах возникновения приспособленности как результата движущих сил эволюции
  1. Продолжить у учащихся воспитывать любовь к природе.
  2. Формировать у учащихся познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха.

Тип урока – изучение нового материала.

Технология урока – работа в группах.

Оборудование: фотографии с изображением животных иллюстрирующих многообразные примеры проявления приспособленности (голожаберный моллюск Эолид, белый медведь, детеныш тюленя, гусеница, лягушка, бабочка – павлиний глаз); таблицы по общей биологии с изображением приспособленности у организмов; коллекция “Виды защитных окрасок”.

Раздаточный материал: карточки с алгоритмом работы по изучению приспособленности у данного объекта, таблица “Приспособленность у организмов к среде обитания”; научные тексты; тест по закреплению изученного материала.

1. Почему в тропических районах люди чаще всего погибают от укуса змеи?

2. Почему в зимний период в водоемах мы не можем увидеть одноклеточных животных?

3. Почему представители некоторых рыб могут быть неподвижны на фоне кораллов при встрече их с акулами?

– Как вы думайте, какая у нас сегодня будет тема урока?

Учитель произносит цель урока: рассмотреть основные формы приспособленности у животных и ее относительность.

Обращает внимание на таблицу на доске

Знаю
Хочу знать
Узнал

1.Приспособленность

(адаптация) – совокупность особенности строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида выживание в определенных условиях внешней среды.

2. Все живые организмы имеют те или иные приспособления к среде обитания.

1.Какие формы приспособленности существуют у животных.

2.Относительна ли приспособленность.

1.Существуют различные формы приспособленности у животных.

3.Приспособленность является результатом движущих сил эволюции.

Формулируют и записывают тему урока в тетрадь “Приспособленность организмов и её относительность”.

Перед началом работы учитель инструктирует работу в группах. Каждой группе выдаются рабочие тексты, таблицы, алгоритм изучения данного объекта. (Приложение 1)

  • Только ли окраска тела помогает животному выжить в данной среде обитания?
  • Какому фактору среды соответствуют данные приспособления?
  • Какие преимущества получили животные в связи с приобретением определенных вами характерных признаков приспособленности?

– Учитель просит сформулировать вывод.

Проблемный вопрос:

Всегда ли данные приспособления могут быть полезными при изменении условий обитания?

  • Почему в некоторых промышленных районах Англии светлые бабочки стали заметны на фоне темных стволов деревьев? (Учитель обращает внимание на таблицу “Индустриальный меланизм у бабочек”)
  • Количество детенышей гренландского тюленя-белека в 2007 г. насчитывалось – 158 тыс. особей, в 2008 г. -130 тыс. особей, в 2010 г. – 126 тыс. особей. Почему происходит уменьшение особей?

– Приведите свои примеры, доказывающие несовершенство приспособленности в изменяющихся условиях среды?

– Обобщая ваши и другие примеры, какое свойство характерно для приспособленности?

Является ли приспособленность результатом движущих сил эволюции?

– Есть три точки зрения с позиции разных эволюционистов: К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Какая из них наиболее точно раскрывает формирование приспособленности, вам предстоит доказать.

– Учитель предлагает каждой группе научные тексты, в которых представлена точка зрения одного из эволюционистов.

Учитель предлагает выслушать мнения каждой группы. (Обращает внимание на схемы, которые группы представили на доске). Выслушав мнения каждой группы, учитель предлагает поднять карточки, того ученого– эволюциониста, мнение которого является правильным.

Л-Линней
Ж-Б Ламарк
Д-Дарвин

– Учитель сообщает, что впервые материалистическое объяснение происхождения приспособленности дал Ч.Дарвин. Из его теории о естественном отборе, как процессе выживания и размножения, наиболее приспособленных форм, следует, что отбор – основная причина разнообразных приспособлений у живых организмов к среде обитания. Действительно, точка зрения Ч.Дарвина отражает суть формирования приспособленности. Данного объяснения придерживаются и современные эволюционисты.

Учитель возвращается к поставленному проблемному вопросу и просит у учащихся сформулировать вывод.

Учитель возвращается к теме и цели урока.

Формулируют вывод: “Покровительственная окраска, маскировка, мимикрия,

угрожающая поза – это формы приспособленности у животных, которые помогают животным выжить в неблагоприятных условиях (заполняется 3 графа таблицы).

Формулируют вывод: “Приспособленность относительна. При изменении условий среды приспособленность перестает быть полезной (заполняется 3 графа таблицы).

Учащиеся работают с текстами.

По окончанию работы у 2 и 3 группы на доске появляются следующие схемы формирования приспособленности.

Осуществляется обмен информацией между группами.

Схему формирования приспособленности учащиеся заносят в тетрадь.

Формулируют вывод: “Приспособленность является результатом движущих сил эволюции” (заполняется 3 графа таблицы).

Выберите правильное утверждение:

Если вы получили оценку “5”– получите творческое задание.

Ответить на вопрос: “Какими чертами приспособленности должны обладать люди, проживающие в северных и южных районах России?”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции.

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы:

-? Что является поставщиком материала для отбора в популяции?

-? Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции.

-? В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной …? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды.

3.Изучение нового материала.

- Эволюция имеет три связанных следствия:

1. Постепенное усложнение и повышение организации живых существ.

2. Многообразие видов.

3. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

? Как вы считаете, какое значение имеет приспособленность для организма?

Ответ: Приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства.

-?Возникает вопрос, как образуются приспособления?

Попробуем объяснить образование хобота у слона с точки зрения К.Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч.Дарвина.

К.Линней: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.

Ж.Б.Ламарк : идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов.

Ч.Дарвин : среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов.

Задание: -Попробуйте распределить предложенные утверждения по трем категориям:

1. Приспособления возникают в результате новых мутаций.

2. Приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности.

3. Организмы обладают врожденной способностью изменяться под воздействием внешней среды.

4. Приспособления закрепляются в результате естественного отбора.

5. Одна из движущих сил эволюции – стремление организмов к совершенству.

6. Одна из движущих сил эволюции – борьба за существование.

7. Одна из движущих сил эволюции – упражнение или неупражнение органов в определенных условиях среды.

8. Движущая сила возникновения приспособленности – Бог.

9. Приобретенные в ходе взаимодействия особи со средой признаки передаются по наследству.

Ответ: Линней -2,8; Ламарк – 3,5,7,9; Дарвин – 1,4,6.

Впервые материалистическое объяснение происхождения приспособленности дал Ч.Дарвин. Решающую роль в возникновении адаптаций играет непрерывно действующий естественный отбор. Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и естественного отбора в ряду поколений.

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ организмов или адаптация – совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

Механизм возникновения приспособленности:

Изменение условий жизни → индивидуальная наследственная изменчивость → естественный отбор → приспособленность.

1. Морфологические адаптации (изменение строения тела): обтекаемая форма тела у рыб и птиц; перепонки между пальцами у водоплавающих животных; густой шерстный покров у северных млекопитающих; плоское тело у придонных рыб. Стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах.

2. Покровительственная окраска. Покровительственная окраска развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов. Такая окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Примеры:

-На Крайнем Севере многие животные окрашены в белый цвет (белый медведь, белая куропатка).

– У зебры и тигра темные и светлые полосы на теле совпадают с чередованием тени и света окружающей местности (мало заметны на расстоянии 50-70 метров).

-У открыто гнездящихся птиц (глухарь, тетерев, рябчик) самка, сидящая на гнезде, почти неотличима от окружающего фона.

3. Маскировка. Маскировка – приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Например: гусеницы некоторых бабочек по форме тела и окраске напоминают сучки; насекомых, живущих на коре дерева (жуки, усачи) можно принять за лишайники; форма тела палочника; слияние камбалы с фоном морского дна.

4 . Мимикрия. Мимикрия – подражание менее защищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида. Например: некоторые виды неядовитых змей и насекомых похожи на ядовитых (муха-журчалка –оса, ужи тропические – ядовитые змеи). Цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению. Мимикрия- результат отбора сходных мутаций у различных видов. Она помогает незащищенным животным выжить, способствует сохранению организма в борьбе за существование.

5. Предупреждающая (угрожающая) окраска. Яркая предостерегающая окраска хорошо защищенных ядовитых, жалящих форм: клопа-солдатика, божьей коровки, осы, колорадского жука, окраска шмеля, черные и оранжевые пятна гусениц и т.д.

6. Физиологические адаптации: приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания; накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд); железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря; сохранение воды у кактусов; быстрый метаморфоз у пустынных амфибий; теплолокация, эхолокация; состояние частичного или полного анабиоза.

7. Поведенческие адаптации: изменения поведения в тех или иных условиях; забота о потомстве; образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы); отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс); замирание, имитация ранения или смерти; спячка, запасание корма.

8. Биохимические адаптации связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных; яды змей, скорпионов, антибиотики грибов, бактерий; кристаллы щавелевокислого калия в листьях или колючках растений (кактус, крапива)

9. Приспособления к абиотическим факторам (например, холоду):

У животных : густая шерсть, толстый подкожный слой жира, перелет на юг, зимняя спячка, запасание корма на зиму.

У растений : листопад, холодостойкость, сохранение вегетативных органов в почве, наличие видоизменений (луковицы, корневища и др. с запасом питательных веществ).

10. Способы добывания пищи.

У животных : - объедание листьев на высоких деревьях (длинная шея); захват с помощью ловчих сетей (плетение паутины и создание др. разнообразных ловушек) и подстерегание объектов питания;

-особое строение пищеварительных органов для вылавливания насекомых из узких нор; ловли летающих насекомых; многократного пережевывания грубой пищи (липкий длинный язык, многокамерный желудок и др.)

- схватывание и удержание добычи хищными млекопитающими и птицами (хищные зубы, когти, крючковатый клюв).

У растений : интенсивное развитие корней и корневых волосков→поглощение воды и минеральных солей; широкие тонкие листья, листовая мозаика→поглощение солнечной энергии; захват и переваривание мелких животных→насекомоядные растения.

11. Защита от врагов.

У животных: быстрый бег; иглы, панцирь; отпугивающий запах; покровительственная. предостерегающая и др. типы окраски; стрекательные клетки.

У растений: колючки; розеточная форма, недоступная для скашивания; ядовитые вещества.

12.Обеспечение эффективности размножения.

У растений : привлечение опылителя: нектар; пыльца; яркая окраска цветков или соцветий, запах.

13. Расселение на новые территории.

У животных : миграции-перемещения стад, колоний, стай в поисках пропитания и подходящих условиях для размножения (перелеты птиц, кочевки антилоп, зебр, заплывы рыб).

У растений: распространение семян и спор: цепкие крючки, колючки; хохолки, крылатки, летучки для переноса ветром; сочные плоды и др.

2. Относительный характер приспособленности.

Еще Ч. Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они ни были, носят относительный характер. Приспособленность относительна и любое приспособление помогает выживать лишь в тех условиях, в которых оно сформировалось. При изменении условий ранее полезный признак может превратиться во вредный и привести к гибели организма.

Доказательствами относительности приспособлений могут служить следующие факты:

Белая куропатка выдает себя тенью на снегу. Заяц-беляк виден на фоне темных стволов. Ночная бабочка летит на огонь (собирают нектар со светлых цветков ночью). Крылья стрижа обеспечивают ему очень быстрый и маневренный полет, но не позволяют взлететь, если птица случайно окажется на земле (стрижи гнездятся только на высоких обрывах). При задержке выпадения снега вовремя перелинявший на зиму заяц-беляк хорошо виден на фоне темной земли. Мелкие птицы продолжают тратить силы на выкармливание кукушонка, который выкинул их потомство из гнезда. Яркая окраска самца павлина обеспечивает ему успех у самок, но одновременно привлекает хищников.

Таким образом, приспособленность не абсолютна, а относительна.

Относительный характер приспособленности противоречит утверждению об абсолютной целесообразности в живой природе (эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка).

Материал этого урока познакомит учащихся с разнообразными приспособлениями организмов к среде обитания возникшими в ходе эволюции. Также рассмотрим на примерах, что все приспособления имеют относительный характер. Учащиеся узнают об основных способах видообразования и как идёт этот процесс в настоящее время.

2. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Микроэволюция, видообразование, аллопатрическое (географическое) видообразование, симпатрическое (биологическое) видообразование, дивергенция, конвергенция, покровительственная окраска, маскировка, мимикрия, предупреждающая окраска.

Абиогенез - процесс превращения неживой природы в живую

Микроэволюция - процесс преобразования генетической структуры популяций под действием факторов эволюции, результатом которого является образование новых видов.

Видообразова́ние — процесс возникновения новых биологических видов.

Аллопатрическое (географическое) видообразование - один из способов видообразования, при котором репродуктивный барьер между видами формируется на основе пространственной изоляции

Симпатрическое (биологическое) видообразование – способ видообразования в процессе эволюции, при котором новые виды организмов происходят от родственных групп с сильно перекрывающимися или совпадающими ареалами. Этот вариант самый быстропротекающий, он рождает виды, которые наиболее близки к начальному.

Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции, результат обитания в разных условиях и неодинаково направленного естественного отбора.

Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора

Покровительственная окраска - это наименее энергоемкая и самая распространенная форма обмана в природе. Животное или растение сливается с окружающей средой. Мотылек становится похож на ветку, червь - на комок грязи, кузнечик - на травинку.

Маскировка животных, окраска и форма, делающие животных в сочетании с поведением менее заметными на фоне окружающей среды.

Мимикрия — это сходство между двумя видами организмов, которое выработалось в ходе эволюции как защитное у одного или обоих видов.

Предупреждающая окраска, устрашающая окраска - тип окраски покровов, при которой несъедобные (в том числе ядовитые) или способные к активной обороне животные обладают яркой, контрастной, пёстрой расцветкой. Часто животные с предупреждающей окраской способны распространять во время опасности или при обороне резкие и неприятные запахи.

3. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Дополнительные источники:

1. Общая биология 10-11, дидактические материалы/ авт.-сост. С.С. Красновидова, С. А. Павлов, А. Б. Павлов, - М. Просвещение, 2000г., стр.83-104

2. Общая биология 10-11 классы: подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г. И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007.стр 160-164

3. Биология: общая биология. 10-11 классы: учебник/ А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2018. Стр.340-347

4. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

5. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Приспособления — результат эволюции

Приспособленность организмов. Живые организмы удивительно приспособлены к условиям окружающей среды. Каждый вид занимает определенное место в природе и находится в сложных и, как правило, гармоничных взаимоотношениях с условиями обитания. При рассмотрении примеров действия естественного отбора вы убедились, что все закрепляющиеся в ходе эволюции особенности строения, функционирования, поведения организмов представляют собой те или иные приспособления, или адаптации (от лат. adaptatio— приспособление, прилаживание). Приспособленный организм характеризуется жизнеспособностью, конкурентоспособностью.

Жизнеспособным является такой организм, который нормально развивается в типичной для него среде (генотип не подвергается существенным изменениям).

Конкурентоспособным будет такой организм, который выдерживает конкуренцию с другими организмами (побеждает в борьбе за существование). Известны случаи, когда организм может быть вполне жизнеспособным, но не конкурентоспособным. Например, подобранные и выхоженные человеком дикие звери и птицы, выросшие в неволе, жизнеспособны, но не всегда могут выдерживать конкуренцию, если их выпустить на волю.

Известно огромное количество самых разнообразных особенностей строения, функционирования и поведения организмов (адаптации), обеспечивающих высокий уровень приспособленности видов к окружающей среде.

Адаптации могут быть организменными, присущими каждому конкретному организму данного вида и позволяющими организму выживать в определенных условиях среды, и видовыми, направленными на существование вида как целостной системы.

Организменные адаптации. Среди организменных адаптации выделяют морфологические, физиологические, биохимические и поведенческие (этологические).

К морфологическим адаптациям относятся все средства пассивной защиты организмов, наличие которых определяет большую вероятность сохранения жизни особи в борьбе за существование. Примером средств пассивной защиты служат твердые защитные покровы у животных (хитиновый покров членистоногих, раковины моллюсков, роговые чешуи рептилий, панцирь черепах), иглы и колючки (кактус, молочай, шиповник, боярышник, еж, дикообраз), и др.

К физиологическим адаптациям относится устойчивость физиологических параметров: поддержание постоянной температуры тела, концентрации солей и сахара в крови и другие показатели. Физиологическими являются также адаптации, направленные на снижение воздействия вредного фактора. Например, рептилии и птицы, проводящие большую часть жизни в морских просторах и пьющие морскую соленую воду, имеют специальные железы, позволяющие им быстро выводить избыток солей из организма.

Интересны приспособления, развившиеся у ныряющих животных. Многие из них могут долго находиться под водой. Тюлени, например, ныряют на глубину до 600 м и находятся под водой до 40—60 мин. Биохимические адаптации охватывают все биохимические процессы. Сюда относятся строго упорядоченные процессы синтеза белков в клетках, расщепление веществ с помощью ферментов, образование глюкозы и других органических соединений в ходе фотосинтеза и т.д.

Поведенческие ( этологические) адаптации включают в себя все многообразие форм поведения, направленного на выживание организмов. Адаптивное поведение проявляется на всех стадиях онтогенеза и охватывает все стороны жизнедеятельности организмов: нахождение укрытий от неблагоприятных климатических факторов и врагов, добывание и запасание пищи, поиск партнеров для спаривания, брачные ритуалы, забота о потомстве (строительство гнезд, насиживание яиц, выкармливание потомства, защита его от врагов) и т.д.

Таким образом, организменные адаптации охватывают все многообразие признаков особей.

Относительность приспособленности. Особи разных видов хорошо приспособлены к условиям существования. Однако любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они могут оказаться бесполезными или даже вредными. Например, постоянный рост резцов у грызунов и зайцеобразных — очень важная и полезная адаптация, но лишь при питании твердой пищей. Если же крысу или зайца кормить мягкой пищей, то резцы, не стачиваясь, вырастут до таких размеров, что самостоятельное питание животных станет невозможным

Любая структура и любая функция являются приспособлениями к условиям конкретной среды обитания. Эволюционные изменения — возникновение или исчезновение органов, усложнение организации, появление новых популяций и видов — обусловлены развитием адаптации. Логическое следствие естественного отбора — создание новых и совершенствование имеющихся адаптации. Механизм возникновения и совершенствования адаптации заключается в накоплении отбором преимущественно мелких изменений признаков, совершенствовании нормы реакции и т.п.

Эволюция – непрерывный процесс. Новые виды формируются даже сейчас, когда вы читаете эти строки. Активней всего видообразование происходит в крупных водоемах, таких как озеро Байкал или озеро Виктория. Так, буквально в восьмидесятых годах нашли новый вид рыб-цихлид. Он отличался от предшественников размерами и формой челюсти. А в Байкале наблюдается эволюция множества видов растений и беспозвоночных. Как происходит эволюция и можно ли получить новый вид животных в домашних условиях?

В результате действия эволюционных факторов в популяции накапливаются изменения генофонда. Это ведет сначала к образованию новых популяций, затем подвидов, и в конечном счете, к образованию новых видов.

То есть можно сказать, что видообразование – это центральное событие в эволюции, это главный результат эволюционного процесса.

Сейчас ученые выделяют два пути видообразования:

1. Географическое (аллопатрическое)

2. Биологическое (симпатрическое)

При географическом видообразовании новые виды возникают в результате появления пространственно-территориальных преград. Преграды могут быть самого разного свойства. Это такие и чисто географические понятия, как горы, реки, и какие-то антропогенные преграды, как, например, строительство крупных дорог или вспашка поля для нужд сельского хозяйства.


Кстати, именно географические видообразования Чарльз Дарвин и объяснял появлением такого большого количества видов дарвиновских вьюрков, которые обитают на островах Галапагосского архипелага

Дарвин считал, что некоторое количество вьюрков могло быть занесено на эти острова во время бурь, шторма и сильного ветра.

Но так как условия подходили для их жизни, вьюрки обосновались на этих островах, при этом они были изолированы как от популяции на соседних островах, так и от первоначальной южно-американской популяции. Это привело к тому, что внутри таких популяций стали накапливаться изменения, что и привело к образованию новых видов.

Можно сказать, что географическое видообразование возникает и при распадении ареала вида, при так называемом мозаичном ареале. Сейчас перед вами несколько видов одуванчиков, возникшие из некогда предкового вида одуванчика, который занимал весь европейский континент

Одуванчик обыкновенный сейчас занимает лесные опушки, обочины дорог, какие-то сорные места, и это растение вы знаете очень хорошо.

Одуванчик – кок-сагыз произрастает в засушливых местах, поэтому обратите внимание на форму его листьев: его листья немного тоньше и больше срезаны.

Одуванчик розовый освоил высокогорье Тян-Шаня. Он очень похож на одуванчик обыкновенный, но отличается от него окраской лепестков.

Обратите внимание, что географическое видообразование протекает очень медленно. Необходима смена сотен тысяч поколений, для того чтобы совершился процесс образования нового вида.

Второй способ видообразования – это биологическое видообразование.

Биологическое видообразование происходит в пределах ареала одного вида, и в его основе лежит биологическая изоляция.

Пути возникновения биологических изоляций бывают различными. Например, одним из них может быть полиплоидия, когда внутри одной популяции в результате мутации возникают полиплоидные организмы. Эти организмы жизнеспособны, конкурентоспособны, но по своему генетическому составу они отличаются от остальных особей популяции и не могут с ними скрещиваться.

Так внутри одной популяции возникает другая популяция, которая потом формируется уже в отдельный вид. Также в основе биологического видообразования может лежать экологическая изоляция.

Экологическая изоляция – это, например, разобщение в строках размножения внутри одного вида. Это также какие-то сезонные изоляции у части популяций, от целой популяции.

Все это приводит к накоплению изменений, вследствие чего возникает новый вид. Хочется отметить, что строки биологического видообразования значительно короче, нежели географического видообразования. Но результат у них один – образование новых видов.

6. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).


2.


6.


8.


Аллопатрическое, или ____1_____ видообразование является следствием пространственного разделения _____2____ физическими преградами (горные хребты, моря и реки) вследствие их возникновения или расселения в новые места обитания.

Поскольку в данном случае ____3____ отделившейся популяции существенно отличается от материнской, да и условия в месте ее обитания не будут совпадать с исходными, со временем это приведет к ___4____ и формированию нового ___5___.

  1. экологическое
  2. дивергенция
  3. конвергенция
  4. вид
  5. генофонд
  6. популяция
  7. экологическое
  8. географическое

Правильный вариант:

Аллопатрическое, или географическое видообразование является следствием пространственного разделения популяций физическими преградами (горные хребты, моря и реки) вследствие их возникновения или расселения в новые места обитания.

Поскольку в данном случае генофонд отделившейся популяции существенно отличается от материнской, да и условия в месте ее обитания не будут совпадать с исходными, со временем это приведет к дивергенции и формированию нового вида

Подсказка: если затрудняетесь ответить, посмотрите еще раз видеоролик

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный архив содержит конспект урока по биологии " Приспособленность живых организмов" для учащихся 11 класса. Приспособленность организмов - это совокупность особенностей поведения и физиологии, которые способны обеспечить определенному виду возможность жизни в определенных условиях обитания. В разработке на примерах животных и растений рассматривается как происходит этот природный процесс. На уроке происходит развитие у школьников умений самостоятельного поиска, отбора и систематизации учебного материала, работать в группах и в парах. Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопросы, делают предположения, вспоминают материал прошлых уроков.

Волкова Татьяна Викторовна,

Поурочный план

Класс ____11 ____

Тема урока: Приспособления живых организмов. 11 кл. (Флипчарт, страница 4).

Цель: создать условия для формирования понятия о приспособленности организмов как результат эволюционного процесса, продолжить подготовку к ЕНТ.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, изучить формы разнообразных приспособлений у животных и растений, раскрыть относительный характер приспособлений, подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, опираясь на учение Ч.Дарвина о движущих силах эволюции.

Развивающие: развивать навыки лекционной и самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы.

Оборудование: учебники, флипчарт.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний Технологии: проектная, проблемная, личностно - ориентированная

Формы организации учебной деятельности: лекция, коллективная, групповая, самостоятельная.

Организационный момент.




- Давайте вспомним, ребята, какой восторг вызывают у нас произведения искусства: скульптуры, картины, музыкальные произведения. Они заставляют нас остановится в жизненной суете, прислушаться, оглянуться, что – то вспомнить. К сожалению, не всегда подобная реакция бывает у нас при виде живых организмов. А ведь каждый из них может претендовать на звание произведения, но не искусства, а природы. Ведь вспомните, насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу.

Вот как раз последнее и станет темой нашего сегодняшнего разговора.

Изучение н/м:

Приспособленность – свойство живых организмов.

(Флипчарт, страница 4). (Флипчарт, страница 5)



Работа в парах: используя материал на стр. 52 учебника под редакцией Р.Сатибекова, давайте попробуем выяснить можно ли различные особенности живых организмов считать приспособлениями.

- Подведём итог поиска.

Так что такое приспособления (адаптация)?

(Флипчарт, страница 6)

Приспособления (адаптация) – свойство живых организмов приобретать такие особенности в строении, поведении и физиологии, которые повышают выживаемость в конкретных условиях О.С.

Адаптации (приспособления) общего и частного характера у организмов.

Работа в группах по заданию: используя страницу 6 флипчарта, запишите в тетради и объясните, какие существуют формы адаптации у живых организмов?


Адаптации у растений.

Работа в группах по заданиям.

Растения… Многие не обращают внимания на них, так они привычны, и напрасно.

Удивительные вещи порой можно обнаружить в организме растений. Познакомимся с их маленькими хитростями.

Вопрос к странице № 7 флипчарта.



Почему у водных растений устьица на верхней стороне листа?

А). А какая хитрость есть еще на ваш взгляд у этих пустынников?

Б). Как называются растения, вегетационный период которых длится очень недолго, и при этом происходят все важнейшие физиологические процессы?



Вопрос к странице № 10 флипчарта

- Почему у этих растений возникает необходимость охотиться?


Вопрос к странице № 11 флипчарта

- Что привлекает насекомых и птиц при опылении растений?


Вопрос к странице № 12 флипчарта

- Приведите примеры защиты растений от поедания животными?


Вопрос к страницам № 13- 14 флипчарта

- Перечислите признаки ветро- и насекомоопыляемых растений.



Вопрос к странице № 15 флипчарта

- Какие существуют приспособления у растений для распространения плодов и семян?


Вопрос к странице № 16 флипчарта

- Растение – паразит только этим отличается от других растений?


Вопрос к странице №17 флипчарта


Адаптация у животных.

Вопрос к странице №18 флипчарта

- Скажите, у животных есть подобные адаптации? (да, например запасание жира, спячка)

Флипчарт, страница 18.


Мы с вами постепенно переходим к изучению адаптаций (приспособлений) у животных. Посмотрим, как обстоит дело с приспособлениями у них.

Подготовка к ЕНТ.











Значение адаптаций (приспособлений) (флипчарт, страница 29).

Перед страницей 29 флипчарта возврат к проблемному вопросу урока.

Работа в группах:

Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом? Подготовка к ЕНТ.

Формулируются версии, затем открывается флипчарт, страница № 29 .

Выживание в изменяющихся или постоянных условиях среды.

Возможность оставить потомство.

Процветание и эволюционирование вида в целом.

Эволюционные изменения и разнообразие видов в природе.

Относительный характер приспособленности (флипчарт, страница № 30).

Работа в группах: самостоятельная работа по группам с учебником под редакцией Р.Сатибекова на стр. 58 по заданию: Почему приспособленность всегда относительна? Ответ свой обоснуйте.

Относительный характер приспособленности

Каждое приспособление имеет смысл в определённых условиях среды.

Когда изменяются условия обитания, приспособления или утрачивают значение, или становятся безразличными, или, даже могут повредить живому организму.

Поэтому, при изменении условий, изменяются и приспособления.

Флипчарт, страница № 31

Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма.

Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.

IV . Закрепление: Флипчарт, страница № 32

А). Работа в группах:

1. Представьте на мгновение, что вы хорошо приспособленный к условиям своего обитания организм, ну, допустим, зелёная саранча. Разгар лета, июль. Степь выгорела. Опишите своё состояние. ( Дети должны объяснить, что выгоревшая степь губительна для зелёного насекомого, т.к. оно заметно на пожелтевшей траве)

2.Как же тогда быть с приспособлением, ведь зелёная окраска саранчи была её защитой. Может быть, приспособления не так полезны, как кажется на первый взгляд? ( Нет, они полезны, но в определенных условиях)

Б). Работа со страницей 32 флипчарта.


V . Выводы урока (флипчарт, страница 34).


VI . Домашнее задание (флипчарт, страница 35).

найти материал о любой адаптации к среде обитания растений и животных

VII . Подведение итогов.

Вот и завершилась наша работа. Надеюсь, каждый из вас получил довольно яркое и чёткое представление о многообразии и значении приспособлений в природе.

Но вот что интересно, какое оно это представление?

Как о чём- то необычном, из ряда вон выходящем, или всё – таки приспособления повседневны, обычны и встречаются постоянно?

(Выпускники должны определить, что приспособления встречаются повсеместно, что это обычное явление в природе) .

Надеюсь, вы понимаете, что приспособленным можно назвать не только тот организм, у которого есть что – то необычное, а каждый вид, обитающий в природе, более того, такие организмы повсюду нас окружают.

Оценивание учащихся на уроке.

Используемые источники:

Р. Сатибеков. Биология. 11 класс.- Алматы "Мектеп", 2007.

10.Заикиной Н.С., МОУ СОШ № 10, г. Красный Сулин - презентация.

11.Долгорукова С.В. учитель биологии и географии высшей категории МОУ гимназия 2

Читайте также: