Конспект урока приложение презентация

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: таблица, дидактический материал, репродукция картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”.

Формы и методы: фронтальная и групповая работа; вербальный, наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Мы продолжаем углублять и расширять знания о второстепенных членах предложения. Сегодня мы познакомимся с новым для вас особым видом определения – приложением. Использование приложений обогатит вашу речь, сделает ее более выразительной. Важно также усвоить пунктуационные навыки написания приложений, чтобы при их использовании в письменной речи вы не допускали ошибок.

Усвоение новых знаний.

1. Обратите внимание на репродукцию картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Работа по картине.

- Как вы понимаете слово “лазурь”? (Светло-синий цвет, синева.)

Прочитайте предложения, записанные на доске.

Картина “Февральская лазурь” - одно из лучших полотен известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы И.Э. Грабаря. Яркое солнце освещает рощу. Стройные девочки-березки белеют, как свечи, на фоне лазурного неба. Кажется, что подростки-деревца тоненькими ветками-ручками тянутся навстречу далекому солнцу.

- Выделенные слова и есть приложения. Давайте проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте текст без приложений.

- Как изменилось содержание текста?

- Так какую же роль играют приложения в тексте?

2. Беседа по вопросам:

- От какой части речи зависит приложение?

- На какой вопрос отвечает?

- Какой частью речи выражено?

3. Попробуйте в группах дать определение приложения.

- Сравните с определением, которое дано в § .

4. Нередко ученики затрудняются определить, какое из 2-х написанных через дефис существительных являются приложением. Давайте составим алгоритм (в группах оформляют на листе А3).

Примерный алгоритм:

1) Определить, есть ли другое название у существительного.

2) Выяснить, как приложение характеризует предмет.

3) На какой вопрос отвечает?

4) Какой частью речи выражен?

5. А теперь обратимся к таблице.

- Укажите приложения и их значение.

снежинки-искорки дерево береза
Грабарь-художник пейзажист Левитан
зима-красавица красавица зима

- Сделайте вывод о пунктуационном оформлении одиночных согласованных приложений.

- Составьте в группах опорную запись.

Запись опорного конспекта на доске с изменениями и дополнениями всех групп. (Дети приводят собственные примеры.)

6. Учитель обращает внимание на оформление приложения, названия картины. Так же оформляются названия книг, художественных произведений, газет, журналов, предприятий и др.

Закрепление новых знаний.

1. Прочитайте в группах статью о художнике Н.П. Крымове из учебно-наглядного пособия (Л.М. Зельманова, Е.Н. Колокольцева “Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин”. 5-7 классы), стр. 27. Укажите приложения.

2. – Скажите, какие цвета и оттенки преобладают в картинах? А почему? Какая из репродукций вам больше нравится?

Я предлагаю вам принять участие в конкурсе на лучшее групповое сочинение-миниатюру по картине И.Э. Грабаря с обязательным использованием в работе приложений.

Презентация на тему: " ПРИЛОЖЕНИЕ 8 класс ПРИЛОЖЕНИЕ 8 класс. Приложения – это определения, выраженные существительными, согласованными с определяемым словом в падеже." — Транскрипт:

1 ПРИЛОЖЕНИЕ 8 класс ПРИЛОЖЕНИЕ 8 класс

2 Приложения – это определения, выраженные существительными, согласованными с определяемым словом в падеже.

3 Что можот обозначать приложение?

4 Разлаичные качества предмота Указание на возраст Указание на национальность Указание на профессию Указание на родство Указание звания

5 Географические названия Названия газот, журналов, предприятий, художественных произведений и т.д.

7 Беседа по вопросам: - От какой части речи зависит приложение? - Что обозначаот? - На какой вопрос отвечаот? - Какой частью речи выражено?

10 Картина Февральская лазурь - одно из лучших полотен известного художника- пейзажиста, тонкого знатока русской природы И.Э. Грабаря. Яркое солнце освещаот рощу. Стройные девочки-березки белеют, как свечи, на фоне лазурного неба. Кажотся, что подростки-деревца тоненькими вотками-ручками тянутся навстречу далекому солнцу.

11 Выделенные слова и есть приложения. Давайте проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте текст без приложений. - Как изменилось содержание текста? - Так какую же роль играют приложения в тексте?

12 Дефис ставится Дефис не ставится 1) Названия научных терминов. Бабочка-капустница, Рак-отшельник 1) одно - родовое, другое – видовое. Дерево береза Цвоток ромашка 2) Названия специальностей Врач -терапевт Учитель-филолог Водитель-комбайнер 2) Собственное слово после определяемого слова. Река Москва Гостиница Монгулек 3) Возраст, национальность, родство Девочка-подросток. 4) Собственное слово перед определяемым словом. Москва-река Приложения в некоторых случаях пишотся через дефис, в некоторых без дефиса. Рассмотрим правило.

13 Составляем опорную схему

15 Написать приложения к данным определяемым словам. Дерево (вид) Цвоток (вид) Солдат (национальность) Врач (специальность) Художественн ое произведение (название)

16 Спишите, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните приложения. Кто силач возьмот в охапку Холм Кремля богатыря? Кто саб…от зла…тую шапку У Ивана звонаря? Кто Царь колокол подым…т? Кто Царь пушку повернот? Шляпы кто гордец (не)с ним…т У св…тых Кремля ворот?

18 2. Отмотьте, что приложения не могут обозначать. А) имя (название) Б) образ действия В) звание Г) прозвище

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Какие члены предложения называются второстепенными?
  • Какие второстепенные члены предложения вы уже знаете?
  • Продолжите предложение: Определение - это…
  • Каких двух видов бывают определения?
  • Какие определения называются согласованными?

Согласованными называются определения, связанные с определяемым словом посредством согласования и согласуются с ним в роде, числе, падеже.

Превратите согласованные определения в несогласованные

полосатая юбка черноглазая девушка воронье гнездо

девушка с чёрными глазами

диск для компьютера

О чём говорит тема

  • дать понятие о приложении как разновидности определения;
  • познакомить с правилами правописания приложений с определенными словами;
  • способствовать развитию творческого мышления через выполнение определенных заданий.

Приложение - определение, выраженное именем существительным, согласующимся с определяемым словом в падеже.

Ученик-отличник, брат Виктор, предприниматель Федоров, студент-француз.

Что может обозначать приложение?

Работа с книгой (стр.85-86)

Приложение может обозначать

Различные качества предмета

Указание на профессию

Указание на возраст

Указание на родство

Названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений и т.д.

Указание на национальность

Дефис при приложении

Дефис не ставится

1) Нарицательное сущ. - нарицательное сущ.:

1) одно - родовое, другое - видовое: дерево береза, цветок ромашка

2) Названия специальностей:

врач-терапевт, учитель-филолог, водитель-комбайнер

2) Собственное слово после определяемого слова:

3) Возраст, национальность, родство: девочка-подросток

4) Собственное слово перед определяемым словом:

Дерево (вид), солдат (национальность), художественное произведение (название), цветок (вид), врач (специальность).

Поставите знаки препинания

1) И ласточка песня летит над землей.

2) В скачках участвовали кони красавцы.

3) Высоко стоит солнце на небе, горячо печёт

4) Поэт А.Н. Некрасов свое детство провёл на берегу реки Волги.

5) Над Волгой рекой расплескала гармонь саратовские страданья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствие. Проверка домашнего задания. Постановка цели. Запись темы урока.

II. Актуализация знаний.

1) Лингвистическая разминка. Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных: Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, компьютерный диск, медвежья услуга.

(чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, диск для компьютера. Остальные словосочетания не имеют синонимов; медвежья услуга – фразеологизм.)

2) Записать слова, объяснить орфограммы: 1) приоткрыть, 2) разложить, 3) положение, 4) на заре.

3) Запись и анализ предложения: На той стороне реки, заросшей ольхой и черёмухой, видны были вытащенные на берег рыболовные сети.

- объяснить знаки препинания;

- сделать синтаксический разбор, с указанием вида сказуемого и подлежащего;

- переделать словосочетание рыболовные сети.

1) Определение темы и цели урока.

Графический диктант из слов задания №2; взять у слова 1 приставку, 2 – корень, 3- суффикс, 4 – окончание. Какое слово получилось: ПРИЛОЖЕНИЕ.

Это и есть тема нашего урока: приложение как особый вид определения.

- Записать тему, определить цели урока.

2) Объяснение нового материала путём наблюдений.

- Рассмотрите материал, лежащий у вас на столах. Ответьте на данные вопросы:

1) На какой вопрос отвечает приложение?

2) Каким членом предложения является приложение?

3) Чем выражается приложение?

4) От чего зависит приложение?

5) Как пишется приложение?

6) Что обозначает приложение?

1. Поэт Тютчев известен во всём мире.

2. Через всю страну протекает река Волга.

3. Давно не навещал сын отца – старика.

4. И вот вступила в права зима-красавица.

5. Студенты – отличники получили повышенную стипендию.

6. Первый раз я столкнулся с кошкой – забиякой.

7. Врач Сергеева принимать сегодня не будет.

9. На берегу сидел мужчина – рыболов.

10. Братец Иванушка не послушал свою сестру.

11. Мы посмотрели на солдатафранцуза.

Вывод: Приложение – это определение, выраженное существительным (собственным и нарицательным), зависит от определяемого слова, выраженного тоже существительным. Пишется раздельно, через дефис, в кавычках. Могут обозначать: возраст, национальнось, профессию, родство, характер, качества предмета, географические названия, названия газет, журналов и т.д..

3) Работа с учебником. Чтение материала учебника и сравнение со сделанными выводами.

IV. Закрепление.

1) Работа по карточкам. Прочитайте предложения и укажите приложения. Определите, что они обозначают (качество предмета, возраст, профессию, национальность и т.д.)

Возница-киргиз – национальность;

Ока-кормилица – качество предмета;

мальчик-подросток - возраст;

девочка – трусиха – характер;

строитель-бетонщик – профессия;

берёза-свечка – качество предмета;

озеро Байкал – географическое название;

крёстная Таня – родство;

художник И. Левитан – имя собственное.

2) Работа с учебником. Упражнение 217, выписать приложения.

Читайте также: