Конспект урока предложения с однородными чл предложения 8 класс

Обновлено: 09.07.2024

формирование умения постановки знаков препинания при однородных членах с различными союзами.

образовательная : научить находить однородные члены, определять их синтаксическую роль; формировать умения составлять схемы предложений с однородными членами;

воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;

развивающая : развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма : работа в группах, парах, индивидуальная, самостоятельная работа с применением ИКТ.

Место урока в системе: 1.

1. а)Организационный момент

б) Лингвистическая разминка (2мин)

Учитель: Выпишите сначала слова с ударением на первый слог, затем – на второй слог и т.д.

Арахис, баловать, добыча, досуг, жалюзи, завидно, каталог, квартал, кухонный, намерение, обеспечение, свекла, стиральный, столяр, щавель, эксперт.

Ответы: на 1-й слог: кухонный, свекла; на 2-й слог: а рахис, добыча, досуг, завидно, квартал, намерение, стиральный, столяр, щавель, эксперт; на 3-й слог: баловать, жалюзи, каталог, обеспечение.

2. Этап выявления и формулирования проблемы исследования, прояснения неясных вопросов.(5мин)

Все лицо и руки

Залепил мне снег

Мне в сугробе горе, 1

Весело текли вы,

Вас не омрачали

Весь ты перезябнешь,

Руки не согнешь

И домой тихонько 2

Учитель: Восстановите правильный порядок строф, учитывая имеющиеся в них орфограммы. В первой строфе есть слово с сомнительной согласной. Во второй – глаголы 2-го лица с шипящими на конце.

Учитель: Найдите синтаксические конструкции, которые есть в каждой строфе. Скажите, как они называются..

Учитель. С формулируйте тему урока.

Учитель: Сформулируйте цель урока.

Учащиеся: Вспомнить изученный материал об однородных членах предложения и расширить его; учиться находить и использовать в речи однородные члены предложения.

2. Этап планирования и разработки учебных действий(2мин)

Учитель: Подумайте, с чего начнем.

Учащиеся высказывают свои предположения

3. Этап сбора данных, сбора наблюдений и доказательств, анализа и синтеза их. (20мин)

Учитель: Вернемся к стихотворным строкам.

Как связаны между собой однородные члены предложения?

Вспомните, какие члены предложения называются однородными и при помощи какого вида связи они соединяются между собой.

Учащиеся высказывают свои предположения, при необходимости вносят коррективы.

Учитель: Продолжим ваши наблюдения. Прочитайте предложения и найдите основание, по которому их можно разделить на группы.

1.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин)

Слышался шум бора да движение поезда вдали.

Не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства. (А. П. Чехов)

2. Лист в лесу не только сочен, но густ и зелен.

Виднелись или песчаные равнины, или далекие горы.

Отъезд состоится либо сегодня, либо завтра.

Маяк то вспыхивал, то погасал беззвучно.

Вечером пошел не то дождь, не то мокрый снег.

3.Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив.

Погода стояла пасмурная, но не дождливая.

Лес у нас рядом, да не грибной.

Учитель: Прочитайте предложения первой группы. Выделите в них однородные члены, назовите сочинительные союзы, соединяющие их между собой. Подумайте, как они называются, если их основная функция – соединение однородных членов предложения.

Учащиеся высказывают свои предположения, при необходимости учителем вносятся коррективы.

Аналогичным образом проводится работа со второй и третьей группой предложений.

Учитель. Отразите ваши наблюдения с помощью схемы.

Учащиеся работают в парах.

Возможный вариант:

Сочинительные союзы

Соединительные противительные разделительные

И, да = и, ни, ни а, но, да = но, или (иль), либо, то-то, не то- не то

Учитель. Познакомьтесь с материалом § 27, стр.135, добавьте в схему сочинительные союзы, которые не встретились в ваших наблюдениях.

Учитель. Скажите, в каких случаях ставится запятая между однородными членами?

Учащиеся высказывают свои предположения, при необходимости учителем вносятся коррективы.

Учитель. Скажите, когда не ставится запятая между соединительными и разделительными союзами?

Учащиеся высказывают свои предположения. Читают §27, стр.136.

Учитель. Отразите ваши наблюдения с помощью схемы или таблицы.

Учащиеся работают в группах и готовятся к защите своего объяснения.

Запятая ставится между однородными членами

Запятая не ставится между однородными членами

1. Перед противительными союзами
[О, а О] [О, но О] [О, зато О]

1. Соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами: [О и О]; [О, О и О]; [О или О]

2. Перед повторяющимися союзами
[О, и О, и О]

3. Перед второй частью двойных союзов [как О, так и О]

4. Тренировочные упражнения (6мин)

1. Работа в парах постоянного состава.

Задача пары – записать предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинания, составление схем предложений, подготовиться к защите своего объяснения.

Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит. Человек с трудом переносит как мороз так и жару. Вдали не то туман не то дым. Мал золотник да дорог. Виднелись или необозримые песчаные равнины или далекие горы. Ни смех ни говор твой веселый не прогоняли темных дум.

Проверка. [О, и О, и О] ; [как О, так и О] ; [не то О, не то О] ; [не то О, не то О] ; [О, а О] [О, да О] [или О, или О] ;[ни О, ни О]

2. Тест (4мин)

1 Укажите правильную формулировку. Однородные члены отвечают…

А. на разные вопросы

В. на один и тот же вопрос

С. на какие хотят

2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены …

А. относятся к одному и тому же члену предложения

В. читаются без перечислительной интонации

С. относятся к разным членам предложения

3. Найдите предложение с однородными членами

Хохот и песни слышались повсюду.

На весенней лужайке расцвели колокольчики.

Мы любим свою Родину.

4. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:

А. Няня надевает Марине сапоги.

В. Девочка капризничает, шалит, болтает ногами.

С. Прогулка отменяется.

5. Найдите предложение с однородными подлежащими:

Ослепительное солнце заглянуло в окно.

В лесу живут разные звери.

В лесу весело поют соловьи и кукушки.

6. Найдите предложение с однородными сказуемыми

Звезда горит и светит в темноте

Травка зеленеет , солнышко блестит

Над озером стоял туман

7. В предложении ( По морям плавают пассажирские и грузовые суда. ) однородными членами являются:

8. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

Захотел медведь меду, и полез на дерево.

Травка зеленеет , и солнышко блестит.

Мы любим зимой кататься на лыжах.

1. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…

относятся к одному и тому же члену предложения

В. читаются без перечислительной интонации

С. относятся к разным членам предложения

2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…

А. обычно выражены одной и той же частью речи

В. выражены разными частями речи

С. их не может быть в предложении

3. В предложении ( Мухи, осы , шмели укрываются в сухих убежищах. ) однородными членами являются:

Укажите предложение с однородными сказуемыми

Ночь была тёплая.

Яркая луна освещала путь странникам.

Сухой лист трепетал на ветке, опадал и крутился в воздухе.

Найдите предложения с однородными определениями.

Иногда Илюша просыпается добрый и весёлый.

В обед он с хорошим настроением идёт гулять

В саду весело щебечут птицы.

Найдите предложение с однородными подлежащими:

Налетела туча, и засверкала молния.

Весной на лугах расцветают белые ромашки, голубые васильки и колокольчики.

Сметала осень в высокие стога душистое сено.

Найдите предложение с однородными дополнениями:

Весело, весело встретим Новый год.

На лесной поляне я увидела много грибов и ягод.

По высокому синему небу плыли облака.

В предложении ( Снег падал медленно и бесшумно. ) однородными членами являются:

6. Рефлексия. (2 мин )

Что понравилось на уроке?

С какими трудностями вы встретились?

Над чем еще надо поработать?

7. Д/з §26, §27 Упр.275,

1. Русский язык: учебник для 8 кл. Авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко .

2. Г. А. Бакулина. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 8 класс. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.

3. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2009 г.


Полный текст материала План-конспект по русскому языку "Однородные члены предложения"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Спасибо! Нашла интересные приёмы при изучении темы, некоторые моменты буду использовать в своей работе!

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: обучающая: дать понятие об однородных членах;

развивающая: научить находить однородные члены в предложении, определять их синтаксическую роль, строить схемы к предложениям с однородными членами; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

воспитательная: воспитывать терпимость, взаимопонимание, любовь к родному языку.

I . Вступительное слово учителя

II . Повторение изученного об однородных членах

1. Упражнение 260 на странице 129.

III . Создание новых знаний

Однородные члены - это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.

Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова, т. е. могут быть распространёнными.

В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше.

Между однородными членами при отсутствии союза ставится запятая .

- Что было известно вам об однородных членах предложения с прошлых уроков?

- Что нового вы узнали?

3. Чтение § 26 на странице 129.

IV . Применение новых знаний

1. Упражнение 261 (письменно) с последующей проверкой.

2. Устное задание (сначала работа в парах, затем проверяется вместе с учителем): определить, являются ли подчёркнутые слова в данных предложениях однородными членами:

1) Невидимая рыба туго и медленно водила леску по кругам.

2) По вечерам на плотине любила собираться молодёжь.

3) Вокруг была снежная пелена да безмолвная степь.

4) Вожатый и несколько ребят трудились в огороде.

5) Она слушала его со страхом и жадно .

1) Армяне, грузины, черкесы, персияне теснились на площади.

2) Кипела, торопилась, грохотала жизнь.

3) По улице ветер гнал перья, стружки, пыль.

4) Мрачный бор угрюмо молчит и воет глухо.

5) Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своём лице и причёске .

В это время два человека работают у доски по карточкам.

Запишите предложения в виде схем, указав ряды однородных членов:

1) В лесу было холодно, пасмурно, пахло сыростью, прелым листом.

2) Незаметно подкралась зима, сразу же обрушилась на город гулкими метелями, крепкими морозами, завалила улицы и дома сахарными холмами снега.

3) Целый день я бродил из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу .

Устный опрос по теме.

VI . Домашнее задание: § 26 (правило), выписать из учебника литературы 8 предложений с однородными членами, подчеркнуть их как члены предложения.

Цели: обучающая: дать понятие об однородности и неоднородности определений;

развивающая: научить различать однородные определения от неоднородных; развить орфографический и пунктуационный навык, устную речь, умение слушать других, умение работать в группе;

воспитательная: воспитывать терпимость, взаимопонимание, любовь к родному языку.

I . Вступительное слово учителя

II . Проверка домашнего задания: обучающиеся по желанию зачитывают выписанные предложения с однородными членами.

III . Повторение изученного материала.

- Какие слова из названия темы вам известны? Что именно вы об этом знаете?

IV . Создание новых знаний

1. Анализ предложений с однородными и неоднородными определениями. Упражнение 264 на странице 131 (в парах, затем коллективно).

2. Чтение теоретического материала на странице 131.

Сочная, пышная зелень Высокий зелёный забор

Красные, синие, зелёные ленты Остроконечная железная крыша

- Возможно ли между определениями вставить союз и ?

Вывод: определения, между которыми можно вставить союз и , характеризуют предмет с одной стороны, т.е. одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и являются однородными. Неоднородные определения относятся к определяемому слову по-разному: к существительному относится только ближайшее из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным.

V . Применение новых знаний

1. Устное задание по карточкам выполняется вместе с учителем.

Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения, обоснуйте своё мнение.

1) Было тихое летнее утро.

2) Стал накрапывать редкий мелкий дождь.

3) Стояла светлая безлунная звёздная ночь.

4) Она походила на молодую стройную гибкую берёзу.

5) Ткань окрашена в яркие весёлые тона .

2. Упражнение 265 на странице 132 выполняется письменно, затем проверяется коллективно.

В это время два человека работают у доски по карточкам.

Выполните синтаксический разбор предложения:

Над степью заслонив солнце в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча.

В открытых глубоких освещённых солнцем прозрачных колдобинах плавали небольшие краснопёрые голавли .

3. Упражнение 266 выполняется устно (сначала самостоятельно), затем задаётся на дом.

VII . Домашнее задание: § 26, страница 132; упражнение 266 письменно; дополнить таблицу, начатую на уроке.

Урок 3. Тема: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами,

Цели: обучающая: изучить правило пунктуации при однородных членах, группы сочинительных союзов;

развивающая: развить понятие о союзном соединении однородных членов, выработать и закрепить пунктуационный навык, развить умение работать в группах;

воспитательная: воспитывать аккуратность, терпимость, взаимопонимание, любовь к родному языку.

I . Вступительное слово учителя

II . Проверка домашнего задания

2. Устный опрос § 26.

III . Создание новых знаний

1. Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, по значению делятся на три группы: соединительные, разделительные, противоположные.

2. К разделительным союзам относятся: или, либо, то - то, не то - не то.

3. Запятая не ставится между однородными членами: перед противительными союзами, перед повторяющимися союзами, перед второй частью двойных союзов.

4. Запятая ставится между однородными членами, соединёнными одиночным, соединительным или разделительным союзом.

5. В данных предложениях знаки препинания расставлены правильно: Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит. Овощи не только вкусны, но и полезны.

6. В данных предложениях знаки препинания расставлены неправильно: Мой компьютер старенький, зато надёжный. Вдали не то туман, не то дым.

2. Анализ предложений. Обучающиеся работают по карточкам и выполняют задание совместно с учителем.

Найдите в предложениях однородные члены, заключите союзы в овал. Постройте схемы к предложениям.

1) Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль.

2) Не род, а ум поставлю в воеводы.

3) Воззвание было написано в грубых, но сильных выражениях.

4) Мал золотник, да дорог.

5) То простодушны, то лукавы, то наивны дошедшие до нас народные названия трав.

6) Для изготовления лекарств используются яды не только кобры, гюрзы, но и гадюки обыкновенной.

7) Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие, то некоторую лёгкость.

8) На бесконечном, вольном просторе блеск и движение .

3. Создание таблицы в тетрадях:

4. Чтение § 27 на странице 135 - 136 и вывод по прочитанному:

- В каком случае ставится запятая между однородными членами?

- К какому разряду сочинительных союзов относятся союзы из таблицы?

IV . Применение новых знаний

1. Упражнение 272 на странице 137 письменно (выборочно), совместно с учителем.

2. Упражнение 273 (1 группа), 274 (2 группа) - устно.

1) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах (как О, так и О).

2) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (О, и О, и О, и О).

3) И видишь ты синий свод небес, да солнце, да лес, в серебряно-матовый иней наряженный, полный чудес (О, да О, да О) .

Рис. 2. Однородные члены предложения

VI . Домашнее задание: § 27 (теоретический материал), упражнение 275 (письменно).

Урок 4. Тема: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами,

Цели: обучающая: знать правило пунктуации при однородных членах, группы сочинительных союзов;

развивающая: развить понятие о союзном соединении однородных членов, закрепить пунктуационный навык, развить умение работать в парах;

воспитательная: воспитывать аккуратность, терпимость, взаимопонимание, любовь к родному языку.

I . Вступительное слово учителя

II . Проверка домашнего задания

1. Упражнение 275.

III . Закрепление изученного на прошлом уроке

1) Ещё зат…мно пр…несли в избы дрова из огромных поленниц и сл…жили охапки у печей.

2) На б…рёзовых, еловых и ольховых поленьях снежинки.

3) Они тают, сверкают и нап…лняют жилище свежим морозным зап…хом, тревожа и взрослых, и малых.

4) Затапливают…ся печи, и колебл…щиеся отсветы пламени играют в промороже(н, нн)ых окнах .

1. Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

2. Запишите номер и схему сложносочинённого предложения.

3. Запишите номер неполного предложения.

4. Выпишите из предложения № 3 словосочетание с неоднородными определениями.

- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?

- Запишите тему урока в тетрадь.

2. Устный опрос § 27 (в парах).

3. Упражнение 276 (письменно, выборочно).

Море! Кажется, всё, что я люблю, вмещается в это слово. Оно широкое-широкое, глубокое-глубокое. Я стою на обрыве, и ветер лохматит мои волосы, надувает платье, и оно становится похожим на парус.

Я побывала во многих местах, видела и сказочную корону северного сияния, и безмолвную, кажущуюся безжизненной, но полную тайного движения пустыню. Видела леса, занимающие огромные пространства, красавицу степь, состоящую из шелеста и манящего аромата цветов. Я видела и белые до боли в глазах льды, и топкие болота…

Это прекрасно, но больше всего я люблю море .

- Ребята, в каких предложениях есть однородные члены? Зачитайте их и объясните постановку знаков препинания.

1) Что ты встал ни свет ни заря?

2) Не слышно ни стука ни шороха.

3) Геологов не пугали ни морозы ни тайга ни вьюги под открытым небом.

4) О своём предполагаемом приезде я не написал ни отцу ни матери.

2. Выпишите номер предложения, которое соответствует данной схеме:

[…О, О, О]. Знаки в предложениях не расставлены.

1) Мелькает вьётся первый снег.

2) Я не мог открыть в нём страсти ни к еде ни к охоте.

3) Я люблю математику физику живопись.

4) Москва богата театрами музеями стадионами парками кинотеатрами выставками.

3. Замените союз И возможными союзами: не то - не то; то - то; не только…но и; как… так и. Запишите предложения.

1) После окончания школы я буду и работать, и учиться в университете.

2) Лунный свет поблёскивал и на стёклах окон, и на глади реки, и на штыке часового .

Урок 5. Тема: «Обобщающие слова при однородных членах

Цели: обучающая: изучить правило пунктуации при обобщающем слове при однородных членах предложения;

развивающая: развить представление об обобщающих словах, выработать навык узнавания их в тексте; продолжить формирование пунктуационного навыка, развить умение работать в парах;

воспитательная: воспитывать аккуратность, терпимость, взаимопонимание, любовь к родному языку.

I . Вступительное слово учителя

1. Обучающимся розданы карточки со схемами:

1) О О и О и О;

3) не только но и О;

4) как О так и О;

5) ни О ни О ни О;

6) О и О О и О.

- Вспомните, какие члены предложения называются однородными?

- Расставьте знаки препинания в схемах.

- Составьте предложения по 1-й и 6-й схемам (1 вариант) и 3-й и 5-й схемам (2 вариант).

III . Создание новых знаний

1) Что вы видите на картинках?

2) Что объединяет данные слова в каждой группе? (Общее понятие для всех слов: обобщающее слово).

3) Что известно вам об обобщающем слове при однородных членах?

4) Придумайте предложения по данным картинкам, в состав которых входили бы однородные члены и обобщающие слова, запишите их.

2. Чтение и изучение § 28 на странице 142 - 143 (самостоятельно).

- Какими членами предложения могут быть обобщающие слова?

- Что нового вы узнали из прочитанного?

IV . Применение новых знаний

1. Упражнение 283 ( I ) письменно (совместно с учителем).

2. Преобразовать предложение, записанное на доске:

а) чтобы обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли перед ним;

б) чтобы однородные члены стояли в середине предложения, а обобщающее слово перед ним.

Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.

1) Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, на батареях и на полях - она искала Баклашова, спрашивала о нём.

2) Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник.

3) В Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии - всюду растут новые города.

4) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена - впадают в Северный Ледовитый океан.

5) Отовсюду веяло запахом весны, а именно: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки .

VI . Домашнее задание: § 28 (выучить теоретический материал); найти в словаре значение словарных слов: интерьер, артиллерия, кавалерия, достоинство, галерея, фильмотека, картотека и составить с ними предложения, используя обобщающее слово при однородных членах; упражнение 284 (устно).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 8б классе. Учитель Трусова Т.А.

1) повторить и систематизировать сведения об однородных членах

2) закрепить умения находить однородные члены предложения и

использовать их в речи;

3) закрепить навыки расстановки знаков препинания при однородных

1. Организационный момент. 1, 2 слайды

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все вы знаете, что сейчас у нас в школе проходит Неделя русского языка и литературы, поэтому сегодня к нам на урок, который будет не совсем обычным, пришли гости.

2. Постановка цели. 3 слайд.

1) повторить и систематизировать сведения об однородных членах

2) закрепить умения находить однородные члены предложения и

использовать их в речи;

3) закрепить навыки расстановки знаков препинания при однородных

3. 4 слайд. Теперь откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа и тему урока.

Обращение к эпиграфу. 5 слайд

Эпиграфом к уроку я выбрала слова известного русского писателя К.Паустовского:

Нам дан во владение

самый богатый, меткий,

могучий и поистине

- О чём нас заставляют задуматься эти слова?

- Давайте и мы с вами стремиться к совершенствованию своего языка, своей речи.

- Рассмотрите предложение с синтаксической точки зрения. (Однородные определения)

Спишите, графически обозначая постановку знаков препинания.

4. Работа с классом. Блиц-опрос.

Какие члены предложения называются однородными? (Отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, являются одинаковыми членами предложения) Однородными могут быть все члены предложения.

Какой может быть связь между однородными членами? (Бессоюзная – перечислительная интонация, союзная - сочинительная )

3) Назовите группы сочинительных союзов, соединяющие однородные члены (соединительные, разделительные, противительные)

Соед: и, да (и), ни-ни, не только… но и, как… так и, тоже, также

Раздел.: или (иль), либо, то-то, не то, не то

Противит.: а, но, да (но), зато, однако, же

4) Какие знаки препинания встречаются при однородных членах? ( , - : )

1-ый ученик рассказывает правило Запятая ставится, подтверждая примерами.

Он коллекционировал не марки, а открытки.

Он коллекционировал и марки, и открытки.

Он коллекционировал и марки, и открытки, и значки.

Он коллекционировал марки, и открытки, и значки.

Он коллекционировал марки, открытки, значки.

Он коллекционировал как марки, так и значки

2-ой ученик рассказывает правило Запятая не ставится, подтверждая их примерами.

Он коллекционировал марки и открытки.

Привезите мне новые марки или открытки.

5. Разминка. 7 слайд Распространите предложения.

Задание: на экране даны предложения, необходимо их распространить с помощью однородных членов.

Дети быстро выросли (и разъехались).

На станции зажглись белые (красные и зеленые) огоньки.

Вдруг в воздухе раздался свистящий (тонкий, прерывистый) звук.

Записать предложения в тетрадь в дополненном виде, выделив однородные члены предложения.

- Ребята, какие слова могут быть при однородных членах в предложениях? (Обобщающие)

Обобщающее слово и однородные члены являются одним членом предложения

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие

Все было серое: затуманенный лес, озеро, небо.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире

Затуманенный лес, озеро, небо – все было серое.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения –тире

Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо –было серое.

6. Творческая работа. Слайд № 12

Дополните предложения однородными членами.

Все: ………….. - любят читать сказки.

В поход мы взяли только необходимое:

………………… - каждый может стать победителем олимпиады.

7. Задание №1. Спишите предложения, расставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены Слайд 13 Проверка Слайд 14

Задание №2. Слайд 15 Проверка Слайд 16

8. Индивидуальная работа Слайд 17

Несколько учеников выполняли индивидуальную работу: дома подбирали примеры из стихотворений. Сейчас мы их послушаем, запишем предложения, найдем однородные члены и расставим знаки препинания.

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты. (Аф.Фет)

Все в тающей дымке: холмы, перелески. (Ник.Рыленков)

Метели, снега и туманы покорны морозу всегда. (Н.Некрасов)

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. ( Ф.И.Тютчев )

Как вы считаете, ребята, какую роль играют однородные члены в устной и письменной речи? (Это выразительное средство.)

9. Диктант с самопроверкой. Слайд 18

Задание: написать текст под диктовку, расставить знаки препинания и объяснить их.

1.Свет сочится в окна. 2. В зелёном звёздном свете, в лесах, болотах, кустах спят звери и птицы. 3. Только волки рыскают на опушках да ищут лёгкую добычу. 4. Деревья наливаются хмельным соком, лопаются почки, зябнут первые цветы.5. В хрустальной ночи звенят по дорогам, по скатам оврагов ручьи.

Проверка. Слайд 19. Через проектор появляется текст. Ученики самостоятельно проверяют и ставят себе оценку. Вопросы по тексту:

1. Почему не поставили запятую между определениями зелёном звёздном (свете)? Не являются однородными?

2. Почему перед союзом да не ставится запятая?

3. Какова интонация 2-го и 4-го предложений? (перечислительная, но 2-е предложение – простое, а 4-е – сложное). Какой мы делаем вывод? (Необходимо быть внимательным.)

10. Редактирование. Слайд 20 Найдите ошибку.

Император был смелым, решительным, но иногда жестокий.

(однородные прилагательные, являющиеся именной частью составного сказуемого, должны иметь одинаковую форму)

Слова судьи завораживали силой, пугают строгостью.

(однородные сказуемые должны стоять в одном времени, выбор зависит от контекста)

- О чём нас заставляет помнить это задание? (Необходимо следить за речью)

Следующий этап – комментированное списывание текста В.А. Сухомлинского.

( Текст на слайде)

Красота это радость твоей жизни. Человек стал Человеком потому что увидел глубину лазурного неба мерцание звёзд розовый разлив вечерней и утренней зари увидел безбрежную даль степей синие тени в сугробах мартовского снега журавлиный кося в небесной лазури отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы серые нити дождя в пасмурный осенний день фиолетовое облачко на сиреневом кусту нежный стебелёк и голубые колокольчики подснежника увидел и изумился пошёл по земле создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце тогда тоже расцветёт человеческая красота.

11. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы повторили сведения об однородных членах предложения, случаи постановки и непостановки запятой при них. Учились правильно излагать свои мысли.

Я надеюсь, что эти знания пригодятся вам в жизни. Выставление оценок.

12. Рефлексия. Слайд 21

Постановка домашнего задания. Слайд 22

А) Запись предложения и работа у доски и по вариантам:

Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд.

- 1 ученик и 1-ый вариант: синтаксический разбор;

2 ученик и 2-ой вариант: в наряд – морфологический разбор;

3 ученик и 3-ий вариант: наряд – найти формы слова и подобрать однокоренные слова;

- Как вы думаете, почему автор использует именно это слово?

(Праздничность, блеск, вспоминаются новогодние праздники, блестки, мишура, дождики, фонарики, огни. )

Б) - Ребята, можно ли это предложение назвать текстом? Почему? Что называется текстом? Что надо сделать, чтобы из этого предложения получился текст?

Задание: дополнить предложение, чтобы получился текст. А чтобы повторить ранее изученные темы, постарайтесь по возможности использовать односоставные предложения.

Соотнесите предложения с их определениями.

Типы односоставных предложений.

  1. Определенно-личное
  2. Неопределенно-личное
  3. Обобщенно-личное
  4. Безличное.
  5. Назывное.

Примеры односоставных предложений.

  1. Холодно.
  2. Стоишь у окна.
  3. Вдали закричали.
  4. Дивный свет в темноте.
  5. Страшно мне.
  6. Что посеешь, то и пожнешь.
  7. Нигде нет огонька.
  8. Продолжаю свой путь.
  9. Дарёному коню в зубы не смотрят.
  10. Темная синяя ночь.

(далее проверка итогов тестирования и чтение текстов о природе).

2. Работа по теме.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

- Действительно, с русским языком можно творить чудеса. Это вы только что доказали своими сочинениями-эссе.

- А какими предложениями выражена эта мысль? (Безличными и назывными). Как вы думаете, в чем особенность третьего предложения, чем оно осложнено? (Однородными членами предложения).

- Ребята, что такое однородные члены? (Дается определение однородных членов предложения)

- Давайте же теперь посмотрим, все ли признаки однородных членов мы назвали. (На экран проектором высвечиваются признаки однородности членов предложения):

а) относится к одному и тому же слову;
б) отвечает на один и тот же вопрос;
в) являются одинаковыми членами предложения;
г) равноправны по отношению друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью;
д) произносятся с интонацией перечисления.

- Подтвердим сказанное примерами. (Записываем предложения и определяем однородные члены предложения.)

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат. (Ф.И.Тютчев. Листья)

Зима еще хлопочет
И на весну ворчит. (Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится)

Вот лениво и несмело
Луч возникает за лучом. (Тютчев. Декабрьское утро)

Воздух легок и чист,
И замерзла река. (И.Никитин.)

Снег шел тих. Сверкая.
Ветер дул грозно и завывая. (А.С.Пушкин. Евгений Онегин.)

Шумит, клубит волной своей
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой. (Пушкин. Евгений Онегин)

Вывод: в предложении может быть несколько рядов однородных членов, однородные члены могут иметь при себе зависимые слова, т.е. могут быть распространенными и нераспространенными.

Ребята, обратите внимание на постановку запятой между словами

Да. Однородные члены предложения должны быть словами одного смыслового ряда, т.е. характеризовать предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса, формы и т.д.

Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.

(Запись – таблица высвечивается проектором на экране.)

- В нашем примере ставится запятая, т.к. дается общая

картина - поток страшный, грозный. Т.е. если определения объединены общим понятием, то они будут однородными (их мы еще называем эпитетами) и между ними запятая ставится. Рассмотрим несколько примеров (примеры высвечиваются проектором на экран, можно использовать интерактивную доску):

Серое, хмурое, низкое небо висело над нами.

Невзрачное
Отзвучала последняя, нежная песня.
И первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч…
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.

4. Творческая работа:

В предложения вставить

- 1-ый вариант: однородные определения,
- 2-ой вариант: неоднородные определения.

  • День вставал.
  • Из-за туч показалось солнце.
  • Его лучи совсем не грели.
  • Пошёл …. снег.
  • …. снежинки осторожно ложились на землю.

5. Запись домашнего задания.

Читайте также: