Конспект урока правописание суффиксов глаголов 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Образовательные: закрепить умение грамотного правописания окончаний глагола, суффиксов причастий, , научить применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, обобщить изученный материал.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении, воспитать культуру учебного труда .

1. Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую,

находить трудную информацию и составлять алгоритм работы,

развивать умение работать в группе.

2. Предметные: закрепить умение правильно писать окончания глагола , суффиксы причастий

3. Личностные: осознавать затруднения по материалу, преодолевать их,

воспитывать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы,

языковую личность учащихся, развивать память, логическое мышление,

речь, формировать умения самостоятельно пополнять знания.

Тип урока-урок систематизации знаний

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки ,

2. Мотивация учащихся

- Ребята, посмотрите в окно. Какой сегодня прелестный день! Погода настраивает на позитивное рабочее настроение. Приглядитесь внимательно, и вы увидите всю прелесть и неповторимость последнего зимнего дня. В воздухе слышим пение птиц. Подует ветерок, чуть надломит ветку и опять утихнет, словно прислушивается к чему-то. И самое интересное, что в этом году зима не забывала нас радовать хорошей погодой.

3.Актуализация знаний учащихся по домашней работе

Орфоэпический тренинг 11слов сущ, 1 слово причастие и 1 слово глагол)

На слайде №1 слова,слайд№2-проверка

Слайд №1 корысть краны, кремень, лекторов, новостей цемент центнер цепочка

шарфы, откупорил кровоточащий ,бухгалтеров

Содержание слайда №2

корЫсть крАны, кремЕнь, лЕкторов, новост Ей цемЕнт цЕнтнер цепОчка

шАрфы, откУпорил кровоточАщий, бухгАлтеров

Создание проблемной ситуации

Какое задание ЕГЭ включает знания причастий и глаголов ? Почему их можно рассматривать вместе?

Ответ: при написании окончаний глаголов и суффиксов причастий необходимо знать спряжение

Актуальность проблемы на слайде №3

Итак, тема урока «Правописание окончаний глаголов и суффиксов прилагательных

-Как звучит формулировка задания ЕГЭ ?

Какова цель сегодняшнего урока?

Что должно быть результатом ?

-возможный ответ: знания теории, алгоритм выполнения задания

5.Работа над новой темой

-оформление идей на доске , в тетрадях для конспектов

-работа в парах: поиск информации

1пара- окончания глаголов

2 пара: суффиксы причастий

Особое внимание следует уделить приставке вы-, которая часто притягивает к себе ударение и делает окончание глагола безударным (вЫспятся, вЫберет).

В подобных случаях сомнительное окончание проверяйте бесприставочной формой:

(вЫспятся — спЯт, вЫберет- берЁт)

Тренировочное задание (на слайде)

1. В каком ряду в двух словах пишется буква Ю?

1. дремл. щая собака; зерна перемел. тся

2. стел. щееся растение; стадо гон..т

3. они ненавид. т; они кол. т лед

4. самокле. щиеся обои; терп. щий бедствие

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

Самостоятельная работа по карточке

У доски Избасов Д

Карточка Словарный диктант задание: вставить орфограммы

стел…щийся туман,

участву…щий в спектакле,

муч…мый совестью,

дыш…щий тяжело,

пиш…щий грамотно,

краски выгор..т,

рабочие стро..т

расчист_вший

Остальные ребята работают с тестами

11-1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

колебл_мый
выключ_вший
раскраш_нный
накруч_нный

11-2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

11-3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

11-4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

11-5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

колебл_мый
скрюч_шься
расчист_вший

Взаимоконтроль в парах ,

Анализ содержания кадра на слайде Какие нарушения процедуры ЕГЭ вы увидели на экране?

На слайде изображения родных мест

Комплексный анализ текста

Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина ) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.

Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

О чём этот текст? Над какой проблемой размышляет автор? Прокомментируйте её.

Какова авторская позиция? Согласны ли вы с ней. Выскажите своё мнение, приведя несколько аргументов.

.найдите причастия, объясните их правописание

Какое предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения?

Какие изобразительные средства использует автор в тексте? Что такое эпитет, метафора, лексический повтор, синтаксический параллелизм, парцелляция?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока . Правописание глаголов. 10 класс.

Учитель . Савченко Людмила Юрьевна

МБОУ Чердаклинская средняя школа №1

Цели урока : повторить и обобщить знаний учащихся о глаголе как о части речи.

-Систематизировать знания учащихся о правописании личных окончаний глагола;

-Проверить степень усвоения умения определять спряжения глагола;

-Содействовать подготовке ЕГЭ ( задание 11, частично 4, 6,7, 26).

-развивать умение употреблять глагол в речи;

-развивать умение оценивать свою работу.

-содействовать воспитанию любви к русскому языку;

-осуществлять межпредметную связь.

Тип урока : Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.

Методы : индивидуальный, фронтальный, групповой.

Организация класса.

Орфоэпическая разминка.

Баловать, брала, взяла, включит, вручит, дозировать, исчерпать, углубить, прибыл, прибыла.

- Списать, расставить ударение. ( 1 ученик на доске) – самопроверка, выставление оценок в итоговый лист.

3. Мотивация учащихся. Постановка целей и задач урока.

- Что объединяет слова, предложенные для орфоэпической работы? (они глаголы)

- Какие грамматические категории есть у этой части речи? (Вид, переходность, наклонение, время, лицо, число).

- Определите вид записанных слов ( по цепочке).

- Сегодня мы продолжим работу над правописанием глаголов, систематизируем знания, полученные по этой теме в средней школе, повторим основные правила правописания глаголов, поработаем над нормами употребления глаголов в речи. Все эти знания понадобятся нам при выполнении заданий ЕГЭ.

Работа с текстом.

Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа.

Толпа весёлых моряков съехала на берег.

Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.

Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны . (В.Вересаев)

- Сформулируйте проблему текста (проблема смысла жизни, бережного отношения к природе)

- В каких словах заключена авторская позиция? Как вы понимаете смысл этого предложения? ( Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в девственную природу и нарушать её гармонию.

- Какие произведения русской классической литературы могли бы взять в качестве аргументов?

- Определите тип речи 4 абзаца, 6 абзаца. (повествование, рассуждение).

- Определим устно переходность глаголов 3 абзаца.

4. Работа по теме урока.

1). Спряжение глаголов.

а) - Расскажите о правописании безударных личных окончаний глаголов.

Обратим внимание на гласные в начальных формах следующих глаголов

Сеять, веять, маяться,

Лаять, хаять, каяться,

Чуять, чаять и затеять,

реять, таять и лелеять.

- В чем трудность этих глаголов? (нужно запомнить, что они оканчиваются на –ять, но клеИть).

б) Словарный диктант.

- Записать, выделить окончания, объяснить их правописание.

Почуем опасность, затеем игру, блещет в свете молний, трепещут на ветру, борются за награды, перемелется в муку, дремлет в кресле, полет грядки, слышится издалека.

Правописание личных окончаний глаголов. 10 класс.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

они перевяж..т

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

(снега) присыпл..т

завис..т (от родителей)

- Самооценка, выставление оценок в итоговый лист)

2) Правописание мягкого знака после шипящих в глагольных формах.

- Расскажите, когда в глаголах пишется ь,

Прилечь, читаешь, идешь, задумаешься, не плачь, не плачьте, извлечь, отрежьте, ешь, можешь, растолочь, стеречь, назначьте, печь, придешь.

- На сколько столбиков будем распределять слова? Как обозначим? (у доски 3 ученика)

3) Правописание суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-. –ива-.

- Расскажите, от чего зависит написание суффиксов ова, ева, ыва, ива.

- Упражнение 281 учебника (устно, по цепочке)

4) Морфологические нормы употребления глаголов в речи.

Карточка . Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

3) Ты не берегёшь себя . (бережёшь)

4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)

6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)

7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)

5) . Повторение сложных случаев согласования подлежащего и сказуемого в рамках подготовки к ЕГЭ 9 (зад. 5, 7)):

а) повторение теории

1. Если подлежащее - собирательное существительное ( или существительное, обозначающее множество людей, предметов как единое целое), сказуемое ставится в форме единственного числа: крестьянство боролось.

2.Если подлежащее большинство, большая часть, меньшинство, то сказуемое чаще ставится в форме единственного числа : большинство интеллигенции не приняло. Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

3. Если подлежащее выражено вопросительным, неопределенным или отрицательным местоимением, сказуемое ставится в форме единственного числа: Кто-то из великих сказал… Никто …не догадывался.

4. Если в роли подлежащего выступают однородные члены, соединенные сочинительными союзами (и, да = и) или бессоюзно, то сказуемое ставится во множественном числе.

В это время жили и писали Булгаков, Солженицын, Платонов.

5. Если однородные члены соединены противительными или разделительными союзами (или, либо, то-то, а), сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.

Нас больше интересуют политические деятели, а не политика.

Б) Работа с тестами

Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования.

1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) самый многочисленный класс - крестьяне.

2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспеченных, известных.

3) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами.

4) К сожалению, лишь меньшинство сейчас (А. предпочитают, Б. предпочитает) классику детективным романам-однодневкам.

5) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет?

6) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей.

7) Добро и любовь (А. заложены, Б. заложено) в глубине души человека.

8) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели) в свои программы уроки риторики.

9) Он со своей маленькой дочкой (А.жил, Б.жили) на краю леса.

10) Уж много лет (А.прошли, Б.прошло) со времени нашей встречи.

- Сделайте взаимопроверку, оцените работу, выставите полученную оценку в итоговый лист. Посчитайте средний балл, поставьте итоговую оценку.

6) Правописание глагольных пар- омофонов с приставкой обез- (обес-)

Е – непереходный глагол (сам, действие самого субъекта)

И – переходный глагол (действие над объектом)

Раненый обескровел. - Операция обескровила больного. Летом пустыня совсем обезводела. – Люди обезводили болота.

Всегда с Е – обеспамятеть, обезголосеть, обеззубеть.

Всегда с И – обезжирить, обездушить, обеззаразить, обезобразить, обезвредить, обезглавить, обесславить, обессмертить, обесценить, обессолить

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефис-ные написания сложных имен прилагательных.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выделять суффиксы прилагательных, знать условия выбора гласных и согласных в суффиксах прилагательных, владеть орфоэпическими, морфологическими, грамматическими и орфографическими нормами русского языка, владеть текстоведческими навыками

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, развитие мотивации к изучению предмета, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, участвовать в творческом созидательном труде

Метапредметные:

1)Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить корректировки в свою деятельность после работы над ошибками

2) Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, осуществлять совместную деятельность в группах, оформлять свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной и письменной форме

3) Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых объектов, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Тип урока: урок систематизации и совершенствования знаний, умений и навыков.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н.Г.Гольцовой, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

2) Работа с тестовыми заданиями (подготовка к ЕГЭ).

МедикамЕнты, экспЕрт, пЕрчить, ржАветь; корЫсть, соболЕзнование, квартАл, срЕдства.

2.Лексические нормы (найдите ошибочные словосочетания, выпишите исправленный вариант)

Лесистая чащоба, редакторская правка, оплатить проезд, снискать уважение;

Изобретательское состязание, одеть пальто, домовая мышь, глубокий взгляд.

3.Исправьте ошибки в предложениях.

Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.

Писатель подробно описывает о жизни.

Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство.

Стихи молодого поэта будут скоро выпущены в журнале.

Зная о его приезде, я смог к этому подготовиться.

Писатель подробно описывает жизнь.

Владельцам вишнёвого сада грозит разорение.

Стихи молодого поэта будут скоро опубликованы в журнале.

III. Целеполагание.

Задание 10 ЕГЭ. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

-Что необходимо знать, чтобы решить задание (суффиксы прилагательных, существительных, глаголов)

- С какой частью речи были связаны все выполненные задания? ( С прилагательными).

- Прилагательное по употреблению в речи занимает почётное 3 место, после существительного и глагола.

- Назовите основные функции этой части речи (обозначает признак предмета и характеризует его с разных сторон; даёт предмету дополнительную, чаще оценочную характеристику; передаёт авторское отношение, его оценку; рисует внешний вид человека, отражает его состояние; придаёт описанию образность).

-Скажите, какова тема нашего сегодняшнего занятия, какова основная цель нашей работы. (учащиеся формулируют тему урока и основные цели) (Жигурин С.работает у доски, остальные в тетради. Проверка по слайду)

IV. Изучение материала.

- Сверим наше правило с учебником (стр.134-135 п.2, 3).

- Что нужно добавить? (Слова исключения: юрОдивый, мИлостивый, доп: незлОбивый))

- Запишите к словам антонимы с суффиксами – чив/-лив, объясните правописание.

Аккуратный – неряшливый

Грубый – вежливый

Равнодушный – заботливый

Беспечный - настойчивый

(учащиеся, глядя на таблицы из слайдов, вспоминают и формулируют правила написания суффиксов имен прилагательных)

1.Суффиксы –к- и –ск-.

а) в качественных прилагательных: резок – резкий, низок – низкий.

б) в относительных прилагательных с основой на –к, -ц, -ч (чередование согласных к,ч//ц): батрак - батрацкий, ткач - ткацкий, немец – немецкий.

Исключения: узбек - узбекский, таджик - таджикский, Углич – угличский.

Пиши –ск- в остальных случаях (Слайд 14)

француз - французский, Кавказ – кавказский

Обратите внимание!

а) если основа существительного оканчивается на –нь, -рь, то то перед –ск- буква ь не пишется: конь – конский, Сибирь- сибирский.

Исключения: прилагательные, образованные от названий месяцев – июньский, сентябрьский, октябрьский … и день-деньской (но: январский)

б) в прилагательных, образованных от географических названий с основой, оканчивающейся на ц, пишется -ц-ский, если перед ц стоит согласная (кроме ц),

например: Констанца - констанцский, Пфалъц - пфальцский;

в) если основа оканчивается на сс, то перед суффиксом -ск- одно с опускается, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся, например: Одесса - одесский,

г) если основа иноязычного слова оканчивается на ск, то перед суффиксом -ск- первое к опускается, например: Дамаск - дамасский, Сан-Франциско - сан-францисский, этруск - этрусский

(но: баск - баскский, оски – оскский).

д) русские географические названия на ск образуют прилагательные без помощи суффикса -ск-, например: Минск - минский, Спасск – спасский.

2. Суффиксы -ов-, -оват-, -овит-// -ев-, -еват-, -евит-

Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- пишутся после твердых согласных (кроме ц), например: беловатый, деловой, угловатый, домовитый

-ев-, -еват-, -евит- пишутся после мягких согласных, после шипящих и ц, например: речевой, ноздреватый, рыжеватый, глянцевитый, рубцеватый.

3. Суффикс -оньк- //-еньк-

Суффикс -оньк- пишется после г, к, ж, например: высоконький, лёгонький, сухонький;

после других согласных пишется суффикс -еньк-: синенький, дешёвенький, жёлтенький, молоденький.

Запомни двоякие написания: мягонький // мягенький, плохонький // плохенький, сухонький // сухенький, тихонький // тихенький, лёгонький // лёгенький, пегонький // пегенький, убогонький // убогенький .

Суффикс -ив- пишется у прилагательных под ударением, суффикс -ев- - без ударения: игривый, красивый, плаксивый, учтивый, но: алюминиевый, горностаевый, гостевой, грязевой, долевой, дрожжевой, калиевый, каракулевый, клеевой, пулевой, рулевой, соевый, стержневой.

Исключения: милостивый, юродивый.

Суффиксы –инск-, -ин-+-ск- характерны для имён прилагательных, образованных от основ, оканчивающихся на –ин (Елизаветин – елизаветинский, сестрин – сестринский), а также на –и(-ы), -а(-я) (Ялта – ялтинский)

Исключения: пензенский, инзенский, пресненский.

В остальных случаях употребляется суффикс –енск- (керченский, нищенский)

Различается написание согласных перед суффиксами -ат-, -ан- в прилагательных типа дощатый, брусчатый: щ пишется в тех случаях, когда обозначаемые ею звуки относятся к одной морфеме (значащей части слова): дощ-ат-ый - доск-а (щ чередуется с ск в пределах одной морфемы - корня), вощ-ан-ой - воск.

Перед суффиксом -чат- конечная ц основы существительного чередуется с т: крупит-чат-ый (крупица), реснитчатый (ресница), черепитчатый (черепица).

V. Физминутка. Гимнастика для глаз

VI. Закрепление материала.

1.Работа по учебнику.

Упражнение 207 на странице 134 – комментированное письмо. (Шавкун Д.)

Упражнение 208 на странице – (устно) (Муравьев Е.)

2. Работа с текстом (текст распечатан).

(1)Озорник..ватый март капризничал, как балова…(н,нн)ое дитя, - то сеет на землю густой тучей тяжёлые пушинки снега, то вдруг зажж…т ярк… солнце и растопит пуховые цветы на тёмных сучьях деревьев. (2)Журчат ручьи, выбиваясь из сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая на земле, подмытый снег. (3)Всё глубже и шире с каждым днём голубые прорези неба с сер…й массой встревоже… (н,нн)ых облаков, - когда смотришь на эти бездо… (н,нн)ые ямы небес – жизнь становится легче, праздничней.

Задания:

- Докажите, что перед нами текст.

- Какова основная мысль текста? (Весна пробуждает духовные силы человека. Благотворное влияние природы на человека.).

- Какую роль играют в тексте прилагательные?

- Назовите стиль и тип речи текста.

- Назовите средства выразительности в тексте: олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры.

- Запишите слова с пропущенными орфограммами, обозначьте их (работа в парах).

- Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении.

- Выполним упражнение на закрепление.

1.Задание 14 ЕГЭ. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

- Ползли безжизне(1)ые сумерки, заволакивая пусты(2)ый берег, из-за массивных ледя(3)ых глыб виднелись белые фигуры с дли(4)ыми баграми в руках.

1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,2,4 4)2,4

3. Образуйте возможные словосочетания из прилагательных и заключённых в скобки существительных.

Героический – геройский (борьба, время, образ, поступок, поход, самопожертвование, усилие). Лирический – лиричный (волнение, герой, жанр, настроение, песня, поэзия, поэт, тенор, чувство). Тактический – тактичный (женщина, задача, замечание, обращение, поведение, поступок). Логический – логичный (вопрос, вывод, высказывание, доказательство, категория, мнение, мышление, ответ, ошибка, противоречие, связь, следствие)

4.Образуйте имена прилагательные с суффиксами -к- или -ск- от данных ниже слов.

Кандидат, лейтенант, турок, Урал, посол, конь, богатырь, январь, матрос, Елец, Норвегия, Волга, Астрахань, богатырь, кабак, низ, узбек, Сибирь, Одесса, Томск, знахарь, декабрь, приятель

Задание 11 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны каждому ученику)

1) удушл..вый, раскорч..вать

2) тюлен..вый, правд..вый

3) запуг..вать, горош..нка

4) буш..вать, бяз..вый

5) узорч..тый, веснушч..тый

1) дет..кий, свет..кий

2) разглаж..вающий, немилост..вый

3) солом..нка, подчёрк..вать

1) корч..вать, запасл..вый

3) насла..вать, син..чка

4) въедл..вый, запот..вать

5) матрос..кий, рус..кий

1) успока..вать, фасол..вый

2) преодол..вать, локт..вой

3) ноч..вать, гречн..вый

4) завистл..вый, стро..вой

5) завис..л, беж..вый

2) жемчуж..на, выздоравл..вать

3) подразум..вал, подмиг..вать,

4) услужл..вый, пол..вой

5) вытерп..л, совестл..вый

1) обветр..вать, умн..ца

2) доверч..вый, рул..вой

3) взвеш..вать, опрометч..вый

4) рыж..ватый, дожд..вой

5) распил..вать, черепитч..тый

1) пород..стый, горош..на

2) глянц..витый, ткан..вый

3) корн..вой, скле..вающий

4) фланел..вый, настра..ваться

1) алюмини..вый, претерп..вать

2) обескураж..вать, яблон..вый

3) участл..вый, настойч..вость

4) забывч..вый, застег..вать

5) копч..ный, туш..ный

1) шустр..нький, ливн..вый

2) прилипч..вый, рыж..ватый

3) остр..нький, буш..вать

4) гор..вать, доклад..вать

5) весёл..нький ,разве..вать

Орфограмма: правописание суффиксов глаголов (ова, ева, ыва, ива, л).

Правописание суффиксов глаголов
-ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-)

В неопределённой форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1 -м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю ( проповедую — проповедовать — проповедовала, воюю — воевать — воевал ).

Если же в указанной форме глагол оканчивается на безударные -ываю, -иваю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс ( закладываю — закладывать — закладывал, усваиваю —усваивать —усваивал ).

Правописание гласных перед суффиксом -Л-

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть ( видеть — видел, облегчить — облегчила, принять — приняло ).

Читайте также: