Конспект урока 2 класс парные звонкие и глухие согласные в корне слова

Обновлено: 05.07.2024

Ход урока.
Организация начала урока.
Актуализация знаний.
1.Словарная работа (2 ученика работают на доске).
Какие гласные потерялись в словах?
Слайд. Врн, рбт, млк, крндш, Мскв.
- Почему последнее слово написано с большой буквы?
Проверяем учеников, которые писали на доске.
Проверьте! Ворона, работа, молоко, карандаш, Москва.
2.Орфографическая минутка (2 ученика работают на доске).
Вставьте пропущенные буквы.
1 ученик.
Слайд. Пч.ла д.леко за м.дком л.тает. (Пчела далеко за медком летает).
- Объясни написание слов. Подбери проверочные.
- Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне слова).

2 ученик.
Диктовка: Девочка мечтает о ручной белочке.
- Объясни написание слов.
- Как называется эта орфограмма? (ЧК, ЧН, ЧТ пиши без мягкого знака).

Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина. (читает 1 ученик)
Слайд. … Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
- Найдите слово с парным согласным в корне. (Берег.)
- Какой звук слышим в конце слова? (к)
- Какую букву пишем на конце слова? (г)
Слайд. - Составьте пару по звонкости-глухости. (г-к)
- Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов.
Берег – берега.
- Какой согласный мы слышим теперь? (г)

- Прочитайте пословицу. (Читает 1 ученик.)
Слайд. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Найдите слово с парным согласным в корне. (Рыбку.)
- Какой звук слышим перед глухим согласным? (п)

2 задание. Работа по группам.
Учащиеся делятся на 5 групп, каждая получает карточку с заданием.
Задание: прочитать метаграмму; отгадать слова; подобрать проверочные слова; объяснить, какой способ проверки использовали для каждого слова.

1 группа.
Слайд. С буквой К – цветок полей,
С Г – волшебник, чародей. (Мак – маки, маг – магия.)

2 группа.
Слайд. Когда я с Т – меня сорвут,
Когда я с Д– на мне плывут. (Плот – плоты, плод – плоды.)

3 группа.
Слайд. С К – я стрелами стреляю,
С Г – цветами поражаю. (Лук – луки, луг – луга.)

4 группа.
Слайд. С Т – домашний я зверёк,
С Д – не открыть без меня замок. (Кот – коты, код – коды.)
5 группа.
Слайд. Когда я с Г – я сено на поле,
Когда я с К – стекаю по воле. (Стог – стога, сток – стоки).

Закрепление изученного материала.
1 задание. Работа по учебнику.
Выполните упражнение 49 на с.28.
- Что надо сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы.)
- Докажите, что вы правильно написали слова. (Подбираем проверочные.)

2 задание.
Записать слова, подобрать проверочные.
Способ – изменение формы слова.

Ша. - … ,ду. - … . ( Шаг – шаги, дуб – дубы.)

Записать слова, подобрать проверочные.
Способ проверки – подбор однокоренного слова.

Зу.ки - … , мё . - … . (Зубки – зубной, мёд – медовый.)

3 задание.
Напишите слова, которые надо вставить.
Проверочные говорите устно и объясняете, какой способ проверки используете.
Слайд. Бурый … , колючий … , горбатый … , огромный серый … .
- Какое слово не надо проверять? Почему? (Слон. На конце непарный согласный.)

4 задание.
Посмотрите на 2 группы слов.
Из первой группы запишите пару: слово, которое надо проверить и проверяемое слово. Способ проверки – изменение формы слова.
Слайд. Грибы, гриб, грибной. (Гриб – грибы.)

Из второй группы запишите слово, которое надо проверить и проверочное слово. Способ проверки – подбор однокоренного слова.
Слайд. Трудовой, труды, труд. (Труд – трудовой.)

Сформулируйте правило. Какие есть способы проверки парного согласного в корне слова? (Чтобы проверить парный согласный в корне слова надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или звонкий согласный. Можно подобрать однокоренное слово или изменить форму этого слова.)

5 задание.
Слайд. Мы вошли в еловый лез.
Кот лес на дерево.

Найдите и исправьте ошибки.

Проверьте: Мы вошли в еловый лес. (Лес – леса).
Кот лез на дерево. (Лез – лезет).

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) сформировать умение фиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, выявлять причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднения.

Конспект урока во 2 классе

Тема урока: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

Тип урока: урок рефлексии

1) сформировать умение применять правило проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова на практике;

2) сформировать умение фиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, выявлять причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднения.

1. Мотивация к коррекционной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Садитесь.

- Какой большой раздел мы с вами сейчас изучаем? (орфограммы в корне)

- Какая тема была у нас на предыдущем уроке? (парные звонкие и глухие согласные в корне слова)

- Чему вы научились на этом уроке? (научились проверять парные глухие и звонкие согласные в корне)

- Вы хоте проверить на сколько каждый из вас усвоил эту тему? (хотим)

- Тогда сегодня мы продолжим тренироваться правильно писать слова с этой орфограммой.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности (самостоятельная работа №1)

На доске: м, д, л, в, я, г, ж, ц, н, ю, с, б, р, п, ф, х,щ, ш,е,к, й,у,

- Выпишите только парные согласные по глухости звонкости.

На доске: огоро…

- Подберите выберите однокоренные слова и вставьте пропущенную букву: огородный, город, огородник, огороды.

На доске: березка, ночка, рассвет, шкаф, шубка

- Выпишите только те слова, в которых есть орфограмма в корне. Что это за орфограмма? Проговорите правило.

Эталон вывешивается на доску:

Алгоритм проверки парных глухих и звонких согласных:

1. Прочитай (произнеси) слово

2. Выдели корень в слове.

3. Найди орфограмму.

4. Измени слово или подбери однокоренное так, чтобы после этой согласной стояла гласная или буквы л, м, р, н, й, в.

- Чтобы проверить насколько вы усвоили это правило необходимо выполнить самостоятельную работу.

Самостоятельная работа №1

1. Выпишите только те слова, которые начинаются на парный согласный по глухости/звонкости

Дерево, листок, кран, стол, зонт, небо, фильм.

2. Выберите подходящие однокоренные слова к слову ПЛОД

Плодовый, плотик, платок, плодоносный, многоплодный, плотник.

3. Выпишите только те слова, в которых есть орфограмма парная согласная в корне

Лодка, разговор, указка, рассказ.

Самопроверка по образцу

Самостоятельная работа №1. Эталон

1. Выпишите только те слова, которые начинаются на парный согласный по глухости/звонкости

Дерево, кран, стол, зонт, фильм.

2. Выберите подходящие однокоренные слова к слову ПЛОД

Плодовый, плодоносный, многоплодный, плоды.

3. Выпишите только те слова, в которых есть орфограмма парная согласная в корне

Лодка, указка, рассказ.

3. Локализация индивидуальных затруднений

- Поднимите руки те, кто допустил ошибки в 1 задании? Во 2? В 3?

- Поднимите руки те, кто не допустил ошибок.

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

- Кто не допустил ошибок, какая у вас цель? (тренировать свои умения, выполнять более сложные задания)

5. Реализация построенного проекта

А) Выпишите все парные согласные по глухости/звонкости.

Б) Выпишите только те слова, которые начинаются на парные звонкие/глухие согласные

Мама, ветер, жизнь, флаг, рыба, цирк, путь, билет, хвост, йод, танк.

А) Запишите признаки однокоренных слов.

Б) Выпишите подходящие однокоренные слова к слову КРУЖКА

Круг, кружечка, кружок, кружковые, кружки.

В) Подберите и запишите однокоренные слова к слову ГРИБ

А) Выдели корень в словах

Ветка, ложечка, ягодный, заморозить.

Б) Выпишите только те слова, в которых есть орфограмма парный глухой или звонкий согласный в корне

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: « Правописание слов с непроизносимым и парным звонким-глухим согласным в корне слова.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Создать условия для реализации целей:

Метапредметные:

- планирование деятельности на уроке в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; волевая саморегуляция в затруднении, умение формулировать проблему; осуществлять самопроверку работ; контроль и оценка способов своей деятельности;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение понять информацию, представленную в виде текста; умение сравнивать; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; рефлексия способов и условий действий;
Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать учителя, ученика, вступать в диалог, строить устные высказывания, аргументировать своё мнение; выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

- формирование у ученика учебной мотивации, желание внести свой вклад для достижения общих результатов .

Средства обучения:

-для учителя : учебник Русский язык 3 часть, тетрадь для самостоятельной работы № 2, конспект урока, поурочное планирование, мультимедиа,

- для учащихся: учебник Русский язык 3 часть, тетрадь для самостоятельной работы № 2, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Методы: репродуктивный метод, беседа, самостоятельная работа.

Форма организационной деятельности : фронтальная, парная, индивидуальная

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока даёт возможность провести интересный и насыщенный урок, содержит разнообразные задания по отработке УУД.

Учитель: Трипятак Нина Николаевна…………………………………..

Дата проведения: 07.12.2015г.……………………………..

Правописание парных звонких и глухих согласные в корне слова.

Педагогическая цель

Познакомить со способами проверки парных согласных в корне путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать примеры слов с парными согласными в словах.

Личностные результаты

формировать ценностное отношение к русскому языку; воспитывать доброжелательность, терпимость;развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: развивать умения высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение определять и формулировать цель на уроке.

Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя словарь, информацию, полученную на уроке.

Основные понятия и термины

Глухой согласный, звонкий согласный, гласный, звук, буква, парные согласные, корень слова., проверяемые и проверочные слова.

Методы, формы работы

Словесный, практический, наглядный; групповая, индивидуальная, фронтальная, в парах.

Образовательные ресурсы

М\м презентация, учебник (В.П. Канакина. Русский язык. 2 кл, Ч 2), карточки , оценочный лист.

Технологическая карта урока

Методы, методические приёмы,формы.

Содержание взаимодействия с учащимися.

Организация начала урока.

1.Приветствие

2.Организация рабочего места

3.Подготовка к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

-Ребята, для того чтобы мы объективно оценили вашу работу на уроке, я предложила вам ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (на парте у каждого ученика). Он будет заполняться по ходу урока по моему указанию.

Приветствует учащихся, организует начало работы

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску. По какому признаку сгруппированы пары букв? (заглавная и строчная, парные звонкие и глухие).

дт зс гк…..

-Продолжите дальше самостоятельно (бп вф жш)

(Следите за посадкой)

Организует повторение изученного ранее материала, подчеркивает его актуальность для работы на уроке.

2. Работа с Лентой букв

-На прошлом уроке вы узнали, как отличить звонкие согласные звуки от глухих. Какие из них произносятся с участием голоса и шума? (звонкие). А какие – только с участием шума? (глухие).

-Обратимся к Ленте букв (показывает указкой буквы)

-Назовите звонкие согласные звуки.

-Назовите глухие согласные звуки

-Какие согласные образуют пары по звонкости/глухости?

Создает речевую ситуацию, организует работу по Ленте букв

Повторяют усвоенные ранее знания, объясняют, читают Ленту букв по заданию учителя, формулируют выводы.

-Словарные слова выросли на нашем огороде. Я думаю, вы их легко угадаете и правильно напишите. Послушайте загадки и напишите отгадки:

1) Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки. (ПОМИДОР)

2) Летом – в огороде,
Свежие, зеленые.
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. (ОГУРЕЦ)

3) Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались в ладошки бусинки-дробинки. (ГОРОХ)

4) Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (КАРТОФЕЛЬ)

5) Он зеленый и большой

Я полью его водой

Как огромный карапуз

Скоро вырастет ……. (АРБУЗ)

6) Огородная краля
В оранжевом платье
Притаилась в погребке,
Лишь коса на бугорке. (МОРКОВЬ)

Морковь– новое словарное слово. (Карточка на доске)

-Произнесите слово по слогам (мор-ковь),Какой слог ударный?

-Какую орфограмму нужно запомнить? (Учитель пишет слово на доске с пометами)

-_А теперь внимательно посмотрите на последние два слова и скажите, что их объединяет? (АРБУЗ, МОРКОВЬ -имена существительные, на конце парный согласный по звонкости-глухости)

-Как проверить правильно ли мы написали эти слова?

(Чтобы проверить парную согласную, нужно изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук или непарный звонкий Н)

-Устно подберите проверочные слова: арбуз-арбузы, морковь-морковный.

Читает загадки, объясняет порядок выполнения и оформления работы в тетради, следит за посадкой, напоминает правила письма.

Слушают, отгадывают загадки, записывают отгадки в соответствии с правилами письма (безотрывно, безнажимно, с наклоном), определяют тематическую группу слов, выделяют общность орфограммы, формулируют правило правописания.

4.Исправление и запись деформированного предложения

-Найдите ошибку. Запишите предложение правильно. Что для этого нужно сделать? (для этого глухие согласные нужно заменить звонкими)

Шил-пыл у папужкизереньгийкослик.

Жил-был у бабушки серенький козлик.

-Подчеркните парные звонкие и глухие согласные в словах.

Формулирует задание, контролирует его выполнение.

Определяют учебную задачу и способ ее выполнения, исправляют деформированное предложение, записывают с проговариванием.

Определение темы и задач урока

-Ребята, кто догадался, какова тема нашего урока?

-Как вы думаете, какова наша задача на уроке? Что мы должны узнать, чему научиться?

( Мы научимся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать примеры слов с парными согласными в словах).

Уточняет тему и задачи урока

Формулируют тему и задачи урока, планируют свою деятельность

IV. Изучение нового материала

Парные согласные самые опасные:

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

-А сейчас постарайтесь угадать, какие буквы убежали?

-Прочитайте (хором) и объясните значение пословиц (Работают с каждой пословицей отдельно)

1) Береги но…. в большой моро….

2) Сне….глубо… –го…. хорош…

3) Зимой шу…ка не шу….ка.

4) В зимний холо…. всякий моло….

-Обратите внимание еще раз на слова с пропусками и скажите, какие звуки пропущены? (Звонкие и глухие парные согласные)

-Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначать парный по звонкости-глухости звук? (Нет)

-А какие слова будут проверочными (устно)?

мороз-морозец.

холод-холода,

глубок-глубокий,

шутка-шутить,

молод-молодость)

-Сформулируй правило: Написание парных звонких и глухих согласных нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук.

Активизирует внимание, мотивирует учащихся на работу, создает речевую ситуацию, контролирует выполнение.

Читают, восполняют пропущенные орфограммы, отвечают на вопросы, объясняют алгоритм действий, формулируют правило.

2.Комментированное выполнение упр. под руководством учителя

-Посмотрите внимательно на группы слов. Докажите, что слова в каждой группе –родственные (однокоренные) (Один ученик – одна группа слов)

1)хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы;

2) городок, загородный, город, городки;

3) резать, резчик, резьба, резной;

4) прорубь, рубка, рубить;

5) мороз, Морозко, морозит.

- А теперь четко произнесите звук, который обозначает каждая выделенная буква.

-Когда звучание парного по звонкости-глухости звука в слове не совпадает с его написанием? (На конце слова, перед другим парным согласным звуком)

-Выпишите слова, написание которых требует проверки. Подчеркните в записанных словах орфограмму, выделите корень.

(выполняем с комментированием):

Хлеб, хлебцы; город, городки; резчик, резьба;прорубь, рубка; мороз, Морозко.

-Каким же образом нужно проверять парный по звонкости-глухости? Попробуй самостоятельно сформулируйте правило:

Написание парных звонких и глухих согласных нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук.

Включить чистый слайд

Определяет учебную задачу и порядок ее решения, организует анализ языкового материала

Анализируют группы слов, ищут доказательства, осуществляют выборочное письмо, определяют орфограмму и ее место в словах, устно подбирают проверочные слова, формулируют вывод.

3.Знакомство с правилом (с.20)

-Мы записали однокоренные слова. А в этом случае нужно запомнить еще одно правило.

-Прочитайте правило на стр. 20-й (один ученик читает громко вслух)

-Повторим это правило хором.

Организует проверку восприятия и понимания правила.

Читают правило индивидуально и хором, отвечают на вопросы.

Назвали все предметы по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку:

Мелкие шажки- раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

-Тихонечко садитесь. Продолжаем работу.

Организует выполнение упр. На снятие физической усталости.

Выполняют игровые упр. вместе с учителем

VI. Закрепление изученного

1.Работа по карточкам

-А сейчас выполним задание на карточках (будете работать в парах)

Задание: Прочитайте и скажите, по какому признаку объединены пары слов на вашей карточке? Вставьте пропущенную орфограмму, ориентируясь на пару слова. Выделите корень в словах.

(Дети выполняют задание на карточках, затем следует проверка)

-Проверим, как вы справились с заданием(Отвечающие получают оценку)

Читайте также: