План конспект проблемной лекции

Обновлено: 06.07.2024

Ражова Надежда Александровна 1 , Якимова Алена Сергеевна 1 , Коробова Елизавета Викторовна 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студентка 4 курса


Аннотация
В данной статье рассматривается общее понятие лекции, а также виды лекции. Также дается рассмотрение отличий информационной лекции от проблемной лекции. Также в данной статье рассматривается понятие проблемной ситуации - основного элемента проблемной лекции - как создается проблемная ситуация, с помощью чего и с какой целью педагогами создается проблемная ситуация. Также в данной статье описываются основные варианты создания педагогами проблемных ситуаций, т.е. основные варианты проблемного обучения, к которым относятся различные виды проблемного изложения педагогами ситуации, а также частично-поисковые методы, при которых обучающиеся также включаются в работу. Также в данной статье рассмотрены некоторые приемы создания педагогами проблемной ситуации. Также выделены основные этапы проблемной лекции.

Razhova Nadezda Alexandrovna 1 , Yakimova Alena Sergeyevna 1 , Korobova Elizaveta Viktorovna 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kozma Minin, 4th year student


Abstract
This article discusses the general concept of the lectures, as well as types of lectures. Also given consideration differences informational lectures on problematic lectures. Also, this article discusses the concept of a problem situation - the main element of problem lecture - how to create a problematic situation, by means of what and for what purpose teachers creates a problem situation. Also, this article describes the main options for teachers of problematic situations, ie basic options problem-based learning, which include various types of problem teachers presentation of the situation, as well as part-search methods, in which the students are also included in the work. Also, this article describes some of the techniques teachers create a problem situation. Also highlighted the main stages of problem lecture.

Лекция – это один из словесных методов организации познавательной деятельности обучающихся [4]. Она представляет собой монологический метод изложения учебного материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений. Лекция рассчитана на все занятие, а изложение материала происходит по заранее составленным конспектам. Лекция – один из самых первых методов обучения, который применялся еще в древности. Проверка усвоения студентами пройденного материала происходит на практическом занятии.

Выделяют различные виды лекций, такие как:

− лекция с обратной связью и другие.

Рассмотрим подробнее проблемную лекцию как один из видов лекционного изложения материала преподавателем.

Информативная лекция подразумевает под собой передачу готовой информации от педагога к обучающимся, а в проблемной лекции студенты проявляют творческую инициативу в поиске решения проблемной ситуации.

Задача преподавателя профессионального обучения заключается:

− в необходимости прогнозировать проблемную стратегию получения знаний;

− в обеспечении участия обучающихся в анализе возникшего противоречия;

− в привлечении их к решению проблемных ситуаций;

− в помощи поиска оригинальных путей их решения;

− в анализе полученной новой информации в свете известных теорий;

− в выдвижении гипотез и использовании различных методов для их решения.

В ходе поиска решения на проблемной лекции привлечение обучающихся к активной творческой деятельности осуществляется педагогом при помощи создания проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация подразумевает под собой овладение группой студентов способами поиска и применения новых знаний и компетенций.

В проблемном вопросе или в конкретной проблемной ситуации всегда должны быть противоречия, такие как:

− противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и его практической нецелесообразностью;

− противоречия между отсутствием методов анализа и обработки действительно существующих фактов;

− противоречие между научными фактами и обыденными представлениями обучающихся.

Проблемная лекция требует постановки вопроса, для которого в ходе изложения учебного материала необходимо найти решение. Однако при проблемной лекции у проблемного вопроса нет готового решения, в отличие от непроблемного.

В профессиональном обучении учеными-педагогами используются следующие варианты проблемного обучения:

− Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции или диалогическом режиме семинара;

− Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выдвигает проблемные задачи и сам их решает, при этом обучающиеся частично привлекаются к поиску решения;

− Частично-поисковая деятельность обучающихся в процессе выполнения эксперимента, лабораторных работ, проблемных семинаров и т.п. Преподаватель заранее определяет проблему, решение которой опирается на ту базу знаний, которую должны иметь обучающиеся. Поставленные преподавателем вопросы должны вызывать интеллектуальные трудности у обучающихся и потребовать целенаправленный мыслительный поиск.

Во время лекции педагогом используются средства общения, обеспечивающие более эффективную передачу знаний и личностных ориентиров от педагога к обучающимся, поскольку педагог как профессионал является примером для студентов. Благодаря этому легче достичь требуемых результатов обучения.

Для создания проблемной ситуации педагогами предлагаются следующие приемы:

− прямая постановка проблемы;

− проблемное задание в виде вопроса;

− обращение внимания на то или иное жизненное явление, которое нужно объяснить;

− сопоставление жизненных представлений с научными;

− постановка вопроса, на который должен ответить обучающийся, прослушав часть лекции, и сделать выводы.

Любая проблемная ситуация требует наличия двух компонентов, таких как объект познания, т.е. материал лекции, и субъект познания – обучающийся. Таким образом, познавательная деятельность представляет собой взаимодействие данных компонентов для усвоения нового знания.

Построение лекции предусматривает появление вопроса в сознании обучающегося.

Учеными-педагогами выделяются следующие этапы познавательной деятельности студентов в процессе решения проблемного вопроса:

Особой ценностью в проблемной лекции является сходство логики учебного познания с логикой научного познания. Тем не менее, эффективность постановки проблемной ситуации снижается в больших аудиториях, в которых присутствует более 60 студентов, а также во многом зависит от уровня подготовки обучающихся и самого преподавателя к данному виду работы. Для проведения подобных лекций требуется тщательная подготовка педагога, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала студентами, а также позволяет оптимизировать разрешение данной проблемной ситуации.

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К – М.: Просвещение, 2014. – 479 с.
  2. Витвицкая С.С. Основы педагогики высшей школы. – К.: Центр учебной литературы, 2013. – 316 с.
  3. Касимов Р.Я. Подготовка проблемной лекции в вузе: метод. рекомендации. М., 2015. – 544с.
  4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов – М. ; СПб. : МарТ, 2013.
  5. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 608 с.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

- степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).

Однако строгая классификация лекций в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.

Так, например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Вводная лекция в значительной степени может носить популярный характер и читаться монологически. На вводной лекции может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на семинарских занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию с приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Очень полезен для установления интереса со стороны слушателей краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, существующей научной школе по данному направлению, перспективах сотрудничества с кафедрой.

Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.

Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.

Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Однако, внимание студентов будет снижено, если им будет представлена только структура подлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной форме предлагать их вниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекции составить представление об изучаемом предмете.

Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена по предмету.

Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия. Касимов Р.Я. Подготовка проблемной лекции в вузе: (Метод. рекомендации) / Р. Я. Касимов. - М., 1981. - 21с. В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений, то есть каждая лекция носит проблемный характер. И, тем не менее, целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции желательно. Это просто необходимо в тех случаях, когда научный коллектив кафедры на протяжении многих лет занимается изучением той или иной научной проблемы. Естественно, он располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем науки. Проблемная лекция помогает преодолеть связанную преимущественно с информационной ролью лекции пассивность студентов, активизировать их познавательную деятельность в течение лекции.




Приемы и средства лектора

Овладеть вниманием аудитории, возбудить ее интерес

Начать лекцию с неожиданной реплики, факта, юмористического изложения

Показать ее актуальность, проанализировать противоречия, частные проблемы, сформулировать общую проблему

Обращение к интересам слушателей, их потребностям, ссылка на факты, документы, авторитетные высказывания, анализ устоявшихся, но неправильных точек зрения

3. Расчленение проблемы на подпроблемы, задачи, вопросы

Четкое выделение перечня проблем, задач, вопросов, раскрытие их сущности

Обоснование логики решения проблемы, выстраивание общей схемы решения проблемы, идеи, гипотезы, способы решения, возможных результатов, последствий

4. Изложение своей позиции, подходов способов решения

Показ в сравнительном анализе собственных подходов, позиций и других точек зрения

Доказательные суждения, аргументы, использование приемов критического анализа, сравнения, сопоставления

5. Обобщение, заключение

Сконцентрировать внимание аудитории на главном, резюмировать сказанное

Утверждение интегрирующее основную идею, мысль, использование самого сильного аргумента, крылатой фразы. Показ перспективы развития событий

Классификация и структура лекций

Существуют классификации лекций по различным основаниям: Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер,2000. - С.159.

- месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);

- преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);

- частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);

- степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).

Однако строгая классификация лекций в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.

Так, например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Вводная лекция в значительной степени может носить популярный характер и читаться монологически. На вводной лекции может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на семинарских занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию с приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Очень полезен для установления интереса со стороны слушателей краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, существующей научной школе по данному направлению, перспективах сотрудничества с кафедрой.

Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.

Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.

Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Однако, внимание студентов будет снижено, если им будет представлена только структура подлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной форме предлагать их вниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекции составить представление об изучаемом предмете.

Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена по предмету.

Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия. Касимов Р.Я. Подготовка проблемной лекции в вузе: (Метод. рекомендации) / Р. Я. Касимов. - М., 1981. - 21с. В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений, то есть каждая лекция носит проблемный характер. И, тем не менее, целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции желательно. Это просто необходимо в тех случаях, когда научный коллектив кафедры на протяжении многих лет занимается изучением той или иной научной проблемы. Естественно, он располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем науки. Проблемная лекция помогает преодолеть связанную преимущественно с информационной ролью лекции пассивность студентов, активизировать их познавательную деятельность в течение лекции.

Приемы и средства лектора

Овладеть вниманием аудитории, возбудить ее интерес

Начать лекцию с неожиданной реплики, факта, юмористического изложения

Показать ее актуальность, проанализировать противоречия, частные проблемы, сформулировать общую проблему

Обращение к интересам слушателей, их потребностям, ссылка на факты, документы, авторитетные высказывания, анализ устоявшихся, но неправильных точек зрения

3. Расчленение проблемы на подпроблемы, задачи, вопросы

Четкое выделение перечня проблем, задач, вопросов, раскрытие их сущности

Обоснование логики решения проблемы, выстраивание общей схемы решения проблемы, идеи, гипотезы, способы решения, возможных результатов, последствий

4. Изложение своей позиции, подходов способов решения

Показ в сравнительном анализе собственных подходов, позиций и других точек зрения

Доказательные суждения, аргументы, использование приемов критического анализа, сравнения, сопоставления

5. Обобщение, заключение

Сконцентрировать внимание аудитории на главном, резюмировать сказанное

Утверждение интегрирующее основную идею, мысль, использование самого сильного аргумента, крылатой фразы. Показ перспективы развития событий

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Применение метода проблемного обучения

в учебной лекции

Методическая разработка

Печатается по решению научно-методического совета Пензенского колледжа информационных и промышленных технологий.

Автор-составитель И. А. Ворон , преподаватель Пензенского колледжа информационных и промышленных технологий

И. Л. Балакина , преподаватель высшей категории, председатель цикловой комиссии социально-экономических дисциплин, преподаватель общественных дисциплин Пензенского техникума железнодорожного транспорта;

Н.Б. Алексашкина , председатель цикловой комиссии Пензенского колледжа информационных и промышленных технологий

П 76 Применение метода проблемного обучения в учебной лекции: методическая разработка / авт.-сост. И.А . Ворон. – Пенза: ПКИПТ. 2018. – 21 с .

Теории возникновения Вселенной – один из самых трудных и увлекательных вопросов в современной науке и в курсе философии в частности. Это объясняется обилием теорий, особенно в последнее время, пытающихся обосновать рождение и существование нашего мира, и, конечно, тем, что ни одна из них на сегодняшний день не может даже с большими допущениями претендовать на лидерство. Тяга человека узнать начало всех начал всегда вела его от открытия к открытию, была локомотивом, двигающим науку к новым горизонтам. Актуальность данной методической разработки заключается в попытке свести воедино теории возникновения Вселенной в рамках одной лекции, т.к. во многих учебных пособиях по философии они упомянуты вскользь, раскрыты недостаточно полно и конкретно. В то же время, эта тема всегда вызывает большое количество вопросов у современного студенчества.

Изучать материал о возникновении Вселенной лучше в ходе проблемной лекции. Этот метод предполагает возможность изложения материала достаточно большой ёмкости, большую сложность логических доказательств и обобщений, позволяет представить новый теоретический материал в форме проблемной задачи. В её условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. В итоге студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателями новые нужные знания.

Проблемная ситуация представляет собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить какое-либо явление или факт, что побуждает его искать новый способ объяснения или новый способ действия, в связи с чем повышается мыслительная активность студентов, развивается интеллект, улучшается мотивация к обучению. В данной ситуации изменяется иерархия ценностей по сравнению с традиционным обучением: на первое место выходит развитие интеллекта и познавательных способностей студента, затем – формирование системы знаний и всестороннее развитие личности студента.

Проблемное обучение ставит человека в более благоприятную ситуацию за счёт того, что у него сформированы навыки общения с неизвестным, оно воспринимается как пока неизвестное. Такое накопление опыта решения теоретических и практических проблем учит трудному искусству создания нового, что имеет большое значение для формирования творческих основ деятельности человека.

Пример проблемной лекции

Структура лекции

Вводная часть. В начале лекции обозначаются проблемы, над которыми работают студенты. В частности, выяснить, возможно ли на современном этапе развития человеческой мысли установить, создан ли мир высшим разумом или возник без внешнего вмешательства, какие из моделей Вселенной наиболее полно объясняют её возникновение, попытаться найти их плюсы и минусы, защитить свою точку зрения. Для этого организуется работа в группах, одна из которых защищает научные теории возникновения мира, другая ищет плюсы теории креационизма.

Основное содержание. В ходе лекции преподаватель рассказывает о различных теориях возникновения Вселенной. Преподаватель по ходу изложения ведёт за собой мышление слушателей.

Заключительная часть. В конце лекции преподаватель организует обсуждение ранее поставленных проблем. Студенты, основываясь на полученных в ходе лекции и ранее приобретённых знаниях, высказывают предположения о путях решения проблем. В ходе дискуссии студенты раскрывают положительные стороны и недостатки различных теорий происхождения Вселенной, происходит обобщение и систематизация изученного.

Оборудование: в ходе лекции используется видеотехника, демонстрируются кадры фильма Стивена Хоукинга о возникновении Вселенной.

Форма урока: проблемная лекция.

Цель занятия: исследовать теории возникновения Вселенной.

Задачи урока: образовательная – ознакомление студентов с сущностью современных научных теорий возникновения Вселенной и теории креационизма; развивающая – расширение мировоззренческих знаний студентов.

Методы обучения: создание проблемных ситуаций, изучение и анализ научных теорий, дискуссия, просмотр кинофильма и его обсуждение.

Содержание лекции

Все теории, объясняющие возникновение мира, можно разделить на две группы: первая раскрывает суть этого процесса, исходя из научных выкладок, объясняющих создание без участия создателя, высшего разума, вторая создателем Вселенной объявляет высший разум, сознательного творца, работающего по заранее намеченному плану.

Теория бесконечной в пространстве и во времени,

однородной и статичной Вселенной

Теория Большого взрыва

В 1915 и 1916 годах Эйнштейн опубликовал уравнения общей теории относительности (следует заметить, что к настоящему времени это наиболее полно и тщательно проверенная и подтверждённая теория). На основании решения этих уравнений для замкнутой вселенной советский математик и геофизик А.А. Фридман (1888–1925) в 1922 году установил, что она не является статичной, а расширяется (с одновременным торможением). В 1927 году к такому же выводу пришёл бельгийский астроном Жорж Леметр .

Инфляционная теория

Недостатки инфляционной теории. Гус придумал некий механизм и постарался с помощью одного простого принципа объяснить, почему Вселенная большая, плоская, однородная, изотропная, а также почему нет магнитных монополей. Модель такого решения не давала. Также трудно объяснить, почему, начавшись, раздувание в конце концов прекращается. Кроме того, в данной теории допускается наличие пространства вне Вселенной, чего не может быть по определению, потому что если есть пространство вне Вселенной, это пространство является продолжением Вселенной.

Есть еще одно весьма существенное замечание. Выше было отмечено, что, возможно, есть Мир и в нем есть вселенные, одной из которых является наша Вселенная. Согласно идее Гуса, Мир имеет общее начало с всеми вселенными, хотя Мир должен быть вечным, потому что вне вселенных время может не существовать.

Новая инфляционная теория

В середине 1981 г. Андрей Линде предложил первый вариант нового сценария раздувающейся Вселенной, основывающийся на более детальном анализе фазовых переходов в модели Великого объединения. Он пришел к выводу, что экспоненциальное расширение не заканчивается образованием пузырьков, а инфляция может идти не только до фазового перехода с образованием пузырьков, но и после, уже внутри них. (В рамках этого сценария наблюдаемая часть Вселенной считается содержащейся внутри одного пузырька.)

В новом сценарии Линде показал, что разогрев после раздувания происходит за счет рождения частиц. Таким образом, соударения стенок пузырьков, порождающих неоднородности, стали не нужны, и тем самым была решена проблема крупномасштабной однородности и изотропности Вселенной.

Новый сценарий содержал два ключевых момента: во-первых, процесс нарушения симметрии должен идти сначала медленно, чтобы обеспечивалось раздувание внутри пузырька; во-вторых, на более поздних стадиях должны происходить процессы, обеспечивающие разогрев Вселенной после фазового перехода.

Спустя год исследователь пересмотрел свой подход, предложенный в новой инфляционной теории, и пришел к выводу, что фазовые переходы не нужны, равно как переохлаждения и ложный вакуум, с которого начинал Алан Гус. Это был эмоциональный шок, т.к. предстояло отказаться от считавшихся истинными представлений о горячей Вселенной, фазовых переходах, переохлаждении, которым соответствовали наблюдательные данные. Необходимо было найти новый способ решения проблемы. Тогда была выдвинута теория хаотической инфляции.

Хаотическая инфляция

Прежде всего, чтобы не было недопонимания, уточним определения. Предполагается, что есть Мир (все возможное сущее) и вселенные, которые являются порождением этого Мира. Одной из таких вселенных является наша Вселенная. Андрей Линде, автор данной теории, Мир называет Вселенной, но чтобы не путаться, где вселенные, а где наша Вселенная, в которой мы проживаем, то назовем Миром то, что он называет Вселенной.

Идея, лежащая в основе этой теории, очень проста. Существуют направленные поля – электромагнитное, электрическое, магнитное, гравитационное, но может быть, по крайней мере, еще одно – скалярное, которое никуда не направлено, а представляет собой просто функцию координат.

Считается, что без полей такого типа очень трудно создать реалистичную теорию элементарных частиц. В последние годы были обнаружены практически все частицы, предсказанные теорией электрослабых взаимодействий, кроме скалярной. В рамках земной экспериментальной физики наблюдательное подтверждение инфляционной теории пока остается трудноразрешимой задачей.

Согласно теории хаотической инфляции, Мир заполнен особым видом материи (так называемым скалярным полем). Этот вид вещества обладает предельно большой плотностью и релятивистским отрицательным давлением (или, что то же самое, положительным натяжением).

Примерно в половине субдоменов знак флуктуаций скалярного поля окажется равным знаку среднего изменения величины скалярного поля, и в таких субдоменах инфляция начнет прекращаться. В другой половине знак этих флуктуаций окажется противоположным знаку среднего изменения. В таких субдоменах инфляция продолжится.

В следующий интервал времени порядка параметра Хаббла объем каждого субдомена, в котором инфляция продолжается, вырастет опять примерно в 30 раз, а скалярное поле в 15 из них уменьшится по абсолютной величине, что в нашем рассмотрении означает прекращение инфляции, а в 15 из них останется на прежнем уровне или даже увеличится. Этот процесс будет продолжаться вечно.

В тех доменах, в которых инфляция все же кончилась, возникает горячая плазма, состоящая из элементарных частиц, и начинается эволюция Вселенной по законам, открытым А.А. Фридманом.

Недостатки новой и хаотической инфляционных теорий.

Во всех этих теориях предполагаются процессы, происходящие во внешнем по отношению к Вселенной пространстве. Но вне Вселенной пространства не должно быть, иначе это пространство было бы просто продолжением нашей Вселенной.

Экпиротический сценарий – модель

Большой взрыв описывается как результат столкновения двух бран в холодной многомерной Вселенной с последующим выделением энергии на одной из бран, которую мы и воспринимаем как известную нам Вселенную.

Недостатком данной модели является предположение о наличии пространства вне нашей Вселенной и асимметрия распространения импульса энергии Большого взрыва по Вселенной (толчок сбоку)

Итак, существует множество космогонических моделей, основными из которых являются:

Современные учёные насчитывают на сегодняшний день свыше 40 физических и космологических параметров (по Вселенной их было 26), без сверхъестественно точного и строгого соблюдения которых жизнь на Земле была бы невозможной (в 1966 году было всего две такие характеристики, к концу 60-х годов уже восемь, к концу 70-х – 23, к концу 80-х – 30, сейчас – более 40).

Американский астрофизик Хью Росс произвёл оценку вероятности случайного совпадения 41 такой характеристики и получил величину равную 10 в минус 53 степени (вероятность события, меньшую чем 10 в минус 40 степени учёные считают практически невозможной).

Вот неполный перечень подобных характеристик, чудесным образом подходящих для существования нашей Вселенной, нашей планеты и жизни на ней: точным должно быть соотношение между количеством протонов и электронов. Галактики, звёзды и планеты никогда бы не образовались, если бы количество протонов не равнялось количеству электронов с точностью до 10 в минус 35 степени ( т.е. с точностью до 0, 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 01). Еще более точным должно быть соотношение электромагнитной и гравитационной постоянных – не менее 10 в минус 40 степени (40 нулей после запятой!), а в момент Большого взрыва это соотношение должно было соблюдаться ещё на 20 порядков точнее, т.е. не менее 10 в минус 60 степени (невероятная точность!).

Этот и многие другие перечисленные факты приводят нас к очень важному выводу: для того чтобы существовала Вселенная и жизнь в ней, её физические характеристики должны быть чрезвычайно, поразительно точно настроены. Вселенная должна быть сконструирована в высшей степени точно, чтобы возникли протоны, нейтроны и электроны (со строго определёнными характеристиками), которые соединились бы определённым образом, чтобы появились атомы требуемого ассортимента и в необходимых количествах, без чего невозможно существование жизни. Если бы космос не был безукоризненно смоделирован, требуемый ассортимент атомов не соединился бы в сложные органические молекулы.

Ещё больше требований, чем к галактике, предъявляется к звезде и планете в солнечной системе, в которой может возникнуть жизнь. Так, эта звезда должна быть одиночной (только 25 % звёзд в нашей галактике одиночные), она должна иметь определённую массу и сформироваться в строго определённый момент развития галактики.

До настоящего времени, несмотря на многолетний поиск, астрономам не удалось обнаружить вторую звезду, характеристики которой совпали бы с параметрами нашего Солнца ( жёлтого карлика спектрального класса G2V ). Большинство звёзд в нашей галактике – это красные карлики (около 85%), масса (и яркость) такой звезды меньше, чем Солнца, как и масса большинства жёлтых карликов класса G (около 9% от всех звёзд), что делает их малопригодными для жизни.

Наше Солнце является молодой звездой третьего поколения, то есть оно образовалось из останков звёзд первого и второго поколений. Это произошло примерно 4,59 миллиарда лет назад при быстром сжатии облака молекулярного водорода под действием сил гравитации. По сравнению с другими звёздами такого возраста в нашем районе галактики Солнце отличается высоким содержанием тяжёлых элементов, в частности металлов: железа, никеля, магния, алюминия, натрия, кальция, хрома и др.

Его состояние намного стабильнее большинства сопоставимых звёзд, так как в течение солнечного цикла интенсивность излучения примерно постоянна, увеличиваясь в момент максимума всего на 0,1 % (в абсолютных значениях это 1 Вт/м², при среднем значении энергии падающего солнечного излучения 1361,5 Вт/м²).

На современном этапе в ядре Солнца постоянно идёт превращение водорода (примерно 73% от всей массы звезды) в гелий (25%), т.е. при температуре более 14 миллионов градусов осуществляется протон-протонная термоядерная реакция, в результате которой из четырёх протонов образуется гелий-4. Каждую секунду около 4 миллионов тонн вещества превращается в лучистую энергию и генерируется солнечное излучение, несущее нашей планете жизненно необходимую энергию соответствующего спектра и интенсивности.

Если бы Земля была ближе к Солнцу, то вся вода испарилась бы, если дальше – замёрзла. Умеренная температура земной поверхности позволяет воде находиться в жидком состоянии, чего нет на иных планетах.

Также ненамного может изменяться скорость вращения Земли вокруг своей оси без ущерба для высокоорганизованных форм жизни на планете. Орбита Земли почти круговая, т.е. планета постоянно находится в околозвёздной обитаемой зоне, что важно для сохранения постоянства климата.

Оптимален и угол наклона земной оси ( 23,5 град. относительно перпендикуляра к плоскости орбиты), благодаря чему обеспечиваются хорошие климатические условия на большей части земной поверхности.

Размеры и масса Земли (диаметр 12,5 тыс. км, масса 6,0 х 10^24 кг) оптимальны, но если бы они были меньше, Земля потеряла бы свою атмосферу, как, например, Луна , а если больше, тогда в атмосфере сохранились бы ядовитые газы, такие как метан, аммиак, водород. Кроме того, планета с недостаточной массой не может удержать внутреннее тепло и быстро остывает.

Об удивительной атмосфере Земли, сбалансированности её состава и процессов, протекающих в ней, можно написать отдельную обширную книгу. Отметим только, что без такой уникальной атмосферы не было бы и жизни на Земле (в том числе без поразительно стабильной температуры поверхности нашей планеты).

Например, если в воздухе меньше чем 21 % кислорода, то крупные млекопитающие начнут задыхаться, если больше – поверхность планеты покроется пожарами. Очень важны также соотношения объёмов кислорода и азота, уровни углекислого газа, водяного пара, озона и прочее.

То же самое можно сказать о морской и пресной воде – основе биохимической жизни, о таких необходимых элементах, как углерод, кислород, фосфор и о многом другом. Например, вода является уникальным универсальным растворителем , осуществляющим как окислительные, так и восстановительные реакции. При этом, многие полезные для жизни вещества очень хорошо растворяются в воде, а вредные – плохо. Пары воды легче сухого воздуха, что чрезвычайно важно для переноса теплоты и кругооборота воды на планете, а атмосфера (в частности, мезосфера) не даёт воде улетучится в космос.

Вращающееся железное расплавленное ядро планеты создаёт магнитное поле, защищающее её биосферу от губительного воздействия космических лучей, заряженных частиц солнечного ветра, жёсткого рентгеновского излучения. Особенный состав земной атмосферы (в частности, наличие озона ) поглощает мягкое рентгеновское излучение и жёсткое ультрафиолетовое, благодаря диссоциации молекул газов.

В конце лекции преподаватель организует дискуссию: можно ли на основании этих данных говорить о создании и создателе мира или мир создан сам из себя, без помощи извне?

Вопросы для закрепления

1. Перечислите названия теорий возникновения Вселенной. В чем сущность теории однородной, бесконечной и вечной Вселенной?

2. В чем сущность теории креационизма?

3. В чем сущность теории большого взрыва?

4. В чем сущность инфляционной теории?

5. В чем сущность экпиротического сценария?

6. Назовите новейшие теории возникновения Вселенной.

7. В чём преимущества теории креационизма и в чём её недостатки?

Мы проиллюстрировали, на каком этапе находятся рассуждения человека об одной из самых великих загадок мироздания, о загадке возникновения Вселенной. Наука движется дальше и дальше, меняя и переворачивая наши представления о мире, но неизменным остаётся тяга человека узнать непознанное, разведать доселе сокрытое, раздвинуть горизонты великих тайн. Возможно, сегодня вы не решите для себя эту проблему, возможно, годы, прогресс науки, ваш опыт и мудрость подтолкнут вас к той или иной теории

Мы уверены, что данная работа будет способствовать развитию интереса студентов к изучаемому предмету и к теоретической науке в целом.

Оценить 2183 0

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

Выполнил студент 312С Глазунова Анастасия Викторовна

Вид занятия:закрепление имеющихся знаний, формирование умений

Время занятия: 2 академических часа

Предполагаемая аудитория: студенты проф. колледжей, обучающиеся художественным специальностям.

Задачи урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с историей возникновения и техникой холодного батика, особыми эффектами, которые можно получить с помощью разных дополнительных материалов; овладеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность творчески работать в технике “холодный батик”.

Воспитательная – сформировать у учащихся аккуратность, усидчивость, терпеливость, ответственность. Рационально использовать свое рабочее время, соблюдать строго все правила техники безопасности.

Развивающая – в процессе выполнения заданий на основе полученных знаний развивать способности анализировать и осмысливать выполняемую работу, умение решать проблемные задачи, делать выводы;

Проблема: развития творческих способностей у студентов проф. колледжей, обучающиеся художественным специальностям.

Проблемный вопрос: Что такое батик? Как осуществляется техника выполнения холодного батика?

Вид урока:комбинированный, проблемный

Оснащение урока:интерактивное оборудование (для демонстрации иллюстраций по теме урока), примеры работ по росписи ткани, ткань (бязь) 1200х1000мм, подрамники, краски, резервирующий состав, бытовой бензин, трубочка для резерва, кисти, баночка с водой, палитра, соль, мочевина, тряпочка, фен.

Структура урока:

1 этап: постановка учебной проблемы

1. Первому учащемуся (левая часть доски).

Какие виды батика существуют? В каких областях нашей жизни можно применить батик?

2. Второму учащемуся (средняя часть доски)

Что такое батик? Откуда к нам пришла эта технология?

3. Третий учащийся (правая часть доски)

Чем отличаются виды батика?

В это время с классом учитель проводит фронтальный опрос по следующим вопросам:

1. Как правильно перенести изображение на ткань?

2. Как правильно набрать резерв в трубочку?

3. Какие ошибки можно допустить при переносе резерва на ткань?

4. С помощью чего можно ускорить высыхание резерва на ткани?

Разбираем ответы учащихся у доски.

Постановка проблемы

Вопрос к классу:

- С помощью каких способов можно добиться определенных эффектов?

2 этап: лабораторный опыт

а) натягиваем ткань на подрамник.

б) переносим изображение на ткань;

в) перенос контура с помощью резерва на ткань;

1 задание: предложите различные варианты воздействия соли на ткань и краску. Результаты занесите в таблицу.

2 задание: предложите различные варианты воздействия мочевины на ткань и краску. Результаты занесите в таблицу

3 задание: предложите различные варианты воздействия сухого красителя на ткань и краску. Результат занесите в таблицу.

4 задание: сделайте вывод о возможности получения различных декоративных эффектов в технике холодный батик, их сходствах и отличиях.

3 этап реализация продукта. Вводы.

4 этап (заключительная) – оценка знаний учащихся, уровня сформированности умений и навыков и проявления качеств – точности, внимательности, дисциплинированности и организованности:

а) проводится мини-просмотр (студенты выставляют свои работы в ряд, проходит мини-обсуждение каждой работы)

в) домашнее задание: существует очень много технологий художественной росписи по ткани, описание этих технологий я предлагаю вам найти в библиотеке или других источниках информации.

г) уборка рабочих мест.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

При планировании лекции следует:

- четко определить лекции в структуре учебного курса, ее тему и задачи (дидактические, воспитательные, развивающие) с учетом особенностей студенческой аудитории;

- согласно учебной программы составить план лекции;

- проработать источники информации (следует собрать больше материала, чем можете использовать, отделить основную и второстепенную информацию, систематизировать ее);

- продумать вступление к лекции (интересный вопрос, цитата, исторический факт т.д.);

- составить конспект (тезисы или развернутый план лекции);

- подчеркнуть в конспекте основное, что обязательно следует сообщить студентам;

- проверить по словарю содержание новых слов, определить ударения и правописание;

- продумать выводы: максимально содержание основных тезисов лекции;

- сформулировать советы студентам относительно самостоятельной работы над темой и материалами лекции;

- спрогнозировать возможные вопросы студентов и продумать ответы на них;

- проверить время выступления, проанализировать, какую информацию следует добавить или удалить из выступления

2) Перед началом лекции следует представить положительную реакцию аудитории появиться в аудиторию необходимо за 2-3 минуты до начала занятия

3) При проведении лекции необходимо:

- установить визуальный и эмоциональный контакт с аудиторией;

- обращаться к студентам, быть дружелюбным, говорить \"мы\", а не \"вы\";

- дать понять, что материал интересен, необходимый для профессиональной деятельности и понятный для слушателей;

- заинтересовывать аудиторию Развивать у студентов привычку сосредоточенно работать, сохранять высокий уровень внимания

Помните совет известного педагога П.Ф. Каптерева, который отметил, что обучать рассеянного это то же самое, что наполнять бездонную бочку

- следить за темпом речи (оптимальным темпом является 80-100 слов в минуту);

- предоставлять возможности студентам обдумать и записать основные положения;

- выражать свое отношение к сказанному;

- употреблять термины, привычные для аудитории, непонятные или впервые применяемые - объяснять и записывать на доске;

- не читать, а рассказывать;

- говорить уверенно, следить за культурой речи;

- следить за жестами, мимикой и визуальными сигналами слушателей, реагировать на них;

- быть воодушевленным и вдохновлять аудиторию на успешную работу;

- сориентировать студентов на самостоятельную проработку лекционного материала, напоминая известное правило о повторении

Еще один вопрос, который волнует преподавателей - начинающих: \"Следует студентам конспектировать лекции?\" и тезисы лекции, но преподаватель не должен превращать лекцию в диктант.

С целью усовершенствования методики проведения лекции желательно изучать и творчески использовать зарубежный опыт проведения лекционных занятий Так, практика высшей школы в Великобритании предусматривает следующие варианты обучения:

- основой являются лекции, а тьюторские (индивидуальные) занятия и семинары выполняют вспомогательную роль;

- тьюторские занятия являются основной формой обучения в высшей школе, тогда как лекциям и семинарам отводят вспомогательные функции

По мнению английских педагогов тьюторства (англ tutor-наблюдаю, забочусь) является ценным методом обучения в высшей школе, ведь это: во-первых, регулярные занятия преподавателя-наставника с 1-2 студентами (в определенных университетах 5-6 студентов), во-вторых, тьютор является консультантом студента, помогает молодому человеку в учебе, жизни, практике, формировании как специалиста.

Работа преподавателя после завершения екции - важный элемент самосовершенствования Сразу после лекции следует обозначить места, которые вызвали заинтересованность слушателей, или наоборот были восприняты холодно, были непонятными. Желательно зафиксировать вопросы, которые были заданы их необходимо затем систематизировать и, учитывая содержание вопросов, дополнить материал лекции или подготовиться к ответу на них Иногда на наступление них лекциях этими вопросами можно активизировать аудиторию, обратив внимание, что именно эти проблемы вызвали заинтересованность предыдущих слушателей систематизированные вопросы могут быть использованы преподавателями для семинаров, консультаций и коллоквиумов.

Ссылки:

Рис. 2 Образец опорного конспекта

Опорный конспект можно сделать на бумажном носителе для себя, в качестве раздаточного материала — слушателям, в качестве электронной презентации.

Проблемные лекции и лекции проблемного характерав образовательной системе

В системе проблемного обучения необходимо различать проблемные лекции и лекции проблемного характера. Лекции первого вида освещают материал лишь по конкретным проблемам, после того как студенты усвоили основные положения учеб­ного курса. Они обеспечивают более углубленное изучение определенных частей того или иного предмета. Такие лекции целесообразно читать аспирантам, студентам вы­пускных курсов, практикантам. Лекции проблемного характера — ведущая форма обу­чения студентов всех курсов. В этих лекциях наряду с изложением теоретического, нормативного и практического материала, методических рекомендаций определяется круг проблем, т. с. дискуссионных вопросов, недостаточно разработанных в науке, но имеющих актуальное значение для теории и практики. Однако содержание проб­лемной лекции также может носить проблемный характер.

Лекции проблемного характера отличаются углубленной аргументацией излагае­мого материала. Они способствуют формированию у студентов самостоятельного творческого мышления, прививают им познавательные навыки. Студенты становятся участниками научного поиска и решения проблемных ситуаций, а также получают не­обходимую информацию.

При подготовке лекций проблемного характера возникает вопрос о соотношении ее содержания с программой соответствующего курса. У преподавателя всегда есть возможность изложить все программные вопросы по данной теме, но обычно лишь схематично, без глубокого их анализа. Поэтому при подготовке лекций необходимо тщательно отобрать лишь основные положения и проблемы. Остальной материал сту­дентам целесообразно изучить самостоятельно, на что следует обратить их внимание.

Лекции проблемного характера обязательно должны вызывать у студентов по­знавательный интерес, иначе они теряют свою целенаправленность. Учебная информа­ция в лекциях не может излагаться в виде готовых выводов, которые студентам надо запомнить. Информацию можно дать проблемно в такой последовательности: 1) по­становка учебной проблемы; 2) создание проблемной ситуации; 3) решение проблемы.

Читайте также: