Конспект урока поволжье географическое положение и природа

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по теме "Географическое положение и природа Поволжья"

Учебник Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические регионы, 9 класс

Учитель географии МБОУ СОШ №67 Шарова Т.В.

Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на определение состава и особенностей ЭГП и природы района, выявление роли Волги в развитии экономики Поволжья.

- определить состав Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);

- выявить природно-ресурсный потенциал Поволжья и роль Волги в развитии экономики района;

-продолжить формирование основных географических понятий;

-продолжить работу по формированию универсальных компетенций у учащихся через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;

-содействовать развитию познавательного интереса к предмету, экологическому воспитанию обучающихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, атласы, мультимедийный ресурс ( презентация), рабочие листы.

I . Мобилизационный этап.

II .Этап усвоения новых знаний.

III . Закрепление полученных знаний.

IV . Подведение итогов урока.

VI . Домашнее задание.

Содержательная часть урока

Беседа с учащимися, подводящая к изучению новой темы

- На какие экономические зоны разделена территория России? (на Западную и Восточную).

- С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились? ( Центральным, Центрально - Черноземным, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным). Ученик показывает их на карте. (Слайд 1)

А с каким районом будем сегодня знакомиться, думаю, вы догадаетесь по следующему сюжету. Прошу вас, ребята.

ЦАРЬ: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

ФЕДОР: Чертеж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море.

Вот пермские дремучие леса.

ЦАРЬ: А это что такое

Узором здесь виется?

ФЕДОР: Это Волга.

ЦАРЬ: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни –

Когда-нибудь, и скоро, может быть

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге

Все под руку достанутся твою

Учись мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

ФЕДОР: Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река.

Лёгкий дом, как девичья светёлка,

Вяз, ольшаник, сумрачная ель.

Стойте, люди! Здесь родилась Волга!

Здесь её и дом, и колыбель!

Усвоение новых знаний.

Догадались, о каком экономическом районе пойдёт речь?

Итак, тема нашего урока « Поволжский экономический район ( Слайд 2)

Постановка цели и задач урока самими учащимися, их коррекция учителем.

Цель нашего урока :

Выявить особенности экономико - географическое положения и природно-ресурсного потенциала Поволжского района и роль Волги в развитии экономики Поволжья. (Слайд 3)

1.Определить состав Поволжья

2. Оценить ЭГП Поволжья

3. Охарактеризовать природные условия района

4. Выявить и оценить природные ресурсы района

5. Выявить проблемы Волги (Слайд 4)

Чем вы будете пользоваться, чтобы найти ответы на поставленные задачи? ( учебник, атлас).

У каждого из вас есть рабочие листы, где вы будете выполнять задания, в конце урока вы оцените свою работу , а рабочие листы сдадите мне.

Задание №1 . Определить площадь района (используя приложение в учебнике с.274 определяют площадь 500 тыс.кв.км)

Задание №2. Определить какие субъекты РФ входят в состав Поволжья и записать в тетрадь ( используя карту в атласе определяют, один ученик у доски озвучивает ответ, все сверяют свои ответы (Слайд 5)

Субъекты РФ составляют ПЭР

Республика Татарстан, республика Калмыкия, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область, Пензенская обл.

По плану дать характеристику ЭГП Поволжья, оценить его, записать выводы в тетрадь. (Слайд 6)

Примерный ответ учащихся, сверка со (слайдом 7):

 Стержень района – Волга, связующее звено субъектов федерации, образующих экономический район.

Район вытянут с севера на юг (около 1500 км).

Находится между двумя индустриальными ядрами: Центральной Россией и Уралом.

Граничит с Центральным районом, Северным Кавказом. Уралом.

 По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути.

Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.

Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия обрабатывающей промышленности в обратном направлении.

 Транспортное положение: Судоходная река.

Транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы.

По Волге и системе волжских каналов выход к морям: Каспийскому, Черному, Азовскому.

ВЫВОД: (Район имеет очень выгодное экономико – географическое положение).

Задание 4. Определить роль Волги в формировании района

Ответы учащихся, сверка (Слайд 8), а так же делит район на части: Среднее и Нижнее Поволжье (Слайд 9).

Задание 5. Оценить природные условия района, данные записать в таблицу (Слайд10). Сделайте вывод.

Умеренно-континентальный, лето тёплое, на юге жаркое, увлажнение на севере достаточное, на юге возможны засухи

3. Природные зоны

С севера на юг сменяют смешанные леса, лесостепи, степи, полупустыни

климат – умеренно – континентальный, на юге континентальный; теплое, на юге – жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное, возможны засухи – причина не урожаев.

природные зона – закон широтной зональности, ярко выражен, т.к. район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров:

С--------------Ю смешанные леса – Татарстан;

лесостепи – Ульяновская и Саратовская области;

степи – Саратовская и Волгоградская области;

полупустыни – Астраханская область

Вывод: природные ресурсы района благоприятны для хозяйственной деятельности человека.

Задание 6. Определить и оценить природные ресурсы района, данные записать в таблицу (Слайд 11), записать вывод.

По карте Поволжья учащиеся определяют наличие следующих ресурсов:

1.Минеральные: а) добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области); б) поваренная соль (озеро Баскунчак и Эльтон); в) строительные материалы . (Слайд 13).

2. Агроклиматические и земельные ресурсы (Слайд 14).

3. Рыбные (Слайд 15) .

4. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги (Нижнекамское, Волгоградское, Саратовское, Куйбышевское) (Слайд 16) .

Презентация учащегося об Астраханском заповеднике.

Вывод: природные ресурсы богаты и разнообразны. (Слайд17)

III .Закрепление полученных знаний

(Ребята отвечают на вопросы теста)

1. Укажите субъекты Федерации, которые входят в состав Поволжья:

а) республика Мордовия

б) республика Башкортостан

в) республика Калмыкия

г) республика Тыва

д) республика Удмуртия.

2. Поволжьем считается:

а) весь речной бассейн Волги

б) территории, непосредственно примыкающие к Волге

в) области и республики России, находящиеся в среднем и нижнем течении Волги.

3. Выберите верное высказывание:

а) Поволжье связывает воедино две крупные части России

б) Поволжье обеспечивает экономическую целостность страны

в) Поволжье выполняет транспортно-распределительную функцию

г) все высказывания верны.

4. Выберите вариант, где перечислены природные ресурсы Поволжского экономического района:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на определение состава и особенностей ЭГП и природы района, выявление роли Волги в развитии экономики Поволжья.

План-конспект урока по теме "Географическое положение и природа Поволжья"

Учебник Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические регионы, 9 класс

Учитель географии МБОУ СОШ №67 Шарова Т.В.

Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на определение состава и особенностей ЭГП и природы района, выявление роли Волги в развитии экономики Поволжья.

- определить состав Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);

- выявить природно-ресурсный потенциал Поволжья и роль Волги в развитии экономики района;

-продолжить формирование основных географических понятий;

-продолжить работу по формированию универсальных компетенций у учащихся через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;

-содействовать развитию познавательного интереса к предмету, экологическому воспитанию обучающихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, атласы, мультимедийный ресурс ( презентация), рабочие листы.

I. Мобилизационный этап.

II.Этап усвоения новых знаний.

III. Закрепление полученных знаний.

IV. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Содержательная часть урока

Беседа с учащимися, подводящая к изучению новой темы

- На какие экономические зоны разделена территория России? (на Западную и Восточную).

- С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились? ( Центральным, Центрально - Черноземным, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным). Ученик показывает их на карте. (Слайд 1)

А с каким районом будем сегодня знакомиться, думаю, вы догадаетесь по следующему сюжету. Прошу вас, ребята.

ЦАРЬ: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

ФЕДОР: Чертеж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море.

Вот пермские дремучие леса.

ЦАРЬ: А это что такое

Узором здесь виется?

ФЕДОР: Это Волга.

ЦАРЬ: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Все царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни –

Когда-нибудь, и скоро, может быть

Все области, которые ты ныне

Изобразил так хитро на бумаге

Все под руку достанутся твою

Учись мой сын, и легче и яснее

Державный труд ты будешь постигать.

ФЕДОР: Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река.

Лёгкий дом, как девичья светёлка,

Вяз, ольшаник, сумрачная ель.

Стойте, люди! Здесь родилась Волга!

Здесь её и дом, и колыбель!

Усвоение новых знаний.

Догадались, о каком экономическом районе пойдёт речь?

Итак, тема нашего урока « Поволжский экономический район ( Слайд 2)

Постановка цели и задач урока самими учащимися, их коррекция учителем.

Цель нашего урока:

Выявить особенности экономико - географическое положения и природно-ресурсного потенциала Поволжского района и роль Волги в развитии экономики Поволжья. (Слайд 3)

1.Определить состав Поволжья

2. Оценить ЭГП Поволжья

3. Охарактеризовать природные условия района

4. Выявить и оценить природные ресурсы района

5. Выявить проблемы Волги (Слайд 4)

Чем вы будете пользоваться, чтобы найти ответы на поставленные задачи? ( учебник, атлас).

У каждого из вас есть рабочие листы, где вы будете выполнять задания, в конце урока вы оцените свою работу , а рабочие листы сдадите мне.

Задание №1. Определить площадь района (используя приложение в учебнике с.274 определяют площадь 500 тыс.кв.км)

Задание №2. Определить какие субъекты РФ входят в состав Поволжья и записать в тетрадь ( используя карту в атласе определяют, один ученик у доски озвучивает ответ, все сверяют свои ответы (Слайд 5)

Субъекты РФ составляют ПЭР

Республика Татарстан, республика Калмыкия, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область, Пензенская обл.

По плану дать характеристику ЭГП Поволжья, оценить его, записать выводы в тетрадь. (Слайд 6)

Примерный ответ учащихся, сверка со (слайдом 7):

 Стержень района – Волга, связующее звено субъектов федерации, образующих экономический район.

Район вытянут с севера на юг (около 1500 км).

Находится между двумя индустриальными ядрами: Центральной Россией и Уралом.

Граничит с Центральным районом, Северным Кавказом. Уралом.

 По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути.

Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.

Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия обрабатывающей промышленности в обратном направлении.

 Транспортное положение: Судоходная река.

Транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы.

По Волге и системе волжских каналов выход к морям: Каспийскому, Черному, Азовскому.

ВЫВОД: (Район имеет очень выгодное экономико – географическое положение).

Задание 4.Определить роль Волги в формировании района

Ответы учащихся, сверка (Слайд 8), а так же делит район на части: Среднее и Нижнее Поволжье (Слайд 9).

Задание 5. Оценить природные условия района, данные записать в таблицу (Слайд10).Сделайте вывод.


На данном уроке мы узнаем административный состав территории Поволжья, подробно рассмотрим его географическое положение, а также разберёмся с основными чертами природы региона.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Географическое положение, природа Поволжья"

На юго-востоке европейской части России, где протекает Волга, по обоим берегам течения реки расположен один из крупных экономических районов нашей страны – Поволжье.


Река Волга служит главной районоформирующей осью Поволжья.

Точно очертить территории, относящиеся к Поволжью, очень сложно. Ведь Поволжьем можно считать весь речной бассейн Волги. Тогда оно по форме будет напоминать раскидистое дерево с изогнутым на запад стволом.


По факту Поволжьем можно именовать только территории, примыкающие непосредственно к Волге. Но чаще всего под Поволжьем понимают территорию России, находящуюся в среднем и нижнем волжском течении.

В состав региона входят две республики: Татарстан, с центром в городе Казань, и Калмыкия, с центром в городе Элиста, а также шесть областей: Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Пензенская, Ульяновская и Самарская.

Административно-территориальное деление Положья


Также в состав района входит 94 города, из которых 3 города-миллионника (Самара, Казань, Волгоград).


Стержень района – Волга, которая является связующим звеном субъектов федерации, образующих этот экономический район. Площадь территории Поволжья 537,4 тысячи км². Район вытянут с севера на юг примерно на 1500 км и находится между двумя индустриальными ядрами страны: Центральной Россией и Уралом. Выгоды экономико-географического положения района связаны с тем, что Поволжье граничит на севере с Волго-Вятским районом, на юге с Каспийским морем, на востоке с Уральским районом и Казахстаном, на западе — с Центрально-Чернозёмным районом и Северным Кавказом.

Форма района определяет его особую роль в хозяйстве России. Поволжье больше открыто к западу и востоку, т. е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны. Поэтому подавляющая часть перевозок грузов идёт через территорию Поволжья.

В принятых нами границах района пролегает 1/2 длины Волги, но экономически это самая весомая её часть.

Волга берёт начало на Валдайской возвышенности (на высоте 228 метров) и впадает в Каспийское море.


Устье реки лежит на 28 метров ниже уровня моря. Следовательно, общее падение реки составляет 256 метров. Изначально река течёт на восток, проходя мимо Москвы, Ярославля и Нижнего Новгорода. Затем река поворачивает на юг под Казанью, а потом создаёт большую дельту вблизи Астрахани.

Волга – крупнейшая в мире река внутреннего стока, т. е. не впадающая в Мировой океан. Она принимает около 200 притоков. Левые притоки многочисленнее и многоводнее правых. Самыми крупными притоками реки Волга считаются:

· река Кама – левый приток (длина 1805 км, площадь бассейна 507 000 км²).

· река Ока – правый приток (длина 1498,6 км, площадь бассейна 245 000 км²).


Волга остаётся свободной ото льда около 200 дней, а в районе Астрахани — около 260. В периоды летних и зимних меженей уровень воды в Волге не превышает 2—3 м.

У Волги три основных источника питания: снеговое (60 % годового стока), грунтовое (30 %) и дождевое (10 %).

Волга пересекает несколько природных зон: основная питающая верхняя и средняя часть водосборной площади — от истоков до городов Нижний Новгород и Казань — лежит в лесной зоне; до городов Самара и Саратов — в лесостепной, до Волгограда — в степной зоне, а южная часть её бассейна располагается в полупустынной и пустынной зонах.

Волга кормит страну сельдью, воблой, осётром, белугой, она — знаменитая на весь мир поставщица чёрной икры.


Волга сыграла значительную роль в формировании истории, культуры и образа жизни россиян.

По сей день остаётся источником вдохновения художников, писателей, поэтов и кинорежиссёров.

Самарская Лука — один из уникальных уголков России.


Протяжённость излучины с запада на восток около 60 км, с севера на юг — до 33 км. Общая площадь её территории — 155 тыс. га.

Территорию Самарской Луки разделили на две части: Национальный парк и Жигулёвский заповедник. Талисманом Национального парка выбрали лисицу как самое распространённое и типичное животное Самарской Луки. В народном фольклоре лисица умная, красивая, хитрая, как и Волга, поэтому её и выбрали в качестве талисмана.

Характеристика территории района.

Поволжье находится на Восточно-Европейской равнине и Прикаспийской низменности, его природные условия достаточно разнообразны и чаще благоприятны для занятий сельским хозяйством.

Территория Поволжья охватывает несколько природных зон: широколиственные леса и лесостепь (северная часть района), обширные степные пространства (широта Сызрани и Самары), пустынная цепь (южная часть района). Река Волга делит регион на две части: высокое правобережье и пониженное левобережье. В левобережье, рядом с Волгой, местность понижена, т. е. Низкое Поволжье. К востоку местность начинает повышаться, образуя Высокое Поволжье, или Заволжье, южная часть которого называется Общий Сырт. Правобережье, вплоть до Волгограда, занято Приволжской возвышенностью, максимальная высота которой – 375 м над уровнем моря. Для большей части территории Поволжья характерно то, что до настоящего времени здесь формируется овражно-балочная и речная сеть. Кроме того, склон Приволжской возвышенности, расположенной вдоль Волги и подмываемый рекой, подвержен оползням. На территории Прикаспийской низменности образуются впадины и лиманы, в которые стекают талые весенние воды. Это даёт возможность формироваться более плодородным почвам и злаковым растениям. Волго-Ахтубинская пойма — участок суши между Волгой и её левым рукавом Ахтуба длинной около 450 и шириной 5-10 километров, переходящий в волжскую дельту. Затопляется во время половодья.

Климатический пояс района, как и большей части территории страны, – умеренный.

Средняя температура января понижается к востоку, а средняя температура июля повышается в восточном и юго-восточном направлении. Для Поволжья характерен ярко выраженный континентальный тип климата, причём его континентальность повышается с продвижением с северо-запада на юго-восток. На юге Поволжья находится одно из самых засушливых мест на территории страны, где выпадает всего 100-200 мм осадков в год. Для Поволжья характерны ранневесенние и позднеосенние заморозки. Зимой иногда случаются оттепели. Летом и осенью могут формироваться засухи, а во время летних суховеев растительный покров засыхает на корню. Естественный покров сохранился на небольших площадях региона. Это разнотравно-ковыльные, типчаково-ковыльные и луговые степи, солонцеватые луга, а в прибрежной полосе Каспийского моря – даже пустынные ландшафты.


Запасы нефти в Поволжье сильно истощены. Они составляют всего 6 % от общих по России. Поэтому доля района в нефтедобыче страны составляет около 10 % и постоянно снижается. Однако Поволжье остаётся одной из важнейших нефтяных баз. Основные ресурсы нефти сосредоточены в Татарстане, Самарской области.

Перспективы развития газовой промышленности связаны с крупным Астраханским газоконденсатным месторождением, которое, по оценкам специалистов, содержит 6 % мировых запасов газа.

Астраханское газоконденсатное месторождение


Значительны также запасы соли в озёрах Баскунчак и Эльтон и разнообразного сырья для производства стройматериалов.

Главное богатство Поволжья — огромные площади прекрасных сельскохозяйственных угодий. В сочетании с крупными водными ресурсами они создают уникальную для России природную основу для развития сельского хозяйства. Распаханные земли его составляют около 20 % российской пашни.

Ключевые слова:
Состав района; республики Калмыкия, Татарстан; области: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская. Географическое положение района, Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя об особенностях географического положения Поволжья и интерактивная схема, работая с которой учащиеся могут самостоятельно или при взаимодействии с учителем изучить особенности природы Поволжья.

- Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. России: природа, население, хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: