Конспект урока портрет 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Вызвать у детей творческий интерес, эмоциональную отзывчивость, желание творить.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с новым жанром живописи – портретом.

- Формировать умение рисовать женское лицо, соблюдая пропорции, симметрию, соотношение по размерам частей лица человека.

- Закреплять умение закрашивать рисунок красками, смешивая цвета на палитре.

- Способствовать дополнять портрет необходимыми элементами, деталями для лучшей передачи образа.

- Развивать творческую активность.

Словарная работа: Ввести в активный словарь: портретист, погрудный; подбирать слова определения к слову портрет (красивый, веселый, величавый, прекрасный и т. д.).

Индивидуальная работа: Продолжать учить рисовать концом кисти и всей поверхностью Диму Ж., Кирилла В., Настю Н.

Оборудование:

Демонстрационный: репродукции женских портретов, использование мультимедиа, аудиозапись,

Раздаточный: альбомный лист с наброском, гуашь, кисти разные, салфетки, вода.

Методы:

Приемы:

- Чтение стихотворения, рассказ,

- Рассматривание, показ, объяснение

Форма занятия: подгрупповая, индивидуальная.

Ход НОД:

Ребята, мы с вами переехали в новый детский сад. В нем мы живем, как в сказке. А вы знаете, кто работает в детском саду? (Ответы детей).

Я предлагаю вам сегодня стать волшебниками.

(Звучит сказочная музыка).

(Воспитатель читает стихотворение)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто – нибудь на нас

Или принц в плаще старинном,

Или вроде водолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Художники рисуют портрет человека и те, кто с этим человеком знаком, узнают его на портрете. Они рисуют портреты людей разных профессий. Художник может передать в портрете не только внешность человека, какие у него глаза, волосы, во что он одет, но и его настроение, что он чувствует. Мы понимаем это по выражению лица человека, по его позе. Художники, которые рисуют портрет, называются портретисты.

(Предложить детям рассмотреть несколько женских портретов – презентация).

- Портрет может быть погрудный – голова, шея, плечи; до пояса – добавляется часть туловища до талии; во весь рост.

Прежде чем нарисовать портрет, давайте вспомним, где нужно изобразить глаза, нос, рот на лице.

(Работа на интерактивной доске – рисование портрета).

- Какой формы голова у человека? (Ответы).

Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.

- Какой они формы? (Ответы). Овальные, с острыми уголками.

На овале посередине отметить глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза. Внутри глаза цветной кружок – радужка и маленький черный зрачок.

- Что находится над глазами? (Брови).

Нос у человека такого же цвета, как лицо, поэтому можно рисовать только кончик носа. Заканчивается нос посередине расстояния от глаз до конца лица. Кончик носа можно нарисовать черточкой или изобразить ноздри (точки). От кончика носа до конца лица посередине находятся губы. Верхняя губа отличается по форме от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы). Ниже губ – подбородок.

- Я предлагаю вам сегодня немного пофантазировать и нарисовать портреты педагогов детского сада. Кто с вами занимается? (Ответы детей). А так как мы с вами находимся в сказке, то и портреты будут сказочными. Наши воспитатели на портрете будут принцессами или феями. Подумайте, какого цвета могут быть у них глаза, волосы, платье, какая прическа. Вот здесь у меня есть наброски, подойдите и выберите себе тот набросок, который подойдет к вашему портрету.

(На доске вывешены наброски женских портретов. Дети выбирают сами себе набросок).

Но прежде чем вы начнете работать, давайте с вами подготовим наши пальчики.

Разотру ладошки сильно, растирание ладоней

Каждый пальчик покручу, вращательные движения

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну. вытягивание каждого пальца

Руки я затем потереть ладошками

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Самостоятельная работа.

В ходе занятия следить, чтобы дети соблюдали симметрию при изображении глаз. Работали всей кистью и концом кисти.

Итог. В конце занятия детские работы вывешиваются на доске. 2 – 3 ребенка рассказывают, чей портрет они нарисовали.

Ваши работы получились очень красивыми и необычными. Все сотрудники детского сада превратились в принцесс и фей. А вам понравилось быть волшебниками? Все ли вам было понятно? А в чем было затруднение?

Если вам все задания были понятны, и вы с ними справились, то возьмите портрет с улыбкой. А если у вас были затруднения, и что – то не получилось, то возьмите грустный портрет.

Мне было приятно с вами работать, большое вам спасибо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Научиться рисовать портреты людей.

Деятельность учителя(содержание)

Деятельность учащихся

Отложите все на край парты. Итак, урок изобразительного искусства.

Слушать, выполнять задание.

Повторение ранее изученного (актуализация знаний) Обобщаю щий опрос

-Вспомните ребята чем вы занимались на прошлом уроке? Каким художественным материалом выполняли ее? Сегодня мы продолжим так же работу.

отвечать на вопросы.

Умение пользоваться полученной информацией

Формулировка цели урока

-Посмотрите внимательно на слайды и скажите что вы видите. -Определите тему сегодняшнего урока. (Портрет.) Как вы думаете, чему мы научимся? (Научиться рисовать портреты людей.)

Слушать, отвечать на вопросы, формируют тему и урока и ставят цели урока.

Строить рассуждения, определять тему и цели урока

Анализ цветового строя портрета.

Если вы посещаете музеи или рассматриваете альбом с репродукциями картин, то обязательно встречаетесь с лицами далеких и незнакомых вам людей. Возможно, в своей реальной жизни вам не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться в окружающих, даже близких людей.

Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково - глаза, нос, губы, и всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности!

Портрет- образ определенного реального человека. Также это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного человека или группы людей.

Смысл портрета – в интересе именно к личности человека, наделенной индивидуальными качествами. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит… Художник не относится к нему равнодушно, он понимает портретируемого по-своему. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит и о себе.

Через портрет художник передает свое время. И впоследствии зритель воссоздает прошедшую эпоху по ее лицам.

Портрет возник очень давно. Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни.

Давайте познакомимся с разновидностями портрета:

Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Портрет-картина , жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

Парадный портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; большая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй.

Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

Смотреть, анализировать, отвечать на вопросы учителя, воспринимать информацию.

  • подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
  • познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;
  • развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться ха­рактер человека, его внутренний мир;
  • формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;
  • активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
  • Образовательная:
    • закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
    • закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;
    • знакомство с историей развития портретного жанра.
    • развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм);
    • развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.

    Оформление доски:


    Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный.

    План урока:

    1. Вводная часть (притча).
    2. Повторение :
    – Определение жанра портрет.
    – Закрепление знаний о разновидностях портрета.
    3. Из истории развития портретного жанра. (Презентация)
    4. Практическая работа:
    – Средства художественной выразительности.
    – Последовательность работы над изображением головы человека (закрепление)
    – Техника пастели. Мастер класс.
    5. Подведение итогов урока.

    Притча о художнике

    Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
    Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

    Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

    И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
    А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
    И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
    Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
    Художник так всё то отобразил , что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

    – Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.

    Разновидности портрета:

    Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

    Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

    Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.

    Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

    • Коронационный (реже встречается тронный)
    • Конный
    • В образе полководца (военный)
    • Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
    • Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

    Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

    Из истории портрета

    Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).
    Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

    Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

    Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты.

    Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.
    Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
    Тогда же впервые появляется автопортрет.

    Учитель. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.)

    Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

    Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.
    – А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Портрет старушки).

    И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. Между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?
    Её глаза – как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Её глаза – как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Соединенье двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг,
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенье смертных мук.
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Её прекрасные глаза.

    Она давно прошла, и нет уже тех глаз
    И той улыбки нет, что молча выражали
    Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
    Но красоту ее Боровиковский спас.

    Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

    – Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

    Техника исполнения:

    – выбор характерной позы;
    – четкость рук и жестов
    – выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
    – выбор фона и композиции;
    – выбор цвета.

    Основными средствами художественной выразительности ста­новятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура порт­ретируемого.

    – А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение.

    Есть лица, подобные пышным порталам,
    Где всюду великое чудится в малом.
    Есть лица – подобие жалких лачуг,
    Где варится печень и мокнет сычуг.
    Иные холодные мертвые лица
    Закрыты решетками, словно темницы.
    Иные, как башни, в которых давно
    Никто не живет и не смотрит в окно.
    Но малую хижину знал я когда-то,
    Была неказиста она, небогата,
    Зато из окошек ее на меня
    Струилось дыханье весеннего дня.
    Поистине мир и велик и чудесен!
    Есть лица – подобья ликующих песен,
    Из этих, как солнце, сияющих нот
    Составлена песня небесных высот!

    Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.

    Техника пастели. Мастер класс

    Поэтапный показ учителем на доске выполнение рисунка портрета в технике пастель.

    Практическая работа учащихся

    Заключительная часть урока

    Мини-выставка работ учащихся, обсуждение.

    – Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

    Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись).

    Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):

    – Наш урок окончен. Спасибо.
    В лучших своих работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока?

    Цель: Формирование у воспитанников, культуры изображения человека, через знакомство с жанром изобразительного искусства – портрет.

    Образовательная: научить правильно изображать портрет человека(мамы).

    Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, любовь к семье, родным.

    Развивающая: развивать эстетические чувства.

    Оборудование для педагога: Репродукции работ художников: Рафаэля, Леонардо да Винчи, Серова, Репина, Крамского, Левицкого, Ренуара, Дега, таблицы пропорций и схемы изображения портрета. Репродукции погрудного, поясного, ростового портретов.

    Оборудование для учащихся: Бумага А2, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти, палитра.

    Ход занятия:

    I .Организационный момент.

    II. Вводная часть..

    Тема материнства во все века волновала не только писателей, но и художников.

    Эта тема близка каждому. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многогранным. Перед вами на слайде несколько великих образов материнства, где мы видим, как младенец своей щекой нежно прижимается к матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта/

    Какие черты присущи каждой маме?

    Каждая мать так же несёт свой бесценный груз – своих детей к людям, к радостям и трудностям жизни. Из века в век вечно единство матери и ребёнка.

    Расскажите о своей маме, какая она, что она любит?

    Какие слова можно сказать о маме? Мама всегда рядом, всю жизнь. Она дала тебе жизнь, выкормила тебя маленького, научила ходить, говорить…

    III. Основная часть.

    Все вы очень любите своих мам, и каждый из вас наверное считает, что его мама самая лучшая, самая добрая и самая красивая. Может быть даже кто-то уже пытался нарисовать свою маму, я не удивлюсь если вы мне скажете, что получилось не очень хорошо, потому что нарисовать портрет человека, даже любимого, очень сложно; у портрета есть свои особенности и законы.

    Дети отвечают. Педагог обобщает.

    - портрет в полный рост (портрет фигуры )

    Перечисляя виды портретов, преподаватель демонстрирует классу репродукции картин художников.

    Ребята, а чем можно рисовать портрет ?

    Портрет может выполняться в разных техниках:

    - графические техники: это карандаш простой, цветные карандаши, пастельные мелки, ручки (гелевые и шариковые), тушь, перо и т.д

    - живописные техники: это всевозможные краски (масло, акрил, гуашь, темпера…)

    Мы с вами остановимся на портрете головы, выполненном в живописной технике. Для того, чтобы правильно (грамотно) нарисовать голову человека, необходимо знать ее пропорции.

    Прошу всех посмотреть на эту таблицу. Преподаватель показывает детям таблицу пропорций головы человека.

    На таблице отчетливо видно, деление головы на три равных части.

    - На сколько равных частей можно разделить голову?

    Правильно. Первая часть, от корней волос до переносицы, вторая часть, от переносицы до основания носа и третья часть от основания носа до подбородка. Это типовые пропорции, которые используются при изображении головы. Но, есть люди с ярко-выраженными индивидуальными пропорциями или еще говорят особенностями, например у кого-то очень длинный нос или очень высокий лоб, тогда эти особенности конечно нужно учитывать и в портрет вносить коррективы. Ребята, как вы думаете, голову можно еще как-то поделить? Дети отвечают. Педагог: да, голову можно еще поделить вдоль, на две равные части, как показано на нашей таблице.

    Эти части одинаковые между собой или разные? Посмотрите друг на друга и ответьте. Дети говорят: одинаковые.

    Педагог: правильно одинаковые или еще говорят- симметричные.

    Обратите внимание, что будет самым светлым на лице при рисовании?

    Найдите тёмные части лица. Не забудьте, что шея находится в тени, потому что на неё падает тень от подбородка.

    А теперь посмотрим пропорции фигуры человека. ( Рассматривают таблицу)

    Вспомним , что голова помещается в фигуре 8 раз.

    Если руки опущены, они доходят до середины бедра.

    Длина от предплечья до локтя равна расстоянию от локтя до запястья.

    А теперь ребята я предлагаю вам побыть настоящими художниками портретистами, помня все то, о чем мы сегодня говорили, нарисовать портрет своих мам. Портрет может быть поясной или в полный рост. Обязательно подумайте, где находится мама, чем занята. Собирается ли она на работу, смотрясь в зеркало, идёт из магазина с покупками, готовит обед, или загорает на отдыхе.

    IV. Практическая работа.

    Дети берут карандаши и под музыку начинают рисовать портрет.

    В результате, дети выполняют задание, учатся рисовать портрет мамы.

    V. Анализ работ.

    После того, как работа закончена. Молодцы, какие красивые и разные мамы у вас получились, сразу видно, что вы любите своих мам. Итак, сегодня на занятии мы познакомились с портретом, узнали какие бывают портреты и нарисовали портрет своих мам.

    Читайте также: