Конспект урока понятие информационной системы ис классификация ис 11 класс

Обновлено: 06.07.2024

Вопросы для повторения к параграфу 3

а) Перечислите задачи, которые должна решать проектируемая информационная модель приемной кампании в университет.

ответ: принять документы, аттестат, заявление и прочее.
добавить фамилию в списки, для вступительных экзаменов.

задачи должна решать:

Допускать ли абитуриентов до вступительных экзаменов, исходя из всей имеющейся информации об абитуриенте.

б) Какая информация представляется важной при приеме в вуз с точки зрения поступающего?

· Какие творческие (дополнительные) испытания нужно сдать (если дополнительные испытания разрешены в этом ВУЗе)

· Сумма платы за обучение, если поступает на внебюджет

С точки зрения вуза?

· Участие во Всероссийской олимпиаде школьников и результаты профильных олимпиад

· Результаты доп. испытаний, если абитуриент их проходил

1. Какие можно выделить основные признаки современной информационной системы?

Элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках системы.
Каждый элемент системы может в свою очередь рассматриваться как самостоятельная система, но он выполняет только часть функций системы.
Система как целое выполняет определенную функцию, которая не может быть сведена к функциям отдельно взятого элемента.
Система управления реализует функцию управления и состоит из таких подсистем, как прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.

2. К каким типам ИС относятся, например, такие системы:

- система прогноза погоды для различных регионов страны (Геоинформационная система);
- система управления беспилотным космическим кораблем (Автоматизированная система управления);
- система диспетчерской службы крупного аэропорта (Информационно-справочная или информационно-поисковая система);
- система диагностики в кардиологической клинике (Экспертная система).

3. Придумайте возможные области использования информационных систем в деятельности школы. К каким типам ИС относится каждая из придуманных вами систем ?

электронный журнал (АСУ);
единая энциклопедия для учащихся онлайн, навигация по предметам (ИПС);
обучающие программы, позволяющие обучаться дистанционно (АСУ);
система, анализирующая успеваемость, позволяющая определять причины плохой успеваемости и давать рекомендации по ее улучшению (ЭС).

Конспект на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект 1 урока по информатики, включающий в себя основные понятия системы, информационной системы, назначение информационной системы, состав и разновидности информационной системы, структуры данных. На 1 уроке ребята повторяют технику безопасности и санитарные нормы за персональным компьютером. После изучения нового материала записывают домашнее задание.конспект урока

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проект урока информатики в 11 классе с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (ИС), КЛАССИФИКАЦИЯ ИС

Цель: Сформировать осознанные и прочные знания об информационных системах и их классификации.

ввести понятие информационной системы;

выделение основных классификаций информационных систем;

формирование целостного представления об использовании информационных систем;

определение замкнутой и разомкнутой информационных систем;

формирование умения сравнивать информационные системы;

использование обучающие системы на базе компьютера;

развитие ассоциативной памяти и логического мышления;

обучение приемам обобщения полученной в наблюдениях информации;

формирование умения обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате анализа источников;

развитие умения видеть и формулировать проблему;

формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

воспитание информационной культуры через работу с большим объемом информации;

воспитание интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Содержание темы предполагает:

введение понятия информационной системы как организационной структуры работы с информацией;

определение понятий замкнутой и разомкнутой ИС;

знание признаков классификации ИС по техническим средствам;

знание принципов классификации ИС по назначению;

умение характеризовать управляющие системы;

умение работать с обучающими системами.

Термины и понятия: Информационная система, средства поддержки, классификация ИС, разомкнутая ИС, замкнутая ИС, ИС на одном компьютере, ИС на базе локальной сети, ИС на базе глобальных компьютерных сетей, информационно-поисковые системы (ИПС), системы автоматического управления (САУ), автоматизированные системы управления (АСУ), обучающие системы.

Планируемые результаты

Личностные результаты

воспитание потребности к усвоению знаний;

целостное представление учебной задачи;

развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически и абстрактно мыслить;

формирование умений прогнозировать свои действия в ситуации выбора решения задачи.

Метапредметные результаты

Познавательные

оперировать изученными понятиями;

использовать полученные знания при работе с информационными системами обучающего характера.

Регулятивные

включать новые знания в систему знаний;

работать по плану, сверять свои действия с целью;

развивать умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

уметь довести решение практической задачи до конечного результата.

Коммуникативные

развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника;

формировать постоянную готовность к пониманию;

развивать контроль за речью и её содержанием;

формировать способность активного и конструктивного слушания.

Предметные результаты

усвоение изучаемых понятий;

умение выделять основные признаки современной информационной системы;

овладение навыками систематизации типов информационных систем;

умение отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе самостоятельной работы.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи: история, математика

Оборудование: компьютер, плакаты, мультимедийный проектор (интерактивная доска), персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет.

Настройка протоколов передачи данных, web-сервисы средств коммуникации в компьютерных сетях. Контрольный ЭУМ. //

Формы работы: фронтальная – Ф; индивидуальная – И; в паре — П; в группе – Г.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этап I . Самоопределение к деятельности (целепологание)

создание условий для возникновения внутренней потребности и включения в деятельность;

формирование целостного представления об информационных системах;

включение в самостоятельное построение нового знания;

создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

Задание 3. (Г). Настройка протоколов передачи данных, web-сервисы средств коммуникации в компьютерных сетях. Контрольный ЭУМ. //

Этап II. Учебно-познавательная деятельность

ввести понятие информационной системы;

рассмотреть назначение и примеры использования информационных систем;

классифицировать информационные системы;

рассмотреть области использования информационных систем.

Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как объект своего исследования. Только информатика это делает в широком смысле, абстрагируясь от конкретных сфер приложения данных систем.

Одной из важнейших прикладных областей информатики является изучение информационных систем . В широком смысле информационной системой можно назвать любую организационную структуру, задача которой состоит в работе с информацией.

II . 1. Определение информационной системы

Задание 1. (Г).

Дайте определение информационной системы из ресурса:

Задание 2. (Г).

Задание 3. (Г). Найдите определение информационной системы из ресурса:

Таким образом, исходя из всех перечисленных определений, можно сказать, что:

Информационная система (ИС) – это система, построенная на базе компьютерной техники, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи значительных объемов информации, имеющих определенную практическую сферу применения.

Рассмотрим историю применения ИС.

Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Дня этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

В 70-х ‒ начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности.

Работа с учебником:

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

II . 2. Разомкнутые и замкнутые информационные системы

Информационная система должна обеспечивать прием поступающей из источника информации, ее преобразование: обработку, хранение и передачу результатов преобразования входной информации.

После приема информации потребитель должен как-то реагировать, например, принимать решение, производить какое-то действие, получать новое знание.

Любая информационная система может действовать по правилам разомкнутой или замкнутой схемы управления.

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов 4 и 5 ресурса:

hello_html_30a87b.jpg

Рис. 2. Разомкнутая информационная система

Примером работы разомкнутой информационной системы слу жит компьютеризированная справочная библиотечная система каталогов. Установленная в библиотеке система обеспечивает любого читателя информацией по интересующей его тематике. Получив соответствующий запросу перечень литературы, читатель прекращает взаимодействие с информационной системой, никак не повлияв ни на ее работу, ни на хранящуюся в ней информацию. В подобной информационной системе отсутствует управление со стороны потребителя.

В замкнутой информационной системе , напротив, существует тесная связь между потребителем и функционированием системы. В этом случае информационная система ориентирована на конкретного потребителя, на его цель. Это достигается за счет введения в ее структуру канала, называемого обратной связью . По каналу обратной связи передается реакция потребителя на полученную им информацию. Эта информация поступает в аппаратно-программную часть, где происходит ее обработка совместно с данными, поступившими из других источников. Результирующая информация вновь отправляется потребителю, и т.д.

hello_html_1885e3b1.jpg

Рис. 3. Замкнутая информационная система

Примером работы замкнутой информационной системы является система, установленная в железнодорожных кассах. Она обеспечивает кассира необходимой информацией о наличии билетов. Как только продан очередной билет, кассир вводит данные о продаже в компьютер и соответствующая программа производит отметку о проданном билете. В этой замкнутой системе обратная связь от потребителя реализована в виде сведений о проданных билетах.

II . 3. Классификация информационных систем

Задание 1. (Г). Дать классификацию ИС по техническим средствам.

Работа с учебником:

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Задание 2. (Г). Дать классификацию ИС по назначению.

Работа с учебником:

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Задание 3. (Г). Дать классификацию ИС по сфере применения.

Итогом работы является заполненная таблица:

Таблица 1. Классификация ИС.

Классификация ИС

Краткая характеристика

по техническим средствам

по сфере применения

II . 4. Обучающие системы

Одним из видов информационных систем являются обучающие системы . Простейший вариант такой системы – обучающая программа на ПК, с которой пользователь работает в индивидуальном режиме.

Информационные обучающие системы подразделяют на :

системы диагностики и контроля знаний;

справочники и базы данных учебного назначения;

Наиболее сложными и масштабными обучающими системами являются системы дистанционного обучения , работающие в глобальных сетях. Существуют дистанционные отделения при многих вузах страны, формируется международная система дистанционного образования. Такие системы открывают доступ к качественному образованию для всех людей, независимо от их места жительства, возраста, возможных физических ограничений. Высокоскоростные системы связи в сочетании с технологией мультимедиа позволяют организовывать обучение в режиме реального времени, проводить дистанционные лекции, семинары, конференции, принимать зачеты и экзамены.

Этап III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

закрепить полученные знания;

способствовать формированию навыков публичного выступления.

Задание 1 (Ф). Заполнение сводной таблицы.

Задание 2. (Ф). Рассмотреть обучающую информационную систему Историческая карта Российского государства.

Работа с ресурсом:

Этап IV. Диагностика качества освоения темы

Ответить на вопросы: (Ф)

Какие можно выделить основные признаки современной информационной системы?

К каким типам относятся такие системы:

система прогноза погоды для различных регионов страны;

система управления беспилотным космическим кораблем;

система диспетчерской службы крупного аэропорта;

система диагностики в кардиологической клинике?

Придумайте возможные области использования информационных систем в деятельности школы.

К каким типам ИС можно отнести эти системы?

Какие системы называются разомкнутыми?

Какие системы являются замкнутыми?

В чем различие этих систем?

Приведите примеры замкнутой и разомкнутой информационных систем?

Каково назначение информационно-поисковых систем?

Какие задачи решают управляющие системы?

Каково назначение систем автоматического управления (САУ)?

В чем состоит задача компьютера в автоматизированных системах управления (АСУ)?

Приведите примеры обучающих систем.

Этап V. Рефлексивная деятельность

Цель: научить школьников:

• оценивать значение учебного материала;

• осуществлять самооценку своей деятельности;

• фиксировать успешность выполнения отдельных шагов.

Задание (И) (самооценка)

Таблица. Термины и понятия

Термин (понятие)

Степень усвоения

Термин (понятие)

Степень усвоения

ИС на базе локальной сети

ИС на базе глобальных компьютерных сетей

информационно-поисковые системы (ИПС)

системы автоматического управления (САУ)

автоматизированные системы управления (АСУ)

ИС на одном компьютере

Задание на дом.

Используя Интернет-ресурсы, подготовьте мини доклады.

Задание 1. (Г). Страховые ИС.

Задание 2. (Г). ИС в налоговой сфере.

Задание 3. (Г). ИС в таможенной деятельности.

Задание 4. (Г). Банковские ИС (БИС).

Используемая литература:

Васильева Т., Иванова И. Информатика. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вента-Граф, 2008.

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень/Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб: Питер Ком, 2009.

Регулятивные действия: умение включать новые знания в систему знаний; умение планировать свою деятельность, сверять свои действия с целью; развивать умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему, развитие алгоритмического мышления.

Познавательные действия: умение оперировать изученными понятиями; умение использовать полученные знания при работе с информационными системами.

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

В результате урока обучающие смогут:

- сформировать собственное мнение о необходимости владения информационными системами;

- осознать значимость поставленных учебных задач

У1. Распознавать информационные процессы в различных системах

У2. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях

У3. Соблюдать правила ТБ и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

З1. Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей)

Словарь урока: информационная система, классификация ИС, свойства ИС, информационно-поисковые ИС, управляющие ИС, обучающие ИС, настольные ИС, офисные ИС, автоматизированные ИС, пакетные ИС, диалоговые ИС, смешанные ИС

Методы обучения: наглядный, поисковый, словесный

Методы контроля: самооценка, индивидуальный, фронтальный

Междисциплинарные связи: история, математика

Место проведения: кабинет информатики

Оснащенность урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска

дидактические и раздаточные материалы, ресурсы преподавателя и информационные ресурсы обучающегося мультимедийная презентация

Учебные (рабочие) места (для практических и лабораторных занятий) персональный компьютер для каждого студента

Литература (основная, дополнительная) Л4 Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 308 с.

Действия преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент 1 мин

Приветствие, проверяет готовность к уроку, мобилизует внимание обучающихся.

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

2. Мотивация 3 мин

Подводит обучающихся к формулированию темы. (на интерактивной доске показана картинка велосипеда) (слайд № 1)

- Назовите детали, из которых состоит велосипед.

- Какого его назначение?

- Можно ли его считать системой?

Формулирование темы урока :

- Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет речь на уроке?

Обобщает ответы обучающихся.

Обобщает ответы и записывает проблемный вопрос.

Проблемный вопрос: как можно применить информационные системы в жизни. (слайд № 3)

Отвечают на вопросы преподавателя:

- Колёса, руль, цепь, багажник, педали, спицы, каркас, сигнальный звонок.

- Да, можно, потому что все эти детали работают как единое целое.

- Быть транспортным средством для человека.

- Об информационных системах

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Формулируют проблемный вопрос урока.

Высказывают свое мнение.

3. Актуализация знаний 2 мин

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющихся у обучающихся по данной теме.

Посмотрите внимательно на экран и ответьте на вопросы:

Что такое информационный процесс? Приведите примеры.

В каких областях жизни человека преобладают информационные процессы? (слайд № 4)

Вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения, вспоминают изученный ранее материал.

4. Целеполагание 1 мин

Цель урока: Сформировать понятия об информационных системах (ИС)

Какие вопросы, касающиеся темы урока, могут войти в план урока?

Свойства информационной системы.

Классификация информационных систем. (слайд № 6)

Вспоминают нужную информацию, записывают на листочках бумаги.

Составляют план урока.

Регулятивные действия: умение планировать свою деятельность, сверять свои действия с целью;

Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему, развитие алгоритмического мышления.

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

- сформировать собственное мнение о необходимости владения информационными системами;

- осознать значимость поставленных учебных задач

Открытие нового знания осуществляется через деятельность обучающихся в соответствии с планом урока.

Развитие умение находить нужную информацию в тексте, выборочно передавать содержание текста, умение кратко формулировать мысль

Акцентирует внимание на основные моменты.

- Что такое информационная система?

- Записать в тетрадь определение информационной системы.

Фронтальная форма работы.

Просматривают видеоролик. Делают содержательное обобщение.

Записывают определение понятия ИС в тетради.

- дать определение информационной системы (ИС);

Регулятивные действия: умение включать новые знания в систему знаний; сверять свои действия с целью; развивать умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Познавательные действия: умение оперировать изученными понятиями

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

Свойства информационной системы.

Предлагает ознакомиться с текстами материалов и найти необходимую информацию о свойствах информационных систем.

- Какими свойствами обладают информационные системы?

- Записать в тетрадь свойства информационной системы.

Индивидуальная работа с последующим обсуждением.

Сравнивают тексты. Находят необходимую информацию.

Выделяют главное. Выступают и докладывают о своих заключениях.

Записывают в тетрадь свойства информационных систем.

- назвать основные свойства информационных систем;

Регулятивные действия: умение включать новые знания в систему знаний; сверять свои действия с целью; развивать умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

Познавательные действия: умение оперировать изученными понятиями.

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

Классификация информационных систем.

Предлагает ознакомиться с текстами материалов и найти необходимую информацию о классификациях информационных систем.

Акцентирует внимание на основные моменты Групповая работа. Заполните таблицу в соответствии с информацией текста.

Задача обучающихся – классифицировать системы по различным признакам. (слайд № 9)

Просит осуществить взаимопроверку по ключу (слайд № 10) и поставить оценку в соответствии с критериями (слайд № 11).

Фронтальная форма работы.

Просматривают видеоролик. Делают содержательное обобщение.

Групповая работа. Просматривают предложенные им варианты информационных систем и соотносят с таблицей.

Проверяют и заполняют таблицу на слайде презентации.

Осуществляют взаимопроверку. Подводят итоги работы.

-охарактеризовать классификацию ИС

Регулятивные действия: умение включать новые знания в систему знаний; сверять свои действия с целью; развивать умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий. алгоритмического мышления.

Познавательные действия: умение оперировать изученными понятиями.

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

6. Включение нового знания в систему знаний

Перед нами главная страница РЖД.

На сегодняшний день уже нет необходимости идти или звонить на железнодорожный вокзал и узнавать расписание поездов. Теперь достаточно включить компьютер и зайти на нужный сайт.

Просить проверить правильность выполнения работы. (слайд № 13)

Ответ на проблемный вопрос: Таким образом, благодаря информационным системам, можно узнать любую, интересующую Вас информацию, не выходя из дома.

Теперь мы видим, что 155 музеев вошли в перечень российских музеев, пострадавших в годы Великой Отечественной войны.

Дают ответ на проблемный вопрос

Таким образом, благодаря информационным системам, можно узнать любую, интересующую нас информацию, не выходя из дома.

- работать с информационными системами

Регулятивные действия: умение включать новые знания в систему знаний; сверять свои действия с целью; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, развитие алгоритмического мышления.

Познавательные действия: умение оперировать изученными понятиями; умение использовать полученные знания при работе с информационными системами.

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

7. Подведение итогов урока и рефлексия

А теперь давайте подведём итоги нашего сегодняшнего урока.

У каждого из вас на столе лежат карточки. Прочитайте и продолжите фразы:

Сегодня я узнал…

У меня получилось …

Сегодня на уроке мы узнали: что такое информационная система, какие различают свойства информационных систем, где применяются информационные системы. Продолжают фразы, подводят итоги.

Самоконтроль, оценка, самооценка

Коммуникативные действия: умение развивать способность принимать и учитывать точку зрения собеседника; применять правила делового сотрудничества, регулировать собственное речевое поведение

- сформировать собственное мнение о необходимости владения информационными системами;

- осознать значимость поставленных учебных задач

8. Задание на дом

Комментирует домашнее задание: Л1. стр. 179-182

Задают поясняющие вопросы.

Преподаватель Морозова М. Н.

Классификация информационных систем

Согласно общепринятой классификации ИС - информационные системы - подразделяются:

по назначению – информационно-поисковые системы, управляющие системы (системы автоматического управления и автоматизированные системы управления), обучающие системы и экспертные системы;

по масштабам применения - настольные и офисные;

по степени автоматизации - ручные, автоматические, автоматизированные;

по сфере деятельности - на государственные, территориальные (региональные), отраслевые системы;

Читайте также: