Конспект урока полные и неполные предложения

Обновлено: 20.05.2024

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения полных и неполных предложений.

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала с использованием презентации (см. Приложение)

– Объяснение понятий.

Полным называется предложение, в котором присутствуют все необходимые для понимания его смысла главные и второстепенные члены.

Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член – главный или второстепенный, но он легко восстанавливается по смыслу из контекста: Неполные предложения характерны для диалога.

– Практическая работа.

  1. С запада надвигалась дождевая туча.
  2. Постепенно темнело.
  3. – Позовите, пожалуйста, Лену.
  4. – Сейчас.
  5. Алёша смотрел на них, а они на него.
  6. Осень.
  7. Мне душно.
  8. В дверь позвонили.

– Определить, чем отличаются неполные предложения от односоставных.

– Практическая работа.

  1. Я с вами на трамвае.
  2. Вот парадный подъезд.
  3. – В дверь позвонили.
  4. – Кто?
  1. Вопросительное, неполное.
  2. Односоставное, полное.
  3. Односоставное, назывное, полное.
  4. Двусоставное, неполное

– Объяснение пунктуации в неполных предложениях.

III. Работа с учебником

Упр.237 (Практика. 8 класс/ под ред. Ю.С. Пичугова)

  1. Какие предложения называются неполными?
  2. Какие предложения называются полными?
  3. В чём отличие неполных предложений от односоставных?
  4. Когда в неполных предложениях ставится тире?
  5. Что нового узнали на уроке?
  6. Понравился ли урок?

По наличию или отсутствию необходимых членов предложения различают полные и неполные простые предложения.

Полные предложения — это такие простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.

Неполные предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации. Мир освещается солнцем, а человек — знанием . Сравните: … а человек освещается знанием.

Неполные двусоставные предложения следует отличать от односоставных полных, в которых только один главный член предложения, а второго нет и не может быть в структуре.

как отличить неполное

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Неполными часто являются предложения в диалоге.

Неполным предложением может быть вторая часть сложного предложения. Алёша смотрел на них, а они — на него. Опущено сказуемое во второй части сложного предложения. Вы получили письма, а я не получил. Опущено дополнение.

Пропуск членов предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Летом светает рано, а зимой — поздно.

В так называемых ситуативных неполных предложениях пропущенные члены не восстанавливаются. Они в тексте словами нигде не названы, а додумываются из речевой ситуации, т. е. их смысл раскрывается внеречевыми обстоятельствами, жестами, мимикой. За мной! На здоровье! Счастливого пути!

Полные и неполные предложения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Полные и неполные предложения

- осмыслить и изучить полные и неполные предложения.

- рассмотреть особенности полных и неполных предложений;

- развить самостоятельность мышления и определения полных и неполных предложений;

- привить бережное отношение к нравственным ценностям, к доброте и любви в целом.

Организационный этап

Психологический настрой.

- День хороший наступил,

Солнце светит нам всегда.

И природа оживает

Всех будить уже пора.

А мы с вами уже проснулись,

И очень рада видеть ваши глаза.

- Ребята, добрый день, с каким настроением вы сегодня пришли на урок?

- Я желаю сохранить его до конца этого дня.

Начнем урок с минутки доброты! Что у меня в руке? Это лебедь –символ верности, любви и теплоты. Так давайте же говорить друг другу добрые слова, комплименты.

Какие качества вы цените в людях?

Вы считаете себя добрым человеком? Каким должен быть добрый человек?

- Ребята, составьте ассоциативную карту к абстрактным понятиям Доброта, Любовь.

Актуализация знаний

-проверка домашнего задания

- орфоэпическая разминка

СвЁкла, крапИва, вЕрба, щавЕль, тУфля, нет тУфель, подОшва, тОрты, нет тОртов, мне позвонЯт, ты позвонИшь, созвонИмся, жалюзИ, красИвее, стАтуя, недУг, углубИть, углублЁнный, досУг, айвОвый, алычОвый, тигрОвый, оптОвый, слИвовый, давнИшний.

Осмысление значения.

Мозговой штурм.

- Ребята, мы продолжаем говорить о простых предложений.

-Скажите что такое предложение? (основная единица синтаксиса, в нем заключается мысль; имеет грамматическую основу, характеризуется интонационной законченностью).

- Действительно, в любом предложении выражена мысль говорящего. Назывное предложение: Ветер. Зима. Вечер. В каждом выражена определенная мысль, время года, время суток, явление природы. А теперь, ребята повторим виды простых предложений, для этого ответим устно на вопросы.

1. Чем отличается односоставное предложение от двусоставного? (грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения)

2. Светает. Мне спокойно. Без доброты нет милосердия. В чем особенность данных предложений? (безличное, действие и состояние происходит без лица).

3. Берегите друг друга,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте. (О. Высоцкая)

Люблю и ценю доброту… (Л.Толстой)

К какому виду односоставных предложений относятся? (опре.-личн.1 л ед.ч. – я и мы; 2 лицо –ты и вы ).

4. Теплота. Согревать душу теплотой. Чем отличаются предложения? (главным членом) Как называются эти предложения? (назывное, глагольное)

5. По одежке встречают, по уму провожают. Цыплят по осени считают.

В каких предложениях часто встречаются пословицы? (обобщенно-личные, действие, относящее ко всем).

7. Что такое простое предложение?

- Подытожим то, что мы повторили по схеме.

(Все предложения простые)

-Чем отличаются данные предложения? (в первом –отсутствуют некоторые члены предложения, в во втором – все члены предложения).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 11 класса с различными видами работы. Содержит раздаточный материал.

Учитель Наумова Е.А.

Урок русского языка 11А___________ 11Б _____________

Тема: Полные и неполные предложения

- осмыслить и изучить полные и неполные предложения.

- рассмотреть особенности полных и неполных предложений;

- развить самостоятельность мышления и определения полных и неполных предложений;

- привить бережное отношение к нравственным ценностям, к доброте и любви в целом.

Организационный этап

Психологический настрой.

- День хороший наступил,

Солнце светит нам всегда.

И природа оживает

Всех будить уже пора.

А мы с вами уже проснулись,

И очень рада видеть ваши глаза.

- Ребята, добрый день, с каким настроением вы сегодня пришли на урок?

- Я желаю сохранить его до конца этого дня.

Начнем урок с минутки доброты! Что у меня в руке? Это лебедь –символ верности, любви и теплоты. Так давайте же говорить друг другу добрые слова, комплименты.

Какие качества вы цените в людях?

Вы считаете себя добрым человеком? Каким должен быть добрый человек?

- Ребята, составьте ассоциативную карту к абстрактным понятиям Доброта, Любовь.

















Актуализация знаний

-проверка домашнего задания

- орфоэпическая разминка

СвЁкла, крапИва, вЕрба, щавЕль, тУфля, нет тУфель, подОшва, тОрты, нет тОртов, мне позвонЯт, ты позвонИшь, созвонИмся, жалюзИ, красИвее, стАтуя, недУг, углубИть, углублЁнный, досУг, айвОвый, алычОвый, тигрОвый, оптОвый, слИвовый, давнИшний.

Осмысление значения.

Мозговой штурм.

- Ребята, мы продолжаем говорить о простых предложений.

-Скажите что такое предложение? (основная единица синтаксиса, в нем заключается мысль; имеет грамматическую основу, характеризуется интонационной законченностью).

- Действительно, в любом предложении выражена мысль говорящего. Назывное предложение: Ветер. Зима. Вечер. В каждом выражена определенная мысль, время года, время суток, явление природы. А теперь, ребята повторим виды простых предложений, для этого ответим устно на вопросы.

1. Чем отличается односоставное предложение от двусоставного? (грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения)

2. Светает. Мне спокойно. Без доброты нет милосердия. В чем особенность данных предложений? (безличное, действие и состояние происходит без лица).

3. Берегите друг друга,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте. (О. Высоцкая)

Люблю и ценю доброту… (Л.Толстой)

К какому виду односоставных предложений относятся? (опре.-личн.1 л ед.ч. – я и мы; 2 лицо –ты и вы ).

4. Теплота. Согревать душу теплотой. Чем отличаются предложения? (главным членом) Как называются эти предложения? (назывное, глагольное)

5. По одежке встречают, по уму провожают. Цыплят по осени считают.

В каких предложениях часто встречаются пословицы? (обобщенно-личные, действие, относящее ко всем).

7. Что такое простое предложение?

- Подытожим то, что мы повторили по схеме.

(Все предложения простые)

-Чем отличаются данные предложения? (в первом –отсутствуют некоторые члены предложения, в во втором – все члены предложения).

Работа по теме урока

Слово учителя

По строению и значению различаются полные/неполные предложения.

Схема

Слово учителя


-В полных предложениях сказуемое согласуется с подлежащим и управляет дополнением, определение интересную согласуется с дополнением.





-В неполных цепочка разрушается, пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.

-Неполные часто входят в состав сложных предложений: Землю солнце красит, а людей – человечность. Сила наша – в единстве, красота – в любви.

Пропуск на письме ставится тире, а устно – паузой.

Первичное закрепление

Перемешанные события. Вставьте пропущенные по значению слова (письменно)

1.Юность богата надеждами, а старость – опытом.

2. Человеку даны доброта и слова, животным – жестокость и немота.

3. Беда не по лесу ходит, а по людям.

4. Родители берегут дочь до венца, а муж жену - до конца

5. Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет.

Читайте также: