Россия в 18 веке конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

На рубеже ХVII - ХV III столетий в Р осси и происходит сме на историчес ких эпох.

Вызванный к жизни волей П етра I поток перемен з ахлестнул ст рану, зат ронув все

стороны жизни общества, н ачиная с э кономики, пол итики, военного д ела и

заканчивая глуб окими изменен иями в самом характер е, психологи и людей. В о снове

этих реформ ле жало стремлен ие Петра прев ратить средн евековую Русь в

процветающую европеизиров анную страну. Важное мест о в деле реф ормирования

России заним ала культура, к оторая отныне стала светс кой, ориентированной на

реальный мир. В центре вним ания светского искусства – человечес кая личност ь,

её внешний обл ик, драматиче ская судьб а, взаимоотношен ия с окружающим

миром. В культу ре ХV III века нашли отражен ие происходя щие в стране и м ире

чувство гражданст венности, рост национальн ого самос ознания, пробужд ался

Мы завершили изучение исто рии нашей ст раны ХVIII века, и сегодня вы

продемонстр ируете свои знан ия по этому периоду, а т акже у вас будет

возможность п роявить свои т ворческие сп особности.

До брый день команды и болельщики! А т акже присутству ющие здесь гост и.

М ы собрались, чтоб ы в честной борь бе выяснить, какая из двух к оманд –

знатоков ист ории России 1 8 века п ретендует на з вание….

Правила состязания самые простые. Каждое задан ие имеет ценност ь.

Полученные б аллы суммируют ся. Если ком анда дает не правильный ответ, то у

Участникам предлагают на выбор имена: Петр I, Карл XII, Франц Лефорт, Федор Головин, Шереметев Б. П., художник Суриков В. И., Пушкин А. С., Беринг В., Меншиков А. Д. Вытягивают по очереди представители каждой команды - по 4 имени

1. Вопрос Петру I: “Какую битву вы назвали “матерью Полтавской баталии”?”

2. Вопрос Карлу XII: “В честь какого события вы приказали выбить медаль с надписью “Исшед вон, плакася горько”.

3. Вопрос Лефорту: “Вы один из руководителей Великого посольства. Под каким именем находился в посольстве Петр I?”

4. Вопрос Ф. Головину: “Вы также руководили Великим посольством, скажите, какому ремеслу обучался Петр за границей?”

5. Вопрос Б. П. Шереметеву: “Вы Борис Петрович, были полной противоположностью Петру I, отличались обстоятельностью, не терпели риска, никогда не входили в “компанию” царя, не были близким ему человеком. Какое воинское звание присвоил вам царь впервые в России?”

6. Вопрос Сурикову В. И. “Какую картину вы посвятили жестокой расправе над стрельцами?”

7. Вопрос Пушкину А. С. “О каком городе вы сказали: “Судьбою здесь нам суждено в Европу прорубить окно”?”

8. Вопрос Берингу В.: “Какое открытие вы совершили во время дальневосточной экспедиции?”

2. Определите исторического деятеля: (по очереди команды) по 2 балла

А) Возведение на престол этой женщины проходило неспокойно, так как не все считали такой шаг правильным; в конечном счете, вопрос решала гвардия;

В) Первый генерал-прокурор Сената.

на экране - портреты по 2 балла

1 Соотнести даты и события

  • 1)Основание Петербурга а)1755г.
  • 2) Начало работы Уложенной комиссии б) 1783 г.
  • 3) Воцарение Екатерины 2 в)1725 г.
  • 4)начало Северной войны г) 1790 г.
  • 5) Учреждение Московского университета д) 1700 г.
  • 6) Взятие русскими крепости Измаил е) 1767 г.
  • 7) Воцарение на престол Елизаветы Петровны ж) 1741 г.
  • 8) Учреждение Академии наук з) 1762 г.
  • 9) присоединение Крыма к России и) 1703 г.

Предварительное подведение итогов

Текст с ошибками Каждая правильно подчёркнутая ошибка - 1 балл.

Если прочитают текст правильно - ещё по 1 баллу.

1 Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Иван Емельянович Пугачев, неграмотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром II. Уже в 1763г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под Томском был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками. Обещания земли и воли. В Южной Сибири большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у Татищевой крепости в сентябре 1775 г ., казнили Пугачева в Петербурге на Сенатской площади.

Задание Разгадай изображение 6 баллов

- иллюстрации - Чесменский бой и Полтавская битва. Дать короткую информацию об этих событиях. 3 балла

- определить памятники архитектуры : название, автора, в каком стиле выполнено 3 балла.

Задание “Дерево познания” по 3 балла за каждый правильный ответ

Каждая группа учащихся должна записать по 3 вопроса, прикрепив их на “листочке” на “дерево познания”; по очереди учащиеся отвечают на вопросы, снимая “листья” с “дерева познания”.

Работа с документами (источниками)

Задание командам: внимательно прочитайте отрывок из предлженного источника и посовещавшись ответьте на вопросы. Максимальная оценка за этот конкурс – 3 балла

1. “Государыня Екатерина Великая, пленясь понятиями философов, в то время в великой славе и во всей свежести бывших, вообразила народ российский настолько совершенным, чтобы допустить его к великому делу законодательства…хотела заставить народ размышлять и умствовать. Но что произвели сии в цепях законодатели? Прочитайте их журналы. Рожают горы, а родится смешная мышь”.

Вопрос: О каком событии идёт речь в отрывке? Почему оно завершилось безрезультатно?

Вопрос: О каком документе идёт речь? Значение его для экономического развития России первой четверти 18 века.

Предварительное подведение итогов

На время. Первое слово записано в середине листа. Каждый член команды пишет историческое понятие из истории России 18 века, которое пересекается с предыдущими словами по горизонтали или по вертикали (по типу кроссворда). Очки записываются по числу пересечени

-а) Помещичьи крестьяне, монастырские крестьяне, экономические крестьяне, государственные крестьяне.

б) Сенат, коллегии, Государственный Совет, обер-прокурор

в) В. Л. Боровиковский, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, И. Е. Репин

Карта Какое событие изображено на карте . Дать короткую информацию об этом событии

Дом. задание: письменно выделить положительные и отрицательные стороны правления Екатерины 2 и Петра 1.

Учитель: Хочу привести слова М. М. Погодина: «Мы просыпаемся. Какой ныне день? Первое января 1842 г. - Петр Великий велел считать от Рождества Христова.

Пора одеваться - ваше платье сшито по фасону, данному Петром 1, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую он завёл; шерсть настригли с овец, которых развёл он!

Попадается на глаза книга - Пётр ввёл в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы. Вы начинаете читать - этот язык при Петре1 сделался письменным, литературным, вытеснил прежний, церковный.

Текст с ошибками

Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Иван Емельянович Пугачев, неграмотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром II. Уже в 1763г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под Томском был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками. Обещания земли и воли. В Южной Сибири большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у Татищевой крепости в сентябре 1775 г., казнили Пугачева в Петербурге на Сенатской площади.

Текст с ошибками

Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Иван Емельянович Пугачев, неграмотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром II. Уже в 1763г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под Томском был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками. Обещания земли и воли. В Южной Сибири большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у Татищевой крепости в сентябре 1775 г., казнили Пугачева в Петербурге на Сенатской площади.

1 Соотнести даты и события

  • 1)Основание Петербурга а)1755г.
  • 2) Начало работы Уложенной комиссии б) 1783 г.
  • 3) Воцарение Екатерины 2 в)1725 г.
  • 4)начало Северной войны г) 1790 г.
  • 5) Учреждение Московского университета д) 1700 г.
  • 6) Взятие русскими крепости Измаил е) 1767 г.
  • 7) Воцарение на престол Елизаветы Петровны ж) 1741 г.
  • 8) Учреждение Академии наук з) 1762 г.
  • 9) присоединение Крыма к России и) 1703 г.

1 Соотнести даты и события

  • 1)Основание Петербурга а)1755г.
  • 2) Начало работы Уложенной комиссии б) 1783 г.
  • 3) Воцарение Екатерины 2 в)1725 г.
  • 4)начало Северной войны г) 1790 г.
  • 5) Учреждение Московского университета д) 1700 г.
  • 6) Взятие русскими крепости Измаил е) 1767 г.
  • 7) Воцарение на престол Елизаветы Петровны ж) 1741 г.
  • 8) Учреждение Академии наук з) 1762 г.
  • 9) присоединение Крыма к России и) 1703 г.

Работа с документами (источниками)

Задание командам: внимательно прочитайте отрывок из предлженного источника и посовещавшись ответьте на вопросы. Максимальная оценка за этот конкурс – 3 балла

1. “Государыня Екатерина Великая, пленясь понятиями философов, в то время в великой славе и во всей свежести бывших, вообразила народ российский настолько совершенным, чтобы допустить его к великому делу законодательства…хотела заставить народ размышлять и умствовать. Но что произвели сии в цепях законодатели? Прочитайте их журналы. Рожают горы, а родится смешная мышь”.

Вопрос: О каком событии идёт речь в отрывке? Почему оно завершилось безрезультатно?

Работа с документами (источниками)

Задание командам: внимательно прочитайте отрывок из предлженного источника и посовещавшись ответьте на вопросы. Максимальная оценка за этот конкурс – 3 балла

Вопрос: О каком документе идёт речь? Значение его для экономического развития России первой четверти 18 века.

Текст с ошибками Каждая правильно подчёркнутая ошибка - 1 балл.

Если вставлены правильные слова - ещё по 1 баллу.

2. Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Иван Емельянович Пугачев, неграмотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром II. Уже в 1763г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под Томском был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками. Обещания земли и воли. В Южной Сибири большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось . Последнее сражение состоялось у Татищевой крепости в сентябре 1775 г ., казнили Пугачева в Петербурге на Сенатской площади.

2. Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Емельян Иванович Пугачев, грамотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром III. Уже в 1773г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под Яицким городком был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками, обещания земли и воли. В Поволжье большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у …………… в январе 1775 г ., казнили Пугачева в Москве на Болотной площади.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Россия в XVIII веке

О ком идёт речь?

Соотнести даты и события 1)Основание Петербурга а)1755г. 2) Начало работы Уложенной комиссии б) 1783 г. 3) Воцарение Екатерины 2 в)1725 г. 4)начало Северной войны г) 1790 г. 5) Учреждение Московского университета д) 1700 г. 6) Взятие русскими крепости Измаил е) 1767 г. 7) Воцарение на престол Елизаветы Петровны ж) 1741 г. 8) Учреждение Академии наук з) 1762 г. 9) присоединение Крыма к России и) 1703 г.

Текст с ошибками 2. Инициатором этого движения стали яицкие казаки. Во главе восстания оказался Иван Емельянович Пугачев, неграмотный, но очень смелый. Он провозгласил себя императором Петром II. Уже в 1763г. Под его знамена стали стекаться казаки. Под Томском был расположен лагерь восставших. По всей стране отсюда рассылались манифесты Пугачева, в которых содержались призывы расправляться с дворянами и чиновниками. Обещания земли и воли. В Южной Сибири большинство мелких городков сдавались без боя, а вот крупных городов захватить пугачевцам не удалось. Последнее сражение состоялось у Татищевой крепости в сентябре 1775 г., казнили Пугачева в Петербурге на Сенатской площади. .

Какие события показаны на этих картинах? 1 2

Архитектура XVIII века 1 2 3 4

Императрица Елизавета Петровна Иван Иванович Шувалов Михаил Васильевич Ломоносов Основатели Московского Университета

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока - культуры XVII века.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями русской культуры XVII века. Задачи урока:- развить у учащихся интерес к русской истории, культуре;- .


Конспект урока . Поэзия "серебряного века". 11 класс


Конспект урока . Поэзия "серебряного века". 11 класс


Конспект урока: "Россия в начале 19 века", 10 класс

Конспект урока в 10 классе.



конспект урока "Россия в XVIII веке"

Урок повторения изученного материала по теме "Россия в XVIII веке". Работа ведется по структурам Сингапурской методики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организационный момент

II. Закрепление пройденного материала

МБОУ СОШ № 15

урок истории

(социально-гуманитарный профиль)

Учитель истории и обществознания

Крылова Людмила Викторовна,

первая квалификационная категория

19 марта 2015 г.

Учитель: Ребята, давайте постараемся определить цели нашего урока.

Систематизация и закрепление знаний по истории России 18 века

Практическое применение полученных теоретических знаний, подготовка к экзаменам

Развитие навыков самостоятельной работы с документами, со справочной и дополнительной литературой, исторической картой,

Формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы

Воспитывать чувства патриотизма, любви к своей Родине, своему историческому прошлому

Ребята, как вы думаете, какие события XVIII века заслуживают нашего внимания?

По итогам – план урока

Петровские преобразования

Дворцовые перевороты

Культурная жизнь России в XVIII в.

Чьё правление начинает 18 век - эпоха Петра Великого. Вспомните годы его правления


Портрет Петра Великого (1682 – 1725 гг.)

Как вы думаете, ребята, почему Петра I называют Великим?

Учащиеся: он осуществил реформы, которые охватили все сферы жизни общества

Учитель: Пётр I вложил в преобразования невиданную силу и мощь.

А какие реформы Петра I вам известны?

Учащиеся называют реформы Петра

Преобразования Петра I

Экономические реформы

Социальные реформы

Государственно – административные реформы

Военные реформы

Изменения в культуре и быту

Учитель: каковы итоги правления Петра?

Положительные:

1. Создание регулярной армии флота

2. Россия добилась выхода в Балтийское море

Россия обрела статус европейской державы, получила широкое международное признание

Получила дальнейшее развитие мануфактурная промышленность

Сформирован новый государственный аппарат

Заложены основы светской культуры и образования

Отрицательные:

Разрушены национальные русские устои в культуре и быте

Раскол общества в культурном и социальном плане

Ликвидирована независимость церкви от государства

Погибли тысячи людей

Упал уровень жизни основных слоёв населения

Учитель: при всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи Петра, нередко очень серьёзных, Россия при нём заметно продвинулась вперёд по пути развития, сократив своё отставание от передовых стран Западной Европы. Преобразования Петра, его личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызывать уважение. Но один вопрос – кто унаследует российский престол после него - не был решён. Почему?

Указ о престолонаследии – монарх сам назначал наследника престола.

Отсутствие распоряжения Петра I о назначении преемника.

Разногласия в верхах о возможном приемнике.

Со смертью Петра I начинается новый период в истории страны, который получил название …(период дворцовых переворотов)

Дайте определение данному периоду и укажите его хронологические рамки

Период дворцовых переворотов – принятое в отечественной исторической науке название периода с 1725г. по 1762 г., когда в Российской империи смена власти происходила главным образом путём дворцовых переворотов, совершавшихся дворянскими группировками при содействии гвардейских полков

Учитель. Сейчас вам предстоит вспомнить, кто правил страной в это время.

На доске представлены портреты правителей этого времени. Ваша задача – определить, кто изображён на портрете, и указать годы его правления.

На доске представлены портреты Екатерины I, Петра II, Анны Ивановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II

Работа с документами.

Учитель. У вас на столах лежит материал – выдержки из различных документов. Внимательно прочитайте его и ответьте на вопрос: о ком из правителей идёт речь в каждом из документов

1.“Слабая, растерянная, вступив на престол, оказалась между двумя противоборствующими лагерями: А.Д.Меньшикова и оппозиционеров - дворян” (Екатерина I)

Учитель. Завершает работу над периодом дворцовых переворотов задание, которое выведено на экран.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения.

На экране приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

Используя знания, полученные на предшествующих уроках истории, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Учитель. Работа ведётся в парах, 1 ряд - аргументы в подтверждение, 2 - аргументы в опровержение

Запишите свои аргументы в тетрадь

Аргументы в подтверждение:

Политическая нестабильность, борьба за власть между различными группировками дворянства и родовой знати.

Отсутствие серьёзных реформ

Аргументы в опровержение:

1. Внешняя политика в это время отвечала интересам государства и обеспечивала безопасность российских границ

2. Укреплялось международное влияние России

3. Дальнейшее развитие получило образование, наука, культура (открыт Московский университет, создана Академия художеств)

4. Отменены внутренние таможенные пошлины

5. Были достигнуты определённые успехи в развитии экономики

Учитель. А сейчас вам предлагается рассмотреть схему и выполнить задания.

Данная схема есть у вас в раздаточном материале.


Вопросы к схеме

События какой войны изображены на схеме?

2. В правление какого монарха произошла война, обозначенная на схеме?

3. Назовите фамилию полководца, который руководил российскими войсками в сражениях

4. Под какой цифрой обозначено место заключения мира, завершившего войну, сражения которой обозначены на схеме?

5. Каковы территориальные приобретения России в этой войне?


Екатерина II (1762 – 1798 гг.)

Просвещённый абсолютизм – политика ряда монархов Европы, пытавшихся воплотить некоторые идеи Просвещения, выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие государственные институты

Учитель. Докажите, что Екатерина II проводила политику просвещённого абсолютизма.

Учащиеся называют преобразования Екатерина II в духе просвещённого абсолютизма

1. Реформа центральных органов управления

2. Совершенствование законодательства

3.Изменение и упорядочение административно – территориальной системы страны

4. Поощрение предпринимательства

5. Развитие науки, образования

6. Дальнейшее подчинение церкви государству

7. Закрепление сословной структуры городского населения

Как вы думаете, почему?

Учащиеся сообщают, что в правление Екатерины II происходил рост привилегий дворянства, укрепление положения дворянства в государстве и обществе. Она провозгласила монопольное право дворян на земли и крестьян, право сословного суда, право на устройство заводов и торговлю, организацию дворянских обществ в губерниях и уездах, выборы должностных лиц и т.д.

Работа над ошибками

Итоги правления Екатерины II

Учащиеся находят ошибки:

по её приказу была основана Академия наук,

появился Московский университет,

в правление Екатерины II произошло самое мощное в истории феодальной России народное восстание под предводительством С. Т. Разина

Слайд № 15 Портрет Е.И.Пугачёва

Слайды № 16– 17


Зимний дворец в Петербурге (1754 – 1762 гг.)


Дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг.)

Как вы думаете, ребята, достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

III. Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: написать исторический портрет одного из предложенных деятелей

1) Елизавета Петровна 2) А.В.Суворов 3) М.В. Ломоносова

IV. Рефлексия.

Нравится ли вам изучать историю своего государства? Почему?

Работа с документами.

Внимательно прочитайте и ответьте на вопрос: о ком из правителей идёт речь в каждом из документов

1.“Слабая, растерянная, вступив на престол, оказалась между двумя противоборствующими лагерями: А.Д.Меньшикова и оппозиционеров - дворян”

II. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения.

Используя знания, полученные на предшествующих уроках истории, приведите аргументы, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и аргументы, которыми можно опровергнуть её.

Запишите свои аргументы в тетрадь

III. Рассмотрите схему и выполните задания


Вопросы к схеме

1.Как называется война, события которой изображены на схеме?

2. В правление какого монарха произошла война, обозначенная на схеме?

3. Назовите фамилию полководца, который руководил российскими войсками в сражениях, обозначенных на схеме

4. Под какой цифрой обозначено место заключения мира, завершившего войну?

5. Каковы территориальные приобретения России в этой войне?

IV. Работа над ошибками

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: охарактеризовать основные направления внутренней политики Екатерины 2 во второй половине 18 века в области национальной политики

Задачи урока:

1. Образовательная: выявить национальный состав народов России; охарактеризовать их положение; проанализировать религиозную политику;

2. Развивающая: продолжить развивать умения обучающихся сопоставлять и сравнивать исторические явления и процессы, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли.

3. Воспитательная: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, коллективе; содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов.

Формы деятельности : индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Проверочный тест д*з

Изучение нового материала:

А) Проблемный вопрос

Б) составление плана

- Россия – многонациональная империя(сл.слово)- работа в группах с доп. Материалом

-Национальная политика – цель, задачи, особенности, принципы, характер - группы

- Религиозная политика - в парах

- Привлечение иностранных колонистов – фронтально

Запоминаем новые слова

Черта оседлости — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям, введена в России при Екатерине II. К этой черте относились украинские, белорусские, польские земли.

Колонизация — заселение и хозяйственное освоение территории.

Юрта — куполообразное переносное жилище из войлока у народов Средней Азии и Сибири.

В XVIII веке в подданство к российским императорам перешло множество народов, которые исповедовали различные религии. По отношению к ним Екатерина II проводила политику веротерпимости и толерантности .

Благодаря поощрительному отношению к мусульманской культуре стало возможным проведение активной просветительской деятельности среди татар.

Подробнее о положении населения национальных окраин и религиозной политике Екатерины II вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: унификация управления на окраинах империи; ликвидация украинского гетманства; формирование кубанского казачества; привлечение в Россию иностранных колонистов; религиозная политика.

При Екатерине Великой Россия значительно расширила свои границы . В её состав вошли земли Северного Причерноморья, Приазовья, Крыма, Правобережной Украины, Беларуси, Курляндии и Литвы.

Характерной чертой политики на присоединённых территориях было сочетание царской власти и некоторых местных особенностей управления, которые исторически сложились на этих землях.

Украине были предоставлены и некоторые элементы автономии. Так, она сохранила особые органы власти, специфическое законодательство и административно-территориальное деление.

После вхождения в состав России территория Украины делилась на полки и сотни, а её землями управлял выборный гетман. За украинскими городами сохранилось самоуправление, основанное на Магдебургском праве. Оно предоставляло горожанам значительные вольности.

Однако Екатерина II считала, что в пределах одного государства должны действовать одни и те же законы и органы управления. Поэтому уже в начале своего правления она ликвидировала все вольности и привилегии на национальных окраинах.

В соответствие с российскими законами были приведены органы управления и административно-территориальное деление Новгородской земли, Смоленска и Прибалтики.

А в ноябре 1764 года на украинских землях было упразднено гетманство. В отставку был отправлен последний украинский гетман граф Кирилл Григорьевич Разумовский. Взамен учреждалась Малороссийская коллегия . Её возглавил генерал-губернатор Малороссии Пётр Румянцев.

Позднее Екатерина II привела в соответствие с нормами Российской империи и административное устройство Малороссии, а также упразднила городские свободы. В мае 1783 года на украинских землях было окончательно утверждено крепостничество .

Важную роль в жизни Российского государства на протяжении длительного времени играли запорожские казаки , которые охраняли её южные рубежи.

Однако в результате победы России в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов исчезла угроза крымских набегов. Поэтому необходимости в Запорожском казачестве уже не было.

К тому же часть запорожских казаков присоединилась к восстанию Емельяна Пугачёва. В связи с этим императрица опасалась, что они могут принять участие в новых бунтах. Поэтому в июне 1775 года был издан Манифест Екатерины II об упразднении Запорожской Сечи . Таким образом были постепенно упразднены остатки автономии казачьей вольницы.

После окончания Русско-турецкой войны черноморские казаки были размещены на землях Кубани для несения пограничной службы. С этого времени начало формироваться кубанское казачество.

Для освоения территорий Нижнего Поволжья, Приуралья, Новороссии и Северного Кавказа Екатерина II приглашала в Россию иностранных переселенцев.

В 1762–1764 годах императрица издала два манифеста, в которых был призыв иностранным подданным переселяться в Россию, а также перечень льгот и привилегий для переселенцев.

Так, им были предоставлены кредиты на обзаведение хозяйством, большие земельные наделы, налоговые льготы, обеспечена свобода вероисповедания. Эти меры уже к середине 60-х годов 18 века привлекли в Россию более 30 тыс. переселенцев.

Немецкими колонистами начали массово заселяться земли Поволжья. Их было настолько много, что уже в 1766 году их приём был временно приостановлен. К 1769 году на Волге сформировалось 105 немецких колоний, в которых проживало 6,5 тысяч семей.

Как и немецким колонистам, поселенцам в Новороссии были предоставлены многочисленные льготы. Им отводились в вечное и потомственное владение удобные земли, назначалось денежное жалованье, предоставлялись права на беспошлинную торговлю.

Согласно грамотам, в случае переселения в Азовскую губернию им предоставлялись земли и дома. Также новопоселенцы освобождались на 10 лет от всех государственных податей и повинностей. За предоставленные привилегии греки и армяне должны были развивать в Азовской губернии ремёсла и торговлю, открывать фабрики.

Исповедуя православие, Екатерина II всё же проявляла в еротерпимость по отношению к другим религиям. К началу её правления большинство нерусских народов Поволжья и Приуралья (мордва, удмурты, марийцы, чуваши), а также отдельные группы казанских татар были обращены в православие.

Поэтому потребности в деятельности Новокрещенской конторы на этих землях уже не было. В 1764 году она была ликвидирована.

Народы Сибири и Нижнего Поволжья, исповедующие буддизм, также активно принимали православную веру. Так, в середине XVIII века появились целые селения новокрещёных бурят. А в конце XVIII века калмыки, которые были приписаны к казачьему сословию Войска Донского , тоже постепенно перешли в православие.

По отношению к старообрядцам правительство Екатерины II продолжало политику императрицы Елизаветы Петровны и императора Петра III. Оно стремилось включить раскольников в формирующееся гражданское общество.

Так, в первые годы своего правления Екатериной 2 было прекращено преследование старообрядцев. С 1787 года им предоставлялась полная свобода вероисповедания; разрешалось открывать церкви, соборы, часовни; упразднялся двойной подушный оклад и их особые списки; разрешалось избирать раскольников на общественные должности.

Примирение властей и официального православия со старообрядцами проявилось в движении единоверия . Оно начало распространяться в 80–90-е годы XVIII века в Стародубье, Иргизе, Ингуле.

В результате разделов Речи Посполитой к Российской империи отошли значительные территории, населённые в основном католиками и униатами.

Католикам Екатериной II, так же, как и староверцам, была предоставлена свобода вероисповедания.

Так, на белорусских землях была разрешена деятельность ордена иезуитов. Этому было несколько причин. Во-первых, орден проводил просветительскую деятельность. В Полоцке, Орше, Витебске, Могилёве и других белорусских городах открывались иезуитские учебные заведения с бесплатным обучением. В аудитории некоторых из них допускались в том числе и православные. Во-вторых, российское правительство надеялось, что пропагандистская деятельность ордена поспособствует ослаблению позиций униатской церкви в западных областях империи.

Однако с помощью иезуитов снизить влияние греко-католических священников не удалось. Поэтому правительство стало предпринимать свои меры в этом направлении.

После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Екатерина II открыто заявила о необходимости упразднения унии и укрепления авторитета православия на западных окраинах империи.

Указом Екатерины II от 17 июня 1773 года в Российской империи был провозглашён принцип веротерпимости.

Особое значение этот указ имел для мусульманского населения, поскольку было разрешено строительство мечетей , при которых создавались медресе . В казанской гимназии и медресе начали преподавать татарский, арабский, турецкий и другие восточные языки.

С 1783 года татарским мурзам и чиновникам гражданской службы был разрешён приём на военную службу с последующим присвоением офицерских званий. Это давало возможность получить дворянство.

Особое отношение у российских властей было к населению Башкирии. Массовое участие башкир в восстании Емельяна Пугачёва повлекло за собой усиление контроля за башкирскими общинами. Так, в 1782 году суд по мелким уголовным и гражданским делам из рук старшин был передан в ведение нижних расправ.

В 1788 году в Башкирии было учреждено духовное магометанское собрание во главе с муфтием. Оно подчинялось Уфимскому наместничеству, а позднее – канцелярии оренбургского губернатора. С этого момента духовные дела в Башкирии перешли в подчинение к светской администрации. Она же контролировала исполнение башкирами военной повинности, в которую входили пограничная служба и участие в войнах.

Принцип веротерпимости распространялся и на еврейское население империи, которое исповедовало иудаизм. Основная часть иудеев проживала в сёлах и местечках западных земель, вошедших в состав России в результате разделов Речи Посполитой. Большинство из них занималось ремёслами, мелкой торговлей и торгово-посредническими операциями.

В начале XIX века в состав России вошло ещё несколько тысяч грузинских евреев и почти 7 тысяч татов.

Таты – это горские евреи Восточного Кавказа.

Несмотря на ограничение территории проживания евреям было предоставлено право свободного вероисповедания, разрешено открывать синагоги и учебные заведения.

Подведём итоги. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

К концу XVIII в. Россия представляла собой огромное многонациональное государство. Её территория значительно расширилась не только на востоке, но и на западе, включив в свой состав множество земель и народов. К концу XVIII в. Российская империя стала крупнейшей мировой державой. На национальные окраины империи постепенно распространились общероссийское законодательство и административное устройство. На землях Украины было упразднено гетманство, а управленческие функции там были переданы Малороссийской коллегии. В Северном Предкавказье начало формироваться кубанское казачество. Земли Поволжья, Новороссии и Азовской губернии стали активно заселяться иностранными колонистами. В своей религиозной политике Екатерина II придерживалась политики веротерпимости, используя некоторые политические ограничения для неправославных этнических групп.

Домашнее задание:

2. Используя Интернет и дополнительные материалы, подготовьте слайд-экскурсию по столице одной из республик современной Российской Федерации по объектам, связанным с национальной культурой республики.

Рекрутская повинность – способ комплектования армии из крестьян и посадских людей.

Эпоха Дворцовых переворотов – период с 1725 года по 1762 год, когда переход высшей государственной власти происходил путём совершения гвардейцами или придворными дворцовых переворотов.

Уложенные комиссии – временные коллегиальные органы в России XVIII века, которые созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Однако при отсутствии военного флота и слабом промышленном секторе сделать это было практически невозможно. Также проблема осложнялась низкой грамотностью людей: государственное и военное управление оставляло желать лучшего.

Петр был четырнадцатым ребёнком Алексея Михайловича и первым сыном от его второй жены – Натальи Нарышкиной. С детства его отличала любознательность, твердость характера и простота в общении.

Было бы преувеличением говорить о том, что у Петра и его окружения была какая-то четкая программа реформ. Но, с другой стороны, назвать его преобразования стихийными тоже нельзя – в них была своя логика; вопросы военные переплетались с экономическими, перемены в государственном аппарате требовали развивать образование и т. д.

Но это поражение заставило Петра приступить к более энергичным преобразованиям. На смену стрелецким полкам и дворянскому ополчению пришла регулярная армия. Она комплектовалась из крестьян и посадских людей на основе рекрутской повинности.

Петр кардинально перестроил систему органов центрального и местного управления. Вместо Боярской думы был учрежден Сенат, осуществляющий управление страной во время отсутствия царя в столице. Запутанная приказная система сменилась коллегиями с четким распределением дел по ведомствам.

Церковь утратила всякую самостоятельность: патриаршество было упразднено, управление церковными делами возлагалось на Священный Синод, действующий на правах коллегии.

Эффективность новых принципов управления обеспечивалась, в том числе, и системой жесткого контроля, который держал чиновников в страхе. Для надзора за администрацией при Сенате была учреждена должность обер-фискала с сетью подчиненных ему провинциал-фискалов. Контроль за их деятельностью в свою очередь осуществлял генерал-прокурор Сената.

Строгой регламентации подвергались все стороны общественной жизни – количество и размер окон в домах, освещение улиц, одежда, устройство празднеств, порядок заключения браков и т. п. За малейшее отклонение от указанных норм следовало суровое наказание.

В 1708–1710 гг. была проведена реорганизация территориально-административной системы. Страна стала делиться на восемь губерний, возглавляемых назначаемыми царем губернаторами. Губернии, в свою очередь, состояли из провинций, а те – из уездов. Расширялись функции городского самоуправления. Горожане, имеющие собственность, избирали магистраты, отвечающие за сбор налогов, судопроизводство, благоустройство города.

Разросшийся бюрократический аппарат приобрел определенную стройность после появления в 1722 г. Табели о рангах. Этот документ вводил 14 чинов (классов) для всех государственных служащих (по военной и штатской части). Табель о рангах открывала доступ к дворянским титулам представителям низших сословий.

Однако в течение нескольких десятилетий после смерти императора власть была довольно неустойчива. Пять раз за период с 1725 по 1762 г. при помощи оружия происходила смена правителей. Не раз обладатели имперской короны и их всесильные фавориты ставили под сомнение наследие Петра I. Переносилась из Санкт-Петербурга в Москву столица Российского государства. Упразднялись или теряли свои полномочия органы власти, созданные первым русским императором.

Главной причиной частоты и легкости дворцовых переворотов в XVIII в. был установленный в 1722 г. после гибели царевича Алексея (старшего сына Петра) указ о престолонаследии, по которому монарх сам назначал наследника.

Ситуацию в стране удалось стабилизировать только при Екатерине II, пришедшей к власти в результате дворцового переворота. Супруга свергнутого Петра III, внука Петра I, была родом из немецкой княжеской династии. Однако именно её современники называли Великой, отдавая должное заслугам императрицы перед Россией.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Тренировочные задания:

1. Какие из представленных ниже территорий к началу XVIII в. НЕ входили в состав Российского государства?

2. Крымский полуостров

6. Левобережная Украина

Правильный ответ:

2. Крымский полуостров

Разбор задания:

На начало XVIII века Россия не имела выхода ни к Балтийскому, ни к Черному морям, поэтому территории Крымского полуострова и Лифляндии не входили в состав страны. Белоруссия в рассматриваемый период являлась частью Речи Посполитой, и была присоединена к России во время царствования Екатерины Великой.

2. Рассмотрите схему и выполните задания.


1. Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

2. Напишите имя монарха, возглавлявшего страну, против которой велась война, события которой обозначены на данной схеме.

4. Напишите название города, в котором был подписан мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме.

5. Напишите название мыса, возле которого состоялась первая в истории России морская победа русского флота.

Правильный ответ:

2. Карл Двенадцатый

Разбор задания:

На Северную войну, длившуюся с 1700 по 1721 год, указывают даты сражений, обозначенные на схеме. Война велась против Швеции, возглавляемой Карлом XII. Под цифрой 1 на схеме обозначена Нарва, под которой русские войска в 1700 году потерпели поражение. Под цифрой 2 – Санкт-Петербург, под цифрой 3 – Полтава. Первая в истории России морская победа русского флота произошла в 1714 году у мыса Гангут. По результатам войны в городе Ништадт был заключен мир, отсюда его название.

Читайте также: