Конспект урока политическое развитие россии в 17 веке

Обновлено: 05.07.2024

Цель образовательная: Сформировать у учащихся основные представления о политическом развитии страны: усилении самодержавной власти, изменениях в системе управления.

Цель воспитательная: способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к несению обязанностей всеми слоями общества перед государством.

Цель развивающая: Развивать навыки работы с учебником, документами, умение выделять главное, сравнивать, самостоятельно делать обобщения на основе учебной и дополнительной литературы.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесный, наглядный, практический

Приемы: объяснение, работа с презентацией, работа с текстом учебника, с документами

Оборудование: Данилов А.А. История России конец XVI-XVIII век: учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 2012.- 240 с., параграф 6; презентация Smart Notebook.

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1459105138.notebook (презентация Smart Notebook "Политическое развитие страны")

Средства: интерактивная доска Smart Notebook (возможно использовать и мультимедийную доску).

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Организационный момент

Постановка учебной задачи.

Цель: узнать ,как изменилось управление государством.

Задача: доказать, что к концу 17 века происходит становление самодержавия.

Осознанно строят речевые высказывания

Записывают в тетради

Актуализация знаний.

Какая форма правления существовала в России с середины XVI века до середины XVIII века сословно-представительная или самодержавно-абсолютистская? Аргументируйте.

«Государственное устройство России в XVI в

Примерный ответ: Сословно-представительная монархия. Это форма государственного устройства, при которой наряду с самодержавной властью существовали сословно-представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума

Фиксируют графические модели

Открытие нового знания

Всего 7 мин

Рассказ о первых Романовых (слайды 3-5).

Какие же изменения произошли в правление Алексея Михайловича? Для того, чтобы найти ответ, мы разделимся на группы.

1 группа – вы должны изучив документы и учебник стр.49-50, отметить, какие функции выполнял Земский собор и найти изменения которые в нем произошли.

2 группа - изучив документы и учебник стр.50-51, отметить, какие функции выполняла Боярская дума и найти изменения которые в ней произошли.

3 группа - изучив документы и учебник стр.51-52, отметить, какие функции выполняли приказы и найти изменения которые в них произошли.

4 группа - изучив документы и учебник стр.52-53, отметить, какие функции выполняла местные органы власти(воеводы) и найти изменения которые в ней произошли.

Работа в группах.

Проводят коллективное исследование

Динамическая пауза

Ребята, я предлагаю немного отвлечься от нашей работы. Закройте глаза, представьте себя в утреннем лесу.

Структурирование полученных знаний

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Изучение нового материала.

Соборное уложение 1649 года. (Слайды 11-13)

в 1648 году был созван Земский собор, который работал несколько месяцев и принял в 1649 году Соборное уложение – новый свод законов, состоящий из 25 глав и 967 статей, по которому

было оформлено крепостное право

Записывают в тетрадь

Первичное осмысление

Можно ли утверждать, что к концу XVII века происходит становление самодержавия? В чем это выразилось?

Прекращение созыва Земских соборов

Создание приказа тайных дел

Окончательный переход от выборного местного самоуправления к назначению царем на места воевод

Возвеличивание царской власти в Соборном уложении в 1649 году, установление смертной казни за измену и заговор против государя

Участвуют в обсуждении содержания материала

Первичное закрепление

Ребята, теперь закрепим полученные знания.

Задание 1: ответьте на вопросы, выбрав из четырёх один вариант ответа.

Находят правильные варианты.

Итак, ребята, с каким настроением вы заканчиваете урок? Я прошу вас поднять красную или синюю карточку.

Случалось, что царь обсуждал какое-нибудь дело тайно в небольшом кругу самых близких окольничих и комнатных бояр.

Земские соборы мало-помалу совсем выходят из обычая. При Михаиле Федоровиче их насчитывают двенадцать, при Алексее Михайловиче – всего четыре; а при его преемнике уже соборов вовсе не было. Более удобными оказались не общие, а частные соборы: нужно, например, решить вопрос о преобразованиях войска, – поручается это выборным из служилых людей; надо обсудить вопрос о налогах и недоимках, – созывались представители только тягловых посадских людей и т.д. Последний собор 1653 г. решал вопрос о воссоединении Украины с Россией.

«Все правительственные и судебные дела сосредотачивались в так называемых приказах. Происхождение и устройство их было довольно просто. Надлежало заправлять каким-либо делом в государстве, – вот государь и приказывал кому-либо из приближенных к нему людей, боярину или окольничему, ведать это дело, назначал помощников – дьяков; для письма набирались подьячие – и таким образом возникал приказ.

Главнейшими из приказов были следующие: посольский приказ – ведал все иностранные дела, переговоры, прием и отпуск послов; разрядный – заведовал воинскими делами, распределением служебных обязанностей; жалованья и проч.; поместный – распределял поместья; приказ большого дворца – ведал различные доходы, которые шли на всякие дворцовые нужды; стрелецкий – заправлял стрелецкими делами, вооружением; приказ большой казны ведал гостей, гостиную и суконную сотни, серебренного дела мастеров и денежный двор; приказ большой приход ведал государственные доходы, различные пошлины, таможенные сборы и проч. По счету Котошихина всех приказов было в его время сорок два.

Приказы возникали один за другим без всякого определенного плана, по мере надобности; поэтому иногда одна отрасль управления дробилась между несколькими приказами, например, военное дело ведалось, кроме упомянутого стрелецкого приказа, еще в приказах: пушкарском, оружейном, рейтарском и иноземном, ведавшим служивых иноземцев.

Одни приказы отличались весьма большим кругом деятельности, а другие очень ограниченным, например, аптекарский приказ ведал только аптеку и лекарей-иноземцев.

Начальниками в приказах были бояре, окольничие, а иногда дьяки. Впрочем самыми главными дельцами были все-таки дьяки. Это были люди сравнительно образованные, или, вернее, более сведущие в делах, способные разобраться в них, изложить сущность их, тогда как бояре бывали еще малограмотные. Дьяки были обыкновенно из духовного звания или торговых людей: знатные лица только военную службу считали подходящую для себя. Служить государю не мечом, а пером они считали для себя делом унизительным, несмотря на то, что сан думного дьяка (государственного секретаря), до которого мог дослужиться дьяк, считался очень высоким. Под ведением дьяков в приказах были подьячие, которые занимались письмом; они могли дослужиться до звания дьяков.

Неопределенность и неправильность в распределении дел по приказам порождали большую путаницу. Даже человеку, сведущему в приказных делах, нелегко было иногда сообразить, с каким делом в какой приказ надо обратиться.

«Возглавлялись приказы одним – тремя судьями или дьяками. Подьячие делились на старших, средних и младших, но число их было чрезвычайно мало по сравнению с тем огромным объемом работы, который приходилось выполнять. В Посольском приказе, например, в 1660-х годах было всего 14 подьячих! Справляться с делами они могли только за счет высокой квалификации, полученной в славной по всей России приказной школе, и ненормированного рабочего дня. Поскольку брать работу на дом в этом (и некоторых других) приказе не разрешалось, дьяки, подьячие и переводчики часто сидели в Кремле сутками, чтобы утром представить Думе полученные вечером сведения со всеми нужными справками. Волокита в государственных делах не допускалась: это тем более удивительно, что почти все документы многократно редактировались и переписывались.**

а) «Областное управление во второй половине XVII века было в руках воевод, заменивших прежних наместников и волостелей. Воеводы, как видно из названия, имели военное значение, и раньше они встречались преимущественно в пограничных городах, где нужна была ратная служба; но мало-помалу воеводы стали назначаться и вовнутренние города.

На обязанности воеводы прежде всего лежали ратные и денежные дела. Он должен был заботиться о верном счете ратных сил в своем округе, об исправности их, а также и самого города, т.е. укрепления,

о снабжении его всем нужным на случай осады – военными и продовольственными запасами. Что касается денежной части, то воевода обязан был смотреть, чтобы всякие платежи и пошлины в царскую казну шли исправно, и радеть об усилении доходов.

В условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти молодой царь Михаил был вынужден искать опору у всех слоев населения страны. Такой опорой должен был стать в первую очередь Земский собор. Главной чертой соборов стал рост представительства на них низших сословий. Однако главную роль в них играли представители дворян и посадского населения. При Михаиле Земские соборы собирались довольно часто.

После смерти Филарета некоторые дворяне предложили преобразовать Земский собор в постоянно действующий парламент. Однако эти планы шли вразрез с интересами самодержавной власти. Соборы стали созываться всё реже. Последний был созван в 1653 году. С тех пор самодержавная власть стала опираться лишь на бюрократию и армию.

Политическое развитие в XVII веке

Боярская дума.

Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Поначалу состав Думы был расширен Михаилом Федоровичем, к концу правления Алексея Михайловича их численность выросла до 100 человек.

Дума по-прежнему была призвана решать вопросы войны и мира, утверждения законов, введения новых налогов и т. д. Руководил ее работой либо сам царь, либо назначенный им боярин.

государственное управление 17 век

Приказы.

Увеличение территории страны привело к росту числа приказов — органов управления. Их стало около 100. Например, вопросами внешней политики ведал Посольский приказ. Казенный приказ отвечал за сохранность драгоценностей царской семьи. Разрядный приказ занимался распределением дворян и бояр на царскую службу. Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин ведал Поместный приказ. Ямской отвечал за быструю и надежную почтовую связь. Едва ли не центральное место занимал Челобитенный приказ, рассматривавший прошения и жалобы царских подданных.

Порой приказы ведали решением одних и тех же по характеру задач. Это отрицательно влияло на систему управления, запутывал нечеткие обязанности их служащих, усиливал бюрократию и злоупотребление.

управление в россии 17 век

Местное управление.

В XVII веке главными административными единицами оставались уезды (более 250). Уезды, в свою очередь, делились на станы и волости. Во главе уездов царь ставил воевод (глава военной, административной и судебной власти). Они отвечали за сбор налогов и выполнение повинностей населением.

Со второй половины XVII века царь начинает формировать новые крупные военно-административные единицы — разряды. Введение этой единицы означало появление промежуточного звена между центральной и уездной властью.

Законы. Соборное уложение 1649 года.

Преодоление последствий Смуты привело к быстрому росту числа принятых законов. Это потребовало их упорядочения, сведения в единый документ — свод законов. Составление такого свода было поручено приближенным царя Алексея Михайловича во главе с князем Одоевским.

Уложение впервые утвердило полное право феодала на землю и зависимых (крепостных) крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов.

ВЫВОД . В течение XVII века: 1) усиливалась самодержавная власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; 2) произошло окончательное оформление крепостного права; 3) значительно выросли права и привилегии дворянства.


Урок формирует представление о своеобразии системы управления Россией в XVII веке. О роли сословно-представительных органов (Боярской Думы, Земского собора), их структуре, полномочиях. Объясняет причины усиления власти русского царя в XVII веке. Описывает систему приказов и её особенности, местное управление. Подробно останавливается на структуре Соборного Уложения 1649 года.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Политическое развитие России в XVII веке"

На Земском соборе 1613 года новым русским царём был избран Михаил Романов (1613 – 1645 годы). С этого времени вплоть до 1917 года Россией правила династия Романовых.



После смерти Михаила Романова новым правителем России стал его сын Алексей Михайлович (1645 – 1676 годы). Он вступил на престол в 16 лет.


Но в отличие от предыдущего правителя, будущего царя тщательно готовили к правлению.

Воспитателем царя, а после самым влиятельным человеком при дворе стал боярин Борис Морозов. При его содействии царь получил хорошее образование.



Из-за разрухи, слабости центральной власти, сохранения своевольства бояр, главной опорой царя стали сословия и их представительство – Земский собор.


В его состав было включено большое количество представителей дворянства и горожан. В ходе преодоления Смуты они стали главной опорой царской власти.

Земский собор выполнял совещательную функцию при царе.

В его задачи по большей части входило подтверждение с возможным дополнением указов царя.



Главными из вопросов, которые рассматривал Собор, были:

· Избрание царя (избрание Михаила Фёдоровича в 1613 году, утверждение на престол Алексея Михайловича в 1645году, Петра Алексеевича в 1682 году).

· Вопросы войны и мира (мирные договоры и войны 17 века с Речью Посполитой, Крымским ханством, Османской империей, решение о воссоединении Украины с Россией в 1653 году).

· Финансовые вопросы (упорядочение и увеличение сбора налогов, восстановление хозяйства).

· Вопросы внутренней политики (устройство страны после Смуты, налаживание управления на местах, обсуждение и согласие на приятие новых законов – например, Соборное уложение 1649 года, отмена местничества в 1682 году).

Но с усилением царской власти роль Земских соборов постепенно снижается. Если с 1613 по 1622 годы Земский собор работал почти непрерывно, то с 1622 по 1632 их вообще не созывали.

В период с 1632 по 1653 Собор созывался только по самым неотложным делам.

С 1653 по 1684 Собор созывался всего несколько раз.

После 1684 года практика созыва Земских соборов прекратилась. Это указывает на закреплении в России самодержавия.


В 17 веке высшим советом при царе, обладающим законосовещательным правом, оставалась Боярская дума. В её состав входили в основном представители старой родовой аристократии – боярства.


В 17 веке сложилась новая иерархия Боярской думы. Высшими чинами оставались бояре – потомки феодальных князей, старая аристократия.

Окольничие были по значимости вторыми после бояр. Они обладали теми же правами, но принадлежали к менее знатным родам. Часто в окольничие назначались сторонники царя, чтобы после возвести их в боярство. Думные дворяне были третьими в иерархии. Часто они принадлежали к обедневшим или менее знатным родам. Выдвигались они за счёт личных качеств, достижений на службе. В Думе они составляли опору царя. Думные дьяки так же продвигались в Думу благодаря личным качествам и выслуге. Они могли быть выходцами не из дворян, и так же были опорой царской власти.


Боярская дума участвовала в обсуждении вопросов внутренней и внешней политики государства, финансов, религии и многих других.


Но за период 17 века она постепенно утрачивает своё значение.

Царь всё большее количество важных дел предпочитал решать в узком кругу своих приближённых – Малой думе.

После отмены местничества в 1682 году Дума теряет своё влияние. Теперь главные посты в государстве могли занимать не только самые родовитые.

Это свело на нет политическое могущество родового боярства – основных участников Думы.

В 17 веке в России продолжала действовать система приказов. Но ввиду увеличения территории страны, усложнению экономической и социальной жизни их количество постоянно менялось.

Часто различные приказы выполняли смежные функции, поэтому выстроить абсолютно чёткую систему приказов весьма сложно.


В целом все приказы России 17 века можно разделить на три категории.

Дворцовые (управляли царскими землями и обслуживали двор). Главные из них: приказ Большого дворца (занимался дворцовым хозяйством и царским имуществом, царскими доходами и расходами). Казённый приказ (отвечал за сохранность казны, царских регалий и имущества). Конюший приказ (ведал царской конюшней, дворцовыми экипажами). Государственные (отвечали за разные стороны жизни страны). Самыми важными из них являлись Посольский приказ (занимался внешней политикой России). Разрядный приказ (ведал служилыми людьми, военным управлением). Поместный приказ (занимался всеми делами, касающимися поместных и вотчинных земель). Челобитный приказ (рассматривал прошения, поданные на имя царя, этим контролировал деятельность других приказов). Разбойный приказ (рассматривал уголовные и государственные преступления). Приказ Большой Казны (занимался торговлей, промышленностью, чеканкой монеты). Различные военные приказы (стрелецкий, пушкарский, казачий) – отвечали за деятельность соответствующего рода войск. Приказы, отвечавшие за определённую отрасль хозяйства страны. Ямской приказ – почта. Аптекарский – медицина. Каменных дел – строительство.


Кроме того существовали отдельные Патриаршие приказы (управляли землями православной церкви и имуществом патриарха). Они во многом дублировали дворцовые и государственные приказы.

В их числе входили патриарший разрядный приказ, патриарший казённый приказ и другие.

Территория России в 17 веке делилась на 250 уездов. Они в свою очередь – на волости и станы. Во главе уезда находился воевода.

Он ведал военными делами уезда, следил за сбором налогов и отработкой повинностей, был главным судьей, следил за порядком.

В управлении, воеводе помогала приказная изба. Её возглавлял присланный из Москвы дьяк (чиновник).

В приказной избе хранились царские грамоты, печать, учётные книги расходов и доходов, списки податей и сборов, сами сборы, велась канцелярия.

Но большое количество уездов, вместе с обширной территорией России создавали проблемы в эффективном управлении. Особенно на границах, где частой была угроза иностранного вторжения.

Поэтому со второй половины 17 века на территории России начинают формироваться более крупные административные единицы – разряды.


Они сыграли положительную роль в укреплении рубежей России, и значительно упростил управление на местах.

В первой половине 17 века, в ходе преодолений последствий Смутного времени и дальнейшего развития России, было принято большое количество новых законов и указов. Они действовали наравне с уже существовавшими до этого документами.

Все эти бумаги не были упорядочены, поэтому к середине века назрела необходимость их объединения в единый сборник.

Царь Алексей Михайлович поручил это дело комиссии во главе с князем Одоевским. Вскоре был принят новый свод России – Соборное уложение 1649 года.


Кроме русских судебников (Судебник 1497 года, Судебник Ивана Грозного 1550 года) и более поздних указов, в уложение входили статьи сборника церковных и светских законов Византии – Кормчей книги и Статута ВКЛ 1588 года. В Соборном Уложении 1649 года нормы права были классифицированы по отраслям.

Государственное право. Уложение определяло статус царя, как наследственного самодержавного правителя. Утверждало право феодалов на полное владение землёй и крестьянами на ней. Определяло правила въезда и выезда из страны.

Уголовное право. Преступления делились на категории.

Преступления против государства (любого вида угрозы царю и его семье, измена, бунт).

Преступления против государственного устройства (фальшивомонетничество, неуплата пошлин).

Преступления против безопасности и порядка (укрывательство беглых, продажа краденого).

Должностные преступления (взяточничество, злоупотребления в суде, военные преступления).

Преступления против личности (убийство, причинение увечий, оскорбление).

Имущественные преступления (воровство, мошенничество, порча чужого имущества).

Нравственные преступления (непочтение родителей, сводничество).


Гражданское право

Определяло способы приобретения прав на какую-либо вещь (имущество, землю).

Особенно подробно рассматривалась проблема вотчинного землевладения.

Семейное право

Закрепляло положения Домостроя. Регулировало семейные отношения.

За период 17 века произошло значительное усиление самодержавной власти русских царей. К концу века значительно снизилась роль сословно- представительных органов (Земского собора, Боярской думы). Россия превратилась в фактически абсолютную монархию. За это столетия окончательно сформировалась система приказов, административно-территориальное деление страны. Был принят новый общегосударственный сборник законов – Соборное уложение 1649 года.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока по истории

Учитель: Вильдеватова Л.Н.

Предмет : история

Тема: Политическое развитие России в XVII веке.

Цель: к окончанию урока мои ученики:

расширят и углубят знания по данной теме;

будут знать события и факты истории России XVII века.

Формы организации познавательной деятельности:

Методы обучения:

по источнику знаний: словесные, наглядные;

по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

по принципу расчленения или соединения знаний: обобщающий.

Оборудование:

слайды для компьютерных презентаций;

Microsoft Power Point 2000 или аналогичный редактор презентаций.

Структура урока:

1 этап - организационный.

Настроить детей на нестандартный, увлекательный урок.

Готовность учащихся 7 класса к продуктивной работе на уроке истории.

2 этап – мотивация изучения новой темы.

Вводная беседа (о преемственности изучаемого материала, о задачах, которые предстоит решить на уроке; знакомство с планом изучаемой темы).

Побудить учащихся к деятельности.

Продуктивная работа учащихся.

3 этап –актуализация опорных знаний.

Дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале, основной идее, понятийном аппарате , добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации знаний.

Предложить учащимся поработать со схемой по пройденному материалу для формулировки доказательства укрепления царской власти.

Анализируя схему государственного устройства, делают вывод (при помощи учителя) о централизации государственной власти; работают со схемой.

4 этап – объяснение нового материала

План рассмотрения нового материала:

1) Первые Романовы: Михаил, Алексей (личностная и политическая характеристика).

2) Внутренняя политика Романовых Государственное устройство.

3) Местное управление.

4)Система законодательства. Соборное уложение 1649 г.

Объяснение лекционно-программного материала, иллюстрируя свой рассказ слайдами №№1,2,3,4,5; картинами, схемами.

Воспроизведение и коррекция учебных знаний.

5 этап – здоровье сберегающие технологии.

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

оптимизм, активность, собранность, уверенность в себе.

Работа с историческими документами

Задания по работе с историческими документами.

7 этап –подведение итогов.

Подвести итоги урока, записать в тетради основные понятия, устно ответить на вопросы.

Определить лучшие ответы учащихся.

8 этап – домашнее задание.

Побудить самостоятельную познавательную и практическую деятельность.

Формирование новых и закрепление имеющихся умений и навыков учащихся.

9этап – рефлексия.

Выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Узнать, что понравилось на уроке, что — нет, собрать пожелания, замечания, и в итоге обобщить пройденное и побудить к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

1.Организационный момент.

Цель нашего урока - доказать, что в XVII веке происходит укрепление царской власти, эволюция государственного строя России - переход к абсолютизму.

2.Мотивация урока.

Повторение пройденного материала начинается с характеристики изменений, которые произошли в системе центрального и местного управления во время правления первых трех царей новой династии — Романовых (1613-1682):Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. (Демонстрируются изображения царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.)

В этот период шло укрепление царской власти, изменялись функции и состав учреждений, созданных в XVI в.; уменьшалась роль сословно-представительных органов власти, т.е. Происходил переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.

3.Актуализация опорных знаний .

на основании формулировки, раскрывающей содержание понятия, назвать его и внести в схему 1.

4.Объяснение нового материала.

1. Официальный титул главы Российского государства в 1547-1721 гг. (царь).

2. Глава Русской Православной церкви в 1589-1703 гг. (патриарх).

3. Съезды высшего духовенства для решения важнейших вопросов вероучения, церковного управления (церковный собор).

4. Высшее сословно-представительное учреждение в России середине XVI- XVII в. (Земский собор).

5. Постоянный сословно-представительный законосовещательный орган аристократии при царе в Русском централизованном государстве конца XV — начала XYIII в. (приказы).

2. Вопросы для повторения

3).Представители каких сословий участвовали в Земских соборах?

(Демонстрируется репродукция картины художника С.В. Иванова (1864-1910) Земский собор)

(Об избрании на царство, о присоединении новых территорий, принятии важнейших законов и т..п.)

Объясняю, почему в годы царствования Михаила Федоровича Земские соборы созывались довольно часто.

Центральное управление

Патриарх Боярская дума

(с1589) (конец XV—начало XVIII)

Земский собор

Церковный собор Приказы

(XVI-XVII) (конец XV-начало XVIII

В условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти молодой царь был вынужден искать опору во всех слоях населения.

Земские соборы в первой половине XVII в. играли огромную роль, затем происходит падение их значения к концу XVII в, укрепление царской власти: прекращение созыва Земских соборов.

Вопросы к учащимся:

2) Кто входит в состав Боярской думы в XVI- XVII в.?

Учитель дает характеристику Боярской думе XVII в.

На протяжении всего XVII в Боярская дума работала постоянно. Ее члены обсуждали наиболее важные вопросы: о войне и мире, законах, введении новых налогов и др. Руководил рабой либо сам царь, либо назначенный боярин.

К концу правления Алексея Михайловича численность Боярской думы значительно увеличилась, прежде всего за счет лиц незнатного происхождения, тех, кто получил свой чин благодаря личным заслугам. Верной и долгой службе государю. Увеличение численного состава сделало Боярскую думу громоздкой. Со второй половины XVII в. Боярскую думу постепенно заменяет собой более гибки орган управления — Комнатная (или Тайная) дума при царе ( из наиболее доверенных лиц).

Формулирую второе доказательство укрепления царской власти: сокращение числа людей, с которыми царь советуется, решая вопросы государственного управления.

Вопросы к учащимся по повторению пройденного материала (с опорой на схему 1):

1) Когда были созданы первые приказы?

2) Какие приказы вы знаете?

Даю характеристику развития приказов на протяжении XVII века

Если в конце XVI в. число постоянных приказов достигало 22, то к середине XVII в. их число возросло почти вдвое, а вместе с временными, создававшимися на год-два, приблизилось к 80. Делу сильно мешала запутанность в приказном управлении. Между ними отсутствовало четко разделение функции: различные приказы часто ведали решением одних и тех же вопросов. В конце XVII в. были сделаны попытки централизации управления путем объединения руководства несколькими приказами в одних руках, укрупнения приказов.

Формулирую третье доказательство укрепления царской власти: наличие обширного чиновничье-бюрократического аппарата, осуществляющего именем монарха управленческие, финансовые, судебные и иные функции.

Схема №2 Местное управление

Выборные должности Назначаемая должность

Губной Земский Воевода

Давайте вспомним, в чем заключалась реформа местного управления . проведенная при Иване III и при IV Грозном, и ответим на вопросы:

1) Как назывались выборные должности, введенные этой реформой?

2) Какие полномочия были у лиц, занимающих эти должности?

Теперь послушаем об особенностях местного управления в XVII в.

Должности городовых воевод, возглавлявших военное и гражданское управление городом с уездом (появились в середине XVI в.), с начала XVII в. были введены во всех городах России. Сосредоточили судебную, административную и исполнительную власть на местах. В ХVII в. губные старосты были ближайшими помощниками воевод. В 1661г. воеводское управление было отменено и поручено губным старостам, но их злоупотребления заставили правительство в 1679г. Отказаться от губного управления и восстановить воеводское. С 1684г. Эти две власти были объединены и так продолжали существовать до их отмены 10 марта 1702г. указом Петра I.

Формулирую третье доказательство укрепления царской власти: упрочение института лиц, назначаемых сверху.

Закрепление нового материала.

Задание: докажите, что на протяжении XVII в. шло формирование абсолютной монархии.

Акцентирую внимание учащихся на причинах разработки и принятия нового кодекса законов — Соборного уложения.

Со времени принятия Судебника 1550г. появилось много дополнительных законодательных актов. Возникла необходимость систематизировать законы, свести их все в единый документ — единый свод законов. Дворянства — социальная опора царской власти — требовало расширения своих привилегий.

(Демонстрирую изображения страницы и свитка Соборного уложения.)

29 января 1649г. Соборное уложение было принято. Оно было записано на 859 листах (309 м. листы скручивали в свиток), но пользоваться ими было неудобно, поэтому с оригинала сняли копии. Уложение 1649г. стало первым законодательным актом, изданным типографском способом (свыше 1000 экземпляров) в виде книг, которые направили во все государственные учреждения.

Запишите в тетради дату принятия Соборного уложения - 1649г. Послушаем характеристику Соборному уложению.

Соборное уложение состояло из 25 глав, которые были разделены на 967 статей; оставалось основным законом России вплоть до первой половины XIX века.

Затем начинаю работу с документом.

5. Физкультминутка.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) сидя на стуле, 1-2 √ плавно наклонить голову назад, 3-4 √ голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. √ сидя, руки на поясе. 1 √ поворот головы направо, 2 √ и.п., 3 √ поворот головы налево, 4 √ и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. √ стоя или сидя, руки на поясе. 1 √ махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 √ и.п., 3-4 √ то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. √ стоя или сидя, руки на поясе. 1 √ правую руку вперед, левую вверх, 2 √ переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. √ стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 √ локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. √ сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 √ разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. √ стойка ноги врозь, руки за голову. 1 √ резко повернуть таз направо, 2 √ резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. √ стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 √ круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 √ то же в другую сторону, 7-8 √ руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. √ стойка ноги врозь. 1-2 √ наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 √ то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

6. Работа с историческим документом.

Соборное уложение 1649г.

Глава II. О Г сударьской чести, и как его государьское Здоровье оберегать.

1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело. казнить смертию.

2. Такьже будет кто. хотеть Московским госудрьством завладеть и государем быть и для того. начнет рать збирать, или царьского величества с недруги учнет дружитца. и помочь им всячески чинить. казнити сертию.

19. А будет кто. услыша на царьское величество. заговор, или иной какой злой умысл, а госудаарю и его государевым бояром и ближним людем, и в городех воеводам и приказным людем, про то не известит. и его за то казнити смертию безо всяких пощады. 21. А кто учнет. на его государевыых бояр и на воевод. и на приказных людей. приходити заговором, и учнут кого грабити, или побиваати, и тех людей, кто так учинит, за то казнити смертию без всяких пощады.

Глава III О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было. 4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука. 5. А будет кто в государеве дворе, и не при государе, ни кого оружие вымет, а не ранит, и того посадити на три месяцы в тюрьму.

Глава XI. Суд о крестьянех А отдавати беглых крестьян из бегов. без урочных лет. Вопросы по тексту:

Учащиеся, слушая рассказ учителя, работая со слайдами №№ 3-5, воспроизводят необходимую информацию в тетрадях, высказывают оценочные суждения, предположения.

Высказывают собственные суждения.

Работая со сл. № 6, соотносят сформулированные там выводы с необходимыми выдержками из текста параграфа и документа (находят подтверждение).

Анализируя схему государственного устройства, делают вывод (при помощи учителя) о централизации гос. власти; вносят данные в таблицу.

Осуществляют в тексте поиск нужной информации. Делают вывод об особенностях существования системы местного управления.

7. Итоги урока

В XVII в. укрепляется самодержавие, расширяются привилегии дворянства - его социальной опоры, окончательно оформляется крепостное право. Государственный строй России эволюционирует а абсолютизму. Учащиеся записывают в тетради основные понятия урока (самодержавие, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия) и их определения: устно отвечают на вопросы.

1) Какие изменения в законодательстве закрепили оформление крепостного права?

2) Что свидетельствовало о том, что царская власть царя становилась абсолютной?

По итогам работы на уроке учащимся выставляются оценки, отмечаются лучшие ответы учеников.

Они получают высший балл на уроке. Оцениваются индивидуально нескольких учащихся класса, в зависимости от их активности на уроке.

Читайте также: