Конспект урока по устной речи 4 класс 8 вид поздравляю
Обновлено: 07.07.2024
Цель нашего урока – систематизировать знания о языке и речи.
- Вспомнить виды речи.
- Порассуждать о значении речи в жизни человека.
- Повторить некоторые правила русского языка
- Узнаем о статусе русского языка в мире.
- Вспомним виды речи.
- Выучим правила устной и письменной речи.
- Порассуждаем о значении речи в жизни человека
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Давайте повторим!
Язык - это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.
Язык нужен людям для:
- Общения
- Сохранения и накопления информации
- Выражения чувств и эмоций
Речь - это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.
Речь бывает устная и письменная.
Особенности устной речи:
- Более простая, предложения короткие
- Некоторые слова заменяются жестами
- Яркая, эмоциональная
Для устной речи важно:
- правильно произносить звуки, слова, предложения;
- соблюдать интонацию и ударение.
Особенности письменной речи:
Больше времени для построения высказывания.
Правила письменной речи:
- как связываются предложения в тексте
- какие знаки препинания ставятся в конце предложения
- какой порядок слов должен быть в предложении
- как правильно оформить слово с точки зрения орфографии
Давайте вспомним, что значит хорошая речь.
Важнейшее условие общения – знание правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.
Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник)
От чего зависит наша речь? (от речевой ситуации: зачем, с кем и где мы общаемся)
Русский язык – один из распространенных мировых языков. Русским языком владеет около 260 млн человек по всему миру. На нем говорят в Организации объединенных наций и на Международной космической станции.
Россия – многонациональное государство. И у каждой национальности есть свой язык. Но русский язык – общий, государственный язык Российской Федерации. На русском языке говорят все жители России, его изучают во всех школах, на нем издаются государственные документы и газеты, выходят программы по телевидению и радио.
- Как вы понимаете это выражение? Вы согласны с писателем?
Интересные факты о русском языке:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ*
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Какие языки, на которых говорят народы Российской Федерации вы знаете?
Подпиши к изображениям национальностей их родные языки.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Задание 2. Закрасьте зеленым вежливые слова, а красным невежливые:
Задание 3. Подчеркните правильные варианты образования форм глагола:
Задание 4. Выделите правильный вариант в каждой паре
- Ты положи книгу. – Ты положь книгу.
- Ложите вещи на место. – Кладите вещи на место.
- Беги на стадион. – Бежи на стадион.
Задание 5. Как правильно сказать?
- Я уже ела сегодня.
- Я уже кушала сегодня.
Задание 6. Исправьте ошибки в фразеологизмах.
- Губы заговаривать
- Беречь как зеницу глаза
- Держать уши востро
- Делать из комара слона
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи.
2) Об этом не может быть и речи.
3) У этого мальчика затруднительная речь.
4) Звучит многоязычная речь.
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью.
6) О чем речь?
- 1) Способность говорить, говорение.
- 2) Разновидности, формы или стили языка.
- 3) Звучащий язык.
- 4) Разговор. Беседа.
- 5) Публичное выступление.
– Ты таким языком (1) со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (2) (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
- Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
- Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль).
- Речь, способность говорить.
- Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.
- Человеческий орган, участвующий в говорении и питании.
- Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях).
- Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное).
Задание 9. Напишите, как бы вы поздоровались с разными людьми:
- С другом ___________________________
- С продавцом в магазине ___________________________
Задание 10. Угадайте фразеологизм по картинке
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Задание 11. Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился текст:
- Оказалось, что кожа дельфина состоит из двух слоёв, между которыми находится эластичная губчатая прокладка.
- Дельфин, двигаясь с огромной скоростью, не образует вихревых течений, которые тормозят движение.
- Такое строение кожи, видимо, позволяет дельфину гасить скорость колебания воды при движении.
- Почему же вокруг подводной лодки, формой напоминающей тело дельфина, эти течения есть?
Задания 12* Определите, какое слово задумано по характеристике звуков. Сделайте буквенную запись.
1-ый звук этого слова – согласный, непарный по твёрдости-мягкости в слове нарочно.
2-й звук этого слова – 2-й звук слова чьи.
3-й звук этого слова – ударный гласный слова поняли.
4-й звук этого слова – 1-й звук слова термос.
Задание 13* Прочитайте текст Константина Георгиевича Паустовского о русском языке.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Что в русском языке вызывает восхищение автора?
Напишите ответ на это вопрос.
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
1. Выберете слово, которое подойдёт для описания правильной речи:
2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.
В этом деле Андрей хорошо разбирался, можно сказать …
А) ни в зуб ногой
В) спустя рукава
небу, низкие, по, тучи, ползли.
1. Выберете слово, которое подойдёт для описания неправильной речи:
2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.
Сегодня Марина успела сделать все свои дела, работала …
Б) спустя рукава
В) не покладая рук
в, плавали, жёлтые, лужах, листья
Язык - это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.
Речь - это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Русский язык – русские, татарский язык – татары, осетинский язык – осетины, бурятский язык - буряты
Урок развития речи "Поздравительная открытка" направлен на формирование умения сочинять поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Вложение | Размер |
---|---|
урок развития речи. | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи. Поздравительная открытка.
словесный, практический, наглядный
Основное содержание урока
Правила написания поздравительной открытки
Сочинять поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Выработать умение составлять текст для конкретного адресата. При составлении текста соблюдать правила поздравления: обращение, поздравление, пожелание и подпись.
Планируемые образовательные результаты:
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Формирование у учащихся представления об открытке как о способе выражения добрых чувств по отношению друг к другу, Овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения
Анализировать последовательность собственных действий при работе над сочинением поздравления и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для составления поздравления
Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись. Выработать умение составлять текст для конкретного адресата
1. Мотивация к учебной деятельности.
Необычен день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо? (видеть вас мы очень рады)
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5
На рабочий лад настройтесь
Ведь у нас не мало дел
Поудобнее устройтесь
Чтобы каждый проявить себя сумел.
2. Подготовка учащихся к постановке учебной задачи.
- Богат и прекрасен русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Недаром же в народе говорят:
Доброе слово открывает путь к сердцу.
- Объясните смысл пословицы, запишите в тетрадь (минутка чистописания)
( Когда мы слышим хорошее, доброе слово, на душе становится светлее и радостнее. Даже когда человеку грустно, хорошее слово меняет настроение человека.)
- Конечно, ребята, вы правы. Хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда.
-Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость?
(В день рождения! В новый год. В праздники.)
- Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение нам просто необходимо.
3. Основная часть урока. Решение учебной задачи.
Мы все с нетерпением ждём наступления Нового года. Готовим подарки, поздравления. А как же поздравляли с новогодними праздниками, например, 200 лет назад? Принято было посылать друг другу рождественские письма, иногда в них делали рисунки от руки. Дети в конце декабря всегда готовили такие письма родителям, и те могли судить об успехах своих чад в чистописании и живописи. Перед вами первые открытки, изготовленные в России.
Кто же уже догадался, какой необычный текст мы будем составлять на уроке?
Какова тема нашего урока? (учиться писать поздравительную открытку)
Любое поздравление-это текст.
Продолжите, пожалуйста, мою мысль: текст это…(Несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих общую тему), тексты бывают трех типов (текст-повествование, текст-описание и текст-рассуждение)
-Скажите, а к какому типу вы бы отнесли поздравительную открытку? (повествование)
-А раз это текст, то он делится на три части. Какие?
Так вот поздравление тоже представляет собой текст. Оно тоже состоит из 3 основных частей: вступление, основная часть, заключение)
Учитель: Как вы думаете, какие части будет содержать план поздравительной открытки?
План написания поздравительного текста:
1. Кого поздравляю? Обращение. (Свои чувства мы можем выразить в обращении)
- Подумайте, кого хотелось бы поздравить с Новым годом)
2.С чем поздравляю? (само поздравление)
3.Что желаю? (добрые пожелания)
4.Кто поздравляет? (Подпись) ( в конце ставится подпись)Все эти части должны располагаться в определенном порядке и писаться без ошибок.
- Да, поздравлять нужно грамотно. Ошибки могут не только испортить всё впечатление от поздравления, но и сделать вас смешными в глазах других людей. - Сейчас мы с вами будем искать ошибки в написании поздравительной открытки.
Всё ли устраивает в тексте? (Нарушен порядок предложений) Хорошая проблема?
Желаю здоровья, много радости и счастья.
Дорогие мамочка и папочка!
Поздравляю вас с Новым годом и Рождеством.
Используйте для этого левый и правый столбики. Кто хочет попробовать?
От всей души желаю…
От всего сердца желаю…
1. Счастья 2. Здоровья 3. Успехов
1.Добра, света, верных, надежных друзей, хороших учеников.
2. Веселья, радости , бодрости духа, долголетия, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались Ваши глаза.
3. Успехов в нелегком, но благородном труде, успехов в учебе, музыке, спорте, новых интересных путешествий и т.д.
- Какие пункты плана мы уже выполнили?
- На какой вопрос плана ещё не ответили?
5. Составление текста поздравительной открытки. Самостоятельная работа.
- А теперь каждый из вас попробует написать текст открытки. У кого будут затруднения, поднимите руку.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-У вас на столах лежат новогодние шары. Они обозначают ваше настроение.
Красный шар Я СОБОЙ ДОВОЛЕН
Синий шар Я РАССТРОЕН
Зелёный шар СЕРЕДИНКА
-Повесьте выбранный шар на доску (ёлку)
-Что учились делать на уроке? ( учились писать поздравительную новогоднюю открытку, используя план).
- Как вы думаете, то, чему мы учились на уроке, пригодится вам в жизни? Если да, то как?
8. Домашнее задание.
-Подпишите открытки маме, папе, бабушке, дедушке к Новому году. Не забудь о своих братьях и сестрах, и конечно друзьях.
УМК: Комарова С. Устная речь. Учебник. 4 класс. Рабочая тетрадь к учебнику.
Тема: У телевизора.
Цель: формировать умение составлять связные рассказы, в том числе и по собственному замыслу
речевые: пополнять словарный запас учащихся словами и выражениями по теме; помочь понять назначение телевидения в современной жизни (для проведения досуга, получения информации); дать знания о пользе и вреде просмотра телевизора, о том, как правильно нужно смотреть телевизор, правила безопасности;
коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, память, связную речь, умение работать по словесной и письменной инструкции, словесно – логическое мышление; развивать инициативу, стремление к активной деятельности;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, учить планировать свой досуг.
I Организационный момент.
- Здравствуйте! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
II. Повторение изученного материала.
Прежде чем приступим к изучению нового материала, давайте с вами вспомним сказки, которые мы сочиняли на прошлом занятии. Прочитаем их и еще раз повторим основные части текста. (Посмотреть творческие работы детей)
- Понравилось быть сказочником?
- Поможем восклицательному знаку вернуть пропущенное слово в предложение. (учебник с. 31)
III. Изучение нового материала.
1) Актуализация знаний
Что за чудо? Что за ящик?
Сам — певец и сам — рассказчик.
И к тому же заодно
- Что значит ДЕМОНСТРИРУЕТ?
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 33, почему другие ящики на картинке не подходят?
- А вы любите смотреть телевизор?
- Какие передачи любите смотреть?
- О чем будем говорить на занятии? Тема на с. 33 - "У телевизора"
2) Последовательное выполнение заданий учебника на с. 34 — 35 (соотнесение иллюстраций с телепередачами, с уточнением значения слов: АКТЁР - исполнитель ролей в спектаклях и кино, ДИКТОР - работник радио или телевидения, который читает текст перед микрофоном, ВЕДУЩИЙ — сотрудник ТВ или радио, который не просто знакомит зрителя с новостями и другой информацией, а старается быть им собеседником)
3) Подготовка к выполнению д/з: обсуждение, каким будет рисунок своей любимой телепередачи в свободной рамке и что можно рассказать об этой передаче
IV) Закрепление изученного материала
- А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Выполним несколько заданий.
К окулисту пришел крокодил,
Плакал горько, совета просил:
- Я весь день телевизор смотрел,
До полуночи с книгой сидел.
Свет обычно включать не любил
И в темноте вечера проводил.
Видел все! А теперь не могу!
Врач ответил: - Я вам помогу.
Но при этом с досадой сказал:
- Вам беречь надо было глаза!
Так испортить хорошее зрение!
- Что посоветуете крокодилу?
- Сравним с ответом врача:
В темноте никогда не читайте,
Телевизор пореже включайте,
И придется очки заказать,
Чтобы снова газеты читать.
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по логопедии для учителя и ученика.
- Все 4415
- Уроки 1437
- Презентации 626
- Тесты 19
- Планирование 195
- Мероприятия 310
- Прочее 1828
Логопедическая олимпиада - это отличный способ проверить не только полученные школьные знания, но и их недостаточность, что позволяет выявить и скорректи.
Тема: Изменение глаголов по числам и времени. Цель: научить ставить глагол во все временные формы, опр.
Скороговорка так же,как и стихотворение, и песня,способна помочь учащемуся прочувствовать каждый звук и отработать правильное произношение.
Читайте также: