Конспект урока по устной речи 4 класс 8 вид поздравляю

Обновлено: 07.07.2024

Цель нашего урока – систематизировать знания о языке и речи.

  1. Вспомнить виды речи.
  2. Порассуждать о значении речи в жизни человека.
  3. Повторить некоторые правила русского языка
  • Узнаем о статусе русского языка в мире.
  • Вспомним виды речи.
  • Выучим правила устной и письменной речи.
  • Порассуждаем о значении речи в жизни человека

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Давайте повторим!

Язык - это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.

Язык нужен людям для:

  • Общения
  • Сохранения и накопления информации
  • Выражения чувств и эмоций

Речь - это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.

Речь бывает устная и письменная.

Особенности устной речи:

  • Более простая, предложения короткие
  • Некоторые слова заменяются жестами
  • Яркая, эмоциональная

Для устной речи важно:

  • правильно произносить звуки, слова, предложения;
  • соблюдать интонацию и ударение.

Особенности письменной речи:

Больше времени для построения высказывания.

Правила письменной речи:

  • как связываются предложения в тексте
  • какие знаки препинания ставятся в конце предложения
  • какой порядок слов должен быть в предложении
  • как правильно оформить слово с точки зрения орфографии

Давайте вспомним, что значит хорошая речь.

Важнейшее условие общения – знание правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.

Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник)

От чего зависит наша речь? (от речевой ситуации: зачем, с кем и где мы общаемся)

Русский язык – один из распространенных мировых языков. Русским языком владеет около 260 млн человек по всему миру. На нем говорят в Организации объединенных наций и на Международной космической станции.

Россия – многонациональное государство. И у каждой национальности есть свой язык. Но русский язык – общий, государственный язык Российской Федерации. На русском языке говорят все жители России, его изучают во всех школах, на нем издаются государственные документы и газеты, выходят программы по телевидению и радио.

  • Как вы понимаете это выражение? Вы согласны с писателем?

Интересные факты о русском языке:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ*

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Какие языки, на которых говорят народы Российской Федерации вы знаете?

Подпиши к изображениям национальностей их родные языки.


_______________________________________


_______________________________________


_______________________________________

Задание 2. Закрасьте зеленым вежливые слова, а красным невежливые:

Задание 3. Подчеркните правильные варианты образования форм глагола:

Задание 4. Выделите правильный вариант в каждой паре

  1. Ты положи книгу. – Ты положь книгу.
  2. Ложите вещи на место. – Кладите вещи на место.
  3. Беги на стадион. – Бежи на стадион.

Задание 5. Как правильно сказать?

  1. Я уже ела сегодня.
  2. Я уже кушала сегодня.

Задание 6. Исправьте ошибки в фразеологизмах.

  1. Губы заговаривать
  2. Беречь как зеницу глаза
  3. Держать уши востро
  4. Делать из комара слона

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи.
2) Об этом не может быть и речи.
3) У этого мальчика затруднительная речь.
4) Звучит многоязычная речь.
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью.
6) О чем речь?

  1. 1) Способность говорить, говорение.
  2. 2) Разновидности, формы или стили языка.
  3. 3) Звучащий язык.
  4. 4) Разговор. Беседа.
  5. 5) Публичное выступление.

– Ты таким языком (1) со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (2) (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль).
  3. Речь, способность говорить.
  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.
  5. Человеческий орган, участвующий в говорении и питании.
  6. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях).
  7. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное).

Задание 9. Напишите, как бы вы поздоровались с разными людьми:

  1. С другом ___________________________
  2. С продавцом в магазине ___________________________

Задание 10. Угадайте фразеологизм по картинке


_________________________________________


_________________________________________


_________________________________________

Задание 11. Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился текст:

  1. Оказалось, что кожа дельфина состоит из двух слоёв, между которыми находится эластичная губчатая прокладка.
  2. Дельфин, двигаясь с огромной скоростью, не образует вихревых течений, которые тормозят движение.
  3. Такое строение кожи, видимо, позволяет дельфину гасить скорость колебания воды при движении.
  4. Почему же вокруг подводной лодки, формой напоминающей тело дельфина, эти течения есть?

Задания 12* Определите, какое слово задумано по характеристике звуков. Сделайте буквенную запись.

1-ый звук этого слова – согласный, непарный по твёрдости-мягкости в слове нарочно.

2-й звук этого слова – 2-й звук слова чьи.

3-й звук этого слова – ударный гласный слова поняли.

4-й звук этого слова – 1-й звук слова термос.

Задание 13* Прочитайте текст Константина Георгиевича Паустовского о русском языке.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Что в русском языке вызывает восхищение автора?

Напишите ответ на это вопрос.

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

1. Выберете слово, которое подойдёт для описания правильной речи:

2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.

В этом деле Андрей хорошо разбирался, можно сказать …

А) ни в зуб ногой

В) спустя рукава

небу, низкие, по, тучи, ползли.

1. Выберете слово, которое подойдёт для описания неправильной речи:

2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.

Сегодня Марина успела сделать все свои дела, работала …

Б) спустя рукава

В) не покладая рук

в, плавали, жёлтые, лужах, листья

Язык - это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.

Речь - это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Русский язык – русские, татарский язык – татары, осетинский язык – осетины, бурятский язык - буряты

Урок развития речи "Поздравительная открытка" направлен на формирование умения сочинять поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

ВложениеРазмер
урок развития речи. 18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи. Поздравительная открытка.

словесный, практический, наглядный

Основное содержание урока

Правила написания поздравительной открытки

Сочинять поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Выработать умение составлять текст для конкретного адресата. При составлении текста соблюдать правила поздравления: обращение, поздравление, пожелание и подпись.

Планируемые образовательные результаты:

Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Формирование у учащихся представления об открытке как о способе выражения добрых чувств по отношению друг к другу, Овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения

Анализировать последовательность собственных действий при работе над сочинением поздравления и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для составления поздравления

Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись. Выработать умение составлять текст для конкретного адресата

1. Мотивация к учебной деятельности.

Необычен день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо? (видеть вас мы очень рады)
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5
На рабочий лад настройтесь
Ведь у нас не мало дел
Поудобнее устройтесь
Чтобы каждый проявить себя сумел.

2. Подготовка учащихся к постановке учебной задачи.

- Богат и прекрасен русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Недаром же в народе говорят:

Доброе слово открывает путь к сердцу.

- Объясните смысл пословицы, запишите в тетрадь (минутка чистописания)

( Когда мы слышим хорошее, доброе слово, на душе становится светлее и радостнее. Даже когда человеку грустно, хорошее слово меняет настроение человека.)

- Конечно, ребята, вы правы. Хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда.

-Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость?

(В день рождения! В новый год. В праздники.)

- Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение нам просто необходимо.

3. Основная часть урока. Решение учебной задачи.

Мы все с нетерпением ждём наступления Нового года. Готовим подарки, поздравления. А как же поздравляли с новогодними праздниками, например, 200 лет назад? Принято было посылать друг другу рождественские письма, иногда в них делали рисунки от руки. Дети в конце декабря всегда готовили такие письма родителям, и те могли судить об успехах своих чад в чистописании и живописи. Перед вами первые открытки, изготовленные в России.

Кто же уже догадался, какой необычный текст мы будем составлять на уроке?

Какова тема нашего урока? (учиться писать поздравительную открытку)

Любое поздравление-это текст.

Продолжите, пожалуйста, мою мысль: текст это…(Несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих общую тему), тексты бывают трех типов (текст-повествование, текст-описание и текст-рассуждение)

-Скажите, а к какому типу вы бы отнесли поздравительную открытку? (повествование)

-А раз это текст, то он делится на три части. Какие?

Так вот поздравление тоже представляет собой текст. Оно тоже состоит из 3 основных частей: вступление, основная часть, заключение)

Учитель: Как вы думаете, какие части будет содержать план поздравительной открытки?

План написания поздравительного текста:

1. Кого поздравляю? Обращение. (Свои чувства мы можем выразить в обращении)

- Подумайте, кого хотелось бы поздравить с Новым годом)

2.С чем поздравляю? (само поздравление)

3.Что желаю? (добрые пожелания)

4.Кто поздравляет? (Подпись) ( в конце ставится подпись)Все эти части должны располагаться в определенном порядке и писаться без ошибок.

- Да, поздравлять нужно грамотно. Ошибки могут не только испортить всё впечатление от поздравления, но и сделать вас смешными в глазах других людей. - Сейчас мы с вами будем искать ошибки в написании поздравительной открытки.

Всё ли устраивает в тексте? (Нарушен порядок предложений) Хорошая проблема?

Желаю здоровья, много радости и счастья.

Дорогие мамочка и папочка!

Поздравляю вас с Новым годом и Рождеством.

Используйте для этого левый и правый столбики. Кто хочет попробовать?

От всей души желаю…

От всего сердца желаю…

1. Счастья 2. Здоровья 3. Успехов

1.Добра, света, верных, надежных друзей, хороших учеников.

2. Веселья, радости , бодрости духа, долголетия, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались Ваши глаза.

3. Успехов в нелегком, но благородном труде, успехов в учебе, музыке, спорте, новых интересных путешествий и т.д.

- Какие пункты плана мы уже выполнили?

- На какой вопрос плана ещё не ответили?

5. Составление текста поздравительной открытки. Самостоятельная работа.

- А теперь каждый из вас попробует написать текст открытки. У кого будут затруднения, поднимите руку.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-У вас на столах лежат новогодние шары. Они обозначают ваше настроение.

Красный шар Я СОБОЙ ДОВОЛЕН

Синий шар Я РАССТРОЕН

Зелёный шар СЕРЕДИНКА

-Повесьте выбранный шар на доску (ёлку)

-Что учились делать на уроке? ( учились писать поздравительную новогоднюю открытку, используя план).

- Как вы думаете, то, чему мы учились на уроке, пригодится вам в жизни? Если да, то как?

8. Домашнее задание.

-Подпишите открытки маме, папе, бабушке, дедушке к Новому году. Не забудь о своих братьях и сестрах, и конечно друзьях.

УМК: Комарова С. Устная речь. Учебник. 4 класс. Рабочая тетрадь к учебнику.

Тема: У телевизора.

Цель: формировать умение составлять связные рассказы, в том числе и по собственному замыслу

речевые: пополнять словарный запас учащихся словами и выражениями по теме; помочь понять назначение телевидения в современной жизни (для проведения досуга, получения информации); дать знания о пользе и вреде просмотра телевизора, о том, как правильно нужно смотреть телевизор, правила безопасности;

коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, память, связную речь, умение работать по словесной и письменной инструкции, словесно – логическое мышление; развивать инициативу, стремление к активной деятельности;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, учить планировать свой досуг.

I Организационный момент.

- Здравствуйте! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.

II. Повторение изученного материала.

Прежде чем приступим к изучению нового материала, давайте с вами вспомним сказки, которые мы сочиняли на прошлом занятии. Прочитаем их и еще раз повторим основные части текста. (Посмотреть творческие работы детей)

- Понравилось быть сказочником?

- Поможем восклицательному знаку вернуть пропущенное слово в предложение. (учебник с. 31)

III. Изучение нового материала.

1) Актуализация знаний

Что за чудо? Что за ящик?

Сам — певец и сам — рассказчик.

И к тому же заодно

- Что значит ДЕМОНСТРИРУЕТ?

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 33, почему другие ящики на картинке не подходят?

- А вы любите смотреть телевизор?

- Какие передачи любите смотреть?

- О чем будем говорить на занятии? Тема на с. 33 - "У телевизора"

2) Последовательное выполнение заданий учебника на с. 34 — 35 (соотнесение иллюстраций с телепередачами, с уточнением значения слов: АКТЁР - исполнитель ролей в спектаклях и кино, ДИКТОР - работник радио или телевидения, который читает текст перед микрофоном, ВЕДУЩИЙ — сотрудник ТВ или радио, который не просто знакомит зрителя с новостями и другой информацией, а старается быть им собеседником)

3) Подготовка к выполнению д/з: обсуждение, каким будет рисунок своей любимой телепередачи в свободной рамке и что можно рассказать об этой передаче

IV) Закрепление изученного материала

- А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Выполним несколько заданий.

К окулисту пришел крокодил,

Плакал горько, совета просил:

- Я весь день телевизор смотрел,

До полуночи с книгой сидел.

Свет обычно включать не любил

И в темноте вечера проводил.

Видел все! А теперь не могу!

Врач ответил: - Я вам помогу.

Но при этом с досадой сказал:

- Вам беречь надо было глаза!

Так испортить хорошее зрение!

- Что посоветуете крокодилу?

- Сравним с ответом врача:

В темноте никогда не читайте,

Телевизор пореже включайте,

И придется очки заказать,

Чтобы снова газеты читать.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по логопедии для учителя и ученика.

  • Все 4415
  • Уроки 1437
  • Презентации 626
  • Тесты 19
  • Планирование 195
  • Мероприятия 310
  • Прочее 1828

Нажмите, чтобы узнать подробности


Логопедическая олимпиада - это отличный способ проверить не только полученные школьные знания, но и их недостаточность, что позволяет выявить и скорректи.


Тема: Изменение глаголов по числам и времени. Цель: научить ставить глагол во все временные формы, опр.





Скороговорка так же,как и стихотворение, и песня,способна помочь учащемуся прочувствовать каждый звук и отработать правильное произношение.


Читайте также: