Конспект урока по теме лексика

Обновлено: 07.07.2024

Тема урока: "Лексика"
. Цели:
Образовательные:
•повторить и обобщить тему “Лексика”;
•способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
•закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.
Развивающие:
•повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;
•совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, бережного отношения к природе.
Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.
Место данного урока в теме: Обобщающий урок в данной теме.
Оборудование:
компьютер
мультимедийная аппаратура
презентация урока
тестовые задания по теме
Задачи:
Повторить теоретический материал о прямом и переносном значении слов, об однозначных и многозначных словах, о синонимах, омонимах, антонимах.
Совершенствовать практические умения и навыки по данной теме.
Воспитывать любовь к родному языку, интерес и желание углублять свои знания по теме

Оценить 1370 0

•повторить и обобщить тему “Лексика”;

•способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

•закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

•повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;

•совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, бережного отношения к природе.

Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.

- Давайте улыбнемся и настроимся на урок. Начинаем урок.

В стране русского языка

Не все известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло все по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…. (слово)

- А для чего служат слова? Что они обозначают? (действия, признаки, количество, явления, состояние и другие)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

- Мы знаем, что слово имеет лексическое и грамматическое значение. Лексическое значение изучает раздел языкознания лексика, а грамматическое значение изучает раздел языкознания морфология. Лексика – это словарный состав языка.

III. Упражнения на закрепление.

«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей,

лесов и полей, цветов и трав, -

в русском языке есть великое

К. Г. Паустовский

IV. Вступительное слово учителя.

- Если у человека богатый лексикон, то с ним интересно общаться, ведь он знает много слов. Но часто бывает и так, как в стихотворении А.Барто. Нам выразительно стихотворение по ролям прочитают Олеся и Саша.

Заранее, заранее все было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придет мой старший брат,

Он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая, я пойму:

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а я им – раз!

А тут как раз она ползла.

А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла!

- Вы поняли, что хотел сказать мальчик?

- Что можно сказать о лекисконе мальчика? (бедный).

То есть у героя очень маленький словарный запас.

- А сколько, по-вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (в словарях)

- Что такое лексическое значение слова? (его смысл)

Сп..сать текст, не сп..шить при списывании, зап..вать песню, зап..вать водой, скр..пить листочки, скр..петь от ветра, пос..деть от горя, пос..деть на скамейке.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. В какой части слова пропущена орфограмма? (в корне).

- Объясните написание слов. Что вы учитывали при подборе проверочных слов? (лексическое значение слова).

V. Однозначные и многозначные слова.

- А сколько лексических значений может иметь слово? (одно или несколько)

- Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение? (однозначные)

- Какие слова называются многозначными?

Лошадь идет шагом. 2) Опять дождь идет. 3) Поезд идет через два часа. 4) Идет весна. 5) Часы идут хорошо. 6) Идут вступительные экзамены.

Слова-подсказки: двигается, отправляется, падает, действует, приближается, проходят.

VI. Прямое и переносное значение слов.

- мы уже говорили, что у однозначных слов только одно значение. Какое? (прямое значение слова). Это основное, первоначальное.

- А еще какое значение имеет слово? (переносное)

- У каких слов встречается переносное значение? (у многозначных)

- Как называются слова, употребленные в переносном значении? (метафора)

- В художественной литературе часто употребляются слова в переносном значении. Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов. Какие глаголы употреблены в переносном значении и придают стихам особую образность и выразительность? Какие действия человека приписывают поэты явлениям природы?

1) Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима. (А.Пушкин)

Ночью ветер злится

Да стучит в окно. (А.Фет)

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает… (С.Есенин)

- Как называются явления, когда действия человека приписываются явлениям природы? (олицетворение)

- Для чего в художественных произведениях авторы используют слова с переносным значением? (помогает сделать речь ярче, образнее, выразительнее).

VIII. Синонимы, антонимы, омонимы.

- Давайте вспомним, что такое синонимы?

Попробуйте представить, как трудятся писатели, из множества слов выбирая самые подходящие. Пишем текст, подбирая необходимые слова:

Уже (вечерело, смеркалось), когда Герасим (вернулся, пришел обратно).

По его (усталому, измученному, истомленному) виду, по неверной (походке, шагу), по запыленной (одежде, платью) его можно было (думать, предполагать), что он успел обежать пол-Москвы.

Вывод: Для чего необходимы синонимы? (чтобы избежать неоправданного повтора слова, выразить мысль более точно).

- Какие слова называются антонимами?

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, смеяться, хвалить, зло, холод, чистый, больной, поднимать, поломать, здороваться, храбрый, правда, горячий.

Вывод: Для чего используются антонимы в тексте? (чтобы подчеркнуть контраст, противоречие в чем-либо)

- А теперь отгадайте загадки? Как называются эти слова?

1. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

2. Я сборник карт, от ударения

Зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей шелковистой ткани я.

- Как называются такие загадки, основанные на использовании сходно звучащих, но разных по значению слов?

- Что такое омонимы? (это слова одной и той же части речи, но разные по лексическому значению)

- Определите значение омонимов?

1. Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка. (Я. Козловский)

2. - Определить лексическое значение слова Мир.

Мир 1 – земной шар; Мир 2 – отсутствие войны.

Составить словосочетание, в котором употребляются эти омонимы.

В мире животных. Заключить мир.

А можно ли составить словосочетание, в котором слово мир употреблено сразу в двух значениях? (Миру – мир! Мир во всём мире!)

А для кого нужен мир?

Тест №1 Словарный состав языка изучает наука.

2. Лексикология (правильный ответ)

Тест №2. Найдите ряд слов в переносном значении.

1.Лисья хитрость, железная воля, каменный дом

2.Золотое сердце, теплый прием, сердечный человек (правильный ответ)

3.Дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ

4.Грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь

Тест №3. Найдите “лишнее” слово.

3. Водитель (правильный ответ)

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:

Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы в парах:

1. Не люблю запах_________

Туго натянуть тетиву ___________

2. Умыть _________

3. Подъёмный __________

_________с горячей водой.

Слова одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению, называются:

1.Слова, сходные по значению

2.Слова одной части речи, противоположные по значению

Подберите к словам сначала синоним, затем антоним(Например: жара-зной-холод)

Молодцы! Работали активно, но самые четкие ответы были и хорошо и продуманно отвечали ….

Запишите домашнее задание: определить слово по его лексическому значению. Записать его прямо на карточке, которую я выдала. (карточка № 4)

Раздел лингвистики, изучающий лексику - … .

Словарный запас одного человека - … .

Заранее намеченный путь следования - … .

Знаки для обозначения звуков - … .

Часть слова без окончания - …

Игра. Шуточные вопросы.

1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на машинке).

2. Какой бор никогда не имеет листвы? (бор - химический элемент, мединструмент).

3. Каким ключом нельзя открыть замок? (источник-ключ, музыкальный).

4. Всякий ли пар способен подниматься? (пар - пашня).

5. Всякий ли барабан музыкальный инструмент? (деталь).

6. У каких башмаков не бывает каблуков? (башмак для затормаживания вагонов).

7. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (броненосец).

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

- познакомить учащихся с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомить с толковыми словарями.

- использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.

Образовательные способствовать умению различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста :

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие у развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы мения формулировать проблему;
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

  • обобщение и систематизация знаний о лексике, изобразительно-выразительных средствах русского языка;
  • работа с толковыми словарями разных авторов, в том числе обращение к электронным словарям и справочникам.

Метапредметные: ( компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; воспитание интереса к предмету через разные виды работы.

  • Интерактивная доска, ПК;
  • мультимедийный проектор;

Начинает сказка сказываться.

(учитель читает стихотворение В. Шефнера)

Много слов на земле… . Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

- Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о словах.

Объявление темы и цели урока. (Слайд 1-2)

- Прочитаем эпиграфы нашего урока. (Слайд 3)

- Посмотрите на экран, что вы видите? (хлеб) (Слайд 3)

- Запишем в тетради пословицу. (Слайд 4)

- Вставим пропущенные буквы. Проверим.

- Запишем транскрипцию и сделаем фонетический разбор слова ХЛЕБ.

- Как вы думаете, хлеб как продукт питания важен для человека? (ответы)

- Послушаем стихотворение о Хлебе. (Читает подготовленный ученик)

Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

- Действительно, “Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. И дар этот сопровождает человека на всем пути его исторического развития.

- В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. А умели ли эти люди говорить? (ответы)

- Верно, их речь только начинала развиваться. Вместе с новыми бытовыми навыками приходили и новые слова.

- Слова переходят к нам из века в век и некоторым уже тысячу лет.

- Слова связывают нас друг с другом. А как они это делают? (ответы)

- Верно, молодцы! Мы общаемся при помощи слов. А почему мы понимаем друг друга? Как связаны между собой слова? И что они образуют? (Слова связаны между собой по смыслу и образуют предложения)

- Правильно, каждое слово что-то значит, т.е. имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (Слайд 7)

- Вспомним, как еще связаны слова в предложении? (Грамматически)

- Верно. Слова в предложении связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А что входит в это понятие? (Набор грамматических признаков)

- К грамматическому значению относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число.

- Посмотрите на доску. В каком случае будет предложение, а в каком – набор слов? (Слайд 8)

- Итак, можем ли мы сказать, что слово становится значимым и понятным в предложении? (утвердительные ответы)

- Остановимся конкретнее на ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ.

- Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях. (Слайд 9)

- Толковые словари - это справочные книги, в которых собраны значения всех известных нам слов. И книги эти постоянно растут, потому что наш язык пополняется все новыми и новыми словами. Все слова в них расположены по алфавиту.

- Давайте найдем в Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова ХЛЕБ.

Словарная статья (Слайд 11)

- Посмотрите, сколько значений у этого слова! А как вы думаете, можно ли назвать хлебом вот этого персонажа? (Слайд 12)

- Он вам знаком? Кто это? (Колобок)

- А откуда пришел к нам этот Колобок?

- Обратимся к эпиграфу (Слайд 13)

Начинает сказка сказываться.

- Ребята, как вы думаете, откуда эти слова? (из сказки). Что они нам обещают? Они погружают нас в удивительный мир волшебства! В сказку, в которой любимые герои отправляются в путь-дорогу, где им обязательно встретятся испытания. Поднимите руки, кто из вас НЕ любит сказки? Давайте вспомним, какие сказки мы знаем? (ответы)

- Молодцы! Поработаем у доски.

Морфемный разбор слова СКАЗЫВАТЬСЯ.

Работа со словарем

- Хорошо. А теперь давайте посмотрим, есть ли наш Колобок в словаре?

КОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.

- Итак, мы выяснили, что колобок – это небольшой круглый хлебец. А каким был наш сказочный Колобок? (маленьким и круглым)

- Ребята, как вы думаете, чем похожи слова КОЛОБОК, КОЛЕСО, КОЛБАСА, КОЛЕНО? (они все обозначают круглые предметы) (Слайд 15)

- Вы верно подметили. Все эти слова произошли от одного древнерусского слова КОЛО, что означало КРУГЛЫЙ. (Слайд 16)

- Ребята, давайте вспомним, что такое ТЕКСТ. Обратите внимание на доску.

1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

2. Состряпала колобок, изжарила в масле; взяла старуха крылышко; и на окошко студить положила; наскребла муки горсти две; по сусеку помела; замесила муку на сметане; по коробу поскребла.

- Где здесь ТЕКСТ? (1)

- Верно. А почему вы так думаете? Что значит ТЕКСТ? (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности; текст можно озаглавить)

- Хорошо. Какова тема текста, который перед вами? Или как мы озаглавим этот текст? (Приготовление колобка)

- Обратимся к сказке. Вспомним, как Колобок появился на свет?

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

- Ребята, давайте повторим те движения, которые делала бабушка, когда стряпала Колобка.

- Молодцы, теперь вернемся к словам. Вы можете без словаря объяснить, что означает СУСЕК, КОРОБ? (Слайд 18)

- Да, в наше время мы затрудняемся объяснить значение этих слов. Как вы думаете, почему? (ответы)

- Верно. Молодцы! Потому что эти предметы исчезли из нашего обихода, а вместе с ними ушли и слова. Но об этом мы поговорим позже. А теперь найдем в словаре значение этих слов.

СУСЕК — СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках.

ЗАКРОМ — а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т.п.

КО́РОБ, -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.

- Хорошо, мы выяснили происхождение Колобка. А что же с ним случилось потом?

( Дети вспоминают и пересказывают вкратце сюжет сказки: сказка о том, как баба по просьбе деда испекла Колобок и "положила на окошко студиться". А Колобок прыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился, встречал различных зверей (медведя, зайца, волка). Все звери хотели съесть Колобок, но он пел им песенку и звери его отпускали. Лисице Колобок тоже спел песенку, но она притворилась глухой и попросила Колобка сесть ей "на носок, да пропеть ещё разок". Колобок сел лисе на нос, та его и съела.)

- Молодцы! Вы очень хорошо знаете эту сказку. А можно рассказать все то же, но немного по-другому. Послушайте. Читает учитель:

- Чем отличается мой рассказ от вашего? (Отличается стилем)

- Молодцы, вспомним стили речи. (Научный, разговорный и художественный стили)

- Хорошо, к какому стилю речи относится ваш рассказ? (К разговорному)

- Мой рассказ? (Ближе к научному)

- А каким же стилем написан текст самой сказки? (Х удожественным)

- Какова же основная мысль этой сказки как текста? (Тема хвастовства и т.д.)

- В чем был неправ Колобок? (ответы)

- Верно, Колобок слишком много хвалился и много болтал, за это и пострадал. Вспомним песенку, которую пел Колобок:

(Слайд 21) Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, ……., подавно уйду!

- Какие пословицы вы подобрали бы к этой сказке?

( работа вместе с учителем :

"Говори меньше, думай больше"

"Легко хвалится, легко и свалится".

"С умом задумано, да без ума сделано"

"Удерживай слово, когда оно навредить может" и др.

- Найдем в учебнике на стр. 127 (учебник 2001 года) какое еще значение имеют слова? (Грамматическое)

- Частично мы это уже затронули. Что же такое грамматическое значение слова? (К грамматическому значению слова относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число)

- Для чего служит грамматическое значение слов? (Для связи слов в предложении)

- Итак, мы с вами выяснили, что слова имеют лексическое и грамматическое значение. Перед вами пословица:

- Можно сказать, что это предложение? (Можно)

- Почему это предложение? (Между словами есть грамматическая связь)

- Давайте, определим грамматическое значение выделенных слов (работа по вариантам)

(Слайд 22) ХЛЕБА – м.р., ед.ч., Р.п.

- Итак, ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Мы с вами говорили о лексическом и грамматическом значении слов. Давайте, еще раз скажем, для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому? (ответы)

- А почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?(Слайд 24) - Наверное, потому что это русское слово, которое отражает нашу культуру, доносит ее до наших потомков.

- Вы сегодня хорошо работали. (Выставление оценок)

- Для того чтобы оценить нашу с вами работу, заполните анкету, которая перед вами на партах. Подчеркните ответ, соответствующий вашему настроению:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Солигаличского района Костромской области.

с использованием технологий: ИКТ, игровые.

Разработала учитель русского языка и литературы

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-игра.

Метод: комбинированный, игровой.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- развивать умение формулировать определение понятий;

- развивать умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте;

- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

2. Развивающие:

- осуществлять системно-деятельностный подход;

- формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные):

· развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

· развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

· развивать творческие, речевые способности учащихся;

· формировать логические умения;

· развивать умения формулировать проблему.

3. Воспитательные:

§ воспитывать интерес и уважение к родному языку;

§ воспитывать ценностное отношение к слову;

§ развивать коммуникативные УУД:

§ создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

- обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах;

- работа с толковыми словарями разных авторов.

Метапредметные:

- формирование ценностного отношения к русскому языку,

- формирование нравственных ценностей.

- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка учебной задачи.

4) Закрепление опорных знаний

6) Закрепление изученного.

7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Я очень рада нашей встрече. Мы давно не виделись. За каникулы вы, наверное, хорошо отдохнули, набрались сил. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. А урок у нас сегодня не совсем обычный. Мы немного поиграем. Вспомним, что изучали до каникул.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

3. Постановка учебной задачи.

4. Закрепление опорных знаний

А теперь давайте ответим на вопросы:

1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий его словарный состав?

Так какая же тема нашего урока?

2. Для чего служат слова?

- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

Этой наукой занимались многие ученые. Одним из них является С.И. Ожегов.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

3.Следующее задание выполняется письменно.

Спишите стихотворение в тетрадь.

Возят почту корабли,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Задание к тексту:

Определите лексическое значение слов почта и почтальон.

Запись учащимися числа, темы урока.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

5.Физминутка

6.Закрепление знаний.

7.Рефлексия деятельности

8. Домашнее задание

– Угадайте, – говорит учитель, – кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к нам?

– Да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова?

Сейчас проведем лингвистическую физкультминутку. Я буду называть слова, а вы с помощью жестов должны показать антонимы к словам.

Размялись, а теперь вернемся к теме урока.

Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? Слайд 9.

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый.

Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный.)

Жильцов квартиры номер два Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый.

Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.

Помогите братьям прочитать письмо.

Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.

Мы – слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла

Наподобие начинки смысл запрятан в

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

Какие значения слова мир?

Составьте предложения с этими омонимами.

Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

– О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный.

Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе?

Найдите слова, использованные в переносном значении, и выпишите их.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы

Опустела сумка почтальона Печкина.

Давайте выставим оценки и запишем домашнее задание.

Составить небольшой поучительный рассказ, где главными героями должны быть Лексика, омонимы, синонимы и антонимы.

Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.

Учащиеся записывают лексические значения новых слов.

- Это слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и произношению, но образованные от разных корней, разные по происхождению, и значения их тоже различны.

Выписывают слова, использованные в переносном значении.

Запись учащимися задания в дневники.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование).

УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные (нахождение слов в переносном значении); познавательные (опираются на уже известное).

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 085 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Лексика. Культура речи

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.01.2022 98
  • DOCX 81.5 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Козырева Надежда Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2-я группа.
Задание: Объяснить значение словосочетаний в контексте.
Сердечный человек - .
Сердечный прием - .
Сердечная мышца - .



Задание: Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, а в вертикальном столбце вы прочтёте общее название таких слов.
1. Горький. 2. Начинать. 3. Бури. 4. Рыхлый. 5 Трудолюбивый. 6. Короткий. 7. Свет.
(Ответы: 1. Сладкий. 2. Кончать. 3. Затишие. 4. Плотной. 5. Ленивый. 6. Длинный. 7. Темнота. Антоним.)
Учитель. А сейчас, ребята, подведем итоги (на доске записывают итоги, баллы каждой группы, объявляют победителей).
VIII. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке. Отметки за работу.
Учитель. Мы убедились еще раз в богатстве великого русского языка, в его огромной значимости, важности в жизни человека, разнообразии, выразительности, яркости.
Домашнее задание 3 ступеней: сложное, средней сложности, легкое. (Можно обыграть подачу задания.)
Сложное задание.
1. Записать предложение, расставить знаки препинания. 2. Найти и выписать слово, употребленное в переносном значении - метафору. 3. Подобрать к нему синонимы.
Речевая культура человека это зеркало его духовной культуры писал В. А. Сухомлинский.
Задание средней сложности.
Записать слова, которые соответствуют следующим лексическим значениям:
1. Договор между двумя или несколькими лицами.
2. Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
3. Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова.
4. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
5. Группа специалистов, решающая вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках.
Несложные задания.
Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был дан в конце изучения темы "Лексика" в 5 классе.цели урока: 1.Закрепить и систематизировать знания учащихся об изученных понятиях по данной теме.2.Упрочить лексикологические умения и навыки, создать базу для изучения новых лексических понятий, совершенствовать память, логическое мышление, навык связной монологической речи, развивать культуру речи учащихся, обогащать их словарный запас.3. воспитывать интерес к предмету, любовь и уважение к русскому языку, доброжелательность друг к другу, умение осознанно трудиться.

Читайте также: