Что мы знаем о стилях речи 7 класс разумовская конспект урока и презентация

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока.doc

1. Образовательные:

1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи.

3. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

2. Развивающие:

1. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

2. Закрепить умение определять стиль речи,составлять текст заданной тематики и стилевой принадлежности.

3. Воспитательные:

1.Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Оборудование: на доске схема , мультимедиапроектор, раздаточный материал, презентация.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме практической работы.

Не владея топором, и дерева не срубишь,

а ведь язык - тоже инструмент, музыкальный инструмент,

и надобно учиться легко и красиво владеть им.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в экспертную лабораторию, но не на экскурсию, а на работу. Знаете ли вы, чем занимаются эксперты? Конечно, и делают аргументированные выводы.

А сейчас, ребята, послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая.

Мысль словами выражать

- Суть стилистики такая.

Речь, статья или роман?

Заявление на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всём система.

Не к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила делема,

- Нужно стили речи знать!

Какова главная мысль стихотворения?

Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой - либо текст.

Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, написать статью или письмо, нужно знать, в каком стиле его оформлять.

Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким - либо текстом.

Актуализация знаний и самоопределение

Но так как вы еще не имеете специального образования, то мне необходимо провести экспресс-мониторинг ваших знаний.

Можно ли назвать это текстом? Определите стиль каждого предложения.

1)Знаете, я вот как-то раз в степи побывал…2) Степями принято называть равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата.3) Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…4) Неужели есть люди, которые не замечают красоты родной природы. 5) Вышеупомянутый вопрос находится в стадии рассмотрения.

Возьмите папку эксперта, достаньте лист актуализации знаний и самоопределения, укажите стиль каждого предложения. Проверьте себя и по результатам определите , в качестве кого вы сегодня будете выступать: эксперта или помощника эксперта.

Итак, к работе! У каждого из вас есть экспертный лист с текстом, в течение 5 мин. Вы работаете, записывая свои выводы. Затем заполняете экспертное заключение, обобщая работу всех экспертов.

Далее, выбираете представителя, который в течение 2-3 мин, выступает с выводами особенностям предложенного вам стилю речи. За работу! Желаю удачи!

1 группа. Лист экспертизы

Фамилия, имя эксперта_____________________________________

Стиль текста________________________________________________

Выводы по данному тексту:

Сфера применения (где?)___________________________________________________________

Функция (Зачем?)___________________________________________________________

Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________

Языковые средства___________________________________________________________

Жанры_____________________________________________________________

Лист экспертизы

Фамилия, имя эксперта_____________________________________

Стиль текста________________________________________________

- Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.

- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.

Выводы по данному тексту:

Сфера применения (где?)___________________________________________________________

Функция (Зачем?)___________________________________________________________

Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________

Языковые средства___________________________________________________________

Жанры_____________________________________________________________

Лист экспертизы

Фамилия, имя эксперта_____________________________________

Стиль текста________________________________________________

Видевших собаку просим позвонить по телефону: 43-12-56

Выводы по данному тексту:

Сфера применения (где?)___________________________________________________________

Функция (Зачем?)___________________________________________________________

Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________

Языковые средства___________________________________________________________

Жанры_____________________________________________________________

Лист экспертизы

Фамилия, имя эксперта_____________________________________

Стиль текста________________________________________________

Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, черный, серый, коричневый.

Выводы по данному тексту:

Сфера применения (где?)___________________________________________________________

Функция (Зачем?)___________________________________________________________

Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________

Языковые средства___________________________________________________________

Жанры_____________________________________________________________

Лист экспертизы

Фамилия, имя эксперта_____________________________________

Стиль текста________________________________________________

Очень часто приходится наблюдать какую картину: бродячие собаки целыми стаями атакуют городские свалки. Ввалившиеся бока, грязная, скатавшаяся шерсть, а в глазах -тоска. Как они оказались на улице? Ответ прост: собаки стали не нужны своим прежним хозяевам, их выгнали из дома.

Выводы по данному тексту:

Сфера применения (где?)___________________________________________________________

Функция (Зачем?)___________________________________________________________

Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________

Языковые средства___________________________________________________________

Жанры_______________________________________________________

Сфера применения (где?)

Ведущая стилевая черта

Итоги работы в группах - определение общих стилевых признаков

Афиширование результатов

Приглашаю представителей групп, а все остальные эксперты внимательно следят за выводами и обобщениями, сравнивают работу коллег с нормами классической стилистики, оценивание производится путем выставления + и – в листе оценивания результатов.

Работаем 3-5 мин

Афиширование результатов

3-5минут

Сегодня я узнал…

Для меня стало полезным…

Я смогу применить…

Домашнее задание: повторить те сведения о стилях речи, которые, на ваш взгляд, нужно восстановить в памяти.

Конспект урока и презентация по разделу "Речь"(7 класс) содержат материалы для повторения и обобщения изученного по теме "Стили речи" и обучения стилистическому разбору текста, включающему анализ речевой ситуации и языковых средств.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_7_klass.doc 50.5 КБ
stilisticheskiy_razbor_teksta_izm..ppt 318.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

(УМК Разумовской М.М.)

Тема: Стили речи (систематизация изученного)

Стилистический разбор текста

1)Формирование умения определять стиль текста по речевой ситуации

3)Воспитание активной гражданской позиции

Что такое стилистический разбор?

Учитель называет тему урока и предлагает вспомнить все изученные стили речи.

Ученики перечисляют стили речи.

Затем предлагает учащимся подумать, на основе каких признаков различаются стили речи между собой.

Ученики называют различные признаки, например: где используется, какая лексика преобладает, каков грамматический строй предложений и т.д.

Учитель. Были названы языковые и внеязыковые признаки, среди которых есть такие, которые принципиально отличают стили друг от друга, и такие, которые раскрывают особенности каждого стиля. Зависит ли от этого порядок стилистического разбора?

Ученики. Да. В первую очередь следует отметить самые существенные признаки стиля.

Учитель. Определите цель урока.

Ученики. Выяснить, какие признаки лежат в основе различения стилей речи, и какие действия нужно выполнить при выполнении стилистического разбора.

Анализ структуры речевой ситуации

Учитель. Рассмотрите структурную основу речевой ситуации и назовите основания для анализа стиля (слайд №4)

Ответьте на вопросы:

  1. С кем происходит общение?
  2. Где используется?
  3. Зачем организуется общение?

Ученики, отвечая на вопросы, называют три основания для анализа стиля, или три признака речевой ситуации:

  1. Условия общения
  2. Характер обстановки
  3. Задача речи

Учитель. Повторим признаки речевой ситуации (слайд №5)

Практическое задание №1

Прочитайте текст упражнения 445 (стр. 210)

Ответив на 3 вопроса, составьте схему речевой ситуации

Ученики составляют схему речевой ситуации и комментируют её:

Данная речь применяется при общении с широкими массами людей (1-много), в официальной обстановке (о/о), а именно: в газете, с целью воздействия на читателя.

Учитель. Проверяем схему (слайд № 6 – РС -1).

Можно на основе речевой ситуации определить стиль речи?

Ученики. Да. Это текст публицистического стиля.

Практическое задание №2

Выполните обратное действие: подберите текст к заданной схеме (слайд № 6 – РС-2) и охарактеризуйте его, пользуясь памяткой (слайд № 7).

Как грамотно построить высказывание

Данный текст ________________________стиля, так как применяется

  1. В условиях общения _____________________________
  2. В ____________________________ обстановке, а именно: ___________________
  3. Задача речи - ______________________

Текст 1(слайд № 8)

Книжные слова характеризуются, с одной стороны, связью с книжными стилями речи, а с другой, большей или меньшей их неуместностью в разговорно-бытовом стиле речи. Для правильного употребления слов очень важно различать, во-первых, стилистическую окраску слова, его принадлежность к определённому стилю речи и, во-вторых, эмоционально-экспрессивную окраску, связанную с отношением говорящего к высказыванию. Следовательно, чтобы не нарушить стилистических норм, необходимо уметь выбрать наиболее уместное средство для выражения данного содержания.

Текст 2 (слайд № 9)

Ох уж эти любители сомнительной славы! Как они хотят запечатлеть собственные имена в самых неподобающих местах: на молоденькой берёзке, на скалах, на древних стенах. Вот, мол, смотрите, и я бывал тут.

Вот прекрасный уголок – Таэваскоя. Большое озеро, корабельные сосны, отвесные скалы. Но вот скалы все испещрены автографами. Чудесная тишина лесного озера была сразу нарушена. Будто ворвались сюда с улюлюканьем грубые люди и надругались над природой.

А вот классический крымский пейзаж. Любуешься задумчивыми соснами, убегающими вверх по холму виноградниками, не можешь налюбоваться на санаторий, похожий на сказочный белый замок. И как пощёчина – эти надписи, начисто стирающие красоту.

И не понимает сей надругатель, что проявил просто-напросто невежество, бескультурье, неуважение к нашей земле и к нашим людям.

Сравнение речевых ситуаций

Учитель. Сравни схемы (слайд № 6). Найди общее и различное в них, реши, какой из признаков самый существенный.

Учитель. Подумайте, достаточно ли только этого признака, чтобы определить стиль. Рассмотрите схемы РС других стилей и сделайте вывод.

(Схемы РС на стр. 197)

Ученики. Недостаточно, так как у художественного и публицистического стилей одинаковая функция, также у научного и делового стилей совпадает основная задача речи.

Демонстрация слайдов №10 и №11

Учитель. Функция речи – это существенный, но недостаточный признак, необходимо подключение другого стилевого признака. Какого?

Ученики. Характер обстановки. Важно выяснить, где именно происходит общение.

Учитель. Уточним характер обстановки. Где используется каждый из стилей?

Ученики. Публицистический стиль используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, на собраниях, митингах и т. п. Художественный – в книгах (художественной литературе), в авторской речи. Научный – в учебниках, энциклопедиях, справочниках и другой научной литературе. Деловой – в инструкциях, заявлениях, приказах и других документах.

Учитель. Таким образом, данный признак позволяет отличить художественный стиль от публицистического, деловой – от научного.

Назовите 5-й стиль речи.

Ученики. Разговорный (слайд № 12).

Учитель. Сравни РС разговорного стиля с остальными и сделай вывод.

Ученики. Этот признак позволяет разделить речь на 2 вида: разговорную и книжную, в основе которых лежат принципиально разные условия общения. Разговорный стиль используется в неофициальной обстановке при персональном общении со знакомыми людьми. Книжные стили применяются в условиях массовой коммуникации.

Составление плана стилистического разбора

Учитель. Повторим, что нужно сделать, чтобы определить стиль речи.

Ученики. Воссоздать речевую ситуацию по 3-м признакам.

Учитель. Это 1-ое действие стилистического анализа.

Какое будет 2-ое действие?

Ученики. 2-ое действие – поиск языковых средств, с помощью которых раскрываются особенности стиля: характерные слова, выражения, строение предложений, способы связи предложений в тексте и т. п.

Учитель. Таким образом, стилистический анализ состоит из 2-х действий (слайд №14).

Практическое задание №3

  1. Выполните 1-ое действие стилистического анализа и определите стиль речи каждого текста (слайды №15,16, 17,18,19)
  2. Выполните 2-ое действие стилистического анализа текста №4 и дайте его полную характеристику.

Ученики. Знание стилей речи позволяет лучше понять основную мысль текста, уместность использования тех или иных языковых средств, научиться самим создавать высказывания различных стилей, не совершать стилистических ошибок.

Домашнее задание. Выполнить стилистический анализ текста упражнения № 422.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Стили речи Что такое стилистический разбор?

Стили речи разговорный книжные художественный публицистический научный деловой

Речевая ситуация С кем? Где? Зачем? Назови основания для анализа стиля речи: Условия общения Характер обстановки Задача речи

Признаки речевой ситуации: Условия общения Характер обстановки Задача (функция) речи С кем? Где? Зачем?

1. Какой схеме соответствует данный текст? Дайте характеристику стиля речи (см. памятку ). Книжные слова характеризуются, с одной стороны, связью с книжными стилями речи, а с другой, большей или меньшей их неуместностью в разговорно-бытовом стиле речи. Для правильного употребления слов очень важно различать, во-первых, стилистическую окраску слова, его принадлежность к определённому стилю речи и, во-вторых, эмоционально-экспрессивную окраску, связанную с отношением говорящего к высказыванию. Следовательно, чтобы не нарушить стилистических норм, необходимо уметь выбрать наиболее уместное средство для выражения данного содержания.

2. Какой схеме соответствует данный текст? Дайте характеристику стиля речи (см. памятку ). Ох уж эти любители сомнительной славы! Как они хотят запечатлеть собственные имена в самых неподобающих местах: на молоденькой берёзке, на скалах, на древних стенах. Вот, мол, смотрите, и я бывал тут. Вот прекрасный уголок – Таэваскоя. Большое озеро, корабельные сосны, отвесные скалы. Но вот скалы все испещрены автографами. Чудесная тишина лесного озера была сразу нарушена. Будто ворвались сюда с улюлюканьем грубые люди и надругались над природой. А вот классический крымский пейзаж. Любуешься задумчивыми соснами, убегающими вверх по холму виноградниками, не можешь налюбоваться на санаторий, похожий на сказочный белый замок. И как пощёчина – эти надписи, начисто стирающие красоту. И не понимает сей надругатель, что проявил просто-напросто невежество, бескультурье, неуважение к нашей земле и к нашим людям.

Речевая ситуация 1-много официальная обстановка воздействие Художественный Публицистический

Речевая ситуация 1\1 Неофициальная обстановка общение Разговорный

Порядок стилистического разбора На основе РС определи стиль речи. Найди языковые средства, характерные для данного стиля: лексические грамматические

Определи стиль речи Текст №1 - Слушай, Коля, а не махнуть ли нам сегодня на рыбалку? Ты говорил, что в километрах десяти есть глубокий омут. Может, туда закатимся с ночевкой? Нам бы хоть двадцать окуней наловить и ушицы сварить на берегу. Как ты на это смотришь, Коля? -Я так на это смотрю: до двенадцати – сборы, затем запрягаю в дрожки Воронка, и – айда. разговорный

Определи стиль Текст №2 Волейбол – командная спортивная игра с мячом на площадке, разделённой пополам сеткой. Играющие стремятся ударами рук по мячу перебросить его на половину соперника . научный

Определи стиль Текст №5 Подключите прибор к электросети и загрузите тосты в приёмные отверстия. Установите таймер в одно из положений (1-7). Опустите загрузочный рычаг. По окончании поджаривания тостер автоматически отключится и поднимет тосты. деловой

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли.

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа.


Стили речи (систематизация изученного). Стилистический разбор текста

Языковые и внеязыковые признаки, среди которых есть такие, которые принципиально отличают стили друг от друга, и такие, которые раскрывают особенности каждого стиля.


Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек"

Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек" содержит краткое описание урока с основными видами деятельности, интересные примеры, задания, тексты для работы на уроке.


Речеведческий разбор текста.

В презентации представлен материал для спецкурса по русскому языку в 11 классе.


Лексико-грамматический разбор текста.

В презентации представлен материал для спецкурса по русскому языку в 11 классе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: «Публицистический стиль речи и его особенности"

Цель урока : изучение особенностей публицистического стиля речи

Тип урока : урок развития речи, урок открытия новых знаний.

Задачи урока :

Образовательная :

- познакомить обучающихся с основными особенностями и языковыми средствами публицистического стиля речи;

- научить определять принадлежность текста к публицистическому стилю;

- научить производить стилистический анализ текста.

Воспитательна я:

- привить любовь к родному слову;

- формирование активной жизненной позиции.

- развитие логического мышления;

- развитие творческих способностей.

Технологии и методы работы : элементы технологии проблемного обучения; здоровье сберегающая технология; ИКТ; методы частично-поисковый, проблемный.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать особенности публицистического стиля, его жанры; языковые средства публицистического стиля речи; уметь находить тексты, написанные в публицистическом стиле; определять признаки публицистического стиля в указанных текстах; доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю; уметь составлять устное выступление в публицистическом стиле.

Метапредметные: адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров, пользоваться разными видами чтения (изучающим, ознакомительным); способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, работать по плану, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме, выступать перед коллективом сверстников.

Личностные: анализировать и подбирать тексты публицистического стиля; устанавливать характерные признаки, различать тексты публицистического и художественного стилей; осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к языковому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, видеоролик о роли русского языка в жизни человека.

Основные понятия: публицистический стиль.

1. Организационный момент. Актуализация и проблемное учебное действие. Выявление места и причины затруднения. Введение в тему и постановка проблемного вопроса.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет совсем необычный урок: и сидите вы не так, как всегда, и очень мало будете работать в тетрадях, а в основном устно с текстами из газет, с таблицами - в группе и самостоятельно. В качестве языковедов вы проведете небольшое научное исследование текстов. В конце урока дадите оценку своей деятельности. И еще наш урок необычен тем, что на нем присутствуют гости. Давайте с вами улыбнется друг другу, гостям, затем возьмем друг друга за руки и пожелаем успехов и работоспособности на уроке.

- Теперь вашему вниманию предлагается текст:

СЛАЙД 1 (читает учитель)

Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Она - тот язык, на котором мы только и можем понять друг друга.

Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрощенных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку. ( В. Розов)

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

- О чем это текст? Кому адресован этот текст? Какие проблемы он поднимает - Где бы вы могли встретиться с таким текстом? - Есть ли в нем средства выразительности? Какие?

- Для чего они используются? - С какими стилями речи вы уже знакомы

СЛАЙД 2 ( Стили речи).

(таблица со стилями речи - повторить назначение каждого из стилей речи)- папка с карточками.

К какому стилю речи вы могли бы отнести это текст? Что вызвало у вас затруднение при определении стиля речи?

2. Целеполагание и построение выхода из затруднения. Беседа.

- Вы встретились еще с одним стилем речи - публицистическим.

- Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

- "Публицистический стиль речи и его особенности".

- Запишите ее в вашу тетрадь .

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, используя опорные слова:

Цель урока: познакомиться. и . Учиться отличать .

( Цель урока: познакомиться с публицистическим стилем и его характерными особенностями, уметь определять признаки этого стиля в текстах, учиться отличать публицистический стиль от других стилей речи.)

3. Творческая практическая деятельность по реализации построения проекта. Наблюдение над признаками публицистического стиля.

- Давайте в ваших учебниках и прочитаем заметку о публицистическом стиле речи. ( Чтение заметки).

- Что мы узнали о публицистическом стиле речи?

Название стиля происходит от латинского слова publikus -" общественный". Тогда становится понятно назначение текстов, созданных в публицистическом стиле.

- Исходя из вышесказанного и прочитанного в учебнике, мы можем сформулировать задачу публицистического стиля речи.

- Кто из вас может сформулировать задачу этого стиля?

Задача публицистического стиля речи - воздействовать на слушателей, читателей, на их чувства, поведение, поступки.

- Давайте с вами проведем лексико-орфографическую работу, используя словарь иностранных слов и знания, полученные ранее.

СЛАЙД 7 -( Лексико-орфографическая работа) ( РАБОТА СО СЛОВАРЕМ)

СЛАЙД 8 - Сфера использования публицистического стиля речи.

- Ребята, я предлагаю вам, пользуясь материалом таблицы и планом, рассказать об особенностях публицистического стиля речи. ( См. Приложение 2 - таблица)

1. Познакомьтесь с содержанием таблицы. Какая информация для вас является абсолютно новой?

2. Назовите основания для определения стиля.

3. Выделите признаки публицистического стиля ( подчеркните ключевые слова).

4. Сравните их с признаками художественного стиля. Что общего и различного обнаружили?

Публицистический стиль речи

1. Воздействие на слушателя, читателя.

2. Передача общественно-значимой информации.

3. Побуждение к определенным поступкам, действиям.

Сфера применения

В устной речи: на выступлениях, на митингах, собраниях, в передачах по радио и телевидению ( интервью, репортажи).

В письменной речи: статьи и заметки в газетах, журналах, очерки.

Черты публицистического стиля

Актуальность, своевременность, образность, экспрессивность, четкость и логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей ( особенно художественного и научного), общедоступность ( понятность для широкой аудитории).

Средства языка, характерные для публицистического стиля речи

Использование терминов, общественно-политической лексики; активное использование заимствованной лексики, эмоционально окрашенной лексики. Пословицы, поговорки, цитаты, изобразительно-выразительные средства языка ( метафоры, эпитеты, инверсия и др.), синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, риторические вопросы, побудительные предложения, обращения.

Ведущий тип речи

1. Рассуждение, но в него могут органично вплетаться описание и повествование.

Ключевые слова: текст, публицистический стиль, газетная статья, заметка, лексика и др.

- Сейчас трудно представить жизнь без газет и журналов, рассказывающих о том, что происходит вокруг нас.

Цель публицистических текстов - воздействовать на читателя или слушателя, который или принимает точку зрения автора, или активно не соглашается с ней.

4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Практика ( применение новых знаний, развитие умений).

1.Выявление признаков публицистического стиля в конкретном тексте с опорой на ведущие черты ( по плану анализа текста).

- Вы познакомились с основными признаками публицистического текста, и теперь мы постараемся найти черты этого стиля в газетной статье.

- Как вы думаете, о чем будет этот текст?

- А кто может быть мамой МП?

Мама Маленького принца

Впервые сказку, написанную французским летчиком, Нора Галь прочла в доме своего друга писательницы Ф. Вигдоровой. Книга настолько захватила, что захотелось тут же ее перевести для своих друзей. Пусть и они насладятся этим чудом! Работала вдохновенно, и всего через несколько дней Маленький принц заговорил на русском языке.

Работа со словами.

(Деткор * – корреспондент школьного возраста, пишущий для детского журнала или газеты).( Псевдоним- вымышленное имя автора произведения).

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

- Ваши предложения о том, кто же является мамой МП, оправдались или нет?( Ответы детей)

- В каком значении употреблено слово мама? ( Слово употреблено в переносном метафорическом значении(переводчица сказки), т.к. тема текста – переводческая деятельность Норы Галь).

СЛАЙД 10 ( Е. Леонов)

- Как вы думаете, с какой целью автор использует этот художественный прием (метафору)?

- Какую же задачу ставил автор очерка?

- К какому жанру относится этот текст? (жанр-очерк).

- Давайте с вами вспомним что такое портретный очерк

СЛАЙД 11 ( Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни, цель автора – создать живой образ, который не оставит читателя равнодушным.Журналисты обращают внимание на наиболее важные вехи в судьбе героя, на его жизненный опыт, на особенности его профессиональной деятельности).

- Получилось ли у автора очерка создать яркий и живой портрет переводчицы Норы Галь?

- Какие слова доказывают принадлежность текста к публицистическому стилю? Назовите их. (КАРТОЧКА + ТЕКСТ)

Эмоционально окрашенная лексика : захватила, насладятся, чудом, вдохновенно, печальная, светлая, удивительный, старенькой, счастливый билет, мама и др.

Заимствованные слова : псевдоним, деткор( корреспондент), газета, имя Нора Галь); газетная лексика ( перевод, переиздавали, газета, журнал, пишущая машинка).

5. Физминутка(релаксация под спокойную музыку- фон осеннего леса).

2. Исследовательская задача (работа в парах, по группам).

СЛАЙД 13 ( Работа с прессой)

- Ребята, вам сейчас предстоит провести небольшое научное исследование публицистического текста, выступив в роли специалиста-лингвиста. Вы получите статьи из различных источников, проанализируйте их по предложенному плану. ( КЛИШЕ)

Тема. Научное исследование публицистического текста.

Твоя роль. Специалист - лингвист. Языковед.

Описание действий. Прочитайте внимательно текст статьи. Какова тема текста? К кому обращен данный текст: к одному человеку или широкой публике? Какую цель ставит перед собой автор статьи?

Привлечь внимание читателей к проблеме…

Призвать к чему – либо…

Вызвать читательский отклик…

Сформировать читательское мнение…

- Назовите общие стилевые черты статьи. Какие лексические средства автор использует для воздействия на читателей? ( В статье автор использует….) Ведущий тип речи. Где бы мы могли прочитать данный текст?

- Результат. Выступление группы с результатами анализа публицистического текста.

-Приложение. Газета, журнал.

Учащиеся могут отметить совмещение языковых черт разных стилей в публицистическом тексте. Развивается умение определять стилистическую принадлежность текста на основе комплексного анализа ( задача, вид текста ( по названию), языковые особенности).

- Работа подходит к концу, каждая группа готова озвучить результаты своего лингвистического исследования.

- Итак, теперь вы знакомы со всеми стилями речи, и вы должны уметь различать тексты, написанные в разных стилях.

- Ваша задача – определить, к какому стилю речи принадлежит текст, докажите свою точку зрения ( РАБОТА С КЛИШЕ)

СЛАЙД14- ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА О ВАЖНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА

6. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности ( итог урока).

- Пришло время подвести итоги нашей деятельности.

- С каким стилем речи мы познакомились на уроке?

- Каковы его отличительные черты? СЛАЙД 15,16

- Какова основная задача стиля? ( плюс информация учебника)

- В чем важность и значимость этого стиля для современного человека?

Произведения публицистического стиля ставят не только проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к добру, терпимости, взаимопониманию.

Публицистика ставит перед обществом важнейшие проблемы, привлекает внимание к процессам, происходящим в обществе.

- Какой вид работы вам понравился больше всего?

- Какие возникли сложности при анализе публицистического стиля?

-Что требуется сделать ( повторить, выучить), чтобы работа была более успешной?

- Дайте рекомендации своим одноклассникам ( по выбору или по желанию

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

1. Какова была цель урока( что нужно было получить в результате)

2. выполнены ли все задания ( получен ли результат)?

3. выполнены все задания верно или с ошибками?

4. Какую отметку можно поставить?

8. Аргументированное выставление оценок за урок.

- С каким настроением вы покидаете сегодняшний урок?

( выбор смайлов обучающимися)

9. Домашнее задание. СЛАЙД17

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап.

Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.

Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.

Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.

2. Фронтальный опрос.

– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.

3. Проверка д/з:

– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:

Доклады учащихся:

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы.

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький.

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением.

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать.

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка

Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

4. Лексическая игра

Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.

– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?

– Проверяем все (самопроверка)

Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,3-4– “3”)

5. Самостоятельная работа ( в группах)

Инструктаж перед с/р.:7

Учитель: Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.

– На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.

Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.

Время выполнения работы 5 мин.

Задание для группы № 1:

“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.

Задание для группы № 2:

Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.

В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.

Задание для группы № 3:

Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.

Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.

Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.

Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.

Задание для группы № 4:

Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.

Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.

Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.

Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.

Задание для группы № 5:

Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.

Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.

Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.

Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.

Вопрос к другой группе:

6. Подведение итогов.

Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.

Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.

Самопроверка (открывается доска со словами).

7. Домашнее задание.

Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите

данный материал, выполнив упр. 181(определить стиль текста) или отредактировать текст

(упр.180,ч.2); инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при подготовке к экзамену.

8. Редактирование текста.

Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли– в роли редакторов. Перед вами– текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст.

Самопроверка.
Оценки.
Отредактируйте текст.

К какому стилю относится данный текст?

Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.

Киев. основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.

(Из тетради по истории ученика 6-го класса).

Текст №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.

Начальнику отделения связи

г. Москвы
№В-485
М.И.Прохоровой
Соколова А.П., живущего по адресу:
ул. Волгина, д.5, кв.44,

Уважаемая, Мария Ивановна!

Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам

Читайте также: