Конспект урока по теме горение

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока по теории горения и взрыва.на тему : Процессы окисления и горения.
Дается описание этих процессов , их сходство и отличительные особенности. Рассматривается процесс горения с разных точек зрения. Описываются процессы горения и окисления как экзотермические реакции.выясняется роль кислорода в этом процессе.показаны другие окислители ,вызывающие воспламенение.Рассмотрены условия возникновения горения ..гомогенное и гетерогенное горение.

Оценить 252 0

Предмет : Теория горения и взрыва.

Тема урока : Общие сведения о процессах окисления и горения.

Цели урока: формирование системных знаний об окислении и горении.;

Задачи:Познавательные: раскрыть значение знаний о сущности горения и медленного окисления для развития науки и техники, жизни людей; актуализировать опорные знания о процессе горения.

Воспитательные: создать условия положительного отношения к знаниям, к процессу учения; воспитание желания активно, с интересом учиться ,воспитание патриотизма.

Развивающие: способствовать формированию диалогического взаимодействия;; развивать познавательную активность, развивать умение слушать, делать записи, применять полученные знания в практической деятельности;

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы , объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: проектор, компьютер, видеофрагменты, учебник.

Структура урока

3.Актуализация опорных знаний.

4.Изучение нового материала

6. Закрепление .Домашнее задание

7. Рефлексия. Итог

1.Организационный момент.

-Знакомство.Требования к изучению предмета., ведению тетрадей.

-Проверка готовности студентов к уроку.

2.Целевая установка:

3.Актуализация опорных знаний.

-Назовите наиболее распространенный элемент земной коры.

Огонь. Люди не случайно обожествляли его!

Немыслима без огня и современная жизнь. Однако из надёжного помощника огонь может превратиться в страшную стихию и уничтожить всё на своём пути: леса, хлебные поля, строения, памятники (старины) архитектуры – всё то, что создано трудом людей за десятки и сотни лет. Нередки случаи, когда пожары уносят ничем невосполнимые человеческие жизни.

-А как связаны между собой огонь и химический элемент кислород?

4.Изучение нового материала

ОКИСЛЕНИЕ-

Медленное окисление– это процесс медленного взаимодействия веществ с кислородом с медленным выделением теплоты (энергии).

Примеры взаимодействия веществ с кислородом без выделения света: гниение навоза, листьев, окисление металлов (железные форсунки при длительном употреблении становятся тоньше и меньше), дыхание аэробных существ, т. е. дышащих кислородом, сопровождается выделением теплоты, образованием углекислого газа и воды.

Горение - реакция окисления, протекающая с достаточно большой скоростью, сопровождающаяся выделением тепла и света.

+ Выделение СВЕТА

Горение – это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и обычно свечением. Для возникновения процесса горения требуется наличие 3-х факторов:

– горючего вещества в любом агрегатном состоянии;

– окислителя (обычно кислорода воздуха);

– источника загорания (импульса). Окислителем, кроме того, могут быть хлор, фтор, бром, окислы азота и т. д.

В зависимости от свойств горючей смеси горение может быть гомогенным и гетерогенным. При гомогенном горении исходные вещества имеют одинаковое агрегатное состояние (например, горение газов). Горение твёрдых и жидких горючих веществ является гетерогенным.

Горение дифференцируется также по скорости распространения пламени и в зависимости от этого параметра может быть:

– дефлаграционным (в пределах нескольких м/с);

– взрывным (порядка десятка м/с);

– детонационным (тысячи м/с).

Пожарам свойственно дефлаграционное горение.

В зависимости от соотношения горючего и окислителя различают процессы горения бедных и богатых горючих смесей.

Бедными называют смеси, содержащие в избытке окислитель, их горение лимитируется содержанием горючего компонента.

К богатым относятся смеси с содержанием горючего выше стехиометрического соотношения компонентов. Горение таких смесей лимитируется содержанием окислителя.

Возникновение горения связано с обязательным самоускорением реакции в системе. Существует три основных вида самоускорения химической реакции при горении: тепловой, цепной и комбинированный цепочно-тепловой. Тепловой механизм ускорения связан с экзотермичностью процесса окисления и возрастанием скорости химической реакции с повышением температуры при условии аккумуляции тепла в реагирующей системе.

Цепное ускорение реакции связано с катализом химических превращений, осуществляемых промежуточными продуктами превращений, обладающими особой химической активностью и называемыми активными центрами. В соответствии с цепной теорией химический процесс осуществляется не путём непосредственного взаимодействия исходных молекул, а с помощью осколков, образующихся при распаде этих молекул (радикалы, атомарные частицы).

Реальные процессы горения осуществляются, как правило, по комбинированному цепочечно-тепловому механизму.

Процесс горения характеризуется самовоспламенением горючей смеси и самовозгоранием горючих веществ.

При горении идет интенсивное окисление, в процессе горения появляется огонь, следовательно, такое окисление протекает очень быстро. Если скорость реакции окажется достаточно большой? Может произойти взрыв. Так взрываются смеси горючих веществ с воздухом или кислородом. К сожалению, известны случаи взрывов смесей воздуха с метаном, водородом, парами бензина, эфира, мучной и сахарной пылью и т.п., приводящие к разрушениям и даже человеческим жертвам.

Для возникновения горения необходимы:

•горючее вещество

• окислитель (кислород)

• нагревание горючего вещества до температуры воспламенения.

Температура воспламенения у каждого вещества различна.

В то время как эфир может воспламениться от горячей проволоки, для того чтобы поджечь дрова, нужно нагреть их до нескольких сот градусов. Температура воспламенения веществ различна. Сера и дерево воспламеняются при температуре около 270 °С, уголь – около 350 °С, а белый фосфор – около 40 °С.

Однако не всякое окисление непременно должно сопровождаться появлением света.

Существует значительное число случаев окисления, которые мы не можем назвать процессами горения, ибо они протекают столь медленно, что остаются незаметными для наших органов чувств. Лишь по прошествии определенного, часто весьма продолжительного времени мы можем уловить продукты окисления. Так, например, обстоит дело при весьма медленном окислении (ржавлении) металлов или при процессах гниения.

Разумеется, при медленном окислении выделяется теплота, но это выделение вследствие продолжительности процесса протекает медленно. Однако сгорит ли кусок дерева быстро или подвергнется медленному окислению на воздухе в течение многих лет, все равно – в обоих случаях при этом выделится одинаковое количество теплоты.

Характеристика процессов горения и медленного окисления

Вывод: реакции горения и медленного окисления – это экзотермические реакции, отличающиеся скоростью протекания этих процессов.

5. Демонстрационный эксперимент. Горение простых и сложных веществ в кислороде

Записываем уравнения реакций и записываем в тетради выводы:

•Интенсивность протекания реакций резко увеличивается в атмосфере кислорода;

•Реакции взаимодействия веществ с кислородом называются реакциями окисления;

6. Закрепление материала. Домашнее задание .

. - Сравнить процессы горения и медленного окисления

- Почему горение веществ на воздухе происходит медленнее, чем в кислороде?

-Влажное зерно нельзя хранить в больших кучах, поскольку может произойти обугливание и даже самовозгорание. Объясните, почему это происходит.

- Почему перед уходом со стоянки туристы засыпают землей угли костра?

Цели: формирование знаний о составе воздуха, горении и медленном окислении, установление причинно- следственных связей на основе переработки информации, развитие самостоятельности, наблюдательности, общеучебных умений; воспитание положительной мотивации учения, коммуникативности и умения работать в команде.

Оборудование и реактивы: Кристаллизатор, стеклянный колокол,3 свечи, спички,3 стакана разных объемов, предметные стекла, ткань х./б., щипцы тигельные, заряженная модель огнетушителя содового, стеклянная пластинка, спирт этиловый, кусочек красного фосфора, гексан. Портрет А. Лавуазе.

Девиз урока - "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю" - китайская пословица.

1. Вступительное слово учителя: Парижские ученые Гей-Люссак и Гумбольдт занимались исследованиями газов. Для опытов им были нужны тонкие пробирки, которые изготовлялись только в Германии. Но посылки облагались высокими налогами. Это было не по карману ученым. Чтобы избежать этого, Гумбольдт предложил одно решение, после которого посылки стали проходить через границу бесплатно, посылки с пробирками снабжались этикеткой "Осторожно! Немецкий воздух". У служащих на почте не было расценок на провоз воздуха, и они решили, что воздух можно пересылать бесплатно. Ребята, а мы понимаем ценность воздуха, мы можем сказать, что воздух не имеет для нас никакого значения? Что вы уже знаете о воздухе? ( Дети высказывают свое мнение)

Учитель делает вывод о том, что воздух для нас бесценный дар природы, его нужно беречь и знать о нем как можно больше, объявляет тему и цели урока.

2. Историческая справка об открытии состава воздуха. До 18 в. ученые все газы, образующиеся в каких - либо реакциях называли воздухом, хотя и с особыми свойствами (например "горючий газ- водород, "лесной воздух"- углекислый газ).

Установление французским ученым Антуаном Лавуазье (показ портрета ученого) того, что воздух - это смесь двух газов. (Демонстрация опыта: учителем - горения фосфора под стеклянным цилиндром; тремя учащимися - горение трех свеч, накрытых стеклянными стаканами различных объемов.) Учащиеся легко объясняют поднятие воды в колоколе на 1/5 его объема, разную продолжительность горения свечей и делают вывод о том, что кислород составляет 20% воздуха.

Открытие через 100 лет Рамзаем и Релеем остальных компонентов воздуха.

Состав воздуха в %: азота - 78, кислорода- 21, инертные газы - 0,94, углекислого газа - 0,03, прочие газы и примеси - 0,03.

3. Свойства воздуха (Учащиеся выполняют задание №1из путеводителя по уроку).

Постановка проблемного вопроса: Почему состав воздуха остается постоянным в течение длительного времени, хотя кислород расходуется на дыхание живых существ и горение? (При затруднении обращаются к путеводителю по уроку - выполняют задание №2).

Благодаря процессу фотосинтеза, происходящего в зеленых растениях суши и Мирового океана.

Самостоятельная групповая (парная) работа: задание №3 по путеводителю.

4. Горение и медленное окисление. Учитель: Ребята, давайте мы вернемся в далекое прошлое и ответим на вопрос: "Когда и почему древний человек построил свой первый дом?"

Свое первое жилище человек построил для сохранения огня, после открытия реакции горения, поскольку он еще не научился добывать огонь.

Определение реакции горения. ( Демонстрация опыта "Несгораемый платок")

Вопрос: почему не сгорел платок?

Условия возникновения горения:

А) Нагревание вещества до определенной температуры, при которой оно воспламеняется;

Б) Доступ кислорода.

Короткий диспут: "О вреде и пользе горения" Класс делится на две команды. Первая команда аргументирует свои предположения о пользе процесса горения, вторая - о вреде. При затруднении учащиеся пользуются ключевыми словами из путеводителя по уроку - задание №4.

Учитель читает стихотворение балкарского поэта Б. Гуртуева

Огонь и вода
Огонь смеялся над котлом с водой
Грозя воде неслыханной бедой
"С тобой покончу я одним ударом,
Вот захочу, и сразу станешь паром!"
Вода вздохнула: "Уважаю власть:"
Вскипела и на пламя пролилась,
И в тот же миг, наказанный судьбою,
Погас огонь, что был так горд собою.

И ставит перед учащимися вопрос: "Какой из персонажей стихотворения им больше понравился и почему? После краткого обсуждения переходят к изучению способов тушения пламени.

Условия прекращения горения - одновременно и причины горения.

Учащиеся делают вывод: Чтобы прекратить горение, нужно избавиться хотя бы от одной из причин возникновения горения и рассказывают об известных им способах тушения пожаров.

Учитель обращает внимание детей на то, что не все горящие вещества можно тушить водой, демонстрирует процесс возгорания гексана и его тушения. Горящий гексан нельзя тушить водой, так как он легче ее и вода будет только способствовать увеличению очага пожара. По этой же причине нельзя тушить водой горящие бензин, керосин, загоревшееся на сковородке масло.

Устройство и принцип работы содового огнетушителя. Учитель объясняет принцип действия содового огнетушителя, используя заряженную модель, затем демонстрирует его действие.

Что происходит с веществами при горении и медленном окислении? (Простые и сложные вещества при горении и медленном окислении превращаются в оксиды).

Выполнение индивидуальной самостоятельной работы учащимися.

Из предложенных трех схем уравнений химических реакций, выбрать одно и подобрать коэффициенты.

Решение задачи. (Условие в путеводителе - задание №5).

5. Подведение итогов урока. Раз в четыре года в мире происходит событие, сопровождающееся переносом "живого" огня. Это бывает в годы проведения олимпийских игр. Каждая олимпиада открывается торжественным возжиганием олимпийского огня. Учитель высказывает учащимся пожелание, чтобы они стали участниками или зрителями олимпийских игр 2014 года, которые пройдут в нашей стране городе Сочи, чтобы на Земле всегда горел огонь мира, дружбы и добра.

6. Домашнее задание - написать письмо младшему брату, или заметку в газету, или послание инопланетянам на тему: "Причины загрязнения воздуха и способы решения проблемы чистоты атмосферы"

Путеводитель по уроку химии: "Воздух. Горение веществ на воздухе".

Задание №1: Предположите свойства воздуха, основываясь на знаниях свойств простого вещества кислорода.

Справка: Кислород поддерживает два жизненно важных процесса: дыхание и горение.

Задание №2: Подумайте над вопросом: "Почему состав воздуха остается постоянным в течение длительного времени, хотя кислород расходуется на дыхание живых существ и горение?"

Справка: В процессе фотосинтеза, происходящего во всех зеленых растениях суши и Мирового океана, восстанавливается 320 млрд. т. кислорода в год.

Задание №3: У писательницы В.Инбер есть такие строки: "Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни - точно также мысль и чувство образуют воздух, которым дышит поэзия". Покритикуйте это выражение с точки зрения химика.

Задание №4: Внимательно прочитайте ключевые слова и подготовьте свои предложения о пользе и вреде горения для природы и человека.

Ключевые слова: варить, движение транспорта, сталь, пищу, друг, враг, Вечный огонь, отопление, пожар, взрыв, Прометей, Зевс, лес, поля, дома, люди, Олимпийские игры, загрязнение.

Задание №5: Решите задачу: На каждые 10км. пути с выхлопными газами грузового автомобиля в атмосферу попадают 700г. углекислого газа и 70г. оксида азота (IV). Чему будет равна масса вредных выбросов при перевозке груза из г. Нальчика в с. Кичмалка?

Отметьте, пожалуйста, домашнее задание.

Напишите дома письмо младшему брату, или заметку в газету, или послание инопланетянам на тему: "Причины загрязнения воздуха и способы решения проблемы чистоты атмосферы".

Тема урока: Горение и медленное окисление. Оксиды. Тепловой эффект реакций.

1.Образовательная: раскрыть значение знаний о сущности горения и медленного окисления для развития науки и техники, жизни людей; актуализировать опорные знания о процессе горения с учётом материала, усвоенного на уроках других учебных дисциплин; сформировать знания учащихся о тепловых эффектах реакции.

2.Развивающая: развивать общеучебные компетенции: умение слушать, делать записи, применять полученные знания в практической деятельности; развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, анализировать условия его развития, используя знания из других учебных дисциплин (история, литература, география).

3.Воспитательная: воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания;воспитание желания активно, с интересом учиться; создать условия положительного отношения к знаниям, к процессу учения; содействовать формированию мировоззренческих понятий (причинно-следственная связь, познаваемость мира и природы).

Тип: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы: беседа, объяснение.

Задания для проверки домашнего задания.

1. В промышленности получают из воздуха;

2. Сложное вещество;

3. При обычных условиях бесцветный газ;

4. Собирают вытеснением воздуха;

5. В природе встречается только в составе сложных веществ;

6. Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд;

8. Газ, имеющий запах;

9. Поддерживает горение;

10. Тяжелее воздуха;

11. При температуре – 183 0С превращается в жидкость;

13. При обычных условиях – жидкость;

15. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.

Горение – это первая химическая реакция, с которой познакомился человек. Огонь… Можно ли представить наше существование без огня? Он вошел в нашу жизнь, стал неотделим от нее. Без огня человек не сварит пищу, сталь, без него невозможно движение транспорта. Огонь стал нашим другом и союзником, символом славных дел, добрых свершений, памятью о минувшем.

Пламя, огонь, как одно из проявлений реакции горения, имеет и свое монументальное отражение. Яркий пример – мемориал славы .

Об огне сложены сказки, легенды. В старину люди думали, что в огне живут маленькие ящерицы – духи огня. А были и такие, которые считали огонь божеством и строили в его честь храмы. Сотни лет горели в этих храмах, не угасая, светильники, посвященные богу огня. Поклонение огню было следствием незнания людьми процесса горения.

Горение - реакция окисления, протекающая с достаточно большой скоростью,сопровождающаяся выделением тепла и света.

Схематически этот процесс окисления можно выразить следующим образом:

При горении идет интенсивное окисление, в процессе горения появляется огонь, следовательно, такое окисление протекает очень быстро. Если скорость реакции окажется достаточно большой? Может произойти взрыв. Так взрываются смеси горючих веществ с воздухом или кислородом. К сожалению, известны случаи взрывов смесей воздуха с метаном, водородом, парами бензина, эфира, мучной и сахарной пылью и т.п., приводящие к разрушениям и даже человеческим жертвам.

Для возникновения горения необходимы:

нагревание горючего вещества до температуры воспламенения

Температура воспламенения у каждого вещества различна.

В то время как эфир может воспламениться от горячей проволоки, для того чтобы поджечь дрова, нужно нагреть их до нескольких сот градусов. Температура воспламенения веществ различна. Сера и дерево воспламеняются при температуре около 270 °С, уголь – около 350 °С, а белый фосфор – около 40°С.

Однако не всякое окисление непременно должно сопровождаться появлением света.

Существует значительное число случаев окисления, которые мы не можем назвать процессами горения, ибо они протекают столь медленно, что остаются незаметными для наших органов чувств. Лишь по прошествии определенного, часто весьма продолжительного времени мы можем уловить продукты окисления. Так, например, обстоит дело при весьма медленном окислении (ржавлении) металлов или при процессах гниения.

Разумеется, при медленном окислении выделяется теплота, но это выделение вследствие продолжительности процесса протекает медленно. Однако сгорит ли кусок дерева быстро или подвергнется медленному окислению на воздухе в течение многих лет, все равно – в обоих случаях при этом выделится одинаковое количество теплоты.

Медленное окисление – это процесс медленного взаимодействия веществ с кислородом с медленным выделением теплоты (энергии).

Примеры взаимодействия веществ с кислородом без выделения света: гниение навоза, листьев, прогоркание масла, окисление металлов (железные форсунки при длительном употреблении становятся тоньше и меньше), дыхание аэробных существ, т. е. дышащих кислородом, сопровождается выделением теплоты, образованием углекислого газа и воды.

Познакомимся с характеристикой процессов горения и медленного окисления приведённой в таблице.

Характеристика процессов горения и медленного окисления

Образование новых веществ

Скорость выделения теплоты

Вывод: реакции горения и медленного окисления – это экзотермические реакции, отличающиеся скоростью протекания этих процессов.

II. Тепловой эффект химической реакции.

В каждом веществе запасено определенное количество энергии. С этим свойством веществ мы сталкиваемся уже за завтраком, обедом или ужином, так как продукты питания позволяют нашему организму использовать энергию самых разнообразных химических соединений, содержащихся в пище. В организме эта энергия преобразуется в движение, работу, идет на поддержание постоянной (и довольно высокой!) температуры тела.

Любая химическая реакция сопровождается выделением или поглощением энергии. Чаще всего энергия выделяется или поглощается в виде теплоты (реже - в виде световой или механической энергии). Эту теплоту можно измерить. Результат измерения выражают в килоджоулях (кДж) для одного МОЛЯ реагента или (реже) для моля продукта реакции. Количество теплоты, выделяющееся или поглощающееся при химической реакции, называется тепловым эффектом реакции ( Q ). Например, тепловой эффект реакции сгорания водорода в кислороде можно выразить любым из двух уравнений:

Это уравнение реакции называется термохимическим уравнением. Здесь символ "+ Q "означает, что при сжигании водорода выделяется теплота. Эта теплота называетсятепловым эффектом реакции. В термохимических уравнениях часто указывают агрегатные состояния веществ.

Реакции протекающие с выделением энергии называются ЭКЗОТЕРМИЧЕСКИМИ(от латинского "экзо" – наружу). Например, горение метана:

Реакции протекающие с поглощением энергии называются ЭНДОТЕРМИЧЕСКИМИ(от латинского "эндо" - внутрь). Примером является образование оксида углерода (II) CO и водорода H2 из угля и воды, которое происходит только при нагревании.

Тепловые эффекты химических реакций нужны для многих технических расчетов.

Тепловые эффекты химических реакций нужны для многих технических расчетов. Представьте себя на минуту конструктором мощной ракеты, способной выводить на орбиту космические корабли и другие полезные грузы

Самая мощная в мире российская ракета "Энергия" перед стартом на космодроме Байконур. Двигатели одной из её ступеней работают на сжиженных газах - водороде и кислороде.

Допустим, вам известна работа (в кДж), которую придется затратить для доставки ракеты с грузом с поверхности Земли до орбиты, известна также работа по преодолению сопротивления воздуха и другие затраты энергии во время полета. Как рассчитать необходимый запас водорода и кислорода, которые (в сжиженном состоянии) используются в этой ракете в качестве топлива и окислителя?

Без помощи теплового эффекта реакции образования воды из водорода и кислорода сделать это затруднительно. Ведь тепловой эффект - это и есть та самая энергия, которая должна вывести ракету на орбиту. В камерах сгорания ракеты эта теплота превращается в кинетическую энергию молекул раскаленного газа (пара), который вырывается из сопел и создает реактивную тягу.

В химической промышленности тепловые эффекты нужны для расчета количества теплоты для нагревания реакторов, в которых идут эндотермические реакции. В энергетике с помощью теплот сгорания топлива рассчитывают выработку тепловой энергии.

Врачи-диетологи используют тепловые эффекты окисления пищевых продуктов в организме для составления правильных рационов питания не только для больных, но и для здоровых людей - спортсменов, работников различных профессий. По традиции для расчетов здесь используют не джоули, а другие энергетические единицы - калории (1 кал = 4,1868 Дж). Энергетическое содержание пищи относят к какой-нибудь массе пищевых продуктов: к 1 г, к 100 г или даже к стандартной упаковке продукта. Например, на этикетке баночки со сгущенным молоком можно прочитать такую надпись: "калорийность 320 ккал/100 г".

1.Восстановите шпаргалку: запишите пропущенные формулы веществ, поставьте коэффициенты, укажите тип реакции для 1 и 4 уравнения.

2.Вставьте пропущенные слова.

Кислород взаимодействует как с простыми веществами (с ___________________ и _________________________) , так и со сложными. Реакции взаимодействия веществ с кислородом называются реакциями _____________________. Для того, чтобы эти реакции начались во многих случаях необходимо____________________. Признаками большинства химических реакций с кислородом являются _________________________________. Такие реакции называются реакциями _____________________. В результате данных реакций образуются довольно прочные химические соединения, называемые______________________.

Вопросы для фронтальной беседы на первичное закрепление новых знаний.

Что общего между горением, взрывом, дыханием и гниением?

Установите соответствие: Реакция горения: _____; Медленное окисление: _____; а).сжигание дров в печи; б). гниющие остатки растений в компостной куче; в). сжигание серы в колбе с кислородом; г). влажное зерно пшеницы загруженное в корпус элеватора; д). воспламенение нефти. д). прогоркание сливочного масла; е). сжигание угля в печи; ж). влажная трава, убранная в стог; з). сжигание фосфора в колбе с кислородом; и).гниение навоза к). сжигание хвороста в костре; л). влажные семена подсолнечника загруженные в корпус элеватора; м). сжигание древесного угля в колбе с кислородом; н). гниение упавшего дерева; о). зажжение олимпийского огня

Почему перед уходом со стоянки туристы засыпают землей угли костра?

Сорные куры строят гнезда из мусора и гниющих остатков растений. В них на определенной глубине они откладывают яйца. Самец время от времени помещают клюв в кучку мусора и частично раскидывают ее сверху или, наоборот, делают выше. Для чего он это делает?

Что необходимо предпринять, если произошла утечка газа в квартире?

. Почему нельзя сжечь нефть, разлившуюся на поверхности воды, например, при аварии танкера?(Чтобы поджечь вещество, его необходимо нагреть выше так называемой температуры воспламенения. Тонкую пленку нефти невозможно нагреть на поверхности относительно холодной воды.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет : Теория горения и взрыва.

Тема : Общие сведения о горении и взрыве.

Цели урока: формирование системных знаний о горении и взрыве.

Задачи: Познавательные: раскрыть значение знаний о сущности горения и взрыва для развития науки и техники, жизни людей; для безопасности , актуализировать опорные знания о процессе горения и взрыва..

Воспитательные: создать условия положительного отношения к знаниям, к процессу учения; воспитание желания активно, с интересом учиться ,воспитание патриотизма,основ безопасности жизнедеятельности.

Развивающие: способствовать формированию диалогического взаимодействия;; развивать познавательную активность, развивать умение слушать, делать записи, применять полученные знания в практической деятельности;развивать умение анализировать.

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы , объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: проектор, компьютер, видеофрагменты, учебник.

Структура урока

1. Организационный момент

2. Целевая установка

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала

5. Демонстрационный опыт.

6. Закрепление . Домашнее задание

7. Рефлексия. Итог

1. Организационный момент .

-Знакомство. Требования к изучению предмета., ведению тетрадей.

-Проверка готовности студентов к уроку.

2. Целевая установка:

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала: ( лекция с элементами беседы)

Горение – это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света.

? - Какие факторы необходимы для возникновения горения?

Для возникновения горения требуется наличие трех факторов: горючего вещества, окислителя и источника загорания. Окислителями могут быть кислород, хлор, фтор, бром, йод, окиси азота и другие. Кроме того, необходимо, чтобы горючее вещество было нагрето до определенной температуры и находилось в определенном количественном соотношении с окислителем, а источник загорания имел определенную энергию.

Составляем схему:

По степени горючести вещества делятся на горючие (сгораемые), трудногорючие (трудносгораемые) и негорючие (несгораемые).

К горючим относятся такие вещества, которые при воспламенении посторонним источником продолжают гореть и после его удаления.

К трудногорючим относятся такие вещества, которые не способны распространять пламя и горят лишь в месте воздействия источника зажигания.

Негорючими являются вещества, не воспламеняющиеся даже при воздействии достаточно мощных источников зажигания (импульсов).

Горючие вещества могут быть в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Большинство горючих веществ независимо от агрегатного состояния при нагревании образует газообразные продукты, которые при смешении с воздухом, содержащим определенное количество кислорода, образуют горючую среду. Горючая среда может образоваться при тонкодисперсном распылении твердых и жидких веществ.

Горючие газы (ГГ) – вещества, способные образовывать с воздухом воспламеняемые и взрывоопасные смеси при температурах не выше 50 °С. К горючим газам относятся индивидуальные вещества: аммиак, ацетилен, бутадиен, бутан, бутилацетат, водород, винилхлорид, изобутан, изобутилен, метан, окись углерода, пропан, пропилен, сероводород, формальдегид, а также пары легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Следует отметить, что многие вещества, образующие с воздухом взрывоопасную смесь, одновременно являются и токсичными, что определяет их двойную опасность: аммиак, дихлорэтан, метил хлористый, метилмеркаптан, метилтрихлорсилан, окись углерода, окись этилена, сероводород, сероуглерод, толуол, этилмеркаптан, этил хлористый и др.

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) – вещества с температурой вспышки не выше 61 °С (в закрытом тигле) или 66 °С (в открытом), способные воспламеняться от кратковременного (не более 30 с) воздействия источника зажигания с низкой энергией (пламени спички, искры, тлеющей сигареты и т.д.) и самостоятельно гореть после удаления источника зажигания. К таким жидкостям относятся индивидуальные вещества: ацетон, бензол, гексан, гептан, диметилфорамид, дифтордихлорметан, изопентан, изопропилбензол, ксилол, метиловый спирт, сероуглерод, стирол, уксусная кислота, хлорбензол, циклогексан, этилацетат, этилбензол, этиловый спирт, а также смеси и технические продукты: бензин, дизельное топливо, керосин, уайтспирт, растворители.

Горючие жидкости (ГЖ) – вещества, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки выше 61 °С (в закрытом тигле) или 66 °С (в открытом). К горючим жидкостям относятся следующие индивидуальные вещества: анилин, гексадекан, гексиловый спирт, глицерин, этиленгликоль, а также смеси и технические продукты, например, масла: трансформаторное, вазелиновое, касторовое.

Горючие пыли (ГП) – твердые вещества, находящиеся в мелкодисперсном состоянии (частицы размером менее 850 мкм). Осевшая на стенах, потолке, поверхностях оборудования пыль (аэрогель) пожароопасна. Горючая пыль, у которой нижний концентрационный предел воспламенения не превышает 65 г/м3, находящаяся в воздухе (аэрозоль), способна образовывать с ним взрывчатые смеси: мука древесная, пробковая; пыль угольная, эпоксидная, сахарная, крахмальная, мучная, серная и др.

Наибольшая скорость горения наблюдается в чистом кислороде. При уменьшении содержания кислорода в воздухе горение прекращается. Горение при достаточной и надмерной концентрации окислителя называется полным, а при его нехватке – неполным. Выделяют три основных вида самоускорения химической реакции при горении: тепловой, цепной и цепочно-тепловой. Тепловой механизм связан с экзотермичностью процесса окисления и возрастанием скорости химической реакции с повышением температуры. Цепное ускорение реакции связано с катализом превращений, которое осуществляют промежуточные продукты превращений. Реальные процессы горения осуществляются, как правило, по комбинированному (цепочно-тепловому) механизму.

Процесс возникновения горения подразделяется на несколько видов: Вспышка – быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов. Возгорание – возникновение горения под воздействием источника зажигания. Воспламенение – возгорание, сопровождающееся появлением пламени. Самовозгорание – явление резкого увеличения скорости экзотермических реакций, приводящее к возникновению горения вещества при отсутствии источника зажигания. Самовоспламенение – самовозгорание, сопровождается появлением пламени.

Общие сведения о взрыве


Взрыв -- это быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого образуется и распространяется ударная волна, способная привести и приводящая к техногенной чрезвычайной ситуации.

Характерные особенности взрыва:

* большая скорость химического превращения;

* большое количество газообразных продуктов; (грохот, громкий звук, шум, сильный хлопок)

* мощное дробящее действие.

Взрывы классифицируют по происхождению выделившейся энергии на:

· Взрывы ёмкостей под давлением (газовые баллоны, паровые котлы):

· Взрыв расширяющихся паров вскипающей жидкости (BLEVE).

· Взрывы при сбросе давления в перегретых жидкостях.

· Взрывы при смешивании двух жидкостей, температура одной из которых намного превышает температуру кипения другой.

· Электрические (например при грозе).

· Взрывы сверхновых звёзд*

В зависимости от среды, в которой происходят взрывов, они бывают подземными, наземными, воздушными, подводными и надводными.

Масштабы последствий взрывов зависят от их мощности и среды, в которой они происходят. Радиусы зон поражения при взрывах могут доходить до нескольких километров.

Различают три зоны действия взрыва.


5. Закрепление материала. Домашнее задание .


2. Какие факторы необходимы для возникновения горения?

3.Перечислите виды горения.

4.Что такое пламя?

5.Назовите виды пламени.

6.Где применяются процессы горения?

7.В чем опасность процессов горения.?

8.Дать определение взрыву.

9.Назовите 3 фактора возникновения взрыва.

10.Как классифицируют взрывы?


11 . В результате чего происходят взрывы?

Читайте также: