Конспект урока по технологии 7 класс освещение жилого помещения

Обновлено: 06.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Учитель технологии: колыхалина С. С.

Освещение является одним из самых важных моментов при оформлении любого помещения в вашем доме, которое способно превратить его в настоящее уютное жилище. Освещение искусственное Освещение естественное типы освещения: общее типы освещения: Местное типы освещения: направленное типы освещения: декоративное Каждой комнате - своё освещение!

Каждой комнате - своё освещение!

Каждой комнате - своё освещение! детская Каждой комнате - своё освещение! кухня Каждой комнате - своё освещение!

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Научить учащихся находить и представлять информацию об устройстве системы освещения жилого помещения;

1.2. Ознакомиться с видами коллекций, способах их хранения.

2. Метапредметные УУД:

2.2. Регулятивные: Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий);

2.3. Коммуникативные: Создать условия для развития умения построения диалогической и монологической речи; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3. Личностные УУД: Сформулировать мотивацию и самомотивацию для изучения темы; развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности; развитие творческого потенциала и эстетического вкуса.

4. Профориентационные УУД: Сформулировать представления о профессии дизайнер интерьера жилого помещения.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

Дидактическое обеспечение:

- учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М. Вентана-Граф, 2017.

- Альбом для рисования

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация примеров освещения в жилом помещении.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

Словарная работа: освещение, коллекция, интерьер.

Тип урока: комбинированный урок – урок приобретения новых знаний и урок закрепления знаний.

1. Организационный момент.

- готовность учителя к уроку (готовность доски, наличие учебно-наглядных пособий, учебников по технологии);

- проверка отсутствующих (с помощью дежурных).

- готовность учащихся к уроку (проверка рабочих мест, наличие рабочей одежды);

2. Актуализация новых знаний.

На сегодняшнем уроке мы начнем изучение роли освещения в интерьере. А прежде мне бы хотелось перед началом работы задать несколько вопросов, чтобы узнать начальный уровень знаний по этой теме учащихся.

1.Что такое освещение? (Свет от какого-либо источника; создание освещенности поверхностей предметов, обеспечивающей зрительное восприятие этих предметов).

2. Типы освещения. (Направленное, непрямое, рассеянное, смешанное, местное).

3. Что такое коллекция? (Систематизированное собрание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству).

Ответы на вопросы получены, теперь можно начать изложение нового материала.

3. Изложение нового материала.

План изложения нового материала:

Освещение жилого помещения.

Системы управления светом.

Коллекции в интерьере.

1. Освещение жилого помещения.

Продуманное и хорошо спланированное освещение не только улучшает и дополняет интерьер, преображает облик помещения, но и влияет на наше самочувствие.

Основные типы ламп – лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные.

Лампы накаливания дают теплый желтоватый свет. Источником света в них является раскалённая спираль (нить накала) из металла вольфрама, которую разогревает проходящий по ней ток. Лампы потребляют много электроэнергии и имеют небольшой срок службы.

Разновидностью лампы накаливания является галогенная лампа. Галогенная лампа — лампа накаливания, в баллон которой добавлен буферный газ: пары галогенов (брома или йода). Это повышает время жизни лампы до 2000—4000 часов, и позволяет повысить температуру спирали. При этом рабочая температура спирали составляет примерно 3000К.

Люминесцентная лампа — газоразрядный источник света, световой поток которого определяется в основном свечением люминофоров под воздействием ультрафиолетового излучения разряда; видимое свечение разряда не превышает нескольких процентов.

Люминесцентные лампы широко применяются для общего освещения, при этом их световая отдача в несколько раз больше, чем у ламп накаливания того же назначения. Срок службы люминесцентных ламп может до 20 раз превышать срок службы ламп накаливания при условии обеспечения достаточного качества электропитания, балласта и соблюдения ограничений по числу коммутаций, в противном случае быстро выходят из строя.

Наиболее распространённой разновидностью подобных источников является ртутная люминесцентная лампа. Она представляет собой стеклянную трубку, заполненную парами ртути, с нанесённым на внутреннюю поверхность слоем люминофора.

В настоящее время все большее распространение начали получать лампы со светодиодами, которые излучают холодный свет при протекании через них электрического тока. Они очень долговечные и экономичные, пожаробезопасные. Светодиоды широко применяются в медицинских осветительных приборах, автомобильной светотехнике, в качестве рекламных конструкции (подсветка, бегущие строки и др.).

Таким образом, работа ламп всех видов основана на физических явлениях, которые вы будете изучать на уроках физики.

Светильник — искусственный источник света, прибор, перераспределяющий свет лампы (ламп) внутри больших телесных углов и обеспечивающий угловую концентрацию светового потока. Основной задачей светильника является рассеивание и направление света для освещения зданий, их внутренних помещений, прилегающих к зданиям территорий, улиц и пр. Светильники также могут выполнять декоративную функцию и функцию сигнализации.

1. По системе стандартов ГОСТ МЭК

Светильники стационарные общего назначения - люстры, потолочные светильники, подвесные светильники, бра.

Светильники переносные общего назначения - настольные лампы, торшеры.

Светильники встраиваемые - точечные светильники.

2. По назначению.

Общее освещение равномерно (или почти равномерно) заполняет всё пространство.

Рабочее освещение служит для того, чтобы при нем можно было с успехом заниматься каким-нибудь тонким делом – например, работать за письменным столом или бриться перед зеркалом.

Местное, локальное освещение необходимо для зонирования, выделения отдельных островков из окружающего светового фона – будь то диван с журнальным столиком или картина на стене.

Предназначение декоративного освещения тоже следует из самого названия. Если локальное освещение расставляет пространственные акценты, то декоративное – эстетические. И, разумеется, в одной комнате может и должно быть одновременно несколько видов освещения.

3. По световому потоку.

Светильники прямого света предназначены для помещения с невысокими потолками. Чаще это обычные потолочные или встроенные в потолок светильники. В качестве преимущества можно считать то, что они отличаются экономичностью при создании местного освещения, например, для чтения, работы или при подсветке картин, скульптур, декоративных элементов интерьера.

Светильники рассеянного света имеют наиболее высокий коэффициент полезного действия (КПД) и предназначены для общего освещения. Оно характеризуются равномерным распределением яркости света, отраженного от поверхностей стен, потолка и пола, мягкими тенеобразующими свойствами и повышенной насыщенностью светом, что немаловажно для создания зрительного комфорта. Однако если в цветовой гамме интерьера превалируют темные тона (в особенности потолка и стен), то для таких светильников необходимо ставить более мощные лампы.

Светильники отраженного света предназначены для создания наиболее комфортного и равномерного освещения, полностью соответствующего нормам по ограничению показателей слепящего эффекта и дискомфорта, хорошей насыщенности светом, сочетания с верхним или боковым дневным светом. Для повышения экономичности освещения рекомендуется создавать отделку потолка с максимальным коэффициентом отражения.

Прямой, рассеянный и отраженный свет часто работают вместе, исходя из нескольких или даже из одного-единственного светильника. В таком случае говорят о комбинированном освещении.

Нужно отметить, что прямой и рассеянный свет всецело зависят от конструкции и материалов светильника, а отраженный свет – от конструкций интерьера. Чем они светлее, тем больше в комнате отраженного света.

2. Системы управления светом.

Хотелось бы поговорить о современных системах управления светом, которые активно работают в западных странах. У нас же пока про них мало что знают. И если в крупных городах они уже начинают появляться, то в небольших населенных пунктах современные системы управления светом стоят в одном ряду с лазерными мечами и межгалактическими звездными кораблями. Что говорить, если до сих пор, в начале 21 века, есть деревни и поселки, где нет электричества. Что же такое системы управления светом? Хотелось бы сразу сказать, что нас интересует управление светом в доме или рядом с ним, то есть говорить о свете уличных фонарей или освещении станций метро мы не будем.

Итак, система управления светом - это друг, помощник и защитник человека в его доме и рядом с ним. Данная система - это один из элементов "умного дома", понятия современного и модного, и, как следствие, доступного в силу своего дороговизны не всем. "Умный дом" - это не просто квартира, это мечта, в которой мечтает оказаться каждый. Вспоминается старый советский мультфильм про Нехочуху, все желания которого исполняли роботы, а он только лежал на кровати и делал все, что хотел. В какой-то степени, "умный дом" и исполняет роль всех этих роботов, только в отличие от них он обеспечивает не только комфорт, но и безопасность, что в наше время весьма актуально.

Итак, система управления светом - это одна из важных составляющих "умного дома", без нее, если хотите, "умного дома" не бывает. Если попытаться выявить главную суть системы, то она заключается в возможности включать каждый источник света в доме с любой яркостью, от 0 до 100%, контролировать присутствие света или его отсутствие в любой комнате. Кроме того, она позволяет играть объемами, оттенками, цветом, дает возможность гармонично вписать свет в дизайн жилья.

Система позволяет полностью контролировать свет в доме, делать его таким, каким вам хочется. Она дает возможность управлять светом в разных режимах. Например, в ручном - с пульта дистанционного управления - или автоматическом, то есть без участия человека. Вы можете настроить свет в комнатах под самые разные ситуации: под просмотр телевизора, прием гостей, чтение книг, прослушивание радио. С помощью системы можно контролировать свет в доме, не вставая с кровати: выключить забытый свет в ванной комнате, приглушить его яркость в детской, где засыпают малыши. Уникальность систем позволяет разработать и настроить большое количество световых комбинаций и сочетаний, удобных именно вам и именно в вашем доме.

Если вы живете в загородном доме, то без системы управления светом вам будет обойтись еще сложнее. Система позаботится об освещении не только помещений дома, но и о его наружном пространстве. С ее помощью вам не придется беспокоиться о том, как бы в темноте преодолеть путь от дома до бани, не споткнувшись о ведро или грабли. С помощью простого пульта дистанционного управления вы сможете управлять светом на всем участке, вызывая зависть соседей.

Возвращаясь к тому, с чего мы начали, хочется подчеркнуть, что как бы дешево ни стоило электричество, лишним его экономия тоже не будет. Тем более, если его за вас экономит умная система. Она самостоятельно выключит забытый вами свет в кладовке, обеспечит самую экономичную яркость света там, где это нужно. Скажем в туалете, совсем нет необходимости в очень ярком и более дорогом свете. Выходит, что системы управления светом - это не только комфорт и безопасность в доме и за его пределами, но и экономия электричества, а значит и ваших денег.

3. Типы освещения

Выделяют четыре типа освещения: общее, местное, направленное и декоративное. Создавать каждый тип освещения можно множеством способов.

Предназначено для освещения всего помещения в целом. Его разделяют на направленное освещение, непрямое освещение, рассеянное и смешанное освещение.

Задача местного освещения — акцентировать внимание на каких-то определенных объектах или зонах. Дизайнеры утверждают даже, что без местного освещения интерьер не выглядит полным и логически завершенным. В некоторых комнатах (кабинете или спальне) можно совсем отказаться от общего освещения — использовать только приборы местного освещения. Настольные лампы, бра и потолочные светильники с абажурами отлично высветят необходимую зону — столешницу стола или изголовье кровати. В то время как остальная часть помещения останется в полумраке.

Наиболее распространенный тип освещения. Его обеспечивают осветительные приборы, световой поток которых полностью направлен на определенную поверхность. Объекты в этом случае визуально кажутся больше и объемнее. Направленный свет дают светильники-плафоны, настольные лампы, подвесные и некоторые встроенные модели.

Еще один тип освещение это декоративное освещение, которое выступает и как украшение дома и как эксклюзивный акцент. К примеру, декоративные лампы помогут подчеркнуть какой-то предмет в интерьере, если человек имеет массивную вазу на полу или оригинальную скульптуру, то для выделения такой композиции и создано декоративное освещение. На сегодняшний день подобрать осветительный прибор любого типа не составляет труда, их ассортимент достаточно велик как по формам приборов, так и по цвету и материалу. Но все же, выбирая осветительный прибор необходимо, чтобы он вписывался в общий интерьер. Поэтому стоит знать о том, что разные помещения в доме нуждаются в разных приборах, а также в общей системе управления освещением.

Дизайнеры не ограничиваются одним типом освещения. И применяют смешанное. Соединяет в себе три вышеперечисленных типа: свет одновременно распространяется вверх, вниз и сквозь полупрозрачные материалы. Такой свет дают некоторые настольные лампы, а также новейшие модели офисных подвесных светильников.

4. Коллекции в интерьере.

Для очень многих людей коллекционирование становится приятным хобби. Собирать можно все, что угодно — начиная от книг и заканчивая африканскими жуками и мини-копиями раритетных машин. Прикладывая столько усилий для создания коллекции, конечно же, хочется, чтобы она оставалась на виду и в то же время гармонично вписывалась в существующий интерьер. Давайте рассмотрим несколько способов, как можно систематизировать свою коллекцию и достойно оформить ее в интерьере.

1. Застекленная витрина

Одним из самых распространенных способов остается хранение коллекций в стеклянных витринах. Пусть это будет мебель простой формы и нейтрального цвета, если вы хотите привлечь внимание именно к тем предметам, которые находятся внутри шкафа. Если же витрина расположена в помещении в не слишком заметном месте, а вы обязательно хотите привлечь к ней внимание гостей — разумным решением будет покрасить шкаф в яркий цвет, который будет гармонично вписываться в интерьер.

2. Открытые навесные полки

При желании можно разместить коллекцию на открытых полках. Для посуды это может быть навесная витрина с крепежами, которая предотвратит падение элементов. Обратите внимание — располагать посуду или другие элементы декора не обязательно фронтально. Если ваша коллекция слишком большая или вы попросту не имеете возможности выделить для ее презентации много пространства — расположите коллекцию так, как вам удобно. Самое главное — она на виду, и при желании совершенно не сложно будет ее рассмотреть.

3. Мебельный стеллаж

Деревянный мебельный стеллаж также может стать отличным местом для хранения коллекции. Вы можете разместить в нем только те элементы, которые имеют между собой логические связи — например, посуду или вазы. А можете разместить предметы из коллекции вперемешку с бытовыми вещами. Здесь нельзя выделить, какой из методов лучше. В первом случае вы делаете акцент именно на систематичности, он более заметен в интерьере. Второй метод — не такой броский, однако в том, что коллекция разбавлена посторонними предметами, тоже есть определенный шарм.

4. Картинная галерея

Если ваша коллекция состоит из графических элементов, закажите для них достойное оформление. В багетной мастерской с этим заданием отлично справляются — вы можете выбрать одинаковую оправу или намеренно разную. Разместите коллекцию в несколько рядом на стене от верха до низа.

4. Вводный инструктаж.

Для наглядности ученики будут пользоваться примером презентации и учебником.

5. Практическая работа.

Зарисовка плана расположения освещения и коллекций в жилом помещении.

6. Текущий инструктаж:

В ходе работы учитель следит за выполнением СГТ и ПТБ, трудовой дисциплины. Особых проблем при выполнении работы возникнуть не должно. В ходе работы возможен индивидуальный инструктаж.

7. Завершение практической работы.

8. Заключительный инструктаж.

По завершению практической работы учитель выставляет оценки по следующим критериям:

План-конспект урока №1

-освещение в интерьере

-о роли естественного и искусственного освещения в интерьере,

-о типах ламп, видах светильников в интерьере,

- о разновидности систем управления светом, типах освещения,

- о оформлении интерьера произведениями искусства,

- о профессии дизайнер

-различать различные лампы, светильники, системы управления, типы освещения

- находить и представлять информацию о приемах размещения различные лампы, светильники, системы управления, типы освещения,

- понимать значение понятий, связанных с оформлением интерьера произведениями искусства

- выполнять различные виды уборки помещения, применять различные средства для уборки

- предъявлять санитарно-гигиенические требования к уборке помещений.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

- Личностные УУД: Самореализация в конкретной роли. Самоопределение. Смыслообразование. Нравственно-этическое оценивание.

- Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Целеполагание. Осуществляют взаимоконтроль, прослушивают ответы. Принимают, сохраняют учебную цель и задачи.

Контроль. Коррекция. Оценка. Выделение и осознание учащимися того., что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- Коммуникативные УУД: Коррекция высказанных мнений. Осознанно и произвольно строить высказывания.

Обосновывать своё мнение. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Контроль, оценка действий, коррекция. Договариваются и приходят к общему мнению.

- Познавательные УУД: Формирование познавательной цели. Формулирование проблемы. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей. Постижение методов, приемов, способов выполнения запланированной работы. Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий.

Тип урока: урок развития умений и навыков (УРУНиК)

Формы работы учащихся: фронтальная и индивидуальная

Необходимое техническое оборудование:

Учебник, тетрадь, ЭОР: экран, проектор, компьютер или ноутбук.

I.Организационный момент (2 мин.)

II.Подготовка к активной УПД:

1.Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)

Учащимся предлагается посмотреть ЭОР №1,2,3 и определить назначение такого рода предметов в современном доме

2.Формулировка темы урока, постановка цели (3 мин.)

- Выскажите свои предположения, какая тема урока будет у нас сегодня?

- Как вы думаете, какую цель к сегодняшнему уроку мы должны поставить?

- Выскажите свои предположения, какие задачи этого урока (что должны знать, уметь)?

Учитель воспринимает (слушает), корректирует ответы учащихся, подводит к формулировке темы, цели и задач.

III. Изучение нового материала. (20 мин.)

Мы запускаем первый проект, с этой целью нам необходимо:

-Ознакомиться с технологиями освещения жилого дома

-Узнать о размещении картин и коллекций в интерьере

-Научиться применять современные технологии и средства поддержания гигиены жилого помещения

-Ознакомиться с электрическими бытовыми приборами для уборки помещений и климатическими приборами.

Выполнить промежуточный контроль (тестирование) в ЭОР №4

Задание №1: Найти в учебнике (стр.12-13) примеры-схемы размещения картин, начертить в тетради эти схемы, сделать подписи с их обозначением

Задание №2 : Мозговой штурм: (за каждый правильный ответ раздаются красные карточки)

-Что такое багет?

-Что такое коллекционирование?

-Где можно размещать различные коллекции, предметы искусства?

На окне в горшочках

К солнцу потянулись,

К солнышку листочки

В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках.

Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе

Соединяют ладошки над головой

IV.Закрепление нового материала (45 мин.)

В тетради каждая ученица описывает проблемную ситуацию о необходимости установить различные электроприборы в своем доме, сформулировать цели и задачи этой необходимости.

Учащиеся организовывают рабочее место. Планируют этапы работы. Применяют в процессе работы соответствующие знания, умения, навыки (индивидуальная работа). Соблюдают правила безопасной работы, санитарно-гигиенические требования. Убирают рабочее место.

V.Контролирующие задания (10 мин.)

Читайте также: