Конспект урока по шахматам 2 класс способы защиты игровая практика

Обновлено: 07.07.2024

• Активизировать мыслительную деятельность; учить анализировать, сравнивать, предвидеть результаты деятельности.

• Повторить названия фигур и их игровые возможности.

• Способствовать формированию логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, творческих способностей.

• Воспитывать интерес к игре, уважение к сопернику, уверенность в своих силах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, демонстрационная шахматная доска, шахматы для каждого.

Ход урока

1. Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.

Это есть не пораженье,

Не фиаско, и не крах,

А всего лишь нападенье –

Ребята, что такое шах как вы думаете? Ответы детей.

Шахматные фигуры как люди : каждый человек ведёт себя по-своему. Так же как и шахматные фигуры.

3. Затруднение в игровой ситуации. Решение затруднения.

Про что же мы сегодня с вами будем разговаривать? Что будем изучать? Для того чтобы определить тему занятия предлагаю отгадать загадки про буквы и составить слово.

Для шипенья хороша.

В алфавите буква (ша)

В море плавала акула,

Ела все, что в нем тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву… (а)

Так хохочет буква.

Какое слово получается? Сегодня мы с вами будем говорить про шах.

4. Получение нового знания.

- Шах – это нападение на неприятельского короля. Король находится под шахом, означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься.

- Какими фигурами можно объявить шах?

- Если вражеского короля атакует ферзь, значит, мы объявляем шах ферзем, если – ладья, мы объявляем шах ладьей и т. д.

(Показ на доске шах всеми фигурами, образец на рисунке ниже)

Ферзь шахует короля по диагоналям, вертикалям и горизонталям.

Ладья – по горизонталям и вертикалям.

Слон – по диагоналям.

Пешка – по диагоналям на одну клетку. Запомните! Пешка объявляет шах только по диагонали. Ходит пешка вперёд, а нападает по диагонали.

Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)

Дружно встали у меня – (остановились)

Тут ферзь- (хлопают)

Здесь два коня – (топают)

Защищайтесь от меня! –(разбегаются по напольным клеточкам).

7. Развивающие задания.

А сейчас мы предлагаем вам решить задачи, на ваших столах лежат карточки с заданием. Подумайте, везде ли объявлен шах черному королю? Покажите карандашом

- Молодцы, справились все!

- Итак, существуют 3 способа защиты от шаха:

1) Король уходит из-под шаха. Т. е. УЙТИ

2) Слон бьёт ладью т. е. ПОБИТЬ

3) Короля должна закрыть другая фигура (БЕЛЫЙ БЕЛОПОЛЬНЫЙ СЛОН d3 ИДЁТ ВПРАВО ПО ДИАГОНАЛИ НА g6, ПРИКРЫВАЯ КОРОЛЯ ОТ УДАРА.)

6. Итог занятия. Рефлексия.

Сколько существует способов? (3)

(Все способы показываются на демонстрационной доске совместно с учениками).

- Сколько способов защиты от шаха существует?

- А как вы думаете, всегда ли нужен шах?

Шах – это просто ход. Не больше и не меньше. Как и любой ход, он может быть хорош или плох. Все как в жизни!

Обучение детей 4–5 лет ходьбе на лыжах. Первый год обучения Видео Обучение детей 4 - 5 лет ходьбе на лыжах. Первый год обучения. Ходьба на лыжах является эффективным средством улучшения здоровья и физической.

Конспект урока по шахматам для детей 4–5 лет Развитие личности ребёнка через игру в шахматы. Пример варианта занятия по шахматам для детей 4 – 5 лет. Почему дети должны уметь играть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по шахматам " Защита фигур и пешек от нападения"

Плешакова Евгения Александровна

у читель начальных классов

г. Миллерово 2 0 20 г.

Цели и задачи: познакомить обучающихся с такими приемами защиты как:

Ø уход атакованной фигурой;

Ø её поддержка другой фигурой;

Ø перекрытие действия атакующей фигуры;

Ø ответное нападение;

Ø развитие внимания и логического мышления;

Ø воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.

Оборудование: шахматные доски, шахматные фигуры, демонстрационная доска.

Основные виды деятельности: рассказ учителя, объяснение, обсуждение, работа у демонстрационной доски.

- Защита – принятие мер против нападения противоположного войска. При защите редко удаётся нанести ответное двойное или комбинированное нападение.

v Уход от нападения. Самый простой способ. Белая ладья нападает на черного коня. Он уходит на безопасное поле. Пример:

http://www.chessvideos.tv/bimg/9lowbvtbvnmm.jpg


K: a 7
Чёрный конь ушёл от атаки белой ладьи.

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

v Защита фигуры другой фигурой. Мы защищаем атакуемую фигуру или пешку другой фигурой или пешкой, чтобы противнику было невыгодно её брать. Белая ладья нападает на черного коня. Как вы думаете:

-Какие действия могут предпринять черные фигуры? (Ответы детей)

http://www.chessvideos.tv/bimg/8in26ue7full.jpg


Kp: a 6
Чёрные защитили коня королём.

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

v Взять атакованную фигуру под защиту другой фигурой. На слона d3 напали. Какой фигурой его можно защитить? (Ответы детей)

Его можно защитить ладьей с поля е1.

Атака в шахматах, защита в шахматах


Почти при любом нападении, есть хоть один из способов защиты.

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

v Закрыться, если атаковала линейная фигура, по линии атаки другой своей фигурой. Ребята, какая фигура напала? (Ответы детей)

Какой фигурой можно закрыться от Л c 8? (Ответы детей)

От ладьи с8, что напала, можно закрыться ладьей а2, на поле с2.

Атака в шахматах, защита в шахматах

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

Такой способ не всегда может работать, если между атакующей и атакуемой фигурой нет свободных полей или конь - единственная атакующая фигура.

Может случиться, что на одну фигуру или пешку нападают сразу несколько вражеских фигур. В таком случае количество защит должно как минимум равняться количеству нападений. Например:

http://www.chessvideos.tv/bimg/1xmfft1i0mh.jpg


На чёрного коня нападают белые слон и ладья, а защищает один король. Чёрные могут сыграть С:с6, уравнивая количество защит и нападений.
Однако при использовании такого метода следует учитывать относительную ценность фигур .

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

v Уничтожение атакующей фигуры. Если есть возможность избавиться

от атакующей фигуры можно, просто ее взять. Пример:

http://www.chessvideos.tv/bimg/3ajndtwrxjs4c.jpg


Чёрные могут сыграть Kp:h5

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

Особыми атакующими фигурами являются пешка и конь – это нелинейные фигуры и от них нельзя закрыться. А значит при их атаке, уменьшается число возможных защит. Особенно это ощутимо при защите короля, остается всего два варианта защиты: бежать от шаха или побить фигуру.

Атака в шахматах, защита в шахматах

Черный ферзь нападает на белого короля. Белые могут сыграть: Л: d 1 или Кр: d 1

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

Ребята, сегодня мы познакомились с приемами защиты. Давайте, повторим, как они называются.

Вы, молодцы. Вам понравилось занятие? Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за внимание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация для второго года обучения, управляема учителем по своему усмотрению. С анимацией. Время для работы с ней хватает на целый урок. Детям нравятся презентации, они более им более понятны, т.к. с анимацией и видно, куда ходят фигуры. На основе методички, учебника и рабочей тетради, 2-ой год обучения.


Урок № 6. Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

Защита в шахматной партии:

контрнападение

 Перечисли способы защиты, которые ты знаешь. 1. Уход из-под нападения. 2. Уничтожение атакующей фигуры. 3. Защита своей фигуры.

Перечисли способы защиты,

которые ты знаешь.

1. Уход из-под нападения.

2. Уничтожение атакующей фигуры.

3. Защита своей фигуры.

Диаграмма 1. Рассмотрите диаграмму. Определите, на какую фигуру напали. Выберите самую лучшую защиту. Способ защиты – уход из-под нападения.

Диаграмма 1.

Рассмотрите диаграмму.

Определите, на какую фигуру напали.

Выберите самую лучшую защиту.

Способ защиты –

уход из-под нападения.

Диаграмма 2. Рассмотрите диаграмму. Определите, на какую фигуру напали. Выберите самую лучшую защиту. Способ защиты – защита своей фигурой.

Диаграмма 2.

Рассмотрите диаграмму.

Определите, на какую фигуру напали.

Выберите самую лучшую защиту.

Способ защиты –

защита своей фигурой.

Диаграмма 3. Рассмотрите диаграмму. Определите, на какую фигуру напали. Выберите самую лучшую защиту. Способ защиты -уничтожение атакующей фигуры. Ф:b8 1. Ф:b8 2. Л:b8 Л:b8

Диаграмма 3.

Рассмотрите диаграмму.

Определите, на какую фигуру напали.

Выберите самую лучшую защиту.

Способ защиты -уничтожение

атакующей фигуры.

 В шахматной партии может быть применён такой способ защиты, как перекрытие. Перекрытие - приём защиты, при котором фигура, оказавшаяся под боем, заслоняется менее ценной фигурой. Применение такого приёма возможно, если на фигуру нападает дальнобойная фигура. Учебник, стр. 42, задание 1.

В шахматной партии может быть применён такой способ защиты, как перекрытие.

Перекрытие - приём защиты, при котором фигура, оказавшаяся под боем, заслоняется менее ценной фигурой. Применение такого приёма возможно, если на фигуру нападает

дальнобойная фигура.

стр. 42, задание 1.

Диаграмма 4. В позиции на диаграмме 4 чёрные напали на ферзя белых, белые не могут отойти ферзём, так как белый король тогда остаётся под шахом. Белые должны защитить ферзя, используя перекрытие и делая ход 1. f5.

Диаграмма 4.

В позиции на диаграмме 4 чёрные напали на ферзя белых, белые не могут отойти ферзём, так как белый король тогда остаётся под шахом.

Белые должны защитить

ферзя, используя перекрытие и делая ход 1. f5.

Диаграмма 5.

стр. 44, задание 2.

Рассмотрите диаграмму 5 и определите, на какую фигуру

Диаграмма 6.

стр. 44, задание 2.

Рассмотрите диаграмму 6 и определите, на какую фигуру

если на твою фигуру нападает дальнобойная фигура.

Ещё один приём защиты в шахматной партии —

контрнападение.

Контрнападение - наступление в ответ на атакующие действия партнёра.

 Посмотрим, как осуществляется контрнападение. В позиции на диаграмме 7 чёрные напали на коня белых. Белые решили применить контрнападение и сделать ход 1. КсЗ, напав на ферзя чёрных.

Посмотрим, как осуществляется

контрнападение.

В позиции на диаграмме 7 чёрные напали на коня белых.

Белые решили применить контрнападение и сделать ход 1. КсЗ, напав на ферзя чёрных.

Учебник, стр. 47, задание 3. Рассмотрите диаграмму и определите, на какую фигуру напали. Используя контрнападение, защитите фигуру. К:a2 1. Лd1

стр. 47, задание 3.

Рассмотрите диаграмму и определите, на какую

фигуру напали. Используя контрнападение, защитите

Рабочая тетрадь, стр. 16, задание 1. Рассмотрите диаграмму 1. Вспомните план матования одинокого короля ладьёй и королём и запишите его.

Рабочая тетрадь, стр. 16, задание 1.

Рассмотрите диаграмму 1. Вспомните план матования

одинокого короля ладьёй и королём и запишите его.

Рабочая тетрадь, стр. 17, задание 2. Диаграмма 2. Рассмотрите диаграммы. На диаграмме 2 найдите лучший способ защиты от шаха. Лf2

Рабочая тетрадь,

стр. 17, задание 2.

Диаграмма 2.

Рассмотрите диаграммы. На диаграмме 2 найдите лучший способ защиты от шаха.

Рабочая тетрадь, стр. 17, задание 2. Диаграмма 3. Рассмотрите диаграммы. На диаграмме найдите фигуру, на которую напали, и выберите лучший способ защиты. fg

Рабочая тетрадь,

стр. 17, задание 2.

Диаграмма 3.

Рассмотрите диаграммы. На диаграмме найдите фигуру, на которую напали, и выберите лучший способ защиты.

Рабочая тетрадь, стр. 17, задание 2. Диаграмма 4. Рассмотрите диаграммы. На диаграмме найдите фигуру, на которую напали, и выберите лучший способ защиты. d4

Рабочая тетрадь,

стр. 17, задание 2.

Диаграмма 4.

Рассмотрите диаграммы. На диаграмме найдите фигуру, на которую напали, и выберите лучший способ защиты.

Рабочая тетрадь, стр. 17, задание 2. Диаграмма 5. Рассмотрите диаграммы. На диаграмме найдите фигуру, на которую напали, и выберите лучший способ защиты. Cb2

Рабочая тетрадь,

стр. 17, задание 2.

Диаграмма 5.

Рассмотрите диаграммы. На диаграмме найдите фигуру, на которую напали, и выберите лучший способ защиты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

а) образовательная: сформировать представление о начальной стадии игры, познакомить с общими идеями дебютов, показать несколько известных дебютов, научить определять хороший ход при выполнении дидактических заданий;

б) развивающая: развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы, память, логическое мышление, умение оценивать ситуацию и принимать решение;

в) воспитательная: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к игре, формировать у детей настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о шахматах и что ещё нужно знать;

Познавательные: делать простейшие выводы о продвижении фигур в начале шхматной партии;

Личностные: уважительно относится к мнению других ребят, формировать своё мнение, развитие самостоятельности, интереса к шахматам;

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками, умение работать в парах, учиться слушать и понимать речь других;

Метапредметные: ввести в урок понятия дебют, гамбит, мобилизация, изучаемые на уроке.

Планируемые достижения учащихся:

- усвоить, что правильная постановка дебюта часто обеспечивает её хорошее окончание;

- приводить примеры некоторых дебютов;

- понимать, что умение играть в шахматы пригодится в жизни.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска, магнитные фигуры, наглядные таблицы и индивидуальные карточки с дидактическими заданиями, шахматы на каждой парте, демонстрационные карточки для словарной работы, мультимедийная призентация-урок начальной стадии шахматной партии - борьба за центр.

Ключевые слова: дебют, гамбит, эндшпиль, мобилизация, борьба за центр.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Повторение пройденного.

Открытие нового знания. Побуждение к гипотезам.

Изучение нового материала.

Побуждение к плану проверки.

Работа по иллюстрации из учебника.

Общая проверка всех решающих гипотез.

Закрепление самостоятельной работой с самопроверкой по эталону.

Итог урока. Рефлексия.

Организационный момент.

Они сильнее многих увлечений,

В них места нет ни скуке, ни тоске,

Ведь происходит столько приключений

За полчаса на шахматной доске!

Здесь короли, укрывшись в рокировке,

Командуют сражением фигур.

Слоны и кони, как на стометровке,

Пытаются сбежать от грозных тур.

А пешки, превращаясь в королевы,

Из пехотинцев, рядовых солдат,

К чужому королю пылая гневом,

Ему вдруг объявляют шах и мат.

Спасенья нет! Сражение сурово.

Но шахматы ведь тем и хороши –

Расставим мы фигурки снова,

Игрою мудрой насладимся от души!

- Чем интересна эта игра?

- Какие названия шахматных фигур прозвучали в стихотворении?

Актуализация знаний.

- Почему король слабее ферзя, но главнее его? (Без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя.)

- Что любит ферзь? Почему ферзь не вступает рано в игру? (Ферзь любит свой цвет.) (Ферзь – ценная фигура.)

- Где стоит ладьи на доске до начала игры? Может ли ладья побить сразу две пешки или две ладьи? (а1 и h1, а8 и h8) (Нет.)

- Какие слоны никогда не столкнутся? Какое количество полей может контролировать слон? (Белопольный и чернопольный.) (13 полей своего цвета.)

- Между какими фигурами на доске стоит конь? Чем отличается конь от других фигур?

- Как ходит пешка? Является ли пешка фигурой? (Прямо по вертикали.) (Нет,)

3. Повторение пройденного.

Согласны ли вы, что:

Диагоналей больше, чем вертикалей? (да)

Пешка передвигается по горизонтали? (нет)

Из угла доски король держит под ударом три поля? (да)

Король может бить защищённую фигуру? (нет)

Ферзю ставят шах? (нет)

Цель игры – поставить мат? (да)

Мат – это шах, от которого нет защиты? (да)

Лучше побить ферзя, чем объявить мат? (нет)

Королю мат легче поставить в углу, чем в центре доски? (да)

Если в партии нет победителя, то ничья? (да)

Если на короля не напали, но ему некуда пойти – это мат? (нет)

В дебюте случается мат? (да)

- О чём мы говорили на прошлом уроке? (О неразумности игры в дебюте одними пешками.)

- Сегодня на занятии мы рассмотрим несколько вариантов дебюта.

- Что такое дебют? (Начальная стадия игры или начало партии.)

- Как называется начало партии с жертвой фигур или пешки? (Гамбит.)

- Правильная постановка дебюта обеспечивает её хорошее окончание (эндшпиль). Часто достаточно сделать несколько плохих ходов, чтобы получить мат.

5.Открытие нового знания. Побуждение к гипотезам.

- Что нужно делать, чтобы не попасть в ловушку?

Рассмотрим одну из ловушек в начальной стадии, в которую начинающие игроки часто попадаются. На демонстрационной доске расставлена позиция.

Чёрным следовало взять пешкой.

Ещё пример. (Фигуры на доске в начальной позиции.)

Это самый короткий путь к мату. Белые не только не мешали чёрным, но и помогали им.

Подобная партия была сыграна в 1959 г. в открытом чемпионате США Мэнсфилдом и Тринксом. (Фигуры на доске в начальной позиции.)

6.Физкультминутка.

А теперь тихонько встали,

Руки медленно подняли,

Пальцы сжать, потом разжать,

Наклониться вправо, влево,

И садиться вновь за дело.

7. Изучение нового материала.

- Ознакомимся с общими принципами в дебюте:

а) Поля e4, d4, е5, d5 называются центральными. Они играют огромную роль в партии, и особенно, в дебюте.

б) Чтобы создать простор для движения слонов и ферзей, необходимо выдвинуть центральные пешки.

в) После вступления в игру коней и освобождения полей между ладьями и королём можно сделать рокировку.

г) Если ладьи поставить на открытые линии, силы обеих сторон можно считать мобилизованными.

д) Дебют должен быть закончен в пределах десяти или двенадцати ходов.

е) Если противник предлагает какую-нибудь жертву, не подвергая вас опасности, то её рекомендуется принять.

ж) Помнить о ценности фигур. (п-1, К-3, С-3, Л-5, Ф-9, К – фигура бесценная.)

- Рассмотрим несколько известных дебютов на видео-уроке:

Защита двух коней.

- Что общего в этих дебютах? (Борьба за центр.)

8. Побуждение к плану проверки.

Работа в парах: проведите начальную стадию игры – дебют (10-12 ходов), где постарайтесь занять центр.

- У кого получился дебют с захватом центральных полей?

- Кто провёл дебют, не потеряв фигуры или пешки?

- А кто в дебюте пожертвовал пешку или другую фигуру?

- Легко ли играть в дебюте? Почему?

(Фигуру в мешочке на ощупь определить, показать и рассказать о ней.)

9.Работа по иллюстрации из учебника.

Общая проверка всех решающих гипотез.

- Можно ли в дебюте поставить мат?

1) Рассмотрите иллюстрации (с.79)

- Посмотрите на карточки, где приведены четыре положения на мат в два хода в дебюте.

- Начинают белые, мат в два хода. Проверим.

2) На демонстрационной доске расставлены позиции.

10. Первичное закрепление.

(работа по карточкам)

- На карточках рассмотрите 1-2 партии и решите их.

Фронтальная проверка решений.

11. Закрепление самостоятельной работой с самопроверкой по эталону.

Дополнительное задание по карточкам (для желающих): решить 3.4,5,6 позиции и отметить стрелками ходы. Проверить по эталону.

12. Домашнее задание.

Читайте также: