Конспект урока по русскому языку с проблемной ситуацией 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема: Понятие о частях речи.

1. Ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются

в части речи.

2. Сформировать умения распознавать части речи. Развивать

орфографическую зоркость. Работать над расширением словарного

запаса и лексического значения слов.

3. Воспитать умение слушать ответы учащихся, внимание, интерес

к получению новых знаний.

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

- Я советую вам не забывать о вежливых словах и сегодня на уроке, и в жизни.

2. Работа по теме урока.

На доске группа слов: Максим, молоко, метёт, медленный.

- Найдите одинаковый звук в словах.

- Дайте характеристику этому звуку.

- Какой буквой на письме он обозначается?

Сегодня на уроке будем работать над написанием буквы Мм

Давайте вспомним, в каких случаях пишется заглавная буква.

- Спишите, продолжая закономерность МммМ

Давайте вспомним 10 словарных слов, начинающихся с этой буквы:

(проговариваем орфографически) малина, машина, медведь, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, магазин, Москва.

- Составьте предложение с одним из словарных слов.

- Что такое предложение?

В морозной тишине резко стрекотали сороки.

- Найти в словах все орфограммы.

- Сделать полный синтаксический разбор предложения.

1) По цели высказывания предложение - повествовательное;

2) По интонации – невосклицательное;

3) По составу простое (одна основа);

4) По наличию второстепенных членов - распространенное.

стрекотали (как) резко

стрекотали (где) в тишине

в тишине (какой) морозной

- Разберите слово морозной по составу.

- Сделайте фонетический разбор слова резко

Рез/ко- 2 слога, 2 гласные, 3 согласных.

р [ р, ]- согл., непар., звон., парн., мяг.

е [ э ]- гласн., удар.

!з [ с ]- согл., непар., глух., непар., тв.

к [ к ]- согл., парн., глух., парн., тв.

!о [ а]- гласн., б/удар.

Ветер дует нам в лицо.

Ветерок всё тише-тише,

Деревцо всё выше-выше!

Новая тема урока.

-Посмотрите на доску. Перед вами группа слов: звезда, ночной, снег, летит, плывёт, пушистый.

-Что вы знаете о словах? (Слова называют предметы, признаки предметов, действия предметов. Слова отвечают на разные вопросы: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать?. Из слов составляют предложения. В речи есть слова близкие и противоположные по смыслу.)

Слов в языке очень много и их разделили на группы, чтобы можно было легко ими пользоваться в речи. Наша задача сегодня – выявить признаки, по которым слова делятся на группы.

-Как вы думаете на какие группы можно разделить эти слова? (1. звезда, снег; 2. ночной. пушистый; 3. летит, плывёт)

-По какому признаку вы разделили эти слова?

Итак, эти слова мы могли бы расселить в три домика:

-А какие ещё вы знаете части речи? (местоимение, наречие, предлоги, союзы)

Молодцы, все справились.

-Давайте, повторим ещё раз части речи, их вопросы и что они значат.

Учебник страница 3 – правило, страница 4 – правило.

*А знаете ли вы, что одна часть речи может переходить в другую?

Закрепление. Самостоятельная работа по технологической карте.

1).-Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами. Проверка.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

3. Рефлексия учебной деятельности.

-Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? (Части речи.)

-Как узнать какой частью речи является слово? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.)

-Что нового узнали на уроке?

-Что было самым интересным?

-Понравился ли вам урок?

-Что бы хотели изменить?

4. Домашнее задание.

с. 3-4 правило, упражнение 368 – разбить слова по частям речи и записать в три столбика.

Ф. И___ класс___

Технологическая карта урока.

1. -Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

-Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове. Проверка. 3 балла

Анализ урока получения новых знаний.

1. Организация учебного процесса требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности.

3. Данный урок проводится первым по данной теме. Учащиеся уже владеют частью информации по частям речи из курса русского языка во 2 классе. Но учащиеся не смогли показать своих знаний в полной мере. Этому могло послужить следующее: не достаточно прочное усвоение учебного материала; волнение ; неправильная постановка вопроса учителем…

4. Организационный момент способствует эмоциональному настрою на урок, быстрому включению всех обучающихся в работу и тщательной подготовке рабочего места.

6. Проведение физкультминутки способствует снятию статического напряжения и поддержке положительного эмоционального поведения.

7. Итог урока выявляет умение воспроизводить основные идеи нового материала. Показателем усвоения нового материала является активность учащихся при подведении итога урока (Дети оставались пассивны, что говорит о плохом усвоении материала.).

8. На разных этапах урока эффективно применяются следующие методы:

-метод эмоционального стимулирования.

9. Содержание учебного материала подобрано с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые моменты урока способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

10. Для достижения поставленной цели урока используются различные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

В течение занятия реализация всех поставленных задач, способствовала достижению цели урока. Но достигнута она была не в полном объёме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Общая информация

Используемая образовательная технология

Технология проблемного диалога - это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Открытие новых знаний

Цели учителя

1. Обучающая: организовать учебную деятельность учащихся;

- по усвоению знания значения и определения местоимения как части речи;

- по выработке первичного умения распознавать местоимения среди других частей речи;

- по определению грамматических признаков местоимений.

3. Развивающая: создать условия для достижения метапредметных результатов: умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию , умение формулировать несложные выводы, умение строить предположения , опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей урока, умение планировать свою деятельность, умение контролировать и оценивать результаты своих действий, умение определять причину ошибки и планировать коррекционную работу, умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям, умение работать в паре, умение контролировать действия партнёра.

Цели учебной деятельности

(цели ученика)

— Узнать, для чего нужны местоимения.

— Узнать, как отличить её от других частей речи.

— Узнать, когда в речи мы употребляем местоимения.

— Узнать грамматические признаки местоимений.

Приобрести умение правильно писать местоимения.

Средства контроля достижения целей учебной деятельности

Вопросы: Что обозначает местоимение? На какие вопросы отвечает?

Как отличить её от других частей речи.

Когда в речи мы употребляем местоимения?

Задание: Заменить имена существительные на подходящие по смыслу местоимения.

Опорные знания

Новые знания

Местоимение – это часть речи, которая не называет конкретный предмет, а только указывает на него. Местоимение имеет три лица, единственное и множественное число.

Задачи урока

Организовать мотивацию учащихся на усвоение новых знаний.

Организовать повторение изученных частей речи.

Создать проблемную ситуацию.

Организовать формулирование учебной проблемы и целей деятельности.

Организовать формулирование темы урока и новых целей урока.

Организовать самостоятельную работу с самоконтролем и самооценкой.

Организовать выявление причин ошибок в самостоятельной работе и запись домашнего задания.

Организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей.

Оборудование

Доска SMART , карточка помощница

В мартовский чудесный день

Всем учиться нам не лень.

Знанья получать желаем

И учиться продолжаем

на уроке РУССКОГО ЯЗЫКА

- Улыбнитесь друг другу и начинаем.

- Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и открыть новые тайны русского языка.

А какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.

Отвечают, обосновывая свой ответ.

осознание смысла учения

умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию

2. Постановка первой проблемы. Определение темы урока

В каждом человеке

Прячется весна.

Если ты печален,

Значит, спит она .

Ну, а если ты запел

На бульваре в стужу,

Значит, что весна в тебе

- Какие слова в переносном значении использовал автор, чтобы передать настроение человека? Почему автор так назвал стихотворение?

- Спишите первые два предложения

- К какой части речи относится первое выделенное слово?

- Что оно обозначает?

- А называют ли предметы другое выделенное слово?

- Как называется часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него?

- Как вы думаете, какая же тема сегодня на уроке?

открывается половина темы на доске -

— Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете сказать о ней?

Значит, какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Фиксирует цели на доске.

Дети отвечают, обосновывая свои ответы.

- Прячется весна, весна вылезла наружу. Тема- весна в человеке.

Вспоминают изученные части речи.

- Нет, только указывает на предмет, на время года.

Слушаются версии детей.

— Узнать, для чего нужны местоимения.

— Когда в речи мы употребляем местоимения.

— Узнать, как отличить местоимение от других частей речи.

- Приобрести умение правильно писать местоимения.

умение формулировать собственную позицию и обосновывать ее;

умение контролировать результаты своих действий

опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей урока

3. Поиск решения первой проблемы (подводящий диалог)

Расскажите, как заполнили таблицу?

- Какие знания со 2 класса у нас есть по этой теме?

-Каких знаний у нас нет?

-С чем познакомимся на нашем уроке?

- Какова цель нашего урока?

Работа в паре, дети высказывают свои версии.

Указывает на предмет, но не называет его.

Делают речь богаче. Помогают избежать повторы в речи.

Местоимение – это часть речи, которая не называет конкретный предмет, а только указывает на него.

- чтобы не было в предложениях повторения одного и того же слова.

Мы не изучали во 2 классе грамматические признаки местоимений.

- Познакомиться с грамматическими признаками местоимений.

умение сохранять цели урока

умение строить речевое высказывание

умение работать в паре

умение контролировать действия партнёра

умение сравнивать, обобщать

умение контролировать свой результат

4. Постановка второй проблемы

- Местоимения встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Местоимений в русском языке много, но сегодня мы познакомимся только с некоторыми.

Распределите местоимения в две группы: 1 – указывает на предмет , 2 - другие (Кто, ничего. нигде, кто – нибудь, кое – что, этот, тот, столько)

Проверка по эталону.

- С какой трудностью мы столкнулись?

- Чем отличаются местоимения 1 группы?

- Да, все собравшиеся в 1 группе местоимения употребляются вместо имен существительных и указывают на лицо или лица, поэтому когда наука Морфология распределяла местоимения по разрядам, эти местоимения назвали ЛИЧНЫЕ. Почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного обучения (урок - исследование). Обеспечивает активный поисковый, исследовательский характер обучению, повышает мотивацию.

Игровая технология повышает эффективность урока, качество усвоения учебного материала учащимися, формирует исследовательское и творческое отношения к действительности.

Технология групповой работы позволяет дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера; каждому ребёнку утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах

Танцевать я не умею,
И стихов я не пишу,
Самолетики не клею,
За футболом не слежу.
Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
Но зато один из класса
Я ушами шевелю.

- Проведите наблюдение над записями на доске. Что можете о них сказать?
- Это текст.
- Чем интересен этот текст? Какой это текст по стилю, по типу? Дайте ему характеристику.
- Текст – стихотворение. Тип – повествование, по стилю художественный.
- Найдите в этом тексте служебные части речи и разделите их на группы.

Самостоятельная работа. Ученики выписывают служебные части речи и делят на группы.

Проверка. Мнения учеников.

- Здесь три группы: союзы, частицы и предлоги.
- Какие из этих частей речи придают дополнительные оттенки значения предложениям текста?
- Частицы.
- Какое значение вносит в предложение частица не?
- Отрицательное.
- Попробуйте прочесть текст без частицы не. Что получилось?
- Нарушился смысл.
- Какими делает предложения частица не?
- Отрицательными.
- Что отрицает и что утверждает герой стихотворения?

- Как бы вы назвали те предложения, в которых герой уверяет нас в том, что он умеет?

Высказывания детей и подведение к мысли, что их можно назвать утвердительными.

- Какими эти предложения являются по отношению к отрицательным.
- Противоположны. Антонимичны.

Дети делают вывод:

- Предложения текста можно разделить на утвердительные и отрицательные.
- Выпишите из текста частицу не вместе с тем словом, с которым она связана. Определите, к какой части речи относится это слово. Какой вывод можно сделать?

Вывод: частица не с глаголами пишется раздельно.

II. Определение темы урока.

- Определите тему, задачу и цель урока.

Дети называют тему урока.

- Правописание "не" с глаголами.

Задача:

Как писать не с глаголами.

Цель:

Научиться правильно писать не с глаголами. Выработать алгоритм.

III. Создание проблемной ситуации.

- А сейчас я предложу вашему вниманию одну грамматическую сказку (учитель зачитывает сказку):

Частица "Не" мечтала подружиться с Глаголом. Но как она не старалась, Глагол все равно избегал ее. Возмущению частицы "Не" не было предела: "Ненавижу, негодую!" – кричала она Глаголу при встрече. И тут случилось чудо: Глагол перестал избегать общества скандальной частицы.

- Все ли слова понятны в сказке?

- Негодовать – непонятно значение слова, которое выкрикнула частица.

(Учитель вывешивает на доску табличку, на которой напечатано слово негодовать и зачитывает лексическое значение слова, указав источник – толковый словарь С.И. Ожегова.)

- Определите грамматическое значение слова негодовать.
- Это глагол.
- С какой проблемой столкнулись? Назовите проблему.
- Мы открыли правило, что не пишется с глаголами раздельно, а столкнулись с тем, что не написана слитно с глаголом.

Проблема: с какими глаголами не пишется раздельно, а с какими – слитно и почему?

- Как решить эту проблему? Ваши предложения-гипотезы.

  1. Попробовать вставить между ними слово (также как проверяется предлог).
  2. Попробовать убрать "не".

(каждая гипотеза проверяется; если гипотеза верная, то напротив нее учитель ставит +.)

- Чем стала частица "не" в глаголе негодовать?
- "Не" стала приставкой "не".
- Какие цели и задачи теперь стоят перед вами?

Задача: как отличить частицу не от приставки не глаголе.

Цель: научиться определять, когда не писать с глаголами слитно, а когда – раздельно.

IV. Закрепление.

- Создайте алгоритм действий по решению поставленной задачи.

  1. Определить часть речи.
  2. Если это глагол с не, то попробовать вставить между ними слово, или убрать не.
  3. Если слово употребляется без не, то не – это частица, а если – нет, то не – это приставка.

Затем учитель предлагает самостоятельно поработать с заданием на доске.

- Используя полученный алгоритм, запишите глаголы с не, раскрывая скобки, и распределяя на группы.

IV. Самостоятельная работа.

(не)читать, (не)доумевать, (не) писать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)считать, (не)учить, (не)сдобровать, (не)видеть, (не)слушать, (не)годовать.

V. Проверка.

Какую задачу решали, выполняя задание? Сделайте выводы по теме урока.

(по времени - работа с учебником : упр. 218. Выписать только глаголы с не по группам.)

VI. Итог. Выводы.

VII. Домашнее задание:

Составить правила поведения на уроках и на переменах с использованием частицы "не".

Нажмите, чтобы узнать подробности

- продолжить работу над развитием речи учащихся, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.

Тип урока: проблемный постановочный

Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки для работы в группах, карточки – подсказки разных уровней сложности, мультимедийные картинки в качестве наглядного материала.

I. Организационный момент.

Учащиеся сидят группами, по 4 человека в каждой.

Таким образом, в классе получилось 7 столов – групп.

Речь учителя.

Урок русского языка. Я думаю, что настроение у вас сегодня радостное, приподнятое и урок у нас сегодня необычный. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока.

II. Проверка дом. задания

1. Начнем повторение с теории.

- Скажите, как называется второстепенный член предложения, который мы изучали на прошлом уроке? (Дополнение)

- Что обозначает дополнение? (Предмет)

- На какие вопросы отвечает дополнение? (Вопросы косвенных падежей)

- А какие падежи мы называем косвенными? (Все, кроме именительного)

- Какие слова в предложении поясняет дополнение? (Главные и второстепенные члены предложения)

- Какими частями речи оно может быть выражено? (Существительными)

2. Проверим домашнее задание. Вы дома составили предложения к схемам. Прочитайте, пожалуйста, что получилось. (2-3 чел.)

_____ ===== _ _ _ _ _ _ _ _ . (Ребята ждали прилёта скворцов)

_ _ _ _ ====== _______ . (В зоопарке живут медведи)

А как определили в предложении, что данное слово – дополнение?

Словарная работа.

Нам предстоит сегодня на уроке совершить новые открытия, узнать много интересного, а для этого вы должны быть очень наблюдательны и иметь хорошую память. Проверим, хорошая ли у вас память? Сейчас узнаем, как вы запомнили словарные слова.

Переходим к словарно-орфографической работе.

птека, в…гон, в…кзал, к…стрюля, кв…ртира, зап…д, завтр…к, к…ртина, н…зад, р…кета, р…стение.

Обозначьте склонение существительных.

2. Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте записанные слова друг у друга.

Знакомство с новым словом.

1) Мы сегодня познакомимся еще с одним словарным словом хороший.

2) Как вы понимаете значение этого слова? (В словаре Ожегова)

Хороший – вполне положительный по своим качествам, такой, как следует, например, работник, голос, характер.

3)_(Обратимся к этимологии этого слова – поможет нам Соколов Саша)

4) Подберите однокоренные слова, синонимы и антонимы к данному слову.

5) Вспомните пословицы, в которых употребляется это слово.

Хорошее дело само светится.

Хорошая книга – лучший друг.

Хорошая речь лучше меда.

- Какая подойдет нам?

Чистописание.

1. Переходим к минутке чистописания.

1) Отгадайте загадку: Красная девица по небу ходит. (Солнце).

На экране запись: с р т СС р т с Р р. Найдите закономерность и продолжите запись. Какими элементами дополнили цепочку?

Хорошо, справились с заданием. А сейчас мы приступим к самому главному: вы должны подумать и сделать вывод о том, какова тема сегодняшнего урока. Для этого выполним следующее задание.

III. Новый материал

Внимание на экран.

Я к нашему слову солнце добавила ещё 3. Прочтите их.

Доска: солнце, весенний, аллея, осветило.--?

1) - Что объединяет все слова? (есть орфограмма)

Назовите орфограммы, подберите, если возможно проверочные слова (комментирование)

2) - Чем различаются слова? (разные части речи)

3) Посмотрите на доску и составьте предложение к этой схеме (она состоит из вопросов):

1. Какое. 2. Что. 3. Что делало. 4. Что.

Давайте его запишем в тетради и на доске. (Под схемой) – 1 ученик у доски

- Разберите предложение по членам предложения и частям речи (объяснение после выполнения)

- Назовите номера, под которыми стоят главные члены предложения (2,3).

- Как еще мы называем их? (Грамматическая основа предложения)

- Как одним словом назвать все остальные члены? (Второстепенные)

- Какой известный второстепенный член нам встретился? (Дополнение)

- А есть ли здесь ещё второстепенный член? Это дополнение?

- С каким второстепенным членом мы недостаточно знакомы? Кто знает как он называется?

- Так вы догадались, какова тема урока? Запишем ее в тетради!

(Вт. член - определение)

2) – Нам необходимо собрать все сведения об определении, и вы это сделаете сами. Для этого работать будем в группах. Группа получит предложение (см. приложение). Каждый из вас прямо в карточке поработает с ним, разберет синтаксически. Поучите друг друга, посовещайтесь. Затем обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Подайте сигнал, когда будете готовы.

Схемы записаны на доске с обратной стороны. Открываю доску, по очереди ученики выходят и делают вывод.

1. Пришла долгожданная весна!

2. Мелькнул лисий хвост.

3. Зелёным ковром покрылась земля?

Есть что сказать? Дополнить?

- С каким членом предложения согласуется определение в 1 и 2 предложениях? (с подлежащим)

- С каким еще членом предложения может согласоваться определение? (дополнение).

Вот какое ещё мы знание для себя открыли.

А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.

Физкультминутка

- Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть словосочетание. Если в нем есть дополнение, все приседаем; если определение – хлопаем.

Растёт в саду, густая трава, тонкий лёд, освободиться ото льда, греться на солнышке, хороший день.

Потянулись все, вдох-выдох.

Мы сделали вывод об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Откроем стр. 83, почитаем правило и подумаем, правы ли были мы.

- Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения - определении?

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Лишь не хватает волнистой черты.

IV. Закрепление.

Остальные предложения по рядам.

Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

2) - Скажите, пожалуйста, нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений?

Давайте поработаем с упр. 443 и убедимся, для чего нужны определения. Читаем без определений и с ними.

Сделаем вывод, какой текст точнее рисует картину: с определениями или без них?

А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет)

3) - Запишем под диктовку предложение

Наступила долгожданная многоголосая весна.

- Найдем определения. Чем они выражены? Какое слово поясняют? Есть ли среди них эпитет? Назовите.

4) А теперь вам предстоит поработать творчески. Напишите мини-сочинение из 3 предложений, используя определения. Первое предложение у вас уже есть. Подумайте, кто по какому варианту будет работать: 1 вар – пишу сам, 2 вар – прошу помощи, 3 вар – прошу большой помощи. Кто пойдет по 3 варианту? Возьмите подсказки. Кто по 2 вар?

Прочитаем. Оценки, хоть я не успела проверить ошибки, получают ….. Остальные сдают тетради, я верну их в конце дня.

V. Итоги

- С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?

- Чем, кроме прилагательного, может быть выражено определение?

- Для чего нужны определения в речи?

- Как называются образные определения?

Дети оценивают свою работу, используя кружки трёх цветов: хотят знать больше; знают, но могут больше; затрудняются.

Читайте также: