Конспект урока по русскому языку 9 класс знаки препинания в ссп

Обновлено: 07.07.2024

Педагогическая цель : Актуализировать знания о группах ССП по значению и союзам. Создать условия для развития пунктуационного навыка: постановка запятой (запятых; или их отсуствие) в структуре ССП.

Задачи урока :

Развивать умение применять имеющиеся орфографические и пунктуационные знания; способствовать развитию орфографической зоркости. Вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании орфограмм и пунктограмм. Развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать

Воспитывать мотивацию к обучению, бережное отношение к языку как к показателю культуры народа, уважение к родной речи.

Тип урока : урок закрепления, обобщения и систематизации.

Планируемые результаты :

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Универсальные учебные действия (метапредметные) :

Познавательные:

общеучебные – используют предоставленный материал для решения учебной задачи;

Логические – осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

формируется умение понимать познавательную задачу;

формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

формируется умение извлекать необходимую информацию.

Регулятивные :

проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

формируется умение планировать необходимые действия;

формируется умение контролировать учебные действия;

формируется умение замечать допущенные ошибки;

формируется умение оценивать свою работу.

Коммуникативные :

адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;

формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.

формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;

формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования

Реализуемые принципы: Принцип сознательности и активности, принцип наглядности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип научности

Используемые методы:

Словесные (рассказ, обяснение, беседа)
Наглядные (метод иллюстраций, в том числе обращение к материалу, представленному в учебнике)
Практические (выполнение упражнений и иных работ, связанных с формированием и отработкой навыка)
Проблемные (Сообщающее изложение с элементами проблемности)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации деятельности детей : коллективная, индивидуальная

Оборудование : доска

Образовательные ресурсы : учебник

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Самоопределение к учебной деятельности

- Вспомните, какие вообще предложения вам известны.

- Что вам известно о сложных предложениях?

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Как отличить ССП от БСП или СПП?

Для справки или в случае затруднения можно обратиться к учебнику.

Постановка учебной задачи

- Мы говорим о том, что основным показателем связи в сложных предложениях являются союзы. Или даже их отсутствие.

- Вспомним, какие сочинительные союзы нам известны.

- Известно ли нам что-то о том, как все эти союзы можно разделить?

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения).

И; да (в значении и ); ни. ни; да и; тоже; также; не только. но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения).

А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения).

Или; либо; не то. не то; то. то; то ли. то ли.

Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

- Что вам известно о знаках препинания в структуре ССП?

- Всегда ли в ССП ставится запятая?

а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (А. Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);

б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:

в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (А. Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);

г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:

д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:

Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:

Как он смешон и как глупы его выходки!

з) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:

Мороз и солнце. (А. Пушкин).

(но: запятая есть, если союзы повторяются)

Систематизация знаний .

Работа с предложенными предложениями. У доски и самостоятельно на местах. Работа направлена на закрепление и отработку умения определять вид ССП и на развитие пунктуационной грамотности, в том числе на отработку знаний о постановке и отсутствии запятой (запятых) в структуре ССП.

Сразу после моего прибытия в уезд мир залился тягостной недоброжелательностью и все вокруг заволокло туманом. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член)

Я огляделся вокруг и взрогнул, да окружение отозвалось мне тем же отвращением. (ССП с соединительным союзом: да = и)

Улочки, мощенные камнем, выглядели скверно, но большую жалость вызывали серые лица горожан, вылупившиеся из-за потрескавшихся ставен. (ССП с противительным союзом: но)

Стало совсем скверно на душе и я погрузился в раздумия о скорейшем отъезде, когда липкая серая морось забралась под ворот моего пальто. ( зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП имеют общее придаточное предложение)

Либо местный мирок относился так к каждой новой душе, либо я оказался на грани его абсолютного изгнания. (ССП с разделительным союзом: либо . либо)

Дело обернулось ко мне своей пресквернейшей стороной : все окружающие постоялые дворы были закрыты для меня и ночь щупальцами подбиралась от горизонта. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью)

После я, уже находившийся в тепле, задумался о своей нелегкой и трагичной судьбе, и словно большая картина неумелого живописца предстала перед глазами в полном ее объеме. (ССП с соединительным союзом: и)

По словам этого бесчестного и неизвестного мне человека , мой новоиспеченный друг являлся абсолютным мерзавцем и понимание малейшей честности было для него совсем чуждым. (зяпятая не ставится, так как простые предложения в составе ССП имеют общее вводное словосочетание)

Должен ли я был поверить этому едва знакомому проходимцу или доверие мое имело явно большую цену ? (зяпятая не ставится, так как в состав ССП входят вопросительные предложения)

Не только тепло предложенной комнаты разожгло во мне это ярое сопротивление всем речам незнакомца, но и потаенная жажда справедливости и ответа за необдуманную фразу подтолкнула меня к решительным действиям. (ССП с соединительным союзом: не только. но и)

Я схватился за малейшую заминку в его пугливых речах, мой друг тоже подхватил кипящую ссору. (ССП с соединительным союзом: тоже)

Каков глупец и как смешны намерения этого подлеца меня обмануть ! ( зяпятая не ставится, так как в состав ССП входят восклицательные предложения )

Мы одержали победу, и незванный гость покинул нас. (ССП с соединительным союзом: и)

Спустя много дней, сидящий в холодном сарае, я думал о той самой мысли тут же покинуть уезд, да было поздно. (ССП с противительным союзом: да = но)

- привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.

ВложениеРазмер
znaki_prepinaiya_v_ssp.docx 26.45 КБ
znaki_prep._v_ssp.pptx 2.44 МБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Презентация учителя к уроку.

Запись числа урока

Актуализация опорных знаний.

Выведение темы и целей.

Учитель задает вопросы по материалу презентации

Отвечают на вопросы учителя

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по домашнему упражнению

Защита домашней работы

Изучение нового материала

Учитель формулирует задания, задает вопросы. Знакомство с новым материалом сопровождается демонстрацией презентации. Учитель помогает обучающимся сформулировать выводы.

Знакомятся с содержанием задания, анализируют предложения, формулируют выводы.

Учитель формулирует задания.

Рефлексия. Итог урока

Формулировка выводов по уроку

Сообщает домашнее задание, дает комментарий к его выполнению

Запись домашнего задания

- формирование навыков пунктуационной грамотности;

- подготовка к ГИА;

- привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.

В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла это замечательное высказывание:

Будь любознателен – и многое тебе откроется.

Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать.

Будь отважен – и ты победишь.

А) словарный диктант

Национальный поэт, окруженный ореолом славы, жажда наслаждений, чувство красоты, не зарастет народная тропа, Царскосельский лицей.

- Имя какого поэта можно смело подписать под каждым из этих выражений? (Пушкин)

Именно творчество Пушкина поможет нам сегодня провести урок.

Запись темы урока в тетрадь.

3. Актуализация опорных знаний.

- Что вы уже знаете по теме нашего урока? Какой информацией можете поделиться? (рассказывают о том, что такое ССП, о постановке запятой между частями ССП) Доказывают теорию на примере предложения.

Обратите внимание на предложения.

- Что затрудняетесь объяснить на примере этих предложений? Какую учебную цель необходимо поставить на уроке?

- Чтобы достичь цели, нужно выработать определенный алгоритм решения проблемы.

- С чего мы начинаем работать над предложением? (грам. основы) Зачем?

А) Доказываем, что предложение сложное.

Б) Доказываем, что предложение ССП.

В) Смотрим на строение и значение каждой части ССП.

Г) Подключаем правило.

На доске появляются элементы алгоритма.

- Давайте проверим, как работает алгоритм на практике.

5. Изучение нового материала.

На экране появляются фрагменты текстов. Задача: доказать, что предложение ССП, подключая алгоритм, объяснить постановку знаков препинания.

(Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой)

(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к 1 части, то между ними вместо запятой ставится тире)

Работа проводится у доски и в тетрадях. Теоретический материал записывается в памятку. На каждого ученика распечатан лист-памятка.

- На слайде даны начала предложений из произведений А.С. Пушкина, а их завершения смешаны. Сконструируйте ССП с различными значениями, правильно употребляя сочинительные союзы. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.

1. Он знак подаст…

1. Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

2. . Прозрачный лес один чернеет…

2. и все хлопочут.

3. Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

3. И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Соотнесите предложения со схемами.

Укажите ошибочное суждение.

  1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

- при помощи интонации и союзов или союзных слов

- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)

3. Это предложение сложносочиненное.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

  1. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.
  1. Рефлексия. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Точка с запятой

Запятая не ставится

Укажите ошибочное суждение.

1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

- при помощи интонации и союзов или союзных слов

- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)

3. Это предложение сложносочиненное.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

3. Союзы а, но, да (но) – соединительные.

4. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.

Сконструируйте ССП с различными значениями. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.

1. Он знак подаст…

1. Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

2. . Прозрачный лес один чернеет…

2. и все хлопочут.

3. Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

3. И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

А. С. Пушкин 1799-1837

А. 4 Укажите ошибочное суждение. 1) В слове ТЕМА - количество букв и звуков совпадает. 2) В слове ЦЕЛЬ – мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного. 3) В слове НАШЕГО – последний согласный звонкий. 4) В слове УРОКА – все согласные парные.

Тема: Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Цели: формирование навыков пунктуационной грамотности; подготовка к ГИА; привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.

[ ] , и [ ] С младенчества дух песен в нас горел , И дивное волненье мы познали… [ ] - и [ ] Вошел – и пробка в потолок . [ ]; но [ , , ] Его пример другим наука ; Но , боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь!

Начало предложений Продолжение предложений 1.С колесницы пал Дадон , охнул раз… 1. Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. 2. Блеснет заутра луч денницы… 2. …(и) умер он. 3. Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем… 3. …(и) заиграет яркий день.

Перед вами афоризмы А.С. Пушкина. Соотнесите номера предложений с номерами схем. 1)На свете счастья нет, но есть покой и воля. 1)[ - = ], а [ = - ]. 2)Все женщины прелестны, а красоту им придает любовь мужчин. 2)[ - , ], и [ - ]. 3)Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его. 3) [ и - = ] . 4)Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа. 4) [ - , а ] . 5)Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух. 5)[ = ], но [ = и ]. 6)Сказка - ложь, да в ней намек. 6)[ - = ] , [ = - ]. 7)Гений и злодейство - Две вещи несовместные. 7)[ - = ] , да [ - ].

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"

Данный материал содержит разработку урока по теме "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них" и раздаточный материал для учащихся.

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий.

Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100".

Разработка урока и презентация.


Урок русского языка по технологии ТРКМПЧ Класс: 9 Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

Урок русского языка по технологии ТРКМПЧКласс. 9Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложенияПланируемые образовательные результатыПредметные – знать, ч.


Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"


Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)

На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 9 классе

Цель: повторение сведений о ССП и закрепление знаний о постановке запятой, точки с запятой и тире в ССП.

1. расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении; способах связи предикативных частей ССП;

2. систематизировать информацию о разрядах сочинительных союзов;

3. совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП;

4. совершенствовать навыки устной, письменной связной речи, развивать мышление, память, способность анализировать и делать выводы;

5. воспитывать уважение и любовь к родному языку и литературе

Ресурсное обеспечение урока:

1) учебно-методическое:

ü дидактический материал

2) материально-техническое:

ü интерактивная доска

ü С D - DVD носители с видеоматериалами к уроку

1. Организационный момент.

Орфографическая разминка.

Задание: спишите в тетрадь слова с пропущенными буквами, вставляя их, назовите виды орфограмм, над которыми вы работали.

1) Мой друг бе(11)це(2)ый

2) Моро(1) и солнце

3) Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…

4) Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы

5) Унылая пора! Очей оч(3)рованье!

7) Жил-был по(6), толоконный лоб.

- Имя какого поэта можно смело подписать под каждым из этих выражений? (А.С. Пушкин)

Именно творчество А.С. Пушкина поможет нам сегодня провести урок.

2. Целеполагание.

– Вы уже заметили, что в словарной работе необычно для вас пропущенные буквы были пронумерованы. Это не просто так. Сейчас мы проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями и выпишите вставленные буквы в том порядке, какой указан на доске.

Прочитайте, что у вас получилось. (Знаки препинания в ССП.)

3. Актуализация опорных знаний.

В теме нашего урока я сократила полное название предложения. Расшифруйте аббревиатуру ССП. Что такое ССП?

Давайте вспомним сочинительные союзы. Перед вами схема, которую надо заполнить.

Сочинительные союзы




соединительные

противительные

разделительные

· Не только – но и

· То ли – то ли

· Не то – не то

4. Создание проблемной ситуации.

Обратите внимание на предложения.

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали…

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Вошел – и пробка в потолок.

– Что затрудняетесь объяснить на примере этих предложений?

– Чтобы достичь цели, нужно выработать определенный алгоритм решения проблемы.

– С чего мы начинаем работать над предложением? (грам. основы) Зачем?

А) Доказываем, что предложение сложное.

Б) Доказываем, что предложение ССП.

В) Смотрим на строение и значение каждой части ССП.

Г) Подключаем правило.

На доске появляются элементы алгоритма.

- Давайте проверим, как работает алгоритм на практике.

5. Изучение нового материала.

На экране появляются фрагменты текстов. Задача: доказать, что предложение ССП, подключая алгоритм, объяснить постановку знаков препинания.

1) Между частями СПП перед сочинительным союзом ставится разделяющий знак, чаще всего это запятая.

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали…

2) Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой.

Его пример – другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

3) Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к 1 части, то между ними вместо запятой ставится тире.

Вошел – и пробка в потолок.

6. Закрепление изученного.

Соотнесите предложения со схемами.

7. Контроль и оценка знаний.

Укажите ошибочное суждение.

1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

- при помощи интонации и союзов или союзных слов

- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)

3. Это предложение сложносочиненное.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

4. Союзы а, но, да (но) – соединительные.

5. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.

8. Рефлексия.

9. Домашняя работа.

Упр.214 (1,2) – для всех; (3) – по желанию.

Словарная работа

Мой друг бе(11)це(2)ый

Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…

Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы

Унылая пора! Очей оч(3)рованье!

Жил-был по(6), толоконный лоб.

Словарная работа

Мой друг бе(11)це(2)ый

Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…

Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы

Унылая пора! Очей оч(3)рованье!

Жил-был по(6), толоконный лоб.

Словарная работа

Мой друг бе(11)це(2)ый

Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…

Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы

Унылая пора! Очей оч(3)рованье!

Жил-был по(6), толоконный лоб.

Словарная работа

Мой друг бе(11)це(2)ый

Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…

Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы

Унылая пора! Очей оч(3)рованье!

Жил-был по(6), толоконный лоб.

Словарная работа

Мой друг бе(11)це(2)ый

Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…

Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы

Унылая пора! Очей оч(3)рованье!

Жил-был по(6), толоконный лоб.

Словарная работа

Мой друг бе(11)це(2)ый

Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…

Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы

Унылая пора! Очей оч(3)рованье!

Жил-был по(6), толоконный лоб.

Словарная работа

Мой друг бе(11)це(2)ый

Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…

Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы

Унылая пора! Очей оч(3)рованье!

Жил-был по(6), толоконный лоб.

Словарная работа

Мой друг бе(11)це(2)ый

Сквозь волнистые туманы проб(5)рается луна…

Мой друг, отчизне посв(9)тим души пр(8)красные по(7)ывы

Унылая пора! Очей оч(3)рованье!

Жил-был по(6), толоконный лоб.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы

Укажите ошибочное суждение.

1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

- при помощи интонации и союзов или союзных слов

- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)

3. Это предложение сложносочиненное.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

4. Союзы а, но, да (но) – соединительные.

5. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.

Укажите ошибочное суждение.

1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

- при помощи интонации и союзов или союзных слов

- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)

3. Это предложение сложносочиненное.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

4. Союзы а, но, да (но) – соединительные.

5. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.

Укажите ошибочное суждение.

1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

- при помощи интонации и союзов или союзных слов

- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)

3. Это предложение сложносочиненное.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

4. Союзы а, но, да (но) – соединительные.

5. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.

Укажите ошибочное суждение.

1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

- при помощи интонации и союзов или союзных слов

- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)

3. Это предложение сложносочиненное.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

4. Союзы а, но, да (но) – соединительные.

5. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.

1) На свете счастья нет но есть покой и воля.

На свете счастья нет но есть покой и воля.

2) Все женщины прелестны а красоту им придает любовь мужчин.

2) [ – , ], и [ – ].

Все женщины прелестны а красоту им придает любовь мужчин.

[ – , ], и [ – ].

3) Безответная любовь не унижает человека а возвышает его.

3) [ и – = ].

Безответная любовь не унижает человека а возвышает его.

[ и – = ].

4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастет народная тропа.

4) [ – , а ].

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастет народная тропа.

[ – , а ].

5) Всяк суетится лжет за двух

И всюду меркантильный дух.

5) [ = ] , но [ = и ] .

Всяк суетится лжет за двух

И всюду меркантильный дух.

[ = ] , но [ = и ] .

6) Сказка ложь да в ней намек.

Сказка ложь да в ней намек.

7) Гений и злодейство две вещи несовместные.

Гений и злодейство две вещи несовместные.

На свете счастья нет но есть покой и воля.

На свете счастья нет но есть покой и воля.

Все женщины прелестны а красоту им придает любовь мужчин.

[ – , ], и [ – ].

Все женщины прелестны а красоту им придает любовь мужчин.

[ – , ], и [ – ].

Безответная любовь не унижает человека а возвышает его.

[ и – = ].

Безответная любовь не унижает человека а возвышает его.

[ и – = ].

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастет народная тропа.

[ – , а ].

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастет народная тропа.

[ – , а ].

Всяк суетится лжет за двух

И всюду меркантильный дух.

[ = ] , но [ = и ] .

Всяк суетится лжет за двух

И всюду меркантильный дух.

[ = ] , но [ = и ] .

Сказка ложь да в ней намек.

Сказка ложь да в ней намек.

Гений и злодейство две вещи несовместные.

Гений и злодейство две вещи несовместные.

На свете счастья нет но есть покой и воля.

На свете счастья нет но есть покой и воля.

Все женщины прелестны а красоту им придает любовь мужчин.

[ – , ], и [ – ].

Все женщины прелестны а красоту им придает любовь мужчин.

[ – , ], и [ – ].

Безответная любовь не унижает человека а возвышает его.

[ и – = ].

Безответная любовь не унижает человека а возвышает его.

[ и – = ].

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастет народная тропа.

[ – , а ].

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастет народная тропа.

[ – , а ].

Всяк суетится лжет за двух

И всюду меркантильный дух.

[ = ] , но [ = и ] .

Всяк суетится лжет за двух

И всюду меркантильный дух.

[ = ] , но [ = и ] .

Сказка ложь да в ней намек.

Сказка ложь да в ней намек.

Гений и злодейство две вещи несовместные.

Гений и злодейство две вещи несовместные.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 350 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.11.2021 813
  • DOCX 441.6 кбайт
  • 52 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шириева Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


1. Обобщить и систематизировать материал по сложносочиненным предложениям.

2. Уметь правильно употреблять союзы и правильно расставлять знаки препинания;

уметь выделять ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами; составлять схемы, выполнять синтаксический разбор ССП.

3. Воспитать нравственные и патриотические чувства.

Тип урока: обобщение, повторение, систематизация изученного.

Методы обучения: словесный, проблемный, поисковой.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Занимательная лингвистика

Синтаксическая загадка: (Слайд 2)

Сегодня мы на уроке поговорим о красоте природы, которая волновала многих писателей. На примерах их произведений мы закрепим знания, полученные при изучении сложносочиненных предложений, при анализе текстов и построении своих высказываний.

II. Работа над темой

1. Повторение теории (Слайд 4)

1. Какие предложения называются сложными?

2. Какие типы (виды) сложных предложений Вы знаете?

3. Какие предложения называются сложносочиненными?

4. Назовите основные средства связи простых предложений в сложносочиненном предложении.

5. Какие отношения могут быть между частями сложносочиненного предложения?

Соединительные (со значением одновременности, последовательности, причины и следствия). Средства связи: союзы И, НИ….НИ, ДА (=И), ДА И, ТАКЖЕ, А ТАКЖЕ, ТОЖЕ.

Разделительные (со значением чередования, взаимоисключения). Средства связи: союзы ИЛИ, ЛИБО, ЛИ. ЛИ, ТО. ТО, ТО ЛИ. ТО ЛИ, НЕ ТО. НЕ ТО.

Противительные ( со значением противопоставления и сопоставления): союзы А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО.

6. Какие знаки препинания ставятся между частями ССП?

7. Когда запятая не ставится?

2. Схематический диктант (Слайды 5 – 14)

1). Север дышит ветром ночи и полынь колышет. ( 1 б.)

2). Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком. ( 1 б.)

3). Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем. ( 1 б.)

4). Весна , и уже тепло. ( 1 б.)

5). Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. ( 1 б.)

6). Уже смеркалось, и в комнате стало темно. ( 1 б.)

7). Посидите на берегу с удочкой , и вы почувствуете прилив сил. ( 1 б.)
8). Осень , и листья опадают с деревьев. ( 1 б.)

9). Прошли лес , и перед нами вдруг открылась река. ( 1 б.)

3. Работа по таблице (Слайд 15)

Сложносочинённое предложение

Группы сочинительных союзов

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения

1. Соединительные союзы и, да = и, ни. ни, тоже, также

1. Одновременность действий.

2. Последовательность действий.

3. Причинно-следственные отношения

2. Разделительные союзы то. то, или (иль), либо. либо, не то. не то, то ли. то ли

1. Чередования.

2. Взаимоисключения

3. Противительные союзы а, не только. но и, но, да = но, однако, зато

Одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему

4. Объяснительный диктант

1). Расставьте знаки препинания, выполнить синтаксический разбор указанных предложений.(Слайд 16)

1. Наступила поздняя осень, и птицы стаями полетели в теплые края. ( 1 б.)

2. Ветер несет тяжелые тучи, и на землю падают разноцветные листья. 4 (Коллективно)

3. То подует ветер и тронет верхушки деревьев, то снова выглянет солнышко.( 1 б)

4. Птицы поют, а круторогие архары молча смотрят на солнце. ( 1 б.)

5. Не то с юга дохнул ласковый нежный ветерок, не то золотые лучи угасающего солнца ласкают тело. ( 1 б)

2). Самоконтроль (Слайд 17)

5. Объяснительный диктант (Слайд 18)

В конце октября уже улетели скворцы и порхали в саду только воробьи. ( 2 б.)

6. Творческая работа (Слайд 19)

Составьте ССП с общим второстепенным членом.

1).Когда это бывает?

Ласточки летают низко. Рыба не клюет.

2).Где это можно увидеть?

Тигры послушны. Слоны легки.

3).Когда это случается?

Набегут тучи. Обязательно пойдет дождь.

6. Схематический распределительный диктант (Слайд 20)

1). То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2). Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

3). Не только дети любят солнечную осень, но и взрослые рады теплым денькам.

4). Либо дождик сеет из низких туч, либо солнце проглядывает сквозь рваные края облаков.

5). Стучал дятел, да издали доносился голос неведомой птицы.

6). Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей завел свою.

Ответы (Слайды 21,22,23)


2. Ни [ - = ] , ни [ = ]. 1. То [ = - ] , то [ = - ]. 6. [ - = ] , зато [ = ]. 3. Не только [ - = ] , но и [ - = ]. 4. Либо [ - = ] , либо [ - = ].

5. [ = - ] , да [ = -].

7. Творческое задание (Слайды 24, 25)

8. Самостоятельная работа со взаимопроверкой. Тестирование. (Слайды 26-30)

Ответы к тестовым заданиям (Слайд 31)

9. Мой результат –моя оценка (Слайд 32)

III. Подведение итогов урока

Сумма ваших баллов за урок?

IV. Задание на дом. Подготовиться к контрольному тестированию и диктанту.

Повторить п. 4-8, упр. 192


-75%



Целевая аудитория: для 9 класса

Материал соответствует аннотации, работа выполнена учителем большая: предложены 2 презентации, много карточек с заданиями, которые размещены в папке. Спасибо за ресурс

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: