Конспект урока по русскому языку 8 класс предложения с вводными конструкциями

Обновлено: 06.07.2024

Учебно-методический комплект: Учебник для общеобразовательных учреждений/Бархударов С.Г.,Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.– М.: Просвещение, 2010. – С. 183–197.

Форма урока: традиционный.

Тип урока: урок повторения и обобщения материала.

- обеспечить условия для формирования представления о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных, обособленных конструкций, совершенствования произносительной (правильное чтение предложений с вставными конструкциями) и правописной (расстановка знаков препинания на письме) сторон речи;

- содействовать совершенствованию таких универсальных учебных действий, как преобразование (анализ, синтез), сохранение и передача информации, сравнение явления на основе самостоятельно выявленных или указанных признаков; определение цели предстоящей учебной деятельности, свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;

- создание условий для возникновения потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремления к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа с текстом учебника, создание проблемной ситуации, сопоставление языковых явлений, выполнение практических заданий, самооценка и т.д

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, групповой деятельности, исследовательской и аналитической деятельности, информационно-коммуникационые, развивающего обучения, педагогики сотрудничества.

Решаемые проблемы: каковы разряды по значению вводных слов и вводных сочетаний, каковы условия выделения на письме вводных слов, вводных сочетаний и вставных конструкций, как уместно и правильно использовать вводные слова в своей речи.

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей, способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала; формирование у учащихся построения и реализации знаний; работа в группах; конструирование лингвистического рассуждения при помощи учителя; контроль и самоконтроль изученных понятий; графический и цифровой диктанты, творческое задание

1) предметные: развить умение выявлять в тексте вводные слова, предложения, вставные конструкции и обособлять их; развить умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп;

2) ууд: коммуникативные – владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Регулятивные – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений с вводными словами, словосочетаниями и вставными конструкциями.

3) личностные: развитие навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы, используемые на уроке: эвристическая беседа, поисково-исследовательский метод, творческое задание.

1. Оргмомент. Приветствие класса.

Выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке, вам придется сегодня оценить свои знания самим. Чтобы вам было легче оценить себя, я предлагаю вам лист самооценки

3. Проверка и самопроверка по образцу.

4. А что за слова мы сейчас написали? Никакую тему они вам не напомнили?

5. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, графически объясните их отсутствие или постановку:

Он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора .

. Что представляет собой конструкция это было уже в конце сентября?

7. Сформулируйте цель нашего урока:

Систематизирование и обобщение знаний о вводных и вставных конструкциях; (углубление понятия об изучаемом языковом явлении)

8. повторение теоретического материала (работа в группах)

Сравнительная таблица

Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения

Вводные слова, словосочетания, предложения

Вставные слова, словосочетания, предложения

Роль в языке (общее грамматическое значение)

Выражение говорящим своего отношения к тому, что он сообщает.

Выражение дополнительных замечаний, пояснения, уточнения, поправки

Связь с другими членами предложения

Не связано грамматически с членами предложения

Не связано грамматически с членами предложения

Выполняемая синтаксическая функция

Место в предложении

Интонация водности – паузы, понижение силы голоса и более быстрое произношение вводных слов

Интонация включения - выделение паузами, произношение с убыстрением и тоном ниже, чем предложение, в которое они вставлены

9.А теперь проверим на практике

Расставить знаки препинания, определить значение вводных слов.

1. Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.

2. Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.

Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.

Книги играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. (безусловно)

Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

Цифровой диктант , который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения. Я диктую предложения, а вы должны указать номера предложений с вводными словами.

1. Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрылённости.

2. Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.

3. Во время концерта Николо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.

4. Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.

Физминутка

Общение людей происходит не только посредством языка, но и посредством мимики, жестов, позы. Давайте немного отдохнем. Я называю вводную конструкцию, передающее то или иное чувство, вы же это чувство изображаете при помощи мимики, жестов.

Страшное дело (удивление)

Чего доброго (страх)

К несчастью (сожаление)

На радость (радость)

Вставные конструкции отличаются от вводных конструкций семантикой (они не являются способом выражения субъективной модальности, а передают дополнительную, уточняющую информацию).

А)записать предложение, составить простейшую схему

Валерия – так звали девушку, от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву,- слушала меня, мечтательно глядя перед собой.

Класс выполняет графический диктант .

Б)Задание: составить схемы предложений.

а) Всем, я думаю, известно имя великого скрипача и композитора Никколо Паганини.

б) Моцарт, еще не умея писать (ему тогда было четыре года), уже сочинял мотивы.

Задание 6 Творческая работа.

-Распространить данные предложения вводными словами, вводными предложениями, вставными конструкциями.

1.Горный воздух(…)действует благотворно на здоровье человека.

2.(…)у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.

3.Полевая клубника(…)уже поспела.

4.Орловская деревня(…)обыкновенно расположена среди распаханных полей.

Слова для справок: я уверен; мы говорим о восточной части Орловской губернии; без всякого сомнения; одним словом.

(1-без всякого сомнения; 2-одним словом; 3- я уверен; 4 – мы говорим о восточной части орловской губернии).

“Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных”, - писал Иван Александрович Гончаров еще в 19 веке.

А российский журналист 21 века Андрей Мирошниченко в одном из своих интервью заметил: “Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет”.

. Как вы понимаете эти высказывания?

В советском фильме о школе “Дневник директора школы” есть замечательный эпизод. К Борису Николаевичу Свешникову, директору школы, пришла интеллигентная, обаятельная женщина устраиваться на должность учителя начальных классов. Борис Николаевич задал всего один вопрос, который определил его решение: “Как Вы добирались до школы?” А в ответ услышал: “На транвае”. Через какое-то время пришла устраиваться скромная девушка. На аналогичный вопрос она ответила: “На автобусе”. Директор школы не растерялся и продолжил экзамен: “На каком еще транспорте можно доехать до школы?” “На троллейбусе, на трамвае”. “Пойдёмте, я познакомлю Вас с Вашим классом”

Опыт показывает, что вводные слова являются трудной темой для восьмиклассников. Как сделать работающими теоретические сведения о вводных конструкциях? Думается, необходимо чётко выстраивать материал, подводить учащихся к определению языковых явлений, использовать разные приёмы: наблюдение над интонацией, разбор по членам предложения, сопоставление предложений, где внешне одинаковые или сходные слова выступают в разной синтаксической роли. Возможно, материалы предложенного урока могут быть использованы учителями русского языка в повседневной работе.

Урок русского языка в 8 классе на тему: Вводные конструкции.

Цели:

- дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки к высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;

- формировать умение выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах,

- различать вводные слова и члены предложения.

Развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), умение использовать данные конструкции в речи.

Воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.

Ход урока

I. Повторение

1) Индивидуальная работа по карточкам:

а) Работа с текстом, в котором все знаки препинания расставлены.

Задание: найдите обращения и выпишите.

Как часто в горестной разлуке

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

б) Назовите предложение с обращением (знаки не расставлены).

Платком взмахнула у ворот моя любимая.

Я вернусь к тебе Россия!

2) Работа с классом (тестовые задания на партах):

1. Найдите ошибку в определении обращения:

а) называет того, к кому обращаются с речью;

б) служит для привлечения внимания;

в) не может быть распространённым;

г) произносится со звательной интонацией.

2. Обращение всегда стоит в форме:

а) в.п.; б) п.п.; в) р.п.; г) и.п.

3. Найдите неверное утверждение:

а) обращение употребляется в разных стилях речи;

б) в письмах обращение служит для привлечения внимания адресата;

в) чаще всего обращение употребляется в устной речи и в письмах;

г) обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

4. Знаки препинания в предложениях с обращениями называются:

а) выделительными; б) разделительными.

- Итак, давайте обобщим все сведения об обращении.

II. Работа над новым материалом.

1) Объяснение учителя

Сегодня мы познакомимся ещё с группой слов, которые не являются членами предложения и не связаны с другими словами в нём ни подчинительной, ни сочинительной связью. Это вводные слова. Тема для вас новая, хотя с вводными словами мы уже встречались.

- Как вы думаете, что вы должны узнать, чему научиться на уроке?

- Запишем на доске и в тетрадях предложение: Каникулы быстро закончились.

- Охарактеризуйте его по цели высказывания (повествовательное),

по наличию грам. основы (простое, двусоставное),

по наличию второстеп. членов (распр., ничем не осложнено).

- Вам очень жаль, что каникулы закончились. Какое слово вы введёте? Я предлагаю следующие: к сожалению, к несчастью и др.

- А теперь представьте, что вы рады, что каникулы закончились. Какие слова используете? (к счастью, к общей радости, на моё счастье)

- Посмотрите на записанные предложения и скажите, в чём же разница?

(В 1 предложении точный смысл, а во 2 и 3, где использовались вводные слова, к высказыванию добавляется наше отношение.)

- Можете теперь дать определение вводным словам?

2) Чтение правила, с. 174.

3) Работа с текстом стихотворения А. Кушнера (на каждой парте распечатка текста).

Возьмите вводные слова.

От них кружится голова.

Они мешают суть сберечь

И замедляют нашу речь.

И всё ж удобны потому,

Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому,

О чём, смущаясь, говорим.

Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд.

Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

Они, начав издалека,

Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока

Не знаю, где была душа.

- Прочитайте стихотворение и назовите вводные слова, которые звучат в тексте.

- Поработаем над интонацией вводности, устно выполнив упр. 361.

III. Закрепление.

1) Первичное закрепление

- Запишите предложения, вставляя вместо точек (паузы) вводное слово из указанной группы:

Обращение … не является членом предложения, … указывает на того, к кому обращаются с речью, … произносится со звательной интонацией (порядок мыслей).

Во время каникул мы … хорошо отдохнём (неуверенность).

Болезнь … оказалась очень опасной (чувства).

Чтение … расширяет кругозор, … развивает память, … способствует улучшению грамотности (порядок мыслей).

2) Слуховой диктант

Сегодня может быть гроза. – Может быть, мы не увидимся более.

Задача, верно, решена. – Задача верно решена.

- Подчеркните мысленно одинаковые слова как члены предложения.

Все они являются членами предложения?

Вывод: вводные слова не являются членами предложения.

3) Самостоятельная работа по группам с последующей проверкой:

1 группа – упражнение 362.

2 группа. Включите в предложение Я не могу определиться с выбором профессии вводные слова 1) с указанием на источник высказывания; 2) выражающие разные чувства.

IV. Рефлексия.

2 группе: упражнение 363.

Использованная литература

1. Зайцева Н. А. Вводные слова. Урок-исследование. Русский язык № 15, 2010.

2. Сенюшкина Т. В. Обращение и вводные слова в тренировочных упражнениях. Русский язык № 13, 2010

Красносулинского района Ростовской области: Агапова Т. Н.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ

Образовательные:

продолжить работу по формированию навыков находить в предложении вводные конструкции;

совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями;

продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Развивающие:

развивать у учащихся критическое мышление;

развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

повышать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся.

Организация начала урока.

Целеполагание.

Работа по закреплению изученного материала.

Исправь ошибки . (Слайд № 3)

Беспорно, подчеркиваю, помоему, во-первых, конечно, не сомненно, к несчастью, на беду, известно, с одной стороны, кажется, видишь ли, к сожалению.

Со словами, в которых были допущены ошибки, составьте предложения таким образом, чтобы эти слова стали вводными конструкциями.

Что объединяет все эти слова?

( Учащиеся, работая со словами, делают вывод относительно того, что все записанные слова, могут быть вводными конструкциями. )

Какие конструкции называются вводными?

Каково значение вводных конструкций?

Слово учителя : сегодня мы с вами научимся отличать вводные слова от в главных и второстепенных членов предложения. Для этого предлагаю выполнить следующее задание.

Сопоставительный анализ предложений. (Слайд № 4)

Видишь ли ты ту березу, которая грустно опустила свои ветви под тяжестью снега?

Я, видишь ли, не совсем понимаю суть нашей беседы.

( Анализируя данные предложения, учащиеся учатся отличать вводные конструкции от главных и второстепенных членов предложения. )

Исследовательская работа. ( раздаточный материал)

Опираясь на материал § 29, заполните таблицу.

Проверьте правильность выполнения задания путем сравнения с записью на Слайде № 5

Значение вводных конструкции

Примеры вводных конструкций

Примеры предложений с вводными конструкциями

Лес поредел, но дождь, как на грех, усилился.

Был, помнится, шумный праздник.

Этот вопрос, казалось, затруднил гостя.

У меня, я чувствовал, закипало сердце.

Мы же, напротив, были согласны с таким решением.

Работа с текстом упражнения 210 по заданию учебника.

Слово учителя : Вы уже совсем не плохо владеете навыками постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкции. Следующее задание поможет вам научиться правильно употреблять вводные конструкции в устной и письменной речи.

Найди третье лишнее. (устная работа) (Слайд № 6)

Слово учителя: Перед вами предложения. В скобках даны вводные конструкции, среди которых вы должны найти третью лишнюю.

Выполните задание, аргументируя свое решение.

Весь класс отправился в поход. ( вероятно, будьте добры, стало быть)

Этот разговор ни к чему хорошему не приведет. ( по моему мнению, спасибо, к счастью)

Мой друг заболел. ( к общей радости, как на беду, одним словом)

( В процессе выполнения данного задания у учащихся формируются навыки правильного употребления вводных конструкции)

Слово учителя : при работе над следующем заданием будьте крайне внимательны, так как от верной постановки знаков препинания может измениться смысл предложения.

Запишите предложения. Укажите варианты постановки знаков препинания в них. Прочтите предложения, соблюдая интонацию. (самопроверка Слайд № 7, 8)

Бабушка может быть дома.

За тем домом видно большое поле.

( Главная цель данного вида работы состоит в том, чтобы учащиеся смогли определить, как меняется смысл предложения при наличий в нем вводных конструкций)

Заключительный этап урока.

Самостоятельная работа. ( раздаточный материал)

Выпишите предложения с вводными конструкциями, укажите их значение.

Расставьте недостающие знаки препинания.

Ночью весь мир огромный кажется много проще.

К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

Кажется никогда с такой ясностью не замечаешь покоя в природе, как в первый вечер после бури.

Правда на свете одна, только истинная.

По народному поверью аист стережет счастье, не подпускает беду.

Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.

У меня я чувствовал закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.

Наше собрание сегодня пожалуй не состоится.

Подведение итогов. Рефлексия.

В чем заключалась основная задача нашего урока?

Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей?

Что удалось и над чем стоит поработать еще?

Задание на дом. ( Слайд № 9)

Самостоятельное изучение материала § 29 на стр. 133.

Список используемой литературы:

Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999г.

Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. Москва. ВАКО. 2007г.

Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис-пресс. 2006г.

ФИО учащегося _____________________________

Дата ___________________

Самостоятельная работа. ( раздаточный материал)

Выпишите предложения с вводными конструкциями, укажите их значение.

Расставьте недостающие знаки препинания.

Ночью весь мир огромный кажется много проще.

К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.

Кажется никогда с такой ясностью не замечаешь покоя в природе, как в первый вечер после бури.

Правда на свете одна, только истинная.

По народному поверью аист стережет счастье, не подпускает беду.

Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.

У меня я чувствовал закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.

Наше собрание сегодня пожалуй не состоится.


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3

ВНИМАНИЕ! ОШИБКА. Беспорно, подчеркиваю, помоему, во-первых, конечно, не сомненно, к несчастью, на беду, известно, с одной стороны, кажется, видишь ли, к сожалению.


Слайд 4

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Видишь ли ты грустно опустила тяжестью снега? ту березу, которая свои ветви под Я, видишь ли, не совсем понимаю суть нашей беседы.


Слайд 5


Слайд 6

НАЙДИ ТРЕТЬЕ ЛИШНЕЕ. Этот разговор ни к Весь класс чемудруг хорошему не Мой заболел. отправился в поход. приведет. ( к общей радости, как на ( вероятно, будьте добры, беду, одниммнению, словом) ( по моему стало быть) спасибо, к счастью)


Слайд 7

УКАЖИТЕ ВАРИАНТЫ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ Бабушка может быть дома. За тем домом видно большое поле.


Слайд 8


Слайд 9

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

1. Дать понятие вводных предложений, их значений, особенностей постановки знаков препинания.

2. Развивать умение находить в художественном тексте вводные конструкции, выделять устно с помощью интонации, на письме – знаками препинания.

3. Воспитывать интерес к художественной литературе, к слову. Через произведения В.Солоухина пробуждать у учащихся самые лучшие качества человека: доброту, милосердие

Ход урока:

1. Орг. момент.

Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше
Ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?

Воспользовавшись стихотворением В.Солоухина (слайд 2), я хотела бы поприветствовать всех присутствующих и предложить доброжелательное общение.

- Если выразить главную мысль стихотворения с помощью предложения с вводным словом, как оно будет выглядеть?

По словам В.Солоухина, “здравствуйте” имеет огромное значение для общения. (слайд 3)

- Запишите это предложение в тетрадь.

2. Повторение.

- Сегодня мы продолжим работу с вводными конструкциями. Наряду с вводными словами выражать свои чувства помогут нам и вводные предложения.

- Дайте определение вводных слов. На какие группы по значению делятся вводные слова? (слайд 2)

- Определите значение у вводного слова в записанном предложении.

Упр. 271 (читаем, комментируем знаки препинания при вводных словах, определяем значение – устная работа)

Очевидно – различная степень уверенности; во-первых, во-вторых, наконец – порядок мыслей и их связь; к сожалению – различные чувства; таким образом – замечания о способах оформления мыслей.

- Выпишите то предложение, которое соответствует вашему представлению “Для чего люди читают?”

-Постройте предложение таким образом:

Люди читают, я думаю, чтобы…

(чтобы овладеть какой-нибудь специальностью; чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному; чтобы получить информацию об окружающем нас мире.; чтобы “убить время”.

3. Новый материал

- Таким образом, мы записали предложение на новую тему.

Обратите внимание, что вводное предложение, также как и вводные слова, на письме выделяются запятыми, а при произнесении интонацией.

(читаем вслух еще раз с учетом правила)

Вводные предложения могут на письме выделяться скобками, реже – тире, если они выражают дополнительные замечания или пояснения.

Убедимся мы в этом на примере отрывка из рассказа В.Солоухина “Закон набата”. (слайд 4)

- В этом рассказе В.Солоухина говорится о пожаре и поведении людей во время бедствия. Автор показал наше отношение к чужому горю. Как часто мы проходим мимо тех, кому нужна помощь, а если даже и замечаем, то успокаиваем свою совесть словами: “Это не наше дело”. К сожалению, беды случаются все чаще, и это уже не только пожары, но и катастрофы, террористические акты, которые заставляют содрогаться весь мир. Этим рассказом В.Солоухин убеждает нас, что только вместе мы сила.

Напомню, что набат – сигнал тревоги в случае каких-либо бедствий.

Закон набата (слайд 5)

…Мужики и бабы побросали косы и серпы (стояло жнитво), полумертвые прибежали в село, кое-кто от самого Самойловского леса.

Велик и непреложен закон набата: старый ли ты, усталый ли, занятой ли ты человек – бросай все и беги на зовущий голос.

Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь. И бегут с топорами, с лопатами, с ведрами. Кое-кто с вилами – на всякий случай. Неизвестно, что за беда. Не ровен час, пригодятся и вилы.

И поднимется в тебе (несмотря на беду) некое восторженное чувство, что ты не один, что случись у тебя беда, и для тебя точно так же побегут люди, потому что непреложен и велик закон набата.

Закон набата будет современен всегда, пока в мире случаются несчастья. И пока у человека есть душа, набат будет звучать для него.

- Выпишите из текста предложения, которые включают в себя вводные, со скобками и тире. (1,5)

По учебнику читаем теоретический материал с примерами.

Упр. 273 (устно) В данном упражнении представлены все случаи выделения вводных предложений.

Упр. 275 (у доски)

Метель, кажется, нескоро утихнет (различная степень уверенности) – Метель, я думаю, нескоро утихнет.

Наши шахматисты добьются, несомненно, больших успехов на олимпиаде. – Наши шахматисты добьются, в этом никто не сомневается, больших успехов на олимпиаде.

4. Комментирование Д/З. Упр. 274

- Выполняя домашнее упражнение, используйте различные знаки препинания при выделении вводных предложений. Например,

Путешествие на теплоходе по Волге (это было в прошлом году) оставило неизгладимый след в моей памяти. Зеленый мыс – так называется одно из красивейших мест на побережье – находится вблизи Батуми.

5. Итог урока. Выставление оценок.

- Сегодня на уроке мы познакомились с понятием “вводные предложения”, с особенностями постановки знаков препинания при них.

А также с помощью В.Солоухина постигли непреложные истины.

Закончить урок я хотела бы также словами В.Солоухина: “Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом.

Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко”.

В тетради запишем эту мысль с помощью вводного предложения:

Всякая черта характера взрослого человека, как утверждал В.Солоухин, имела в детстве свой зародыш, свое семечко. (слайд 6)

- Пусть в каждом из вас прорастут только добрые семена.

  1. Русский язык. Учебник для 8 класса. Автор: С.Г.Бархударов.
  2. “Уроки литературы”. Приложение к журналу “Литература в школе”, №12, 2004.

Л.Н.Пастухова “Время набата”. Ученический анализ рассказа В.Солоухина “Закон набата”.

Читайте также: