Конспект урока по русскому языку 6 класс текст

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Гарипова Екатерина Юрьевна

Населенный пункт: Тюменская область, п. Туртас

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами повторения

Цель как результат деятельности учащихся:

предметные:

- овладеть основными понятиями темы;

-знать признаки текста;

-уметь различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст,

-выявлять языковые и композиционные особенности текста.

личностные:

- осознавать роль общения в формировании и выражении мыслей и чувств;

метапредметные:

- пользоваться толковым словарём;

-уметь анализировать текст;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план);

- строить продуктивное речевое взаимодействие в группе;

- точно и ясно выражать мысль и оценивать свою и чужую речь;

межпредметные: литература.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

4. Искать пути её решения.

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Определять степень успешности работы.

Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

3. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

4. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

5. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Образовательная технология: развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо (РКМЧП).

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Основные ресурсы урока: учебник по русскому языку 6 класса под ред.Т.А.Ладыженской, толковый словарь С.И. Ожегова, раздаточный материал для групповой работы.

Основные понятия: текст, тема и основная мысль текста, особенности текста

У каждого из вас на парте рабочий лист, подпишите, в него вы записываете информацию, в конце урока мы обобщим и сделаем выводы. Когда работаем в группах, можно вставать, обсуждать. Но! Помним наше правило: один говорит, а …?

1.Посмотрите на слайд. Что вы видите? Что можно с этим сделать? Можно совещаться с соседом. (ответы детей)

Слайд1.1. Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. 2.Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. 3.Ничего не скажу – было страшно. 4.Ни на один миг он не оставил вёсел. 5.Передо мной сидел мальчик.

Как нужно переставить предложения, чтобы получился текст?

Пары ОТВЕТ: Ничего не скажу – было страшно. Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. Передо мной сидел мальчик. Ни на один миг он не оставил вёсел. Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения.

-Проверим, всё ли верно, найдите 5 абзац в тексте.

-Исходя из этого, сформулируем тему урока, чем мы будем заниматься, каковы наши задачи на этот урок? (Текст и его особенности).

Выполняя такие задания, мы готовимся к экзаменам в 9 классе.

III. Стадия осмысления. (Актуализация знаний)

1)- И первую особенность текста вы уже можете записать в своих рабочих листах. ВЫВОД: (должна быть последовательность предложений, развитие действия)

-Как вы думаете, почему именно этот текст я выбрала для сегодняшнего урока? (75-летие победы Советского союза в Великой Отечественной войне).

2)-Прочитайте текст, у вас 3 минуты. Можем ли мы его озаглавить? (Смелость. Смелый мальчик)

- А что такое смелость? Всегда ли это отсутствие страха? Мальчику было страшно? Найдите монолог рассказчика в 5 абзаце. Разве мальчик не понимал, что такое смерть? Но почему же он продолжал грести? (исполнял долг своего отца).

Воды бояться – в море не бывать.
Чему бывать, того не миновать.
Храброму смерть не страшна.

Значит, какое название подходит больше? (назвать лучше Храбрый мальчик).

-И у нас готова тема этого текста, она выражена в заголовке.

-Давайте определим основную мысль. (Важно выполнять свою работу, свой долг, что бы ни случилось. Храбрость)

ВЫВОД: сделаем вывод про вторую особенность текста. Запишите в рабочие листы.

(В тексте есть основная мысль и заголовок)

3) -Как связываются предложения в тексте? (заменой существительных местоимениями или другими существительными; повторениями, синонимами, однокоренными словами). (То есть не только по смыслу, но и грамматически). Докажите примерами из текста.

Часть класса работает со словом Мальчик, другая часть со словом Ялик.

(Матвей Капитонович, Мотенька, сынишка перевозчика…

Лодка, маленькое судно…)

ВЫВОД: запишите вывод в рабочие листы.

Физминутка. Немножко отдохнём. Выполним гимнастику. Круговые движения головой. Смотрим вверх-вниз, влево-вправо. Закрыли глазки. Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

4) -Давайте определим стиль речи, стиль этого текста. Какие мы знаем? Пять (художественный, научный, разговорный, официально-деловой, публицистический) (художественный).

- А могут ли в таких текстах присутствовать элементы других стилей? (В текстах художественной литературы могут присутствовать элементы других стилей) Назовите? (небось, Мотенька –разговорный……………………………..

5). Какие типы речи мы знаем? (повествование, описание, рассуждение) Следующее задание выполняем в группах. Найдите в тексте отрывки разных типов речи и назови особенности разных типов речи.

Описание можно сравнить с фотографией. Она фиксирует образы, предметы, которые можно описать.

Повествование – рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой видеофильм, в котором картины постоянно меняются.

Рассуждение нельзя представить в образах. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строиться так: тезис (основная мысль) – аргументы (доказательство) – вывод.

1 группа-повествование, 2-описание, 3-рассуждение.

ВЫВОД: запишите в рабочий лист

6). -Вы заметили, что в VI абзаце пропущены буквы в словах и знаки препинания. Как вы думаете, какое задание будет следующим? (вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объясняя орфограммы). Выполняем 1 минутку, проверяем.

-Один ученик выполнит синтаксический разбор предложения.( карточка).

На маленькой пристани уже набился народ. (повест., невоскл.,прост, двусост., распростр.)

-Вам записывать предложение не нужно, выполняете разбор прямо в тексте, место там есть.

IV. Применение нового знания. (Первичное усвоение новых знаний)

V. Закрепление нового знания. (Первичное закрепление)

- Сделайте вывод: что такое текст и каковы его особенности? (ОДИН читает то, что получилось)

VI. Контроль (на оценку)

- Как вы усвоили материал. Выполним графический диктант на рабочих листах. Номер вопроса, рядом + если согласны с утверждением, - если не согласны.

6Основная мысль – это то, к чему призывает автор +


-Подводя итог урока, хочу сказать: Люди, от мала до велика вставшие на защиту Родины, дали нам возможность жить и быть счастливыми!

Мы обязаны помнить о том, что сделали для нас люди, которые сражались за Родину и мир во всем мире.

Мы должны помнить…

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

-выберите ответ, соответствующий вашему поведению на уроке.

1. Я ничего не слышал, будто в танке.

2.Я молчал, как партизан.

3. Я работал, как хороший солдат.

4. Я был незаметен, как разведчик.

5. Я витал в облаках, словно лётчик.

6. Я, как командир, был всегда первым.

-Проверю ваши рабочие листы и выставлю оценки.

- Что называется текстом (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой и общей мыслью).

НА ЯЛИКЕ

I. На маленькой пристани уже набился народ.
– Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих. Гребец ничего не ответил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.

-сформировать представление о видах плана.

- развивать умение составлять план текста.

- Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать умение работать с текстом.

- формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.

- совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

- сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

Метапредметные:

развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;

умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Личностные:

- воспитывать интерес к предмету.

Организация начала урока. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым

для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?

II. Актуализация знаний.

- Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.

- Давайте узнаем лексическое значение слова “текст”.

ТЕКСТ – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

III. Формулировка темы и цели урока.

Итак, тема урока: Текст. План текста.

-Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой на этот урок?

Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать. Перед каждым из вас таблица. В один столбик запишите, что вы ожидаете от этого урока, а в другой – чего вы опасаетесь.

IV. Объяснение нового материала

- Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира:

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

2. Словарная работа:

- Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

- Составьте предложение с любым из этих слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

- Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

Учитель: - Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

Наличие главной мысли (идеи)

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Логическая связь частей

- Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

- Сегодня вы работаете в парах. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы.(слайд З)

1. Это текст? 2. Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Расставьте номера предложений так, чтобы получился текст. (Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст. Работа в парах)

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)

-Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст?

На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста. (Композиция)

- На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На две.)

- Как называется смысловая часть текста? (Абзац)

- Как выделить абзац на письме? (Красная строка, отступ в начале строки)

- Для чего нужно делить текст на абзацы? (Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.)

- Что такое микротема?

- План — это самая краткая запись текста. Зачем нужен план текста?

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

- Что нужно сделать, чтобы правильно составить план? (слайд 4)

Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

- Какие планы вы знаете? (слайд 5)

- простые; - сложные; - вопросные; - назывные; - тезисные.

Простой план

это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь. (Пример на слайде 6)

Сложный план текста

чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно. (пример и памятка на слайде 7)

Назывной план текста.

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. (слайд 8)

Вопросный план текста

Тезисный план

представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст. (слайд 10)

Тезисный план - выражает суть текста в кратких формулировках.

Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

V. Закрепление изученного материала

- А теперь каждая пара работает с текстом, составляет план текста согласно своей теме. ( Работа с текстами в парах по карточкам.) Приложение 1.

VI. Контроль и оценка знаний

Выполнение теста “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 6 классе

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

Тип урока: урок развития речи

Цель деятельности учителя: углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомить со способами связи предложений в тексте; разъяснить учащимся определение текстов разных типов речи и форм, его жанров; учить определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его

Планируемые результаты:

Метапредметные: обучающиеся смогут применять полученные знания на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, истории, географии, литературы), смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной деятельности.

Оборудование и материалы: учебник по русскому языку для 6 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, и др.); раздаточный материал.

Организационная структура (ход) урока

Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке.

Актуализация

Как вы поняли слова эпиграфа ? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания – тексты)

Выявление места и причины затруднения

Для чего нам нужны предложения? (предложения нужны для того, чтобы выражать свои мысли)

А если одного предложения мало для выражения мысли? (тогда для развития мысли мы составляем текст)

Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

Из чего состоит текст? (предложения, абзацы, разделы, главы)

Работа с раздаточным материалом

Перед вами, ребята, карточки. Ознакомьтесь с ними. Попробуем определить, что перед нами текст.

Необычные обряды

Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, яровых злаков. Окончание жатвы обычно отмечалось сытным обедом с пирогом. Существовали и забавные обычаи изгнания насекомых. В Костромской губернии мух выгоняли последним снопом. Связывали сноп, вносили его в дом и обходили все комнаты три раза. При этом приговаривали:

Уходи, муха, вон,

Хозяин идет в дом.

Ты лето летовала,

Дай мне зиму зимовать.

После этого ставили сноп к иконам.

Что вы почерпнули из этого текста? Можем ли обозначить тему и основную мысль текста? Что вы можете сказать о строении данного текста? (ответы учащихся, работа с текстом)

Целеполагание (постановка целей и задач урока)

Что лично вам может дать расширение знаний о тексте, его видах, признаках, особенностях? (Дети формулируют цель учебной деятельности, осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием)

Работа над темой урока

Знакомство с теоретическими сведениями, помещенными в учебнике (пар. 13, стр. 34, 35; пар. 14, стр. 37, 38), беседа по прочитанному, составление кластера в тетради, комментарии учителя.

Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

Какими могут быть тексты по форме? ( Устными и письменными.)

Как различаются тексты по виду речи? ( Монологические и диалогические.)

На какие типы речи делятся тексты? (Описание, повествование, рассуждение.)

Каковы особенности каждого типа речи?

Описание можно сравнить с фотографией. Фотография фиксирует образы, предметы, которые мы можем описать.

Повествование — рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются.

Рассуждение нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строится так: тезис (основная мысль) — аргументы (доказательство) — вывод.

Часто типы речи выступают вместе.

При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице, во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, описать что-либо, привлечь внимание читателя к каким-нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Представив себе речевую ситуацию (кто говорит, с кем, о чём, где и зачем), мы можем правильно определить стиль и тип речи.

Что такое тема текста? ( То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.)

Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

Что такое основная мысль, идея текста? ( Это то главное, что хотел сказать автор текста.)

Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, в басне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

Какое значение имеет заглавие текста? (Оно может выражать тему или основную мысль текста.)

Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.

Слово учителя. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложении, а также интонация. Предложения могут связываться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом – без труда, верный слову – верность слову), местоимений (человек – он), синонимов (книга – издание).

Первичное закрепление

Работа с материалом учебника. Выполнение упражнений 62, 64 (устно), 65 (письменно), 66 (устно, обсуждение).

Рефлексия

Что нового вы узнали о тексте?

Учитель русского языка и литературы – Назарова Н. А.

Петропавловск-Камчатского городского округа

Предмет: русский язык.

Авторы УМК: учебник М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Н. М. Шанский.

Русский язык. 6 класс. Москва. Просвещение, 2016 г.

Тема урока : Текст.

Тип урока : урок развития речи.

Цели урока :

Учить составлять и анализировать текст.

Продолжить развивать устную и письменную речь.

Привить бережное отношение к хлебу.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока.

Он видит, как в поле отец разрыхляет,

Как в влажную землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растёт, наливает зерно.

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, в амбар отвезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

- Прочитать, определить главную мысль (О тяжёлом труде крестьянина).

Так автор поделился с нами своими впечатлениями о работе крестьянина в поле в те времена.

- Можно ли назвать этот отрывок текстом? (Можно. Объединены одной темой. Все предложения связаны по смыслу);

- Поясните значение слов: жатва, амбар, серпами, цепами;

- Выпишите из текста слова и подберите к ним проверочные:

(бросает – брось, зерно – зёрна, зеленеть – зелень, зелёный, наливает – лить, серпами – серп, снопы – сноп, отвезут – вёз, цепами – цепь, испекут – печь).

- Кто из вас знает, как убирают хлебные поля в наше время?

- Кто догадался, как называется тема урока?

Называют тему урока

Записывают число, тему урока.

- Какое впечатление произвело на вас увиденное?

- Какое значение в жизни этого человека имел кусочек хлеба?

Жалость к человеку.

Худой, измождённый, голодный.

Бережно держит хлеб, боится съесть всё сразу.

Для него это источник энергии, это питание, это жизнь.

Во время войны люди умирали от голода. У ленинградцев особое, бережное отношение к хлебу.

- Подберите к слову хлеб однокоренные слова, запишите и выделите корень:

Хлеб, хлебный, хлебопашец, хлебушко,

Хлеба, хлебозавод, хлебница, нахлебник.

- Какие трудности возникли при написании слов?

- Что обозначает слово нахлебник?

- При помощи чего образовали новые слова?

- Вспомните, что ещё кроме хлеба можно выпекать из муки? (наглядный материал)

Записывают в тетрадь.

(хлебопашец, хлебозавод, хлебушко)

(Человек, живущий за счёт других).

При помощи суффиксов, приставок и сложением корней.

(Пироги, лепёшки, блины, булочки, калачи, ватрушки, батоны, и т. д.)

Физминутка Выполняют элементарные

Выполнение работы по вариантам:

К слову хлеб запишите синонимы:

(краюха, каравай, буханка, булка)

К данным словам запишите антонимы:

(белый – чёрный, свежий – чёрствый, мягкий – твёрдый)

Используя синонимы и антонимы, составьте предложения, чтобы получился текст.

В первой паре ученик зачитывает следующий текст.

Мы часто слышим от покупателей, что хлеб продают не свежий, а чёрствый, булочки вчерашние, баранки твёрдые, а я думаю, что хлеб не бывает чёрствый. Чёрствыми бывают люди. Хлеб нужно любить всякий.

(Дети доказывают, что они написали текст, потому что предложения объединены одной темой и совпадают по смыслу).

Работа с учебником.

Открывают учебник (стр. 34, §13).

- Что узнали нового о тексте? (Текст – это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью. Текст может иметь заглавие).

Выполнение устного задания упражнение №61. Отрывок текст И. Тургенева.

Задание: Прочитайте и озаглавьте текст.

(Лес поздней осенью, Осенний лес, Лес осенью, Описание осеннего леса)

На экране предложения, где нарушена последовательность.

Задание: Записать предложения, чтобы получился текст.

Они до срока торопятся убрать хлеба.

Комбайнёры убирают зерно.

Там колосится спелая рожь.

За околицей находятся колхозные поля.

За околицей находятся колхозные поля.

Там колосится спелая рожь.

Комбайнёры убирают зерно.

Они до срока торопятся убрать хлеба.

Записывают в тетрадях, зачитывают и доказывают, что текст составлен правильно.

- Чем отличается работа современного колхозника (фермера) от некрасовского крестьянина?

(В то время был тяжёлый ручной труд, а сейчас выполняют работу машины).

Работа в группах.

Задание по группам.

1 группа: выпишите слова с безударной гласной и объясните орфограмму.

2 группа: выпишите слова с непроизносимыми согласными и объясните орфограммы.

3 группа: выпишите слова с корнем хлеб, и объясните значения слов.

От каждой группы отвечает по одному человеку.

Задание каждой группе.

Вспомните и запишите пословицы и поговорки о хлебе.

- Поясните смысл написанных пословиц. (Поясняют значение пословиц).

- Сравните пословицы, которые вы вспомнили с пословицами на наглядном материале.

Рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов урока.

Чем занимались на уроке?

Что узнали нового и полезного для себя?

(Узнали много нового о хлебе, какой бывает хлеб, о тяжёлом труде крестьянина-хлебороба, о бережном отношении к хлебу.

Познакомились с текстом.

Узнали, чем отличается текст от группы предложений.

Как правильно составлять текст.

КВН по русскому языку для учеников 3 класса КВН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЦЕЛЬ: воспитывать интерес и любовь к русскому языку. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ. 1) Организационный момент. 2) Вступительное.

Читайте также: