Культура и традиции татов и горских евреев дагестана конспект

Обновлено: 06.07.2024

Сразу после переселения в Закавказье, евреи быстро установили контакты с местным населением и Хазарским каганатом. За первые же сто лет евреи проникли с побережья Каспия во внутренние районы Кавказа: Карачай, Балкарию, Чечню. Массовая миграция на Северный Кавказ началась после прихода в на терр. совр. Азербайджана тюркских племён из Cредней Азии.

В горах евреи жили отдельными общинами, но охотно принимали в свои ряды горцев, переходящих в иудаизм. Обращение некоторых горских племён в иудаизм обусловило возможность смешанных браков между евреями и горцами, что сказалось на антропологическом облике иудеев Северного Кавказа. Была распространена полигамия.

Совокупная численность татов-иудеев и горских евреев около 20 тыс. человек, однако, их количество постоянно снижается ввиду миграции и ассимиляции.
Таты-иудеи Азербайджана, жившие в основном, в Баку были также немногочисленны и многие из них предпочли мигрировать в конце 20 века либо в Израиль, либо в Россию.

26.1.2008, автор Bigoss

Татский и тато-еврейский языки относятся к юго-западной подгруппе иранской группы. В эту же подгруппу входят таджикский, персидский (фарси), афганский (дари) и др. языки.

- Таты-мусульмане и таты-иудеи Азербайджана говорят на северном азербайджанском языке и диалектах татского языка.

- Горские евреи говорят на диалектах еврейско-татского языка.

- Таты-христиане говорят на армянском языке и (очень редко) на двух диалектах татского (называемого ими “фарси” или “парсерен”): килварском и матрасском.

До начала 20 века бытовал народный наддиалектный язык, общий для всех татов Азербайджана – зебони имрани.
Еврейско-татский язык, в отличие от татского – письменный. Первоначально использовалось квадратное еврейское письмо, затем – латиница, кириллица.

• Диалекты татского языка (южные диалекты) – отличаются от северных диалектов наличием поздних иранских заимствований и отсутствие еврейско-арамейской лексики.:

девечинский, конакендский, кызыл-казманский, арушкуш-даакушчусский (хызы), апшеронский, балаханский, сураханский, лахыйский, малхамский, килварский, матрасский.

• Диалекты еврейско-татского языка (северные диалекты, кавказит, дагестанит) – присутствует широкий пласт еврейско-арамейских заимствований, архаичной персидской лексики и влияние северокавказских языков в области фонетики:

дербентский, махачкалинско-нальчикский (кайтагский), кубинский (г. Куба в Азербайджане), варташенский/ширванский (слабоизученный).

К особенностям татских диалектов можно отнести ротацизм общеиранского /d/ в /r/ после гласных, сохранение начального "v", которое во всех остальных иранских перешло в "b". Сложная глагольная структура: простые времена – аорист, будущее потенциальное, простое прошедшее, прошедшее многократное; сложные – перфект, настоящее, прждепрошедшее, прошедшее длительное, прошедшее ирреальное.
_____________________
таты-иудеи Азербайджана – арменоидный тип, встречаются метисы с каспийским.

горские евреи – в большинстве своём относятся к смешанному арменоидно-кавкасионскому типу.
_________________
Таты это вообще не национальность,это обозначение географического населения данного народа,в данном случает таты-армяне это армяне проживающие в основном в Шемахинском районе современного Азербайджана,в прошлом Восточной Армении. Шемаха был армянским городом,ему 2500 лет,через него проходил Шелковый путь.

Лично мои корни тоже из Матрасы Шемахинского района, там всегда жили армяне, именно армяне, а не кто то армянезированный. Сам лично составлял недавно гениологическое древо и убедился ещё раз в этом.

26.1.2008, автор Geo

По количеству официальных языков Дагестан может побить все рекорды. СМИ даже называли конкретные цифры – 28 языков.

Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от горских евреев. Однако на сегодняшний день нет никаких оснований утверждать, что горские евреи и таты — это один народ. Прежде всего, сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным, этническим общностям.

Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта, причем пишущие на этом языке называли себя татскими, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейски-ми писателями.

Характерно, что и в настоящее время, несмотря на активную политику отуречивания татов, многие таты, особенно в горных районах, где они в большей степени сохранили свою самобытность, недовольны тем, что в паспортах они записаны азербайджанцами, лишены возможности сохранять язык, культуру и т. п.

Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах других народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом. Таты и горские евреи проживают в одном регионе, но мне не известно ни одно поселение (не считая больших городов типа Баку или Махачкалы), в котором бы они жили совместно.

еврейская группа татов , единственная сознающая свою национальную обособленность (правда, пока, по религиозному признаку) (*5).

Еврейско-татская группа единственная, себя национально выделившая из остальной массы татоязычного населения и положившая начало своей письменности на этом языке. Между тем таты-мусульмане, как мы видели, до революции не выделяли себя из общей массы закавказских мусульман, а после революции проявляют тенденцию выдавать себя за тюрков (*6).

*1. Современная численность татского населения в Азербайджане неизвестна, так как в паспортах таты записаны азербайджанцами и не учитываются при переписях. Тем не менее, можно утверждать, что это число весьма велико, так как еще в начале XX в. численность татов-мусульман в одной только Бакинской губернии составляла 125 тыс. человек.

*2. В Дагестане таты-мусульмане живут только в шести небольших деревнях около Дербента. В середине 1920-х гг. численность татов в Дагестане не превышала 4 тыс. человек.

Последнее утверждение, как уже было сказано, по нашим наблюдениям скорее справедливо для татов Апшерона, но не для татов-горцев.

Горские евреи не являются отдельным народом. Они представляют группу евреев, которые в результате массового переселения обосновались на территории Азербайджана и Дагестана. Их характеризует уникальная культура, которая сформировалась благодаря собственным знаниям и представлениям о жизни, а также под влиянием других народов.


Название

Горские евреи не является самостоятельным названием. Так называли людей их соседи, которые подчеркивали пришлость. Сами же люди именовали себя джуур. Обосновались джуур на Кавказе приблизительно в 5 веке нашей эры.
В последние десятилетия горские евреи покидают родные земли. В основном люди переселяются в Израиль и Соединенные Штаты Америки. Общины в России насчитывают приблизительно 30 тысяч. Некоторые джуур живут в Европе и Канаде.

Многие лингвисты полагают, что язык джуур можно отнести к татскому диалекту. Горские евреи же называют язык джуури. Необходимо уточнить, что татами называют выходцев из Персии, которые ушли из региона из-за возникших междоусобиц. Аналогично горским евреям, они оказались на Кавказе. Сам по себе татский диалект относится к иранской группе. Сейчас многие горские евреи используют иврит, английский, русский. Некоторые изучили азербайджанский. В то же время существует несколько книг и учебники, написанные на еврейско-татском языке.

Нация


Окончательного ответа на вопрос о том, к какой нации относятся джуур, сейчас нет. Ряд ученых, поддерживающих Константина Курдова, выдвигает версию, согласно которой джуур происходит от лезгинов. Однако есть немало несогласных, которые идентифицируют горских евреев как осетинов, чеченцев и аварцев. Это связано со сложившейся материальной культурой и организацией, аналогичной перечисленным народам.

  • У джуур всегда был распространен патриархат;
  • Иногда встречалось многоженство, иудеи даже поддерживали особенности обычаев гостеприимства, характерных именно для соседних регионов;
  • Джуур готовят кавказскую кухню, знают лезгинку, в культуре схожи с дагестанцами и азербайджанцами;
  • Одновременно наблюдаются различия, выраженные в соблюдении иудейских традиций, в том числе праздников. Среди горских евреев есть много тех, которые почитают раввинов и живут по их наставлениям;
  • Генетическое родство с евреями подтверждается анализами британских генетиков, которые изучали Y-хромосомы.

Жизнь


Основное занятие жителей — садоводство. Горские евреи любят заниматься виноделием, торгуют коврами, изготавливают ткани и занимаются рыболовством. Все это традиционные промыслы для жителей Кавказа. Уникальными занятиями джуур можно считать изготовление скульптур. Именно выходец из общин горских евреев участвовал в создании памятника Неизвестному солдату. Немало среди горских евреев оказалось и писателей, в том числе Миши Бахшиев.

Религия

Для горских евреев принципиально важно было сохранить иудаизм. В результате влияние их религии оказалась достаточно велико, чтобы хазарский каганат принял еврейскую веру. В дальнейшем хазары вместе с евреями противостояли арабам, чтобы предотвратить экспансию. Однако половцы сумели разбить армии, а после пришли монголо-татары, которые заставляли людей отказываться от религии. С пришествием войск имама Шамиля джуур пришлось заключать союз с Российской империей, чтобы отстоять веру.


  1. Во время встречи шаббата приглашают раввина, на стол ставят две зажженные свечи, раввин отламывает кусок теста, макает в соль и передает халу дальше.
  2. На завтрак горские евреи всегда предпочитали сыр, сливки, творог, чтобы насытиться перед началом трудового дня, но не слишком нагружать организм.
  3. После работы наступало время шульхана, на который накрывали достаточно большой стол. Шульхан обязательно подразумевал употребление закусок, в роли которых были кинза, петрушка и прочая зелень. Травам всегда отводилось особое место в рационе, поскольку они позволяли укреплять десны и содержали много витаминов. Вместе с зеленью ели овощи, вяленую рыбу. В качестве горячего блюда джуур едят дюшпере — пельмени с бульоном и большим количеством специй. В него обязательно добавляли лук, а тесто делали очень тонким. Дополнительно в блюдо клали чеснок и сдабривали уксусом. Такой рецепт необходим для приготовления сытного и жгучего блюда, ведь джуур приходилось всегда жить в горах, где климат зимой довольно суров.
  4. Тару готовили из говяжьего бульона, в который добавляется сушеная алыча, лук и много мяса. Также в блюдо кладут травы. Особенностью супа является чрезмерная густота, поэтому едят его с помощью лепешек, на которых намазывают готовую смесь.
  5. Из рыбьих голов, хвостов и плавников делают буглеме-джахи. Рыбу варят на медленном огне, затем добавляют к бульону предварительно протушенный лук, рыбу, алычу, кладут соль, перец и вареный рис.
  6. Излюбленным блюдом джуур стали ягни. Это блюдо тоже готовится на бульоне, который делают из курицы или говядины. Бульон кипятят 15 минут, затем добавляют томатную пасту с луком.
  7. Популярную долму готовят из говяжьего фарша, риса и лука. Все ингредиенты смешивают, затем добавляют кинзу, петрушку, соль, перец. Все это заворачивают в виноградные листья. Получаются своего рода голубцы. Листья должны быть проварены минимум 10 минут, затем, после формирования, голубцы кладут в кастрюлю и заливают кипятком. Варить долму нужно на медленном огне.
  8. Другой вариант голубцов называют япраги. Это знакомое каждому жителю России и Украины блюдо отличается лишь тем, что в него добавляют больше воды.
  9. Из напитков горские евреи предпочитают чай, сухие вина.

Одежда

Одежда горских евреев идентична той, которую носят дагестанцы и кабардинцы. Черкеска шьется из сукна, основой для шапки служит каракуль или овечья шерсть. Многие джуур носят длинные кинжалы, которые являются обязательным атрибутом одежды. Некоторое время такое оружие запрещали носить, но после окончания 30-х годов прошлого века запрет сняли. Для утепления пользовались кафтанами, которые подвязывали ремешками. Такой предмет гардероба характерен для ортодоксальных жителей.
Женщины украшают наряды металлическими изделиями и бижутерией. На тело надевали белую рубашку. На ногах обязательно нужно носить штаны, так как религия предписывает женщине закрывать ноги. Голову закрывают платком, волосы могут видеть только отец или муж. Из головных уборов женщине дозволено носить чудку (чутху).

Традиции

Горские евреи, которых часто называют кавказскими или персидскими, помимо традиционного иудаизма, отличаются верой в добрых и злых духов. Представители ортодоксальных общин отрицают возможность существования таких созданий, однако здесь налицо влияние сторонних культур. Удивительно, что подобное явление возникло в их обществе, ведь для него это совсем нехарактерно. В остальном джуур следуют сефардской ветви.

Горских евреев называют персидскими, кавказскими. Их до сих пор не выделяют как отдельный народ, но они сумели сформировать уникальную культуру, вобрав традиции других народов и при этом не ассимилировали. Это уникальный случай для переселенцев, что только подчеркивает необычность и разнообразие жизни людей в разных уголках света.

Из этого видео вы сможете узнать подробно о жизни горских евреев. Особенностях их истории и становления.

Таты в дагестанском историческом процессе

Дагестан уникален не только тем, что на этой сравнительно небольшой территории проживают многие народы, говорящие на множестве языков и наречий, но и тем, что на этой земле с древних времен сосуществовали различные религии: зороастризм, христианство, ислам, иудаизм.

Особо хотелось бы подчеркнуть, что здесь никогда не было войн между народами ни на национальной, ни на религиозной основе. Даже тогда, когда ислам стал основной, доминирующей религией в Дагестане, все остальные религии мирно продолжали сосуществовать благодаря исключительной веротерпимости дагестанцев. Надо с гордостью отметить, что в этом отношении Дагестан на много веков опередил многие страны христианской Европы, где веротерпимость была признана законом лишь в сравнительно недавнем прошлом, после того, как очистительная буря буржуазных революций пронеслась над ними.

В истории Дагестана известен такой примечательный факт, когда Кайтагский уцмий (X в.) в пятницу посещал мусульманскую мечеть, в субботу – иудейский молельный дом, а в воскресенье – христианскую церковь. Аналог такому феномену трудно найти в мировой истории.

Знакомство

Одним из народов, населяющих Дагестан, являются таты. В нашей стране татами называют некомпактно живущие на Кавказе небольшие этнические группы, говорящие на одном, татском, языке (с небольшими диалектными различиями), относящемся к иранской группе языков.

Арабские источники утверждают, что когда воины Багдадского халифата пришли в Дагестан с целью распространения новой религии – ислама, то они увидели здесь значительное количество населения, исповедующего иудаизм. Сегодня существуют разные точки зрения на то, когда и при каких обстоятельствах иудаизм проник в Дагестан. Но факт остается фактом: в Дагестане иудаизм существует с самых древних времен.

Места проживания

Несмотря на различие веры, таты, исповедующие иудаизм (горские евреи – как их именовали), жили в добрососедстве и дружбе с мусульманскими народами Дагестана: аварцами, даргинцами, кумыками, лезгинами, табасаранцами, азербайджанцами. Это тем более примечательно, что вплоть до конца XVIII и начала XIX вв. почти все татское население Дагестана жило в аулах и селениях, занималось главным образом земледелием. Согласно историческим данным, еще лет 120 назад более три четверти татского населения жило в более 30 аулах и селениях: Чиркее, Эрпели, Дургели, Чирюрте, Буйнакске, Рукеле, Шараге, Бильгади, Маджалисе, Нюгеди (Янгикент), Нюгди, Ханжалкале, Мамраче, Араге, Мугарты, Аксае, Хошмензиле, Аглоби и других. Некоторые селения, аулы были целиком населены татами-иудеями: Нюгди, Хошмензиль, Жараг, Аглоби, Ханжел, Мамрач, Джалган, Сабнова.

Дореволюционные путешественники особо отмечали добрососедские отношения между иудеями и мусульманами Дагестана. Так, путешественник И.Черный, в 1868 году побывавший на Кавказе, в Дагестане, в своих впечатлениях отмечал, что иудеи живут дружно с мусульманами, каждый мусульманин имеет своего кунака в селениях, где живут иудеи и, наоборот, каждый иудей имеет своего кунака в мусульманском селении. Об этом же свидетельствуют рассказы наших земляков старшего поколения.

Главным источником таких добрососедских отношений было прежде всего то, что таты жили в одинаковых историко-культурных и социально-экономических условиях, в одних и тех же селениях, аулах, вели одинаковый образ жизни. И это нашло яркое отражение во всех сторонах их хозяйственной, семейно-бытовой и общественной жизни, особенно в их устном народном творчестве, в схожести, родственности, а нередко идентичности сюжетов и образов татского фольклора (чабан, пастух, пахарь, кечел, хан, кади, падишах и т.д.) с фольклором других народов Дагестана.

Жизненный уклад

Уклад жизни татов-иудеев до революции был полупатриархальным, с родовыми пережитками. Он характеризовался наличием родовых семейно-брачных отношений и полунатуральным хозяйством.

Обычаи, обряды

Из того, что рассказывает И. Анисимов о религии своих одноплеменников, видно, что она в течение долгих веков представляла собой сочетание иудаизма с языческими верованиями – почитание языческих божеств, соблюдение языческих праздников, обычаев, обрядов.

Стойко держался обычай кровной мести, о котором говорит И. Анисимов. Согласно поверью, душа убитого будет вечно блуждать, скитаться по миру, не находя себе покоя и взывая о мести, пока кто-нибудь из его сыновей или племянников не убьет убийцу или одного из его близких родственников. Это считалось не только делом чести (намуса) сына, родственников, но и их священным долгом. Поэтому жители некоторых сел, где жили таты-иудеи, в частности с.Нюгеди (Кайтагский район), отличавшиеся большой воинственностью и любовью к оружию, даже в молитвенный дом – нумаз, вопреки запрету, ходили подпоясанными кинжалами и самодельными пистолетами (тапанчами). Бывали случаи, когда кровную месть приводили в исполнение даже во дворе нумаза.

Адаты

В основе морально-этического поведения татов, как и других горцев, лежали адаты (неписаные законы): беспрекословное подчинение слову старших, оказание при необходимости помощи селянину, не говоря уже о ближних, строгое соблюдение правил гостеприимства, многоженство.

Женщины в семье и роду занимали в отношении мужчин подчиненное положение. Жена обязана была выполнять любое желание мужа, выходя из дома, должна была закрывать лицо и волосы платком, она не имела права разговаривать с посторонними мужчинами. Женщин не допускали в религиозные школы и молельные дома (нумазы). Девушек выдавали замуж за того, кого родители определяли в женихи. За невесту платили калым, свадьбы справляли торжественно, с музыкой, танцами. Имело место и похищение невест. Очень празднично отмечали рождение мальчика. На восьмой день совершали обряд обрезания (мило). Мужчина, не имеющий сына, считался несчастным (носил кушак бездетности).

Одежда, кухня

Одеждой таты всех вероисповеданий не отличались от других горцев: черкеска, бешмет, папаха. Они также носили холодное оружие – кинжал. Традиционная женская одежда: длинная рубаха, шаровары, длинное приталенное платье, верхнее распашное платье, платок, чувяки, серебряные украшения.

Кухня татов состоит из разных блюд: назуке ипгар (тонкий хинкал), долма, душпаре, буглома жаги (рыба), герми ош (плов), тара (блюдо из зелени), кобоб (шашлык), хеледис (холодец), жаркое по-татски и другие блюда.

Новое время

Появились первые представители татской интеллигенции: И. Анисимов, Н. Анисимов, Е. Мататов, А. Бинаев, Р. Разилов, И. Беньяминов, Д. Бахшиев, Я. Агарунов; поэты, писатели: Б. Гаврилов, М. Матаев, Ю. Семенов, Д. Атнилов, Я. Ильягуев, М. Дадашев, М. Бахшиев, X. Авшалумов, А. Семендуев и другие.

На смену им шло более молодое поколение: С. Изгияев, М. Дадашев, Ш. Сафанов, Ф. Бахшиев, 3. Семендуева, М. Гаврилов, Б. Сафанов, А. Кукулиев, Б. Ханукаев, Л. Амиров, Н. Гилядов.

В суровые годы Великой Отечественной войны вместе с другими сыновьями и дочерьми Дагестана страны они мужественно встали на защиту Отечества. Многие из них за свои подвиги на фронте удостоены орденов и медалей.

Шатиэлю Абрамову и Исаю Иллазарову за проявленные исключительные мужество и стойкость присвоено звание Героя Советского Союза. По праву гордится наш народ прославленным земляком, знаменитым хирургом, имя которого известно всему миру, Героем Социалистического Труда Гавриилом Илизаровым.

В последние годы в силу ряда социально-экономических причин – развала СССР, неуверенность в завтрашнем дне, тревоги за будущее детей – многие представители этой народности, впрочем, как и многих других, покинули родные места.

Представители нашего народа внесли большой вклад в развитие различных сфер народного хозяйства республики. С чувством гордости можно сказать о том, что 7 человек – членов дербентских колхозов – за свой труд были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Среди них первая женщина Гюльбоор Давыдова.

Религиозная жизнь дагестанских иудеев подчинена законам и регламентам своей религии. Председателем иудейской общины на протяжении многих лет является Шими Дибияев. И сегодня таты достойно представляют свой народ, в каком бы уголке республики, страны они ни трудились.

Евреи горские

Горские евреи – это субэтническая группа евреев, которая сформировалась на Северном и Восточном Кавказе. Из этой статьи вы узнаете о том где живут горские евреи, какая у них численность, язк, внешность, история, религия и многое другое.

Этноним горские евреи

Этноним придумали их соседи, сами горские евреи называют себя жугьур [джуhур], джуур, дхухур, во множественном числе – жугьургьо, джухурхо, а также гьивр.

Где живут горские евреи

До середины XIX века горские евреи жили главным образом на юге Дагестана – в Кайтагском районе, Магарамкенде, Дербенте и Махачкале, а потом начали переселяться и на север тоже. Горские евреи также традиционно проживали своими общинами в Нальчике, Грозном (тейп Жугти) и в деревнях Азербайджана. В XX веке до начала массового выезда советских евреев в Израиль в 70-е годы горские евреи жили также в основном в Дагестане, Азербайджане, Чечне, Кабардино-Балкарии и в Ставропольском крае.

Горские евреи - численность

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в России насчитывалось 3394 горских еврея. По данным переписи 2010 года - 762.

Всего в мире насчитывается более 250 тысяч горских евреев. Большинство из них в настоящее время проживают в Израиле (140-160 тысяч), а также в США (40 тысяч). 7 тысяч горских евреев живут в Азербайджане, 4 тысячи – в Германии, 2 тысячи – в Канаде и 1 тысяча – в Австрии.

Синагога горских евреев есть даже в столице Китая Пекине.

По неофициальным данным, горская община евреев в России насчитывает около 30 тысяч человек.

Язык горских евреев

До начала XX века горские евреи использовали древнееврейскую письменность, потом перешли на латиницу, а в 30-е годы XX века – на кириллицу.

Внешность горских евреев

Часть учёных считают, что горские евреи произошли от лезгинов, другие идентифицируют их с осетинами, чеченцами и аварцами, поскольку их материальная культура и социальная структура по внешним признакам не слишком отличается от культуры других кавказских народов, а генетические исследования подтверждают это родство. Соответственно и внешне горские евреи похожи на представителей других кавказских народов.

горские евреи

История горских евреев

Всего вероятнее, что персидские евреи были вынуждены эмигрировать на Северный Кавказ в связи с мусульманскими завоеваниями, а впоследствии вместе с другими татоязычными народами – спасаясь от вторжения кочевников (тюрок-огузов).

Впрочем, есть и другие гипотезы. По одной из них, парфяне и Сасаниды (династия персидских правителей) специально основали на Кавказе еврейские поселения, чтобы те служили своего рода буфером во время набегов кочевых племён.

По другой версии, горские евреи – это обращённые в иудаизм таты. Хотя существует и противоположная точка зрения: что таты-мусульмане – это бывшие горские евреи.

Третья версия выводит горских евреев из хазар, хотя исторические источники утверждают, что евреи поселились на Кавказе задолго до появления Хазарского царства. Поэтому более вероятно, что после падения Хазарского каганата в X и XI веках хазарские евреи нашли приют у горских.

Горским евреям было нелегко уживаться с мусульманскими соседями.

Евреи некоторых районов Дагестана продолжали платить мусульманским правителям харадж (дань) вплоть до середины XIX века, поскольку российское правительство приравняло этих правителей к помещикам.

Только когда на Кавказ пришли российские войска, немногочисленная этническая группа горских евреев почувствовала себя в относительной безопасности и начала переселяться из высокогорных сёл на границе Азербайджана и Дагестана на побережье Каспия – в основном в крупные города и основанные русскими крепости.

Однако к середине XVIII века шах Ирана пошёл в наступление на Дагестан и почти полностью уничтожил несколько поселений горских евреев. Но в начале XIX века Россия взяли под свою власть большинство районов, где проживали горские евреи.

Во время восстания под предводительством Шамиля (1830-1859 годы) жители некоторых еврейских аулов были насильственно обращены в ислам. И тогда главы общины горских евреев Дербента написали к императору Николаю I обращение на иврите, прося собрать всех рассеянных по Кавказу евреев в города и большие поселения, которые находятся под протекторатом России.

В конце XIX века в Дагестан зачастили посланцы из Иерусалима, которые собирали деньги для халукки. Одновременно начался отток горских евреев на землю обетованную и уже перед Первой мировой войной община горских евреев близ Эрец-Исраэль насчитывала несколько сотен человек.

В 1884 году главный раввин Темир-Хан-Шуры рабби Шарбат Ниссим-оглы отправил своего сына Элияху в Высшее техническое училище Москвы и тот стал первым горским евреем, получившим высшее образование. В начале XX века в Баку, Дербенте и Кубе открылись первые школы для горских евреев с преподаванием на русском языке.

После Октябрьского переворота горские евреи Баку и Дагестана активно включились в борьбу советской власти с местными мусульманскими сепаратистами и по некоторым оценкам составляли около 70 % красногвардейцев.

Во время Второй мировой войны немцы кратковременно оккупировали некоторые из районов Северного Кавказа, но полностью уничтожить там всё еврейское население не успели, по всей видимости, ожидая более чётких указаний из центра относительно неизвестной им этнической группы.

Религия горских евреев

Горские евреи бежали из Персии, чтобы сохранить иудаизм, и в итоге их приверженность религии предков оказалась настолько сильна, что побудила Хазарский каганат принять еврейскую веру.

Борясь с исламизацией, иудеи неоднократно подвергались гонениям. И только религия, а также твёрдое следование канонам иудаизма позволили им не затеряться среди других народов Кавказа и сохранить свою яркую самобытность.

Традиции горских евреев

До советского времени горские евреи жили большими семьями. Одна такая семья включали три-четыре поколения и могла насчитывать до 70 человек, которые проживали в одном дворе. При этом у них была распространена полигамия, но у каждой жены с детьми был отдельный дом или отдельная часть дома.

В случае неисполнения обычая кровной мести еврейские семьи могли породниться. Если убийца тоже был евреем, а родичам убитого не удавалось ему отомстить в течение трёх дней, семьи имели право уладить конфликт узами кровного родства.

В городах евреи жили в отдельном квартале или предместье. Общиной руководил глава наиболее уважаемой или многочисленной семьи. Например, общиной горских евреев в Дербенте руководили три избранных человека: глава и два его заместителя.

Главный раввин города избирался руководителями общины.

В остальном культура джухурхо, как уже было сказано, не сильно отличаются от культуры дагестанцев и азербайджанцев: они готовят те же блюда кавказской кухни, танцуют лезгинку, похоже одеваются и подчиняются адатам – то есть, законам основанным на обычаях куначества и кровной мести. У них так же было принято платить за невесту калым и устраивать помолвки в младенчестве.

Горские евреи были полностью включены в структуру сложных межродовых отношений Кавказа и поэтому до сих пор трепетно относятся к землячеству, они слыли храбрыми джигитами, но при этом они всегда соблюдали субботу, обряд обрезания и ели только кашерную пищу.

горские евреи

Занятия и ремёсла горских евреев

Горские евреи с глубокой древности сумели монополизировать торговлю коврами на Дербентских рынках, и это занятие у них считалось очень почётным.

Если в других регионах России евреям было запрещено возделывать землю, то на Кавказе они свободно занимались земледелием и поэтому сохранили традицию разводить шелкопрядов, выращивать абрикосы, табак и виноград.

Городские горские евреи тоже в основном занимались сельским хозяйством - виноградарством и виноделием, а кроме того разводили растение марену, из которого в старину добывали красную краску.

Из еврейских горских виноделов вышли первые горско-еврейские миллионеры: Ханукаевы и Дадашевы. К концу XIX столетия они основали в Дагестане первую крупную рыболовецкую компанию.

Горские евреи, кроме того, издавна практиковали кожевенное ремесло, но после того, как российские власти в начале XX века запретили им ездить в Среднюю Азию за шкурами, эта отрасль пришла в упадок.

Кухня горских евреев

Многие горские евреи соблюдают кашрут – запрет есть мясо хищной птицы и смешивать мясо с молоком и молочными продуктами.

Кроме того, горские евреи соблюдают традицию выпечки субботнего хлеба. Такой хлеб называется хала, его пекут перед шаббатом и едят утром в субботу.

Песни горских евреев

У горских евреев богатейшая песенная культура, которая развивалась в двух направлениях: в культовых напевах и в неконфессиональном фольклоре. В синагоге их пение представляет из себя неметризованный речетатив в пределах небольшого диапазона. Таким образом они произносят нараспев тексты Торы и другие религиозные тексты.

У горских евреев, существуют специальные песни для обряда обручения и свадьбы, и каждая церемония (шествие невесты, преподнесение подарков, приготовление пищи для праздничного стола, окрашивание хной ногтей на руках родственников и гостей…) сопровождается отдельной музыкальной композицией.

Кроме колыбельных горские евреи поют своим детям специальные песенки, под которые ребёнок учится ходить.

Среди музыкальных инструментов, которые используют горские евреи, выделяется один уникальный. Это шофар – рог, который звучит в синагоге во время празднования Нового года.

Известные горские евреи

Лекарем у имама Шамиля был горский еврей Султан Горичиев. Он оставался с имамом до самой его смерти. Самой любимой женой Шамиля, с которой у него получился самый долгий брак, тоже была горская еврейка – Анна Улуханова, дочь купца из Моздока.

В шоу-бизнесе прославилась представительница горских евреев певица Сара Манахимова (творческий псевдоним – Жасмин).

Одним из авторов памятника Неизвестному солдату, установленному в Москве у Кремлевской стены, был горский еврей Юно Рувимович Рабаев.

Также известны писатели Хизгил Давидович Авшалумов и Миши Юсупович Бахшиев, а Союз кавказских писателей Израиля возглавляет горский еврей Эльдар Пинхасович Гуршумов.

Кроме того, в Израиле среди горских евреев есть два генерала (Алуф Эхуд Адам и Адам Иекутиэль).

В бизнесе наибольшую известность получил бывший владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Читайте также: