Конспект урока по русскому языку 5 класс предложения с обращениями бабайцева

Обновлено: 07.07.2024

Краткое описание: Конспект представляет собой разработку урока русского языка для учащихся 5 класса.Тип урока - изучение нового материала.Учебно-методический комплект под редакцией В. Бабайцевой.Используется несколько разнообразных видов работ на уроке: наблюдение, знакомство с новым т

Тема: Предложения с обращениями (1 урок).

Оборудование урока: магнитофон, записи отрывков из детских песен, распечатанные листы с отрывками из сказок А. Пушкина, наглядные таблицы с пунктограммой.

Поурочные планы по программе В. В.

А. С. Пушкин. Сказки.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Повторение изученного.

Работа по карточкам (по вариантам).

3. Слово учителя.

- Ребята, вы сегодня все такие красивые, нарядные.

- Лена, какой у тебя красивый бант!

- Саша, эта стрижка тебе так идет!

- Катя, ты сегодня замечательно выглядишь!

Здесь учитель перебивает себя и спрашивает:

4. Работа с материалом для наблюдения.

На доске записан отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, -

Посмотрите, как графически обозначаются обращения (показывает на доске в тексте).

5. Беседа по вопросам с опорой на стихотворение.

Итак, что такое обращение?

Словами какой части речи выражены обращения в стих-ии Пушкина?

Из скольких слов может состоять обращение?

С какой интонацией произносятся обращения?

На доске заранее размещены схемы:

ВЫВОД. Обращение может состоять как из одного слова, так и из сочетания слов. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения и обычно выделяется запятой, а если выражает сильное чувство, то после обращения ставиться восклицательный знак.

Всем нам при общении

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

«Рад бы, дети мои, да по старости своей забыл я его,-

В древнерусском языке для обращения существовал специальный звательный падеж (старче, отче). В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой интонацией и употреблением в качестве обращения. Сохранилась она только в некоторых словах под влиянием церковнославянского языка: боже, господи.

8. Наблюдения учащихся. Роль обращения в предложении.

Предложения напечатаны на листах.

Ребята оберегают природу.

Ребята, оберегайте природу!

Определите цель высказывания в каждом предложении.

ВЫВОД. Подлежащее входит в грамматическую основу и обозначает того, кто совершает действие, обращение не входит в грамматическую основу и называет того, к кому обращаются с речью. Между подлежащим и сказуемым соблюдается короткая пауза, а при обращении - пауза длиннее. Обращение произносится со звательной интонацией. К обращению нельзя поставить вопрос.

9. Закрепление изученного. Отработка умений и навыков находить обращения в тексте.

Строчки из стихотворений заранее распечатываются на листах.

Вот из моря вылез старый Бес:

«Да вот веревкой хочу море морщить

«Здравствуй, красная девица, -

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Говорит она ему.

Осердилася пуще старуха,

По щеке ударила мужа:

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

- Спишите в тетрадь любой понравившийся отрывок.

10. Тренировочные упражнения в распознавании обращений на слух.

Звучат отрывки из известных детских песен. Нужно назвать в них обращения.

Что нового узнали на уроке?

Что такое обращение?

Как обращения выделяются на письме?

В каком месте предложения могут находиться?

Являются ли обращения членами предложения?

12. Выставление оценок.

13. Домашнее задание.

Тема: Предложения с обращениями (2 урок)

- Формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи - интонационно;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных ситуациях;

- формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул в речи в экстралингвистических ситуациях

- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать способность классифицировать языковые факты (уместные и неуместные обращения), оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

- формировать отношение к языку как к основному средству общения;

- формировать интерес к русскому языку;

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях.

- Ответьте по плану:

1. Значение обращений.

2. Способ выражения обращений.

3. Член предложения.

4. Позиция в предложении.

5. Пунктуация при обращении.

6. Интонация в предложениях с обращением.

А) Выберите только предложения с обращениями. (Предложения записаны на доске)

Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Муравьи - санитары леса.

Ребята идут на речку купаться.

Ребята пойдем на речку купаться.

Сладко спит моя красавица.

Сладко спи моя красавица.

Над степью Алтая высокие звезды сверкайте.

Б) Спишите текст, вставив обращения из левого столбика.

Здоровье - наше несметное богатство, …!

Чтобы сберечь его, примите совет - регулярно

пользуйтесь лекарствами. Лекарства эти - слова

Чудесные лекарства состоят из доброжелательных слов,

интонаций, взглядов, улыбок. Приучайтесь к ним, … .

И тогда в вашем классе все будут здоровы и добры.

В) Творческое задание.

- В русских народных и авторских сказках очень много обращений.

Посмотрите на иллюстрации к разным сказкам, вспомните, кто и к кому на них обращается. Запишите предложения с обращениями в тетрадь.

Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок.

Свет мой, зеркальце, скажи.

Ах, Иван-царевич, сжалься надо мной - не ешь меня.

Не пей, братец, водицы из копытца: козленочком станешь.





3. Слово учителя.

-Обращение задает тон всему последующему разговору.

Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.

Посмотрите на доску. (Группы обращений подготовлены заранее.)

Все ли обращения уместны в речи? А если уместны, то в каких случаях и к кому?

1 группа обращений.

Сережа. Серега. Сергей. Уважаемый Сергей Петрович.

2 группа обращений.

Папа. Папуленька. Папаша.

3 группа обращений.

Мужчина. Старикан. Дедушка.

- Составьте предложения с выделенными обращениями (задание выполняется по рядам).

- Что важно при выборе обращений?

В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ?

- Запишите вывод в тетрадь.

Помните! Мало быть грамотным человеком, важно быть человеком культурным.

4. Итоговое повторение об обращении.

Что называется обращением?

Чем обычно выражается обращение?

Является ли обращение членом предложения?

Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращением?

5. Домашнее задание.

-Напишите письмо (родным, популярному артисту, спортсмену), используя обращение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе по теме

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;
- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;
- формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул в речи в экстралингвистических ситуациях

Развивающая:

- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
- развивать способность классифицировать языковые факты (уместные и неуместные обращения), оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
- развивать креативные способности обучающихся

Воспитательная:

- формировать отношение к языку как к основному средству общения;
- формировать интерес к русскому языку;
- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
- формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта

Тип урока : усвоение новых знаний

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная работа, работа в группах

Оборудование : карточки с предложениями, проектор, экран.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

1) Что изучали на прошлом уроке? (предложения с однородными членами)

2) Что такое однородные члены предложения?

3) Запишите предложение

В поле, в роще, в саду царствовало безмолвие и составьте схему однородных членов. Запишите получившуюся схему на доске.


2. Актуализация знаний.

На доске записаны предложения (слайд 1)

1. Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.

2. Чем вы, гости, торг ведете?

(в первом предложении говорится о том, что сделали гости, во втором – к гостям обращаются)

3. Формулировка темы и целей урока.

Задание: Сформулируйте тему нашего урока (предложения с обращениями) (слайд 2)
Что вы знаете об обращениях? Что бы хотели узнать? (как ими пользоваться в устной и письменной речи).


4. Изучение нового материала.

1) Понаблюдайте!
Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся (слайд 3)

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. (А. Пушкин.)
2. Уходи, зима седая! (А. Майков)
3. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью.

(П. Никитин.)
4. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи. (Л. Яхнин.)
5. Речка, речка, спрячь меня! (Сказка.)
6. Я гриб нашла! Девочки!
2) Что обозначают данные схемы?(Где находится обращение)

Послушайте предложения и определите, какой схеме соответствует каждое предложение. (Раздаются карточки со схемами)

3) Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения (слайд 4)

. не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе.
. берегите книги!
. прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”.

4) Отличие обращения от подлежащего.

Сравните предложения.

Каковы эти предложения по цели высказывания?

Каким членом предложения являются выделенные слова?
Может ли подлежащее отделяться от сказуемого запятой?

Является ли местоимение ты обращением? Чем оно является в предложении? (слайд 5)

Дима прочитал книгу о животных.
Дима, прочитай книгу о животных.

Дима, ты прочитал книгу о животных?

Сделайте вывод о синтаксической роли обращений в предложении (обращения не являются членом предложения).

5) Ответьте на вопросы:
К кому или к чему обращаются в каждом предложении?

Чем может быть выражено обращение?
Где в предложении может находиться обращение?
Как в предложении выделяется обращение?
Для чего нужны обращения?

3) Вывод (делают сами дети). Обращения бывают распространенные и нераспространенные, могут стоять в начале, в середине и в конце предложения. На письме они выделяются запятыми, а если стоят в начале предложения и произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак (слайд 6).

4) Физминутка (слайд 7).

5. Закрепление материала.

1)Запишите предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, для чего подлежащее сделайте обращением (слайд 8)

Образец записи: Ребята охраняют природу. — Ребята, охраняйте природу!

1) Маша читает книгу о путешествиях.
2) Старшеклассники собираются принять участие в лыжных соревнованиях.

2) Перед вами карточки с предложениями. Расставьте знаки препинания, найдите обращения.

1) Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло!
2) Вылезайте муравьи после зимней стужи.
3) Я радуюсь вашим успехам друзья.
4) Куда ты светлый ручеёк стремишься? (А. Фет.)
5) Друзья к чему весь этот шум? (И. Крылов.)
6) Как милый петушок поёшь ты громко важно! (И. Крылов.)

Первым троим ученикам выставляются оценки. Остальные работы тоже проверяются. Один ученик читает, остальные проверяют у себя.

3)Учитель: Обращение задает тон всему последующему разговору.
Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.
Все ли обращения уместны в речи?(слайд 9)

Сережа. Серега. Сергей. Уважаемый Сергей Петрович.
Папа. Папуленька. Папаша.
Мужчина. Старикан. Дедушка.


6. Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в группах.

1) Учитель: Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы.
Перед вами этикетные формулы-просьбы (слайд 10):

Пожалуйста…
Будьте так любезны…
Будьте добры…
Если вас не затруднит…
Сделайте одолжение…
Не мог бы ты сейчас…
Не выполнишь ли ты мою просьбу…
Вы не могли бы сказать…

Ситуации (раздаются карточки с ситуациями каждой паре учащихся).
1) Попросите своих родителей о покупке …
2) Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.
3) Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Защита работ.

7. Итоги урока. Рефлексия.

1) Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли их решить?
2) Что такое обращение? Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме и в устной речи?
3) Как вы оцениваете свою работу на уроке?(слайд 11)
4) Чтение стихотворения учащимся.

Всем нам при общении
Поможет обращение.
Можно смело обратиться
К людям, звездам или птицам.
Только, друг, не забывай,
Запятые расставляй.

5) Выставление оценок.
6) На следующем уроке мы продолжим изучать тему “Предложения с обращениями”, урок закончен.


8. Домашнее задание (слайд 12).
§42 правило выучить, упражнение 116, или выписать из “Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях” А. С. Пушкина предложения с обращениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Обращение" составлен в соответствии с новыми требованиями нового образовательного стандарта. Программа и УМК под редакцией В. В. Бабайцевой.

Конспект урока по теме "Обращение". 5 класс. ФГОС.

Цель: познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Учить видеть обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; ставить знаки препинания в предложения с обращением; строить схемы предложений с обращением; выразительно читать предложения с обращениями.

Развивать умение использовать обращение в речи, отличать обращение от подлежащего, речь, память, коммуникативные навыки.

Воспитывать бережное уважение к слову, умение вежливо обращаться друг к другу.

Работать над развитием следующих УУД:

находить информацию в тексте, устанавливать аналогии с помощью учителя и самостоятельно, учить отличать подлежащее от обращения; представлять информацию в развернутом виде (схеме): (регулятивные ): выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе; оценивать степень успешности, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; (коммуникативные): излагать свое мнение, аргументировать, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать другого в группе, в паре; (личностные): пользовать правилами поведения, признавать свои ошибки.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут В. П. Начинаем наш урок. (На доске - поляна из цветов, выберите цветок, соответствующий вашему настроению в этот момент , и переместите полянку в сторону. Красный – мне тревожно, синий – мне комфортно, зелёный – у меня хорошее настроение, жёлтый – отличное.)

Актуализация знаний. (Кубик). Вопросы падежей.

Я задаю вопрос и бросаю кубик. Отвечает тот, кто его поймал. Начинаем.

Что это были за вопросы? А ещё чего? (Падежей и членов предложения). Вопросов какого падежа вы не услышали? (Им. П.) Продолжаем урок.

Орфоэпическая работа.

Введение в тему.

а) Слайд 2. Мультфильмы. Чем необычны предложения, которые вы услышали? Когда мыши просили прощения у Леопольда, делали ли в предложении где-либо паузу? А Леопольд? Черепаха? Волк? Надо ли обозначать эту паузу на письме? Как?

б) Прочитайте небольшой рассказ. Карточка 1. (Белая). Пошли однажды в лес по ягоды дед с внуком и увидели на дереве белочку. Они решили попросить, чтобы она сбросила им орешек. Эй! - закричал внук. Белочка даже не обернулась. Как же к ней обратиться? – подумал он. Я придумал! – внук дедушке. Белочка! Сбрось нам орешек! Кто обращается ко мне так вежливо? – подумала она. После этого случая мальчик еще долго рассказывал всем, что он придумал …

Так что же придумал внучек?

6. Формулировка темы и целей урока. Можете ли вы сформулировать тему урока? А чему бы вы хотели научиться? Запись числа и темы урока в тетрадь. Слайд 3. Число, тема + цель урока.

7. Новая тема (продолжение). Работа с учебником теории. Откройте стр. параграф. Прочитайте, что такое обращение. Какое слово здесь главное? (Называет). Повторите.

Работа с учебником практики. Откройте страницу , упражнение . Запишите эти предложения в тетрадь. (У доски 2 ученика). Выполните разбор по членам предложения.

Одинаково получилось? Почему? Какой вывод можно сделать? ( К обращению нельзя задать вопрос. Значит оно не может быть членом предложения.) Попробуйте вынуть его из предложения. Изменился смысл? Слайд 4. Обращение не является членом предложения. Схемы.

Покажите схему, соответствующую предложению с обращением.

Ребята, если вам новая тема показалась понятной, прикрепите к цветку жёлтый стикер, если нет – красный (розовый).

Физкультминутка. Слайд 5.

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Не услышали ли вы в тексте физкультминутки обращений?

8. Работа в группах. Карточки жёлтые.

Карточка 2. Задание: Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте, что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи.

После зимней стужи!

Карточка 2. Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.

К Муравью ползет она:

«Кумушка, мне странно это:

Говорит ей Муравей.

Карточка 2. Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.

Карточка 2. Записать текст. Найти обращения. Определите жанр текста, с которым вы работали.

Проверка работы групп. Обращение может употребляться в текстах художественных произведений и письмах.

Прочитайте ещё раз текст 3 группы. Назовите обращение. Обычно ли такое обращение сегодня? Слайд 6.

Оказывается, в древнерусском языке существовал особый звательный падеж. Это и было обращение. Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” . Она применима только в разговорной речи.

В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.

9. Развитие речи:

А) Обратитесь правильно к соседу по парте. А к учителю?! Одинакова формула построения обращения?

Б) Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в группах. Задание на зелёной карточке.

Карточка 3. Работа в группе.

Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы.

Перед вами этикетные формулы-просьбы: 1.Пожалуйста. 2.Будьте так любезны. 3.Будьте добры. 4.Если вас не затруднит. 5.Сделайте одолжение. 6.Не мог бы ты сейчас. 7.Не выполнишь ли ты мою просьбу. 8.Вы не могли бы сказать.

И ситуации: 1.Попросите своих родителей о покупке … 2 .Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника. 4. Вы опоздали на урок. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Проверка. Чтение.

11. Итог урока. Можно ли в жизни обойтись без обращений? Какую роль они выполняют в речи? (Назвать того, к кому обращаются с речью. Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращаются с речью).

12. Заключительный этап. Рефлексия. Урок подошёл к концу. А теперь снова подойдите к поляне выберите жёлтый цветок, если урок был интересным, зелёный, если урок был полезен, и красный, если пользы от сегодняшнего урока было мало. Переместите новую поляну в сторонку. Красивая полянка успеха получилась? Но это не просто цветы. Это цветы – предсказатели судьбы. Возьмите цветок своего цвета себе и узнайте, что вас ждёт в ближайшее время.

13. Оценивание в группах. Оценивание себя. Оценивание учителем.

14. Выбор домашнего задания. Слайд 8.

1. Найти в сказках А. С. Пушкина или баснях И. А. Крылова примеры обращений. Записать небольшими отрывками.

2. Инсценировать или выразительно прочитать басню.

3. Сочинить сказку об обращении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронном носителе.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Читайте также: