Конспект урока по русскому языку 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели: познакомить с ролью слов в речи; формировать умение вычленять слова из предложения; развивать устную речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять текст по опорным словам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа

— Что такое текст? (Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)

— Что такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.)

— Как пишутся слова в предложении? (Раздельно.)

— Какие знаки могут стоять в конце предложения? (Точка, вопросительный и восклицательные знаки.)

— Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц.)

— Как правильно записать диалог? (Слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.)

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 2 на с. 8—13; ТТ, тест 1 на с. 7—13; ПКР, задания на с. 4—9).)

III. Самоопределение к деятельности

Комната, парта, мангт, дерево.

— Прочитайте запись на доске. Найдите лишнее. (Мангт.)

— Обоснуйте свой ответ. (Не является словом.)

— Почему это сочетание букв не является словом? (Не имеет значения.)

— Придумайте сочетания букв, которые не являются словами.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О слове.)

— Откройте учебник на с. 17. Прочитайте тему. С чем будем знакомиться?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте. Кто автор этого стихотворения?

— Найдите в стихотворении сочетание букв, которое не является словом. Обоснуйте свой ответ.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Прочитайте сведения о языке.

— Какое сочетание букв можно назвать словом?

— Для чего нам нужны слова?

— Назовите главную мысль этого предложения.

— Подумайте, какие слова можно подобрать, чтобы описать то, что вы видите сейчас вокруг себя.

— Прочитайте слова. Что можно представить, читая эти слова? Найдите слова, которые помогут составить рассказ о зиме, о лете.

— А какие слова нужны для рассказа о весне?

— Запишите два таких слова.

— Какие слова вы записали? Почему?

V. Физкультминутка

Видим, скачут по опушке

Две весёлые лягушки.

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Рано утром умывались,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Обсудите это задание в парах.

— К какому выводу вы пришли? Что можно назвать с помощью слов? (Предметы, признаки предметов, действия предметов.)

— Прочитайте слова и выражения.

— Расскажите текст, который вы составили.

(Учитель положительно оценивает каждое выступление.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте стихотворение. Назовите его главную мысль. (Каждое слово имеет значение.)

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Какое название подойдет к этим рисункам? (Весна.)

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 нас. 7; СУ, задания нас. 9, 10; Тр., задания нас. 10).)

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

2. Постановка цели.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку:

Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык.

Т. Абдурахманов

Для чего нужно изучать русский язык? ~ (Ответы детей).

На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.

Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.

В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?

Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь?

Актуализация знаний.

Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: ~ слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.

Какие виды речи иллюстрируют рисунки?

Подберите к рисунку нужную подпись.

я яя яг яз ям ся ня

язык язычок русский язык (Работа над многозначностью слова язык)

В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать.

Запишите эту пословицу. Как вы её понимаете?

Докажите, что это предложение.

Сколько в нём слов?

Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка и язык во рту.

Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют ~ многозначными. Слово язык – многозначное слово.

4. Историческая справка.

Когда же возникла речь?

Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.

Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов. Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.

5.Объяснение нового материала.

УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

Теперь мы знаем, что понадобилось много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

Как вы думаете, какой выход нашли наши предки? ~

Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Ими мы пользуемся и сейчас.

О каких знаках идёт речь? ~ (Буквы).

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - речь, это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

В древней Руси писали на бересте - березовой коре. Бумаги тогда еще не было.

А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).

Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.

Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной.

1) Игровой момент. (Учитель показывает игрушку Буратино):

К нам в гости пришёл Буратино. Буратино гулял по осеннему лесу и простудился. Теперь он не может говорить, у него ангина. Буратино воспользовался письменной речью и написал нам загадки.

Учитель: Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)

- Да, если бы не письменная речь Буратино с больным горлом смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?

Без языка живет.

Не ест и не пьет,

А говорит и поет.

(Радио. Это устная речь.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета. Это письменная речь.)

Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг.
(Телефон)
(Устная речь).

Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет.
(Ручка)
(Письменная речь)

Запишите отгадки. Вверху цифрой укажите количество слогов в каждом слове.

Проверьте себя:

Радио, газета, телефон, ручка.

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся,

Два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой!

Объяснение материала (2)

Для чего же нужна речь?

Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.

Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Спишите это высказывание. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании слов с подчёркнутыми буквами – на правила, которые вам ещё предстоит изучить.

Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.

Растает ледяная глыба

От слова тёплого ~ спасибо. ~

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит ~ добрый день. ~

Мальчик, вежливый т развитый,

Говорит, встречаясь, ~ здравствуйте. ~

Когда меня бранят за шалости,

Я говорю ~ извините, пожалуйста. ~

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят ~ до свидания. ~

Запишите волшебные слова.

Дополните предложения:

Человек владеет (речью).

Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).

Она состоит из (предложений).

Речь бывает … (устная и письменная).

Слайд 24 [добавить анимацию на каждую строку]

Наш гость Буратино в благодарность за вашу работу подарил пожелание от мудрой Черепахи Тортиллы:

Используйте драгоценный дар речи только для блага окружающих.

Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.

Уроки по русскому языку 1 класс и другие полезные материалы для учителя русского языка, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

  • Все учебники
  • Русский язык. 1 класс. Андрианова Т.М., Илюхина В.А.М., 2011. - 96 с.
  • Русский язык. 1 класс. Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др. М.: 2016 - 143 с.
  • Русский язык. 1 класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. 2-е изд., испр. - М.: 2012 - 176 с.
  • Русский язык. 1 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 5-е изд. - М.: 2014. - 143с.
  • Русский язык. 1 класс. Первые уроки. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 4-е изд., перераб. - М.: 2016. - 64 с.
  • Русский язык. 1 класс. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. 9-е изд. - С.: 2015 - 144 с.
  • Русский язык. 1 класс. Учебник. Чуракова Н.А. 3-е изд.- М.: 2013. - 96с
  • Русский язык. Учебник для 1 класса. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. М., 2011, 144 с.


Упражнение в написании слов с изученными буквами Е, Ё, Ж, З, И.

Уроки


Уроки

Цель: обобщение и систематизация знания учащихся в написании букв, слов и предложений; развитие мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы и.


Дифференциация звуков [р] - [л].

Уроки

Урок по учебнику Аксёновой для детей с умственной отсталостью. Цель:Формировать навык дифференциации звуков [р] - [л]. Задачи: 1. Учить читать слоги и слова с буквами.


Путешествие. Раздел "Транспорт"

Уроки

Знакомство с видами транспорта


Конспект урока по русскому языку

Уроки

На даном уроке ученики знакомятся с правилами написания слов с большой буквы.


Звуки г^,г. Буква Г,г.

Уроки

Читайте также: