Конспект урока по русскому языку 1 класс
Обновлено: 05.07.2024
Цели: познакомить с ролью слов в речи; формировать умение вычленять слова из предложения; развивать устную речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять текст по опорным словам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
— Что такое текст? (Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)
— Что такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.)
— Как пишутся слова в предложении? (Раздельно.)
— Какие знаки могут стоять в конце предложения? (Точка, вопросительный и восклицательные знаки.)
— Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц.)
— Как правильно записать диалог? (Слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.)
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 2 на с. 8—13; ТТ, тест 1 на с. 7—13; ПКР, задания на с. 4—9).)
III. Самоопределение к деятельности
Комната, парта, мангт, дерево.
— Прочитайте запись на доске. Найдите лишнее. (Мангт.)
— Обоснуйте свой ответ. (Не является словом.)
— Почему это сочетание букв не является словом? (Не имеет значения.)
— Придумайте сочетания букв, которые не являются словами.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О слове.)
— Откройте учебник на с. 17. Прочитайте тему. С чем будем знакомиться?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте. Кто автор этого стихотворения?
— Найдите в стихотворении сочетание букв, которое не является словом. Обоснуйте свой ответ.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Прочитайте сведения о языке.
— Какое сочетание букв можно назвать словом?
— Для чего нам нужны слова?
— Назовите главную мысль этого предложения.
— Подумайте, какие слова можно подобрать, чтобы описать то, что вы видите сейчас вокруг себя.
— Прочитайте слова. Что можно представить, читая эти слова? Найдите слова, которые помогут составить рассказ о зиме, о лете.
— А какие слова нужны для рассказа о весне?
— Запишите два таких слова.
— Какие слова вы записали? Почему?
V. Физкультминутка
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки.
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Рано утром умывались,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Обсудите это задание в парах.
— К какому выводу вы пришли? Что можно назвать с помощью слов? (Предметы, признаки предметов, действия предметов.)
— Прочитайте слова и выражения.
— Расскажите текст, который вы составили.
(Учитель положительно оценивает каждое выступление.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Прочитайте стихотворение. Назовите его главную мысль. (Каждое слово имеет значение.)
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Какое название подойдет к этим рисункам? (Весна.)
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 нас. 7; СУ, задания нас. 9, 10; Тр., задания нас. 10).)
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
-Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
2. Постановка цели.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык.
Т. Абдурахманов
Для чего нужно изучать русский язык? ~ (Ответы детей).
На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.
Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.
На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.
В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?
Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь?
Актуализация знаний.
Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: ~ слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.
Какие виды речи иллюстрируют рисунки?
Подберите к рисунку нужную подпись.
я яя яг яз ям ся ня
язык язычок русский язык (Работа над многозначностью слова язык)
В народе говорят: Хорошую речь приятно слушать.
Запишите эту пословицу. Как вы её понимаете?
Докажите, что это предложение.
Сколько в нём слов?
Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка и язык во рту.
Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют ~ многозначными. Слово язык – многозначное слово.
4. Историческая справка.
Когда же возникла речь?
Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.
Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов. Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.
5.Объяснение нового материала.
УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.
Теперь мы знаем, что понадобилось много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.
Как вы думаете, какой выход нашли наши предки? ~
Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Ими мы пользуемся и сейчас.
О каких знаках идёт речь? ~ (Буквы).
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - речь, это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.
В древней Руси писали на бересте - березовой коре. Бумаги тогда еще не было.
А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).
Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.
Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.
Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной.
1) Игровой момент. (Учитель показывает игрушку Буратино):
К нам в гости пришёл Буратино. Буратино гулял по осеннему лесу и простудился. Теперь он не может говорить, у него ангина. Буратино воспользовался письменной речью и написал нам загадки.
Учитель: Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)
- Да, если бы не письменная речь Буратино с больным горлом смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)
Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?
Без языка живет.
Не ест и не пьет,
А говорит и поет.
(Радио. Это устная речь.)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета. Это письменная речь.)
Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
(Устная речь).
Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
(Письменная речь)
Запишите отгадки. Вверху цифрой укажите количество слогов в каждом слове.
Проверьте себя:
Радио, газета, телефон, ручка.
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой!
Объяснение материала (2)
Для чего же нужна речь?
Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.
Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Спишите это высказывание. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании слов с подчёркнутыми буквами – на правила, которые вам ещё предстоит изучить.
Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.
Растает ледяная глыба
От слова тёплого ~ спасибо. ~
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ~ добрый день. ~
Мальчик, вежливый т развитый,
Говорит, встречаясь, ~ здравствуйте. ~
Когда меня бранят за шалости,
Я говорю ~ извините, пожалуйста. ~
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ~ до свидания. ~
Запишите волшебные слова.
Дополните предложения:
Человек владеет …(речью).
Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).
Она состоит из … (предложений).
Речь бывает … (устная и письменная).
Слайд 24 [добавить анимацию на каждую строку]
Наш гость Буратино в благодарность за вашу работу подарил пожелание от мудрой Черепахи Тортиллы:
Используйте драгоценный дар речи только для блага окружающих.
Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.
Уроки по русскому языку 1 класс и другие полезные материалы для учителя русского языка, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.
- Все учебники
- Русский язык. 1 класс. Андрианова Т.М., Илюхина В.А.М., 2011. - 96 с.
- Русский язык. 1 класс. Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др. М.: 2016 - 143 с.
- Русский язык. 1 класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. 2-е изд., испр. - М.: 2012 - 176 с.
- Русский язык. 1 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 5-е изд. - М.: 2014. - 143с.
- Русский язык. 1 класс. Первые уроки. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 4-е изд., перераб. - М.: 2016. - 64 с.
- Русский язык. 1 класс. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. 9-е изд. - С.: 2015 - 144 с.
- Русский язык. 1 класс. Учебник. Чуракова Н.А. 3-е изд.- М.: 2013. - 96с
- Русский язык. Учебник для 1 класса. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. М., 2011, 144 с.
Упражнение в написании слов с изученными буквами Е, Ё, Ж, З, И.
Уроки
Уроки
Цель: обобщение и систематизация знания учащихся в написании букв, слов и предложений; развитие мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы и.
Дифференциация звуков [р] - [л].
Уроки
Урок по учебнику Аксёновой для детей с умственной отсталостью. Цель:Формировать навык дифференциации звуков [р] - [л]. Задачи: 1. Учить читать слоги и слова с буквами.
Путешествие. Раздел "Транспорт"
Уроки
Знакомство с видами транспорта
Конспект урока по русскому языку
Уроки
На даном уроке ученики знакомятся с правилами написания слов с большой буквы.
Звуки г^,г. Буква Г,г.
Уроки
Читайте также: